«Русские народные сказки»
Проектная работа учащихся 6 класса
Тема: «Русские народные сказки». Творческое название: «Сказка – ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок!»
Основополагающий вопрос: «Что же такое сказка?»
Темы исследований учащихся: «На какие виды подразделяются сказки?»
I Проблемный вопрос: «Когда сказки вошли в вашу жизнь?»
Цель проекта: Развивать у участников творческое мышление, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, формировать общеучебные навыки.
Формирование творческих групп.
Оформление проектов (слайды)
I группа. Волшебные сказки (Малаева Р)
Сказки подразделяются на волшебные, социально – бытовые и сказки о животных.
В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа, в них победа одерживается с помощью чародейства.
В фантастических сказках много чудесного, необыкновенного. В них действуют добрые и злые волшебники: Баба Яга, Кощей Бессмертный, ковер – самолет, сапоги скороходы, волшебное зеркальце и другие существа, и предметы, наделенные сверхъестественной силой.
В волшебных сказках люди могут превращаться в животных, а животные и птицы говорить человеческим языком. Но в основу этих сказок всегда положены явления подлинной жизни.
Например, в «Морозко». Мороз – Красный нос наделяет бедную девушку богатством, собачка разговаривает с мачехой.
Однако наряду с этим в сказке дано правдивое изображение жизни, показаны те отношения между мачехой и падчерицей, какие действительно часто бывали в старой семье.
Герои волшебной сказки «Царевна – лягушка» Василиса Премудрая обращенная в лягушку – квакушку, и Иван – царевич, с которым происходят необыкновенные приключения. Но скромность, доброта и смелость помогают Ивану – царевичу преодолеть все препятствия и найти жену Василису Премудрую.
Положительные герои волшебных сказок – Иван – дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, младший сын и брат, гонимая сиротка и. т.д.
В качестве врагов положительных героев действуют фантастические существа: Змей, Кощей, Лихо Одноглазое, Морской царь, Баба Яга.
Конфликт в волшебной сказке развивается при помощи чудесных, чудесных помощников (конь, лягушка, добрая старуха, жена – волшебница), чудесных предметов (кошелек – самотряс, скатерть – самобранка, дубина – самобойка, гусли – самогуды и т. д.)
Черты, определяющие поэтику волшебной сказки: словесные формулы, троекратные повторы, прием замедленного действия – ретардация, постоянные эпитеты, присказка, концовка. Волшебная сказка, как правило, длиннее других видов сказок.
Наиболее популярны сказочные сюжеты о трех царевнах, о Сивке – Бурке, о Кощее Бессмертном, о мальчике и ведьме, о волшебном кольце, о мачехе и падчерице, о зверином молоке, о царевне – лягушке.
В чудесных вымыслах фантастических сказок «Морозко», «Царевна – лягушка», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Марья Моревна», «Ивашка и ведьма», «Сивка – Бурко», «Иван – царевич и чудо – юдо» и других, народ воплощал мечты о будущей справедливой, счастливой жизни, о свободном, интересном, облегченном человеческом труде, выражал уверенность в торжестве правды и добра.
Проект «Путешествие по русским народным сказкам»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
ЦРР детский сад №51 «Родничок», первой категории
Автор:
Рыжая Марина Владимировна, воспитатель
с. Кагальник
2020 год год
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить…
Введение
Сказка — необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь.
Проект «Путешествия по сказкам» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого, социально-коммуникативного общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Паспорт проекта
Тема проекта:
«Путешествия по сказкам».
Вид проекта:
долгосрочный, творческий, коллективный, с участием родителей воспитанников.
Срок реализации проекта:
постоянно.
Место события:
МБДОУ детский сад №51 «Родничок»,
Участники проекта:
дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников ДОУ, педагоги
Цель:
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством ознакомления с русской народной сказкой и малыми фольклорными формами.
Задачи:
1. Знакомство с русскими народными сказками 2. Расширение словарного запаса 3. Развитие творческих способностей
4. Обеспечение взаимосвязи речевой, театрализованной, музыкальной и художественной видов деятельности
II группа. Сказки о животных. ()
Всем с детства знакомы такие сказки о животных, как «Теремок», или о лисе, которая притворившись мертвой, крадет у мужика рыбу с воза, о глупом волке, который по совету хитрой лисы ловил рыбу, опустив хвост в прорубь.
Если в волшебных сказках повествование сказочник ведет неспешно о волшебных приключениях, но вот манера сказок о животных изменяется. Голос его как бы исчез, но вместо его голоса появилось несколько новых и очень запоминающихся: «толстый» — это говорит медведь, хозяин лесов; «слащавый с хитринкой» — это лиса. Лиса Патрикеевна, кумушка лиса; «тоненьким» голосочком ведет разговоры зайчик – заюшка — побегаюшка. Одна из сказок о животных – это «Журавль и Цапля»
Проект «Русские народные сказки» в подготовительной группе
Яна Шарова
Проект «Русские народные сказки» в подготовительной группе
Проект «Русские народные сказки«
Тип проекта: Краткосрочный
Вид проекта: познавательно-творческий, игровой.
Продолжительность: 1месяц
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Актуальность темы: Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Благодаря сказке ребёнок познаёт и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого.
Цель проекта: Познакомить детей с русскими народными сказками.
Задачи:
-формировать у детей знания о русских народных сказках;
-воспитывать любовь к сказке, народному творчеству, художественному слову;
* научить детей оценивать поступки героев;
— развивать речь, активизировать словарный запас;
-способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;
-вызвать заинтересованность родителей жизнью в ДОУ и желание в ней участвовать.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
-изменить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с программой;
-подобрать экспонаты для создания мини-музея сказки;
-организовать выставку рисунков «Сказочные герои»
силами педагогов, детей и их родителей;
-выставка книжек по русским народным сказкам
-подобрать русские народные сказки и иллюстрации к ним;
-чтение русских народных сказок с последующим просмотром мультфильмов по ним;
-подобрать раскраски по русским народным сказкам;
— узнать у детей и родителей, какие книги читают дома, есть ли в домашней библиотеке сказки.
-попросить родителей вместе с детьми принять участие в изготовлении книг для оформления выставки, а также принять участие в акции «Подари книгу детскому саду с автографом»
.
Основной этап:
Работа с детьми:
1. презентации; беседы;разговор о правилах поведения с использованием сюжета сказок; просмотр мультфильмов по сказкам; инсценировка сказок;
показ сказок в настольных театров;показ сказки с использованием пальчикового театра;чтение сказок и обсуждение их содержания;
сравнение содержания сказок прочитанных и просмотренных; придумывание другого конца сказкам;пересказ сказок;рассказывание сказки по иллюстрациям;проведение викторины по русским народным сказкам и викторины «Угадай сказочного героя»
.аппликация;сюжетное рисование.
Самостоятельная деятельность:
— разукрашивание раскрасок;
-лепка сказочных героев;
Работа с родителями:
-участие родителей и детей в оформлении книги и рисунков «Наши любимые сказки»
;
— участие родителей в пополнении кукольного театра группы;
-участие родителей в акции «Подари книгу с автографом»
.
Заключительный этап:
-создание библиотеки «Сказки»
;
-оформление рисунков детей и родителей в книгу «Сказочные герои»
;
— изготовление книги по сказкам.
-Вечер развлечений просмот
сказок «Волшебный мир сказок»
.
Планируемый результат:
-развитие интереса к русскому народному творчеству;
— развитие эмоциональной отзывчивости;
-позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе
Проект «Народные сказки, как средство знакомства детей с бытом и культурой русского народа»
Актуальность.
Как сделать так, чтобы дети полюбили чтение художественной литературы. Как научить детей думать, рассуждать. Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма и отдаст предпочтение книге. Только тогда, когда он будет жить вместе с героями, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты. А воспитание детей потребность в чтении, любовь к чтению начинается со сказки.
Сказка это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих отношении, чувств и взаимоотношении. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Актуальность программы обусловлена тем, что её содержание формирует социальную компетентность, способствует воспитанию любви к родному краю, трудолюбия, уважения к человеку, ответственности за всё живое на земле.
Общешкольный воспитательский проект ««Народные сказки, , как средства знакомства детей с бытом и культурой русского народа»
объединен ряд общепринятых направлений внеурочной деятельности в одно целое, а именно:
· Общекультурное направление —
прикладное творчество с эколого- биологической деятельностью. В ней представлены такие виды декоративно – прикладного творчества, как вышивание по картону (изонить), изделия из соленого теста и природного материала (рогоз, береста), изготовление народной куклы, примитивной мягкой игрушки, картин из шерсти, создание персонажей славянской мифологии, рисование, лепка и т.д. Проект призван формировать профессиональные навыки обучающихся, учит быть бережливыми, готовит к уверенному вступлению в жизнь с современной экономикой. Самостоятельно выполняя различные поделки из использованных уже вещей, ненужных украшений, давая, таким образом, вещам «вторую» жизнь, ребята решают некоторые материальные проблемы при приобретении подарков. Через творчество дети преодолевают свои проблемы, реализуют свой жизненный опыт, утверждают позитивное в своей жизни, учатся сами создавать прекрасные и полезные вещи, поэтому сам процесс создания игрушек и поделок в любой технике исполнения не менее важен для ребенка, чем результат его работы.
· Духовно-нравственное
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно — нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современного мира наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно — поучительного в чисто развлекательное. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает