Картотека дидактических игр на развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности.


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Разноуровневые дидактические игры и упражнения в изобразительной деятельности

Подготовила: воспитатель МБДОУ №152 Рогова С. А. Оренбург 2021

Константин Бальмонт писал:

Быть может вся природа – мозайка цветов? Быть может вся природа различность голосов? Быть может вся природа лишь числа и черты? Быть может вся природа желанье красоты?

Эти слова были написаны более века назад и задача педагога состоит в том, что бы помочь это очарование, красоту природы, но для этого, по словам Салоухина «Надо дождаться, когда красота сама пригласит тебя в собеседники, а не скользить по ней суетливым, поспешным взглядом.

Педагоги знают, что дети проявляют повышенный интерес к изобразительному искусству, а главная задача воспитать активного творческого ребенка.

И одна из главных задач сохранить непосредственность искренность стремление к творчеству, для детей характерно активное отношение к изображаемым событиям, некоторые даже озвучивают изображаемые события.

Важным моментом в процессе обучения является знакомство с национальными особенностями в искусстве, с декоративно прикладным творчеством народов России, а так же представление о талантливости каждого человека народа.

Каждый народ передает новым поколениям свое видение красоты, жилища, посуды, одежды. Это не только развитие творческих способностей, но и развитие интереса культуры в целом. Для решения этих задач можно выделить основные цели:

  1. Мотивационная деятельность: когда ребенок передает свое впечатление умение строить композицию и ее развивать, выбирать цветовое решение.
  2. Сравнение, как основной путь активизации мышление и полное раскрытие его индивидуальности, через качества которые надо учитывать, другие воспитывать, а третьи развивать в процессе творческой деятельности.
  3. Игровая деятельность: здесь можно вспомнить слова Сухомлинского «что ребенок без игры, без сказки»
  4. исследовательская деятельность: прошли те времена, когда дети рисовали только гуашью и акварелью

Не мало важное значение, закрепления навыков и развития творческих способностей является создание развивающей среды. В соответствие с ФГОС

Мы знаем, что первые рисунки детей составляют каракули геометрические фигуры линии не связанные между собой, к трем годам они осмысливают свои каракули и начинают их рассматривать как изображение вещей и возможности ребенка начинают расти, как разрастающееся облачко и наша задача помочь развитию этих способностей.

Главная наша задача обогатить опыт художественно – продуктивной деятельности на всех уровнях содействовать освоению художественных технологий на основе интеграции интеллектуальной деятельности и развитию ручной умелости.

В соответствие с ФГОС в работе с детьми учитываются индивидуальные способности каждого ребенка их интересы и предпочтения. Предпосылкой для знакомства с художественным творчеством является умение видеть цвет. Сначала я предлагаю рассмотреть детям радугу, читаю стихотворения:

«Петух увидел радугу, какой красивый хвост

Баран увидел радугу, какой высокий мост

И конь глядит на радугу, подкова велика

Река глядится в радугу и в небе есть река»

Предлагаю детям полоски и составить из них радугу, если дети затрудняются (с низким или средним уровнем развития) я им предлагаю выбрать цвета радуги затем в экологическом уголке помещается большой рисунок радуги и предлагаю группе найти на улице цвета радуги. Детям с высоким уровнем развития можно предложить холодные оттенки для «Снеговичка», а теплые цвета для «Солнечного лучика», а как заключение можно предложить «Танец радуги» с ленточками соответствующего цвета.

Следующим этапом знакомства с оттенками игра «Хоровод красок».

«Я возьму три краски основные эти краски не простые из них состоят все остальные, если красный и желтый подружится какая новая краска получится, ведите сюда подружку свою, если желтая с синей подружится какая новая краска получится, ведите сюда подружку свою, если красная с синей подружится какая новая краска получится, ведите подружку свою»

Для детей с высоким уровнем развития можно ввести следующее усложнение, ввести игру «Времена года». Где дети составляют объемную картину осени и это помогает понять объем картины в дальнейшем, когда они будут рисовать пейзаж, они будут рисовать не только на первом плане, но использовать все пространство листа.

Для детей с низким уровнем развития можно предложить игру «Палитра осени». Где они могут выбрать соответствующие цвета осени.

Знакомство детей с народным творчеством начинается с предварительной работы, когда дети рассматривают элементы росписей и знакомятся с изделиями народных мастеров, осваивают цветовую палитру.

Детям с низким и средним уровнем развития можно предложить сначала выбрать элементы росписи, например дымковской, затем украсить барышню или барашка, а детям с высоким уровнем развития предложить вылепить из глины, а затем расписать их.

Знакомство с гжельской росписью начинается с знакомством простых элементов: сеточкой клеткой точками. Можно предложить ребенку, который затрудняется провести пальчиком на листе бумаги сверху вниз справа налево, а детям с высоким уровнем развития украсить элементами росписи посуду, а впоследствии расписать вылепленные изделия. Так же продолжая знакомить с народным творчеством можно предложить игру «Веселая лошадка», соотносить лошадку с выбранной росписью, в основном это используется для детей низкого и среднего уровня.

Закрепляя навыки вырезания и лепки можно начинать с пальчиковых игр. Дети робко отделяют кусочки глины и пластилина, и начинаю обрабатывать их и очень быстро эти кусочки, при помощи скатывания, раскатывания начинают принимать форму, а свои бусинки или лепешки они с удовольствие нанизывают на проволоку или нитку.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны они способствуют развитию речи и творческой деятельности, тем самым вырабатывают ловкость умение управлять своими движениями, умение концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Четырех летние дети могут использовать только пальчики, а детям старшего дошкольного возраста можно предложить: шарики, кубики.

Пальчиковая игра «Моя семья»

Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я, Вот и вся моя семья.

Дети поочередно сгибают пальцы поочередно, по окончанию покрутить кулачком.

Пальчиковая игра «Прятки»

В прятки пальчики играли и головки убирали

Вот так вот так и головки убирали.

Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы, сначала на одной руке потом на другой. Детям старшего возраста на пальцы можно предложить надеть фигурки животных. Пальчиковые игры так же можно использовать в навыках вырезания, например, сначала предложить назвать на картине все геометрические фигуры, а затем сложить их в разных направлениях, после разрезать их по линиям сгибов. Из полученных фигур предложить выложить коврик, классифицировать их по цвету и форме.

Для детей со средним уровнем развития можно предложить игру «Найди нужный цвет». Дети должны пальчиком обвести контур предложенного фрукта или овоща и найти соответствующий для него цвет. А для детей с высоким уровнем развития игру «Собери вазу», что в дальнейшем помогает детям лучше ориентироваться, вырезая ножницами точно такие же предметы.

В каждой группе есть дети с опережающим развитием, что так же предусматривает созданная в группе развивающая среда, это может быть экопластика, использования подручного и бросового материала, можно предложить детям картины из карандашных стружек, детям рисуется контур деревьев домом, а затем начинает работать фантазия. Яичная скорлупа, листья, коллекция камней может служить уникальным процессом вживания в мир творчества. Наша работа предполагает полное раскрытие индивидуальных качеств ребенка, которые одни надо учитывать, другие воспитывать, а третьи развивать.

Следующая >

Материал на тему «Игры, направленные на развитие памяти дошкольников»

Игры, направленные на развитие памяти дошкольников

Развитие произвольной зрительной памяти

  • Игра «Запомни и нарисуй»

Ход игры: детям предлагается посмотреть и запомнить, как матрешка украсила свой платок (у каждого свой образец, доступный для зрительного восприятия). Допускается обведение узора ручкой или карандашом. А затем детям предлагается украсить свой платок тем же узором.

  • Рисование узора по памяти.

Ход игры: На листе нарисован узор. Предложить детям в течение 1 минуты посмотреть на этот узор. Затем узор убрать и попросить детей воспроизвести его по памяти. (Также развивается внимание и мелкая моторика)

  • Игра «Рассеянный Антошка»: педагог просит ребенка внимательно посмотреть на картинку, а затем нарисовать ее по памяти. После ребенок рассказывает, что он нарисовал, что мальчик надел не так. Очень важно, чтобы ребенок сравнил свой рисунок с образцом и сделал вывод о том, все ли он хорошо запомнил.
  • Игра «Нарисуй по памяти картинки»: педагог демонстрирует несколько картинок, на каждой из которых комбинация из геометрических фигур (можно начать с 3 картинок, постепенно увеличивая их количество). Каждая картинка предъявляется на время от 5 до 10 сек, после предъявления всех картинок педагог просит детей нарисовать все, что запомнили дети. Данное задание можно изменить, воспользовавшись набором карточек, на каждой из которых различные последовательности геометрических фигур. Ребенок воспроизводит последовательность после предъявления карточки.

Расширение объема слуховой памяти

  • Упражнение «Каскад слов (цифр)»
  • Упражнение, аналогичное предыдущему, на материале цифр (можно использовать на формировании элементарных математических представлений). Можно варьировать сложность заданий за счет дополнительных инструкций типа: «Повтори цифры в обратном порядке».
  • Игра «Я положил в мешок»:

Ход игры: взрослый, начиная игру, говорит: «Я положил в мешок яблоки», следующий повторяет сказанное и добавляет свое и т.д. до тех пор, пока воспроизведение всей цепочки станет недоступным для детей. Содержимое мешка можно менять в зависимости от темы занятия.

  • Игра «Гуляем по саду (лесу, огороду и т.п.)»

Цель игры: Развитие непроизвольной зрительной памяти.

Ход игры: продемонстрировать детям изображение сада (без установки на запоминание), затем попросить детей перечислить, какие деревья, кустарники, овощи им встретились. Затем можно показать карточки с изображением различных растений и попросить выбрать только те, которые были названы. Убрать карточки и попросить детей перечислить растения в том порядке, в котором они были названы.

Формирование эффективных приемов запоминания

  • Упражнение «Классификация»

Ход: поскольку умение классифицировать предметы по различным группам в этом возрасте уже сформировано, то педагог переходит сразу к этапу интериоризации действия (например, просит ребенка посмотреть на картинки или послушать слова, а затем сказать, на какие группы можно разделить эти слова). Затем ребенку предлагается использовать группировку предметов для запоминания, т.е. опираясь на названия групп, к которым ребенок отнес предметы или слова, вспомнить сами предметы или слова. На начальных этапах работы следует использовать ограниченное количество слов (предметных изображений), которые четко можно разделить на группы.

Формирование умения организовывать логически не связанный материал в единую смысловую систему

  • Прием смыслового соотнесения и поиска ассоциаций.

Педагог предлагает детям ряд слов, не связанных по смыслу, и просит сначала составить рассказ, в котором были бы все эти слова. Педагог показывает детям пример, а затем дети проделывают эту работу самостоятельно. Когда умение составлять рассказ по серии слов (предметных изображений) сформировано, педагог просит детей составлять рассказ в уме в момент прочтения педагогом слов (или в момент предъявления предметных изображений), а после воспроизвести не сам рассказ, а только те слова, которые необходимо было запомнить.

Можно попросить детей «нарисовать комиксы», в которых присутствовали бы определенные «герои».

Задание на поиск ассоциаций может быть следующим: педагог читает слова, ребенок запоминает их с помощью картинок (подбирает к каждому слову картинку, которая затем поможет ему вспомнить это слово).

Задание на поиск ассоциаций может быть также следующим: «Представь, что ты разведчик, и тебе нужно запомнить 8 имен (в дальнейшем количество и сложность имен можно увеличить). Постарайся связать их с чем-либо тебе уже известным».

  • Составление плана заучиваемого материала: разбивка материала на составные части, придумывание заглавий или выделение опорного пункта, с которым ассоциируется все содержание данной части материала, связывание частей по их заглавиям в единую цепь ассоциаций.

Работа проводится сначала на материале коротких рассказов с четко выделяемой структурой, затем речевой (или зрительный) материал усложняется.

Задание: Педагог предлагает детям прослушать короткий рассказ, после короткой беседы по уточнению конкретного содержания, причинно-следственных отношений и скрытого смысла, педагог просит разделить данный текст на несколько частей, дать им названия и объяснить свое решение.

Задание: Педагог читает текст, ребенок слушают его и делит на несколько частей по смыслу, затем названия частей выписываются перед ребенком и он по данному плану воспроизводит рассказ по памяти.

  • Поиск опорного пункта (при запоминании текстов).

Задание: ребенку предлагается абстрактный, на первый взгляд, рисунок, в котором есть знакомые ребенку элементы, наложенные друг на друга. Нужно найти точку опоры и воспроизвести всю информацию, какую возможно.

Задание: Ребенку прочитывается незнакомое стихотворение, в котором есть либо не знакомые (или, напротив, очень хорошо знакомые) слова, неожиданный поворот событий или нечто другое, что обратит на себя внимание ребенка. Предлагается сначала просто найти точку опоры, затем попробовать запомнить стихотворение с ее помощью.

  • Перекодирование информации.

Задание: ребенку предлагают послушать стихотворение и представить его в виде картины, затем задают вопросы, чтобы выяснить насколько ребенок запомнил материал.

Задание: ребенку предлагают посмотреть на изображение, описывая словами все, что он видит, затем задают вопросы по данному материалу.

Развитие продуктивности слуховой памяти (скорость запоминания, точность воспроизведения, прочность сохранения)

  • Упражнение «Припоминание заданий»

Здесь имеется в виду припоминание какого-то речевого материала, воспринятого ребенком на слух, которые предлагались детям неделю назад или ранее. Возвращение к событиям, произошедшим достаточно давно, к событиям, на которых не фиксировалось внимание ребенка специально, очень эффективный прием с точки зрения развития долговременной памяти, развития прочности сохранения информации. Если педагог будет периодически возвращаться к повторению. Припоминанию какой-то информации, она прочно сохранится в памяти ребенка.

  • Выполнение заданий в соревновательном режиме: например, педагог называет 10 слов и просит их запомнить с использованием любого удобного ребенку приемы запоминания, а затем называет 9 слов в произвольном порядке и просит поднять руки тех, кто готов закончить цепочку.
  • Детям предлагается запомнить небольшой текст, а затем педагог читает этот же текст, но с небольшими изменениями (например, некоторые слова используются в уменьшительно-ласкательной форме, изменены некоторые имена и т.д.), дети исправляют ошибки

Развитие продуктивности зрительной памяти (скорость запоминания, точность воспроизведения, прочность сохранения)

  • «Копируем художника». Детям предлагается как можно быстрее запомнить рисунок, состоящий из линий, точек, геометрических фигур, расположенных в беспорядке, а затем воспроизвести его на чистом листе бумаги по памяти. Целесообразно устроить выставку детских работ и предложить детям самим выбрать победителя, чей рисунок наиболее похож на оригинал.
  • Возврат в памяти к заданиям недельной давности и ранее (к зрительному материалу, например, предлагается вспомнить, какие животные были на картине, которую показывал педагог на прошлом занятии и т.д.).
  • За 1 минуту запомнить как можно больше деталей изображения.

Активизация двигательной памяти ребенка

  • Игра «Кукловоды».

Вариант 1. Воспитатель-«кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один — «кукловод», другой — «кукла».

Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

Совершенствовать тактильное восприятие и память

  • Игра «Прятки» (с тактильными дощечками).

Ход игры: Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для «ощупывания», затем ее прячут в ряду других 10-12 дощечек за ширмой или под платком, и ребенок, не видя, на ощупь должен найти, узнать свою дощечку.

Развитие мелкой моторики

  • Игра «Не урони!» (со счетными палочками)

Ход игры: палочки высыпают из коробочки, пустую коробочку ставят на стол вертикально. Ребенок берет 2 палочки большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробочку, стараясь не уронить.

Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает палочки на другую коробочку. Если справился, то пробует проделать то же средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). И далее — безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если хоть одна палочка упадет, надо начинать сначала.)

Если удалось все проделать до конца успешно, добавляется еще одна палочка (2 + 1 = 3 палочки и т. д.).

Развитие навыка сосредоточения

  • Игра «Волшебный круг».

Воспитатель предлагает детям направить «лучик своего внимания» на нарисованную в круге звездочку («старайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку…») и удерживает их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд); затем переводит «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик.., затем на палочку… и, наконец, в точку.

Игра «Слухачи».

Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только в групповой комнате, затем переключить слуховое внимание на звуки, «живущие» внутри детского сада (исключая группу), затем — на звуки на территории детского сада (вне здания), затем — на звуки на дороге…

По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудить с детьми все услышанные ими звуки.

Увеличить объем внимания и памяти

(результат достигается путем многократного повторения вариантов игры)

  • Игра «Сделай, как я!» (со счетными палочками).

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.

Партнер из своих палочек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество палочек постепенно увеличивается до 12-15.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]