Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности: основные принципы и приемы

В дошкольном возрасте все дети любят рисовать, это помогает им самовыражаться и осмысливать полученные знания об окружающем мире. Поэтому так эффективно и результативно развитие творческих способностей в изобразительной деятельности.

В течение длительного времени обучение рисованию в детском возрасте рассматривалось почти исключительно как часть эстетического воспитания. Однако в конце прошлого века психологи окончательно признали, что изобразительная деятельность является важным условием развития детской психики, причем не только творческих способностей.

Развитие детей в изобразительной деятельности

В материале вы можете увидеть подборку рисунков студентов автора статьи, Марины Голубевой. Ученики сделали эти изображения, выполняя упражнение «Нарисуй звук». Получились очень интересные рисунки, которые иллюстрируют, как творческий потенциал и воображение воплощаются на бумаге.

Нарисуй звук – звук падающего снега

Сознание дошкольников, их мышление и миропонимание во многом остаются загадкой для педагогов и психологов. Но изучение возможностей развития творческих способностей в изобразительной деятельности привело исследователей к очень интересным выводам. Оказывается, когда ребенок занимается рисованием, активизируются все психические процессы, в том числе, происходит развитие творческого мышления. Но речь идет не только об этом высшем виде познавательных процессов. Развитие детей в ИЗО протекает в самых разных сферах и областях психики.

  1. Рисование удовлетворяет важнейшие потребности малышей: в общении и осмыслении мира, в выражении своих эмоций и релаксации.
  2. Развитие мелкой моторики руки в изобразительной деятельности оказывает положительное влияние на все зоны головного мозга, активизируя мыслительные процессы.
  3. Развитие зрительной памяти: рисование не только обеспечивает запоминание и длительное сохранение образов, но и стимулирует их воспроизведение. Причем происходит это напрямую, вне связи с речью, которая у малышей (да и у многих взрослых) недостаточно развита, чтобы передать все детали и нюансы зрительных образов.
  4. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности связано и с тем, что рисунок формирует навыки осознанного, целенаправленного воображения.
  5. В дошкольном возрасте важную роль играет образное мышление, и ничто так не развивает его, как рисование.


Развитие творчества в рисовании – Звонок

Развитие творческих способностей в ИЗО не единственное, что определяет роль рисунка в жизни детей. Не менее важно и то, что рисование обладает огромным психотерапевтическим воздействием. Оно помогает малышам снимать эмоциональное напряжение, выплескивать на бумагу негативные эмоции, успокаиваться и настраиваться на позитив.

Развитие детского изобразительного творчества

Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности в детском саду.

Взаимосвязь различных видов детской деятельности позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным. Воздействие на ребенка, происходит посредством интересных для него деятельностей.

Изобразительная деятельность в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несет на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников. Взаимосвязь изобразительной деятельности в детском саду с другими сторонами воспитательной работы с детьми способствует развитию интереса к рисованию, лепке, аппликации, к овладению средствами изображения, повышению эффективности всестороннего воспитания детей.

Программные задачи по изобразительной деятельности взаимосвязаны с целями и задачами других разделов работы. Решение конкретных задач опирается на то, что дети узнали, чему научились раньше. Работа в учреждении строится по тематическим неделям. Детям каждый раз предоставляется возможность открывать для себя окружающий мир заново. Столько интересного, нового таит он в себе!

На недельке «Насекомые» рассматриваем и изучаем жизнь насекомых. Вот ползет муравей – такого еще малыш не видел! И все внимание приковано к насекомому. Его можно слепить, нарисовать, сделать аппликацию. На недельке «Весна пришла» наблюдая за первыми подснежниками, ребенок снова испытывает удивление и радость познания. На недельке «Транспорт» наблюдая с детьми за проезжающими мимо детского сада автобусом, подъемным краном, «пожарной» машиной, наблюдаем восторженные детские глаза, провожающие их взглядом.

Окружающее вызывает у детей положительные эмоции и желание рассказать о том, что увидели, что восхитило и приковало к себе взор. А познав возможности рисования, лепки, аппликации дети стремятся передать этот увлекательный мир в своем изобразительном творчестве. Окружающая жизнь предоставляет широкие возможности для обогащения рисунков, лепки и аппликаций новым разнообразным содержанием. Дети младшего и старшего дошкольного возраста всегда находят объекты и темы для своих изображений окружающей жизни.

Изобразительная деятельность тесно связана с ознакомлением детей с окружающим. Важно, чтобы взаимосвязь этих разделов воспитательной работы носила естественный, логически обоснованный характер, не была надуманной, а знакомство с окружающим не подчинялось только задачам обучения рисованию, лепке, аппликации.

Работа воспитателей, специалистов ДОУ в рамках единой темы недели и интеграция разных видов деятельности помогает ребёнку всесторонне ознакомиться, изучить и увидеть предмет, объект или явление с разных сторон. Отразить свои впечатления, полученные знания в продуктивной деятельности.

Например, запланировав рисование по теме «Машины едут по улице», воспитатель начинает знакомить их с проезжающими по улице автомобилями, предлагает рассмотреть разные машины, понаблюдать за ними на улице, послушать об этом интересный рассказ, поиграть в игру «Перекрёсток». Зная о большом интересе детей к машинам, воспитатель планирует деятельность, в которой ребята смогут отразить свои впечатления.

Особое значение придаем взаимосвязи деятельности по рисованию, лепке, аппликации с работой по развитию речи детей, чтению художественной литературы.

Читаем детям сказки, рассказы, разучиваем с ними стихотворения, сочиняем вместе рассказы, загадки, стихи, небылицы. У ребят развиваются речь, мыслительные способности, художественно-образные представления. Когда впоследствии дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок, рассказов, стихотворений, активизируются их фантазия, стремление выразить свое отношение к тому, что узнали в изобразительной форме. Чтобы передать тему сказки, стихотворения, дети должны вспомнить содержание.

С целью активизации речи предлагаем им объяснить, что и как они нарисуют, а по окончании работы – рассказать о своих произведениях и о работах товарищей, оценивая их и мотивируя свою оценку. Детям нравится этот процесс, и каждый стремится высказаться. Систематическое проведение такого анализ в итоге деятельности способствует приобретению детьми умения создавать развернутые высказывания, и даже небольшие рассказы о работах, при этом их речь обогащается, приобретает образную окраску благодаря включению эпитетов, образных сравнений, поэтических строк и положительному эмоциональному отношению. Дети очень любят рисовать, лепить, создавать аппликации на темы сказок, рассказов, стихотворений. Предложение создать изображения на темы литературных произведений всегда находит живой, эмоциональный отклик у детей. Ребята рисовали почтальона из стихотворения С. Я. Маршака «Почта», девочку с голубыми волосами из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик», доктора Айболита из одноименного произведению К. И. Чуковского.

Особенно нравится детям рисование обложки к сказкам. На тематической неделе «Книжки малышки» дети рисовали обложки к книгам сказок, делали книжные странички. Этому предшествовала интересная работа по знакомству с детской книгой, ее созданием. Воспитатели рассказывали детям о том, как возникает детская книга, кто над ней работает (писатель, редактор, художник, рабочие-печатники и др.).

В группах были организованы выставки детской книги. Для них использовались не только те книги, которые имелись в группах, в детском саду, но и книги, принесенные детьми и взрослыми из дома. Дети внимательно рассматривали книги: как они оформлены, кто из художников создавал обложку и рисунки, обращали внимание на особенности в манере оформления книг у таких замечательных художников, сравнивали оформление одного и того же произведения разными художниками.

Работая на неделе «Книжки малышки» с большим интересом и радостью ребята совместно с родителями создавали книжки с рисунками по сказкам «Конек-горбунок П. Ершова, «Мальчик с пальчик» Ш. Перро и многим другим. В учреждении появилась целая коллекция книжек малышек со сказками, стихами, персонажами. Коллекция книжек изготовленных детьми и родителями была представлена на общей выставке детского сада.

Особое значение мы придаем и взаимосвязи рисования, лепки, аппликации с игрой. И в игре, и в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Связь этих видов детской деятельности определяется спецификой изобразительной деятельности ребенка, заключающейся в игровых проявлениях в процессе создания изображения и в игровом отношении к образу.

Создав изображение того или иного предмета, животного, ребенок начинает с ними играть: у нарисованного самолета начинает «гудеть» мотор, и вот он уже летит. Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь определяет образное, эмоциональное восприятие, представления о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество.

Большое место в жизни детей занимает сюжетно-ролевая игра. Ценной в воспитательном отношении является ее взаимосвязь с изобразительной деятельностью, которая не только обогащает детское творчество новыми темами, но и углубляет познание окружающей действительности, способствует развитию игры. Для того чтобы отразить события окружающей жизни, ставшие содержанием детских игр, дети должны вновь как бы пережить эти события, ясно их себе представить и осознать.

События, пережитые ребенком в игре, окрашивают его художественную деятельность положительными эмоциями: в своем рисунке он рассказывает о том, во что и как играл. Отражение игр в рисунках, как показывает опыт, способствует углублению и обогащению содержания игр – они становятся продолжительными, в них включаются новые действующие лица, новые эпизоды.

Наблюдения за играми детей позволяют выделить наиболее распространенные сюжеты. Это поликлиника (больница), семья, аптека, магазин, пожарные, лётчики, строительство, школа и другие. Игры, в которых отражаются впечатления повседневной жизни. Чем богаче впечатления детей, тем интереснее, содержательнее игра.

Педагоги, стремясь обогатить содержание детских игр, обращают внимание на расширение их кругозора, это служит и обогащению изобразительной деятельности детей. Предложение нарисовать, как они играли, дети встречают с радостью.

Большие возможности в осуществлении задач всестороннего воспитания заключаются и во взаимосвязи рисования, лепки, аппликации с игрой-драматизацией. Игры-драматизации осуществляются по мотивам литературных произведений. Проведение такой игры требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов, движений, голоса и других средств, что невозможно без воображения.

Воспитатели с детьми готовят для игры-драматизации декорации, детали костюмов персонажей, маски. Предложение воспитателя нарисовать, как дети играли в ту или иную сказку, вызывает живой интерес к изобразительной деятельности, способствует обогащению детских рисунков. В основном игры-драматизации осуществляются по сказкам. Предпочтение отдаём сказкам с большим количеством действующих лиц, чтобы в них принимало участие как можно больше детей. Учитываем и изобразительные возможности детей.

Связь изобразительной деятельности с играми-драматизациями может осуществляться со средней группы. Для игр-драматизаций используем такие сказки, как «Теремок», «Три медведя», Волк и семеро козлят», «Заяц и еж» (по сказке братьев Гримм) и другие. В процессе подготовки к драматизациям этих сказок продумываем, что дети могли бы сделать для игры в изобразительной деятельности: раскрасить вырезанные воспитателем маски животных (водка, козы) или нарисовать маски зайца, трех медведей.

Игра, для которой дети много сделали своими руками, идёт более живо и интересно, вызывает положительные эмоции, которые объединяют ребят общей радостью, оставляет глубокие впечатления.

В старшей и подготовительной группах, используем более сложные сказки, с большим числом персонажей, сюжетов, декораций.

Игры-драматизации в педагогическом отношении интересны тем, что к их подготовке и проведению могут привлекаться все дети группы: одни в качестве исполнителей ролей, другие как мастера и художники по подготовке деталей костюмов, масок, декораций, третьи – как зрители, активно воспринимающие действия героев, глубоко эмоционально переживающие все события. А затем дети все вместе рисуют на тему того, как разыгрывалась сказка. Работами детей оформляются тематические выставки.

На неделе «Игры и игрушки» с большим интересом дети восприняли предложение создать рисунки про то, в какие подвижные игры они играли. При этом мы договорились с ребятами о том, чтобы они изображали игровых персонажей в образах животных и птиц, предметов и людей, являющихся действующими лицами игры, а не детей. Такое предложение дети встретили с большим интересом. Необычность задачи вызвало положительный эмоциональный отклик, а мысленные перевоплощения в образ животного или другого игрового персонажа способствовали развитию образных представлений.

Так, создавая рисунки на тему игры «Караси и щука», дети рисовали соответствующих рыб; изображая игру «Гуси-гуси» – бегущих гусей и поджидающего их под горой волка. Предложение нарисовать, как ребята играли в ту или иную подвижную игру, радует детей, и рисунки, как правило, получаются разнообразными и выразительными.

Образы предметов и объектов действительности, музыкальных и литературных произведений передаются в разных видах художественной деятельности по-своему. Благодаря средствам выразительности в рисовании – это форма, линия, штрих, цвет, пропорции, композиция, динамика, ритм; в игре-драматизации – интонации, мимика, жесты, движения; в музыке – темп, динамические оценки, ритмический рисунок.

С целью осуществления взаимосвязи изобразительной деятельности и музыки, используем песни, инструментальную программную и не программную музыку. Песня, являясь синтетическим видом искусства, включает не только музыку, но и художественное слово, образы которого воздействуют на ребенка, вызывая яркие, образные впечатления, положительное эмоциональное отношение к ним. Это определяет доступность песенного произведения для детей.

Именно поэтому осуществление взаимосвязи следует начинать с песни. Она может быть использована как средство обогащения детского творчества уже с 2—3 лет. Дети 3 лет слушали «Осеннюю песенку» (муз. А. Александрова, сл. Н. Френкеля), а затем с удовольствием рисовали, как кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные осенние листочки. После пения песни «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, сл. Т Волгиной), ребята наклеивали общую картину на тему «Цыплята гуляют по травке». Песни как средство обогащения содержания детских рисунков, лепки, аппликаций можно широко использовать в разных возрастных группах.

Прослушав произведение, дети высказывают свои впечатления о музыке, а затем в соответствии с этими впечатлениями создают изображения. Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит фантазию, рождает самые разные образы, обогащающие детское изобразительное творчество, что в свою очередь углубляет впечатления детей музыкальных произведениях, способствует их запоминанию.

Очень важна связь изобразительной деятельности с работой по ознакомлению детей с произведениями искусства. Рассматривая картины или репродукции, скульптуру, произведения народного декоративного искусства, дети получают представление о том, как художник отбирает объекты для изображения, какими средствами он пользуется для передачи образов, как по-разному может быть решена та или иная тема. Например, в натюрмортах разные художники по-разному изображают одни и те же фрукты, овощи, различную снедь, посуду. Разнообразие творческих решений при создании художниками образов природы показывает детям вариативные возможности искусства. Так на неделе «Игры и игрушки» работами детей старшего дошкольного возраста (декоративными барышнями, козликами, барашками..) была оформлена общая выставка детского сада.

Знакомство с изобразительным искусством обогащает новыми знаниями, представлениями о мире; раскрывает богатство и красоту окружающего мира; развивает эстетическое восприятие и воображение; знакомит с новыми выразительными возможностями рисунка, лепки, аппликации; способствует развитию творчества. Взаимосвязь разных видов художественно-творческой деятельности строится на выразительной передаче их образов и трансформации образов одной деятельности в другую (например, игры в рисунок).

В связи с этим в процессе обучения изобразительной деятельности в детском саду необходимо формировать у детей изобразительные умения и навыки, включающие технику рисования, формообразующие движения, обобщенные способы действия и регуляции рисовальных движений (по силе, размаху скорости). Обучение графическим навыкам и умениям является средством эстетического развития: положительные эмоции, которые испытывает ребенок, сумев удачно изобразить, что хотел, углубляют эстетические процессы и чувства, закрепляют интерес к деятельности. Навыки и умение позволяют детям свободно отражать в своих рисунках предметы, явления окружающей жизни, содержание литературных произведений. Неумение сковывает, вызывает отрицательные эмоции и даже вызывает отказ от изобразительной деятельности.

Подробное раскрытие взаимосвязи изобразительной деятельности с различными видами деятельности в воспитательно-образовательной работе с детьми представляет собой интеграцию изобразительной деятельности со всеми направлениями воспитания и обучения, обеспечивающую повышение интереса детей к окружающему к явлениям и объектам природы, разнообразным играм и к самой изобразительной деятельности.

Литература:

1. Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием // Дошкольное воспитание. 2007. – № 8.- С. 49—53.

2.Горькова Л.Г. Интеграция разделов программы в дошкольных учреждениях. – Воронеж, 2001.

3.Климова Е.П. Художественно – эстетическое развитие дошкольников. – Волгоград, 2005

4.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2009.

5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2007.

6. Матвеева А.Н. Подготовка руки к письму. – М., 2004.

7. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Сохина Ф.А., Тарунтаевой Т.В. – М., 2008.

Развитие творческих способностей детей через нетрадиционное рисование

Все дети – исследователи, они с увлечением узнают ранее неизвестное, осваивают новые виды деятельности. Поэтому полезно использование необычных техник и развитие творческих способностей детей через нетрадиционное рисование.


Воображение на бумаге – стук каблуков

Использование нетрадиционных техник и методик помогает детям преодолеть страх и неуверенность, ведь они еще плохо владеют карандашом и кистью, и собственные рисунки не всегда им нравятся. А неудачи очень сильно снижают мотивацию и интерес к рисованию и затрудняют развитие творческих способностей в изобразительной деятельности.

Методик, которые относятся к нетрадиционным, довольно много, и они предназначены для детей разных возрастов. Так, для самых маленьких подойдут следующие:

  • Рисование пальчиками очень полезно в раннем детстве, так как оно развивает не только образное мышление, но и тактильную чувствительность.
  • Дорисовывание отпечатков ладошек очень увлекательно, и развивает фантазию и образное мышление.
  • Использование разнообразных печатей, которое позволяет малышам полюбоваться красивыми оттисками.
  • Кляксография – совершенно удивительная техника. Ее очень любят дети, с восторгом рассматривающие оригинальные картины, созданные из простых клякс.
  • Рисование песком позволяет малышам освоить совершенно необычный материал.


Как изобразить Шорох – нарисуй звук

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих художественных способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Развитие творчества основывается на формировании нравственности, эстетического воспитания, потребности детей к творческому труду. Без труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить высокие нравственные чувства в ребенка.

Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, — везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка».

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя — развивать творческие способности ребенка, целенаправленно воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это будет возможно лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Этому будут способствовать такие формы совместной деятельности педагога с детьми как мини-музеи, в частности музеи «Народного искусства», «Народных промыслов», а также «Картинные галереи», «Вернисажи». Актуальной формой развития творческих способностей дошкольников является знакомство с различными видами искусства в ходе виртуальных туров и экскурсий.

При использовании данных методов важно, чтобы воспитатель показывал свои чувства детям, свое отношение.

Например, тема «Поход в зоопарк». Чтобы творчески ее изобразить, нужно с детьми «сходить» в зоопарк, далее провести беседу о том, что они там видели и что им больше всего понравилось. Зачастую, дети с удовольствием делятся своими эмоциями и впечатлениями от похода в зоопарк, а затем на занятии по изодеятельности, создавая свои работы, проявляют творчество — лепят, рисуют и т.д.

Необходимо учитывать этапы развития творческого процесса в ходе детской изобразительной деятельности:

  • первый этап предполагает «вынашивание замысла» — идет разработка содержания, поиск художественной формы. Этот период может быть, как и длительным, так и очень коротким. Все мысли и чувства подчинены определенной цели, идет интенсивная работа воображения. Так, например, та же тема «Поход в зоопарк»: дети, в начале, думают о том, что они будут лепить или рисовать, каким материалом будут пользоваться, какие цвета использовать в своей работе;
  • второй этап – «исполнение, реализация замысла». Суть этого этапа — преобразование мысли в материальную действительность. Собственно, это сам процесс. Продолжается интенсивная работа воображения, представления уточняются, обогащаются и детализируются. Сам процесс изображения может влиять на содержание. Замысел может сильно меняться и корректироваться. Дети лепят или рисуют животное, которое им больше всего понравилось или то, которое они хотели бы изобразить.
  • третий этап – оценка полученного результата и доработка, если есть необходимость. Дети сравнивают свои работы, пытаются дорисовать или долепить то, чего, по их мнению, не хватает в работе, иногда оценивают работы друг друга, чтобы получить оценку посторонних людей.

Особое место в развитии детского творчества отведено самостоятельной деятельности ребенка. Организации условий для самостоятельной деятельности детей по интересам. С целью развития детского изобразительного творчества, в группах организуется предметно-развивающая среда:

  • «Мастерская юного художника», где представлены различные материалы для изодеятельности, книги, игры, трафареты в расширенном ассортименте и т.д.;
  • Уголки творчества, где можно экспериментировать с различными материалами: смешивать цвета, рисовать цветными мелками, смываемыми маркерами на различной поверхности, создавать изделия из глины, пластилина, работать с материалом для коллажей, ножницами для правой и левой руки, клеем, плотной бумагой, картоном и материалом для освоения различных нетрадиционных техник живописи: пальчиковой, мыльными хлопьями, печатания губкой, обливной печатью, печатания веревкой, воском. Выполнение работ необычными материалами, нетрадиционными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Существуют много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они помогают детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • кляксография с трубочкой
  • печать по трафарету
  • кляксография обычная

Таким образом, решается основная задача педагога, которая связана с развитием интересов, творческих способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой предметно-развивающей среды позволяет ребёнку проявить свою пытливость, любознательность, познавать окружающее по собственному желанию, без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях эстетической предметно-развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности и проявление творчества.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]