Познавательный проект: «Занимательная математика» в подготовительной логопедической группе


Романова Ольга Валерьевна

Актуальность.

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор

, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Вид проекта: познавательно – игровой.

Срок реализации: (2 месяца-октябрь, ноябрь)

Состав участников: групповой (воспитатель, дети группы, родители).

Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

  1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
  2. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 ,способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
  3. Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
  4. Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
  5. Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
  6. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  7. Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  8. Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
  3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
  4. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
  5. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.
  • Постановка цели и задач проекта.
  • Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
  • Подбор дидактических, подвижных игр, динамических пауз по теме проекта.
  • Изготовление развивающих игр по математике.
  • Составление плана основного этапа проекта.
  • Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
  • Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

— творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;

— помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.

  • Проведение анкетирования родителей.
  • Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».
  • Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

Основной этап:

  • Занятия согласно календарно-перспективному планированию в подготовительной к школе группе:

— Занятие по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;

— Занятие по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», лепка «Веселые цифры».

  • Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
  • Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
  • Просмотр компьютерной презентации «Забавные фигуры».
  • Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
  • Конструирование.
  • Работа со счетными палочками.
  • Дидактические игры с математическим содержанием: « Кубики для всех», « Точечки», «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», « Колумбово яйцо» «Танграм», «Математический планшет «Головоломки Пифагора», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», Блоки Дьенеша,Числовые домики , « Играем в математику» «Божьи коровки и ромашки» , Палочки Кюизенера, Соты Кайе, « Маленький дизайнер»
  • Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
  • Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».
  • Пальчиковые гимнастики.
  • Физкуль, «Сделай фигуру».
  • Беседа «Чем мне интересны математические игры».

Анкетирование родителей.

Консультации для родителей.

Заключительный этап:

  • Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
  • Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
  • Использование дидактических игр по ФЭМП
  • Итоговое мероприятие – викторина «Умники и умницы».
  • Обработка и оформление материалов проекта.

Ход проекта.

Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерная презентация «Забавные фигуры», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.

К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, для них была оформлена папка – передвижка «Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родители принимали активное участие, подбирая занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформляли.

На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием:

— «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;

— заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.

На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из пластилина.

На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями – раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики, блоков Дьенеша. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу.

Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания:

  • «Крестики – нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».
  • «Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до10; закреплению знаний о геометрических фигурах.
  • «Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.
  • «Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.
  • «Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.
  • Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот – составлять из элементов заданную модель.
  • «Математический планшет ». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, кон. Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.
  • Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа — налево», «слева — направо».
  • « Часики» Цель: упражнять в определении и установлении времени по часам.
  • « Математические весы» Цель: обучать детей сложению чисел, сравнению чисел между собой.
  • « Математические пазлы» Цель: развивать умение составлять целое из частей, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
  • « Клубника в варенье» Цель: развивать умение считать, графическое и буквенное написание цифр, понятие количественного состава.
  • « Посчитай-ка» Цель: упражнять в решении примеров на сложение и вычитание.
  • « Четвертый лишний» Цель: развивать умение классифицировать и группировать фигуры по цвету, форме и размеру.
  • « Реши правильно» Цель: закреплять навыки устного счета в пределах 10 и умение обозначать число цифрой.
  • « Что сначала, что потом» Цель: совершенствовать представления о временных отрезках.
  • « Состав числа» Цель: упражнять в раскладывании числа на два меньших и составлять число из двух меньших.
  • « Прятки» Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, их свойствах, умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения.
  • « Добавь фигуру» Цель: закреплять умение классифицировать и группировать фигуры по цвету, форме, находить закономерность.
  • «Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.

Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры,динамические паузы и пальчиковые гимнастики математического содержания.

На заключительном этапе проекта были оформлены: уголок занимательной математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также была проведена математическая викторина «Умники и умницы».

Результаты проекта.

Работа над проектом положительно повлияла на повышение уровня математических представлений детей, также выработался интерес к процессу познания математики и интеллектуальной деятельности ребят, обогатила РППС по формированию элементарных математических представлений, повысила интерес со стороны родителей к участию в пректе.

Литература:

1.Козина Л. Ю. « Игры по математике для дошкольников»-М.: Сфера, 2008 г.

2.Михайлова З. А. « Игровые задачи для дошкольников»- СПБ.: Акцидент, 1996г.

3.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д. и др. « Обучение математике в детском саду»-М.: Академия,1997г.

4.Сербина Е.В. « Математика для малышей»-М.: Просвещение, 1992г.

5.Шарыыгина Т.А. « Точные сказки. Формирование временных прдставлений» М.: Книголюб, 2005г.

6.Крашенинников Е.Е. , Холодова О.Л. « Развитие познавательных способностей дошкольников( 5-7 лет).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]