картотека подвижных игр «Подвижная математика»
Описание: Каждому игроку из команд дается одна фишка – крышечка. Нужно добежать до ориентира выполняя задания (огибая кегли, перепрыгивая через косички), и расположить крышечку на круге, в кругу нужно положить только четыре крышечки.
Правила: быстро выполнить задание, добежать до пуговицы, положить правильно крышечку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справилась с заданием.
Варианты: по пять крышечек на один кружок, шесть, семь,..
Эстафета «Небоскребы»
Задачи: упражнять в беге с заданием; закреплять умение группировать предметы по определенному количеству.
Оборудование: мягкие колечки по количеству детей, диаметром 30 см.
Описание: У каждого ребенка находится мягкое колечко. Нужно крутя на руке колечко, добежать до ориентира и положить колечко в какую либо колонну (по четыре, пять) как указано на карточках рядом.
Правила: быстро добежать, крутить колечко, не уронив его и положить колечко согласно заданию. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справиться с заданием.
Эстафета « Больше на один»
Задачи: упражнять в прыжках, в сравнении чисел.
Оборудование: карточки с цифрами по две на каждого ребенка, цифры для задания.
Описание: Дети строятся в команды, у каждого карточка с определенным числом. Нужно попрыгать змейкой вокруг кегель, на левой ноге (2м), взять карточку с цифрой, больше на один, (согласно заданию) и обратно прыгать на правой ноге.
Правила: Прыгать до ориентира на левой, назад на правой ноге. Быть внимательным в выполнении задания. Побеждает та команда, чья быстрее и правильнее справится с заданием.
Эстафета «Больше, меньше, равно»
Задачи: Упражнять в равновесии, прыжках, в сравнении множеств с помощью математического знака.
Оборудование: Для двух команд: гимнастическая доска, косички 4 шт., ориентир 2 шт., табло с цифрами команд – 4.
Описание: Дети строятся в команды. Каждый участник эстафеты добегает до ориентира по гимнастической доске, перепрыгивая через ров из косичек, перелистывает табло с цифрами, встает между ними и показывает знак руками.
Правило: быстро добежать до ориентира, выполнив задание, правильно показать сравнение. Вернуться назад, передать эстафету хлопком по руке.
Эстафета «Твоя цифра»
Задачи: упражнять в прыжках на фитбол — мячах, закреплять количественный счет предметов и соотнесение его с цифрой.
Оборудование: карточки с количественным рисунком для каждого ребенка, карточки с цифрами, фитбол – мячи, ориентиры.
Описание: Каждому игроку раздаются карточки с количественным рисунком ( пять цветов, одна бабочка, три пчелы,..), на каждую команду дается по фитбол – мячу. Нужно допрыгать на мяче до ориентира и взять карточку с такой цифрой, которая соответствует твоему рисунку.
Словесные игры с мячом в работе по математике с детьми
Словесные игры с мячом в работе по математике с детьми .
Игра «Где мяч?»
Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь. Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания. закрепление в речи детей правильного употребления предлогов.
Ход игры. Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом…) «Вчера, сегодня, завтра»
То, что было, то, что будет, Каждый помнит — не забудет. Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи. Ход игры. Воспитатель бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы. Вариант2. Сидя в кругу, дети перекидывают мяч друг другу и рассказывают о том, что было с ними вчера, сегодня и что они собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.
Вариант3. Воспитатель бросает мяч говорит: «Сегодня среда, а завтра?» Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы. «Утро, день, вечер, ночь»
Утро, вечер, день и ночь Навсегда уходят прочь. Провожать их не спеши, Что ты делал, расскажи. Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости. Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. • Что ты делал утром? • Что ты делал вечером?
Варианты. 1. «Назови «соседей» утра». 2. «Сначала вечер, а потом?..» 3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем…) «Лови, бросай, дни недели называй»
В календарь не зря глядели — Все мы помним дни недели. Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…» Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.
Усложнение. Дети и воспитатель встают в круг. воспитатель называет дни недели, на каждое слово хлопая мячом об пол: «Понедельник. Вторник…» Вместо следующего дня недели воспитатель называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке. «Месяцы и их последовательность»
Месяц к месяцу встает — Каждый всех их назовет. Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. Ход игры. Дети и воспитатель встают в круг. воспитатель с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март…». Вместо следующего месяца, воспитатель называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол. «Величина»
Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)
Цель. Уточнить представление детей о величине предметов, учит находить сходство предметов по признаку величины.
Ход игры. Воспитатель говорит: « Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у взрослого мяч. Он бросает его ребёнку и говорит слово.
Например: Взрослый: Длинный. Ребёнок: Дорога, лента, верёвка и т. д.
«Давай те посчитаем»
Цель. Закрепление счета: прямого и обратного.
Ход игры. Игроки встают в круг, бросают друг другу мяч и называют числа по порядку. Никто не знает, кому будет брошен мяч в следующий момент.
Варианты:
1.Бросаем мяч друг другу со словами «больше пяти».
Поймавший отвечает (7) и сам задает задание «меньше восьми».
2. Бросаем мяч по кругу. Бросающий называет любое число.
Поймавший называет соседей этого числа.
3. Заколдуем мяч на действие, например на «+2». Первый игрок бросает мяч и называет число в пределах первого десятка. Поймавший должен сказать, сколько будет, если к этому числу прибавить 2, и бросить мяч другому игроку, назвав свое число.
Природоведческой словесной игры с детьми .
«Я спрошу, а ты ответишь»
Цель: закрепление пройденного материала
Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку задает вопрос, ребенок отвечает, бросает мяч обратно воспитателю.
Вариант 1
Взрослый называет природное явление, а ребенок — время года. Например:
-Снег идет… (зимой);
-Радуга на небе… (летом);
-Желтые и красные листья на деревьях… (осенью);
-Скворец несет веточки в скворечник… (весной); и т. д.
Вариант 2
Воспитатель называет обобщающее слово, а дети — слова, относящиеся к данному значению.
-Воспитатель: Насекомые — это…
-Дети:… муха, комар, …
-Воспитатель: Рыбы — это…
-Дети:.. карась, щука,…
Вариант 2
-Воспитатель называет видовое понятие, а дети обобщающее слово.
-Воспитатель: Муха, комар — это…
-Дети:… насекомые.
-Воспитатель: Золотая рыбка, карась — это…
-Дети:… рыбы.
«Доскажи словечко»
Цель: развивать слуховое внимание, правильно подбирать животных, птиц, и. т.д, подходящих по описанию.
Ход игры. Воспитатель читает стих не договаривая последнее слово, бросает мяч ребёнку, тот ловит мяч и заканчивает стих.
Могут в речке Плавать сутки Непоседливые ….(утки) «Му и му» Одно лишь слово Говорит всегда …..(корова) Отгадай-ка, кто проворно Ищет крошки, ищет зерна? Говори же не робей- Это храбрый….. (воробей) Для желторотых крошек Весь день носил он мошек, Заботливый отец! Зовут его….. ( скворец ) Он не любит свет дневной.
Проживает по землёй Землю роет, роет-роет.
Каждый день метро он строит ….(крот) В луже место занимает И ложится на бочок. Пуговку напоминает Розоватый пятачок ….(свинья) В дом родной они спешат, Озабоченно жужжат. Из садов, с полей приносят Сладость, воск и аромат….. (пчелы)
«Мяч бросай и животных называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, овощи быстро называй». Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Ход игры.
Вариант 1.Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Взрослый: — Овощи; Дети: — Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. Взрослый: — Фрукты; Дети: — Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос. Взрослый: — Ягоды; Дети: — Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. Взрослый: — Деревья; Дети: — Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д. Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи. «Животные и их детеныши»
Человеческие дети знают всех зверят на свете. Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мячвоспитателю, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей. Группа 1. у тигра — у льва — у слона — у оленя — у лося — у лисы — Группа 2. у медведя — медвежонок у верблюда — верблюжонок у волка — волчонок у зайца — зайчонок у кролика — крольчонок у белки — бельчонок у коровы — теленок у лошади жеребенок у свиньи — поросенок у овцы — ягненок у курицы — цыпленок у собаки — щенок Группа 3. — тигренок — львенок — слоненок — олененок лосенок — лисенок «Кто как разговаривает?»
Мяч лови, да поскорей Назови язык зверей. Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход игры. Вариант 1. Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова тигр змея комар собака волк утка свинья мычит рычит шипит пищит лает воет крякает хрюкает. Вариант 2. Воспитатель, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. «Подскажи словечко»
Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет. Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Ход игры. Воспитатель, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч воспитатель, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик? — Корова ест сено, а лиса? — Крот роет норки, а сорока? — Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь? — У коровы теленок, а у овцы? — У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? «Чей домик?»
или «Кто где живет?» Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! ‘ Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, воспитатель задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду мяч, отвечает. Вариант 1. Воспитатель: Дети: Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака Кто живет в улье? Пчелы Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк Кто живет в берлоге? Медведь Вариант 2. Воспитатель: Где живет медведь? Где живет волк? Дети: В берлоге. В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».
«Что происходит в природе?»
Человек легко находит, Что в природе происходит. Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Воспитатель: Дети Солнце — что делает? Светит, греет Ручьи — что делают? Бегут, журчат Снег — что делает? Темнеет, тает Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни Капель— что делает? Звенит Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги «Кто как передвигается?»
Кто летает, кто плывет, Кто ползет, а кто идет. Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости. Ход игры. Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча раз личными способами.
Воспитатель: Летают? Дети: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки Воспитатель: Плавают? Дети: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы
Воспитатель: Ползают? Дети: Змеи, гусеницы, черви
Воспитатель: Прыгают? Дети: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.
«Какие действия совершают животные?»
или «Что делают животные?» Что животные умеют — Птицы, рыбы, кошки, змеи? Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости. Ход игры. Воспитатель, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Воспитатель: Собака — Дети Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит;
Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается);
Мышка (Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает);
Утка (Летает, плавает, ныряет, крякает);
Ворона (Летает, ходит, каркает, клюет);
Змея (Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает). «Бывает — не бывает»
Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ! Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления. Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.
Игра «Кто кем был?» Мы, конечно, не забыли, Кем еще вчера вы были. Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход игры. Воспитатель, бросая мяч кому-либо из детей, называет животное, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, отвечает на вопрос, кем был раньше названный объект: цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем, рыба — икринкой, яблоня — семечком, лягушка — головастиком, бабочка — гусеницей.
«Назови одним словом»
Цель: закреплять обобщающие понятия;
Ход игры: Воспитатель называет несколько предметов, предлагает назвать их одним словом и бросает ребенку мяч. Например: «Сорока, ворона, синица, воробей, грач. Кто это?» Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч взрослому.
Получить текст