Дидактические игры для детей 6-7 лет. Картотека
Картотека дидактических игр ТРИЗ и РТВ (подготовительная группа ).
Наш детский сад работает с использованием ТРИЗ технологий. Педагоги систематически разрабатывают свои дидактические игры с использованием ТРИЗ технологий. Хочу представить вам свои разрабтанные игры.
Игра «Построим детский сад» Цель. Познакомить детей с системным подходом к окружающему миру (компонентным и функциональным). Показать зависимость объекта от места проживания. Мозговой штурм – построили детский сад в воде, в горе. Обсудить работу, жизнь в этом детском саду. Для наглядности использовать ресурсы группы. Например: гора – кубики, корзина, одеяло. Море – аквариум – банка – коробка. Игра «Части — целое» по теме детский сад. Цель. Познакомить детей с методом фокальных объектов, объясняя детям технологию работы по этому методу. Учить изменять привычные объекты (или часть объекта), конструируя из них совершенно новые. Продумывая их функции, их взаимоотношение с окружающими предметами и людьми. Провести небольшой анализ положительного и отрицательного в нашем детском саду, в группе. Предложить придумать совершенно новый детский сад, объясняя как пользоваться методом фокальных объектов. Например: в детском саду разные группы — стеклянные, колючие, матерчатые… Продумать функции этих групп. Вопрос: — Для чего можно использовать стены в группе, раздевальной комнаты, если они…? Часть стены колючая, часть…? Для чего эту стену можно использовать? Часть потолка, часть пола…? Мебель, пособия…? Подумать, из чего в группе можно сделать макет такого детского сада для кукол. Использовать ресурсы группы. Цель. Определить главную функцию детского сада для детей, для взрослых, работающих в детском саду, для родителей. Внести в морфологическую таблицу новый ряд – сотрудники детского сада. Игра «Зачем?» Зачем детям — детский сад? Родителям? Воспитателям? Другим сотрудникам? Городу — детский сад, дети? Провести работу по морфологической таблице, определяя возможные изменения, ситуации при определенном выборе карточек. Усложнение. Провести сравнительный анализ детских садов для детей и детских садов для животных. Назвать их, рассмотреть иллюстрации: инкубатор, птицеферма, ферма для телят. «Детский сад» у пингвинов, утят. Сравнить, чему учат в наших детских садах и птицы, звери своих детей. Вопрос: — Почему учат именно этому? Фантастическая ситуация: ребенок попал в «детский сад» пингвинов, утят, телят. Игра «Сказочные герои в детском саду» Цель. Познакомить детей с кольцом Луллия. Учить обобщить явления, не имеющие очевидных связей. Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями. Предложить детям фантастическую ситуацию: все взрослые в детском саду ушли в отпуск, а вместо себя оставили сказочных героев, очень во всем похожих на себя. Вопрос: — Кто в группе будет воспитатель за…? Кто будет помощник воспитателя? Дети называют героев сказок, мультфильмов, которые будут работать в детском саду вместо сотрудников. Обязательно обсуждение — почему именно этот герой будет вместо взрослых? Анализ: Вопрос: — Чем лучше и чем хуже, если в группе будет не воспитатель, а, например, Василиса Прекрасная. Кому лучше, а кому хуже? Показать детям образец (неполный) кольца Луллия. Предложить сделать себе в группу такой и поиграть с ним. Изображения на секторах колец дети могут нарисовать, написать или наклеить сами. 1 кольцо — герои сказок. 2 кольцо — сотрудники детского сада. 3 кольцо — помещения детского сада. Обыграть кольцо, рассматривая каждый вариант – последовательность развития событий, последствия этого изменения для самого героя и его окружающих. Цель. Учить детей ставить конечную цель, приближаться к ней, планируя последовательность действий. Закрепить умение пользоваться символической аналогией. Показать зависимость системы от окружающей среды. Игра «Слова — напарники». Воспитатель называет слово, а дети находят два слова — напарника, которые показывают последовательность действий по теме «Растительный мир». Например: Сирень — ваза — цветы. Зерно — мука-булка. Посадил — выросло — собрал. Игра «Цепочка целей». Какую цель вы ставите перед собой… умываясь, кушая, сажая картошку, собирая ягоды, яблоки. Раскрыть последовательность любого действия детей, разбивая его на множество мелких целей, в правильной последовательности. Чтобы пойти в лес за грибами надо: встать с постели, одеться, умыться. Позавтракать, собрать корзинку, одеться в лес (надеть колготки, брюки, носки…) взять корзину. Подождать папу или маму и т. д. Провести по цепочке целей несколько дел, предложенных детьми. Показать, что любое действие может вызвать антидействие. Например: «Копали яму глубоченную — Получили гору высоченную». Привести еще несколько примеров аналогичного действия. Предложить символически «записать» последовательность любого дела, а потом «прочитать» детям. Игра «Выберем продукты для обеда» Цель. Систематизировать продуты животного происхождения. Учить в зависимости от цели, объединять реальные предметы, создавая непривычный предмет. Провести системный анализ пищи животного происхождения. Компонентная схема выстраивается — рисуется символически на большом листе бумаги. Мясо — животные, птица (яйцо), рыба (икра). Молочное — свежее молоко: масло, сыр. Кислое молоко: сметана, творог, простокваша. При затруднении изображения можно использовать картинки или писать. Назвать множество знакомых блюд, приготовленных их этих продуктов, по ходу раскрывая последовательность приготовления пищи. Обратить внимание на соотношение — больше – меньше. Прочитать «Повар» О. Григорьева Повар готовил обед, И тут отключили свет. Повар леща берет И опускает в компот. Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье, Мешает суп кочережкой, Угли бьет поварешкой. Сахар сыплет в бульон, И очень доволен он. То – то был винегрет. Когда починили свет! По желанию детей сделать кольцо Луллия или морфтаблицу, объединив растительную и животную пищу создать непривычный предмет. Цель. Учить, соединяя знакомых животных, придумать кого-либо совершенно неизвестное. Показать, как размер животного или его изменение могут повлиять на его жизнь и взаимоотношения с окружающими. Выстроить животных по размеру: от самого маленького до самого большого. Найти им аналог в геометрических формах. Обыграть: какое большее, какое меньшее. Сначала на животных, потом на символах. Например. Часть линии: лиса, волк, медведь, слон. Вопрос: — Кто больше волка, но меньше слона и т. д. Тритон — больше слона или меньше? Обсудить, как размер животного или его изменение могут повлиять на его жизнь и взаимоотношения с окружающими. Можно прочитать «Ворона и кошка» Тима Собакина. Большая Ворона идет по дорожке. Ростом Ворона выше, чем Кошка! С вороной бы Кошка затеяла драку, если была бы ростом… с собаку. Используя морфологический анализ, каждый ребенок (или объединяясь по двое — трое) придумать нереальное животное. Придумать ему название. Продумать, как и где оно будет жить, чем питаться. Цель. Воспитывать у детей умение обнаруживать скрытые зависимости и связи, на их основе делать выводы. Показать скрытые ресурсы животных. Учить детей оценивать как сам процесс, так и результат. Игра «Экологическое равновесие «. Однажды природа изобрела зайца, но для полного счастья ему не хватало капусты и …волка. Не будет капусты – погибнет от голода, не будет волка – от болезней. А если вдруг капусты стало много – увеличили количество. Чтобы вся земля не заросла – придумали зайца. Количество зайцев тоже увеличили, их стало много – придумали волков. Но ведь зайцев очень много, зачем бегать ловить, сами мимо бегут. Вопрос: — Если волк не будет двигаться, что будет? Как заставить волка двигаться? Волков стало очень много – что придумали? И т. д. Аналогичную ситуацию потом можно обсудив с другой парой животных по выбору детей. Игра «Лесная загадка» Цель. Учить устанавливать причинно — следственные связи. Воспитывать умение рассматривать привычные предметы, ситуации с непривычной точки зрения. Закрепить владение приемами фантазирования. Составить с детьми подробную морфологическую таблицу. Раскрывать в ней части тела животных, которые им жизненно необходимы: чем добывают пищу, чем обороняются, как передвигаются. Если есть иллюстрации, рассмотреть, как изменились средства приспособления животных за период эволюции. Подвести итог, что у животных все жизненно необходимо. Рассматривая, обратить внимание на влияние окружающей среды на изменения в организме животных. Собрать из таблицы животное, которое может все само. У которого есть все средства на всякий случай. Обсудить, хорошо или плохо ему будет жить сейчас в привычном месте обитания. Какой характер (чей?) будет у этого животного. Сформулировать противоречия, возникающие при приспособлении этого животного к окружающему миру. Попытаться самостоятельно их разрешить. Цель. Учить устанавливать причинно — следственные связи. Воспитывать умение рассматривать привычные предметы, ситуации с непривычной точки зрения. Закрепить владение приемами фантазирования. Составить с детьми подробную морфологическую таблицу. Раскрывать в ней части тела животных, которые им жизненно необходимы: чем добывают пищу, чем обороняются, как передвигаются. Если есть иллюстрации, рассмотреть, как изменились средства приспособления животных за период эволюции. Подвести итог, что у животных все жизненно необходимо. Рассматривая, обратить внимание на влияние окружающей среды на изменения в организме животных. Собрать из таблицы животное, которое может все само. У которого есть все средства на всякий случай. Обсудить, хорошо или плохо ему будет жить сейчас в привычном месте обитания. Какой характер (чей?) будет у этого животного. Сформулировать противоречия, возникающие при приспособлении этого животного к окружающему миру. Попытаться самостоятельно их разрешить. Предварительная работа: Предложить принести фотографии своих родственников, себя и родителей в детстве. Игра «Я — робот» Цель. Закрепить знания о строении, функциях человека с помощью системного оператора. Показать взаимозависимость человека и его окружения. Дать понятие о роде и поколениях. Предложить детям представить, что они роботы, внешне и внутри которых все как у человека. Включить музыку и подвигаться как роботы. Упражнение на координацию движений. Дети сидят или стоят. Дотронуться левой рукой до правого уха, а правой — до левого. А теперь поменять руки и перевести левую на правое плечо, а правую на левое. Поменять руки, дотронуться до талии, затем до колен, а потом и до щиколоток. То же самое делаем по направлению вверх: колени — талия — плечи — уши. Повторить упражнение три раза. Представьте, что в голове много кнопок, и когда на них нажимать, вы начинаете смеяться, плакать… Вопрос: — Кто нажимает эти кнопки? Можете ли вы сказать «стоп» — когда кто-то нажимает эти кнопки? Взаимоотношения в семье. Кнопки — дела. Вопрос: — Как поднять (испортить) настроение, развеселить, огорчить? Разбудить, встретить с работы, с магазина. Работа проводился с карточками, показывающими время суток, квартиру, предпрития. Как человек может изменить что — то в себе, используя знакомые приемы. Например — стать сразу толстым, высоким… Вспомнить, каким приемом пользовался заяц — силач. Для чего человеку может понадобиться изменять что-то в своем облике. Игра «Наоборот» по теме: «Семья, дом, ребенок». Например. Большой — маленький, мама — папа, бабушка – дедушка. Девочка – мальчик, старший – младший… Прочитать «Кто кому кто? » Яков Аким. — Бабушка – бабушка, а чья дочка? — Ты Федина дочь, моего сына. — Мой папа большой, а совсем не сыночек! — Сыночек. Брат четырех моих дочек, Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи? — Да разве у дочки мы были? У тети! — Тетю твою я в люльке качала… — Бабушка, стой, объясни сначала, Кто мне, Наташа и два ее братца. — Ладно, попробуем разобраться: Их мама, племянницы мужа сестра, Маленькой ох и была шустра! А ты им доводишься…Хитрое дело… — бабушка, что-то у нас пригорело! — Тьфу ты, пока я соображала, Все молоко из кастрюли сбежало Игра «Цепочка целей» – наоборот. Цель. Показать детям действие приема «Наоборот». Рассмотреть основные функциональные обязанности в семье и дополнительные. Один из детей говорит последовательность какого-либо действия. Второй говорит их наоборот. Можно каждый шаг фиксировать каким-нибудь символом. Потом первый ребенок говорит наоборот – второй выстраивает правильную цепочку. Подвести итог, что мы все называли наоборот. Вопрос: — Что мы можем выбрать символом «Наоборот». Дети предлагают различных героев, по характеру делающих все наоборот, или предметы (это могут быть: Петрушка, Иванушка – дурачок, Неваляшка, песочные часы). Игра » Все наоборот». Цель. Закрепить знание функций разных частей тела. Закрепить владение приемом » Наоборот». Учить решать задачи, пользуясь этим приемом. Воспитывать чувство юмора, умение находить выход из нетрадиционных ситуаций. Ребенок называет какую-нибудь часть тела, второй ребенок называет, что она делает, третий ребенок – называет дело наоборот. После нескольких слов игра проводится наоборот – называется дело – находится части тела. Например – рука – берет – отбрасывает. Идет – стоит – нога. Ногти – растут – уменьшаются и т. д. Обговорить варианты, когда одновременно происходит два противоположных свойства. Например: Сидишь и едешь, сидишь и летишь, больной и здоровый, маленький и большой. Игра «Я – взрослый» Цель. Закрепить знания и умение пользоваться в жизни морально-этическими нормами, понимать последствия их несоблюдения. Закрепить системное видение себя в окружающем мире. По системному оператору обыграть — ребенок в системе, с изменением надсистемы. Надсистема: дом, улица, больница, автобус, детский сад, магазин и т. д. Показать, как измениться взгляд на ребенка в зависимости от его местонахождения, как он будет называться. Показать многосторонний взгляд на ребенка, его многочисленную социальную роль. Pacсмотреть генетическую линию — кем будет, когда вырастет в семье, на работе. Родственные отношение с нынешними родственниками и с будущими. Зависимость социальной (семейной) роли от возраста, состава семьи. Взаимоотношения, взаимозабота в семье. Можно прочитать детям пословицы: «Не плюй в колодец — пригодится воды налиться». «Прежде чем сделать, надо хорошо подумать». «Как аукнется, так и откликнется». Игра «Испорченный телефон». Цель. Познакомить детей с принципом посредника. Учить понимать переносный смысл слов, словосочетаний, пословиц. Можно предложить усложненную игру. Первый ребенок говорит какую-либо очень знакомую пословицу, второй говорит ее изначальный смысл, третий также объясняя то, что понял своими словами. Последний ребенок должен отгадать, какую пословицу сказал первый ребенок. Например, цепочка может быть такой. Цыплят по осени считают — если хорошо поработал к осени, много цыплят вырастет — надо все хорошо делать, тогда всего будет много — что посеешь, то и пожнешь — умелые руки не знают скуки. Для игры можно взять следующие пословицы: Любишь кататься — люби и саночки возить. Поспешишь, людей насмешишь. Сделал дело — гуляй смело. Как аукнется, так и откликнется и др. В конце игры опять рассмотреть преимущества и недостатку посредника. Игра «Цепочка слов» Цель. Показать детям метод гирлянд и ассоциаций (не называя). Воспитывать нетрадиционный взгляд на привычные реальные вещи, проводя знакомые приемы изменения на знакомом предмете. Подвести детей к пониманию, что в любом процессе всегда участвуют две стороны. Предложить детям назвать несколько слов, которые у них ассоциируются с зимой. Провести метод гирлянд и ассоциаций по теме: «Зима», «Снег», ‘Мороз». В конце подвести итог, что дети говорили много очень похожих слов. Вопрос: — Почему? Что объединяет все эти слова? Предложить еще раз провести цепочку, но закончить ее тем же словом, которым начали — зима. Во время игры, для активизации малоактивных детей использовать небольшую игрушку для передачи следующему в цепочке. Прекрасно передавать кусочек льда — это позволяет идти игре очень быстро. Предложить детям игру «Цепочка целей» (прямой вариант и обратный) по теме — дом, зима, работа. Игра «Кто (что) без чего не может быть?» по этой же теме. Игра «Диктор — телевизор» Цель. Закрепить владение «этажным конструированием». Познакомить с приемом «квантование — непрерывность». Воспитывать способность самовыражаться в своей работе. Закреплять навыки самостоятельной творческой работы. Внести в группу макет телевизора. Рассмотреть телевизор по системному оператору. Предложить детям стать на сегодня дикторами телевидения. Первая передача, которая будет идти по «телевизору» — знакомство с ним, пресс-конференция. Дети с места могут телевизору (или телевизорам) задавать вопросы. Но дикторы — телевизоры могут выступать и сами. Дикторы начинают свои выступления: «Я — телевизор, вот меня включили… Я — телевизор, очень рад с вами встретиться, а то в магазине… В выступлениях отразить бывшую и нынешнюю жизнь телевизора. При желании дети могут одеть на голову «телевизор». Познакомились с телевизорами. Начались новости — реальные и фантастические. Дети рассказывают о происшедших вчера и сегодня событиях. Можно включить кого-нибудь с рекламой. Провести изменения по этажному конструированию «телевизора дома». Обсудить варианты непрерывной работы телевизора. Или непрерывного показа одной какой-либо передачи. Подумать, что в этом хорошего, что плохого. Как количество перерастает в качество. Вспомнить в каких произведениях действие идет непрерывно или прерываясь. Можно сначала привести пример воспитателю, дети находят аналогичные примеры. Игры с игрушками. Цель. Учить систематизировать игры взрослые и детские. Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать, создавая новые для ребенка игры. Воспитывать умение оценивать как сам процесс, так и результат. Составить с детьми морфологическую таблицу игр, в которые играют дети. При составлении продумать, как можно назвать одним словом игры, в которые играют, бегая, прыгая и т. д. Игры, в которые играют, сидя за столом. Подумать, как это можно изобразить на таблице. Произвольно выбрав из каждого ряда составляющие, придумать игру. Обсудить правила игры. Поиграть, если получится. Если не получается играть в группе, можно добавить уже целенаправленно что-то из таблицы или добавить самим. Допускается небольшое отклонение от принятых, правил, если их трудно соблюдать. Обсудить, чему могут научить игры. Попробовать, отталкиваясь от функции, придумать игру, чтоб научиться это делать. Например: читать. Строя из кубиков с буквами, со слогами то дом, то забор, то дорожку, повторить слоги, составить слова, Прыгать на одной ножке. На полу появляется ручеек, а в нем «камешки» — кирпичики такие маленькие, что двумя ногами на них не встать. А на другой стороне ждет подруга. Воспитатель наталкивает детей, чтоб придумывали игры с разнообразными функциями. Игры разные по подвижности. Например, прыгать на носочках можно и сидя на стуле. Прыгают только ноги. Прыгать, сидя на полу — участвуют только ступни ног. После игры выстроить линию игр, в которые играют взрослые. Игры можно классифицировать — на домашние, на воздухе и телевизионные. Подумать, в какие из этих игр, мы могли бы играть. Обсудить, в какие игры мы играем, а взрослые эти занимаются на работе, дома. То есть, то, что для них работа, для нас игра. Игра «Аукцион». Цель. Учить детей описывать предметы, игры, находя в них очевидные и скрытые достоинства. Уметь описать не только реальный предмет, но и предмет — плод фантазии ребенка. В группу приносятся масса новых предметов, игрушек. Каждый ребенок выбирает, что он будет представлять на аукционе, выбрав предмет, дети все вместе выбирают слова по методу фокальных объектов или используют приемы фантазирования. Главное, что получился необычный предмет или игрушка. Дети продумывают его новые очевидные и скрытые Достоинства и функции. Плата за вещи на аукционе придумывается заранее или используется раздаточный материал по математике. Дети по очереди представляют свои предметы, остальные покупают или нет. Купивший ребенок должен сказать, что ему больше всего понравилось в этом предмете. Часть вещей может быть реальная, но с дополнительным набором функций. После аукциона дети играют с игрушками, предметами. Игрушки и предметы остаются в группе или навсегда или на длительное время. Игра «Части — целое» прямая и обратная по транспорту. Цель. Познакомить детей с законом повышения степени идеальности. Учить видеть претензии к средствам передвижения, из которых вышли те или иные особенности современного транспорта. Загадать детям загадки о транспорте. Спросить, догадались ли они, о чем будем сегодня говорить. Рассмотреть, какой транспорт по видам дети знают. Сгруппировать по столам — гаражам: наземный, подземный, воздушный водный, космический. Внутри групп: наземный и воздушный рассортировать по видам деятельности. Выбрав одну из машин, провести системный анализ. Особо обратить внимание на линию развития. Выложить (желательно фотографии или иллюстрации) по изменению транспортных средств в течение веков. Рассмотреть общее с современным транспортом и их отличие. Найти претензии к старинным видам транспорта, которые разрешены человеком. Что именно было сделано и, если получится, как сделано. Обратить внимание, что человек все время улучшал транспорт, но через какое — то время опять что-то не удовлетворяло. Обсудить это на примерах, формулируя противоречия и какими приемами они были решены. Игра «Пресс — конференция», Цель. Закрепить понимание закона повышения степени идеальности. Учить на основе аналогий и необходимых функций проектировать новые конструкции. Повторить названия транспортных средств. Вспомнить и обговорить какой транспорт дети выдели на улице. Рассмотреть и сравнить машины в каталоге или по фотографиям и тот, который на улице. Игра «Без чего машин не бывает» Обратить внимание детей на системный подход к задаваемым вопросам. Поговорить о экологически чистом транспорте – по функциям и по внешнему виду. Найти аналоги машинам в природе. Обсудить, что в этом хорошего, что плохого. При обсуждении обратить внимание, сколько средств затрачивали для изготовления транспорта и как много функций он выполнял. Сколько сил и средств затрачивает сейчас человек для нормальной работы транспорта. Перечислить, какие именно. Можно ли сказать, что теперь машины самые лучшее; или через какое — то время она не будут устраивать людей. Вопрос: — Что еще хочется, чтоб делала машина? Как можно назвать машину, которая умеет делать все, что хочется? Вопрос: — Почему есть транспорт для человека, но нет специального для животных, птиц, насекомых, растений? Когда нужен такой транспорт? Как сейчас перевозятся животные? Зачем транспорт птицам? Используя, какие принципы можно придумать такой транспорт? Цель. Познакомить детей с приемом фантазирования «изменение законов природы». Учить детей отталкиваясь от реальных ситуации, обобщать явления, не имеющие аналогов в природе. Прочитать детям «Отвечайте, правда ли?» Гиви Чичинадзе. В этот час, веселый час, Вам загадок я припас. Вьюга поле замела, И чинара вся беда. В марте стаял снег и лед, Это к нам зима идет. Любит кошка на обед Виноград и винегрет. Ночью в дождик, как пастух, Вывел кур гулять петух. Лебедь плавает в пруду, Спит на яблоне в саду. Шерсть смотали мы в моток, Выйдет шелковый платок. Хоть улитка и мала, Целый домик унесла. Закудахтал пес Барбос, И в гнезде яичко снес. Лапой хвать, зубами щелк. Хищник — тигр и хищник — волк. Верно, дети! Молодцы! Вам в награду леденцы. Вот растаял леденец, И стихам пришел конец. Пока воспитатель читает стихотворение, дети откладывают перед собой на столе столько фишек, сколько неточностей они найдут. Потом дети сверяют, сколько человек правильно нашли неточности. Вопрос: — Как бы это правильно было? Некоторые моменты из стихотворения исправляются на реальные. Обсуждаются и называются те ситуации, которые всегда бывают. Например: солнце всегда встает по утрам. Дерево всегда растет вверх. Сначала появляется яйцо, а потом из него цыпленок. Игра «Наоборот». Один из детей называет какую — либо реальную ситуацию, передает небольшой предмет другому ребенку, который эту ситуацию говорит наоборот. Например: ветер дует, поэтому облако летит. Облако летит, поэтому ветер дует. Объяснить детям понятие «закон». Обсудить, что мы сейчас с этими законами природы делали. Мы их изменяли. Поэтому получались фантастические ситуации. Игра «Измени сказку» Вопрос: — Как будет выглядеть любая сказка, если мы изменим в ней законы природы? Если изменить законы природы в сказке «Волк и семеро козлят», как измениться сказка? Придумать сказку, используя измененные ситуации. Можно придумывать всей группой, можно индивидуально. Цель. Учить, используя приемы изменения, изменять самостоятельно сказку, придумывая новую. Закреплять умение представлять события в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями, создавать новые образы, планируя их действия, жизненные этапы. Уметь решать возникшие сказочные задачи по возможности самостоятельно, пользуясь при этом морально — этическими нормами. Дети самостоятельно выбирают из большого количества предложенных сказок, какую-то одну для изменения. Коротко пересказывают основные сюжетные линии сказки. Характеры ее героев. Далее детям предлагается самостоятельно провести изменения этой сказки, используя по желанию любые приемы изменения. По ходу выстраивания новой сюжетной линии решать возникшие задачи. Новые сказки каждый ребенок «записывает» на своих листочках. В конце работы, желающие рассказывают свои сказки. Находятся аналогичные ситуации, сравниваются варианты решения аналогичных задач. При желании можно в конце сочинить одну общую сказку.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для детей 5-7 лет на тему: Спорт Математические игры с палочками Кюизенера для детей 6-7 лет Грамматика для дошкольников 6-7 лет Дидактическое пособие для дошкольников 6-7 лет по методике Никитина своими руками
Похожие статьи:
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в старшей — подготовительной группе
Методика классификации
Есть несколько критериев классификации игр и разделения их на группы. Это дает возможность подобрать занятие, максимально подходящее под конкретные педагогические задачи.
Самостоятельное занятие
Подбор материалов для занятий
В зависимости от содержания занятия делятся на различные виды, направленные на совершенствование того или иного навыка у детей. В соответствии с этим используются различные материалы, такие как:
- игрушки;
- картинки;
- различные бытовые предметы;
- настольные игры, распечатать которые можно самостоятельно.
Поэтапное рисование начинающим — уроки для детей
Роль воспитателя в организации игр
Исходя из типа занятия, уровня подготовки группы и их самостоятельности, влияние воспитателя на процесс может быть как основным, например, в качестве ведущего, так и второстепенным, когда он наблюдает со стороны и лишь при необходимости направляет действия в нужное русло.
Суть игровой деятельности в детском саду
Игра в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является формой общественной жизни ребёнка, способствующей его физическому, психическому и интеллектуальному росту, а также воспитывающая волевые, нравственные качества и творческие способности.
В игре дети учатся быть креативными
Цели
Исходя из определения игровой деятельности, можно составить перечень целевых ориентиров, определяющих её значимость в детском саду.
Обучающие
К этой группе относится:
- организация познавательной деятельности (как следует из практики, в игровой форме дети быстрее усваивают новые знания);
- расширение кругозора (новые виды активности или иные формы уже знакомых игр раскрывают для детей некоторые неизвестные явления и факты, например, проводя в подготовительной группе игру-исследование по выращиванию цветка, ребята знакомятся с понятием «черенок», разбирают такое явление, как «анабиоз» и пр.);
- формирование навыков и умений (например, в процессе игр на прогулке дети учатся, помогая дворнику, убирать снег с дорожек, при этом игровое задание состоит не только в качестве уборки, но и в скорости, что воспитывает чувство здоровой конкуренции).
Развивающие
В этом случае миссия игры заключается в развитии:
- внимания (чтобы быть равноправным участником игры, ребёнку нужно не только выполнять свои действия, но и следить за тем, что делают остальные участники);
- памяти (игра требует запоминания не только содержания игрового действия, но и правил, а также перечня необходимых атрибутов, вариантов условий и пр.);
- речи (активное взаимодействие друг с другом пополняет активный и пассивный словарный запас детей);
- мышления (игровая деятельность включает все процессы мышления через необходимость сравнивать, сопоставлять, анализировать);
- фантазии (ребята имеют возможность примерять на себя разные социальные роли — мамы, учителя, врача и др., что важно в том числе и для определения круга интересов);
- чувства ответственности за своё физическое состояние;
Игры помогают детям постичь культуру здорового образа жизни
- мотивации учебной деятельности (дети воспринимают дидактический материал не набором сухих фактов, а важной составляющей забавы).
Воспитательные
Часть триады целевого компонента образования в игре реализуется воспитанием:
- самостоятельности (в процессе игровой активности дети 6–7 лет не только сами выполняют игровые действия, но и придумывают правила, например, для сюжетно-ролевых забав);
- саморегуляции (ребята учатся не бросать начатое, доводить дело до конца, не поддаваться сиюминутным чувствам);
- общительности (взаимодействие в большинстве игр подразумевает коммуникацию друг с другом и со взрослым);
- чувства сотрудничества;
- нравственных и эстетических позиций.
Задачи
В контексте реализации поставленных целей, организуя и проводя игры, педагог решает следующие задачи:
- учит ребят эвристическому подходу в получении знаний (так, например, в дидактической игре на складывание пазлов с изображением экзотических птиц педагог предлагает детям самим в справочнике найти изображения этих пернатых, чтобы получить представление об их внешнем облике);
- развивает воображение малышей, предлагая не готовый набор правил, например, для подвижной игры, а лишь основу, чтобы дети могли сами додумать сюжет забавы;
- совершенствует координацию и мелкую моторику (даже в подготовительной группе игры с мозаиками очень востребованы, для усложнения можно выкладывать фишками не готовые картинки, а собственные сюжеты);
- воспитывает терпение, толерантное отношение к товарищам.
В процессе игр в небольших группа дети учатся с терпением относиться к товарищам
Дидактические занятия как тема для самообразования педагога
Воспитатель детского дошкольного учреждения на протяжении всей профессиональной деятельности постоянно самосовершенствуется, отрабатывает и улучшает речь и методику взаимодействия с детьми и их родителями. И дидактические занятия в этом играют существенную роль, облегчая процесс обучения юных подопечных. Самообразование по этой теме возможно путем прочтения соответствующей литературы.
Занятия по познавательному развитию в средней группе ДОУ
Не секрет, что наиболее удачной формой усвоения материала дошкольниками является дидактическая игра. Это достигается только при правильном оформлении, планировании и подаче материала педагогом, поэтому очень важным фактором является непрерывное саморазвитие воспитателя.
Уголок дидактических занятий: приемы оформления
Чтобы дети всесторонне развивались, обстановка в помещении должна быть корректно (с точки зрения методических правил) оформлена. Важнейшее место в ней отводится уголку дидактических игр. Это место, где располагаются материалы для игр. Нужно учитывать, что объекты стоит располагать в соответствии с предметными зонами.
Обратите внимание! Дети должны знать, куда им деть игрушки после занятий. Например, игры можно расположить в экологическом уголке.