Безопасность детей: правила поведения ребенка в различных ситуациях

Научить детей безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых маленьких лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь. Конечно, самое главное при этом – собственный пример родителей. Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.

В первую очередь за формирование правильных взглядов ребенка на мир и его безопасность отвечают родители. Это начинается с первой минуты появления на свет. Вместе с организацией своего поведения, правильного кормления, ухода за малышом рождается важная проблема – безопасность детей в различных жизненных ситуациях.

Окружающий мир постепенно захватывает внимание ребенка. С каждым днём он пытается узнать, попробовать что-то новое. Только правильное поведение родителей (или лиц, ухаживающих за детьми) обеспечивает безопасное знакомство с манящей неизвестностью любых предметов.

При этом первой задачей считается создание максимально безопасных условий в месте нахождения ребенка. Не надо ждать момента, когда может случиться беда: надо предварительно продумывать каждую мелочь в окружении ребенка. К сожалению, часто бывают неприятные проблемы, требующие тяжелого, длительного лечения (например, вылил на себя кипяток из чайника).

В возрасте ребёнка до 3 лет основная роль принадлежит маме. Заботы вырастают как снежный ком при появлении навыков ползания, ходьбы. Опасность для малышей представляют многие обычные предметы быта: стулья, столы, розетки, посуда, мелкие игрушки, бытовые приборы и другие элементы. Объяснять их правильное использование, соблюдение мер безопасности рекомендуется родителям в форме игры, постоянных бесед, общения с малышом. Процессы обучения должны проходить параллельно с объяснением безопасного использования игрушек, окружающих предметов. При этом надо как можно больше разговаривать с ребенком. Ласковый голос мамы для него является главным источником правильного восприятия мира.

В современное время вместе с интересными приспособлениями, игрушками для родителей родилась особенная проблема: интерактивные игры, интернет, море разных видов игрушек, которые привлекают даже малышей до 3 лет. Удивительно быстро они начинают их понимать, требовать и бесконечно долго играть, что, несомненно, должно быть под контролем родителей и направляться в правильное русло. Эта проблема с ростом ребенка становится главной и тоже требует учета мер безопасности, чтобы сохранить, например, зрение детей.

Время малышей до 3 лет быстро заканчивается, и каждый ребенок вступает в пору другой жизни, которая связана с адаптацией его в современном обществе с его законами, правилами безопасного поведения. Освоить их помогают уже не только родители, родственники, но и воспитатели детских садов, учителя. При этом первым шагом является знание фамилии, адреса проживания, телефонов родителей. Совместными усилиями знания безопасных правил поведения постоянно проверяются, разбираются ошибки, устраиваются небольшие проверки в зависимости от возраста ребенка.

Безопасность детей дома

Даже в правильно организованном домашнем пространстве могут появиться неожиданности, представляющие опасность для малышей. Например, возможность залезть на подоконник, выйти на опасный балкон. Надо попытаться предусмотреть максимальное число опасных ситуаций и предотвратить их осуществления. Для контроля над ними предлагается воспользоваться списком «популярных» опасных мест дома:

  1. Розетки, электроприборы. Доступ к ним должен быть недоступен.
  2. Плита в кухне считается особенно притягательным местом. Горячий чайник, кастрюли нельзя ставить близко к краям.
  3. Все острые углы на мебели должны быть защищены специальными накладками.
  4. Пакеты (их дети любят одевать на голову), шнурки, веревочки, пояса, шарфики часто примеряют на шею.
  5. Все химические средства, налитые в бутылки, напоминающие сок, воду (уксус, моющие средства).
  6. Режущие, колющие средства. Иголки, нитки, маникюрные принадлежности, пуговицы, булавки.
  7. Лекарства, спички, зажигалки.

Время оставить детей дома одних наступает обязательно в каждой семье. Это определяется индивидуально и зависит от самостоятельности, доверия к ребенку. Постепенное приручение его оставаться одному надо делать обязательно, предусмотрев следующие приемы безопасности:

  1. На видном, доступном месте (всегда на одном и том же) оставить телефоны: родителей (рабочий и личный), (ближайших родственников, которые могут быстро приехать). Милиции, скорой помощи, соседей. Сейчас у детей рано появляются личные мобильные телефоны, и они прекрасно ими пользуются.
  2. Проверить работу газовой плиты, воды, закрыть окна, двери или проверить защитные устройства. Еду для детей оставить в приготовленном виде или научить пользоваться СВЧ устройством для подогрева.
  3. Научить детей пользоваться глазком и не открывать дверь по первому сигналу в домофон или дверь. При появлении незнакомого человека за дверью никогда не говорить, что ты один дома (по телефону это тоже делать запрещается), а быстро связаться по одному из родительских телефонов, соседям (или позвонить в милицию).
  4. Объяснить детям, что за закрытой дверью они находятся в безопасности. Выходить на площадку нельзя. Надо подождать ухода, стоящего за дверью незнакомца.
  5. Уходя из дома в вечернее время, необходимо оставить включённым свет в комнатах.
  6. .Если ребенку разрешается погулять (возраст и обучение правилам прогулок позволяют), то нельзя размещать ключи от квартиры на шее, поясе. Для этого необходимо предусмотреть удобный внутренний карман с застежкой. Перед прогулкой ребёнок должен быть приучен выполнять следующее правило: оставить информацию куда, с кем, на какое время идет, когда вернется домой. Указать способ быстрой связи с ним.

Небольшой эксперимент

Спросите — и школьник, даже подготовишка вам верно и бойко ответит на вопросы «Что будешь делать, если в двери стучатся, а ты дома один… Если незнакомый тебе человек предложит прокатить тебя на машине… Угостит конфетой… Cкажет, что там, за углом, тебя ожидает мама… Разрешит погладить свою собаку, а потом предложит прогуляться и с ней поиграть…». И вы будете пребывать в полной уверенности: «Ну, уж мой-то знает, как себя повести».

Увы, мы вас разочаруем. Между словом и делом у ребёнка большой промежуток. Он может в теории прекрасно знать, что такое опасность и как следует поступать, а на практике — не использовать свои знания. Почему? Потому что так устроена детская голова. Когда появляется что-либо интересное, новое, необычное, да и просто какой-либо соблазн, детка может легко повестись на него. Попробуйте, например, своего знакомого, голос которого ребёнок не знает, попросить позвонить вам домой, завести с сыном или дочкой беседу и постараться выведать, один ли он дома и когда вернутся родители. Выложит подчистую, а заодно, вполне вероятно, и домашний адрес свой сообщит. А ведь, верно, не раз вы говорили, что нельзя незнакомцам докладывать ни про то, что «дома нет никого», ни про то, где проживаешь.

Чему бы вы ни обучали ребёнка — сказать (и даже сто раз повторить) — этого мало! Тактика обучения должна быть другая — с учётом особенностей мышления и интересов наших детей! Любые правила безопасности надо не только сообщать, но — это главное — закреплять, вводить в бытовую практику. Они должны настолько прочно засесть в голове, чтобы в нужный момент сработали автоматически, буквально на уровне рефлексов!

Фактически, они должны стать привычкой так-то и так-то себя вести. Вот тогда ребёнок не растеряется, только тогда он в настораживающей ситуации сумеет вовремя сориентироваться и постоять за себя.

Информационная безопасность детей

Практические навыки безопасной жизни дети осваивают в период своего формирования по-разному. Далеко не сразу правильно выполняются советы родителей типа «не ходи», «не разговаривай», «не бери» и т. д. Роль частицы «не» в понятийном аппарате формируется не сразу. Часто следует обратное действие: «не открывай, заменяется значением – открывай» и т.д.

Психологи советуют подавать информацию о безопасности другими выражениями с детальным уточнением. Например, вместо запрета «не гуляй», правильнее сказать «гуляй во дворе, недалеко от дома». Вместо выражения «не открывай» говорить «не открывай дверь быстро, не посмотрев в глазок, и незнакомым людям». Запрещающие действия лучше подавать в разрешительном формате с объяснениями, что надо делать.

Правила информационной безопасности можно объединить по следующим направлениям:

1. Знание полных сведений о друзьях ребёнка, их местах проживания, адреса родителей (при этом не надо бояться оставлять свои координаты). Места для игр в собственном и соседнем дворе.

2. Объяснение опасных для жизни ситуаций, находящихся в зоне игр. Например, правила поведения на открытом водоеме, правильным мероприятиям на воде. Для этого первые навыки надо объяснять во время купания в ванне (нырять, задерживать дыхание, не закрывать глаза под водой). Главное, преодолеть первый испуг, когда дети «теряют дно» под ногами. Рассказать об опасностях замерзших водоёмов, хождениях по тонкому льду.

3.Обучение правилам дорожного движения для пешеходов. При этом важно помнить, что детям свойственно подражание и если родители сами нарушают требования прохода на зеленый свет или по зебре, то и дети обязательно попробуют сделать так же. Результат может оказаться тяжелым. Оптимальный маршрут надо освоить вместе, много раз, выполняя все требования, несмотря на поведение рядом идущих.

Необходимо учитывать, что маленький ребенок не всегда слышит предупреждающие сигналы автомобиля. Он фиксирует внимание одновременно на нескольких объектах. Эмоции, темперамент ребенка могут быть вызваны удивлением новой модели машины или любого другого предмета. Радость, любопытство отвлекает его от осторожности, элементов безопасности. В то же время при прогулке вместе с подростком, надо давать ему определённый объём самостоятельности, не вызывая излишнего нравоучения, что вызывает негативную реакцию.

4.Кроме указаний родители всегда должны помнить о тактичном поведении с детьми, особенно при объяснении информации о безопасности. Это относится к разговорам о сексуальных проблемах, возникающих в неблагоприятных ситуациях. С раннего детства рекомендуется осторожно объяснять детям, к каким местам нельзя допускать прикосновение чужих людей.

Почему нельзя посещать общественный туалет по одному, гулять на пустырях, заходить подвалы, заброшенные здания. К сожалению, сексуальная преступность настоящего мира сильно возросла и дети должны знать об этом. Малыши не должны брать конфеты, другие сладости у незнакомых людей, подходить к неизвестным машинам, отзываться на предложения типа «я отведу тебя к маме».

5.Особое внимание надо уделить вопросу общения с животными на улице. Лучше всего, если дома есть свои собака, кот, а родители регулярно рассказывают о разных породах собак, их характере, правилах поведения при встрече.

6.Новшеством современного мира явилось общение в интернете. Остановить этот тип прогресса (полезный и интересный) нельзя. Но он таит в себе множество опасностей для несформированного детского мировоззрения. Что бы избежать очень неприятных ситуаций рекомендуется выполнить следующие правила при первой покупке компьютера:

  • оговорить перечень правил посещения сети интернет. Компьютер должен находиться в зоне видимости родителей. Иметь антивирусные программы, настройки, фильтры, используемые для безопасного путешествия по интернету. Установить режим «родительский контроль» со списком запрещённых сайтов, игр, программ. Оговорить время работы в сети;
  • постоянно разговаривать с детьми об их друзьях в интернете. Объясните, почему встречаться с ними нельзя (они часто не те, за кого себя выдают в сети). Научите пользоваться псевдонимом (во время онлайн игр), не выдавая личную информацию. Не открывать файлы, сообщения незнакомых адресатов;
  • с подростками следует обсуждать проблемы азартных игр, сайтов с порнографией, насилием. Просто запретить это делать нельзя (запретный плод сладок). Только доверительные, дружественные отношения помогают справиться с нежелательной информацией и выработать правильное отношение ко всей информации из интернета. И тогда знаменитое выражение «интернет это помойка» можно не слушать, а получать массу интересных знаний без похода в библиотеку.

Безопасность детей в подъезде

Для ребёнка, гуляющего во дворе, вид двери собственного подъезда кажется надежным укрытием, защитой в любой неоднозначной ситуации. К ней бегут всегда, надеясь найти спасение за знакомой дверью. Иногда защитные функции сильно преувеличены и там, внутри родного подъезда может произойти несчастье. Родители должны научить детей любого возраста правильному поведению в подъезде.

Осторожность, внимание необходимо соблюдать при приближении к дому и на следующих этапах:

1.При подходе к подъезду рекомендуется обратить внимание на идущих рядом людей и убедиться, что никто из них не проявляет повышенного внимания, слежения. При этом человек выглядит обычным прохожим. В таком случае необходимо позвонить родителям, подождать появления соседей, знакомых и вместе с ними войти в подъезд. Родители должны объяснить детям работу механизма закрытия дверей подъезда с использованием специального доводчика. Дверь закрывается с задержкой по времени и ребенок должен сам закрыть дверь и дождаться хлопка. Даже небольшого зазора оставлять нельзя;

2.Запрещается входить в подъезд сразу за человеком, вызвавшим подозрение, дискомфорт, просто незнакомым. Он может поджидать ребенка за дверью подъезда, на лестнице, в любом другом месте. Если незнакомец стоит у входа, то для безопасности ребенку надо объяснить, что не стыдно обратиться за помощью в проходе до квартиры вместе со знакомым человеком (соседи, старшие братья, мужчин с ребёнком, милиционеров).

3.Если подозрительный незнакомец оказался в подъезде вместе с взволнованным ребенком. Дети должны знать, что они должны позвонить в любую дверь на первом этаже (можно во все сразу), объяснить причину беспокойства и попросить проводить его домой. Категорически запрещается разговаривать с незнакомцем, отвечать на его вопросы. Даже если он предлагает «спасти котенка», «окажи помощь», «проведу домой, к маме, она просила». Ребенок имеет право на полное игнорирование беседы.

4.Использование лифта требует особой осторожности, навыков, беспрекословного выполнения требований безопасности:

  • самостоятельные поездки детей на лифте допускаются после обучения, неоднократной проверке правил пользования;
  • во время ожидания лифта ребенок должен внимательно следить за лицами, приближающимися к нему. Рекомендуется повернуться к ним лицом и приготовиться к неожиданному нападению. Входить в кабину лифта вместе с посторонними людьми категорически запрещается. В случае нахождения в ней вместе с незнакомцем, ребенок должен стать лицом к нему и рядом с дверью. В сложных ситуациях, когда происходят нежелательные действия (прикосновение к одежде, попытки насилия), необходимо сохранять спокойствие, попытаться защищаться (ударить в пах, укусить за нос, губу), нажать кнопку ближайшего этажа для остановки и бежать с криком. Хорошо иметь баллончик с аэрозолем (даже средство от комаров) и направить струю в лицо незнакомца;
  • после выхода из лифта надо внимательно посмотреть вокруг и не открывать ключом дверь, если рядом есть незнакомые люди. В противном случае надо нажимать на кнопки всех соседей, просить о помощи и войти домой в их присутствии.

Правила безопасности: учим детей, не пугая их

Если правильно развивать и поддерживать у детей навыки личной безопасности, они помогут им ощущать себя защищенными при общении с большинством людей, большую часть времени. Эта статья является руководством для молодых людей по личной безопасности, уверенности в себе и защите собственных интересов.

Дети подвергаются опасности нападения, похищения и жестокого обращения даже в самых заботливых семьях, школах и сообществах. Но существуют простые и эффективные способы обучить детей защищать себя, эти способы подходят практически для любых случаев. Ведь навыки и знания – это ключ к их безопасности.

Родители, учителя и воспитатели должны знать, что дети чаще страдают от знакомых людей, чем от чужих. Поэтому дети должны знать четкие правила безопасности и для посторонних, когда никого нет рядом, и для соблюдения границ при общении с людьми, которые им знакомы.

Любой человек может оказаться растлителем – сосед, родственник, друг семьи, лидер молодежной группы, учитель, даже другой ребенок. Лучший способ защитить детей от насилия – это знать, что с ними происходит. Почаще спрашивайте своего ребенка: «Ты делишься со мной всем, что тебе интересно и о чем ты переживаешь? Помни: ты можешь мне полностью доверять», слушайте их ответы терпеливо, с большим уважением.

Дети должны понимать, что существуют важные правила безопасности для тех случаев, когда они находятся в одиночестве и не опекаемы родителями. Дети предоставлены самим себе, даже когда они отдаляются от ответственного за них взрослого всего лишь на короткое время и на небольшое расстояние. В этом случае не нужно беспокоиться. Дети просто должны знать, что им необходимо делать.

Просто рассказывать детям о правилах безопасности или показывать, что нужно делать, недостаточно. Когда мы только говорим с ними об опасности, их растущая степень информированности может повысить их уровень тревоги. Молодые люди учатся лучше с помощью активной практики. Практика детских навыков личной безопасности повышает их компетентность и уверенность в себе. Важно развивать эти навыки так, чтобы детям было не страшно, а весело и интересно.

Советы о том, как говорить с детьми о незнакомых людях

«Опасный незнакомец» – это тот термин, который лишь повышает беспокойство и при этом затрудняет мысленный поиск способов того, как помочь детям оставаться в безопасности.

Вместо этого лучше говорите о правилах безопасности при встрече с «незнакомым человеком». Вместо того чтобы рассказывать о чем-то плохом и страшном, что иногда действительно случается, лучше сосредоточьтесь на обучении и практиковании тех навыков и особенностей поведения, которые вы хотите развивать у своих детей для безопасного общения с незнакомыми людьми.

Сохраняйте спокойствие, когда вы говорите с детьми о незнакомцах. Если ваш голос звучит тревожно, эта тревога будет передаваться детям. Рассказ об «опасных незнакомцах» или страшные истории могут усилить страх и беспокойство любого человека. Вместо этого убежденно рассказывайте детям, что вы считаете абсолютное большинство людей хорошими, и что это означает, что большинство незнакомых людей тоже хорошие, но у некоторых из них есть проблемы, из-за которых они могут обижать детей.

Скажите детям, что они не должны бояться незнакомых людей, если будут следовать правилам безопасности. Если дети находятся одни, первое правило гласит, что, перед тем как заговорить с незнакомыми или малознакомыми людьми, нужно спросить разрешения у родителей. Помогите детям найти конкретные примеры людей, которых они хорошо знают, и тех, кого они не знают, чтобы ребенок смог образно смоделировать соответствующую ситуацию.

Правила безопасности для детей, когда они находятся одни

  • Большинство людей хорошие. Это означает, что и большинство незнакомых людей хорошие.
  • Незнакомец – это просто тот человек, которого я не знаю, и выглядеть он может как угодно.
  • Правила безопасности, действующие при родителях, которые обо мне заботятся, отличаются от тех, когда я нахожусь сам, без чьей-либо помощи. Когда я один, то должен в первую очередь связаться с родителями и уточнить, может ли незнакомец подходить ко мне, говорить со мной и давать мне что-либо.
  • Если я достаточно взрослый, чтобы находиться самому без родителей, безопаснее быть там, где рядом есть другие люди, которые могут помочь мне в случае необходимости.
  • Я не даю личную информацию незнакомцу или кому-то, кто заставляет меня чувствовать себя некомфортно.
  • Получать помощь от посторонних людей нормально, если со мной приключилась чрезвычайная ситуация, а рядом нет никого из знакомых.
  • Прежде чем идти куда-либо с кем-либо (с незнакомым или знакомым мне человеком), я должен спросить об этом у родителей. Я должен рассказать родителям о том, куда иду, кто будет со мной и что я буду делать.
  • У меня должен быть план обеспечения собственной безопасности и получения помощи там, куда я иду.
  • Я знаю, что правила безопасности моей семьи включают в себя то, как детям необходимо открывать дверь на звонок, разговаривать по телефону и использовать Интернет.

Для того чтобы соблюдать эти правила, дети должны практиковать следующие навыки и знать:

  • Как стоять и ходить внимательно, бдительно, спокойно, с уважением к себе и уверенностью.
  • Как отходить от незнакомца и оставаться вне досягаемости приближающегося человека.
  • Как уходить от незнакомца немедленно, даже если этот человек кажется очень приятным.
  • Как в первую очередь советоваться с родителями, даже если кто-то, кого ребенок знает и кому доверяет, говорит не делать этого.
  • Как получать помощь от занятого или неотзывчивого взрослого, если ребенок потерялся или ему стало страшно.
  • Как шуметь, убегать и добираться до безопасного места в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
  • Что делать и говорить, если незнакомец подходит к ребенку дома.

Правила безопасного поведения детей со знакомыми людьми

  • Я принадлежу сам себе: мое тело, мое время, моя душа – все это мое. Любые прикосновения для игры с целью подразнить меня или из привязанности ко мне должны быть согласованными и безопасными.
  • Кроме как в медицинских целях, никто не должен трогать мои интимные части тела (части тела, скрытые нижним бельем или купальным костюмом).
  • Никто не должен просить, чтобы я разрешил прикоснуться к моим интимным частям тела.
  • Прикосновение или другое поведение для сохранения здоровья или с целью безопасности не всегда можно согласовать, но такие прикосновения никогда нельзя скрывать от родителей.
  • Я не должен позволять другим людям контролировать свое самочувствие.
  • Все, что меня беспокоит, не должно быть тайной.
  • Если у меня есть проблемы, я должен рассказать о них взрослому, которому я доверяю, и продолжать рассказывать о них, пока мне не помогут.
  • Никогда не поздно получить помощь.

Для того чтобы соблюдать эти правила, дети должны практиковать следующие навыки:

  • Говорить «нет» при нежелательном или несоответствующем поведении, используя вежливые слова, зрительный контакт и настойчивый язык тела.
  • Стоять на своем даже тогда, когда кто-то использует подкуп, обидные слова или силу, чтобы оказывать давление на ребенка и заставить его делать то, что он не хочет.
  • Защищать себя от обидных слов.
  • Говорить слова, которые помогают избегать потенциально опасных ситуаций.
  • Привлекать внимание занятых взрослых и подробно рассказывать о ситуациях, которые вызывают замешательство и дискомфорт.

В этой статье рассматриваются лишь некоторые навыки безопасности детей.

Навыки личной безопасности могут быстро развиваться и помогают детям оставаться в безопасности в большинстве случаев общения с незнакомыми людьми и с людьми, которых они знают, особенно если родители учат детей этим навыкам и практикуют их вместе с ними.

Ссылки по теме:

  • Как научить ребенка быть осторожным
  • Как защитить ребенка от издевательств
  • Как ребенку противостоять давлению сверстников
  • Мышление жертвы: как уберечь от него ребенка
  • Больше статей о воспитании детей

Безопасность детей на улице

Прогулки на свежем воздухе начинаются для детей с самого раннего детства. В это время для родителей появляется уникальная возможность обучить малышей правилам безопасной игры на улице. При этом нельзя забывать о собственном поведении родителей (например, не тащить санки с ребенком через дорогу, постоянно разговаривать по мобильному телефону, не обращая внимания на действия детей). Ребёнок быстро вырастает из безопасных колясок, начинает ходить, стремится пройти в любое место, обрести «свободу».

С этого времени начинаются длительные уроки обучения главным приемам безопасного поведения:

  1. Объяснить где находится проезжая часть для машин и где должны находиться пешеходы. Детям надо рассказать о том, что машина не может остановиться быстро, существует тормозной путь. Запрещается выбегать на проезжую часть, даже если туда закатился любимый мяч.
  2. Нельзя трогать автомобиль (даже стоящий), прятаться за его колесами во время игры в прятки, подбегать к медленно идущей машине (даже когда за рулем папа или мама).
  3. Спокойно отойти в сторону, к подъезду и подождать проезда автомобиля во дворе.
  4. Стоящую машину обходить спереди, сзади на некотором расстоянии (в случае её непредсказуемого движения есть время на прыжок в сторону).

Особое внимание уделяется обучению правильным методам перехода улицы. Вместе с родителями в этом процессе должны участвовать все взрослые, находящиеся рядом.

  1. Переходить дорогу надо только в местах, разрешённых для перехода («зебра» или светофор).
  2. Категорически запрещается бегать на переходах: идти надо спокойным шагом. При любой неуверенности надо подождать взрослого и перейти вместе с ним. Торопиться выходить на разрешающий сигнал нельзя: за первым движущимся автомобилем может находиться другой, заканчивающий движение. Его надо пропустить.
  3. Не нарушать основное правило перехода дороги: сначала посмотреть налево, во второй половине перехода – направо.
  4. При наличии подземного перехода им надо воспользоваться в первую очередь.
  5. Общественный транспорт (трамвай, автобус, троллейбус, маршрутные такси) с любой стороны обходить небезопасно. Родители должны уделить этому моменту особое внимание. Ожидать общественный транспорт положено на остановках (не на ближайших обочинах).
  6. Во время перехода дороги с недостаточной видимостью (вечер, ночь, снег, дождь, туман) обязательно иметь на одежде вставки из светоотражающей ткани. Специальные фликеры: значки, метки, повязки, заметные в темноте. Они видны водителям на расстоянии 180 м в свете ближних фар и до 400м при освещении дальними фарами.
  7. Во время походов в организованных группах руководствуются специальными правилами. Они предусматривают движение колонной, в сопровождении во главе взрослого и специального замыкающего строй. У детей имеются любые опознавательные знаки (флажки, шарики, цветки).
  8. Если ребенок едет на велосипеде, роликах, то родители объяснят ему правила перехода через дорогу. Несколько раз процесс проводят вместе. Когда надо остановиться слезть с велосипеда, взять в руки ролики объясняют до полного понимания и появления уверенных действий.

Во время посещения мест общественных мероприятий, гуляний, походов по рынкам, магазинам или другим местам, где обязательно будет много людей, необходимо обеспечить следующие элементы безопасности:

  1. Маленьким детям подобрать одежду с меткой (имя, фамилия, телефон для связи, медикаментозными противопоказаниями). Желательно иметь яркий наряд, хорошо заметный на расстоянии.
  2. Иметь с собой четкую фотографию ребёнка.
  3. Маленького ребенка необходимо всегда держать за руку (а не за сумку, одежду родителей). Он должен стоять перед взрослым во время выбора товара.
  4. С подростками заранее оговаривают время и место встречи.

Консультация для родителей «Безопасность дошкольника»

Краткое описание документа:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»

Консультация по ОБЖ для родителей детского сада

Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную инструкцию родителей в связи с возрастными особенностями. Необходимо выделить правила поведения, которые дети будут выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями Ребенок должен знать информацию о себе: имя, фамилию, адрес и номер телефона.

Обозначьте для ребенка границу «свой — чужой»: установите правила относительно незнакомцев и следите за их выполнением. Объясните ребенку: чужой – это любой человек, которого он не знает (независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет). Для формирования более точного понимания того, кто является «своим” и «чужим” человеком, попросите изобразить на одном рисунке тех людей, кого они считают «своими” (мама, папа, бабушка и т. д.), а на другом рисунке – чужих, посторонних (продавца, прохожего и т. д.). Если ребёнок изобразил на первом рисунке, помимо членов семьи, кого-то еще, например: воспитателя, подругу мамы, друга – объясните, что такие люди называются «знакомыми”. Предложите нарисовать их на третьем рисунке. Не помешает провести несколько обучающих экспериментов, чтобы проверить усвоение этих правил. Например, мама или папа могут договориться со своим знакомым, которого ребенок не знает, чтобы он попробовал познакомиться с малышом, пригласить его пойти с собой. После эксперимента, конечно, нужно разобрать с ребенком его реакцию. Если ребенок остается один дома: он должен четко понимать, что дверь нельзя открывать НИКОМУ, кроме мамы (папы, бабушки – оговорите круг лиц). Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы: — предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы); — предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож); — предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

При возникновении пожара в отсутствии взрослых — ребенку важно знать следующее: — не прятаться под стол, в шкаф или под кровать (пожарные могут сразу не заметить ребенка и могут не успеть его спасти); — по возможности выбежать на балкон или выглянуть в окно и кричать о помощи.

Готовя своего ребенка самостоятельно ходить в школу или кататься на велосипеде во дворе дома, вы должны обойти с ним весь двор, отмечая потенциально опасные места.

Заключите договор с ребенком, согласно которому он будет двигаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет срезать путь, особенно на пустынных участках. Этот договор — основа уличной безопасности. Ребенок должен запомнить следующие правила. 1.Не выходить на улицу без взрослых.
2.Не играть на тротуаре около проезжей части.3.Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.4.Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомобилей.5.Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых, детям старшего дошкольного возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они могут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.
6.Быть внимательным, но не сверхосторожным и не трусливым.
7.Хорошо знать ориентиры в районе своего дома.8.Ходить по середине тротуара, не приближаясь к кустам и дверям, особенно заброшенных домов.9.Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь.10.Не привлекать к себе внимания манерой поведения.
Безопасность в общественном транспорте

Родителям следует помнить, что маленьким детям без взрослых нельзя ездить в общественном транспорте. Но постепенно детей необходимо к этому готовить. Например, ребенок должен хорошо знать свой маршрут, главным образом станцию посадки и высадки. Он должен знать также все ориентиры и названия улиц по пути следования. Объясните ребенку, что он должен все видеть и замечать.

Посоветуйте ребенку садиться рядом с водителем или контролером, ждать автобус только в хорошо освещенном месте. Разумеется, укрепите в ребенке веру в собственный инстинкт. Он должен уйти, как только почувствует какой- то дискомфорт. Если с ним заговорит незнакомец, ему необходимо привлечь к себе внимание окружающих, чтобы при необходимости кто-нибудь мог прийти на помощь. При пользовании общественным транспортом необходимо соблюдать следующие правила. 1.Нельзя показывать деньги, привлекая к себе внимание. 2.Нельзя близко подходить к краю дороги во время посадки на автобус, особенно в период гололеда. 3.Нельзя стоять у дверей — это мешает входу и выходу пассажиров. 4.Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна. 5.Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам «Безопасность на дорогах» Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходный переход»

Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором. Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам. Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре. Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов. При движении автомобиля: — приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом; — не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло; — не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный пример. Если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего, сами выполняйте их. Как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать пусть даже малозначительные проблемы.

Рекомендации родителям по безопасности

Уважаемые родители! Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы — объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.

Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво. Ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением. Он должен знать: на дорогу выходить нельзя. Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуацию на дороге, дворе , улице; объясните, что происходит с транспортом, пешеходами. Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте дома игровые ситуации. Пусть ваш малыш сам приведет вас в детский сад и из детского сада домой. Ваш ребенок должен знать: на дорогу выходить нельзя; дорогу можно переходить только с взрослыми, держась за руку взрослого; переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом; пешеходы — это люди, которые идут по улице; для того чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчинятся светофору: красный свет — движенья нет, желтый свет — внимание, а зеленый говорит: «Проходи путь открыт»;

машины бывают разные (грузовые, легковые); это транспорт. Машинами управляют водители. Для транспорта предназначено шоссе (дорога). Когда мы едем в транспорте, нас называют пассажирами. Во время езды в транспорте нельзя высовываться из окна.

Безопасность детей в транспорте

Сейчас сложно представить молодую семью, проживающую в городе, без личного автомобиля. Он давно стал необходимостью, а не элементом «показухи» роскошной жизни (хотя есть и такое). С раннего детства важные дети едут с мамой, папой в личном транспорте за город, в поликлинику, магазин. Обеспечить их безопасность обязаны родители, выполняя утвержденные правила проезда, собственные методы осторожности (например, не ехать в часы «пик», по опасным участкам дороги). Для безопасного путешествия с детьми рекомендуется выполнять следующие правила:

  1. Дети до 12 лет должны ехать в специальных креслах, рассчитанных на вес, рост ребёнка.
  2. Сидеть на переднем кресле детям до 12 лет разрешается при наличии удерживающего устройства для детей.
  3. Все пассажиры личного транспорта должны быть пристегнуты ремнями безопасности (независимо от длительности путешествия).
  4. Самые безопасные места в салоне находятся в средней части и справа, когда легко выйти на тротуар.

С ростом, взрослением ребенка ему придется уметь пользоваться общественным транспортом. При этом он с детства должен знать, что надо внимательно подождать полной остановки транспорта, не выходить на проезжую часть. И только после этого начать посадку без запрыгивания в отходящий транспорт:

  1. Войти со стороны тротуара через заднюю площадку (выход через переднюю).
  2. Пропустить пожилых пассажиров, уступить им место.
  3. Во время поездки при отсутствии сидячих мест, надо пользоваться поручнями и не мешать проходу других пассажиров. Снять огромный рюкзак и во время движения держать его в руках.
  4. При выходе из общественного транспорта надо остановиться на тротуаре (в стороне, а не перед выходом и мешать следующим выходящим) и определить место ближайшего перехода (если это требуется). Обходить транспортное средство нельзя. Надо дождаться его отъезда и продолжить движение по требуемому маршруту по всем правилам. В это время ребенок переходит в статус «пешехода». Он должен уметь оценить дорожную ситуацию всех направлений: что делает ближайший автомобиль: стоит, продолжает движение. В каком режиме работы находится светофор. Если хоть одно условие соответствует значению «запрещено», надо понимать, что это опасно и подождать изменений дорожной ситуации.
  5. Запрещается отвлекать водителя, самостоятельно открывать двери, высовываться в открытые окна, выбрасывать через них мусор.

Методы обучения детей

Дошкольники и дети младшего школьного возраста прекрасно воспринимают информацию, переданную в игровой форме. Пусть «потеряется» любимая кукла или плюшевый мишка, а малыш расскажет им, как себя вести, выступит в роли мамы или папы и «найдет пропажу».

Совершенно бесполезно озвучивать правила, если сами родители на глазах детей нарушают их. Когда малыш видит, что родители перебегают дорогу на красный свет, в неположенном месте или кидают мусор на тротуар, он будут поступать также. Хотите безопасности для своих детей? Показывайте им пример безопасного поведения.

Для того чтобы дети правильно воспринимали информацию от родителей и делились с ними возникающими страхами и сомнениями, необходимо построить дружеские, доверительные отношения. При взаимодействии «контролер – проверяемый» ребенок будет скорее поступать вопреки озвученным правилам.

Безопасность детей в детском саду

Посещение детского сада является первым шагом в жизни малышей, когда появляется необходимость ответственности, дисциплины, внимательного общения не только с родителями, но и с воспитателем, няней.

Это очень важный период для родителей не только с точки зрения развития ребенка, но и с воспитанием безопасного поведения. С первых шагов надо разговаривать с малышом, объясняя ему любую ситуацию.

Обеспечивается безопасность пребывания ребёнка в детском дошкольном учреждении его сотрудниками, строго выполняющими требования всех действующих правил, инструкций. Вместе с родителями они помогают сформировать у детей безопасные приёмы общения, адаптации к условиям жизни в обществе. Утвержден обширный перечень правил безопасного пребывания в саду. Он включает в себя следующие элементы:

  1. Система пропуска на территорию, «сдача» ребёнка в соответствующую группу. Родители не должны отправлять детей одних, доведя их только до ворот. Уведомление воспитателя, няни о приходе делается ежедневно. Не допускается оставлять ребенка в чужой группе, вместе с вахтером, сторожем. Информация об утреннем времени прихода в сад, завтрак доводится при поступлении.
  2. Полные сведения о том кто приводит, имеет право забрать ребенка, уточняется при поступлении в установленном порядке. Родители должны объяснять детям, что уходить ни с кем (кроме законных представителей) из сада нельзя. В службе сада хранятся документы в виде копий паспортов законных представителей, оформленных доверенностей на лиц, которым разрешается отдать ребёнка. Иногда оформляется специальный пропуск. Незнакомым лицам до 18 лет детей отдавать нельзя.
  3. Родители вместе с воспитателями должны объяснить детям правила игр на детских площадках. В спортивных, музыкальных залах, комнатах конкретной группы. Обучить правилам хранения одежды, навыкам самостоятельного одевания.
  4. Безопасность детей обеспечивается выполнением утверждённых мер противопожарной и электрической безопасности. Для этого регулярно проводятся обучающие семинары, тренинги. В каждом саду имеются защитные двери, тревожная кнопка, план эвакуации детей, средства противопожарной защиты. Медицинский кабинет, специальный работник для оказания первой помощи до приезда скорой помощи. Весь процесс ознакомления с безопасными методами направлен на то, чтобы научить, уберечь, предвидеть любую неблагоприятную ситуацию. С раннего возраста сформировать культуру безопасности будущего взрослого человека.

Безопасность детей в школе

В настоящее время школа стала по многим вопросам другой. Именно здесь дети не только учатся по утверждённым программам многих предметов, но и получают первые «синяки» от современной жизни. Трудности, возникающие перед ними, часто решаются самостоятельно (причем разными и не совсем правильными способами). Правильное поведение зависит от степени подготовки, знания информации, относящейся к разным ситуациям, которую в первую очередь обязаны тактично и незаметно дать родители.

Школьные проблемы, создающие не безопасное существование на протяжении 10 лет, можно представить следующим перечнем:

  1. Период начальной школы с малышами имеет свои особенности. Они заключаются в организации обязательного сопровождения детей, встрече их со школы. Ребёнок должен знать, что он не должен пользоваться приглашениями незнакомца отвезти домой, принять подарок. Заходить один в незнакомые места. Обо всех затруднительных моментах говорить учителю, охраннику, звонить родителям.
  2. Больше проблем с безопасностью появляется, когда дети начинают самостоятельный поход домой, в школу. Хорошо вспомнить слова известной песни: «Если с другом вышел в путь веселей дорога» и не только веселей, но и безопасней. Это одно из главных правил: стараться не быть одному, вовремя сообщать родителям о маршруте своего передвижения.
  3. Нельзя одному задерживаться для игр в парках, скверах, оврагах.
  4. Несмотря на усиленные меры по охране школы, возникают ситуации, когда в школу проходит незнакомец. Если дети видят его в туалете, то они должны знать, что надо немедленно уйти. Сообщить вахтеру, учителю. Для взрослых есть отдельный туалет.
  5. Взрослым школьникам необходимо обстоятельно рассказывать о «новых» современных опасностях: применениях наркотиков, участия в террористических актах, кражах детей (особенно девочек), сексуальных извращениях, внимательного отношения к работе в интернете.
  6. В любом возрасте дети должны сообщать о месте, времени занятий в спортивных, других секциях. Познакомить родителей с тренером, уточнить режим работы, получить максимальное количество телефонов (тренера, друзей). Маршрут возвращения ребенка должен быть оговорен и известен родителям.
  7. При любой попытке нападения на ребенка (его могут толкать в машину) он должен уметь защитить себя: громко кричать, привлекая окружающих. Применить правила самообороны (их надо показать дома, в секциях).
  8. Сейчас часто возникают ситуации со злыми насмешками, дразнилками, конфликтами с одноклассниками. При доверительном общении взрослый не должен яростно бросаться на защиту своего ребенка, но и молчать нельзя. Надо пойти в школу, разобраться, привлечь родителей другой стороны, классного руководителя и решить конфликт мирным путем. Но часто делать этого не стоит: ребёнок сам сможет решить свои проблемы, воспользовавшись советом после домашней дружеской беседы. Такие случаи неизбежны и для умных, воспитанных детей. Им надо помочь.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]