Фронтальное логопедическое занятие «Гласная сказка»


Что собой представляют фронтальные занятия по логопедии

С 1 января 2014 года вступил в силу Приказ «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования». Цель ФГОС ДО — получение дошкольниками качественного образования. В соответствии с данным приказом, цель логопеда в детском саду — своевременное выявление нарушений речи и помощь в их устранении.

Важно! Новые стандарты дошкольного образования основываются на том принципе, что ребенок тоже является личностью. Он субъект образования и имеет право выбора в процессе обучения.

ФГОС ДО выделяет пять образовательных отраслей. Речевое развитие — одна из этих отраслей — напрямую связана с логопедией, остальные четыре (социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие) идут параллельно с ней.

Фронтальные занятия по логопедии представляют собой систему, совмещающую игры, артикуляционную гимнастику, физические занятия и различные логопедические задания устного и письменного характера. Это подготовительный этап перехода из детского сада в школу. Задания при этом даются одинаковые для всех детей в группе.

Важно! Посредством игр малыши знакомятся с социальными нормами, примеряют на себя различные роли, моделируют интересные им ситуации. В игре малыш не боится совершить ошибку, он раскован и ведет себя естественно.

Логопеду в это время следует отслеживать динамику в речевом развитии. Ребенок может ошибиться и это нормально, не стоит его торопить. Он только изучает родной язык, сравнивает свое произношение и произношение взрослых.

Примеры фронтальных занятий

Проведение фронтальных занятий по логопедии можно рассмотреть на ниже представленном примере.

Фронтальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Цель: обучение различию между звуками [Т] и [Т‘]

Задача:

  • научить правильному произношению данных звуков;
  • развить навыки работы в команде;
  • проработка речевого дыхания;
  • обучить правильно определять звуки [Т] и [Т‘] в словах;
  • развить фонематическое восприятие;
  • поупражняться в создании уменьшительно-ласкательной формы слов (тяпочка, топорик, телевизорчик и т.д.)

Подготовка к занятию: вырезать картинки со звуками [Т] и [Т‘]. Количество картинок должно быть равно числу детей в группе. Поставить на стол сундучок. На доске написать звуки [Т] и [Т‘], приклеить рисунок буквы Т с картинкой и звуковым профилем, подготовить ребусы на тему занятия, загадки, игры. Подготовить фишки за правильные ответы. Разделить детей на 2 команды. Объяснить, что за правильно выполненные задания они будут получать фишки. Победителем станет та команда, которая соберет больше фишек.

Важно! Перед проведением занятия следуют установить благоприятный психологический климат. Заранее определиться с темой занятия и разработать план.

  1. Задание

Логопед спрашивает детей: «Как вы думаете, кто же спрятался в моем сундучке?» и показывает фотографию лапок.

«Что это?» — спрашивает логопед.

«Лапки» — отвечают дети.

«А теперь поменяйте первую букву в слове на „Т“. Что получилось?».

«Тапки!» — отвечают дети.

Логопед достает из сундука тапочки.

После этого педагог предлагает назвать тапки ласково (тапочки, тапули, тапоньки)

  1. Задание

Логопед подводит детей к доске, на которой нарисован звуковой профиль буквы «Т».

И показывает, что происходит с губами и языком, в момент произношения звука.

Артикуляционный профиль звука Т

  1. Задание

Логопед просит детей рассказать, что они знают о звуке [Т] (согласный, глухой, твердый) и превратить его в мягкий [Т’](Ть). Нужно показать звуковой профиль звука [Т’]

Артикуляционный профиль звука Т’

Затем логопед просит показать букву Т с помощью тела и рук.

  1. Задание

Логопед: «У меня на столе есть карточки со звуками [Т] и [Т‘]. У кого будет карточка с твердым знаком — садится за правый стол, а у кого с мягким — за левый»

  1. Задание

Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе

Логопед: «Придумайте теперь название своим командам. Справа команда со звуком [Т], а слева со звуком [Т‘]». Дети совещаются и объявляют названия своих команд.

  1. Задание

Логопед объявляет следующую игру. Дети должны топнуть, если услышат звук [Т] и хлопнуть, если услышат [Т‘].

  1. Задание

Тренировка речевого дыхания и силы голоса. Логопед просит завести моторчик: ТТТТТьТьТьТьТЬ… — пока моторчик не заглохнет.

  1. Задание

Физкультминутка.

  1. Задание

Логопед говорит, что пора бы подкрепиться. И дети должны назвать, что б они съели со звуком [Т] и [Т‘] соответственно.

  1. Задание

Разминать пальчики с помощью пальчиковой гимнастики.

  1. Задание

Логопед благодарит детей за работу и считает кто сколько фишек заработал.

Важно! Количество заданий может быть больше или меньше. Темы могут быть разнообразные: новогодние, осенние, весенние. В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, могут видоизменяться ребусы и игры.

Целесообразность и преимущества фронтальных занятий перед другими видами занятий

Фронтальные логопедические занятия проводятся со всеми детьми в группе. Они выполняют одинаковые задания на таких занятиях. Для подготовки к фронтальным занятиям, дети посещают индивидуальные и подгрупповые. Если при проведении подгрупповых занятий большая часть времени уделяется постановке звуков детям, с одинаковыми речевыми дефектами, то фронтальное занятие — это уже следующая ступень.

Проведение фронтальных занятий дает логопеду большую свободу выбора в постановке цели и содержания урока. На этих занятиях происходит закрепление звуков, добавляются упражнения, расширяющие словарный запас, происходит обучение грамматически правильной речи. Фронтальные занятия — основа коррекционного обучения и подготовки ребенка к школе. Проводятся они в течении всего времени обучения по специально разработанному плану. Несомненным преимуществом такого типа занятий является то, что дети имеют возможность наблюдать за сверстниками. Происходит социальное взаимодействие.

Фронтальное обучение дает возможность всей группе детей поработать над единой задачей. Дети сотрудничают между собой. Эффективность такого обучения зависит от умения логопеда создать атмосферу единой творческой работы, важности каждого участника при достижении результата. Важно поддерживать внимательность и активность детей, при этом учитывая их индивидуальные особенности.

Важно! Фронтальные занятия являются окончательным этапом в логопедическом обучении. Подгрупповые и индивидуальные занятия — подготовка к фронтальным.

Календарно-тематический план проведения фронтальных логопедических занятий с детьми с ОНР 5–6 лет

Евгения Савина

Календарно-тематический план проведения фронтальных логопедических занятий с детьми с ОНР 5–6 лет

Месяц, неделя Тема занятия Кол-во занятий Формирование

фонематических

представлений Формирование лексико-грамматических навыков Лексическая тема Связная речь

Сентябрь

4-я неделя 3-я неделя 1,2 неделя сентября — логопедическое обследование

Понятие о звуке.

Неречевые звуки 1 Познакомить детей с понятием звука. Развивать слуховое внимание и

фонематическое восприятие на материале неречевых звуков Уточнить и расширить словарь по теме. Обучать умению согласовывать существительные с притяжательными

местоимениями МОЙ, МОЯ.

Отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного числа. Расширять и активизировать словарь глаголов. Детский сад Уточнить и расширить словарь по теме.

Речевые звуки 1 Развивать фонематический слух на основе слов, близких по звуковому составу. Познакомить с понятием слова Учить детей преобразовывать имена существительные единственного числа в имена существительные множественного числа. Отрабатывать навык правильного использования падежных окончаний имен существительных в форме ед. числа. Закреплять употребление предлога -С; Игрушки Познакомить с понятием «Слово»

. Развивать умение строить небольшие предложения 3-5 слов.

1-я неделя Звук [а]. Понятие о

звуковом ряде 1 Познакомить со звуком [а] и его характеристикой; с понятием «гласный звук»

. Выделение гласного звука [а] из потока звуков Учить подбирать признаки к слову
«ОСЕНЬ»
и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе. Осень Развивать умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением.

Звук [у]

1 Познакомить со звуком [у] и его характеристикой. Выделять гласный звук [у] в начале слова (утка, удочка, ухо)

Учить образовывать приставочные глаголы и различные предлоги.

Упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Перелётные птицы Развивать умение составлять простые предложения. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Октябрь

4-я неделя 3-я неделя Звуки [у]-[а] 1 Учить детей давать сравнительную характеристику звукам [у]-[а]. Подбирать слова (картинки)

на заданный звук Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением. Развивать и активизировать словарный запас по теме. Овощи Развивать умение составлять небольшие предложения.

Звук [п] 1 Познакомить со звуком [п]; с понятием «согласный глухой звук»

и местонахождением звука в конце слов. Учить выделять звук в слогах и словах
(конец слова)
Учить подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже. Упражнять в согласовывании существительных с притяжательными местоимениями
«МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ»
. Развивать и активизировать словарный запас по теме. Фрукты Составление описательного рассказа об овощах по
плану.
Ноябрь

1-я неделя Звук [о]

1 Познакомить со звуком [о] и способом его характеристики. Выделять звук [о] в потоке звуков, а также в начале слова

(осы, Оля, ослик, окна)

Учить согласовывать имена существительные с глаголами.

упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Огород, сад Развивать умение составлять предложения и правильно употреблять предлоги.

Звук [и] 1 Познакомить со звуком [и]. Выделять гласный звук [и] в начале слова (Ира, ива, индюк,игра)

Учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа. Закреплять употребление предлога -в. Упражнять детей в подборе обобщающих слов. Лес, грибы, ягоды Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический
план.
Звук [м] 1 Познакомить со звуком [м]. Научить характеризовать звук [м] по акустическим и артикуляционным признакам (согл, звон звук)

. Выделять согласный звук [м]

в конце слова Учить образовывать прилагательные от имен существительных. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Ателье Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Развивать умение составлять простые предложения. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

4-я неделя Звук [н] 1 Познакомить со звуком [н]. Научить характеризовать звук [н] по акустическим и артикуляционным признакам. Определять наличие или отсутствие

звука [н] в словах Учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова. Закреплять умение правильно употреблять предлоги. Откуда хлеб пришёл? Развивать умение составлять небольшие по объему предложения. Упражнять в объяснении слов-действий, связанных с выращиванием хлеба.

Декабрь

1-я неделя Звук [т] 1 Познакомить со звуком [т]. Научить характеризовать звук [т] по акустическим и артикуляционным признакам. Учить выделять звук [т] в конце и начале слов Учить детей подбирать однокоренные слова. Учить образовывать глаголы прошедшего времени. Учить подбирать имена существительные к глаголам.

Закреплять умение правильно употреблять предлоги. Зима Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Развивать умение составлять простые предложения. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Звук [т’] 1 Познакомить со звуком [т’] и его характеристикой; с понятием «согласный мягкий звук»

. Упражнять в определении места звука в слове Учить детей подбирать однокоренные слова. Учить образовывать глаголы прошедшего времени. Учить подбирать имена существительные к глаголам.

Закреплять умение правильно употреблять предлоги. Зимние забавы Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Развивать умение составлять простые предложения. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Звук [к] 1 Познакомить со звуком [к] и способом его характеристики. Учить выделять звук [к] из потока согласных звуков и в словах.

Звуковой анализ слова кот Учить образовывать глаголы и закреплять знания о голосах птиц.

Учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. Закрепить знания и представления по лексической теме. Зимующие птицы Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Развивать умение составлять предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций. Упражнять в узнавании птиц по их описанию.

4-я неделя Звук [к’] 1 Познакомить со звуком [к’] и способом его характеристики. Учить определять место звука в словах Учить употреблять предлог -без и имена существительные в различных падежах. Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным по теме. Новогодний праздник Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Развивать умение составлять предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций.

Январь

3-я неделя 2-я неделя Звуки [к], [к’] 1 Научить различать звуки [к], [к’]. Упражнять в выделении звуков из слов. Звуковой анализ слова кит Формировать умение согласовывать числительные два, две с существительными. Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -чик, -ечк, -очк, -еньк, оньк Одежда Развивать умение составлять самому описательные загадки; образовывать прилагательные от существительных.

Звук [б] 1 Познакомить со звуком [б] и научить характеризовать его. Упражнять в выделении звука среди других

согласных. Определение позиции

звука [б] в слове (начало,середина)

Формировать умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа. Одежда, обувь, головные уборы Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Развивать умение составлять простые предложения. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический
план.
Звук [б’] 1 Познакомить со звуком [б’] и научить характеризовать его. Упражнять в выделении звука [б’] в конце и середине слов Учить детей образовывать сложные слова. Учить образовывать притяжательные прилагательные.

Расширять словарь антонимов. Активизировать словарь по теме, закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа. Развивать словообразование и словоизменение. Домашние животные Развивать умение составлять предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций. Развивать навыки словообразования

Февраль

1-я неделя Звук [э] 1 Познакомить со звуком [э] и научить характеризовать его. Упражнять в выделении гласного звука [э] в

начале слова (Эдик, этаж, экран, эхо)

Обучать образованию притяжательных прилагательных

Закрепить навык употребления в речи простых предлогов НА, С, ПОД, НАД, ЗА, В. Упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным. Развивать навыки словообразования.

Дикие животные зимой Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Развивать умение составлять предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций

Звуки [г], [г’] 1 Познакомить со звуками [г], [г’], научить давать их сравнительную характеристику. Упражнять в различении твёрдых и мягких звуков [г], [г’]. Звуковой анализ и синтез слов Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.

Упражнять в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды.

Учить классифицировать предметы посуды. Активизировать словарь по теме. Закреплять употребление предлогов и существительных в различных падежах. Посуда Развивать связную речь.

Развивать умение составлять предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций. Развивать навыки словообразования

Звук [л’] 1 Познакомить со звуком [л’]. Научить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в выделении звука [л’] в начале, середине и конце слов

Учить детей выделять общий признак, развивать умение обобщать. Упражнять в употреблении различных форм имени существительного. Закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов. Продукты питания Развивать умение составлять предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций. Развивать навыки словообразования.

Звук [ы] 1 Познакомить со звуком [ы]. Научить характеризовать его. Научить выделять звук среди других звуков.

Учить детей образовывать прилагательные от существительных. Развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными. Упражнять в подборе признаков и действий к предметам. Упражнять в назывании военных профессий, закреплять употребление имен существительных в различных падежах. День защитника Отечества Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Развивать умение составлять предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций. Развивать навыки словообразования.

Март

2-я неделя 1-я неделя Звук [с] 1 Познакомить со звуком [с]. Научить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам. Упражняться в определении наличия или отсутствия звука [с] в словах; нахождении места звука [с] в словах Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода. Упражнять в подборе родственных слов. Упражнять в подборе признаков к предметам. Мамин праздник Развивать связную речь.

Развивать умение составлять предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций. Развивать навыки словообразования.

Звуки [с]-[с’] 1 Учить различать твердый и мягкий звуки [с]-[с’]. Звукослоговой анализ слова гуси Учить образовывать приставочные глаголы. Закреплять употребление существительных в различных падежах.

Закрепить знания о транспорте и профессиях связанных с транспортом.

Упражнять в подборе имен прилагательных к существительным по теме. Транспорт Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Развивать умение составлять предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций. Развивать навыки словообразования.

Март

4-я неделя 3-я неделя Звук [ш] 1 Познакомить со звуком [ш] и научить характеризовать его. Учить выделять в речи звук [ш], определять его позиции в слове (начало, середина, конец)

Учить называть профессии по месту или роду
занятия. Закреплять употребление существительных в творительном падеже. Упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа. Профессии Развивать умение строить предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.
Развивать понимание логико-грамматических конструкций. Развивать навыки словообразования

Звуки [с], [ш] 1 Учить различать звуки [с], [ш]. Упражнять детей в звуковом анализе слов Учить подбирать глаголы к именам существительным, подбирать антонимы. Закреплять навык правильного употребления имен существительных в форме множественного числа, родительного падежа. Мебель Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Развивать умение составлять простые предложения. Учить составлять описательные рассказы используя картинно-графический план.

Упражнять в назывании частей мебели.

Апрель

1-я неделя Звуки [х], [х’] 1 Научить детей характеризовать звуки [х], [х’] по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в определении места звуков в словах Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных. Учить классифицировать времена года.

Отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа. Ранняя весна Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Развивать умение составлять предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций. Развивать навыки словообразования

Звуки [в], [в’] 1 Учить детей характеризовать звуки [в], [в’] в сравнительном плане. Упражнять в различении твердых и мягких звуков [в], [в’] Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа. Упражнять в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласованно их в роде, числе, падеже. Почта Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Развивать умение составлять предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций.

Звук [з] 1 Познакомить со звуком [з]. Учить характеризовать звук [з] с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Упражнять детей в звуковом анализе слов из трёх звуков Учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени. Учить выделять из текста однокоренные слова. Закреплять навык употребления притяжательных местоимений. Активизировать и расширить словарь по теме. Упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу. Комнатные растения Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Развивать умение составлять предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций. Развивать навыки

словообразования.

Апрель

4-я неделя Звук [з’] 1 Научить детей характеризовать звук [з’]. Продолжать упражнять детей в анализе слогов, слов, предложений Учить детей употреблять анонимы.

Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Закрепить знания о родственных связях слов.

Семья Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Развивать умение составлять предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Упражнять в назывании членов семьи. Развивать понимание логико-грамматических конструкций.

Май

1-я неделя Звук [ж] 1 Познакомить со звуком [ж]. Научить детей характеризовать звук [ж] по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в выделении звука [ж] в речи;

в определении позиции звука в слове (начало, середина)

Закреплять у детей умение образовывать прилагательные от существительных. Развивать умение согласовывать слова в предложениях.

Активировать словарь по теме. Наша страна. Мой родной край Активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Развивать умение составлять предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций. Развивать навыки словообразования

Звуки [з], [ж] 1 Учить различать звуки [ж], [з] по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в различении звуков на материале слогов, слов и предложений Учить детей преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число. Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа. Закреплять употребление предлогов при составлении предложений. Насекомые Развивать умение составлять предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций. Развивать навыки словообразования

Звук [д], [д’] 1 Познакомить со звуками [д]- [д’]. Научить различать их по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в определении места звуков в словах Учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать и возвратные глаголы. Закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развивать словарь антонимов. Закреплять знания о назначении частей тела. Человек Развивать умение составлять предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций. Развивать навыки словообразования

Воспитывать умение отвечать связным предложением и выслушивать ответы товарищей.

Май

4-я неделя Звуки [ф], [ф’] 1 Познакомить со звуками [ф]- [ф’]. Научить характеризовать их по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать звуковой анализ слогов, слов. Учить детей образовывать и употреблять имена прилагательные в сравнительной степени. Упражнять детей в подборе действий и признаков к предметам. Закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени. Развивать словарь синонимов.

Лето Развивать логическое мышление и связную речь.

Развивать умение составлять предложения и анализировать их. Учить составлять описательные рассказы, используя картинно-графический план.

Развивать понимание логико-грамматических конструкций. Развивать навыки словообразования

Логопедические сказки и скороговорки

Четкое произношение звуков тесно связано с постановкой хорошей дикции. У многих детей старшего дошкольного возраста наблюдается проблема с дикцией. Речь часто смазанная и неясная. Причина этому — вялые движения губами, неэнергичное движения языком. Нижняя челюсть малоподвижна. Из-за того, что рот недостаточно открывается — гласные звучат нечетко.

Все эти дефекты речедвигательного аппарата можно исправить с помощью игр на звукосочетание. Проще это сделать у детей младшего возраста. У дошкольников с малоподвижными губами, процесс приучения проходит значительно сложнее. Логопед, показывая как нужно произносить звуки, делает четкие движения ртом и слегка протягивает гласные.

Логопедические скороговорки для детей 6-7 лет

Для улучшения дикции используют скороговорки. Сначала новая скороговорка произносится медленно, четко, с выделением значимых звуков. Логопед должен прочитать ее несколько раз, тихо, ритмично, без резких перепадов интонации. Затем ребенок должен сам попробовать повторить скороговорку. Сначала медленно и четко, а со временем ускорять темп.

Чтобы детям было интересней запоминать скороговорки — они должны быть смешными и забавными. Вот несколько примеров на проработку самых проблемных звуков:

Для детей 5-6 лет тоже можно использовать скороговорки как метод исправления дикции.

Примеры скороговорок, для коррекции произношения конкретных звуков можно найти в работах Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Жуковой Н. С., Куликовской Т. А.

Чем интересней и понятней будет скороговорка, тем лучше и быстрее малыш ее запомнит. Родители могут самостоятельно проговаривать с ребенком скороговорки по дороге в сад. 5-7 минут в день в итоге дадут заметный результат.

Объяснительная и другие виды речи как уровень развития дошкольника

Логопедические сказки для развития речи

Все дети любят сказки. Через сказки они познают мир, различие добра и зла. С помощью сказок развивается воображение и пробуждаются эмоции. Логосказки — еще один занимательный метод работы с детьми с ОНД и коррекции различных речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Благодаря такому подходу, дети воспринимают обучение как игру, они лучше усваивают информацию.

Важно! Дети развиваются эмоционально, благодаря общению со сказкой, повышается развитие детской речи в монологах и диалогах. Помимо этого дети приобщаются к красоте художественного слова, создается здоровая образовательная атмосфера .

Логопедическое занятие в форме сказки можно провести в несколько этапов:

  1. Осмысливается сюжет сказки. Дети узнают новые выражения и речевые повороты. По интонации должны догадаться о настроении героев сказки. Происходит развитие артикуляционного аппарата благодаря интонированию голосам героев, использованию звукоподражательных слов, голосов животных.
  2. Обучение детей управлению эмоциями с помощью словесных описаний. Дети пересказывают понравившиеся эпизоды. Описывают свое отношение к тем или иным событиям в сказке. Логопед в это время следит за полнотой и правильностью предложений.
  3. Логопед предлагает детям разыграть эпизод из сказки. Целью такого задания является обучение словесной импровизации, передаче аффективного состояния мимикой и словами.

Логопедические сказки преподаватель-логопед может обыгрывать на уроках самостоятельно. А можно брать готовые. Целая серия логосказок есть у Савченко С. Ф. и Петровой Е. А. Например сказка «Теремок» является прекрасным пособием для детей, с нарушениями речи и интеллектуального развития разной степени.

В форме сказки можно также проводить артикуляционную гимнастику. В интернете очень много сказок о язычке, вот пример одной из них:

Во время занятий по материалам сказок отрабатываются упражнения на развитие голоса, внимания, речевого дыхания. Для большей наглядности используются игрушки, картинки, костюмы. После проведения занятия дети могут нарисовать рисунок на тему только что проработанной логосказки. Детям также можно предложить рассказать сказку дома родителям.

Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе

Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук [ш]»

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук [ш]»
Автор:
Налетова Екатерина Анатольевна, учитель-логопед МДОУ детского сада комбинированного вида № 17, город Подольск Московской области
Описание материала:
Предлагаемый материал может быть использован полностью или частично учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе (6-7 лет). Ни для кого не секрет, что недостатки устной речи у ребенка необходимо устранить до начала школьного обучения. В противном случае ребенку грозят нарушения письменной речи, такие как дисграфия и дислексия. С целью профилактики вышеуказанных нарушений в конспекте подробно описана работа с детьми в игровой форме, направленная на автоматизацию у дошкольников звука [ш] на разных этапах, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики,мимических мышц, а также дыхания и голоса. Представлены игровые упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия, совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза,развитие навыков словообразования и словоизменения.
Цели:
Коррекционно-образовательные: — закрепить понятие о механизме образования звука [ш]; — продолжать учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш] с опорой на различные виды анализаторов; — формировать навыки словообразования и словоизменения. Коррекционно-развивающие: — автоматизировать у детей звук [ш] в слогах, в словах и предложениях; — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; — развивать у детей дыхание, голос, мимические мышцы; — развивать фонематический слух и восприятие; — развивать звуко-слоговой анализ и синтез; — уточнять и расширять словарь; — развивать внимание и память Коррекционно-воспитательные: — воспитывать у детей самоконтроль за речью; — воспитывать у детей наблюдательность
Оборудование:
цветные символы для выкладывания звуковых схем, сюжетные картинки, профиль акустико-артикуляционного образа звука [ш], предметные картинки с изображением различных видов транспорта и предметные картинки на звук [ш], схемы предложений, пособие «Веселый поезд», мультимедийная доска и проектор.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент:

-Сегодня к нам приехали гости. Ребята, как вы думаете, на каком транспорте они добрались до нашего сада? Сядет тот, кто назовет любой вид транспорта.

1. Сообщение темы занятия:
Игра «4 лишний».
— Я назову 4 вида транспорта, а вы, пожалуйста, выделите из них один лишний (самолет, вертолет, машина, дельтаплан). Объясните, почему? Лишняя машина, потому что это наземный транспорт, а самолет, вертолет и дельтаплан – это воздушный транспорт. -Сегодня мы с вами покатаемся на машине и при этом будем постоянно сле-дить за правильным произнесением звука [ш]. Какой звук в слове машина я выделила интонацией? -Звук [ш]. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам: -Что делают губы, когда мы произносим звук [ш]? — Губы округляются. -Где находится язык? — За верхними зубами. — Какой язык, узкий или широкий? -Язык широкий, чашечкой. — Есть ли во рту преграда? -Язык создает преграду, значит звук [ш] – согласный. -Звук [ш] звучит твердо или мягко? -Звук [ш] всегда твердый. -Как мы произносим звук [ш], с голосом или без голоса? Звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой звук. Ребенок у доски обозначает звук [ш] цветовым символом.

2. Развитие фонематического слуха.

Выделение звука [ш] в ряду звуков (зь, сь, ч, ш, щ, з, с, ш, ц, ш…) -Я буду произносить похожие звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [ш].

3. Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.

— Я назову слово, а вы замените в нем первый звук на звук [ш] и назовите по-лучившееся слово. Тапка – шапка Накал – шакал Дар – шар Чашка – шашка Фланг – шланг Мыло – шило Топот – шепот Стык — штык Губы –шубы Мышка — шишка Жаль — шаль Маг — шаг Параллельно поясняется значение новых слов.

4. Определение позиции звука [ш] в словах.

Игра «Веселый поезд». — В первом вагоне поедут пассажиры, в названии которых звук [ш] находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова. В слове шапка звук [ш] находится в начале слова. Игра «Слово заблудилось» — Я прочитаю вам стихи, а если что-то перепутаю, вы исправьте мою ошибку • С другом мы играли в ……чашки Пили чай из белой……шашки. • Вылезла из норки…..шишка На нее упала мышка. • Мы с сестрой посуду….. шили И наряды куклам……мыли • Горько плачет……бедный шарик Улетел воздушный….. Гарик Улетел воздушный шарик. Составим схему последнего предложения. Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Какое слово последнее?

5. Динамическая пауза.

Речь с движением. Мчатся бешено машины Шта-што-шту-шты держат руль По шоссе шуршат их спины Ша-шу-ше-ши топают ногами В конце дальнего пути Аш-ош-уш-иш ладонь у лба Слышен шепот: ше-шо-шу, ше-шо-шу ладони рупором Это шина шепчет шине: «Я уж больше не спешу – шу-шу» на выдохе, с понижением силы голоса

6. Слого-звуковой анализ.

-В машине, у которой лопнула шина, к нам приехал МИШКА. Пока шину будут заклеивать в автомастерской, мы с вами выложим слого-звуковой анализ слова МИШКА. Ребенок у доски: мишка – это одно слово. В нем 2 слога: миш-ка В слоге МИШ-: Первый звук [м`] – согласный, мягкий, звонкий звук. Обозначу его зеленым квадратом. Второй звук [и] – гласный звук, обозначу его красным квадратом. Третий звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой звук, обозначу его синим квадратом. В слоге –КА: Первый звук [к] – согласный, твердый, глухой звук, обозначу его синим квадратом. Второй звук [а] – гласный звук, обозначу его красным квадратом. -Сколько всего звуков в слове мишка? Сколько слогов? -Что нужно изменить в звуковой схеме, чтобы у нас получилось слово КОШКА? -Надо убрать первый зеленый квадрат и поставить синий, потому что в слове КОШКА первый звук – К — согласный, твердый, глухой звук.

7. Формирование лексико-грамматического строя языка.

Стук в дверь. Приносят конверт. -Ребята, нам принесли письмо от Шпунтика. Он пишет, что друзья из Солнечного города подарили ему машину вместе со специальными картинками. На картинках – действия, которые умеет выполнять машина. Помогите, пожалуйста, назвать эти действия. o машина подъехела к дому o машина въезжает в гараж o машина отъехала от дома o машина въехала в гору o машина подъехала к гаражу o машина съехала с горы o машина выезжает из гаража o машина переезжает реку o машина выезжает из-за угла Дети поочередно называют действия машины, которые изображены на мульти-медийной доске. Игра «Скажи наоборот». На столах у детей сюжетные картинки, отвечает тот, у кого действие, противоположное изображенному на экране. На экране: машина съехала с горы. Ребенок отвечает: «Моя машина въехала в гору». Игра «Отгадай транспорт». Отгадывание предметов по названию их частей. — Кузов, кабина, колесо, руль, фары. — Это машина (картинка на экране) — Крылья, кабина, хвост, мотор. — Это самолет. — Палуба, якорь, каюта, корма, нос. — Это корабль. — Вагоны, купе, электровоз. — Это поезд. У детей на столах предметные картинки с изображением различных видов транспорта. На мультимедиа сюжетные картинки с изображением автомагистрали, моря, железной дороги и неба. Дети соотносят свою предметную картинку с сюжетной на экране. Ребенок: Машина едет по дороге, это наземный транспорт. Поезд едет по железной дороге, это железнодорожный транспорт. Самолет (вертолет) летит в небе, это воздушный транспорт. Корабль (лодка, катер) плывет по воде, это водный транспорт. Поезд едет в метро, это подземный транспорт. Мотоцикл (велосипед) едет по дороге, это наземный транспорт.

Итог занятия

— О каком звуке мы сегодня говорили? Охарактеризуйте звук [ш]. — Какие виды транспорта вы знаете? Для обозначения звука [ш] на следующем занятии мы познакомимся с буквой Ш.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи Конспект логопедического комбинированного занятия в подготовительной группе Конспект занятия с детьми 6-7 лет. Автоматизация звука [Рь] Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Встреча весны»

Похожие статьи:

Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе

Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе

Самостоятельный анализ логопедического занятия в ДОУ

Самоанализ занятий по логопедии является важным элементом в деятельности педагога. Это основной способ повышения квалификации. Качество самоанализа зависит от критического отношения логопеда к своим занятиям, от привычки к рефлексии своих действий.

Критерии и оценки занятий по логопедии

Проводя самоанализ логопедического занятия в школе или детском саду, логопед должен ответить себе на такие вопросы:

  • Какова мотивация отбора материала для конкретного занятия
  • Дать характеристику группы в целом
  • Совпадают ли цели занятия с намеченным планом
  • Какова психологическая оценка заданий, которые дети выполняли на занятии
  • Какова педагогическая выполненных упражнений
  • Охарактеризовать свою общую удовлетворенность занятием
  • Оценить результаты и наметить меры по устранению недоработок

Важно! Самооценка является условием творческой работы преподавателя-логопеда. В проведении самоанализа поможет технологическая карта самоанализа логопедического занятия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]