Конспект занятия по риторике в подготовительной к школе группе на тему «Вежливые слова»план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему


Упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Риторика (упражнения для развития устной речи тренируют центры головного мозга) имеет разные уровни сложности. Для детей старшего дошкольного возраста проводятся занятия, содержание которых соответствует объему знаний каждого ребенка.

Упражнение «Рассказ на свободную тему»

Для выполнения этого коллективного упражнения достаточно, чтобы была сформирована группа детей в количестве от 5 до 10 человек. Средняя продолжительность занятия от 25 до 50 мин. Это тот период времени, который позволит добиться максимальной продуктивности в учебном процессе, а также сохранять у детей достаточный уровень заинтересованности. На выступление каждого ребенка отводится около 5 мин.

Цели и задачи

Основная цель и задача упражнения заключается в эффективном формировании культуры речевого поведения ребенка.

Оборудование и материалы

Для проведения данного занятия потребуется следующее оборудование и материалы:

  • стулья для того, чтобы усадить всех участников группы, создав из них целевую аудиторию для выступающего;
  • часы с таймером для фиксации продолжительности выступления каждого ребенка;
  • стул и письменный стол для преподавателя, который сидит в стороне от детей;
  • импровизированная сцена, на которую будет выходить каждый ребенок во время своего выступления.

После завершения подготовительных мероприятий можно приступать к выполнению данного упражнения.

Применяемая методика

Во время выполнения данного упражнения рекомендуется использовать методику оценки успехов каждого ребенка. Для этого понадобиться заранее подготовить чек-лист, в котором будут отображаться достижения всех воспитанников.

Введение

На данном этапе преподаватель предлагает детям поочередно выходить на сцену и совершать устный рассказ на заданную тему. Педагог акцентирует внимание на том, что повествование должно быть выразительным, интересным, но в тот же момент максимально лаконичным, так как у каждого выступающего только 5 мин.

Ход занятия

Выполнение упражнения «Рассказ на свободную тему» предусматривает соблюдение следующего алгоритма действий:

  1. Преподаватель приглашает ребенка на импровизированную сцену перед аудиторией из других детей.
  2. Затем педагог просит воспитанника рассказать историю о том или ином событии. Например, рассказ на тему: «Как я гостил у бабушки», «Поход на рыбалку с отцом», «Мой домашний питомец». Тема для рассказа подбирается свободная и доступная для ребенка соответствующего возраста.
  3. Ребенок рассказывает на заданную тематику 5 мин.
  4. После этого преподаватель вместе с детьми благодарит выступающего, а затем приглашает к выступлению следующего ребенка.

Детей, которые во время выступления теряются, смущаются или испытывают сложности в повествовании рассказа, необходимо подбадривать, придавать им уверенности в их действиях.

Контроль знаний

По завершению тренинга преподаватель заполняет чек-лист, в котором оценивает ораторские способности каждого ребенка.

Во внимание берутся следующие критерии:

  • ясность речи;
  • выразительность;
  • богатство словарного запаса;
  • содержательность выступления;
  • лаконичность.

Для проведения оценки используется шкала в 5 или 10 баллов. При этом результаты контроля знаний детям не оглашаются, а используются только преподавателем для дальнейшего улучшения риторических навыков каждого ребенка.

Заключительный этап

На заключительном этапе данного занятия дети благодарят друг друга за интересные рассказы, которые они услышали во время этого упражнения.

Упражнение «Характеристика предмета»

Характеристика предмета — это упражнение, для проведения которого потребуется сформировать группу из 5 детей. Средняя продолжительность выступления 1 ребенка составляет 10 мин.

В целом занятие рассчитано на 50 мин. рабочего времени.

Цели и задачи

Задача данного занятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка начальные задатки к ораторскому мастерству, научить его правильному и последовательному изложению мыслей.

Оборудование и материалы

Для проведения этого занятия потребуется использовать следующие материалы:

  • мяч;
  • зубная щетка;
  • карандаш;
  • лист бумаги;
  • пластилин.

Все дети младшего дошкольного возраста знакомы с данными предметами, а также могут описать их характеристики и целевое предназначение.

Применяемые методики

Во время проведения этого занятия используют методики в виде оценки способностей ребенка с помощью чек-листа, а также используют технику презентации.

Введение

На подготовительном этапе преподаватель раскладывает вышеперечисленные предметы на стол перед детьми. После этого педагог говорит детям, что им необходимо поочередно встать, выйти вперед и охарактеризовать одну из данных вещей.

Ход занятия

Упражнение по развитию риторических способностей «Характеристика предмета» выполняется следующим образом:

  1. Преподаватель приглашает ребенка на импровизированную сцену.
  2. Выступающий получает один из предметов, описанных в разделе выше.
  3. По заданию педагога ребенок в течение 10 мин. должен рассказать максимальное количество информации о данной ему вещи. Выполняется характеристика предмета, его целевое предназначение.
  4. По истечению указанного периода времени ребенок присаживается, а на выступление приглашается следующий участник группы.

Во время проведения данного занятия преподаватель может задавать ребенку наводящие вопросы, которые упрощают процесс повествования.

Контроль знаний

По результатам тренинга преподаватель выставляет оценки всем участникам в чек-листе.

Заключительный этап

На завершающей стадии занятия педагог благодарит детей за участие в тренинге, говорит о том, что они очень старались, а их рассказы были интересными.

Методики развития речи у детей дошкольного возраста

Риторические упражнения для развития устной речи у детей предусматривают использование нескольких педагогических методик, которые подробно описаны в таблице ниже:

Название методики Описание педагогического процесса
Оценка результатов занятий Перед началом тренировки по развитию риторических навыков преподаватель готовит специальные листы для оценки знаний. После того, как ребенок выполнит определенное упражнение, педагог заполняет оценочный лист, указывая ясность и содержательность речи воспитанника. Данная информация учитывается во время проведения последующих занятий, чтобы контролировать уровень прогресса ребенка.
Расширение словарного запаса Большинство сложностей с приобретением ораторских способностей связано с бедностью словарного запаса. В комплексе с выполнением классических упражнений необходимо использовать словарь. По заданию преподавателя ребенок каждый день учит от 3 до 7 новых слов в зависимости от его интеллектуальных данных.
Пересказ изложенного материала Данная методика позволяет научиться правильному и последовательному изложению мыслей. Сначала преподаватель читает короткий отрывок текста, а затем дети поочередно рассказывают своими словами то, что они услышали.
Презентация Риторическая методика в виде презентации дает возможность развить ораторские способности и повысить уровень коммуникабельности ребенка. Суть данной техники заключается в том, что дети поочередно описывают предметы бытового пользования, которые были предоставлены преподавателем. Каждый ребенок старается изложить максимальное количество информации о заданном объекте.

Методики выполнения риторических упражнений могут использоваться в комплексе, либо же применяется только одна из вышеописанных техник развития ораторских способностей. При этом, учитывается количество человек, находящихся в группе, их возраст и уровень интеллектуального развития.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]