Занятие по сюжетному рисованию
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и превратились в настоящих художников, а что же мы с вами будем рисовать, какой пейзаж?
Ребята, я предлагаю вам нарисовать вот такой замечательный пейзаж (показываю образец). Но для начала, давайте вспомним, что должен уметь делать настоящий художник?
Художник должен правильно держать кисть (за верхнюю часть металлической юбочки), уметь пользоваться красками (промывать кисточку после использования одной краски, и только потом набирать на кисть другую).
(Демонстрация картинки с изображением зимы, сопровождающаяся художественным словом:
На нашей улице зима
Всё белым снегом замела, Дома, деревья и кусты
Как хороши они – смотри). Обращаю внимание детей на деревья зимой. — Ребята, посмотрите какие зимой красивые деревья… Ствол у деревьев коричневый, а веточку белые, все в снегу. — Какая краска нам понадобиться, чтобы нарисовать дерево? — Какую краску мы возьмём, чтобы нарисовать снег? — Молодцы!
— А теперь давайте посмотрим как, и что мы с вами будем рисовать. — Сначала нам нужно нарисовать ствол дерева, а затем снежную шапочку. Показ способа изображения: Для того, чтобы начать рисовать – берём в руку кисточку тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоткой), за верхнюю часть юбочки – вот так. Макаем кисточку в баночку с водой, лишнюю воду с кисточки вытираем о краешек баночки. Затем макаем нашу кисточку в баночку с коричневой краской. Подносим нашу кисточку к нижней части листа бумаги и проводим прямую линию снизу вверх, но не до конца листа. Затем сверху вниз рисуем продолжение нашего ствола, вот так, и закрашиваем промежуток между нашими линиями – это будет ствол. От ствола мы с вами прорисуем веточки. Кончиком кисти от верхней части нашего ствола ведём линию вправо-вверх, затем разветвляем её. Вот так! Таким же образом рисуем с левой стороны.
Чтобы нарисовать снег, нужно намыть нашу кисточку, а то снег будет грязным. Для этого купаем нашу кисточку в баночке с чистой водой. После того как мы промыли кисточку, вытираем с неё лишнюю воду о краешек баночки. Окунаем чистую кисточку в баночку с белой краской. Чтобы у нас получился красивый белый пушистый снег – делаем кисточкой отпечаток на верхушке нашего ствола. Прикладываем мягкий ворс кисточки к листу и сразу убираем – смотрите, как красиво получилась, если вы будете правильно делать, то у вас тоже всё получится! Нужно поставить много отпечатков, чтобы дерево получилось красивое. Землю мы тоже укутаем снегом (делаю отпечатки) – вот так! В центре дерева мы можем прорисовать с вами дупло чёрным цветом. Дупло у нас как вытянутый листочек, вот такое. В верхнем правом углу мы можем нарисовать с вами солнышко. Его мы рисуем с помощью вращения кисти вокруг собственной оси, вот. Ребята, что же ещё можно нарисовать на нашем пейзаже?
Конечно! Снегиря! Нашего снегиря мы начинаем рисовать с головы, расположим его на вот этой веточке, набираем на кисточку чёрную краску, прорисовываем кончиком кисти кружок и прорисовываем у нашего кружочка клювик, вот так. Далее мы начинаем рисовать спинку снегирю – для этого от нижней части головы ведём изогнутую линию; в конце этой линии вырисовываем из две тоненькие полоски, это у нас будет хвост. Нам осталось прорисовать с вами грудку снегирю. Грудка у нас рисуется как капелька, вот так.
Наш пейзаж мы дополним снегопадом, а снегопад мы будем рисовать белой гуашью, кончиком кисти, оставляя вот такие точки на листе, посмотрите.
— Ребята, после того, как вы нарисуете ваши пейзажи не забывайте мыть ваши кисточки, а то они обидятся. Для этого нам нужно искупать кисточку в банке с водой, а потом высушить, обмакнув об салфетку. — Перед тем как начать рисовать, давайте с вами разомнём наши пальчики! Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному)
Мы с тобой снежок лепили,
(«Лепим» двумя руками) Круглый, крепкий, (Чертим руками круг)
И совсем, совсем несладкий. (Грозим пальчиком) -Молодцы! Теперь садимся за столы и начинаем рисовать.
(В процессе работы детей, воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям, обращает внимание на то, что недостающие цвета, можно самим смешать на палитре, вспоминаем приёмы рисования. Во время рисования, воспитатель обращает внимание на осанку детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по декоративному рисованию для детей старшей группы «Нарядная барышня» (по мотивам дымковской игрушки)Программные задачи: продолжить учить детей украшать элементами декоративной.
laquo;Нарядная барышня»(по мотивам дымковской игрушки).
Конспект ОД по декоративному рисованию для старшей группы «Нарядная барышня» (по мотивам дымковской игрушки).
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы » Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа».
Конспект занятия по обучению рисованию для детей старшей группы «Еловая веточка».Изобразительные задачи:— Учить передавать образ еловой ветки, состоящей из одной основной и нескольки.
Источник
Конспект НОД по сюжетному рисованию в старшей группе «Зимний пейзаж»
Екатерина Бондаренко
Конспект НОД по сюжетному рисованию в старшей группе «Зимний пейзаж»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Тема занятия: «Зимний пейзаж»
1. Образовательные задачи:
— Научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними;
— Обогащать эмоционально-эстетическое восприятия дошкольников, через поэтическое слово, музыку, живопись;
— Обобщать и систематизировать знания детей о зиме.
2. Развивающие задачи:
— Развивать творческое воображения, фантазию, мышление, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы.
— Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
— Развивать технику рисования гуашевыми красками;
— Развивать умение экспериментирования с красками для получения оттенков синего цвета.
— Продолжать развивать умение рисовать концом кисти;
— Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности.
3. Воспитательные задачи:
— Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Предварительная работа: наблюдение в природе за красотой зимнего пейзажа; беседы о сезонных изменениях в природе; чтение рассказов и сказок о зиме, рассматривание иллюстраций, разучивание песен и стихов.
Материалы: Альбомные листы, краски, картины пейзажа, простой графитный карандаш, палитры, кисти.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в царство зимней природы…
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Шпаргалки к экзаменам и зачётам
Cмотрите так же… |
Методика развития детского изобразительного творчества часть 1 |
Умственное воспитание. |
Сенсорное воспитание. |
Нравственное воспитание. |
Трудовое воспитание. |
Эстетическое воспитание. |
Развитие художественного творчества. |
Классификация и характеристика методов обучения детей изобразительной деятельности. |
Практические методы |
Словесные приемы обучения |
Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности. |
Изучение нового программного материала |
Повторение пройденного материала |
Наглядные методы и приемы на разных этапах обучения детей изобразительной деятельности. |
Рассматривание. |
Жест |
Анализ детских работ можно вести в различных планах. |
Значение игровых приемов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. |
Организация и методика проведения занятий по изобразительной деятельности. |
Организация занятий в разновозрастной группе |
Подготовка к занятиям и проведение занятий |
Рекомендации к проведению занятий по изобразительной деятельности |
Лепка |
Аппликация |
методический кабинет |
Формы организации рассматривания детских работ на занятиях по рисованию |
Особенности анализа работы по изобразительной деятельности. Взаимосвязь анализа и планирования. |
Анализ занятий |
Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия. Рисование. |
Первая младшая группа. Характер рисования у детей от 2 до 3 лет. |
Задачи обучения и воспитания. |
Подведение к изображению. |
Технические навыки. |
Методы и приемы обучения рисованию разных отдельных предметов. |
Вторая младшая группа. Задачи обучения. |
Изображение предметов |
Передача связного содержания |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
Методы и приемы обучения рисованию |
Передача замысла |
Средняя группа |
Программа воспитания и обучения |
Изображение предметов. |
Составление узоров. |
Прохождение программы |
Методы и приемы обучения рисованию. |
Декоративное рисование |
Сюжетное рисование |
Технические навыки |
Старшая группа. |
Задачи. Прохождение программы. |
Изображение предметов |
Составление узоров. |
Прохождение программы |
Методы и приемы обучения рисованию отдельных предметов. |
Методы и приемы обучения декоративному рисованию |
Сюжетное рисование |
Подготовительная к школе группа. |
Методика обучения рисованию в подготовительной группе. |
Рисование с натуры. |
Обучение рисованию с натуры в подготовительной к школе группе |
Декоративное рисование в разных возрастных группах. Задачи. Основные подходы к проблеме обучения. |
Сюжетное рисование в подготовительной к школе группе. Задачи. Методика обучения. |
Лепка. Материалы и оборудование для лепки. Подготовка глины. |
Задачи и содержание обучения в разных возрастных группах. |
Вторая младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная к школе группа |
All Pages |
Page 66 of 72
Сюжетное рисование в подготовительной к школе группе. Задачи. Методика обучения.
Основная цель сюжетного рисования — научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.
Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:
научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
научить передавать взаимодействия между объектами;
научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
Не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления.
В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.
Решить задачу пространственного отношения между предметами очень сложно для дошкольника, так как у него мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.
Представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, дети могут получить главным образом при выездах на природу (в лес, поле). Но даже если некоторые из них поймут перспективные изменения предметов в пространстве, им трудно будет передать эти изменения на плоскости листа. То, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт.
Приобретенные детьми старшей группы навыки и умения позволяют педагогу усложнить задачи обучения детей 6-7 лет. Для этого необходимо:
— разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;
— научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т. п.);
— развивать композиционные умения — научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких — внизу листа и удаленных — вверху (без изменения размеров);
— развивать чувство цвета — учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.
В подготовительной к школе группе основное внимание уделяется рисованию сюжетному и по собственному замыслу. Сюжетное рисование на тему, предложенную воспитателем, является творческим отражением впечатлений действительности, вместе с тем оно суммирует знания, приобретенные в предметном рисовании.
Сюжетное рисование требует умения правильно располагать предметы в пространстве. В сюжетных рисунках закрепляются умения располагать персонажи и обстановку в широком пространстве. Не всегда нужно дальние предметы рисовать маленькими (это заметно при большом удалении), но они помещаются на листе выше, чем те, которые находятся ближе.
Опорой рисования в подготовительной к школе группе являются наблюдения реальных предметов и явлений. Предлагая детям изобразить городской пейзаж, необходимо предварительно на прогулках рассмотреть с ними окружающие здания, помочь выбрать каждому дом, который он хотел бы нарисовать, хорошо рассмотреть его и запомнить, чем он отличается от других домов: есть ли архитектурные украшения витрины магазинов, арки и т. п.
Проводя с детьми наблюдения, воспитатель обращает их внимание на то, как расположены предметы по отношению друг к другу, замечает, что не все предметы видны полностью: одни частично загораживают другие (например, здания в городе) или видны из-за других. Умение охватывать взглядом группы предметов, чему дети учатся при рисовании с натуры, помогает им и при рисовании улицы города, двора и пр. В каждом городе растут новые кварталы, строятся высокие здания, и располагаются они не так, как на старой улице. Наблюдение и зарисовка нового квартала позволяет свободно расположить здания в широком пространстве. Рассматривая дома, дети тут же наблюдают и за движущимся транспортом, людьми. Каждый ребенок видит и запоминает то, что особенно привлекает его внимание.
Сюжетное рисование сопровождается беседами об окружающем, о нашей стране, об особенностях родной природы, о городах и поселках, о строительстве, о жизни советских людей.
В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, в рисовании на тему «Строительство дома» дети самостоятельно решают вопрос, какой дом, кто его строит, где и т. д. В рисовании на тему сказок «Гуси-лебеди», «Морозко» и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить.
Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия.
Если выбор происходит неосознанно, ребенок иногда объединяет в одном рисунке предметы и действия, не совпадающие во времени. Чаще это происходит при рисовании на темы сказок, рассказов, когда ребенку известно его содержание. Не умея расчленить произведение на отдельные эпизоды, он объединяет их в одном рисунке. Такие работы говорят о том, что ребенок не понимает еще своеобразия изобразительного искусства, передающего только один момент действия, а не всю его последовательность во времени. Воспитатель должен помочь детям разобраться в этом.
Дети подготовительной группы могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета. Например, в такой теме, как «Дети лепят снеговика», в старшей группе ребята изобразят его и двух рядом стоящих детей с лопатками в руках. А в рисунках детей подготовительной группы эти же дети будут изображены за работой: с поднятыми руками около снеговика, наклонившись, катят ком снега, несут снег на лопатке, везут его на санках. Такое разнообразие в положениях фигур делает рисунок более содержательным и выразительным. Усложнение композиции рисунка также будет способствовать выразительности образов. Изображение земли не узкой линией, а широкой полосой позволяет нарисовать гораздо больше предметов, т. е. заполнить рисунком весь лист.
Заполнение всего листа изображением связано и с усложнением в использовании цвета. Дети учатся закрашивать небо разнообразными оттенками в соответствии с сюжетом: пасмурное, серое небо — при дожде, ярко-голубое — в солнечный день, красное — при восходе или заходе солнца.
Яркими красками дети изображают осенние мотивы, пользуются различными оттенками зеленого цвета при передаче летнего пейзажа, чувствуют контрастность цвета при изображении зимы. Колорит весеннего пейзажа сложно передать детям, так как использование серой, черной красок для изображения грязной земли не соответствует их светлому, радостному представлению о весне. Педагогу это следует учитывать и находить радостные темы.
Можно предложить, например, такие темы, как «Ледоход» (яркое небо, темная вода и белые льдины дают приятное для глаз сочетание красок), «Подснежник», «Травка зеленеет» (где надо изображать не раннюю весну, а первую зелень). Особенно радостной по краскам является тема «Первое мая». Дети обычно рисуют многокрасочное, яркое праздничное оформление домов, улиц, вспышек салюта и т. п.
Изобразительные умения позволяют ребятам старшего возраста использовать словесные образы в сюжетном рисовании с большим количеством объектов, передачей окружающей обстановки. Например, очень нагляден в этом отношении образ, созданный М. Клоковой в стихотворении «Дед Мороз». Образ Деда Мороза ясно зримый: рост его — «огромный»; одежда — «весь в обновах, весь в звездах, в белой шапке и в пуховых сапогах. Вся в серебряных сосульках борода, у него во рту свистулька изо льда»; видны его движения — «с елки слез», «вышел из-за елок и берез. Вот затопал, ухватился за сосну и похлопал снежной варежкой луну». Есть и детали окружающей обстановки — «ночью в поле снег летучий, тишина. В темном небе в мягкой туче спит луна. Тихо в поле, темный, темный смотрит лес». Изобразительные приемы, использованные автором, помогут детям сделать рисунок образным, выразительным.
Ребята подготовительной группы способны с небольшой помощью педагога создать образ, соответствующий литературному, почувствовать и передать настроение произведения, используя различные цветовые сочетания. Например, перед рисованием на тему «Зима» дети с воспитателем несколько раз наблюдали, как меняется окраска снега от освещения неба, времени суток. Затем им было прочитано стихотворение А. С. Пушкина:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Когда дети приступили к рисованию, то стихотворение вызвало в их памяти то, что они наблюдали в природе, оно оживило испытанные ранее эстетические чувства и помогло воссоздать выразительный образ. Снег в их рисунках переливается всевозможными красками — желтыми, розовыми, голубыми.