Организация и проведение прогулки в детском саду Цели, задачи, виды прогулок. Требования к санитарному состоянию участка, времени пребывания на свежем. — презентация


Организация целевой прогулки в ДОО

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГУЛКИ В ДОО

Значение прогулки в жизни ребенка.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.

Прогулка способствует не только физическому, но и умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулка

— это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью которой являетсяукрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей.

Задачи прогулки:

• оптимизировать двигательную активность детей;

• оказывать закаливающее воздействие на организм;

• способствовать развитию наблюдательности и познавательных способностей детей;

• познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;

• развитие детской самостоятельности.

Необходимо отметить, что прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организованна, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на свежем воздухе создает дефицит движений.

В дошкольном учреждении используют разные виды прогулок. Условно их можно классифицировать

следующим образом:

1. По месту проведения:

  • на территории участка детского сада;
  • за пределами территории детского сада (возможны в старших группах, на небольшие расстояния).

2. По содержанию:

  • традиционная, включающая в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т.д.), подвижные и тихие игры и т.д.;
  • тематическая: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные, облака, деревья, городской транспорт и т.д.), может представлять собой уличную театральную постановку, квест с преодолением несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария;
  • целевая: организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние (до 2 км);
  • экскурсия (как правило, музейная): должна проводиться хотя бы 1 раз в месяц, начиная со средней группы;
  • поход: может проводиться 1-2 раза в год в старших группах.

Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки

по участку и с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. На такой прогулке выделяется основная задача – ознакомление детей с явлением или объектом природы для расширения и уточнения детских впечатлений.

На целевых прогулках дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Целевые прогулки проводят в часы, отведенные для них. Целевые прогулки имеют определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы (что отличает от повседневных прогулок). Воспитательно-образовательное значение целевых прогулок очень велико, так как они повышают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств.

Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движение и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места для целевых прогулок зависит от ее задач и возраста детей.

Целевые прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Это основная форма организации детей при ознакомлении с природой. Они могут совместить характер целевых прогулок, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных. Проводят целевые прогулки и наблюдения за состоянием мест отдыха после выходных дней, беседы о влиянии загрязнения на жизнь растений и животных. Беседы сопровождаются чтением художественной литературы о роли природы в жизни человека, показом иллюстраций.

Проводятся целевые прогулки в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с образовательной программой. На них воспитатель не только сообщает детям новые сведения,

но и уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.

Целевые прогулки строят так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Главное — это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.

Выделение объектов для целевых прогулок во многом связано с тем, насколько то или иное учреждение находится по отношению к детскому саду.

В старшей группе центральным объектом ознакомления становится школа. Выпускники ДОУ поступают в СОШ, поэтому детский сад стремиться поддерживать преемственность в работе со школой, проводят совместные мероприятия, целевые прогулки для дошкольников. Непосредственная близость со средней школой, например, позволяет совершать целевые прогулки, совместные праздники с детьми начальных классов, присутствие на проведение 1 сентября торжественного праздника – «День знаний».

На целевых прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы.

Целевые прогулки за пределы детского сада проводятся со старшей и подготовительной к школе группами.

Учитывая физические возможности дошкольников, для целевых прогулок нужно прежде всего использовать ближайшие места. В городах — это бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река, птичник, скотный двор, теплица и др. Целевые прогулки в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе.

Организация целевой прогулки.

Готовясь к целевым прогулкам, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается. Здесь он решает, исходя из программы, что можно показать, что надо взять с собой для различных сборов, как организовать наблюдение, какие вопросы, задания дать детям, какие провести игры, где устроить отдых.

Детей накануне предупреждают о предстоящей целевой прогулке, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое предварительное короткое сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной прогулке.

В проведении целевой прогулке большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя.

Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу.

Для этого надо привлекать их внимание к осенним краскам леса, к его зимнему убору, простору полей я лугов, аромату цветов, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т. д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями.

Центральным моментом всякой целевой прогулки является наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможно собрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детей (несколько цветков, веточек, грибы и др.). При сборе растений нужно следить, чтобы дети бережно относились к ним, не мяли и не бросали цветки. Собирая грибы, дети должны научиться осторожно отламывать ножку у самой земли, не вырывать с «корнем», чтобы не повредить грибницу, дающую новые плодовые тела. При сборе ягод и орехов надо следить, чтобы дети не ломали веток.

Перед возвращением с целевой прогулки, детям дают отдохнуть, посидеть минут 5-10 в тени. В это время можно заняться разбором собранного (цветов, грибов) или провести спокойную игру.

Заключение.

Приобретенные на целевых прогулках в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Приучая наблюдать, то есть целенаправленно сосредотачиваться во время целевых прогулок на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием готовности детей к обучению в школе.

Список литературы:

  1. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 7.
  2. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – Москва, 2001.
  3. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. – Москва, 2003.

Педагогика прогулки

(печатается с сокращениями)

Прогулка, независимо от ее вида, имеет определенную мето­дическую логику.

Организационный момент

включает: одевание детей (воспита­тель должен проследить, чтобы дети оделись по погоде и в соот­ветствии с запланированной деятельностью на прогулке), ин­структаж о времени и цели прогулки, правилах поведения и тех­нике безопасности, распределение конкретных поручений. Такую вступительную беседу-инструктаж лучше проводить во дворе шко­лы на постоянном месте сбора.

Чтобы после занятий в классном помещении прогулка дава­ла детям ощущение свободы, но вместе с тем воспитатель имел возможность управлять ситуацией прогулки, стоит ввести в оби­ход «законы прогулки». Приведем некоторые варианты, испытанные на практике:

• «закон сигнала»: если воспитатель три раза хлопнул в ладо­ши и сказал: «Всем сбор», значит нужно оставить свое заня­тие и бежать на место сбора;

• «закон круга»: если воспитатель поднял флажок (можно при­думать и другой яркий атрибут), значит нужно встать в круг возле него. Круг необходим, когда понадобится в ходе про­гулки рассказать что-то интересное, дать краткий инструк­таж перед игрой или подвести итог прогулки;

• «закон разведки»: младшие школьники отправляются на прогулку и возвращаются с нее, как правило, когда в стар­шей школе идут уроки. Этот закон требует выйти из школы и вернуться в нее тихо-тихо, как разведчики.

Основная часть

прогулки включает движение детей по на­меченному маршруту и выполнение предусмотренных зада­ний, организованное наблюдение, беседу воспитателя по теме прогулки и свободную самостоятельную деятельность школь­ников.

Краткое подведение итогов

прогулки на постоянном месте сбора.

Раздевание

детей, гигиенические процедуры.

Если цель и содержание прогулки требуют организации игр, сле­дует позаботиться о площадке. Можно использовать типовую спор­тивную площадку школы, но лучше для групп, а тем более классов продленного дня в начальной школе, оборудовать специальную иг­ровую площадку с беседкой или навесом от дождя, качелями, спор­тивными снарядами по росту младших школьников, полосой пре­пятствий (разнообразными опорами и «лазилками» — многоярус­ными конструкциями, на которых можно висеть, раскачиваться, с которых можно спрыгивать). Для проведения прогулок также необ­ходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и др.

Как правило, большая часть прогулок проводится в школь­ном дворе. На то есть много причин: вокруг школы оживленная транспортная магистраль, и воспитателю трудно в одиночку обес­печивать безопасность детей; на школьный двор можно без труда вынести нужный игровой инвентарь, воспользоваться снаряда­ми спортивной площадки. Да и просто, чисто психологически, пребывание во дворе школы — это у себя дома, дает воспитателю чувство защищенности от всяких неожиданностей.

Но если прогулки проходят только в школьном дворе, то для детей игровой ресурс двора скоро исчерпывается. Что в таком случае будут делать на прогулке нормальные младшие школьни­ки? Есть несколько вариантов их типичного поведения:

• они начнут исследовать неформальные территории школьного двора: помойку, яму с водой, старый сарай, подвал;

• они станут творчески переосмысливать знакомую предметную среду двора: осваивать прыжки на старых автомобильных шинах, которые завхоз припас для импровизированных клумб, строить из выброшенных стендов «штаб», разрисовывать цветными мелками стену здания;

• они будут методом проб и ошибок выяснять, какие действия можно предпринять на дереве: залезать, спрыгивать, раскачиваться на ветках…

Сами по себе такие действия детей на школьном дворе есте­ственны: они не могут всю прогулку прохаживаться парами возле крыльца или сидеть на скамейке. Дети в младшем школь­ном возрасте испытывают нормальную потребность активно взаимодействовать с предметами, которые привлекают их вни­мание, насыщать свое пребывание вне классной комнаты ярки­ми фантазиями и поисками новых событий. Поэтому воспита­телю продленного дня, с одной стороны, следует давать детям возможность реализовывать эти потребности на прогулке в школьном дворе, а с другой, стоит знать о многообразии видов прогулок вне территории школы и тем самым помогать млад­шим школьникам в расширении границ освоения мира.

Чтобы наш разговор о таких прогулках имел некую систему, попробуем упорядочить их видовое многообразие.

…За основу типологии прогулок, на наш взгляд, нужно взять ту ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные и разви­вающие задачи.

Спортивная прогулка.Во время такой прогулки дети играют в спортивные игры: хоккей, футбол, волейбол, катаются на лыжах и коньках. Но часто в группе мальчики рвутся погонять шайбу, а де­вочкам это неинтересно. Не всегда находится для всех спортив­ный инвентарь. Тогда стоит отдать предпочтение играм с мячом, веселым эстафетам, прыжкам со скакалками.

Прогулка-наблюдение.Ее основное содержание чаще всего связано с целенаправленными наблюдениями младших школь­ников за сезонными изменениями в природе, особенностями рас­тительного и животного мира. Место ее проведения — школьный сад, ближайший сквер, парк, зеленая зона недалеко от школы.

Уже по дороге воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие деревья и кустарники растут вдоль улицы, какие птицы зимуют в городе. Эта прогулка может включать элементы игры, например, конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспи­татель предлагает за 5 минут (время засекается по часам) каждому ученику заметить вокруг и запомнить как можно больше видов де­ревьев, кустарников, цветов, или конкурс усложняется заданием: кто лучше расскажет о названных деревьях и кустарниках.

Объектом наблюдения детей полезно делать самые обыден­ные явления, на которые они часто не умеют реагировать. На­пример, попросить их присмотреться к облакам: какого они раз­мера, формы, на что похожи, как движутся; или повнимательнее рассмотреть снег: какой он — мокрый, тяжелый или скрипучий от мороза, поговорить о том, от чего это может зависеть … Такие бесхитростные наблюдения, если они проводятся в системе, позволяют детям, даже живя в городе, лучше чувствовать мир природы, понимать закономерности природ­ных изменений, формировать навыки жизни в природе, напри­мер, учить подбирать по сезону одежду и обувь.

Французские психологи провели интересное исследование: сравнили отношение к учению младших школьников, которых привозят в школу родители на своих машинах или школьный автобус, и деревенских детей, которые ходят в школу пешком и по дороге в полной мере общаются с миром природы: они ощу­щают холод и зной, ветер, дождь, слышат голоса птиц… Оказа­лось, что деревенские дети хоть иногда и устают от своей дороги физически, но познавательно они более активны и восприимчи­вы. Они больше открыты для школьных занятий. Стоит поду­мать над этими выводами.

Учитель биологии из Голландии Херрит Ян Брун придумал специальные прогулки, которые помогали бы приобщению го­родских детей к тайнам леса. Сначала он просит детей присесть на корточки, наклониться к земле и потрогать руками траву:

— Это же крапива! Жжется!

— Не бойтесь, с ней можно подружиться. У крапивы жалящие волоски растут только сверху. Нужно сложить листок внутрь.

Затем начинается игра с деревьями. Херрит завязывает одно­му из детей глаза и подводит к ясеню с толстым шершавым ство­лом, раскидистыми ветками.

— Ощупывай хорошенько и запоминай, что чувствуют твои пальцы. (Известно, что если глаза завязаны, тактильные ощущения обостряются.) Затем вместе отступают на несколько шагов в сторону, и Херрит развязывает платок.

— Ну, теперь осмотрись. К какому дереву я тебя подводил? Вспомни, что ты чувствовал, когда дотрагивался до ствола дерева.

Детям обычно нетрудно найти дерево по пережитому впечат­лению. Именно детство — период особой восприимчивости ок­ружающего мира через органы чувств. А городским школьникам часто негде испытать эти особые возможности.

После «жмурок» с деревьями дети выбирают себе на поляне дерево-друга. Херрит дотошно расспрашивает: почему ты вы­брал именно это дерево, как его зовут, кто его родственники…

Прогулка-практикум.Такие прогулки используются для от­работки, закрепления жизненно необходимых навыков, напри­мер, следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения.

Во время прогулки воспитатель создает специальную педа­гогическую ситуацию, в которой школьники должны действо­вать в соответствии с правилами, организует контроль и оцени­вает действия детей. Например, они учатся переходить улицу с оживленным движением транспорта, определяют самую удоб­ную дорогу к школе. Подобные прогулки помогают детям по­нять целесообразность поведения людей в различных ситуациях городской жизни, помогают избавляться от социальных страхов, тревожности.

Прогулка-задание.Содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни школы или планами клубной ра­боты продленного дня. Задание младшие школьники получают в виде путевки, например, от Экологического штаба школы или от Совета дела своего клуба. Они могут быть адресованы всем одновременно или каждой микрогруппе отдельно. Выполнение задания иногда продлится две-три прогулки. Вот примерные ва­рианты путевок-заданий: л/ «Улицы, переулки, площади вокруг нашей школы. Почему они так названы? Узнать и побывать. Начертить план квартала»; v «Достопримечательности в районе нашей школы (историчес­кие, культурные, производственные). Узнать и подготовить о них рассказ».

Такая прогулка может стать неожиданно интересной, если взять с собой… фотоаппарат. Не беда, если он будет только у воспитателя. Его дело — щелкать кнопкой, а вот дети, разбив­шись на группы, будут искать необычные виды в привычных го­родских пейзажах. А потом можно устроить выставку «Люби­мый город». В другой раз подобная прогулка с фотоаппаратом понадобится, чтобы зафиксировать «опасные зоны микрорайо­на»: грязный пустырь, открытые канализационные люки, разби­тую автобусную остановку, автомобили на мертвых — без травы — газонах. Фотографии и детские комментарии к ним станут мате­риалом к общешкольной экологической неделе, а младшие школьники получат первый опыт социальной активности.

Прогулка-экскурсия.Ее назначение — ознакомить младших школьников с историей своего города, района, достижениями в науке, искусстве. Такие задачи решает прогулка-экскурсия к ме­мориальной доске или памятнику, к старинному зданию — сви­детелю какого-то выдающегося события. Главное — не само обозревание достопримечательного объекта, а разговор с деть­ми, чтобы они проявили познавательный интерес к событиям, судьбам людей, пережили особую атмосферу места.

Стоит прислушаться к мнению известного петербургского психолога М. В. Осориной, которая на основе своих исследова­ний заключает, что детей следует знакомить не только с историческими достопримечательностями и красивыми уголками горо­да, но и время от времени привлекать их внимание к «изнанке жизни»: дворам, уличным базарам, обветшалым памятникам ста­рины, потому что «признание существования этих мест и хотя бы некоторая степень знакомства с ними также необходимы для того, чтобы ребенок свободно чувствовал себя в городском пространстве»

Прогулка-поход.Конечно, за час-полтора настоящий поход не провести, но создать ситуации, где было бы много перемеще­ний на местности (даже на небольшой территории возле школы), неожиданных открытий, испытаний навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины, вполне возможно.

Для такой прогулки особенно подойдет игра-поиск.

В качестве примера рассмотрим многократно нами апробованную игру «Операция „Клад»». Она хорошо трансформируется с помощью воспитательного творчества, реальных условий и может иметь бесконечное множество вариантов. Итак, подготовка к прогулке:

• определение маршрута игры-поиска. Предварительное изучение мест и объектов для промежуточных заданий на этапах;

• подготовка оборудования: красочного конверта с письмом от Кота Матроскина, пакетов с заданиями на этапах (эти пакеты следует заранее спрятать на маршруте поиска), «клада» — набора книжек из серии «Мои первые книжки», «Читаем сами» (желательно, чтоб61 хватило на всех).

Проведение прогулки: дети собираются на школьном дворе на постоянном месте сбора, разделяются на микрогруппы. Воспитатель объявляет, что получено необычное письмо от… Кота Матроскина:

Дорогие ребята!

Ко мне в Простоквашино пришло письмо из вашей школы. Из него я узнал, что в вашей группе продленного дня ребята дружные, весе­лые, вы любите читать, рисовать, решать задачи. Вот я и решил сделать вам подарок. Но найдете вы его сами.

Объявляю операцию под кодовым названием «Клад»!

Встаньте спиной к школе. Перед собой вы увидите забор. В ближнем левом углу этого забора вы найдете записку, из которой узнаете следующее задание.

Желаю удачи! Пусть вам поможет дружба!

Ваш друг Кот Матроскин.

По маршруту поиска в тайниках разложены пакеты с заданиями:

Задание 1. Сделайте 10 шагов вправо, повернитесь нале­во, пройдите 40 шагов. Здесь спрятан металлический предмет на букву «Т». В нем — план дальнейшего движения….

…Прогулка-творчество.Определяющая задача этого вида прогулок – вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая актив­ность младших школьников возникает в общении с природой (вспомните, как голландский учитель Херрит сочинял с детьми японские трехстишья).

Во время такой прогулки дети могут делать зарисовки с на­туры, мастерить поделки из природного материала, составлять композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, ле­пить из снега забавные скульптуры, рисовать цветными мелка­ми на асфальте. Общение с природой может вылиться в коллек­тивное сочинение сказки, конкурс на лучшее описание выпол­ненной композиции. После прогулки стоит провести выставку осенних букетов, конкурс на лучший рисунок, поделку и даже «Праздник творчества».

Детское творчество на прогулке способно «разгореться» в совершенно неожиданных, с точки зрения взрослых, условиях. Например, если на школьном дворе окажется привезенная для рембнта куча песка — дети младшего школьного возраста с вос­торгом примутся мастерить из него крепости, замки, пещеры. Песок — природный материал, который влечет детей не мень­ше воды. Понаблюдайте за младшими школьниками, играющи­ми в песке, и вы согласитесь, что для них на школьном дворе стоит устроить большую песочницу.

Прогулка-развлечение.Забывать об этом виде прогулок, ли­шать детей возможности повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить педагогически неверно. На прогулке можно организо­вать веселое катание с ледяной горки, затеять забавные состяза­ния. Разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов во время дождя под навесом на игровой площадке — тоже про­гулка с развлечением.

Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт про­живания его детской жизни, который просто не может возник­нуть на уроке или перед экраном телевизора. Ребенок на прогулке как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкос­нуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. Он сам выстраивает себе событие сегодняшнего дня. Именно прогулка, а никакое иное занятие в режиме продленно­го дня, дает ребенку возможность почувствовать себя участником жизни.

(Голованова Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня. СПб., 2002. С.74-83 )

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3-4 видов»

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛОК»
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ).
Составила: Агафонова О.Г., воспитатель высшей квалификационной категории.

Артемовский городской округ

2012г.
СОДЕРЖАНИЕ.

  1. ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ.
  2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГУЛКИ.
  3. СТРУКТУРА ПРОГУЛКИ:

НАБЛЮДЕНИЯ.
БЕСЕДЫ.

ПРДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ.5. ВИДЫ ПРОГУЛОК.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ. 6. СЕЗОННЫЕ ПРОГУЛКИ.
7. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЭКСКУРСИЙ.1. ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ.
Прогулка – пребывание на открытом воздухе для отдыха, развлечения (Т.Ф. Ефремов).

Прогулка – хождение или недалекая поездка для развлечения, отдыха на открытом воздухе (С.И. Ожегов).

Прогулка – хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, развлечения (Д.Н. Ушаков).

Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей.

Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся, является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления, способствует восстановлению умственной работоспособности, расширению кругозора детей, развитию их познавательных интересов, воспитанию нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе. Разнообразные занятия на воздухе развивают двигательные возможности, способствуют повышению уровня физической подготовленности школьников, оказывают закаливающее воздействие на организм, являются важным средством физического и умственного воспитания. Прогулка – это занятие на свежем воздухе, в тесном общении с природой, с людьми на улицах, друг с другом и воспитателем в иной, более естественной обстановке. На прогулке создается ситуация реальной связи ребенка с жизнью в ее различных проявлениях. В этом и есть главный воспитательный смысл прогулки. Ежедневные проулки – одна из форм организации активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности школьников.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГУЛКИ.ЦЕЛИ:

  1. Всестороннее развитие и воспитание детей через правильно организованные, продуманные прогулки.
  2. Укрепление здоровья.
  3. Профилактика утомления.
  4. Восстановление сниженных в процессе учебных занятий функциональных ресурсов организма, умственной работоспособности.

ЗАДАЧИ:

  1. Оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях,
  2. Оптимизировать двигательную активность учащихся.
  3. Совершенствовать ориентировку в макропространстве.
  4. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся, рудовой и художественно-эстетической деятельности, воспитанию нравственных взаимоотношений.
  5. Укреплять здоровье детей, способствовать правильному физическому развитию;
  6. Учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за окружающим миром и использовать полученные знания в играх.
  7. Развивать мышление, память, внимание, речь, творческую активность, фантазию, восприятие и воображение.
  8. Формировать познавательную активность, эмоциональную отзывчивость, желание стать другом и защитником природы.
  9. Расширить кругозор детей.
  10. Воспитывать у детей активность, настойчивость в достижении поставленной цели, выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр, чувство коллективизма.
  11. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
  12. Совершенствовать основные виды движений.
  13. Оздоровительная задача прогулки является ведущей, она реализуется в подвижных, спортивных играх. Она также сочетается с разнообразными проявлениями трудовой, познавательной, художественной деятельности учащихся, в сюжетно-ролевых играх, общении детей на свежем воздухе.

3. СТРУКТУРА ПРОГУЛКИ.
Основными компонентами прогулки являются:

  • наблюдения,
  • беседы,
  • подвижные игры и игровые упражнения,
  • дидактические игры,
  • трудовые действия,
  • индивидуальная работа.

Важным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений
. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления о мире природы, обогащают детские эстетические представления. Умение наблюдать рождает привычку сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Дети учатся рассуждать, рассказывать и описывать, что является одной из задач, решаемых в рамках образовательной области «Коммуникация».

Игра — как одна из форм освоения детьми образовательной области «Социализация», является одним из основных элементов прогулки. При организации деятельности на прогулке планируется проведение:
— дидактических игр,
направленных на развитие внимания, воображения, памяти, образного мышления, связной речи. Они позволяют закрепить и расширить знания детей об, окружающем мире, учат ощущать себя личностью, понимать и уважать других.
— подвижных игр,
направленных на развитие активности, самостоятельности, творчества, фантазии. Такие игры вырабатывают у детей выдержку, смелость, стремление преодолевать трудности. Дети учатся действовать в коллективе, что укрепляет эмоциональные контакты между детьми. Подвижные игры на прогулке оздоравливают, укрепляют организм и тем самым способствуют профилактике заболеваний.

Посильные трудовые действия

детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный с взрослыми трудовой процесс. Именно в такой непринужденной обстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.

Используемые на прогулке пальчиковые игры

, стихи, забавы, загадки, считалки, пословицы поддерживают познавательный интерес и развивают коммуникативные навыки детей.
4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ.
1. Организационный момент:

— одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы дети оделись по сезону и в соответствии с деятельностью на прогулке;

— инструктаж по технике безопасности;

— инструктаж о цели и продолжительности прогулки, правилах поведения;

— распределение конкретных поручений учащимся.

2. Движение по намеченному маршруту и выполнение предусмотренных заданий, организованное наблюдение, беседа воспитателя по теме прогулки, самостоятельная деятельность школьников.

3. Возвращении в школу. Переодевание детей. Гигиенические процедуры.

4. Подведение итогов прогулки. 5.ВИДЫ ПРОГУЛОК.
Прогулка-наблюдение.
В ее основе лежат наблюдения за предметами, объектами, растениями, животными, сезонными изменениями в природе, природными явлениями или аномалиями. Ее содержание чаще всего связано с целенаправленными наблюдениями школьников за сезонными изменениями природе, особенностями растительного и животного мира. Место проведения — школьный двор, зеленая зона недалеко от школы.

Уже по дороге воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие деревья и кустарники растут вдоль улицы, встречаются по пути, какие птицы зимуют в городе и т.п. Эта прогулка может включать элементы игры, например, конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает за 5 минут (время засекается по часам) каждому ученику заметить и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Конкурс можно усложнить заданием: кто лучше расскажет о названных деревьях, кустарниках и т.д. Во время прогулки можно организовать наблюдение за трудом людей. Это способствует воспитанию у детей умения видеть особенности той или иной профессии, понимать ее общественную пользу и красоту. «Что является главным в работе продавца, дворника, водителя автобуса и т.д.?» Над этими вопросами школьники задумываются на прогулке. Наблюдая за повседневным трудом взрослых.
Прогулка с заданием
. Перед началом или во время прогулки дети получают задание, которое выполняют индивидуально или в группах. Содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни группы продленного дня. Школьники могут получить задание в виде путевки от ученического совета школы. Выполнение задания иногда может занимать 2-3 прогулки. Примерные варианты путевок-заданий могут быть следующими: «Улицы, переулки, площади вокруг нашей школы. Почему они так названы?», «Достопримечательности нашего города» и т.п.
Поисковая прогулка
. Предполагает поиск какого-либо заранее спрятанного предмета или объекта, чтение следов зверей и птиц на снегу, состязание команд по прохождению маршрута, работу с компасом и т. д.
Информационная прогулка.
Содержит богатый познавательный материал, побуждает детей к самостоятельному поиску информации.
Творческая прогулка.
Этот вид прогулки направлен на развитие творческих способностей детей. В ходе прогулки воспитанники создают букеты из листьев, композиции из снега, придумывают загадки и сказочные истории, делают зарисовки с натуры. Определяющая задача этого вида прогулок – вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность школьников возникает в общении с природой. При наблюдении ее явлений

Во время такой прогулки дети могут составлять букеты из осенних листьев, собирать природный материал для составления композиций, лепить из снега забавные скульптуры. По итогам такой прогулки можно и т.д.
Прогулка-практикум.
В ходе прогулки дети проводят практические опыты и ставят эксперименты. Такие прогулки используются для отработки
,
закрепления жизненно необходимых навыков, например, следования определенным правилам культуры поведения, правилам дорожного движения и др. Во время прогулки воспитатель создает специальную педагогическую ситуацию. В которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организует контроль. Анализирует и оценивает действия детей. Например, они учатся переходить улицу с оживленным движением транспорта, определяют самую удобную дорогу к школе, дому и т.д.
Целевая прогулка.
Имеет одну, четко обозначенную цель, например: запомнить название улицы, заметить «следы» хорошего или плохого поведения человека.
Прогулка-развлечение
(игровая прогулка).

Такая прогулка включает в себя веселые игры и забавы с использованием различного спортивного инвентаря (скакалки, мячи, гимнастические палки, бумеранг) или без него, ритмические музыкальные игры, хороводы, разгадывание занимательных задач, шарад, ребусов, показ фокусов.
Пешеходная прогулка.
Это прогулка, в основе которой лежит ходьба.
Спортивная прогулка.
Она включает в себя лыжные пробеги, соревнования по скоростному спуску с горы на санках, метание снежков в цель, велогонки.
Экскурсии.
Ее назначение – познакомить школьников с историей родного города, края, достижениями людей, живущих в городе, расширить их представления о видах производительного труда. Такие задачи решат, например, экскурсия на предприятие, в организацию, учреждение, учебное заведение и т.д.
Развлечения на воздухе.
Во время такой прогулки нужно организовывать массовые подвижные игры, веселые старты и состязания, спортивные часы.

Прогулки можно свести к двум основным групп: оздоровительно-воспитательные и образовательно-воспитательные.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ.СПОРТИВНЫЕ
прогулки следует проводить чаще, так как оздоровительное значение их несомненно. Кроме этого, они имеют и большое прикладное значение. Во время лыжных прогулок отрабатываются умения пользоваться лыжами. Нельзя при этом допускать перегрузки учащихся и превращать прогулки в тренировочные или соревновательные занятия.
ОСАНОЧНЫЕ
прогулки закрепляют знания детей о правильной осанке при ходьбе, отрабатывают походку. Возможны варианты прогулки, когда вносятся элементы индивидуального или группового состязания.
ИГРОВЫЕ
прогулки включают в себя элементы поиска, выполнения задания, состязания.

Они делятся на: поисковые, следопытские, целевые состязательные.

Во время поисковой прогулки школьники осуществляют выбор будущих маршрутов, интересных объектов, мест, где в будущем можно организовать коллективные игры, а также ведут сбор природных материалов, пригодных для труда, гербариев, коллекций и т.д. Поиск ведется всеми учащимися группы продленного дня и отдельными группами детей.

Следопытская прогулка предполагает выполнение различных заданий игры: чтение следов на снегу, обнаружение пакетов с заданиями, нахождение спрятанного предмета.

К целевым относятся прогулки, связанные с разноской поздравлений, различных приглашений, извещений.

Состязательные прогулки предполагают состязание между отдельными группками учащихся в соответствии с условиями игры.
МАРШРУТНЫЕ
прогулки основываются на постоянно меняющихся маршрутах движения. Маршруты укороченными или, наоборот, удлиненными в зависимости от желания группы. Микрорайон школы и прилегающие окрестности предоставляют воспитателю множество вариантов выбора, которые приведут к тому, что со временем школьники будут хорошо знать районы, прилегающие к школе. По мере изучения маршруты обновляются.
ТЕМПОВЫЕ
прогулки позволяют варьировать темп движения. В зависимости от времени, которым располагает воспитатель, они могут прерываться и изменяться по скорости.
ВОЛЬНЫЕ
прогулки проводятся по желанию детей, которые сами избирают цель, форму организации, маршрут, темп движения. Частое их применение не желательно, так как может превратить прогулку в бесцельное времяпрепровождение. Сложность этой прогулки заключается в том, что контроль со стороны воспитателя почти отсутствует, а несовпадающие мнения детей о цели и порядке прогулки нередко приводят к разладу в группе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ.
Образовательно – воспитательные прогулки выделяются в самостоятельную группу, ибо на первый план здесь выходят познавательные цели, хотя значение оздоровительных и тем более воспитательных целей не умаляется. В условиях продленного дня эти прогулки получили наибольшее распространение. Они очень близки к экскурсиям, но не требуют подробных объяснений различных явлений жизни. Наблюдения школьников происходят произвольно, без существенного влияния взрослых, причем объектами наблюдений могут стать любые предметы или явления, заинтересовавшие детей. Непосредственное общение с товарищами по группе и воспитателем помогает развитию наблюдательности и любознательности.
ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ
прогулки поверхностно знакомят детей с отдельными предметами и явлениями окружающего мира. Они могут сопровождаться как краткими пояснениями, так и простыми замечаниями о том, на что следует обратить внимание. Наблюдение проводится как в плановом, так и в неплановом порядке, причем охватывается значительное количество разнохарактерных предметов, объектов, явлений. Побуждающим началом для наблюдения часто может выступать замечание одного из наиболее любознательных учеников.

Во время ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ

прогулок круг подлежащих наблюдению предметов и объектов резко ограничен. Воспитатель обязательно должен комментировать увиденное. Например, отметить своеобразие архитектурных украшений дома, обратить внимание на редкое растение, мемориальную доску и т.д. Часто демонстрационная прогулка заканчивается беседой, во время которой сообщаются какие-то дополнительные данные об объекте. Необычное, яркое явление, как правило, само привлекает детей, в то время как что-нибудь скрытое, неброское должно стать предметом наблюдения с помощью воспитателя.
ОБЗОРНЫЕ.
Это более сложный вид прогулок, так как в ходе их информационный материал дается в обобщенном виде. Целостность представлений об окружающем мире достигается во время прогулок путем создания условий для обзорного наблюдения множества взаимосвязанных предметов. Обзорные прогулки делятся на
панорамные,видовые и объектовые.
При
панорамной
прогулке очень важен выбор площадки, откуда хорошо просматривается окружающая местность. Во время
видовой
прогулки необходимо заострить внимание школьников на отдельных фрагментах панорамы. В данном случае план наблюдений может меняться.
Объектовая
прогулка содержит элементы детализации, которые позволяют подчеркнуть сложность наблюдаемого явления или объекта.

Во время перечисленных прогулок дети останавливаются лишь на непродолжительное время, а затем идут по заранее избранному маршруту.
ПРАКТИКУМНЫЕ
прогулки являются своеобразной школой закрепления жизненно необходимых правил (например, правил поведения на улице и т.д.). Чаще всего встречаются две разновидности практикумных прогулок:
регламентные и тренажные.
Во время регламентных

прогулок создаются такие педагогические ситуации, когда школьники должны действовать и вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

При тренажных

прогулках отдельные правила многократно отрабатываются в искусственно созданных условиях. Воспитатель выступает при этом в роли обучающего.
ТУРИСТСКИЕ
прогулки требуют от воспитателя знания техники туризма. Чаще всего встречаются
маршевые, походные, ориентирные
прогулки.

Во время маршевой

прогулки вырабатывается умение совершать марш в составе группы, правильно распределять силы, быть экономным в движениях, соблюдать все требования марша, в зависимости от местности регулировать ритм, темп движения. Правильно отдыхать, вести наблюдения за собой и товарищами.
Походная
прогулка включает в себя изучение техники передвижения в различных условиях, умение преодолевать разнообразные препятствия. Умение вести наблюдения за окружающей местностью.
Ориентирная
прогулка вооружает учащихся умением ориентироваться на местности, выбирать видимые и слышимые ориентиры. Туристские прогулки всегда обогащают новыми, полезными в жизни знаниями.
6. СЕЗОННЫЕ ПРОГУЛКИ.СЕЗОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛОК: ОСЕНЬ.
Задачи: 1. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе осенью, названия осенних месяцев.

2. Познакомить учащихся с цветочными, лекарственными и дикорастущими травянистыми растениями, деревьями.

3. Учить детей видеть взаимосвязи в природе.

4. Формировать эстетические чувства при наблюдениях за красотой осеннего леса.

5. Развивать познавательный интерес, любовь к родной природе.
СЕНТЯБРЬ.

НаблюденияПриёмыТрудИгры
1 неделяРассматривание цветочных растений на клумбах, за насекомыми, за грозой, за листвой деревьев.Рассказ воспитателя, сенсорные упражнения, загадки, приметы, дид. игра, вопросы, рассматривание.Труд в уголке природы: уход за комнатными растениями.«Цветы», «Цветы и ветерки», «4 стихии», «Узнай цветок по описанию».
2-я неделяЗа дикорастущими лекарс. растениями (подорожник, крапива, пижма, полынь, пастушья сумка и другие), за росой ,за птицами.Рассказ воспитателя, стихи, речевая игра «Прилетели птицы…», приметы, рассматривание.Сбор лекарственных растений.«Краски», «Мосток», «Садовник», «Воробушки и кот».
3-я неделяЗа изменениями в природе, панорамное наблюдение осеннего леса, за солнцем.Наблюдение, сенсорные упражнения (запахи, звуки осеннего леса); стихи, загадки.Пересадка цветущих растений с клумб в горшки для уголка природы.— «К дереву беги», «Разведчики леса», «Солнышко и дождик», «Дракон».
4-я неделяЗа тенью, за изменением продолжительности дня, за погодой.Вопросы, опыты, закличка, речевые упражнения.Сбор листьев для поделок, аппликаций.«Убеги от своей тени», «Мы весёлые ребята», «Окошечки», «Совушка».

ОКТЯБРЬ.

1-я неделяЗа туманом, рассматривание уральской рябины, за небом, облаками в солнечный день.Рассказ воспитателя, приметы, загадки, скороговорки, вопросы.Сбор листьев для осеннего букета.«Земля, вода, огонь и воздух», «Найди дерево по листочку», «Бездомный заяц», «Солнышко и дождик».
2-я неделяЗа листопадом, плоды и семена, путешественники, за трудом взрослых, хвойные и лиственные деревья.Опыт: определи, какой лист легче, сенсорные упражнения, рассматривание, стихи загадки, пословицы, приметы.Сбор семян для поделок, подкормки птиц зимой, посильная помощь взрослым.«Найди такой же листок», «С какого дерева лист?», «С какой ветки эти детки?», «Составь узор из листьев», «Зайцы в огороде».
3-я неделяДеревья и кустарники, рассматривание плодов (ягод) деревьев и кустарников, за погодой, как звери готовятся к зиме.Рассказ воспитателя, загадки, рассматривание, стихи, пословицы.Сбор плодов (ягод) деревьев и кустарников для подкормки птиц.«Путаница», «Кто больше запомнит?», «Белка на дереве, собака на земле», «Хитрая лиса».
4-я неделяЗа изменениями в природе, за дождём, как зимуют лягушки, ящерицы и другие земноводные.Вопросы, загадки, приметы, речевое упражнение, беседа.Уборка опавших листьев в кучи.Игра с пальцами «Дождь», «Птички и дождь», «Солнышко и дождик», «Караси и карпы», «Лес, болото, море».

НОЯБРЬ.

2-я неделяЗа отлётом птиц, за лиственницей, за небом, тучами в пасмурную погоду.Вопросы, рассказ воспитателя, показ карточек со схемой птичьих косяков, стихи, загадки.Уборка опавшей хвои.«Воробьи и вороны», «Пчёлки и ласточки», «Раз, два, три, к дереву беги!», «Заячий пирог».
3-я неделяЗа первыми заморозками, за первым снегом, за погодой.Стихи, приметы, поговорки, речевое упражнение, рассматривание снежинок.Уборка территории.«Льдинка, ветер и мороз», «На северном полюсе», «Морозко», «Северные олени».
4-я неделяЗа воздухом, за ветром, за изменениями в природе.Вопросы, опыты, загадки, речевое упражнение, дыхательное упражнение, наблюдение.Изготовление кормушек.«Земля, вода, огонь и воздух», игры с ветрячками, «Ветер северный и южный», «Цветы и ветерки», «Дедушка ветер.

СЕЗОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛОК: ЗИМА.
Задачи: 1. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе зимой, названия зимних месяцев.

2. Познакомить с народными приметами, стихами, загадками, подвижными играми зимней тематики.

3. Развивать внимание, наблюдательность, умение выделять причинно-следственные связи.

4. Формировать умение видеть красоту природы.

5. Воспитывать бережное отношение к птицам, стремление помогать им.
ДЕКАБРЬ.

1-я неделяТематическая прогулка: «Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы»,
за снегопадом,

за ветром,

за погодой.

Загадки,
вопросы,

наблюдение,

приметы,

опыт.

Изготовление и развешивание кормушек,
уборка территории от мусора.
«Колдуны»,
«Ляпки-присядки»,

«Снежная карусель»,

«Ветер северный и южный».

2-я неделя— за изменениями в природе зимой
— за прилётом снегирей

— экскурсия в зимний парк

— беседа
— наблюдение

— стихи

— рассказ воспитателя

— Расчистка дорожек от снега
— Подкормка птиц
— «Мороз»
— «Метелица»

— «Ловишки со снежком»

— «Затейники»

3-я неделя— за признаками зимы
— за температурой воздуха

— за деревьями в снежном уборе

— за небом, облаками

— наблюдение
— приметы

— рассматривание

— сравнение

— Подкормка птиц
— Расчистка площадки для игр
— «Два Мороза»
— катание с горки на дощечках

— «Хоккей»

— «Замороженные»

4-я неделя— за красотой снежного наряда улиц
— экск. в снежный городок

— за изменением продолжительности дня

— рассматривание
— стихи

— вопросы

— наблюдение

— рассказы детей

— Подкормка птиц
— Строительство снежной горки
— «Штандер»
— катание на санках

— катание на лыжах

— «Воевода»

— «Ровным кругом»

ЯНВАРЬ.

3-я неделя— тематическая прогулка: «Скрипит мороз, сердит мороз, а снег сухой и колкий» (признаки января)
— за погодой

— за зимующими птицами

— приметы
— стихи

— загадки

— наблюдение

— рассказ воспитателя

— Подкормка птиц
— Подравнивание снежных бордюров
— «Ловишки-ёлочки»
— «Белые медведи»

— катание с горки на дощечках

— «Воробушки и кот»

4-я неделя— за свойствами снега в морозную погоду
— за изменениями в живой и неживой природе

— за снежинками

— подбор эпитетов
— опыты с водой

— наблюдение

— вопросы

— рассматривание

— Подкормка птиц
— Расчистка площадки для игр от снега
— «Северные олени»
— «Рисунки на снегу»

— катание на лыжах

— «Цветной лёд»

ФЕВРАЛЬ.

1-я неделя— тематическая: «Рады мы проказам матушки-зимы»
— за осадками

— за трудом взрослых

— пословицы
— наблюдение

— беседа

— Подгрести снег к клумбам с многолетниками— «Земля, вода, воздух»
— «Хитрая лиса»

— «Караси и щука»

— «Цепи кованые»

2-я неделя— за погодой
— за изменением продолжительности дня

— за обрезкой деревьев

— вопросы
— наблюдение

— знакомство с трудовыми навыками

— Подкормка птиц
— Расчистка дорожек от снега
— «Верёвочка»
— «Окошечки»

— «Фигуры из снега»

— «Волки и овцы»

3-я неделя— за изменениями в природе
— за ветром

— за высотой стояния солнца

— приметы
— опыт

— загадки

— наблюдение

— Подкормка птиц
— Расчистка площадки для игр
— «Мышеловка»
— «Корзинки»

— «Хоккей»

— «Раз, два, три»

СЕЗОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛОК: ВЕСНА.
Задачи: 1. Закрепить знания о признаках весны, названия весенних месяцев.

2. Познакомить с народными приметами, стихами, пословицами.

3. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, речь.

4. Учить детей понимать взаимосвязи в природе.

5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
МАРТ.

1-я неделяЗа погодой, за изменением продолжительности дня, за изменениями в неживой природе, наблюдение следов на свежевыпавшем снегу.Вопросы, наблюдение, рассматривание, сравнение, речевые упражнения.Уборка территории от мусора.«Дракон», «Запретное движение», «Заколдованные», «Караси и карпы».
2-я неделяЗа небом, облаками, за высотой стояния солнца, за изменением снежного покрова, за первыми приметами весны.Подбор прилагательных, эпитетов, сравнений, опыты, рассматривание, наблюдение.Посыпание дорожек песком.«Третий лишний», «Совушка», «Кот и мыши», «Лес, болото, море».
3-я неделяЗа оживлением поведения зимующих птиц, за таянием снега, за появлением проталин, за сез изменениями в природе.Наблюдения, кормление птиц, стихи, приметы.Уборка территории от снега«Гуси-гуси», «Воробьи и вороны», «Воробушки и кот», «Птица без гнезда».

АПРЕЛЬ.

1-я неделяЗа изменением продолжительности дня, за сосульками, за трудом взрослых, за погодой.Наблюдение, вопросы, стихи, ознакомление с трудовыми навыками, подбор прилагательных.Откидывание снега от фасада здания.«День и ночь», «Цепи кованые», «Белка на дереве», «Пустое место».
2-я неделяЗа изменениями в живой и неживой природе, за дождём, за ручейками.Наблюдение, приметы, стихи, загадки.Уборка территории (сбор мусора)«Волк во рву», «Солнышко и дождик», «Ловишки парами», «Мыши в кладовой».
3-я неделяЗа появлением почек на иве, за первоцветами: мать-и-мачеха, за подснежниками в ясную и пасмурную погоду, за льдинками на лужицах.Рассматривание, вопросы, сравнение, загадки, стихи.Прокладывание канавок для ручьёв, изготовление и пускание корабликов.«Охотники и звери», «Горелки», «Краски», «Наседка с цыплятами».
4-я неделяЗа набуханием почек на деревьях, за прилётом грачей, за цветением ольхи, осины, за цветением ивы.Рассматрива-ние, наблюдение, рассказы детей, сенсорные упражнения, стихи, приметы.Очистка клумб от прошлогодней листвы, уборка территории (граблями).«Ловишки с мячом», «Утки и охотники», «К дереву беги», «Колпачок и палочка» «Хоровод с вербочкой».

МАЙ.

1-я неделяЗа первоцветами, за появлением травы, за прилётом скворцов, за ростом и развитием одуванчика: первые листья.Рассматривание, сенсорные упражнения, рассказы детей, наблюдение, объяснение (почему нельзя жечь траву).Развешивание скворечников, уборка территории (граблями).«Воробушки и автомобиль», «Скворечники», «Гори-гори ясно», «Бездомный заяц».
2-я неделяЗа цветением черёмухи, за появлением насекомых, за поведением птиц, за цветением одуванчика (длительное): цветы в пасмурную погоду.Рассматривание, сенсорные упражнения, загадки, рассказы детей, сравнение.Уборка территории (мётлами), подготовка почвы к посадкам.«Садовник», «Бабочки», «Пчёлки и ласточка», «Ловишки в кругу».
3-я неделяЗа цветением яблони, за распусканием листьев, за первой грозой, за цветением одуванчика (длительное): «Золотой луг» (в солнечную погоду).Рассматривание, пословицы, стихи, речевые упражнения, обобщение.Уход за многолетниками на клумбах, подготовка почвы к посадкам.«Мышка в домике», «Пчёлки и ласточка», «Зайцы в огороде», «Мы весёлые ребята».
4-я неделяЗа цветением сирени, за трудом взрослых, за ростом многолетних цветочных растений, за цветением одуванчика (длительное): пушистые шарики.Стихи, сенсорные упражнения, сравнение, ознакомление с трудовыми навыками.Высадка цветочной рассады, уход за многолетниками«Затейники», «У медведя во бору», «Палочка-выручалочка», «Ловишки с ленточкой».

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЭКСКУРСИЙ.

  1. Правила поведения в природе (беседа).
  2. Цветущие клумбы (прогулка-наблюдение).
  3. Сентябрь – вересень, желтень, хмурень (информационная прогулка).
  4. Сентябрь-рябинник (прогулка-наблюдение).
  5. Растения огорода (экскурсия на пришкольный участок).
  6. Адрес школы (целевая прогулка).
  7. Трудовая атака (прогулка с заданием).
  8. Туристический поход (заочная прогулка).
  9. Листопад (прогулка-наблюдение).
  10. «Листья желтые, скажите, что вам снится?» (прогулка-творчество).
  11. Приметы осени (экскурсия в природу).
  12. Туман (прогулка-практикум).
  13. Букеты из листьев (прогулка-творчество).
  14. Не жгите опавшей листвы (прогулка-предостережение).
  15. Бабье лето (прогулка-наблюдение).
  16. Октябрь – грязник, капустник, хлебник (информационная прогулка).
  17. Живое должно жить (экологическая беседа с прогулкой).
  18. Праздник Покров (14 октября). Народные приметы (прогулка с заданием).
  19. Дождь (информационная прогулка).
  20. Как измерить дождь? (прогулка-практикум).
  21. Лужа (прогулка-наблюдение).
  22. Магазин (обществоведческая экскурсия).
  23. Ноябрь – полузимник, ледень (прогулка с заданием).
  24. 12 ноября – синичкин день (прогулка-наблюдение).
  25. Ветер (прогулка-практикум).
  26. Декабрь – студень, хмурень (информационная прогулка).
  27. Поэтические названия декабря (информационная прогулка).
  28. В поисках волшебной палочки (поисковая прогулка).
  29. Медицинский кабинет (экскурсия).
  30. Январь – месяц бога Януса (информационная прогулка).
  31. Моя помощь птицам зимой (трудовая акция).
  32. Январь – сечень, просинец (информационная прогулка).
  33. Снежные чудеса (прогулка-творчество).
  34. Обморожение (информационная прогулка-беседа).
  35. Аптека (обществоведческая экскурсия).
  36. Иней (прогулка с заданием).
  37. Зимний лес (парк) (экскурсия).
  38. Февраль – бокогрей и ветродув (информационная прогулка).
  39. Откуда снег пришел? (прогулка-практикум).
  40. Какого цвета снег? (прогулка-наблюдение).
  41. На что похожи снежинки? (творческая прогулка).
  42. Куда исчезают снежинки? (прогулка-практикум).
  43. Добрый снег, ты подумал обо всех! (прогулка с заданием).
  44. Снежная сказка (трудовая операция).
  45. Лепим снеговика (прогулка-творчество).
  46. Март – сухий, свистун, ветронос и зимобор (информационная прогулка).
  47. Весна идет (целевая прогулка).
  48. 17 марта – грачевник (прогулка-наблюдение).
  49. Водоем (река, озеро) (экскурсия).
  50. Поэтические названия апреля (прогулка-наблюдение).
  51. Запахи и звуки (прогулка-наблюдение).
  52. Сохраним в чистоте нашу Землю (трудовая акция).
  53. За что люди любят Солнце (прогулка с заданием).
  54. Спину прямо ты держи, своей осанкой дорожи (целевая прогулка).
  55. Кто живет в муравейнике (целевая прогулка).
  56. Радуга (прогулка-наблюдение).
  57. Май – с цветами (прогулка-наблюдение).
  58. Гроза. Поведение во время грозы (прогулка-практикум).
  59. Облака (прогулка с заданием).
  60. Бабочка – удивительный цветок (прогулка-наблюдение).
  61. Запускаем бумеранг (прогулка-развлечение).
  62. Следы человека (целевая экскурсия).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]