«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»


Формирование элементарных представлений о времени

В детском саду можно активно формировать у детей элементарные знания о времени. Дети должны знать все четыре части суток, называть, в какое время суток они ложатся спать, а когда пора вставать и идти в садик. В этом процессе большую роль отводят режиму дня в группе.

Воспитатель называет время суток и говорит, что детки должны сейчас делать: завтракать ли, идти ли на прогулку или у них будет сончас.

С детьми регулярно должны проводиться беседы, в которых упоминаются части суток, объясняется, почему то или иное действие должно осуществляться в определенное время суток (спать — ночью, умываться и завтракать — утром, гулять, обедать — днем, вечером — в кругу семьи играть, заниматься различными видами деятельности).

Цифры, количество, счет

Дети знакомятся с числами 0…20, учатся писать печатные цифры в тетради. Обучаются счету в пределах 20, с использованием порядковых числительных (второй, пятый). Учатся сравнивать соседние цифры. Знакомятся с такими понятиями как меньше, больше, одинаковое количество. Преобразовывают равенства в неравенства и наоборот. Знакомятся с математическими знаками + — = < >. Учатся сопоставлять число, цифру, количество предметов до 20. Обучаются счету 2-ми и 3-ми в пределах 21. Изучают состав числа первого десятка. Придумывают по рисункам задачи и решают их с опорой на наглядность.

Принципы математического обучения и развития дошкольников

Методика математического развития ребенка базируется на следующих принципах математического обучения и развития дошкольников:

  • Принцип наглядности обучения. Обучение будет эффективным при использовании наглядных средств обучения, которые отвечают возрастным и индивидуальным особенностям познавательного развития и восприятия информации детьми.
  • Принцип четкости организации занятий. Занятия по математике должны иметь четкую структуру. Сюжет игры, последовательность действий должны иметь четкую структуру в соответствии с которой будет происходить развитие дошкольника.
  • Принцип опоры на возрастную психологию. Задачи математического обучения должны разрабатываться в соответствии с возрастными особенностями развития ребенка, его потребностями и возможностями математического восприятия.
  • Принцип вариативности обучения. Необходимо использование разных методов и средств формирования математических понятий и представлений ребенка. Это может быть игровая деятельность, логические задачи, упражнения творческого характера, но с логической направленностью и т.д.
  • Принцип многозадачности обучения. В ходе изучения математики следует ориентироваться не только на формирование элементарных математических представлений у ребенка, но и на развитие пространственного восприятия,
  • Принцип игрового обучения. Математическое развитие дошкольников актуально реализовывать в игровой форме, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра мотивирует к познанию. Она содержит элемент внезапности, сюрприза, увлекает и развивает интерес к математике.
  • Принцип ориентации на развитие познавательной активности. У ребенка должны быть развиты не просто математические знания, а сформировано стремление к самостоятельному изучению математической науки и формирование логических суждений и умозаключений.
  • Принцип создания развивающего пространства. В ДОУ создается предметно-развивающая среда, в которой формируются фундаментальные познавательные процессы.
  • Принцип развития восприятия количественных и качественных признаков предметов. Если ребенок освоит различия объектов по количественным и качественным характеристикам, то это заложит основы формирования математических представлений.

Методика математического развития как наука

Определение 1
Методика математического развития – это отрасль научного знания, занимающаяся исследованием процессов развития познавательной сферы детей и формирования у них основ логического мышления и навыков выполнения элементарных математических операций.

Методика математического развития ориентирована на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Она разрабатывает методику их формирования и определяет закономерности функционирования разных областей мышления и логики, которые влияют на общее развитие личности и освоение математической науки.

Математическое развитие играет важное значение для общего развития ребенка. Поэтому, обучение математике занимает основу дошкольной образовательной программы. Математические представления активизируют познавательную деятельность дошкольника и развивают его мыслительные способности.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Методика математического развития, как наука направлена на формирование у детей элементарных математических представлений. Это обуславливает следующие задачи методики математического развития:

  1. Научное подтверждение уровня математического развития детей дошкольного возраста на каждом этапе их развития и требований к освоению образовательной программы детьми.
  2. Разработка содержания дошкольной образовательной программы по направлению математического обучения и развития.
  3. Определение оптимальных средств и методов, технологий и форм обучения дошкольников основам математики.
  4. Создание условий преемственности в математическом обучении дошкольников и младших школьников.
  5. Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в области математического обучения и развития дошкольников.
  6. Разработка рекомендаций по математическому развитию ребенка родителями.
  7. Разработка основных направлений познавательной деятельности, ориентированной на математическое развитие ребенка при занятии разными видами деятельности (трудовая, спортивная и т.д.).

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Методика математического развития 420 ₽ Реферат Методика математического развития 260 ₽ Контрольная работа Методика математического развития 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Поскольку, методика математического развития является научной отраслью, то она имеет связь с другими науками. Она тесно связана с возрастной психологией, которая определяет особенности функционирования психических процессов ребенка, сенситивные периоды развития конкретных сфер и помогает в разработке оптимальных методов формирования элементарных математических представлений у дошкольников разных возрастных групп. Кроме того, методика математического развития тесно связана с педагогикой. Эта связь прослеживается в опоре данной науки на дидактические методы и принципы обучения детей математики.

Помимо этого, имеется связь данной научной отрасли с социологией, антропологией, математикой, специальной педагогикой и культурологией.

Предметом методики математического развития выступает обучение математике, реализуемое н в определенных формах и, ориентированное на достижение конкретных целей и задач.

Объектом исследования методики математического развития являются методы и средства математического обучения, используемые в системе дошкольного образования.

Ориентировка в пространстве

1) Дошкольники учатся определять положение предметов в пространстве — справа, слева, внизу, вверху.

2) Определять направление движения — справа налево, сверху вниз, назад, вперед, в противоположную сторону, в том же направлении;

3) Знакомятся с понятиями – близко и далеко, низко и высоко, ближе, дальше, рядом.

4) Определяют свое положение в пространстве – вне или внутри. Среди предметов: на, в, под, над, перед, между, к, от, через.

5) Ориентируются на листке бумаги, в столбике и строчке клеток.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]