Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО


«Формирование элементарных математических представлений по средствам развивающих игр»

— развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

— развитие активности и инициативности детей;

— воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:

— комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

— оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

— методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе, и даются примерные конспекты занятий;

— сборной дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;

— учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.

Основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее:

— объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;

— изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;

— графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

Технология развивающего обучения

предполагает взаимодействие педагога и ребенка на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения различных задач посредством организации диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Технология развивающего обучения
включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

В последнее десятилетие вопросы развивающего обучения рассматриваются тесно в связи с интеграцией программных задач, интеграцией разных видов деятельности, особенно это характерно для обучения дошкольников математике. При этом, следует различать, когда математическая деятельность используется как основная деятельность, а когда, наоборот — как часть (в изодеятельности или музыкальной деятельности и др.).

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта — реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через ФЭМП

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

центр детского творчества ст-цы Темиргоевской

«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через ФЭМП»

Педагог дополнительного

образования ФЕДОРЦОВА Е.П.

ст-ца Темиргоевская, 2020

«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через ФЭМП»

Дошкольное детство –

очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир, и чтобы каждый маленький человечек чувствовал себя в будущем уверенно, мог найти правильный выход из сложившейся ситуации, принять быстрое решение, необходимо заниматься
его интеллектуальным развитием
. Воспитание и обучение детей в студии «Светлячок» носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный образовательный процесс.

«Умное детство

» закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности.

Дошкольный возраст

– благоприятный период для развития интеллекта, именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.

Дошкольный возраст

– это начало длиной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача педагога состоит в том, чтобы научить их не только считать и читать, а прежде всего думать.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

– одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Основа интеллекта человека

, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения простых умозаключений, переход от практического к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста

развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребенком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то их развитие идет слабо и вяло.

Каждый ребенок талантлив по – своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое может у себя выработать.

Так что же такое интеллектуальное развитие ребенка?

Интеллектуальное развитие ребенка

– сумма знаний и умений, способность эти знания усваивать и применять в решении нестандартных ситуаций. Но следует понимать, что ИРР заранее не предопределено. Поэтому, мы педагоги, которые заинтересованы в ИРР, должны направить энергию ребенка в нужное русло.

Интеллектуальное развитие детей

– имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу. А готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика.

Известно, что Математика

– мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Дети удивительно активны и любознательны, они просто, как губка впитывают в себя все, что происходит вокруг.

Развитие элементарных математических представлений

– это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. И от того насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

В обучении детей развитию элементарных математических представлений я ставлю перед собой цель

– сформировать у воспитанников интерес к математике, развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, анализировать, понимание ее значимости для последующего обучения, дать ребенку почувствовать, что он справится, что он может усвоить не только частные понятия математики, но и общие закономерности. Создать ситуацию успеха, а главное – познать радость от преодоления трудностей.

Математика

– обладает уникальным развивающим эффектом.

Математика – царица всех наук

! И с этим трудно не согласиться, потому, как окружающий нас мир существует в пространстве и времени. Он осязаем, исчисляем, измеряем. Мы используем знание математики каждый день.

Она приводит в порядок ум!

Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций.

И хотя математика – один из наиболее сложных предметов, но наши учащиесяне должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать эту науку с интересом и удовольствием.

Считаю, что обучение детей математикой в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Практика показала, что дошкольники проявляют познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем – то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача наша – сделать занятия по ФЭМП занимательными и необыкновенными.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед дошкольным образованием новые цели, которые требуют новых образовательных технологий.

Современный дошкольник, для успешного обучения в школе, должен уметь:

1. Обдумывать.

2. Самостоятельно добывать знания.

3. Мыслить.

4. Принимать решения.

5. Предъявлять продукт.

Современная технология образования, как никогда ранее, опираются на интеллектуальное развитие дошкольника. Обучение игрой в полной мере соответствует этой концепции.

Играть любят все: и взрослые и дети.

Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.

Актуальность темы обусловлена тем, что личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Что такое игра?

Игра – деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра –

что может интереснее и значимее для ребят! Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в нашу студию.

Особенности игры для дошкольников:

— игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности;

— игра является эффективным средством формирования всех сторон личности ребенка, его морально – волевых качеств;

— все психологические новообразования берут начало в игре;

-игра — важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Давно доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии, и только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем раскрывает свои творческие способности и знания. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребенка.

Игра

– это естественная для ребенка гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы, учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Без игры невозможно нормального развития мозга и тела. Понять природу игры, ее поразительный потенциал –
это понять природу счастливого детства.
Дети – творцы настоящего и будущего.

В этом заключается обаяние игры.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:

Игра для них – учеба,

Игра для них – труд,

Игра для них – серьезная форма воспитания.

Дошкольный возраст – возраст игры.

В своей работе по интеллектуальному развитию детей использую комплексно – игровую методику. В основе ее лежат развивающие игры. С детьми нужно « играть»

в математику. Но обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.

Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр.

Дидактические игры

– игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.

Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени. Вот поэтому большое значение в процессе ФЭМП я уделяю дидактическим играм, это связано прежде всего с тем, что их основная цель – обучающая.

А именно игра с элементами обучения интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. игры с цифрами и числами.

2. игры путешествие во времени.

3. игры на ориентирование в пространстве.

4. игры с геометрическими фигурами.

5. игры на логическое мышление.

Самостоятельная игровая деятельность.

Это вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка, так как в самостоятельных играх тренируются умения совершенствовать умелость и интеллект, и самое главное, проявляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но…не опаздывайте и, помогая…, думайте сами!

Обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения!

Учение должно быть радостным!!!

Вывод

: Итак, на мой взгляд, без использования дидактических математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, творческих способностей и других личностных качеств. Их многообразие и доступность помогают нам успешно планировать и реализовывать поставленные задачи, как в коллективной, так и в индивидуальной работе с детьми, что является залогом
успешного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
и как следствие, последующего его школьного обучения.

Скачано с www.znanio.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]