Занятие — тренинг для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Я и природа»

Основная роль в воспитании детей младшего возраста, без всякого сомнения, принадлежит родителям. Однако большинство специалистов-педагогов считает, что ограничиваться только домашним развитием не стоит. В формировании ребенка огромное значение имеет опыт социализации и общения со сверстниками и другими взрослыми (воспитателями, психологами, нянями). В детских садах и различных специализированных центрах не только дают нужные знания, но и развивают способности, проводя тренинги для детей дошкольного возраста.

Специфика

Каждый ребенок имеет свой уникальный характер: одни открытые и раскованные, другие скрытные и замкнутые, кто-то осваивает материал легко, а кому-то необходимо прикладывать большие усилия. Однако, независимо от исходных условий, многим дошкольникам требуется сторонняя поддержка для самореализации, налаживания коммуникации со сверстниками, повышении самооценки. Для этого чаще всего используют такой эффективный инструмент, как тренинг, основанный на ряде психотерапевтических и психокоррекционных приемов.

На тренинги специалисты рекомендуют записывать детей, которые имеют один или несколько нижеперечисленных признаков: гиперактивность, застенчивость, агрессивность, тревожность, медлительность, невнимательность. В зависимости от поставленных задач и категории детей, участвующих в занятиях, выделяют различные виды тренингов:

  • интеллектуальные и сенсорные занятия;
  • тренинги на общение с другими детьми, межличностное и межгрупповое взаимодействие;
  • тренинги по подготовке к школе;
  • упражнения для развития внимания и памяти;
  • психологические тренинги;
  • занятия на формирование безопасного поведения;
  • упражнения на развитие эмоциональной сферы.

При составлении программ и организации тренингов не следует забывать и об особенностях развития детей дошкольного возраста. Кризис 3 лет становится причиной протеста, упрямства, своеволия и строптивости, а кризис 7 лет ведет к потере непосредственности, утрате прежних интересов и появления скрытности в чувствах. Все это следует учитывать воспитателям и психологам при формировании тренинговых групп и проведении занятий.

Примеры содержания

Каждый тренер по-своему выстраивает тренинг в зависимости от контингента участников и желаемого результата. В ходе занятий ведущие используют разные элементы, которые используют как паззлы для создания общей картины:

  • психогимнастика помогает различать эмоции, развивает актерские способности, учит ребенка быть раскованным и способным почувствовать состояние другого человека;
  • ролевые игры воспроизводят действия различных героев или взрослых, они дают возможность научиться эффективно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, налаживать отношения в коллективе;
  • подвижные игры используют для переключения между упражнениями и отдыха при активной умственной деятельности, они также учат детей действовать по установленным правилам;
  • пальчиковые игры развивают мелкую моторику, укрепляют мышцы пальцев и снимают напряжение;
  • арт-терапевтические упражнения направлены на развитие творческого подхода к делу, таланта, дают выход творческой энергии;
  • релаксацию применяют для расслабления после подвижных игр и активных действий, используют для обучения умению расслабляться.

В некоторых играх все дети действуют одновременно для сближения и развития партнерства, в других разбиваются на команды, что позволяет сравнивать свои умениями с умениями других участников. Все эти упражнения направлены на приобретение навыков игрового взаимодействия, раскрытие положительных черт характера, умение выходить из проблемных ситуаций, коррекции стереотипов поведения и развитию позитивной Я-концепции.

Игры для подростков

Упражнение «Карта моей жизни»

Это упражнение длится около получаса. Ребятам выдаются листы бумаги, на которых им нужно нарисовать весь свой жизненный путь. Подросткам необходимо вспомнить все важные и ключевые моменты и отобразить их на рисунке. Рисовать нужно все, что придет им в голову, начиная с момента рождения. Позже ребята должны представить свой рисунок всей группе и рассказать то, что посчитают нужным. На изготовление карты дается около 15 минут.

Мини-игра «Счастливая шкала»

Это упражнение длится всего несколько минут. Ведущий предлагает ребятам дать оценку своей жизни. 10 баллов— значит, жизнь у подростка счастливая и беззаботная, он ничего не хочет менять и всем доволен. 1 ставят те ребята, кто совсем не доволен своей жизнью и хочет внести массу перемен.

Оценку нужно огласить перед всей группой ребят и дать ей обоснование. Другие ребята могут задавать вопросы по теме и на них нужно обязательно дать развёрнутый ответ.

Игру можно пустить немного в другое русло. Ребята могут огласить отметки, а потом по очереди рассказать о счастливых и печальных историях из своей жизни.

Игра «Мама и дочь»

Эта игра довольно своеобразная, ведь ребятам придётся касаться друг друга. Здесь крайне важно, чтобы учитель объяснил детям роль телесного контакта и прикосновений.

Ребят делим на пары и в каждой паре определяем роль ребенка и роль родителя. Затем на протяжении 2-3 минут каждый «родитель» должен показать разнообразные чувства по отношению к своему ребёнку через прикосновения. Можно также использовать слова. После ребята меняются ролями и начинают играть снова. Когда игра закончится, ребята могут поделиться своими ощущениями и решить, какую роль им понравилось выполнять.

Игра «Мы похожи»

На это упражнение отводится около получаса. И у этой игры есть 2 варианта.

  1. Ребята начинают ходить по помещению и каждый раз, когда сталкиваются с кем-то, должны отметить, чем они похожи друг на друга.
  2. А можно разбить всех участников на пары. Первые 5 минут в каждой паре ребята обсуждают, чем они похожи, а потом говорят о своих различиях.

Завершите игру подведением итогов. Преподаватель должен помочь ребятам прийти к выводу, что все люди люди похожи, но при этом все мы разные.

Игра «Радости жизни»

Эта игра должна побудить ребят вспомнить все хорошее, что случилось с ними в жизни. Упражнение как бы акцентирует внимание подростка лишь на положительных моментах. А также ребята учатся работать в команде и сотрудничать.

Учитель делит ребят на группы из 3 человек. Каждая группа подростков получает картинку, где изображена какая-то сфера жизни. Ребята придумывают какую-то историю на основе этой картинки. А потом они переходят к следующему изображению и продолжают историю. Когда все картинки описаны, игру можно заканчивать. На описание каждого изображения даётся около 5 минут.

Ребята могут обсудить получившиеся истории. Всего на игру уйдет около полутора часа.

Упражнение «А что, если…»

Это упражнение должно побудить ребят к обсуждению собственных эмоций и чувств. А ещё ребята учатся выстраивать причинно-следственные связи. Кроме того, школьники тренируются, как вести себя правильно в той или иной ситуации.

  1. Разложите карточки с началом историй на столе. Игроки достают карточки и придумывают продолжение истории. Каждую историю ребята проговаривание вслух, а затем обсуждают.
  2. С теми же карточками ребята инсценируют то, что в первом случае рассказывали бы словами. То есть группа ребят достаёт карточку и показывает действиями продолжение истории.
  3. А ещё интересный вариант— предложить каждому участнику вытянуть карточку с началом предложения, а они должны дать небольшой ответ и закончить предложение. Примеры предложений могут быть следующие:
  • если я влюбился/влюбилась, то…
  • если мне грустно, то…
  • если я чего-то хочу, то…
  • если мне страшно, то…
  • если я увижу инопланетянина, то…
  • если я ругаюсь с подругой/другом, то…
  • если мне что-то интересно, то…
  • если мне нечем заняться, то…
  • если я куда-то опаздываю, то…
  • если мне холодно, то…
  • если мне не хочется ночью спать, то…
  • если меня бросит парень/девушка, то…
  • если умрет мой близкий человек…

Таких вопросов может быть бесконечное множество. Не нужно бояться писать негативные условия, ведь в жизни бывает всякое, а каждый человек должен быть готов к неприятностям. Психологи утверждают, что подобные тренинги помогают подростку избежать необдуманных поступков.

Игра «Царство»

В начале игры участники выбирают себе царя, а после он назначает себе царицу. Эта пара выбирает себе по 1 помощнику, и каждый помощник выбирает себе ещё по помощнику. Так участники выбирают себе роли, пока каждый из ребят не будет занят.

Далее царь и царица отдают приказ, чтобы изменить что-то в их царстве, чтобы жить здесь стало лучше. Их приказ передается от помощника к помощнику в порядке созданной иерархии. Каждый из помощников берет на себя какие-то обязательства, чтобы выполнить приказ царя. В течение всей игры подростки обсуждают, как изменится их жизнь, когда приказ будет выполнен.

Затем меняем роли и повторяем игру. Каждый подросток должен побывать в каждой роли и поделиться своими впечатлениями.

Что нам дает эта игра? Подросток примеряет разные социальные роли и понимает, какую ответственность он несёт за то или иное действие или бездействие. Эта игра также помогает выявить лидеров. Продолжайте игру не более часа, чтобы участникам не стало скучно.

Игра «Определение»

Эта игра длится около 20-30 минут. Один из подростков выходит из класса, а другие ребята загадывают кого-то из оставшихся. Подросток, ранее вышедший из класса, возвращается обратно и задаёт 5 вопросов, чтобы вычислить загаданного. Ребята говорят лишь прилагательные, которые описывают загаданного. В игре каждый участник должен выйти из класса, чтобы угадать, кого загадали товарищи.

Топ тренингов

Тренинги для детей дошкольного возраста чаще всего проводят в детских садах или частных учреждениях раннего развития ребенка и семейных центрах. Многие проекты можно найти на веб-порталах для педагогов. Это дает возможность регулярно обновлять план занятий с детьми и делать его более интересным. Остановимся детальнее на некоторых популярных вариантах.

ОрганизаторФорма обученияКраткое описаниеСтоимость
Проект «Психоанализ, психология, педагогика»ОчноТренинг для детей старшего дошкольного возраста «Мой внутренний мир» разработан воспитателем МБДОУ детский сад № 84 «Одуванчик» Анастасией Лазаревой. Он направлен на расширение знания детей о своем эмоциональном состоянии, внутреннем мире и помогает улучшить взаимоотношения между детьми. Занятия проводят для детей 6-7 лет в группах по 10-12 человек. Длительность каждого урока 40-45 минут. Сначала необходимо установить правила и ритуалы группы (приветствие и прощание), опросить детей об их настроении, рассказать о тренинге, а только затем переходить к упражнениям. В конце необходимо провести рефлексию по проведенному тренингу, узнать у детей, что понравилось, а что нет, и что они узнали для себя нового.Бесплатно
Образовательный портал «Знанио»ОнлайнПедагог-психолог Н.Б. Мурушкина разработала тренинг для старших дошкольников «Я очень хороший». Его цель – снижение уровня застенчивости и тревожности, формирование уверенности в себе, улучшение детско-родительских и коммуникационных отношений. Продолжительность каждого занятия 25-35 минут, за это время воспитатель или психолог успевает организовать пять полноценных упражнений. После тренинга участники научатся слушать собеседника, обращаться к нему, смотреть в глаза, выражать свои чувства и мысли. Также детей учат приемам снятия мышечного напряжения и расслабления, формируют позитивное отношение к себе и сверстникам. Заканчивается каждый урок обратной связью.Бесплатно
Проект Pandia.ruОнлайнПосле выхода ФГОС ДО авторский коллектив разработал «Сенсорный и интеллектуальный тренинг «Академия смышленых ребят»». Различные культурные практики в детских садах обычно проводят во второй половине дня в создаваемой воспитателем атмосфере сотрудничества, самовыражения и свободы выбора. Тренинг проводится один раз в неделю на протяжении года и представляет собой систему заданий игрового характера. Они направлены на становление системы интеллектуальной деятельности (умение классифицировать по тому или иному признаку, сравнивать, систематизировать), сенсорных эталонов (пространственное отношение, форма, цвет). Занятия проходят в форме командной игры, в конце года все участники получают дипломы.Бесплатно
Лотошинский центр социальной помощи семье и детям (Московская область)ОчноВ центре для детей дошкольного возраста организовывают ряд психологических тренингов, предназначенных, в первую очередь, для развития коммуникативных способностей и сплочения группы. Психологи и педагоги используют различные виды тренингов для выработки у детей определенных навыков, умений и качеств, моделей поведения и способов мышления, психологических установок. Все занятия проходят в интерактивной форме, включают в себя интересные упражнения и увлекательные игры, что способствует развитию взаимодействия в коллективе и навыков сотрудничества между детьми. Такие занятия повышают социальный статус ребенка, формируют уверенность в себе.Бесплатно
Образовательный (Екатеринбург)ОчноЦентр уже больше 20 лет оказывает услуги для детей всех возрастов и их родителей. Курс «Нейроежики» предназначен для детей 4-6 лет. Он рассчитан на 4 месяца, это 30 групповых занятий и 1 индивидуальная встреча. Занятия проходят дважды в неделю и длятся по одному часу, основные упражнения направлены на развитие мелкой и крупной моторики. В группу включают 8 детей, которые излишне активны или, наоборот, медлительны, имеют нарушения речи и памяти, рассеяны и невнимательны. Перед записью ребенку нужно пройти нейропсихологическую диагностику. В зависимости от возрастных особенностей, потребностей и задач развития темы могут варьироваться и меняться.27200 рублей, можно оплачивать двумя или четырьмя частями
Центр тренинга и консультирования «12 коллегий» (Санкт-Петербург)ОчноВ центре родители дошкольников могут найти тренинги для детей разного возраста. Есть группы раннего развития «Я расту!» для участников 2-5 и 5-6 лет. Курс «СДВГ: общение и саморегуляция» разработан для гиперактивных и социально дезадаптированных детей. Также предлагают развить творческое мышление и воображение детей методами ТРИЗ. Тренинги включают в себя творческие задания, игры и упражнения-ритуалы. Они направлены на расширение кругозора, развитие мелкой моторики, тренировку навыков общения, развитие памяти и внимания. Кроме того, при центре работает родительский клуб.От 400 до 2000 рублей в зависимости от программы, есть пробное занятие

Таким образом, если родители видят, что в развитии их детей есть определенные сложности, в частности, связанные с коммуникацией, им стоит поискать центр, в котором организуют разнообразные тренинги для дошкольников. Кроме того, можно обратить внимание воспитателей детских садов на такой несложный, но эффективный инструмент раскрытия способностей малышей.

Автор: Сергей Пастернак

Тренинги для дошкольников

Дошколята очень любят играть в подобные игры, но их внимание довольно рассеяно. Воспитателю следует провести хотя бы 3 тренинговых игры за одно занятие. Но каждая игра должна иметь определенную цель.

Упражнение «Дракоша, который укусил свой хвостик»

Для проведения этой игры лучше включить весёлую музыку. Детки становятся цепочкой друг за другом и стоящему впереди ребенку кладут свои руки на плечи. Тот малыш, который стоит впереди (голова Дракоши), старается поймать того, кто стоит сзади (хвостик Дракоши). Этот «хвостик» должен постараться увернуться от «головы».

Подобное упражнение поможет дошкольникам избавиться от своих страхов и снять нервное напряжение.

Игра «Я твой друг»

Эта игра учит детей сопереживать, помогать друг другу и развивать чувство эмпатии.

Смысл игры заключается в том, чтобы воспитатель представил детям нового друга. Это может быть какое-нибудь животное или даже игрушка. Можно взять плюшевого медвежонка и придумать короткую историю. Например, «этот медвежонок отправился гулять по лесу и заблудился. Теперь он не знает, как попасть домой и ему очень грустно..». Дальше отдайте медвежонка ребенку, чтобы тот сказал ему что-то приятное, пожалел и поддержал. Затем передайте игрушку следующему ребёнку и так по кругу. Мотивируйте детей сказать медвежонку, что его никто не обидит, что он среди друзей и скоро он попадет домой к маме и папе.

«Какая ты, Клякса?»

Дети очень любят творчество. Это и развитие воображения, и выплеск энергии. А ещё через творческие задания можно помочь ребёнку избавиться от агрессии и страхов.

Положите перед ребёнком лист белой бумаги, гуашевые краски и кисти. Дайте ребёнку возможность выбрать тот цвет, который ему нравится больше. Многие психологи делают выводы о психологическом состоянии ребенка. Если выбор малыша пал на темные оттенки, значит, он подавлен и его что-то гложет. Позвольте ребёнку обмакнуть кисть в гуашь, а потом брызнуть на чистый лист бумаги. Если ребёнок захочет немного разрисовать эту кляксу, позвольте ему. Затем сложите лист бумаги, чтобы рисунок отпечатался на другой стороне. А теперь предложите ребенку пофантазировать и спросите, что или кого он видит.

Упражнение «Контролируем свои эмоции»

Крайне важно научить ребёнка справляться с негативными эмоциями. Существуют определенные психологические тренинги, которые прекрасно справляются с этой задачей.

Чаще напоминайте ребёнку, что, когда он злится или хочет кого-то ударить, он должен остановиться, сделать вдох и выдох, закрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться и открыть глаза. Спокойствие прогонит прочь злобу и любое раздражение.

Расскажите детям, что они станут по-настоящему взрослыми, когда научатся управлять своими эмоциями.

Тренинги для школьников младших классов

Психологические тренинги для детей младших классов крайне важны. Подобные игры и упражнения помогают ребенку справляться с внутренними проблемами. Со временем ребенок привыкает и может контролировать их самостоятельно.

Детям 7-9 лет рекомендуется заниматься:

  • актерской техникой
  • релаксировать
  • диагностическими методиками
  • арт- терапией
  • ролевыми играми

Подобного рода упражнения моделируют различные ситуации, с которыми сталкивается ребёнок и помогают ему рассмотреть разные способы поведения.

Упражнение «Барометр»

Перед началом упражнения воспитатель должен познакомить ребят с настоящим барометром. Расскажите ребятам, зачем его используют и предложите измерить своё настроение. Если малыш сжимает свои ладони плотно, значит, у него неважное настроение сегодня; а если ладони широко открыты, то ребенок прекрасно себя чувствует.

Игра «Что ты любишь делать»

Дети очень любят подобного рода игры. Они очень полезны и довольно интересны. Дети узнают что-то новое друг о друге. Суть игры заключается в том, что ребёнок показывает другим детям, чем он любит заниматься в свободное время. При этом нельзя использовать слова, а все нужно показывать жестами. Как только кто-то из ребят угадает, чем первый малыш любит заниматься, его место занимает следующий и рассказывает жестами о своих увлечениях.

Игра «Мне нравится..»

Все дети садятся по кругу. Тот из ребят, кто начинает игру, поворачивается к соседу слева и говорит фразу: «мне нравятся…», а дальше ребенок должен сделать какой-то комплимент. Например, можно сказать, какие красивые глаза, волосы, руки, похвалить чувство юмора или сказать, какой доброжелательный у вас товарищ.

Игра «Две реки»

Пусть дети выстроятся в одну колонну и теперь они большая река. Эта река разливается на две небольшие речки. Воспитатель должен поставить в начале реки по разные стороны двух ребят. Остальные ребята должны становиться по очереди то за первым малышом, то да другим. Таким образом дети учатся создавать подгруппы.

Игра «Рассмеши Царевну Несмеяну»

Все ребята садятся у стены, а перед ними ставят стул. На стул садится один из детишек. Теперь он— Царевна Несмеяна. Другие дети должны рассмешить Царевну, говоря о ее достоинствах. Каждый ребёнок по очереди говорит Царевне что-то необычное доброе и смешное. Как только Царевна улыбнётся, место на стуле занимает следующий ребёнок.

Упражнение «Поддержи меня»

Все ребята встают в круг. Один из ребят встает в центре круга. Воспитатель должен объяснить ребятам, что тот, кто встаёт в центре держит спину ровно, а ноги вместе. Ребята вокруг него вытягивают руки перед собой и готовятся ловить того, кто стоит в центре. Важно, чтобы от рук до малыша в центре было расстояние в 20-30 см. Как только малыш в центре начинает падать в любую сторону, ребята должны его поймать и поставить на место. Смысл упражнения заключается в том, чтобы научить ребенка доверять окружающим, а дети в кругу должны оправдать ожидание и поймать падающего.

Игра «Тепло добра»

Все ребята становятся в круг и берут друг друга за руки. Суть заключается в том, чтобы каждый участник передал душевное тепло другому ребёнку, стоящему с ним рядом через легкое рукопожатие. Когда игра начинается, первый ребёнок слегка пожимает руку соседу слева, тот пожимает руку своему соседу слева и так по цепочке. Когда последний участник пожмет руку тому, кто начал игру, можно закрыть всем глаза и начать игру заново.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]