Развитие творческих способностей у детей средствами театрализованной деятельности


Развитие творческих способностей у детей средствами театрализованной деятельности

 В статье показана важность творческого потенциала детей в соответствии с ФГОС. Даны аргументы в пользу использования для этого театрализованной деятельности, в частности — театрализованных игр.

Ключевые слова: творческие способности, творческое развитие, театрализованная деятельность.

Актуальность. На протяжении истории человечества творчество являлось своеобразным двигателем, который помогал людям перейти на новый этап. Поэтому творчески активные люди часто (хотя и не всегда) были в почёте. Именно их новые идеи показывали новые цели и преобразовывали действительность. И в наше время это не теряет актуальности. Ведь творчество применимо во всех областях человеческой деятельности. И каким бы одарённым не был человек, любые способности требуют развития, в том числе и творческие. Известно, что детство является наиболее продуктивным периодом в жизни человека, когда закладываются основы его будущей личности, развиваются данные от природы способности. Не является исключением и творчество.

Федеральный государственный образовательный стандарт направляет нас на создание благоприятных условий для развития способностей каждого ребёнка и его творческого потенциала [1, п. 1.6]. В разделе Художественно-эстетическое развитие (п.2.6) среди поставленных задач указывается реализация самостоятельной творческой деятельности ребёнка в различных направлениях: изобразительного искусства, музыкального направления, конструктивно — модельного. В поисках эффективных методик по развитию креативности у детей нельзя забывать о театре, который включает в себя все эти направления творческой деятельности. Ведь театральная деятельность как источник развития творческих способностей — это средство, которое может способствовать развитию детской индивидуальности, раскрытию их способностей, творческой активности.

Анализ литературы. Рубинштейн С. Л. отводил проблеме способностей видное место, рассматривая проблемы задатков, развития способностей, взаимосвязи одаренности и личности, одаренности и психических функций, общей и специальной одаренности [2]. Теплов Б. М. выделил признаки, отражающие суть способностей человека [3, с.9].

Креативность, по мнению таких исследователей, как В. Н. Дружинина, Е. Л. Солдатовой и других, поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный возраст и подростковый являются таковыми периодами [4].

Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. Н. Волков и другие.

Изложение основного материала. Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом. В психологии способность понимается как комплекс физических и психических качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенным видом деятельности.

Способность — это совокупность врождённых и приобретённых индивидуально — психологических свойств человека, являющихся субъективным условием успешного выполнения определённого вида деятельности [5, с. 112].

Творчество — это во — первых, деятельность человека, порождающая нечто новое, отличное от старого своей неповторимостью, оригинальностью и общественно — исторической уникальностью, а во-вторых, это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека [5, с. 117].

Можно сказать, что творчество является необходимым условием развития личности.

Очевидно, что театрализованная деятельность помогает формировать у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать, способность к самовыражению, творческую активность.

Театрализованные игры, как составляющая театрализованной деятельности, дают большое поле деятельности для проявления и развития творческих способностей ребёнка. Они побуждают к творческой активности, которая проявляется в стимулировании фантазии у детей, импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, в стремлении детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жесты. Театрализованные игры помогают убрать скованность у детей, укрепляют их уверенность в себе, что в свою очередь, стимулирует развитие духовного потенциала и творческой активности.

Театрализованные игры можно подразделить на следующие группы: игры — драматизации и режиссёрские.

Игры-драматизации — это изображение и разыгрывание какого — либо сюжета (это пальчиковый театр; театр би-ба-бо; кукольный театр; драматизация с использованием масок; импровизация).

Игра-драматизация — художественная деятельность дошкольника, отвечающая их потребностям в чем-то необычном, желании перевоплотиться и почувствовать себя кем-то другим. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Режиссёрские игры — это игры, где придумывание и разыгрывание сюжета происходит через роли, которые ребёнок предлагает игрушкам, чаще всего не включая себя в игровой сюжет, находясь вне разыгрываемой ситуации. Будучи индивидуальной, режиссерская игра требует от ребенка максимальной степени проявления его инициативы, фантазии, творчества. Если в сюжетно-ролевой игре действие заходит в тупик, то толчком к последующему развитию сюжета может стать идея любого из играющих. В режиссерской игре помощи ребенку ждать неоткуда, и ему нужно мобилизовать все свои возможности, чтобы игра могла продолжаться дальше [6]. Но в старшем дошкольном возрасте она уже может быть включена в совместную деятельность детей, где роль «игрушек» выполняют другие дети.

При этом необходимо избегать некоторых ошибок, дабы не уйти от цели развить творческий потенциал детей. Перечислим эти ошибки. Во-первых, смещение цел. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Это лишает детей проявлению индивидуальности, раскрытию их творческого потенциала, лишает их свободы действий, что в свою очередь развивает память, речь детей, но смещает с цели развития творческих способностей детей. Вторая ошибка заключается в противоположном: полном невмешательстве взрослых, кроме подготовки атрибутов (причём одних и тех же на протяжении нескольких лет), что также не способствует развитию творческой активности детей [6, с.1].

Условия для проявления самостоятельности и творчества старших дошкольников в театрализованных играх следующие: содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей; педагогическое сопровождение строится с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка; театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в её создании принимают участие дети.

Таким образом, театрализованная деятельность и, в частности, театрализованные игры, — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/МиК/Downloads/fgos_ru_doshk.pdf %20(1).pdf
  2. Теоретические взгляды С. Л. Рубинштейна на проблему способностей и одаренности / [Электронный ресурс]Режим доступа: https://www.e-reading.club/chapter.php/1037944/149/Shadrikov_-_Ot_individa_k_individualnosti.html
  3. Теплов Б. М. Способности и одаренность / Проблемы индивидуальных различий/ [Электронный ресурс] М, 1961, с. 9–20 Режим доступа: https://docplayer.ru/35624554-Teplov-b-m-sposobnosti-i-odarennost.html
  4. Психодиагностика творческих способностей у студентов гуманитарных и технических ВУЗов / Изучение творческих способностей в психологии / [Электронный ресурс]Режим доступа: https://studbooks.net/1616325/psihologiya/izuchenie_tvorcheskih_sposobnostey_psihologii
  5. Пермяков А. А., Морозов В. В., Зарединогва Э. Р. Краткий словарь педагогических понятий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Пермяков, В. В. Морозов, Э. Р. Зарединова. — Изд. 2-е, испр. И доп. — Кривой Рог, Симферополь: Видавничий дiм, 2010. — 144с.
  6. Акулова О. Театрализованные игры / Дошкольное воспитание, 2005, № 4, с. 24.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Калицкая Е.Н., воспитатель ГБДОУ детский сад № 46 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается и как средство развития детей.

Театр — один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста (эмоциональность, чувственное сознание, воображение, эмпатию), оказывает сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную, катарсическую функции.

Театральное искусство на протяжении всей истории человечества и цивилизаций всегда было связано со стремлением человека к миропознанию. Идея о том, что театр должен быть воплощением духовной жизни человека, средством воспитания, активно развивалась В.Й. Немировичем-Данченко и К.С. Станиславским — реформаторами русского театра.

Театр — могущественная сила духовного воздействия на людей. В других видах искусства зритель воспринимает только результат творчества. В театре же зритель не только присутствует при самом творческом процессе, но и принимает в нем участие, сопереживает.

Эта особенность театрального искусства с особой силой проявляется при восприятии спектаклей детьми дошкольного возраста. У них еще не выработалась способность сопоставлять сцену и жизнь, поэтому для них так характерна непосредственность восприятия, когда стираются грани между условностью искусства и реальной действительностью и возникает абсолютное доверие ко всему происходящему на сцене. Дети редко отделяют актера от роли, ставя знак равенства между сценой и действительностью. Они больше понимают и чувствуют, чем могут выразить. Отсюда чрезвычайно высока воспитательно-образовательная роль театра. То есть, творческий процесс театрального действия, полное доверие ребенка тому, что происходит в спектакле, пьесе, игре-драматизации, направленность детского восприятия на сочувствие, сопереживание и даже соучастие, позволяет говорить о серьезных возможностях театрализованной деятельности в развитии творческих способностей старших дошкольников.

Хорошо известно, что игра — это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Театрализованные игры или игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности — самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. На существование особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие психологи. Они подчеркивали, что основной смысл игры заключается в разнообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

Подтверждения этому можно найти в работах известного отечественного ученого И.М. Сеченова, который доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Понимание игры как «эмоционально-действенного освоения мира», по определению А.Н. Леонтьева, чрезвычайно важно для практики дошкольного образования. В игре детей часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им, а в театрализованной игре эмоции программируются в игровом образе, который изображает ребенок, сюжете, в русле которого действует игровой персонаж. Чем интенсивнее будут переживания детей в процессе театрализованных игр, тем более глубокий след они оставят в сознании ребенка, повлияют на характер его проявлений во взаимодействии с другими, на социальное поведение.

Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем, ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт эмпатийного поведения. Так же происходит усвоение различных образцов действий и поступков, что дает возможность дошкольникам не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор.

Театрализованная деятельность относится, по мнению И.А. Колесниковой, к художественно-образным педагогическим средствам, сущность которых заключается в том, что осознанный образ превращается в мыслеобраз, своеобразную единицу мышления. Став внутренней формой, он приобретает самостоятельность жизни и способность воздействовать на деятельность субъекта. Образ способен выполнить в педагогическом процессе функцию образца, управляющего дальнейшим поведением человека, то есть регулятивную или нормирующую функцию.

Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В.Г. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский, Н.Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

  1. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
  2. Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
  3. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
  4. Театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках. Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.
  5. Невмешательство взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра. Однотипный набор шапочек — масок, элементы костюмов героев переходят из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности.

Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Вместе с тем у дошкольников зачастую не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность. Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.

Решение обозначенных противоречий мы видим в особой организации взаимодействия между музыкальным руководителем, воспитателями, детьми и их родителями, а именно в педагогическом сопровождении развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Совместная деятельность воспитателя с детьми. Работа по театрализованной деятельности проводится 3 раза в неделю во второй половине дня и осуществлялась по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление – занятия на развитие внимания, воображения, движений детей.

Второе направление – работа над ролью.

В ходе работы по первому направлению решались задачи: способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности; сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики и движений стремиться к созданию целостного художественного образа. Второе направление по театрализованной деятельности – работа над ролью:

  1. Знакомство с инсценировкой: о чём она? Какие события в ней главные?
  2. Знакомство с героями инсценировки:
  • составление словесного портрета героя;
  • фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
  • сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
  • анализ придуманных поступков;
  • работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажей, места на сценической площадке; мимики, интонации;
  • подготовка театрального костюма.

Развивающая среда. Необходимо наполнить развивающую среду разными видами театров. Весь материал удобно разместить для детей в свободное для них использование. Также важно создать условия для дальнейшего обогащения опыта детей.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При создании среды мы старались обеспечить условия для самостоятельного творчества каждого ребёнка.

В группе можно оборудовать театральную зону, а также «уголок» уединения, где ребёнок может побыть один или прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом, или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю. В целях реализации индивидуальных интересов детей в зону театрализованной деятельности необходимо поместить разные виды кукольного театра, детские рисунки. Для развития любознательности и исследовательского интереса детей в зоне театрализованной деятельности находится разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.

Таким образом, при создании развивающей среды учитываются следующие принципы:

  • обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
  • организация «зон приватности»;
  • предоставления права и свободы выбора;
  • создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
  • полифункциональность использования помещений и оборудования.

Работа с родителями направлена на информирование взрослых о важности театрализованной деятельности для дошкольников. Также взаимодействие педагогов детского сада с родителями нацелено на ознакомление с формами организации совместной деятельности детей, родителей и воспитателей с детьми.

Таким образом, педагогическое сопровождение развития творческих способностей в театрализованной деятельности способствует:

  • развитию у детей устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности;
  • совершенствованию исполнительских умений детей, их желания искать средства для создания образа персонажа, пользуясь движением, мимикой, жестом, интонацией;
  • обогащению словаря детей, умению пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, рассказов;
  • совершенствованию умения связно и выразительно пересказывать сказки, самостоятельно сочинять свои сказки, рассказы, используя кукол;
  • развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания детей;
  • повышению уровня развития детей в театрализованной деятельности.
Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]