Занятия для детей для 4 лет должны быть развивающими и подготавливать ребенка к поступлению в школу, обучать малыша грамоте, развивать его способности, и знание окружающего мира. Специалисты говорят, что в 4 года уже можно усаживать ребенка за стол и заниматься по пособиям для дошкольников. Но на практике, ребенок не усидит больше 15–20 минут за развивающей тетрадкой или книжкой, — именно на это время и рассчитано каждое задание из таких пособий. Есть, конечно, дети, которые могут просидеть за развивающими тетрадями и 30 минут увлечено занимаясь. Но когда ребенок не хочет, заставлять его не нужно. Ребенок в 4 года очень активный, ему интересно бегать, прыгать, играть в игрушки, и ваша задача развивать его в игре.
Как обучать ребенка за игрой, в которой по большей части он проводит свое время? Давайте рассмотрим: как превратить игры в развивающие занятия для детей 4 лет, какие игрушки и материалы помогут вам в этом; по каким развивающим тетрадям и книгам дети занимаются с удовольствием.
Возрастные особенности ребенка 4-5 лет
4-5 лет — один из благоприятных периодов в жизни малыша для усвоения новых знаний и умений. Все это возможно уже благодаря достаточному уровню эмоционального и физического развития. Главные особенности развития в 4-5 лет:
- Ребенок научился мыслить образно, воображать. Может найти что-либо похожее на заданный предмет, из нескольких вычленяет один по размеру, цвету, форме и другим параметрам.
- Развивается произвольная память: малыш уже способен выучить стихотворение, запомнить данное ему поручение. Формируется образная и словесная память.
- Увеличивается время концентрации внимания. Теперь дошкольника можно занять одним действием на 20 минут.
- Совершенствуются двигательные навыки. Улучшается координация, равновесие, моторика (как крупная, так и мелкая).
- Рисунки становятся более детальными, дошкольнику уже дается склеивание, вырезание, конструирование по образцу и собственной фантазии.
- Речь становится богаче. Улучшается дикция, произношение звуков. Ребенок легко имитирует большинство звуков, разговаривают с интонацией. Активизируется познавательный мотив, так называемый «режим почемучки». Дошкольник стремится освоить новые знаний, в этом ему должны помочь взрослые.
- Центральная форма развития — игровая деятельность. Теперь преобладают сюжетно-ролевые игры. Поэтому и все занятия рекомендовано строить именно на играх.
Что я сделала для себя
Применение методики Монтессори начинается не с ребёнка, а с родителей. Чтобы понять, как развивать ребёнка в 4,5 года и создать дома благоприятную среду, нужно в первую очередь работать над собой. Потому что родитель не в ресурсе мало на что способен.
Раньше я каждые свободные 5 минут отвлекалась на чаты, никак не связанные с моим развитием. Сейчас пришло осознание, что это пустое занятие, которое отнимает много времени. А ведь его можно проводить с пользой: загружать посудомойку и стиральную машину, убирать со стола, развешивать бельё, пылесосить, наблюдать за детьми, записывать свои мысли.
Если дети увидят, что я просто сижу и пью чай, они бросят свои дела и прибегут. То же будет, если прилягу. Поэтому разумнее всего посвятить время дому, и заодно вовлечь детей. Это не сложнее, чем переписываться в чатах, зато сколько пользы.
Вот ещё несколько небольших достижений, которые заметно улучшили качество моей жизни:
- На курсе я познакомилась с графиком эмоций и каждой из них в отдельности. Теперь могу себя лучше контролировать, при общении с детьми это ценный навык.
- Научилась находить время на себя. Не реже одного раза в неделю выбираемся с мужем по делам или на прогулку, а детей оставляем бабушке — они уже достаточно подросли. Спустя три таких недели научилась концентрироваться на себе и полноценно отдыхать.
- Общаюсь с Монтессори-мамами в чате выпускников. Мы обсуждаем, что нового узнали, какие книги прочитали — и так совместно развиваемся. Это моя точка интереса и источник вдохновения.
Привычку не убираться, когда дети спят, я освоила сразу после рождения дочки. В такие моменты сплю, смотрю вебинары, фильмы. Начинаю «своё» время с чашечки кофе, чего-нибудь вкусного и томного взгляда в окно.
Хочу, чтобы дети видели маму счастливой и красивой. Сложнее всего было осознать себя главной частью развивающей среды для детей. Я создавала условия, при которых детям стало проще развиваться и познавать мир, но забыла о себе: это относилось и к внутренним, и к внешним ресурсам. Даже муж стал возмущаться, что деньги, которые он даёт мне, трачу на детей. Я начала меняться и позволять себе то, в чём долго отказывала. Будь то пирожные, новый шампунь, поход в салон красоты или кафе, прогулка.
Развиваем речь
Вот несколько простых, но эффективных упражнений, проводить которые можно в любое время:
- «Что бывает…». Называйте ребенку признак предмета и спрашивайте, что бывает именно с такими характеристиками. Постепенно задание можно усложнять, совмещая одновременно несколько признаков.
- «Что произойдет, если…». Придумывайте любые сюжетные ситуации и интересуйтесь, что произойдет в этом случае.
- «Что можно сделать…». Берется любой предмет и задается вопрос, что с ним можно сделать. Можно также спросить, чего нельзя делать и почему.
- «Что и где». Задавайте малышу элементарные вопросы. Например, где находится сковородка или телевизор. Просите как можно детальнее описать все предметы из любой комнаты.
- Описывайте крохе любое животное и попросите его отгадать. Меняйтесь ролями: пусть и ребенок попробует выступить в роли загадывающего.
- Играйте в звукоподражание. Больше внимания уделяйте проблемным звукам (обычно это с, ш, з и р).
ВАЖНО! Обязательно разучивайте стихи, песни, сказки, много читайте. Обсуждайте увиденное и услышанное. Процесс развития должен быть непрерывным.
Также почитайте про игрушки для развития речи детей.
Игры на развитие логического мышления
Хорошо задействуются логические навыки в следующих упражнениях:
- Обобщить предметы по любому признаку (например, найти все круглое, плоское, желтое).
- Определить схожесть и различие между картинками либо отдельными предметами.
- Выделить из множества предметов одинаковые.
- Собрать конструктор по образцу.
- Найти лишний предмет, объяснить свой выбор.
- Выбрать парные предметы, назвать признак, по которому сделан выбор.
- Отыскать выход из лабиринта. Такие задания встречаются во всех детских журналах и развивающих изданиях).
Память не только зрительная
Человеку свойственно запоминать то, что он видит, слышит и делает. Поэтому развитие памяти должно быть направлено на все названные аспекты.
- Зрительная память хорошо тренируется при рассматривании картинок с их последующим описанием, а также запоминанием расположения предметов в комнате. Можно спрашивать малыша, в чем он был одет вчера. Развивает зрительную память игры на перестановку игрушек: расставляется несколько предметов, а когда ребенок отворачивается, их меняют местами. Задача дошкольника — отгадать, что изменилось.
- Слуховую память тренирует разучивание потешек и стишков. Желательно в день учить по четыре строчки. Обязательно нужно пересказывать сказки и делиться впечатлениями от увиденного, причем рассказывать все нужно в деталях. Также можно давать малышу игровые задания: купить в «магазине» по устному списку или сервировать стол по определенной инструкции, озвученной также устно.
- Двигательная память тренируется во время игр, в которых нужно повторять движения за взрослыми. Как только определенная игра будет разучена, взрослый может «случайно» ошибиться, задача ребенка — найти и исправить ошибку.
Интересные уроки рисования
Дети старшего дошкольного возраста очень любят рисовать. Они уже имеют навыки обращения с кисточкой и красками, фломастерами, карандашами. Рисование развивает речь, мелкую моторику, воображение, усидчивость, внимательность.
Чтобы научить малыша изображать различные объекты, можно использовать такие способы:
- обведение фигур, имеющих точечный контур. Ребенок будет запоминать формы разных объектов;
- применение раскрасок;
- рисование под копирку (обведение уже готовых изображений и дальнейшая их раскраска).
При обучении ребенка рисованию нужно использовать простые линии, геометрические фигуры. Существует множество интересных уроков.
Мастер-класс по изображению лиственного дерева:
- начертить внизу листа бугорок;
- над ним (в верхней части бумаги) изобразить круг;
- два объекта соединить прямыми линиями (это ствол);
- пририсовать ветки;
- придать краю кроны неровность (выделить те места, в которые входят ветки);
- на бугорке прорисовать траву.
Развитие внимания
Чтобы дошкольник мог легко переключаться с одного вида деятельности на другую, концентрировать свое внимание на работе в течение длительного времени и при этом не уставать, внимание также нужно регулярно развивать.
Варианты игр:
- Найти изменения во внешнем виде взрослого, в расстановке предметов.
- Всевозможные вариации игры «съедобное-несъедобное» (обувь — не обувь, говорит — не говорит).
- Найти отличия на двух картинках.
- Игра «Вагончики». Мама называет предмет, ребенок повторяет и добавляет свой, мама повторяет теперь два предмета и добавляет третий. И так до тех пор, пока кто-то не ошибется.
- Во время прогулки возле дома нужно запомнить как можно больше деталей, а на следующий день обсудить, что же изменилось в окружении.
- С закрытыми глазами описать, что и конкретно где находится в комнате.
Чтение и письмо
К пятому году жизни ребенку уже необходимо тренировать руку для дальнейшего письма в школе. То же самое касается и чтения. Помогут в этом простые прописи. Эти пособия помогут развить мышцы кисти ребенка, подготовить их к дальнейшему письму. Начинать нужно с самых простых элементов — обведения узоров и соединения точек. И только после этого можно переходить к самостоятельному письму.
Обязательно прорабатывается восприятие первого звука в слове. Для этого можно клеить буквы на любые предметы в доме. Задача ребенка — догадаться, правильно ли выбрана карточка с буквой.
СПРАВКА! В этом деле хорошим помощником родителей станет букварь Жуковой. В нем подробно описан алгоритм слияния звуков и другие рекомендации для взрослых.
ИЗУЧАЕМ МАТЕМАТИКУ
Первое, что здесь приходит на ум, – навыки счета. Потому как вычисления ребенку пока освоить трудно. Как научить дошкольника считать?
Понять, как соотносится конкретная цифра с обозначаемым числом, ребенок может, например, с помощью счетных палочек или карточек, на которых изображены цифра и различные предметы в соответствующем количестве.
Чтобы закрепить счет по порядку, можно использовать раскраски, в которых требуется соединять пронумерованные точки.
Также закреплению порядкового счета способствует постоянное пересчитывание окружающих предметов: домов, скамеек, птиц, ступенек на лестнице, яблок в вазе.
Математика – это еще и геометрия. К этому возрасту ребенок уже должен знать основные геометрические фигуры. Сейчас важно закреплять эти знания, а также развивать мышление дошкольника, играя в интересные игры с фигурами. Например, можно складывать из треугольников прямоугольники, квадраты, ромбы, другие треугольники. Из квадратов можно сложить прямоугольники.
Интересно деткам в этом возрасте и рисовать с помощью геометрических фигур (всем известно, что треугольник – это юбочка, круг – солнышко, треугольник с прямоугольником – домик). Также ребенок уже может сравнивать фигуры по цвету, форме, размеру.
Музыкальность, сенсорика и движение
Любой дошкольник должен много двигаться. Движение помогает укреплять скелет и мышцы, улучшает ловкость, координацию, выносливость. Поэтому в жизни ребенка должны присутствовать гимнастика, зарядка, танцы, любые подвижные игры, а также езда на велосипеде.
Если сопроводить физические упражнения музыкой, это будет способствовать развитию музыкальности. Чтобы развить сенсорное восприятие дошкольника, ему нужно давать возможность трогать различные фактуры и материалы.
Необходимо стремиться к совершенствованию мелкой моторики, которая улучшит речь, мышление, логику и память. Хорошо подходят любые игры с мелкими предметами, в том числе и пальчиковые.
План логопедических занятий
Дети к пяти годам должны полностью овладеть системой родного языка: связно разговаривать, понятно излагать свои мысли, строить сложные предложения, пересказывать сказки, правильно произносить все звуки.
Если у ребенка есть нарушения речи, то он будет совершать ошибки лексико-грамматического, фонетико-фонематического строя. У таких детей ограничен лексикон, они не могут составлять сложные и простые предложения. Речь малышей может быть несвязной.
Причин отклонений немало:
- нарушение памяти, рассеянность;
- слабость мышц артикуляционных органов;
- проблемы с мелкой моторикой;
- несформированное словесно-логическое, наглядно-образное мышление.
Для решения проблем с речью проводятся логопедические занятия. Программу уроков должен разрабатывать специалист. Простые упражнения родители могут выполнять дома.
Условия для коррекции фонетико-фонематической системы:
- соблюдение членами семьи стилистических, орфоэпических и грамматических форм при пользовании речью;
- создание полноценной речевой среды. Родители должны много и часто общаться друг с другом в присутствии ребенка;
- развитие слуховой функции;
- стимулирование детей подражать предметным и речевым действиям взрослых лиц.
Родители способны помочь детям обогатить лексикон, освоить правильный грамматический строй речи, улучшить звуковую культуру.
Логопедические занятия должны проходить с учетом таких правил:
- регулярность;
- упражнения выполнять в игровой форме, чтобы заинтересовать ребенка;
- хвалить малыша за его достижения. Не ругать его, если он показывает плохие результаты.
Для улучшения речи применяют пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику.
План логопедических уроков может выглядеть следующим образом:
- психологический настрой;
- анализ букв и звуков слов;
- постановка звука;
- автоматизация звука в речи;
- пальчиковые игры.
Прочие знания
Дошкольнику нужно развивать, например, и географические знания (понятия о живой и неживой природе, временах года).
Рекомендуется читать чаще энциклопедии, рассматривать глобусы или географические карты. Стоит отметить, что география — одна из важнейших наук для ребенка 4-5 лет. Изучая эту науку, дошкольник найдет ответы на множество интересующих вопросов.
Показывайте малышу картины русских художников, описывайте каждую деталь, ее происхождение и назначение.