Технология ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески
Причём это мышление должно было давать не только правильные, но и быстрые результаты.
Этого, по словам самого Г. Альтшуллера, требовала научно-техническая революция, темпы которой всё ускоряются, а выдвигаемые задачи становятся всё сложнее и сложнее. Закономерно, что ТРИЗ прижилась в дошкольной педагогике, трансформировалась с учётом возрастных особенностей маленьких изобретателей и активно используется на практике.
Ведь независимо от того, кем станет ребёнок в будущем, «технарём» или «гуманитарием», быстрота и правильность в принятии решений в современной жизни ему обязательно пригодятся. Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта. Г. С. Альтшуллер Генрих Альтшуллер был убеждён в гениальности детства и заботился о судьбе будущих поколений Какие же идеи Генриха Альтшуллера могут быть применимы в дошкольной педагогике?
В первую очередь, это его представление о творческих и интеллектуальных способностях человека, и их роли в решении задач изобретательства: Творчество — процесс не хаотичный, а научно обоснованный.
Игровые ситуации ТРИЗ для детей 3-4-5 лет
Добрый вечер. Попыталась написать в комментариях про игры ТРИЗ. Но много букв не публикуется. Это не совсем настольные игры, или настольные игры с элементами творчества. Публикую пост, понимаю, что немного не по теме сообщества. Если совсем не то, удалю. Напишу игровые ситуации, которые пользовались успехом у детей, когда я работала по технологии ТРИЗ. Еще есть картотека игр и немного фото, если заинтересует могу выложить.
Кто-кто в теремочке живет?
Цель:
научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.
Понадобятся
: красочные изображения разных предметов (например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее).
Вы можете сами сделать эти заготовки или смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф — фантазия детей подскажет им все остальное.
Вступление:
вспомнить вместе с детьми сказку «Теремок» и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.
Ход игры:
каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет.
Ведущий выбирает хозяина теремка — короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос: — Тук, тук, кто в теремочке живет?
— Я — … (называет себя, например, цветок).
А ты кто?
— А я — … (называет себя, например, груша).
Пустишь меня в теремок?
— Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты.
Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость.
Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.
Рисунок имеется в виду карточка с изображением предмета.
«Маша-Растеряша»
Цель:
тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.
Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: «Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?»
Вступление:
рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод).
Ход игры:
А затем спросить: кто хочет помочь машам — растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит:
— Ой!
— Что случилось?
— Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)?
Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д. 2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий.
Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.
Здесь также можно использовать карточки. Я с детьми постарше использовала карточки, а с маленькими 3- х летками предметы, игрушки от киндера, от поняшек, от конструкторов.
ТРИЗ плюс
Закатился на синюю дорожку. Каким Колобок теперь стал? На что похож?
И все вокруг тоже стало синее (посмотреть через синее стеклышко или пластмассу). Взял Колобок немного синей краски (фломастер, карандаш) и покатился дальше. Закатился на … какую дорожку?
(зеленую) и стал каким? На что он теперь стал похож? Взял Колобок немного зеленой краски (фломастер, карандаш) и покатился дальше. Закатился на… желтую дорожку. Каким он стал? На что похож? В конце занятия Колобок дарит детям все краски (фломастеры, карандаши) и предлагает порисовать (или раскрасить приготовленные заранее картинки) Аналогично Колобок путешествует и по другим дорожкам, изменяясь по форме, размеру, материалу. Для закрепления материала в группу вносятся дидактические и настольные игры: «Спрячь мышку», «Почини одеяло», «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Вкладыши» и др.
Варианты игры «Спрячь мышку» Варианты
На каких принципах основывается ТРИЗ?
ТРИЗ принципиально отличается от традиционной педагогики тем, что дает детям гораздо больше самостоятельности. Если в традиционной педагогике главные методы «делай, как я» или «делай, как я сказал», в ТРИЗ главной задачей взрослых становится стимулирование проявлений любознательности ребенка.
Конечно, в исключительных случаях жесткие запреты и указания, что делать, а чего не делать, оправданы. Например, когда ребенок пытается засунуть гвоздь в электрическую розетку. Однако будет лучше, если обстановка, в которой находится ребенок, исключает подобные эксцессы и саму необходимость жестких запретов и безальтернативных указаний.
Гораздо дальновиднее создать в раннем детском возрасте условия, когда ребенок сможет проявлять любознательность без оглядки на возможные запреты и недовольство взрослых. Для самых маленьких, только начавших ползать и ходить, оптимальным решением будет сформировать замкнутое пространство, в котором не будет острых углов, царапающих предметов и тех же розеток.
К слову, именно так и советует поступать итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952), разработавшая авторскую систему работы с детьми. Эта система описана в книге «Дети – другие. Уникальная методика раннего развития» [М. Монтессори, 2014]. При этом такое воспитание с минимальным количеством ограничений и запретов вовсе не отменяет дисциплину. Как написала автор методики в другой своей книге, воспитанный по ее системе ребенок «ест все подряд и не кусается» [М. Монтессори, 2015].
А еще она считает, что детей обязательно следует приучать убирать за собой игрушки и ставить их на то место, откуда они их взяли. Это помимо дисциплины. Развивает наблюдательность и память, потому что детям необходимо запомнить, где стояла игрушка, чтобы поставить ее обратно. Заметим, что система Монтессори и принципы ТРИЗ в педагогике имеют много общего.
Основные принципы ТРИЗ в педагогике:
- Свобода выбора.
- Открытость.
- Обратная связь.
- Действие.
- Результат.
Можно встретить и иные формулировки принципов ТРИЗ. Например, нацеленность на результат часто называют «принципом приоритета развивающей функции» [Т. Плунгян, 2020]. Суть от этого не меняется, и все практические методики ТРИЗ в полной мере соответствуют этим основополагающим принципам.
Исторический экскурс
Автором теории решения изобретательских задач является российский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998). Возможно, вы пока не сталкивались с ТРИЗ, но вот книгу Генриха Альтова «Опаляющий разум» наверняка читали [Г. Альтов, 1968]. Если так, можно считать, что вы уже знакомы с идеями Генриха Альтшуллера, которыми он щедро делился и в художественной прозе, и в научных изысканиях. Уточним, что Генрих Альтов – это творческий псевдоним Генриха Альтшуллера.
Свои разработки он начал в послевоенные годы, и вскоре к нему присоединился еще один изобретатель и по совместительству писатель-фантаст Рафаэль Борисович Шапиро (1926-1993). Он известен поклонникам жанра фантастики как Рафаил Бахтамов, а его книга «Дорога на океан» любима несколькими поколениями российских читателей [Р. Бахматов, 1966].
Как видите, эти люди знают о творчестве все или почти все, и поэтому кому, как не писателям-фантастам, делиться опытом развития творческого воображения. Причем их творческий тандем поставил процесс на научную основу, выявив закономерности в технологии изобретения всего нового. Оказывается, все необходимое для творчества и изобретательства есть у каждого из нас, и нужно только уметь этим воспользоваться.
Первым необходимым шагом является изменение психологии, о чем авторы рассказали в своей статье «О психологии изобретательского творчества» [Г. Альтшуллер, Р. Шапиро, 1956]. Собственно теория ТРИЗ содержит несколько десятков уже готовых схем и подходов к решению изобретательских задач, которые можно адаптировать к конкретной ситуации.
Поскольку сегодня мы собираемся поговорить про ТРИЗ для детей 4 лет и старше, мы не будем углубляться в недра теории и то, как используют эту теорию в науке и технике. Желающие могут самостоятельно изучить регулярно переиздаваемую книгу «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» [Г. Альтшуллер, 2011]. Мы же сосредоточимся на прикладном аспекте ТРИЗ применительно к педагогике.