Познавательно — исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Вода — источник жизни»»
Кунавина Лариса Юрьевна,
МАДОУ «Детский сад № 9» ГО Богданович, Свердловская область,
воспитатель
Познавательно-исследовательскийпроектв подготовительной к школе группе
«Вода – источник жизни»
О воде надо помнить с большой буквы, так как она не только необходима для жизни, она сама жизнь.
(Экзюпери)
Тема проекта: Вода – источник жизни»
Тип проекта:
Познавательно-исследовательский, групповой.
Участники проекта
: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Продолжительность
: среднесрочный (3 недели)
Актуальность темы:
Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода — это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода — это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода – наше главное богатство.
По результатам бесед с детьми мы выяснили, что дети мало знают о том, что происходит с водой в природе; какие у неё свойства; сможет ли человек и всё живое прожить без воды; сколько воды на земле; как вода попадает в наши квартиры. Мы решили узнать, как бережно её расходовать. Для исследования мы выбрали тему: «Вода – источник жизни».
Цель проекта:
Формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
Задачи:
Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах.
Познакомить с круговоротом воды в природе.
Дать представление о роли воды в жизни человека и живых организмов.
Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.
Развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов.
Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Постановка проблемы:
Жизнь на земле без воды невозможна. Сможем ли мы прожить без воды? Кому нужна вода? Где мы встречаем воду в природе? В каком состоянии бывает вода? Нужно ли беречь воду и почему?
Гипотеза:
если бы не было воды, то не было бы жизни на Земле.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Участники проекта: воспитатель и дети старшей группы.
Срок реализации проекта: неделя
Актуальность:
Научно-практический прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, а также способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса – усиливающееся разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе, сохранение ее первозданной красоты, улучшение охраны биоразнообразия требует безотлагательного решения
Дошкольное детство – это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к людям и природе. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности
Объект: Вода в нашей жизни.
Гипотеза: Мы предположили, что без воды нельзя прожить
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах воды и бережном к ней отношении.
Обоснование проблемы:
Недостаточный объем знаний по вопросу физических свойств воды, а так же ее значимости;
Ухудшение экологической обстановки
Цель проекта: Обобщить и расширить познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.
Задачи:
- Развивать представления о свойствах (вкус, цвет, запах, текучесть) и состояниях воды (твердое, жидкое, газообразное);
- Сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле;
- Развивать навыки элементарного экспериментирования;
- Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу;
- Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности;
- Улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;
- Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, творческого воображения и мышления, а так же коммуникативных навыков.
Ожидаемые результаты:
- Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
- Овладеть элементарными навыками экспериментирования
- Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
- Повышение знаний с области исследовательских умений (устанавливают причинно- следственные связи).
Принципы реализации проекта:
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.
Формы реализации проекта:
Экологические занятия.
Наблюдения и экологические экскурсии.
Познавательное чтение.
Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).
Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
Этапы реализации проекта:
I этап: подготовительный
Ресурсное обеспечение проекта:
- Уголок экологии и экспериментирования в группе
- Методический инструментарий подборка и составление (картотек дидактических игр, конспектов занятий, сценарии развлечений и т. д.).
- Подборка литературы по теме (энциклопедии, карты, схемы, сказки, стихи, ребусы, поговорки и т. д.).
- Подборка опытов и экспериментов «Опыты с водой»
- Сбор иллюстративного материала
II этап: основной
Направление работы Цель Пособия и оборудование
I блок – Социально-коммуникативное развитие
Беседа «Вода, вода – кругом вода» Дать представление детям о значении воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде (состояния воды – жидкое, газообразное, твердое).
Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать бережное отношение к воде. Конспект
Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?» Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные. Конспект
Беседа «Чистота та же красота» воспитывать у детей привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом; закрепить умение пользоваться расческой, носовым платком; приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Добиваться того, чтобы дети осознанно соблюдали правила личной гигиены, понимали их значение. Воспитывать аккуратность, опрятность. Научить основам эстетического отношения к своей внешности; дать понять детям, что внешность человека играет важную роль в жизни; продолжить закреплять знания культурно-гигиенических правил Конспект
Собери мозаику «Кораблик»
Развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом
Мозаика
Пальчиковая игра «Водичка – вода», «Моем руки», «речка и рыбка», «По воду» Познакомить детей с новой пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик. —
II блок – Познавательное развитие
Загадки «О воде» Эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствовать активному развитию образности речи, обогащать словарь углубляя и уточняя знания о предмете. Помогать овладеть образностью слов, усвоить знания о словообразовании, развивать поэтический слух и поэтическое восприятие Картинки с изображением ответов
Опыт №1: «Свойства воды» Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета, поверхностное натяжение и др.). Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода, три стакана, соль, сахар, ложечка, пахучий раствор, краситель разного цвета
Опыт № 2 «Живая вода» Познакомить детей с животворным свойством воды. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода»
Опыт № 3 «Испарение» Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.
Опыт № 4 «Агрегатные состояния воды» Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. Блюдце, снег
Опыт № 5 «Очистка грязной воды». Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами. Пластмассовые трубки, пластмассовая воронка, пластмассовая крышка, пластмассовая чашка, пакетик камешков, пакетик шариков, бумажных фильтра, губка, измерительная чашка; для стаканчик, бинт, вата, стакан с грязной водой, тарелочка, клеенки, мерная ложка.
III блок – Речевое развитие
Стихотворение С. Погорельского «Весенний ручеек», Л. Люшина «Капелька», Э. Мошковской «Капля в море», Г. К. Андерсона «Дюймовочка», рассказ Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели», «История одного пруда», «Жила – была Река», Сказка о круговороте воды в природе Надежда Болтачева Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг Книги
Набор карточек с изображениями лужа, капли, цветы, пар, горы и т. д.
«Подскажи словечко»
Развивать речь детей, моторику речевого аппарата Книга
IV блок – Художественно-эстетическое развитие
Рисование по точкам «Морские обитатели» Формирование элементарных математических представлений Лист бумаги, цветные карандаши
Рисование живительная влага Активизировать мыслительные процессы Лист бумаги, цветные карандаши
Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме» Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Цветная бумага, клей
Оригами «Белая кувшинка» Совершенствовать умения создавать объемные поделки из бумаги Белая бумага
V блок – Игровая деятельность
Разрезные картинки Развивать мыслительную деятельность, закреплять знания о разных водоемах, воспитывать бережное отношение к воде Фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки
Животные водоемов Закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность Набор карточек жителей водоемов и суши, макет водоема
Где снежинки? Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность Карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
VI блок – Физическое развитие
Подвижная игра: «Мы капельки» Развивать воображение детей, активность в игре.
Подвижная игра: «На болоте» Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.
Подвижная игра «Мы – большие киты» Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.
Игра с мячом «Воздух, земля, вода» Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность Мяч
Создание снежных фигурок Закрепить приёмы: скатывания, создания шара, а так же знания о свойствах снега; побуждать к декоративному оформлению созданного образа; развивать эстетический и художественный вкус детей. Снег, лопатки, ведерки
Совместная деятельность родителей и детей
1. Изготовление макета отдельных частей аквариума (водоросли, камни, рыбки и т. д.)
Цель: Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи изготовления различных моделей, овладение техникой и навыками объемного моделирования, приобретение навыков работы с бумагой, картоном и использовать различные подручные материалы; развитие пространственного мышления.
2. Поиск необходимых материалов и сбор водопада
III этап: Заключительный
В ходе реализации проекта «Волшебница вода» у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Результат работы:
- Обогащенные и систематизированные знания детей о воде, ее свойствах, значении и т. д. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы
- Повышение компетентности воспитателей по представленной теме
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному вопросу
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Следующая > |
План – схема проекта «Подводный мир»
ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ
Мы будем играть в различные подвижные игры:
- подвижные игры «Караси и щука», Ручеек”
- игра-моделирование «Мы — капельки»
- этюды «На болоте», «Море волнуется» ЦЕНТР НАУКИ
- рассмотрим глобус,
- рассмотрим книги, картинки, открытки о подводном мире
- проделаем опыты с водой: прозрачность, текучесть, изменение состояний, давление воды, соленая и пресная вода, образование волны, круговорот воды в природе ЦЕНТР ПРИРОДЫ
- посмотрим фильм об обитателях реки Волги,
- понаблюдаем за обитателями аквариума: «Кто живет в нашем аквариуме», «Как рыбы плавают и как отдыхают», «Как дышат рыбы»
- будем ухаживать за аквариумом — «Наведем порядок в аквариуме».
ЦЕНТР КНИГИ
- будем загадывать загадки об обитателях рек, морей и океанов;
- прочтем стихи о водоемах, их обитателях, прочитаем книги о подводных жителях: А. Глебова «Камешки», Г. Снегирев «Маленькое чудовище», «Колюшка- храбрюшка», «Осьминожек»
- прочитаем сказки, былины «Садко», «Снегурочка»,
- составим рассказы по картинам
Подводный мир ЦЕНТР ИГРЫ
Мы будем играть в различные настольные игры:
- дидактические игры “Где, чей дом”, “Узнай рыбу по описанию”, “Чей хвост (туловище, голова)”, «Как появляется рыбка»
- сюжетно-ролевая игра «Путешествие на теплоходе»
ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ
- изготовим из природного материала и бумаги обитателей подводного мира,
- оформим композицию «Морское дно» ЦЕНТР ИСКУССТВА
- нарисуем аквариум,
- нарисуем сказки об обитателях моря;
- сделаем аппликацию «Дельфины»
- рассмотрим картины с изображением рек, морей, океанов;
- будем слушать музыку (из серии «Океаник», «Звуки природы») ЦЕНТР ЗНАНИЙ
- Занятие по ознакомлению с окружающим миром “Вода вокруг нас”
- Занятие по ознакомлению с окружающим: “Ходит капелька по кругу”
- Занятие по ознакомлению с художественной литературой.
Чтение рассказа: “Как люди речку обидели”.
- Беседа по основам безопасной жизнедеятельности “Вода друг – вода враг”
Итоги проекта «Подводный мир».
К окончанию проекта «Подводный мир» дети подготовительной группы узнали:
- что вода в природе существует в различных формах: водоемы, осадки (дождь, снег, град, роса), сосулька, туча и т.д.;
- основные свойства воды – жидкая, прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества, имеет плотность, давление;
- вода в природе может переходить из одного состояния в другое (лед – вода – пар), существует круговорот воды в природе;
- существуют причины загрязнения воды, простейшие способы ее очистки;
- как животные и растения приспособились жить в воде, узнали классификацию рыб, место обитания, их строение, повадки, питание, разницу между морскими и речными обитателями.
Умеют:
- самостоятельно объяснять связь фактов (используют простое причинное рассуждение потому что: в воде видны предметы, потому что вода прозрачная);
- самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи и взаимоотношения (если…, то…: если на улице мороз, то вода замерзает; если воду хорошо очистить, то ее можно пить);
- делать простейшие опыты по словесному описанию или по образцу; по завершении опыта, делать соответствующие выводы;
- замечать изменения в аквариуме, ухудшающие жизнь его обитателей, ухаживать за аквариумными рыбками.
Дети нашей группы стали обращать внимание на то, хорошо ли закрыт кран, а если замечают, что вода из крана капает, сообщают об этом взрослым. Также мы обратили внимание на то, что дети стали наливать меньшее количество воды для питья, объясняя это тем, что не хочется выливать оставшуюся воду в раковину.
С большим интересом дети стали дежурить в уголке природы: проявляют аккуратность при поливе цветов, стараются не расплескивать воду из лейки. Внимательно следят за аквариумными рыбками, придумали каждой рыбке имя.
Самостоятельно проводят простые опыты, рассказывают друг другу результаты этих опытов. Приносят в группу новые книги о реках, морях, океанах, о морских путешествиях, с удовольствием рассматривают картинки, делятся впечатлениями об увиденном.
По окончании проекта у детей возник вопрос, чему и кому еще нужна помощь людей, что надо делать, чтобы наша планета Земля стала лучше, чище. Поэтому мы решили больше узнать о жизни животных, птиц, растений. Эти темы и станут темами новых проектов.
Приложение 1. Подвижные игры, этюды.
1. Подвижная игра “Караси и щука”. Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” — она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.
2. Игра малой подвижности “Ручеек”. Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.
3. Игра — моделирование “Мы – капельки”. Раздать детям бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же корону с рисунком тучи – мамы, а дети ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, водят вокруг нее хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе, образуя реку. Река впадает в океан (дети делают широкий круг). Мама- тучка напоминает им, что они – капельки, зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.
4. Этюд “Море волнуется”. Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.
5. Этюд «На болоте». Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.
Приложение 2. Цикл наблюдений за обитателями аквариума.
1. «Кто живет в нашем аквариуме». Цель: определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растений), их названия, уточнить условия жизни обитателей аквариума (много воды, грунт, в котором растут растения, подсветка, компрессор, кормушка). Уточнить особенности внешнего строения рыб.
2. «Как рыбы плавают и отдыхают». Цель: уточнить, что рыбы передвигаются в воде легко, свободно, могут плыть в разных направлениях. Передвигаться им помогает обтекаемая форма, гладкая поверхность тела, плавники. При помощи хвоста рыбы делают повороты. Показать детям, что рыбы нуждаются в отдыхе, сне. Отдыхают они стоя неподвижно возле кустиков травы, у дна, спят с открытыми глазами.
3. «Как дышат рыбы». Цель: Дать представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи жабр. Жаберные крылышки, которые их прикрывают, расположены по бокам головы. Они постоянно открываются и закрываются – так рыба дышит.
4. «Наведи порядок в аквариуме». Цель: Учить замечать изменения в состоянии аквариума – грязь, на дне, налет на стекле, уменьшение воды, пыль и пятна на стеклах, оценивать эти изменения как ухудшение условий для жизни водных обитателей. Формировать стремление принимать участие в труде взрослых, получать удовлетворение от совместного труда. Вызывать чувство ответственности, желание оправдать доверие. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие.
Приложение 3. Опыты с водой.
1. “Что увидим через воду?”
Цель: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.
Оборудование: таз с водой, геометрические формы разного цвета.
Вопросы к детям: что находится в тазу (вода). Что можно рассказать о воде? Затем бросить в таз кубик. Что с ним стало? (Упал на дно). Видно ли его? Какого он цвета?
Предложить детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети закрывают глаза.
Вопрос к детям: почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды? (Вода прозрачная).
2. “Как напоить Иванушку чистой водой?”
Цель: познакомиться с процессами очистки воды различными способами.
Оборудование: бумажная салфетка, воронка из бумаги, тряпочка, сор, крахмал, емкости.
Предложить ребятам посмотреть, какая мутная вода в банке. Ее нужно очистить, чтобы Иванушка мог ее выпить, не боясь, что заболеет. А как сделать очистительное устройство?
Дети придумывают различные варианты очистки воды. Предложить детям сделать различные очистительные устройства – фильтры (из бумажной воронки, тряпочки, бумажной салфетки). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие. Выяснить, какой же фильтр лучше очищает воду?
3. «Давление воды».
Цель: познакомить детей со свойством воды – давлением.
Оборудование: пластиковая бутылка, спица, цветная вода.
Рассказать детям о том, что вода обладает замечательным свойством: она всегда стремится стечь как можно ниже. Сталкивались ли дети с таким свойством? Как это выглядело?
Вода давит на любой погруженный в нее предмет. Чем больше глубина, тем сильнее давление воды. Чем глубже погружается ныряльщик, тем сильнее давит на него вода. Оценить давление воды можно по тому, с какой силой струя вырывается из отверстия. Для этого нужно проткнуть в бутылке три отверстия и наполнить бутылку водой. Предложить детям подумать, где давление воды больше наверху или внизу.
4. «Плавает или тонет».
Цель: познакомить детей со свойством воды – плотностью, показать отличие пресной и соленой воды.
Оборудование: два прозрачных стакана, теплая вода, соль, сырое яйцо.
Рассказать детям о том, что соленая вода плотнее пресной, поэтому в соленой воде легче плавать, так как вода лучше держит предметы или человека, как бы выталкивает предметы из воды. Предложить детям растворить в одном стакане с водой как можно больше соли, затем попробовать опустить в этот стакан яйцо, затем переложить яйцо в стакан с простой, пресной водой. Что происходило с яйцом в соленой воде, что – в пресной воде? Подвести детей к выводу о том, что соленая вода плотнее пресной.
Приложение 4. Викторина «Что мы знаем о рыбах».
Цель: Повторить, обобщить представления детей о подводных обитателях рек, морей, вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес. Создать условия для реализации в творческой деятельности представлений о мире.
Задание 1. Вспомнить пословицы, поговорки о водном мире.
- Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.
- Рыба гниет с головы.
- Нем как рыба.
- И карасей из пруда не выловить без труда.
- Из костлявой рыбки уха сладка.
- На безрыбье и рак рыба.
- Назад только раки ходят.
Задание 2. Вспомнить сказки, в которых встречаются водные жители.
- Сказка о рыбаке и рыбке
- Русалочка
- Айболит
- Путаница
- Мойдодыр
- По щучьему велению
- Садко
Задание 3. Музыкальная пауза.
Пластический этюд «Море волнуется».
Задание 4. «Назови рыб, которые водятся в наших водоемах.
Задание 5. «Собери и назови».
Каждая команда должна как можно больше собрать из частей изображения рыб и правильно назвать их.
Задание 6. «Отгадай загадки».
Посмотрите, дом стоит, До краев водой налит. Без окошек, но не мрачный, С четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы – Все умелые пловцы. (Аквариум)
В буйном море – океане Рыба страшная живет, У нее большой живот, Пасть с ужасными клыками. (Акула)
Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. (Вода)
В тихую погоду нет нас нигде. Ветер подует – бежим по воде. (Волны)
С моряками был он дружен, Чем доныне знаменит. Из морских зверей кому же В мире памятник открыт? (Дельфин)
Все ко дну я прижималась В темноте морских глубин. Незаметной быть старалась – Превратилась в плоский блин. (Камбала)
Через море – океан Плывет чудо – великан, Пряча ус во рту, Растянулся на версту. (Кит)
На дворе зима ли, осень, В глубине родной реки Мы тельняшки гордо носим, Мы лихие моряки. (Окуни)
И на дне морском глубоком, И у самых берегов Кто из рыб электротоком Отгоняет прочь врагов? (Скат)
Задание 7. Подвижная игра «Караси и щуки».
Подведение итогов викторины.
Проект: «Что мы знаем о воде?»
Введение.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Продолжительность: средней длительности (ноябрь — апрель).
Предмет исследований: свойства воды.
По количеству участников: групповой.
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий мир для себя. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как наблюдение и проект, наиболее близкие и естественные для ребенка – дошкольника. Проект, являясь одной из форм совместной деятельности, является технологией развития самостоятельности, исследовательского поведения, познавательной и творческой активности детей.
Первое вещество, с которым с удовольствием, знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения.
Актуальность.
Гуляя осенью на улице с детьми, стали рассматривать лужи, и заинтересовались: «Какая бывает вода?». Что с ней происходит в природе, как вода влияет на жизнь растений, людей; зачем надо мыть руки, купаться. Какими свойствами обладает вода? Обратить внимание детей на то, что такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, учиться бережно и экономно относиться к воде. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Цель проекта: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.
Задачи:
— создавать условия для формирования у детей познавательного интереса,
— познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть),
— дать расширенное представление о свойствах снега, как об одном из свойств воды,
— уточнить значение воды для всего живого,
— воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опыта.
Предполагаемый результат:
— расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, в том числе о воде,
-развить познавательные умения через экспериментальную деятельность,
— накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам,
— воспитывать бережное отношение к воде.
Продукт проектной деятельности: альбом наблюдений за ростом посадок; оформление выставки: «Мы – экспериментаторы».
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
- Создание экспериментальной лаборатории в группе.
- Рассматривание иллюстраций, связанных с объектом неживой природы – водой.
- Подбор подвижных и речевых игр.
- Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
- Составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Исследовательский этап проекта (тематическое планирование занятий и опытов к проекту).
Раздел. Название. | Содержание. | Программные задачи. |
Ознакомление с окружающим. «Что мы знаем о воде?». | Рассматривая иллюстрации о воде, сформировать тему занятия. Любуясь изображением различных водоемов, стараться понять, какая бывает вода. Предложить детям поэкспериментировать с водой. Продемонстрировать опыты с водой: «Вода – это жидкость» — наливать и переливать воду в стаканах. «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса» — заваривание чая и цикория, сравнивать со вкусом воды. «Тонет – плавает», «Можно ли пить талую воду», «Тонет – плавает». По окончании опытов, вымыть руки и обратить внимание детей на то, что руки надо мыть хорошо и плотно закрывать кран – беречь воду. | Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение ее для всего живого. Развивать любознательность, мышление и устную речь. Ввести в пассивный словарь: сладкая, горькая, кислая, воняет, вкусная, не пахнет, течет, движется. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Художественная литература. | Рассматривание книг о воде, иллюстраций, картин, журналов. | Учить детей внимательно смотреть, эмоционально реагировать на увиденное, сопереживать. Беседа в доступной форме. |
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим («Без воды не обойтись») экспериментированию и аппликации («Кораблик в море»). | На этом занятии показать детям в каком виде существует вода. В доступной форме провести беседу о временах года: какие природные явления характерны для каждого времени года. Провести опыты со снегом: «Таяние снега (в варежке) и второй опыт таяние снега в ладошке. Также со снегом: определение чистоты снега и воды (таяние на тарелках). Используя иллюстрации, рассмотреть дождь, капельки дождя, льдины в воде, замерзшую воду. | Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; показать детям в каком виде существует вода – эксперименты с водой, снегом. Развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом. Воспитывать чувства сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе. |
Изобразительная деятельность. | Рисование «Снег идет»; «Волшебный дождик». Пальчиковая гимнастика: «Дождик, дождик, веселей (руки вверх, движения пальчиков); капай, капай, не жалей! (указательным пальцем показать в стороны); только нас не замочи(прямоугольник над головой); зря в окошко не стучи – брызни в поле пуще(выбрасывание пальчиков из кулачков вперед), станет травка гуще(руками изобразить травку). | Вызывать интерес к изображению снега. Учиться рисовать нетрадиционными техниками. Учить отражать в рисунке сезонные изменения. Ориентироваться на листе бумаги, уметь рисовать вертикальные линии концом кисти. Воспитывать аккуратность при работе с красками. |
Беседа. «Чистота та же красота». | Учиться самостоятельно следить за своей внешностью. По необходимости использовать воду, регулировать температуру воды в кране. Провести опыты с окрашиванием воды; с окрашиванием стеблей сельдерея; оценить свойства воды, дающей жизнь живому. | Прививать детям правила личной гигиены. |
Игры к проекту.
Виды игр | Содержание | Программные задачи |
Речевая. «Подскажи словечко». | Вода по воде плавает (лед). Тихо, тихо как во сне падает на землю: (снег). На полянку, на лужок все снижается: (снежок). Рядом снежная фигурка, это девочка: (снегурка). Словно в сказке как во сне землю всю украсил снег: (снег)… | Учить отгадывать несложные загадки, активизация сопряженного проговаривания, дактилирование. |
Игра малой подвижности. «Ручеек». | Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридора. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим. | Развивать внимание, действовать по подражанию. |
Подвижная игра. «Вот, лягушки». | Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группа детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площадки. С сидящими на стульях, говорить слова: «Вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки, ква-ква-ква, ква-ква-ква, скачут вытянувши ножки. Дети, стоящие по кругу прыгают как лягушки. По окончании слов, дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают); лягушки прыгают в «болото» — перепрыгивая черту – присаживаются на корточки. | Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей. Выполнять инструкции воспитателя, сопряженное проговаривание стихов. Создание радостной, веселой атмосферы. |
Подвижная игра. «Мыльные пузыри». | Воспитатель обмакивает бумажную трубочку или соломинку в мыльную пену и пускает пузыри. Когда пузырь отрывается от трубочки, педагог дует на него, чтобы он летел по комнате. Дети радуются и стараются поймать пузыри. | Создавать бодрое, жизнерадостное настроение. Заинтересовать детей изготовлением мыльного раствора и получаемым результатом. Активизация сопряженного проговаривания. |
Подвижная игра. «Солнышко и дождик». | Дети присаживаются на корточки сзади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки, и смотрят «в окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель: «На небе солнышко»: дети бегают, гуляют. На сигнал «Дождик»: бегут на свои места и присаживаются за стульями. Так несколько раз. | Развивать воображение детей, активность в игре. Активизация сопряженного проговаривания, умение слушать и слышать. |
Подвижная игра. «Караси и щука». | Один ребенок – щука. Остальные – «камешки» — образуют круг; другие — «караси» — плавают внутри круга. По сигналу «щука» (быстро вбегает в круг) – ловить карасей. Караси прячутся от щуки за камушки. Щука ловит тех, кто не успел спрятаться за камни. Повторять 3-4 раза | Учить соблюдать правила игры. Понимать, что одна рыба ловит другую. Рассматривание иллюстраций о подводном мире. Активизация устного проговаривания, дактилирование. |
План мероприятий.
Ноябрь.
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
- Рассматривание с детьми иллюстраций, книг, картинок по теме.
Декабрь.
- Пополнить развивающую среду:
— подбор иллюстраций, книг по теме;
— составление картотек загадок, пословиц, поговорок;
— оформление опытов с водой;
— подготовка оборудования для опытов;
— выполнение проектных мероприятий.
4. Проведение занятия по ознакомлению с окружающим: «Что мы знаем о воде?».
5. Рисование «Снег идет».
Январь.
- Проведение игры «Подскажи словечко».
- Рассматривание картин и иллюстраций.
- Подготовить информацию для родителей по темам: «Эксперимент в детском саду», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Почему воду надо беречь?».
- Выполнение проектных мероприятий.
Февраль.
- Реализация проектных мероприятий.
- Проведение подвижных игр: «Лягушки», «Мыльные пузыри».
- Просмотр иллюстраций о морях и водоемах.
Март.
- Выполнение проектных мероприятий.
- Подвижная игра «Солнышко и дождик».
- Аппликация «Кораблик в море».
- Оформление фотовыставки «Мы – экспериментаторы».
- Занятие «Без воды не обойтись».
Апрель.
- Занятие: «Что мы знаем о воде?».
- Эксперименты.
- Рисование «Волшебный дождик».
- Подвижная игра: «Караси и щука».
- Беседа (в доступной форме): «Чистота та же красота».
Опыты к проекту.
«Таяние снега» (1-й опыт).
Цель: подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла. Развивать логическое мышление, кругозор, сопряженное проговаривание.
«Таяние снега» (2-й опыт).
Цель: формировать знания детей о явлениях природы зимой. Учить наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать совместные выводы.
«Можно ли пить талую воду?».
Цель: показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды. Развивать логическое мышление, воспитывать любознательность.
«Свойства воды».
Цель: показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
«Прозрачность воды».
непрозрачная». Воспитывать любознательность, внимание.
«Тонет – плавает».
Цель: дать детям понять, что металл тонет в воде, а дерево нет.
«Вода прозрачная».
Цель: знакомить детей с некоторыми свойствами воды. Развивать способность сравнивать и делать соответствующие выводы. Активизировать сопряженное проговаривание, чтение дактилем.
«Цветной сельдерей».
Цель: познакомить детей с физическим явлением – абсорбция. Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного. Активизация сопряженного проговаривания, чтение дактилем.
«Разноцветная вода».
Цель: привлекать детей к активности во время эксперимента, использовать опыты для ознакомления детей со свойствами воды. Активизация сопряженного проговаривания, чтение дактилем.
«У воды нет вкуса». Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. (У детей формируется неверное представление о вкусе воды. Доступно объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле, ее вкуса не чувствует).
«У воды нет запаха». Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества. Однако можно подчеркнуть, что вода из крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами.
«Лед – твердая вода». Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребенок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в теплом помещении. Обратить внимание детей на то, как уменьшается кубик льда. Что с ним происходит? Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее. Важно, что бы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Вывод: лед – это тоже вода.
«Вода жидкая, может течь». Дать детям два стаканчика – один с водой, другой пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, в морях, не текла бы из крана.
«Вода бывает теплой, холодной, горячей ». У детей в стакане одноразовый пакетик чая, в другом стакане – сахар. На глазах у детей налить горячую воду из чайника и попробовать размешать сахар и проследить, как вода меняет цвет в другом стакане, заваривая чай. То же проделать с холодной водой и убедиться, что сахар долго растворяется и чай не заваривается. Предложить детям попробовать воду в стаканах и определить: «Где какая?». Вместе с детьми сделать теплую воду. Можно положить в горячую воду лед и проследить, как быстро вода будет остывать.
Заключительный этап проекта.
Итоговое занятие: «Что бывает с водой?» (Чистота, та же красота»).
Выводы.
В результате проведенной работы дошкольники закрепили навыки и умения использования на практике культурно — гигиенических навыков: появилось желание быть чистыми, красивыми, аккуратными. В ходе проекта у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту. Эта работа способствовала развитию у детей воображения, фантазии, творческого мышления. Так же значительно обогатился словарь, интерес к познавательной деятельности. У детей появился стимул для другой (проектной) деятельности, которую они познают с удовольствием, с желанием, сформировались некоторые опытно-исследовательские навыки.
Литература.
- Николаева С.Н. «Юный эколог»: программа воспитания экологической культуры детей. – Новая школа, 1999г.
- Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду. 2001г. – Волгоград, Учитель,2010г.
- «Игры с правилами в детском саду» к программе воспитания в детском саду.
- Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н.: «Игры с детьми».
Экологический проект «Вода — это жизнь» (старший дошкольный возраст)
Наталья Куприна
Экологический проект «Вода — это жизнь» (старший дошкольный возраст)
Экологический проект на тему «Вода — это жизнь»
(старший дошкольный возраст)
Вид проекта: краткосрочный, познавательно-творческий
Возрастная группа: старшая (с 11 сентября по 30 октября)
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, инструктор по плаванию
Актуальность
Без воды невозможна жизнь на Земле. Жизнь возникла и существует благодаря удивительным свойствам воды. Более 70% поверхности Земли покрыто водой. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности научить детей бережно и экономно относиться к воде.
Проблема
Отсутствие представлений у детей значение воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды
Цель проекта.
Расширить знания детей о свойствах воды, о значении воды в жизни всего живого на земле.
Задачи проекта.
Для детей:
Обобщить и расширить знания детей об объекте неживой природы – воде. Расширить знания детей о воде, её свойствах, состояниях.
Формировать представления о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Дать представление о роли воды в жизни человека, растений и животных.
Развивать навыки экспериментальной деятельности; умение находить способы решения проблемных ситуаций.
Обогатить словарный запас. Развивать любознательность и познавательную активность
Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни: привычку мыть руки, умываться, закаляться.
Воспитывать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу. Формировать представления у детей о том, что воду надо беречь.
Для родителей:
Приобщение членов семей воспитанников к воспитательно-образовательному процессу; исследовательской деятельности с детьми.
Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе по теме «Вода»
, дополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Совместная творческая работа родителей и детей по данной теме.
Продукты проекта: совместные творческие работы воспитанников и родителей по данной теме проекта (поделки, рисунки, плакаты, презентации и др.)
Планируемые результаты:
Стремление самостоятельно использовать воду и больше узнавать о ней, используя знакомые и новые способы,методы и приемы активно применяя все органы чувств: осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсомоторные действия.
Сформулировать у детей начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов
Пополнить,расширить знания детей о формах и видах воды: родники, реки, моря, озера, океаны.
Интерес к экспериментированию.
Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Готовности к логическому познанию.
Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Формы организации проекта: опыты, познавательные занятия, наблюдения, чтение художественной литературы по теме, беседы, трудовая деятельность.
Этапы проекта:
1. Подготовительный
Выбор темы. Постановка проблемы, определение целей и задач. Изучение методической литературы. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного, демонстрационного, дидактического и другого материала по данной теме. Разработка плана мероприятий проекта. Обсуждение с родителями цели и задач проекта, выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта. Определение содержания деятельности всех участников проекта
2. Основной
Содержание деятельности педагога. Система мероприятий с детьми.
Познавательная деятельность.
•рассматривание иллюстраций из серии: «Вода, где мы ее встречаем, кому она нужна»
;
• наблюдения на прогулке за природными явлениями (облака, дождь, снег)
;
•организованная образовательная деятельность: «Свойства воды: холодная, теплая, горячая; жидкая, твердая, газообразная; без вкуса, цвета и запаха». «О пользе воды»
.
•труд в природе: уход за комнатными растениями (своевременный полив)
.
Исследовательская деятельность.
•Проведение опытов: «Вода жидкая, твердая, газообразная»
;
«У воды нет цвета, вкуса и запаха»
;
«Вода не имеет формы»
.
«В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются»
. «
Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах». «Вода бывает тёплой, холодной и горячей»
и др.
Игровая деятельность.
•Дидактические игры: «Отвечай быстро»
,
«Четвертый лишний»
,
«Да – нет»
,
«Хорошо — плохо»
,
«Где спряталась вода?»
,
«Небо, земля, вода»
,
«Доскажи словечко»
,
«Кто быстрее соберет?»
.
• Подвижные, хороводные и пальчиковые игры.
Речевая деятельность.
•Беседы на темы: «Осень»
,
«Какая бывает вода, ее свойства»
,
«Где мы можем встретить воду»
,
«Для чего она нам нужна»
,
«О пользе воды»
,
«Чтобы было, если бы воды не стало»
,
«О бережном отношении к воде»
, «
Вода нужна не только человеку, но и животным, рыбам, растениям», «Значение воды в жизни человека»
,
«Вода вокруг нас»
,
«Загрязнение воды и как этого избежать»
,
«Кто живет в воде»
,
«Где можно встретить воду»
,
«Бережем воду вместе»
,
«Что мы знаем о воде»
,
«Природные явления»
и др.
•Чтение произведений художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе»
,
«Мойдодыр»
; П. Синявский
«Кто не умывается»
, Т. Жиброва
«Ручеек»
», Г. Виеру
«Как умывается ежик»
, потешка
«Умывалочка»
,
«Дождик, дождик пуще»
, загадки о воде.
Продуктивная деятельность.
• Творческие работы детей и родителей по данной теме.
Оздоровительная работа.
• Мытье рук, лица, шеи прохладной водой.
Работа с родителями:
• вовлечение родителей в организованную образовательную деятельность с детьми;
• участие родителей в творческом процессе проекта.
3. Заключительный этап
Создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»
.
Выставка творческих работ изготовленных родителями и детьми.
Открытый показ в бассейне.
Презентация проекта для детей, родителей, педагогов.
Список используемой литературы:
Веракса Н. Е, Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, для работы с детьми 4-7 лет. — МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2014.
Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
Шорыгина Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 96 с.
Шорыгина Т. А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
Интернет ресурсы