Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Все дети любят узнавать что-то новое, фантазировать, сочинять, воображать – так происходит естественный процесс проявления и развития творческих способностей детей. Всестороннее развитие личности невозможно без развития творчества, креативности, нестандартности.

Способности к творчеству не всегда появляются сами по себе, недаром в дошкольных учреждениях так активно вовлекают детей в творческую деятельность: рисование, поделки, сценки. Важно помочь раскрыть в ребенке творческую жилку, создать благоприятные условия для развития способностей к творчеству. Максимально вкладывая в детстве, мы помогаем становлению гармоничной личности в будущем.

Что такое творческие способности, что к ним относят и зачем их развивать

Процесс создания чего-то нового, отличного от того, что уже имеется, называется творчеством.

Творческие способности предполагают возможность человека к разностороннему мышлению, которое способно находить нестандартные решения для вполне обычных ситуаций. Чаще всего такие способности не являются врожденными и требуют специальных условий для их развития.

Творческие способности включают в себя:

  • активное воображение;
  • гибкое мышление;
  • способность к восприимчивости;
  • развитую интуицию;
  • инициативность;
  • умение применять теорию в жизни;
  • любопытство.

Развитие творческих способностей дошкольников не менее важно, чем развитие интеллектуальных навыков, мышления и памяти, так как все эти процессы взаимосвязаны. Креативность в обучении ребенка не только принесёт ему удовольствие от исследования окружающего мира, но и несомненную пользу для дальнейшего обучения в жизни.

Условия для развития творческих способностей

Развитие творческого потенциала ребенка требует создания специальных условий.

  1. Раннее вовлечение ребенка в творческий процесс.
  2. Создание развивающей среды для стимулирования творческой деятельности, поддержка ребенка во всех начинаниях, доверительные отношения между членами семьи.
  3. Развитие физического здоровья малыша, мелкой и крупной моторики, координации движений.
  4. Развитие творческого мышления дошкольника через ведущую деятельность в этом возрасте – игру.
  5. Предоставление ребенку свободы выбора в том, чем и как ему действительно хочется заниматься в данный момент.
  6. Оказание помощи ребенку, если она необходима.
  7. Стимулирование самостоятельности и инициативы.
  8. Поддержка ребенка при возможных неудачах, вера в его способности.

Особенности занятий, направленных на творческое развитие ребенка

На каких основных психических процессах базируется развитие творчества детей этой возрастной группы? Психологи выделяют пять основных психических процессов, на которых основывается развитие природных творческих способностей у детей 2-3 лет:

  1. Воображение
  2. Восприятие
  3. Мышление
  4. Внимание
  5. Память

Поэтому развивающие игры с родителями должны помогать формированию именно перечисленных процессов. Каждые занятие, игру или упражнение следует организовывать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей малыша. Чтобы занятие было максимально эффективным, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • Продолжительность игры должна составлять 10-15 минут. Конечно, если у ребенка есть желание продолжать, то не стоит его осаждать и навязывать иное занятие.
  • Выбирайте дидактический материал для упражнений по возрасту. Все развивающие игрушки
    (в том числе и их детали) должны комфортно помещаться в ручку ребенка, быть безопасными, яркими и разноплановыми, а также доступными для различного рода манипуляций. При этом необходимо учитывать, что чрезмерная яркость и объемность используемого дидактического материала может испугать ребенка. Следует помнить, что дети 2-3 лет все еще могут попытаться откусить кусочек от предложенной игрушки, поэтому нельзя оставлять малыша наедине с игрушкой, у которой имеются мелкие детали или дефекты (например, распоровшийся шов, через который ребенок может вытащить наполнитель).
  • Во время творческих занятий создавайте положительный эмоциональный фон. Очень важно на каждом занятии поддерживать ребенка, если у него не получается предложенное действие. Переключите его внимание, спокойно объясните еще раз, помогите, посочувствуйте. Главное, чтобы на протяжении всего занятия у маленького человечка сохранялось положительное настроение. В конце игры обязательно похвалите его, расскажите о достижениях другим членам семьи. Можно обустроить дома небольшой стенд для поделок и рисунков. Он будет напоминать ребенку о недавних творческих успехах и подталкивать к новым свершениям.
  • Проводите занятия систематически. Для очевидного результата достаточно проводить одну игру в день. При этом не обязательно привязываться к определенному времени. Лучше основывайтесь на индивидуальном биоритме своего малыша.

Особенности творческих способностей в разных возрастах

В зависимости от возраста развитие творческого потенциала детей проявляется по-разному и имеет свои особенные черты.

Младший дошкольный возраст

1-2 года: малыши в этот период очень музыкальны, их привлекает всё, что издаёт ритмичные звуки, поэтому они так любят игрушки-погремушки. В этом возрасте также дети испытывают интерес к художественному творчеству: пытаются держать карандаш, рисуют «каляки-маляки» и всячески экспериментируют.

3-4 года: младшие дошкольники уже имеют опыт во многих сферах творчества, часто фантазируют и изобретают. В их рисунках уже можно определить, что конкретно там нарисовано, да и сами дети знают, что они хотят нарисовать и каким образом.

Старший дошкольный возраст

5-6 лет: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста приобретает иной характер. Старший дошкольник обладает усидчивостью, нацеленностью на результат, внимательностью и самостоятельностью – всё это даёт возможность усложнять задачи, предлагать новые задания и ожидать предполагаемого результата.

Младший школьный возраст

7-8 лет: период поступления в школу совпадает с периодом начала более серьёзной творческой деятельности. Школа предлагает самые разные направления – музыка, изобразительное искусство, театральная деятельность, техническое творчество. Ребенок имеет возможность развивать себя во многих направлениях или же определиться с каким-то конкретным, подходящим именно ему.

Лучший период развития творчества – ранний дошкольный возраст, когда ребенок легко и непринуждённо впитывает в себя все знания, однако и в старшем возрасте необходимо продолжать работу над формированием творческих качеств.

Развитие творческих способностей ребенка посредством использования нетрадиционных приемов рисования

Обобщение опыта на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» https://sites.google.com/site/klybnayka

Развитие творческих способностей ребенка посредством использования нетрадиционных приемов рисования

Номинация «Дошкольное образование» (ИЗО)

Макаровская Любовь Васильевна

воспитатель

МДОУ «Детский сад №7 «Теремок» г. Коряжма

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

  • во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
  • в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Поэтому тему: «Развитие творческих способностей ребенка посредством использования нетрадиционных приемов рисования» я считаю актуальной

.

Анализ психолого — педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка.

Что такое творческие способности?

Сегодня творческие способности включают в себя комплексное понятие, которое состоит из определенных составляющих: — умение познавать все новое;

— стремление к познанию;

— активность и живость ума;

— умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное

— стремление к постоянным открытиям;

— умение применять на опыте полученные умения и знания;

— свобода воображения;

-интуиция и фантазия, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения.

По мнению ученых О.М. Дьяченко, К. Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном возрасте.

Поэтому развитие творческих способностей детей — одна из главных задач воспитания.

Но очень часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою оригинальную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает.

Мной была выдвинута следующая гипотеза:

я предполагаю, что использование нетрадиционных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста обеспечит положительную динамику в формировании их творческих способностей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель моей работы:

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Поставленная цель определила следующие задачи

:

  • сформировать у детей технические навыки рисования, познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования
  • научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.
  • развивать воображение и творческие способности детей.
  • обогащать и расширять художественный опыт детей
  • побуждать ребенка экспериментировать
  • поощрять и поддерживать творческие находки
  • развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
  • воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству со взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату. способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему

Для реализации поставленных мною задач я разделила свою работу на три этапа:

1.Констатирующий этап

— методическое и дидактическое обоснование проблемы.

Проведя анализ теоретического материала по теме «Развитие творческих способностей ребенка посредством нетрадиционного рисования», я пришла к выводу, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов.

С целью определения имеющихся знаний по данной теме у родителей воспитанников, я провела анкетирование: «Творчество ребенка». После анализа анкет, оказалось, что развитие творчества, по мнению родителей, не является важной задачей для детей дошкольного возраста. Поэтому я составила план работы с родителями по теме: « Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования».

Для определения направлений в работе с детьми по данной теме я разработала диагностику по кружковой работе, исходя из результатов диагностики, разработала перспективное планирование, за основу взяла литературу: «Занятия по рисованию с дошкольниками» Казакова Р.Г.; «Детское творчество» Анке Шмид.

2.Формирующий этап

целенаправленная работа со всеми участниками педпроцесса.

На данном этапе я работала по трём направлениям:

  • Организованная деятельность с детьми;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Методическая деятельность с педагогами;
  • Организованная деятельность с детьми:

Основными формами организации

образовательного процесса стала кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу. Занятия кружка «Мастерская радости» проходили во вторую половину дня, в свободное время 1 – 2 раза в неделю.

Для того чтобы занятия проходили наиболее эффективно, я придерживалась принципа интегральности,

который заключается в том, что детям предлагались темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Также создавались психологические условия

, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы

использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. В моей работе использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, загадки. Для занятий я старалась приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставить детям возможность выбора средств изображения.

Всё это помогло заинтересовать детей, настроить его на творческую деятельность.

Свою работу я начала со 2 младшей группы, постепенно, как и принято «от простого к сложному», по подсказке китайской пословицы: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать — и я пойму». И я начала не только говорить, но и показывать, и дала возможность, сделать малышам то, что они и умели делать. Только чтобы они в конце работы, получали не просто «каракули» понятные лишь им, а получили результат, понятный всем: и нам, и родителям, которые видят их шедевры .

Остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком, ладошкой, кулачком, рисование пальцем ноги, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, печатки). Продумывая каждое занятие, подбирала тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование я начинала с рассказа о явлении или предмета, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования, обязательно проводились физкультминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, анализ в конце занятия работы детей.

Рисование пальчиком

вызывало у ребёнка особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Этот способ изображения обеспечивает детям свободу изображения. Работу начинали сразу с использованием нескольких цветов.

Учились рисовать ладошкой

петушка, бабочку.

Очень детям нравилось рисование кулачком:

котенка, слоненка, зайку. Чтобы нарисовать животное такой техникой, мы приставляем сложенный кулачок ребенка, и обводим карандашом, закрашиваем, дорисовываем ножки, ушки, глазик.

Осенью, гуляя с ребятами, мы собрали листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати
листьями
, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д. Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания Нужно нанести на листок немного краски, положить его окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги и плотно прижать, стараясь не двигать, иначе изображение получится смазанным.

Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа

Другой интересный вариант рисования, который я использовала – метод «тычком жесткой полусухой кистью»

. Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жёсткую кисть в краску и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом изображали веселого снеговика, домашнее животное, елочку, цыпленка, одуванчик. Работы вышли очень интересные и разные.

С помощью ватной палочки

рисовали зайку на лужайке, рыбку.

В работе использовалось рисование печатками, пробками, пенопластом. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции, например ягоды, снежинки.и т.д. . Дети аккуратно прижимали предмет в штампельной подушке с краской и наносили оттиск на бумагу.

Со второго полугодия опробовали технику скатывания бумаги

. Дети старались мять бумагу, скатывали из нее шарик и аккуратно наклеивали на основу. В результате появлялись забавные снеговики, мимозы для мамы.

Много радости вызвало рисование пальчиком ноги

. Для начала я попросила детей оставить отпечатки ноги на бумаге. Затем каждый рисовал все, что захочет. Рисовать пальцами ног лучше сидя на стульчике. Краска наливается в мелкие мисочки, чтобы удобно было макать пальцами. Рисовать лучше всего большим пальцем, но можно и всеми пятью.

В рамках Дня открытых дверей, детского сада, дети показали свои умения в технике проступающий рисунок.

Это смешанная техника рисования различными материалами. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

На открытом занятии для воспитателей нашего детского сада, дошкольники, опробовали технику обрывания бумаги

. Получилась коллективная работа «Колобок».

В среднем дошкольном возрасте дети познакомились с такими техниками как Капельный батик, фроттаж (техника затирания), рисование мыльными пузырями, рисование расческой, вилкой, рисование а проигрывателе, рисование крупными бусинами ,текучие краски , техника восковой вытяжки, рисование льдинками.

Неожиданным открытием для детей стало рисование мыльными пузырями

подарка для Карлсона. Я разводила мыльное средство в воде, добавляла в краску, получался густой насыщенный цвет. Дети опускали трубочку в тарелку и начинали дуть через нее в воду. Благодаря этому на поверхности воды появлялись пузырьки. Мы брали лист бумаги и аккуратно накладывали его сверху на пузырьки. Появлялись красивые цветные узоры.

Забавным стало для детей и рисование вилкой

. Наливали краску в блюдца, окунали в нее вилку задней частью и переносили краску на бумагу, тем самым отпечатывая иголки у ежа.

Дошкольники с радостью выполняли задание Снегурки, пришедшей на занятие, рисуя цветными льдинками

подарки для лесных жителей. Для этого я размешала гуашь в воде, разлила по формочкам и заморозила. Цвета на бумаге получились яркими, насыщенными.

Рисуя крупными бусинами

дети получили массу удовольствия и радости. Способ рисования: на дне упаковки фиксируется лист картона и на нём крепится силуэтное изображение. После крупные бусины делятся и обмакиваются в 4-5 ёмкостях с разной разведённой краской и выкладываются по краям картона. Упаковка закрывается и хаотично встряхивается. Далее аккуратно извлекается картон и освобождается от силуэтной вставки.

Много старания и терпения дети приложили при использовании техники восковой вытяжки,

рисуя цветы мамам. Для работы мы нарисовали восковыми мелками несколько небольших кружков. Затем каждый обвели красками разных цветов, ластиком, легкими движениями вытягивали краску из середины кружков в разные стороны. Особенно красивыми получились цветы, при сочетании синего, желтого и красного цвета.

Неожиданным показалось детям и рисование на проигрывателе

«Мышка убегает от кошки». В середине одноразовой плоской картонной тарелки вырезается отверстие, надеваем тарелку на диск проигрывателя и прикрепляем с помощью скотча. Включаем проигрыватель. Поставим фломастер на край тарелки и медленно ведем руку к центру. Автоматически вырисовываются спиралевидные круги.

В своей работе я заметила, что детям нравится рисовать при помощи клякс. Мы познакомились с техникой рисования – раздувание краски

. На лист бумаги мы нанесли несколько капель жидкой краски, затем дуя в трубочку раздуваем кляксу от центра в стороны. Рисуя таким способом получались и задорные танцующие человечки, унылые «Осенние мотивы.»

С помощью расчески

рисовали «Верблюда в пустыне». Дети наносили кляксу, и размазывали ее по бумаге расческой. Зубья расчески оставили характерные полосатые следы.

Понравились детям и такая техника как «Фроттаж» (техника затирания).

На занятии мы помещали шаблоны под лист бумаги и заштриховывали его восковым мелком, «вырастал »яблоневый сад.

Кружковцы узнали, что с помощью наждачной бумаги

тоже можно рисовать. Дети закрашивали лист наждачной бумаги восковыми мелками, изображая любой сюжет. Затем мы положили белый лист на стопку старых газет и на него сверху лист наждачки разрисованной стороной. Я проглаживала наждачную бумагу. Воск отпечатывался на листе бумаги.

Научились мы и новому приему «присыпание солью»

по мокрой краске для создания объемности изображения. Получился красивый кафтан для Деда Мороза.

Техникой «набрызги

» рисовали Зимушку –зиму. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Знакомство с такой техникой как капельный батик

стало настоящей загадкой для детей. Только в конце работы стало понятно, что изображено на картине. Я зажженой свечой накапала воск на лист бумаги, затем дети наносили слои краски, так повторилось несколько раз. Затем работа проглаживалась утюгом. Получилось яркое, новогоднее конфетти.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображение, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации.

Я, считаю, что нетрадиционные техники рисования позволяют сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

  • Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
  • Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
  • Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
  • Развивается мышление, речь, воображение
  • Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
  • Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
  • Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
  • Взаимодействие с родителями .

Многие исследователи отмечают, что работа по развитию творчества ребенка должна проводиться в тесном контакте с родителями.

Результаты анкетирования определили направления, по которым я строила взаимодействие с родителями. Взаимодействие строилось через детей к родителям. Всё, чем мы занимались с детьми в кружковой работе, оформлялось в памятки для родителей, проводились индивидуальные консультации и т. п.

Чтобы вовлечь родителей в организацию развивающей среды, я предложила оформить многофункциональную ширму по рисованию, с целью стимулирования у детей стремления применять полученные знания, навыки в самостоятельной деятельности.

Совместно с родителями оформлялись газеты «Я рисую с мамой», рисунки к Юбилею детского сада, «Зимние забавы» и т.д.

Был оформлен уголок «Наше творчество» в приемной, где вывешивались работы детей.

Систематически менялась информация по теме «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования». Предлагались такие консультации как «Как научить ребенка рисовать», «Порисуем», «Чем занять детей», «Что означает детский рисунок» и т.д.

Проводился практикум для родителей по нетрадиционному рисованию, где родители сами получили навыки в рисовании нетрадиционными способами.

  • Методическая деятельность с педагогам.

Углубленно работая по данной теме, я делилась с коллегами приобретенным опытом. Провела следующие открытые занятия: «Колобок», для педагогов детского сада; «Узоры на окне», для педагогов города .

Чтобы рассказать о новинках литературы по данной теме, я провела консультацию «Обучение дошкольников нетрадиционным способам рисования», семинар-практикум «Нетрадиционные техники рисования».

3.Аналитический этап – определение динамики в развитии творческих способностей детей, овладение навыками нетрадицинного рисования. Выявление эффективности созданных условий для развития творческих способностей детей.

Анализ проведенной работы отражает положительную динамику, о чем свидетельствуют следующие результаты:

Диагностика по развитию творческих способностей детей:

Уровень развития детей Сентябрь2010г. Май 2012г.
Высокий 0% 73%
Средний 32% 28%
Низкий 68% 0%

Проведенная диагностика говорит о том, что дети приобрели определенные умения и навыки.

Диагностика участия родителей в совместной работе:

Сентябрь 2010г. Май 2012г.
Количество родителей, участвовавших в совместных мероприятиях 20% 65%

Анкетирование родителей в мае 2012 года выявило повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей нетрадиционным техникам рисования, по сравнению с показателями сентября 2010 года.

Большинство родителей считают, что данная тема – одна из важных направлений в работе как детского сада, так и родителей.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Таким образом, выдвинутая мной гипотеза подтвердилась. Углубленная работа по теме: «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования» способствовала тому, что воспитанники и их родители стремятся создать новое, оригинальное, формированию у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.

Известный академик Поддъяков Н.Н. писал «Ребенок в процессе собственной активности выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящей ее цели, ищущий пути и способы ее достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком значении этого слова».

Я считаю, что данная тема всегда была и будет актуальной. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. 1.Акулёнок Т.С. . Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование.
  2. Алексеева В. В. Что такое искусство? — М.: Просвещение, 1991.
  3. Анке Шмид. Детское творчество: пер. с нем.. – М. Мой мир,2007.
  4. Алехин А. Д. Когда начинается художник / А.Д. Алехин — М.: Флинта, 1993.
  5. Аркин Е. А. Ребёнок в дошкольные годы.-М.: Просвещение, 1968.
  6. Венгер Л. А. Педагогика способностей. — М.: Просвещение, 1973.
  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте, 3-е издание / Л. С. Выготский – М.: Педагогика, 1998. – 355 с. 15.
  8. 16.Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А.С.Галанов [и др.]- М.: Наука, 2005 – 354 с.99 17.
  9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
  10. Казакова Т.Т. Развитие у дошкольников творчества. — М.: Просвещение, 1985.-78с.
  11. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. — М.: Творческий центр СФЕРА, 2004.
  12. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемозина, 1995. — 98 с. 29
  13. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010. 3
  14. Флёрина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. — М.: Просвещение, 1966.
  15. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н. А.Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1974. — 175 с. 41.

Что способствует развитию творческой активности у ребенка

Методы развития творческих способностей включают в себя несложные действия, доступные каждому.

Окружающий мир

Выходя с малышом в свет, разговаривайте обо всём, что Вас окружает – люди, машины, строения, природа. Именно общение взрослого с ребенком помогает малышу развить речь, память, воображение и в целом является важным пунктом в становлении у ребенка многих качеств личности.

Развивающие игры и игрушки

Играя, малыш не только испытывает свои маленькие детские радости, но и активно развивается. Важно использовать те игры и игрушки, которые обладают способностью стимулировать развитие ребёнка и соответствуют его возрасту. Пирамидки, мозаики, конструкторы должны быть в каждом доме и у каждого ребенка.

Пожалуй, самая простая и доступная деятельность, но от того не менее эффективная в развитии креативного человека. Обеспечьте ребенку всё необходимое для рисования, так как это прямой путь к развитому малышу.

Умение держать кисточку и аккуратно разукрашивать рисунок положительно влияет на развитие мелкой моторики, а та, в свою очередь, – на развитие речи. Получайте удовольствие, рисуя вместе с малышом, и не переживайте за перепачканную одежду и стол, ведь это вовсе не проблема, когда на кону – счастливый ребенок.

Лепка

Занятия лепкой обладают антистрессовым эффектом и активно влияют на развитие образного мышления. Придумывая фигурку, которую хочет слепить ребенок, он подкрепляет своё воображение, а готовое изделие можно использовать для игры. Также это отличное средство развития мелкой моторики.

Чтение

Читая интересные книги, подобранные по возрасту ребенка, мы открываем ему целый мир фантазий. Разный жанр произведения по-разному оказывает влияние на ребёнка. Сказки – это всегда приключения, стихи – красивое сплетение слов, которые несложно запомнить, а рассказы заставляют задуматься о важных вещах.

Музыка

С самого младенческого возраста мы поём малышу песенки и включаем колыбельные. Музыка оказывает благоприятное воздействие на ребенка. Помогает выразить эмоции, координировать движения в такт, запоминать слова песни. Слушая различные мелодии и песни, дети развивают воображение, речь и память.

Аппликация

Занятие аппликацией – процесс трудоёмкий и требует сосредоточенности от ребенка. Необходимо аккуратно вырезать фигуры, наклеить или прикрепить их к фону, распределить так, чтобы получилась готовая композиция. Все эти действия направлены на развитие мелкой моторики, воображения, чувства вкуса и эстетики.

Театрализованная деятельность

Театр помогает ребенку в развитии таких важных качеств, как выразительная речь, умение управлять мимикой и эмоциями, способность сопереживать героям. Примеряя на себя образы разных персонажей, ребёнок фантазирует на тему того, как бы ему жилось в этом образе, учится реагировать на разные ситуации в жизни.

Доклад на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В современном обществе очень высоко цениться творчество. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, а многие целеустремленные творческие люди всегда находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала. Но неизвестно, по какой причине, к сожалению, многие родители не считают важным составляющим в процессе воспитания развивать творческие способности детей. Обычно они акцентируют внимание на речи, мышлении и памяти малыша, при этом забывая про творчество и воображения. Конечно, никто не спорит, что все эти три пункта очень важны для ребенка, но полностью творчество исключать нельзя. Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. Естественно у каждого ребенка творчество проявляется по-разному: у кого-то в меньшей степени, у кого-то и в большей. Все это будет зависеть от природных задатков. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности, то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающим.

Когда необходимо развивать творческие способности?

Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течении последующей жизни просто совершенствуются и реализуются. Поэтому стартовой точкой развития этих способностей должно и быть раннее детство. Очень часто родители несерьезно воспринимают «небылицы» своих маленьких выдумщиков, а иногда и вовсе взрослые даже их пресекают. Фантазирование на самом деле – это специфическая особенность, характерная для дошкольного возраста. И не стоит ни в коем случае мешать этому процессу. Просто сделайте вид, что верите в доброго Волшебника и в то, что непременно сегодня побываете на Луне и т.п. Именно в таких «воображалках» и зарождается творческий потенциал. Взрослые должны знать и помнить о том, что пик творчество у детей наступает в 3-4 года. В этом возрасте малыши могут насочинять такое ,что мы, взрослые просто диву даемся – каким образом это вообще можно придумать.

С чего начать развитие творческих способностей у детей?

Главную роль в дошкольном возрасте в процессе развития творческих способностей у детей играют непосредственно родители. За частую многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. А если родители обладают определенными творческими способностями, то это просто идеально — может получиться прекрасный семейный творческий тандем. Ну, а если по воле судьбы, творчество далеко не ваш конек, то это не беда и расстраиваться в этом случае не стоит. Вы все равно можете помочь своему любимому чаду. Главное — иметь огромное желание и соответствующие знания в этой области вопроса. Не воспринимайте совсем невинные фантазии маленького выдумщика как что-то примитивное, помните, что любая фантазия ребенка это скрытое зерно творчества. А также и не стоит смеяться над детскими небылицами. Так как творческий ребенок видит обычные вещи в другом ракурсе. Не огорчайтесь и не пытаетесь ругать и наказывать малыша за то, если он говорит, что на картинке изображена, допустим рыбка, а не как на самом деле — чайник, не стол, а — осьминог и так далее. Естественно, маленький воображало прекрасно знает, как выглядят стол и чайник, и что именно они изображены на картинке, просто ему, скорее всего, захотелось пофантазировать. Не забывайте, что малышу в этом возрасте не хочется воспринимать общепринятое понимание вещей, а наоборот хочется дать волю воображению. Чрезмерная серьезность, скованность и консервативность родителей не совсем подходящие помощники для того, чтобы развивать творческие способности детей. Взрослым в обязательном порядке стоит научиться играть в детские игры. Веселитесь, шалите и не бойтесь на определенное время стать детьми. Нарушайте иногда существующие правила поведения взрослых, ведь все это во имя ваших же детей. И это не только сблизит вас с ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет своего образа хорошей «здоровой» психотерапией, позволяющей отвлечься, отдохнуть и если хотите, даже снять напряжение или стресс. В обязательно порядке сочиняйте с ребенком сказки, стихи, придумывайте несуществующих растений и животных, т.е. поддерживайте всячески творческую инициативу малыша.

Методы развития творческих способностей детей

На развитие творческих способностей у детей благоприятно влияют различные виды детской деятельности, которым достаточное внимание уделяется в детском саду, но если ваш малыш не посещает это учреждение, то это тоже не беда. Вы самостоятельно можете с ним заниматься и дома. И это совсем не сложно, а даже наоборот весьма увлекательно и интересно. И так, методы развития творческих способностей детей:

1. Окружающий мир

На прогулке, транспорте, дома — в общем везде где вы находитесь вместе со своим ребенком обсуждайте что именно вас окружает и что происходит вокруг вас. Такое общение архиважное не только для воображения малыша, но для всего развития в целом. Ваши рассказы о животных, явлениях природы, растениях и других вещах окружающего мира, ваш речь – это самый первый и очень важный урок для ребенка. Таким образом, переданные вами знания и понятия будут хорошим стартом для последующего обучения ребенка, развитие его способностей, и в том числе и творческих.

2. Развивающие игрушки и игры

Желательно родителям по возможности следить за тем, чтобы в арсенале непоседы было как можно больше полезных игрушек . В обязательном порядке должны присутствовать конструкторы и мозаики, но естественно все должно соответствовать возрасту ребенка. А перед тем как дать в руки малыша очередную игрушку — ознакомьтесь с ней сами и решите, принесет ли она какую-нибудь пользы ему. Можно воспользоваться следующими играми, влияющими и стимулирующими развитие творческих способностей у детей:

-«Превращение»

Нарисуйте 4 круга ребенку, и дайте ему возможность пофантазировать: пускай он их во что-нибудь превратит (дорисует). К примеру, в цветок, солнце, снеговик, воздушный шарик и т.п. Кстати тоже самое можно и проделать с остальными геометрическими фигурами;

«Что там такое?»

Необходимо положить какой-нибудь предмет в шкатулку или коробочку и пусть ваш любимый выдумщик угадает, что же там находится, но при этом он может задавать вам сопутствующие вопросы и строить свои догадки;

-«Хорошо-плохо»

Взрослые называют предмет, а малыш должен сказать, как он считает, что в нем плохо и что — хорошо.Например, утюг: хорошо, что можно погладить белье, плохо, что можно обжечься. Ветер: хорошо — не жарко в солнечных день, плохо- можно простудиться и заболеть и так далее.;

Игры со словами»

Если стоите в очереди в магазине или поликлинике, идете с детского сада играйте с малышом в слова: вы называете определенное слово, а он пусть учиться подбирать к нему противоположное слово по значению (антоним): добрый- злой, сухой- мокрый, черный -белый; синоним (близкое по значению): красивый- прекрасный, работать –трудиться и т.д.;

-«Нестандартные задачки»

Необходимо чтобы ребенок пытался найти предметам необычный способ использования. К примеру, ложкой можно не только кушать, но и переливать жидкость из одной емкости в другую и т.п. Постарайтесь придумать необычный способ использования мяча, зеркала, кружки и других предметов. И самое важное: не бойтесь сами придумывать различные задачки для «всезнающего» детского ума. Одним из вариантом может быть и это: в город приехал цирк, но по каким-то причинам в городе закончился весь клей и афиши расклеить нечем. А как тогда сделать так,чтобы все жители узнали про цирк? Или: вся семья пошла в

«Что будет, если…»

Предоставьте лес и взяли собой хлеб, консервы, компот, а нож забыли. И как теперь открыть банку?;

возможность малышу пофантазировать: что будет если вдруг все станут великанами или кошки начнут говорить человеческим языком так далее.

3. Рисование

Дайте своему малышу в руки фломастеры, кисточки, краски, карандаши. Запаситесь бумагой и конечно … терпением. Да, безусловно, вам придется, потом стирать перепачканные штанишки и рубашки и следить за тем, чтобы маленький художник не изрисовал весь дом, а ограничился только лишь бумагой. Ничего страшного в этом нет, все через это проходят! Вдруг у вас растет маленький «Репин» или «Пикассо»! Лучше заняться рисованием вместе с малышом и научить его правильно держать кисточку и пользоваться красками. В начале лучше всего изучить все цвета, а затем приступайте к рисованию. Начинайте с рисования простых геометрических фигур. Но при этом стоит непременно обсуждать весь процесс, а особенно первые «шедевры» ребенка. И когда он уже научиться многому, то дайте волю его самостоятельности.

4. Лепка

По каким — то причинам далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И очень зря! Ведь именно лепка очень полезна для ребенка, она развивает пальчики, и к тому же пробуждает творческие способности детей и позволяет малышу проявить всю его фантазию. На первых началах вы будите лепить шарики, колбаски, колечки, а затем постепенно малышу самому захочется расширить свой спектр умений и он начнет лепить что-то уже более сложное. Родители обратите внимание на то, чтобы пластилин был мягкий и яркий!

5. Чтение

Читать детям требуется не только на ночь, но и в любое другое время. Это должны быть подобранные по возрасту и желательно интересу ребенка сказки, рассказы, стихи, литературные произведения. Некоторые специалисты утверждают, что чтению для ребенка необходимо уделять не менее 30 минут в день. А если вы будите вместе с ним посещать библиотеку, то увидите, когда он подрастет и пойдет в школу — он сам будет захаживать частенько в библиотеку. Книга, как ничто другое дает определенный полет фантазии и огромную возможность для воображения, а значит и способствует развитию творческого потенциала.

6. Музыка

Детские песенки и классическую музыку ребенок должен слушать с раннего детства. Это положительно влияет на развитие памяти и образного мышления. И постепенно вы вместе с ним будете петь сами песенки. В случае, если вас каким-то образом обошли музыкальные способности, то по желанию малыша можно отдать его и в танцевальный кружок или кружок по обучению игре на конкретном музыкальном инструменте.

7. Аппликация

Не бойтесь давать в руки ребенка ножницы. Пускай сначала под вашим присмотром он вырежет определенный предмет, а вы в свою очередь объясните ему все необходимые правила соблюдения техники безопасности и памятку по пользованию ножниц. Начните с простой аппликации из геометрических фигур. Можно, к примеру, нарисовать на цветной бумаге фигуры, а затем пусть малыш вырежет и сам составит аппликацию по своему замыслу. Очень удобно также использовать уже готовые комплекты для аппликаций.

Прежде чем решать, как развивать творческие способности ребёнка, помните о самых простых истинах:

— развивайте творческое воображения малыша везде и всегда, а не только в специально отведенное для этого время и место; — окружающая среда ребенка должна способствовать его развитию; — у малыша должен быть необходимый «арсенал» инструментов и материалов для детского творчества: пластилин, краски, цветная бумага и многое другое; — поощряйте и хвалите только безопасные творческие детские инициативы; — не превращайте занятия с малышом в скучные уроки.

Когда-то очень мудрый восточный мудрец сказал: «Ребёнок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Вот этой мудростью и руководствуйтесь при воспитании своего маленького творца.

Игры и упражнения для развития творчества

Мы подобрали игры и упражнения, способные развивать способности к творчеству с раннего дошкольного возраста.

  1. Разнообразный предмет. Возьмите самый обычный предмет и предложите ребенку назвать необычные способы его применения. Помогайте ребенку, предлагая свои варианты, если он затрудняется. Чем более оригинальна идея, тем лучше. Эта игра помогает развивать гибкость мышления, воображение, креативность.
  2. Загадочная свечка. Вечером, перед отходом ко сну, зажгите свечу и поиграйте с ребенком, придумывая, на что похожи тени от свечи. Можно даже составить целый рассказ. Поощряйте особенность сюжета.
  3. Ковёр-самолёт. Предложите ребенку представить, куда бы он отправился, будь у него волшебный ковёр-самолёт. Будет ли это какое-то реальное место или выдуманное, полетит один или с кем-то, чем там займется, что увидит. Чем больше вопросов, тем больше простора для фантазий.
  4. Истории игрушек. По типу мультфильма «История игрушек» предложите ребенку пофантазировать про его игрушки. Что делают игрушки, когда никого нет дома? Кто с кем из игрушек дружит, а кто – одиночка? Скучают ли они, когда с ними долго не играют?
  5. Необычная клякса. Капните на лист бумаги каплю краски и предложите ребенку превратить её во что-то, что ему захочется. Он может дорисовать пальчиком или же на высохшей краске нарисовать контуры. Вместе придумайте историю, как из кляксы получилось что-то новое.
  6. Какой характер у предмета. Предложите ребенку придумать, какой может быть характер у неодушевлённого предмета, например, холодильника, кисточки, расчески. Можно составить рассказ, как этот предмет очутился в руках вредного мальчика, и как поменялось настроение у предмета.
  7. Крокодил. Предложите семье поиграть в крокодила, где ведущий загадывает, что необходимо изобразить, а остальные отгадывают. Игра поистине увлекательна и не требует особой подготовки, при этом отлично развивает актерские способности ребенка.

Конспект занятия по развитию творческих способностей в старшей группе «Дерево волшебства»

Задачи:

  • развивать творческие способности и эмоционально-чувственную сферу ребенка;
  • знакомить с эмоционально-семантическими харак­теристиками цвета, линии в живописи, темпа, темб­ра, динамики и мелодии в музыке:
  • предложить детям самим придумать движения, со­ответствующие характерам конкретных пьес при изображении «волшебных» цветов;
  • побуждать детей передавать особенности сказоч­ных образов цветов, добиваясь выразительности с помощью цвета;
  • развивать воображение детей.

Материалы: гуашь и все необходимое для работы с нею, индивидуальные комплекты цветных карточек (размер карточек из цветной бумаги для аппликации 5×7 см, у каждого не менее 12—15 карточек разного цвета). В центре демонстрационной доски — большое панно с нарисованным на нем крупно «волшебным» деревом: одна половина его с изломанными, корявы­ми, как бы хищно переплетающимися между собой ветками фиолетово-багровых, сине-черных, темно-ко­ричневых тонов, другая половина — с плавно изогнуты­ми, как бы устремленными вверх, к солнцу, ветвями, и ствол теплых тонов.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский, «Подснеж­ник», «Баба-Яга»; Э. Григ, «Утро», «В пещере горного короля»; А. Лядов, «Баба-Яга», «Кикимора».

Зрительный ряд: репродукции картин с изображе­нием цветочных натюрмортов, контрастных по эмоцио­нальному состоянию. Например: М. Сарьян, «Голубые цветы» и «Ереванские цветы»; Н. Сапунов, «Голубые гортензии»; В. Ван-Гог, «Подсолнухи»; А. Куприн, «На­тюрморт с искусственными цветами на черном фоне» и т. д.

Предварительная подготовка: дети рисовали де­коративные цветы и птиц в узорах, рассматривали их в изделиях народных мастеров.

Методические рекомендации

1. Психокинетическая разминка.

Сейчас за окном осень, но еще много красивых и нежных цветов вокруг. Они напоминают нам о лете, о тепле, о солнышке. Они ведут себя почти так же, как люди: утром просыпаются, сияют от радости встречи с солнышком, утренней росой, всеми своими красками и оттенками, а ночью спят, набираются сил. Есть ли среди цветов любимые вами? Назовите их. (Дети на­зывают.) Давайте представим себе, что мы с вами — цветы. Сейчас в нашем саду теплая южная ночь. (Тихо вступает мелодия Э. Грига «Утро».) Цветы спят (педа­гог выделяет эти слова выразительным голосом), сло­жив вдоль длинных стройных стеблей свои листья-руки (педагог показывает, но дети могут и сами придумать, как во время сна располагаются листья цветов), а мо­жет быть, прикрывают ими нежные головки (голосом совсем тихим и спокойным).

Пусть дети несколько мгновений побудут в этом состоянии. Оно может быть длиннее, если дети чем-то были возбуждены до занятия, и достаточно коротким, если дети спокойны.

Вдруг из-за горизонта показалось солнышко (зву­чание музыки несколько усиливается, становится бо­лее динамичным), оно осветило все вокруг, коснулось своими лучами цветов, нежно погладило их головки. (Педагог сам может прикоснуться к головкам несколь­ких ребятишек.) Цветочки подняли свои красивые ли­чики, открыли глаза, радостно улыбнулись солнышку и потянулись всеми своими лепестками и листочками к нему, к его длинным и теплым лучикам. (Звучание музыки становится более громким, оптимистичным.)

Представьте себе, как хорошо нам, цветочкам, жить на свете, как звонко поют птицы, как прекрасно все во­круг, как необыкновенны цветы, растущие рядом, улыбнитесь друг другу, цветы, коснитесь друг друга листочками, потянитесь вместе к солнышку (Апофеоз в музыке). Покажите с помощью цветной карточки цвет своего цветка. Ах, какой необыкновенный разноцвет­ный сад цветет у нас здесь! (Педагог обращает внимание на цвет карточек, которые показали дети, фиксирует свое внимание на тех детях, которые показали карточ­ки глухих, темных, напряженных тонов. В дальней­шей работе эти дети должны быть обязательно в центре внимания педагога.)

Солнышко взошло уже высоко, наши цветочки привели себя в порядок: умылись росой, причесались ветерком, успокоились и стали рассказывать друг дру­гу сны-сказки, которые они увидели ночью. Одну из таких сказок я сейчас расскажу вам.

2. Сказка-игра.

Жила-была на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружила, был волшебный сад, где росло необыкновенное, заколдованное дерево. Весной, когда дерево цвело, на его половинах раскры­вались разные по характеру и окраске цветы.

Послушайте, дети, музыку и попытайтесь опреде­лить, какими были цветы на первой половине дерева (дети внимательно слушают «Подснежник» П.И. Чай­ковского). А теперь выберите цветную карточку и по­кажите, какими по окраске были цветы на этой поло­вине волшебного дерева.

По ночам, когда цветы никто не видел, они спус­кались с дерева и танцевали. Давайте и мы попробуем передать их танец руками, движением тела (Обратите внимание на плавность, мягкость, легкость движений детей.) А теперь покажите мне, как они смотрели друг на друга вовремя этого танца. Молодцы, дети! Теперь попробуйте выбрать репродукции, которые похожи по характеру на те, что представились нам в звучании музыки. Опишите их. Какие же они по характеру? (Лас­ковые, нежные, добрые.)

Но на другой половине заколдованного дерева рос­ли другие цветы. Послушайте музыку и попробуйте передать движением и мимикой, какие они? (Звучит пьеса «Баба-Яга» П.И. Чайковского.) Выберите, пожа­луйста, цветную карточку и покажите, какой по цвету был наряд у этих цветов.

А сейчас попробуйте выбрать репродукции с изоб­ражением похожих цветов. Опишите их характер (злой, колючий, сердитый, зловещий и т. д.).

Посмотрите на дерево, нарисованное на нашем пан­но. Это то самое заколдованное дерево, о котором рас­сказано в сказке. Наступила осень, облетели с него вол­шебные цветы. Дерево стало похоже на обыкновенное, но на самом деле оно продолжало быть заколдован­ным. Когда в саду волшебницы останавливались пут­ники и садились отдохнуть под его доброй половиной, случалось невероятное — они добрели душой и серд­цем. Тот же, кто попадал под его злую половину, ста­новился жестоким, злым и жадным.

Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побы­вал, становились добрыми. А как мы можем предуп­редить людей, что нельзя садиться под вторую полови­ну? Как же нам это сделать? Может быть, нарисовать? А что можно нарисовать? (Дети перечисляют разные варианты: написать объявление — но как же его про­чтут те, кто не умеет читать, например, совсем малень­кие дети? Обнести колючей проволокой — это некра­сиво, да и вообще опасно для жизни дерева: оно может погибнуть. Кто-то догадывается, что можно нарисо­вать цветы «добрые» и «злые» и «развесить» на ветвях дерева.) Замечательно придумали, дети. Но как же на­рисовать «добрый» цветок, а как — «злой»? Давайте еще раз посмотрим на репродукции картин и вспомним, какие цветы мы выбирали для «доброй» половины де­рева, а какие для «злой». А почему мы выбрали эти цветы? По каким признакам определили, что эти цве­ты на картинах «добрые», а эти — «злые»? (Вместе с педагогом дети разбирают цветовое решение картин и линейную характеристику изображенных на них цве­тов. Если это удается не сразу, то следует еще раз по­слушать музыкальные фрагменты или их части, что­бы дети передали характеристики цветов движениями и мимикой.)

Итак, каждому надо нарисовать на листе бумаги один цветочек «добрый», а один — «злой», помня о том, что они должны отличаться друг от друга и по цвету, и по своему контуру (мягкому, плавно изогнутому, или резкому, изломанному).

3. Практическая самостоятельная деятельность.

Дети рисуют два цветка для разных половин вол­шебного дерева, а потом вырезают их по контуру. Пе­дагог вместе с помощниками (теми детьми, которые работают быстрее) наклеивают вырезанные цветы, обя­зательно согласовывая с каждым, на какую из поло­винок дерева, добрую или злую, нужно приклеить тот или иной цветок. Довольно часто на занятии будет встречаться «нейтральное» решение задачи, когда по ри­сунку ребенка практически не видна разница между «добрым» и «злым» цветками.

Когда все без исключения цветки будут наклеены на волшебное дерево, следует подвести итог занятия: что мы сегодня делали, что видели, чему новому на­учились?

Затем педагог приглашает всех детей подойти к панно и полюбоваться коллективной работой. Дети по­казывают друг другу, какие цветы нарисовал каждый из них. Педагог обращает внимание детей на результат общей работы, совместного творчества.

А можно ли нам продолжить сказку? Как дальше играть с этим деревом? Может ли это волшебное дере­во помочь тем, кто ссорится, злится, дерется? А как? Кто догадался? Правильно, дети, надо немного поси­деть или постоять под его «доброй» половиной.

Далее дети вместе с педагогом выбирают место, где панно может висеть. Его можно разместить в груп­повой комнате. Повесив панно, дети усаживаются под «доб­рой» половиной дерева. Звучит фрагмент из сюиты Э. Грига «Утро».

Вывод

Развитие творческих способностей детей необходимо начинать в семье с самого раннего возраста. Когда родители, детский сад, школа и всевозможные кружки за одно – ребенок спокойно и уверенно идет по пути беспрепятственного развития и становления творческой личности. Важно создавать благоприятные условия дома, прислушиваться к желаниям и потребностям ребенка, развивать задатки, данные от природы.

Детские клубы «Бэби-клуб» уже создали все необходимые условия для развивающей среды, подобрали педагогов, раскрывающих потенциал каждого ребенка, и составили программы для детей различных возрастов и наклонностей. Нам, как и Вам, важно не ограничивать ребенка жёсткими рамками, развивать индивидуальность и раскрывать таланты в атмосфере уюта и безопасности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]