Проект «Творческая мастерская «Калейдоскоп творчества» в подготовительной к школе группе


Проект «Творческая мастерская «Калейдоскоп творчества» в подготовительной к школе группе

Надежда Китаева

Проект «Творческая мастерская «Калейдоскоп творчества» в подготовительной к школе группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 комбинированного вида»

Проект

«Инновационные формы работы с родителями

в рамках инновационной деятельности

«Копилка творческих идей –

творческая мастерская «Калейдоскоп творчества»

(подготовительная к школе группа)

Составитель и разработчик:

Н. А. Китаева, воспитатель

Саранск — 2020

Развитие творчествадетей осуществляется в детском саду различными путями: в процессе художественно-продуктивной и театрализованной деятельности, в процессе игровой и экспериментальной деятельности. Развивать творческие способности детей без участия родителей невозможно. Семья является уникальным и пока единственным социальным институтом воспитания детей, одной из функций которой является формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов.

В ходе работы стало понятным, что родители занимают созерцательную позицию по отношению к творчеству детей.Обычными вопросами у родителей были: «А что ты рисуешь?»

,
«А это что за фигура?»
Художественно-эстетическое развитие — важный аспект семейного воспитания, в семье начинают формироваться первичные художественные чувства, вкусы и эстетические взгляды.
Дошкольные учреждения призваны помочь родителям получить квалифицированную информацию и помощь в создании благоприятной обстановки дома, привить родителям интерес к художественному творчеству сформировать умение пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с изобразительным искусством, учитывая при этом индивидуальные и психологические особенности детей.
Большинство форм работы направлены на привлечение родителей к активному и многократному участию в работе с детьми. Принцип равенства позиций опирается на тот факт, что дети оказывают несомненное воздействие на родителей. Как показывает практика, самые интересные и творческие работы получаются именно у тех родителей и детей, которые осуществляют удовлетворение потребностей ребенка, учитывают возможности ребенка, и реализуют интересы ребенка. Постепенно позиция родителей в дошкольном учреждении с пассивного участника меняется на позицию активного участника воспитательно-образвовательного процесса.

На определенном этапе семья объединяются с детским садом и составляют для ребенка основное образовательное пространство. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Как обратить внимание родителей на важность общения, взаимопонимания со своим ребенком, научить видеть взрослого личность в ребенке? Каким образом этого добиться?

Я пришла к выводу, что наиболее для меня приемлемой инновационной формой работы с родителями по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной к школе группе это копилка творческих идей «Калейдоскоп творчества»

.
«Калейдоскоп творчества»
— это
творческая мастерская. Творческую мастерскую можно отнести к нетрадиционной познавательно-досуговой форме организации взаимоотношений педагогов и родителей.
Почему все-таки творческая мастерская?Данная форма работы с родителями помогает решить сразу несколько задач:

1. Такие встречи дают возможность расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности, познакомить с искусством; показать приемы работы (традиционные и нетрадиционные)

с различными материалами
(соленое тесто, пластилин, краски, песок, крупа, бумага и др.)
2. Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере дает возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Развивает и улучшает детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности.

3.Развивает эмоциональную сферу детей:

• учит радоваться удачам других;

• радости при дарении поделок, выполненных своими руками;

• толерантности.

4. Помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, взаимосвязи между поколениями.

Таким образом, творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей.

Выполненные работы детей совместно с родителями используются в оформительской части других встреч, выставках, в качестве подарков взрослым и детям, в организации конкурсов и другое.

Девиз нашей творческой мастерской «Учимся творить вместе с детьми»

.

Новизна проекта: разработана система работы с родителями по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста, учитывающая специфику и воспитательный потенциал каждой семьи.

Практическая значимость: разработан и внедрен в практику работы перспективный план работы с родителями по художественно-эстетическому развитию детей в подготовительной к школе группе детского сада, разработаны конспекты НОД, консультации, рекомендации, буклеты.

Ведущие цель и задачи взаимодействия детского сада с семьёй:

Цель: способствовать оптимизации отношений партнерства и сотрудничества между ДОУ и семьями воспитанников через развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать установлению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

2. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

3. Способствовать формированию художественного вкуса;

4. Активизировать и обогащать опыт родителей и детей различными приемами и методами работы с художественными материалами;

5. Обеспечить вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Поэтому объектом данной работы является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом — содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе

Гипотеза: При реализации инновационной формы сотрудничества с семьей будет создана новая система взаимодействия ДОУ с родителями, которая позволит осуществлять воспитание и развитие дошкольников совместными усилиями ДОУ и семьи и исключить формальность в работе с родителями.

Срок реализации проекта – долгосрочный (2020 – 2022 учебный год)

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, бабушки, дедушки.

Основные формы реализации проекта:

— участие в акциях, выставках, подготовке к праздникам;

— совместные занятия родителей с детьми;

— консультирование.

Этапы:

Первый этап — подготовительный (оформление наглядной информации, работа с детьми, родителями и педагогами).

Второй этап — организационно-практический (определение форм работы с родителями в группе, планирование этапов работы на год по взаимодействии с родителями, анализ, обработка материалов по проекту)

Третий этап — заключительный (подведение итогов, выводы)

.

Ожидаемые результаты:

— максимальное раскрытие каждого ребенка как неповторимой индивидуальности;

— продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского сообществ;

— реализация образовательных услуг с учетом личностных интересов и потребностей детей, родителей и педагогов.

Литература:

1. О. И. Давыдова. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. _ СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

, 2013;

2. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2013;

3. А. А. Майер, О. И. Давыдова, Н. В. Воронина. 555 идей вовлечения родителей в жизнь детского сада. — М.: ТЦ Сфера, 2012;

4. Семейные и родительские клубы в детском саду. Методические рекомендации/ под ред. Н. В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2012.

Технологии взаимодействия с родителями

по художественно-эстетическому развитию

детей в старшем дошкольном возрасте

Вовлечение родителей в единое пространство художественно-эстетического развития детей в детском саду строится по двум направлениям:

— повышение педагогической культуры родителей;

— вовлечение родителей в деятельность ДОУ через совместную работу по обмену опытом.

Для реализации первого направления, с учетом сложившейся эпидемиологической обстановки,мной будут использоваться следующие формы работы:

— Наглядная пропаганда –использование таких средств наглядной пропаганды: буклеты, памятки, информация на сайте-страничке ДОУ, консультации;

— Информационно-практические формы работы с родителями: конференции, родительские собрания.

Для реализации второго направления будут практиковаться нетрадиционные формы работы с родителями,в том числе интерактивные:

— акции — комплекс мероприятий, помогающий родителям лучше понять проблему, определить отношение к ней и свою позицию в ее решении;

мастер-классы для родителей — это передача действующей технологии, способ взаимодействия с педагогом, обеспечивающий передачу родительского опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы;

— фотовыставки, конкурсы, творческие мастерские.

Оценка эффективности образовательной деятельности с детьми и родителями по художественно-эстетическому развитию

детей старшего дошкольного возраста

К критериям эффективности работы с родителями, согласно О. Л. Зверевой,относятся:

— проявление интереса родителей к содержанию разных форм и методов взаимодействия детского сада с семьей (благодарность, вопросы, потребность в дальнейшем сотрудничестве)

;

— возникновение дискуссий по инициативе родителей;

— привлечение опыта родителей;

— появление размышлений о правильности методов, признании своих ошибок;

— повышение активности родителей при участии в мероприятиях, анализ педагогических ситуаций.

Определение эффективности взаимодействия детского сада и семьи проводится с помощью анкетирования.

Перспективный план работы с родителями

«Копилка творческих идей –

творческая мастерская «Калейдоскоп творчества»

в подготовительной к школе группе № 8

Время проведения Форма организации, тема Цель проведения

Сентябрь Анкетирование родителей

по художественно-эстетическому развитию дошкольников Выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольниками. Определить степень осведомленности родителей о том, какую роль играет художественно –эстетическое развитие в воспитании дошкольника.

Октябрь «Ладушки, ладушки – дедушки и бабушки»

Объемная аппликация «Портрет бабушки и дедушки»

Способствовать развитию
творческого взаимодействия детей и родителей.
Декабрь Изготовление и роспись имбирных новогодних пряников Способствовать формированию глубоких и доверительных отношений детей и родителей в процессе совместной художественной деятельности при знакомстве с историей происхождения пряника, изготовлении и росписи имбирного пряника.

Январь «Изготовление семейного оберега «Подкова на счастье»

Привлечение детей и родителей к участию в совместной
творческой деятельности через знакомство с оберегами, их значением в жизни людей, изготовлением и оформлением оберегов.
Март Виртуальная фотовыставка «Мамино хобби»

Способствовать повышению интереса к традициям семьи, художественному, декоративному
творчеству, рукоделию своих мам и укреплению семейных связей.
Апрель «Пасхальное яйцо»

— папье – маше

Способствовать раскрытию секретов использования бросового материала для изготовления различных форм; действовать совместно с детьми, планировать деятельность, обсуждать замысел, делить обязанности.

Май Пасхальные пряники Способствовать развитию интереса у детей и родителей к такому виду народного творчества и декоративно-прикладного искусства, как лепка из солёного теста; формированию практических навыков по украшению изделия из слоеного теста.

Анкета для родителей

по художественно-эстетическому развитию дошкольников

Цель: Выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольниками. Определить степень осведомленности родителей о том, какую роль играет художественно –эстетическое развитие в воспитании дошкольника.

Уважаемые родители!

Прошу ответить на предоставленные вопросы анкеты. Ваши искренние ответы помогут наиболее глубоко, изучить проблему и наметить пути совершенствования педагогического процесса нашей группы.

1. Как вы считаете, с какого возраста необходимо целенаправленное художественно-эстетическое развитие ребенка?

2. Какие виды детской продуктивной деятельности, больше всего интересны Вашему ребенку? Вы считаете обязательным для посещения в дошкольном возрасте: рисования, лепки, аппликации, художественный труд, конструирование. ?

3. Часто ли Ваш ребенок рисует, лепит, конструирует, делает аппликацию?

4. Часто ли Ваш ребенок обращает внимание на «красоту»

окружающего мира (природа, красивые мелочи быта и т. д?

5. Как обычно ведет себя ребенок, когда замечает что-нибудь красивое?

6. В чем проявляется стремление Вашего ребенка к красоте?

7. Задает ли Ваш ребенок вопросы об искусстве? Просит ли объяснить некоторые слова (например, что такое искусство, пейзаж, скульптура и т. д)

8. Просит ли Ваш ребенок купить новые краски, карандаши, пластилин, фломастеры?

9. Когда Ваш ребенок приносит работы из детского сада, кому он стремится их показать, в чем проявляется его желание или не желание, показывать свою работу?

10. Занимаетесь ли Вы какой-либо художественной деятельностью, ремеслом?

11. Привлекаете ли Вы вашего ребенка к Вашей деятельности, в какой форме? 12. Назовите, трудности, возникающие в процессе (рисования, лепки, аппликации или конструирования)

у Вашего ребенка?

13. Готовы ли Вы принимать участие в каких – нибудь мероприятиях, организованных в детском саду в направлении художественно-эстетического развития детей (совместное с детьми, изготовление костюмов, рисунков в творческих конкурсах? Каких?

14. Сформулируйте пожелания к педагогам ДОУ в аспекте организации, проведения, содержания работы по художественно-эстетическому развитию детей?

Справка-анализ по анкетированию родителей

В анкетировании приняли участие 20 родителей, родителям предлагалось ответить на 14 вопросов.

Выводы: В результате анкетирования выявлено, что родители в основном осведомлены, что такое художественно-эстетическое развитие.

66,7% родителей знают, что это такое.

13,3% родителей затрудняются ответить на данный вопрос.

На вопрос «Пожелания к педагогам в аспекте проведения организации, содержания работы по художественно-эстетическому развитию детей». Большинство родителей ответили, больше проводить мастер-классов совместно с детьми.

Поучаствовать в мероприятиях ДОУ по художественно-эстетической деятельности, готовы 53%, остальные затрудняются ответить.

100% родителей высказали пожелание узнать больше нового и познавательного по художественно – продуктивной деятельности и обозначили интересующие их вопросы.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что, в основном, многие родители осведомлены, что такое художественно-эстетическое развитие.

Анкетирование помогло определиться с формами просветительской работы по данному вопросу: мастер-классы, консультации, индивидуальные беседы.

Рисование детский сад. Конспект НОД творческая мастерская «Книжное царство».

Название: Рисование детский сад. Конспект НОД творческая мастерская «Книжное царство» Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность, Подготовительная к школе группа Автор: Уракова Ольга Евгеньевна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ 259 Месторасположение: город Красноярск

Творческая мастерская «Книжное царство — мудрое государство» (подготовительная к школе группа, рисование детский сад)

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста умения создавать изображения, отражая в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки.

Задачи:

Обучающие:

— учить передавать особенности построения рисунка или орнамента на передней и задней обложке книги;

— красиво подбирать цвета к цвету бумаги, выбранной для обложки;

— отражать в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки.

Развивающие:

— развивать умение планировать свою работу, добиваться поставленной цели;

— развивать умение составлять композицию из нескольких частей.

Воспитательные:

— формировать умение договариваться, работать в микрогруппах/парах.

Планируемый результат: дети объединяются в микрогрупп/пары, умеют договариваться о деятельности и способах ее выполнения; планируют свою деятельность, применяя пооперационные карты и схемы, создают изображения, отражая в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки.

Образовательная среда:

Предметно-практическая среда: стулья по количеству детей; 4 стола, витрина для книг; бумага разного размера и фактуры, ножницы, карандаши простые, клейстер, кисточки, подставки под кисточки, цветные карандаши, акварель, гуашь, стаканчики с водой, палитра, салфетки х/б, детские книги; образцы выполнения аппликации, рисунка; пооперационные карты, схемы выполнения аппликации, рисунка.

Среда взаимодействия «взрослый – ребенок»: партнерская форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное; способ поддержки – создание педагогом условий, позволяющих ребенку проявить собственную активность, самостоятельность, инициативу.

Среда взаимодействия «ребенок-ребенок»: деятельность в микрогруппах или парах.

Среда отношений к миру, другим людям, к самому себе: отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.

Предварительная работа: беседы о книгах, о том, кто и как их создает: о писателях, художниках, фотографах, рабочих, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений.

Воспитатель вместе с детьми подготовительной к школе группы рассматривает книги в центре детской книги у младших ребят и замечает, что обложки у некоторых книг порваны. Принимается совместное решение их «полечить».

Ход образовательной деятельности:

Этапы деятельностиСодержаниеКомментарии
Мотивационно-побудительный этапМотивационно-побудительный этап.
Воспитатель вместе с детьми вспоминает, что им необходимо помочь младшим детям. Принимается совместное решение создать новые обложки для книг, используя модель трех вопросов (Что мы знаем? Что нужно сделать? Как это можно сделать?).
Обсуждаются детские предложения – что можно сделать с порванными книгами, как это можно сделать.
Основной этапВоспитатель приглашает детей пройти в мастерскую, выбрать необходимый материал для работы и обсудить, каким образом будут изготавливаться обложки для книг – каждым ребенком индивидуально, группами или парами.
Самостоятельное деление детей на подгруппы или пары.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает форму частей тела персонажа, их расположение, вспоминают приемы вырезывания/рисования, последовательность выполнения аппликации или рисунка.

Дети подбирают наиболее удачный материал для работы, вырезают, рисуют силуэты, располагают на листе бумаги.

На столе располагается материал для изготовления обложки – различные образцы, пооперационные карты, схемы, модели их выполнения, а также цветная бумага разной фактуры и цвета и инструменты, необходимые для выполнения аппликации или рисунка.
Помощь воспитателя (затрудняющимся детям) — предлагает действия по аналогии, ситуации припоминания или детальное рассматривание пооперационных карт, схем

Воспитатель по мере выполнения детьми работы задает уточняющие вопросы, направленные организацию самоконтроля

Рефлексивный этапВместе с детьми воспитатель рассматривает получившиеся обложки для книг, обсуждает результат деятельности, сравнивает их с замыслом.— Получилось ли все так, как задумывали?
— Были ли трудности при выполнении?

— Как их можно преодолеть?

— Где можно использовать приобретенный опыт?

— Как он может пригодиться?

Название: Рисование детский сад. Конспект НОД творческая мастерская «Книжное царство» Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность, Подготовительная к школе группа

Дата изменения: 7 мая, 2022 Дата публикации: 7 мая, 2017

Конспект творческой мастерской для детей 5 6 лет и родителей. на тему: «МАСТЕРСКАЯ ДЕДА МОРОЗА»

Транскрипт

1 1 Конспект творческой мастерской для детей 5 6 лет и родителей на тему: «МАСТЕРСКАЯ ДЕДА МОРОЗА» Цель: Привлекать родителей к совместному сотворчеству с детьми, познакомить родителей и детей с новой технологией изготовления аппликации «Новогодняя елочка», создать предновогоднее настроение в процессе изготовления поделок. Задачи: 1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми дошкольного возраста; 2. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия; 3. Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка; 4. Расширять и уточнять знания о празднике «Новый год», его атрибутах и традициях; 5. Познакомить и научить пользоваться новой техникой по изготовлению аппликации «Новогодняя елочка». 6. Формировать умения работать по образцу; 7. Развивать у детей произвольное и речевое внимание; 8. Развивать память, мышление, воображение, моторику (крупную/мелкую).

2 2 Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательно развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Предварительная работа: приглашение на мероприятие, подготовка шаблонов, подготовка материалов для изготовления аппликации. Оборудование: ноутбук, цветная и белая бумага, цветной картон, ножницы, клей ПВА, образцы готовых елочек. Ход: 1 часть: Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые мамы и папы, спасибо вам, что почтили нас своим присутствием. Мы пригласили вас и ваших детей для того, чтобы вместе провести этот зимний вечер. Сегодня мы попробуем воссоздать ту атмосферу любви, доброты и дружбы, которая так необходима в каждом доме и каждой семье. И сегодня на нашей встрече мы попробуем изготовить новогодние аппликации — елочки своими руками. А теперь отгадайте загадку: «Все на елочке игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. Ребятня подарков ждет. Что за праздник?» (Ответы детей и родителей: Новый год) Конечно! Это праздник «Новый год», его любят дети и взрослые всех народов мира и отмечают его в переход из последнего дня уходящего года в первый день следующего». В преддверии Нового года в воздухе витает дух праздника, торжества, волшебства. Хочется забыть про все проблемы и думать только о хорошем и добром. У каждого свои мечты, надежды, а праздник у всех один. И хочется встретить его красиво и радостно. Поэтому люди дарят друг другу подарки. А подарки, сделанные своими руками, от всего сердца, особенно дороги, так как они согреты вашей любовью. 2. Основная часть: Знакомство с историей праздника. Давайте вспомним, с какого месяца начинается новый год? (Ответы детей и родителей: январь) Правильно, Январь! Еще 2000 лет назад римский император Юлий Цезарь постановил «Начинать календарный год 1 января. А знаете ли вы, почему первый месяц года называется январь? (Ответы детей и родителей: высказывают свои предположения) Первый день года был посвящен римскому богу Янусу богу выходов и входов, всех начал и дверей. В честь этого бога был назван и первый месяц года

3 3 январь, а сам бог изображался двуликим одно его лицо смотрело вперед, в то время как другое оглядывалось назад». Давайте с вами вспомним, в какой стране и в каком городе мы живем? (Ответы детей и родителей: «Россия», «Наш город — Абинск») Как вы думаете, в России всегда новый год отмечали 1 января? (Ответы детей и родителей: высказывают свои предположения) Новый год в нашей стране праздновался 1 января не сразу. Долгое время в России Новый год отмечали в сентябре и только три века назад Великий Император Петр I издал указ о новом летоисчислении Новый год стали отмечать 1 января. Так как император был большим поклонником всего европейского, то и празднование Нового года стало ярким, веселым ежегодным событием в жизни русского народа, как и в Европе. А теперь отгадайте загадку: К нам домой под Новый год Кто-то из лесу придет, Вся пушистая, в иголках, А зовут ту гостью (Ответы детей и родителей: «Ёлка» «Ель») Верно, это ель. Когда-то у древних народов ель считалась деревом, приносящим мир и счастье. Традиция украшать новогоднюю елку пришла к нам с востока.

4 4 Дерево рубили в лесу, приносили домой, украшали, люди верили, что, украшая новогоднюю елку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но елка по-прежнему символ новогоднего праздника. Как Вы думаете, чем украшали ёлки в старину? (Ответы детей и родителей: «Яблоками», «Шишками», «Свечами», «Фонарями», «Конфетами») Правильно, молодцы! Их украшали восковыми свечами и фонариками, цветами и лентами, орехами, яблоками и конфетами. А чем сейчас украшают ёлки? (Ответы детей и родителей: гирляндами, шарами, игрушками из магазина). И вот сегодня мы сделаем с вами «Новогоднюю ёлку» и украсим ее своими руками. К тому же, теплый и веселый праздник будет по-настоящему семейным, если готовиться к нему вместе. Участникам мероприятия предлагается пройти к столам, где лежат материалы необходимые для изготовления игрушек. Родителям и детям показывается готовые игрушки для рассмотрения. Берем лист бумаги формата А4 и вырезаем из него квадрат, а затем треугольник. Сгибаем его пополам и нарезаем параллельными одинаковыми линиями и склеиваем получившиеся полоски к центру. Вот и получилась у нас елочка. Приклеиваем ее на лист цветного картона и украшаем ее вырезая самостоятельно разными фигурками из цветной бумаги. Только теперь ее можно назвать «Новогодняя красавица».

5 5 Рефлексивный этап: Уважаемые родители, дорогие ребята, мы сегодня дружно потрудились и замечательно подготовились к встрече Новогодних праздников. А наши дети знают много пословиц о труде и дружбе, которые они сейчас расскажут. Пословицы о труде: Всяк человек по делу познаётся. Глаза облюбовали, руки сделали. Дело мастера боится. Делу время — потехе час. Землю красит солнце, а человека — труд. Кончил дело — гуляй смело. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Рабочие руки не знают скуки. Тот труда не боится, кто умеет трудиться. Трудись, не ленись. Хорошая нива у дружного коллектива. Будешь стараться — всё может удаться. Пословицы о дружбе: Один в поле не воин. Старый друг лучше новых двух. Нет друга — ищи, а нашёл — береги. Народная дружба и братство дороже всякого богатства. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Друзья познаются в беде. Все за одного, один за всех. Будете друг за дружку держаться — можете ничего не бояться. Где дружба прочна, там хорошо идут дела. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Дорогие родители! Творите побольше с вашими детьми, успехов вам в воспитании детей, спасибо всем за внимание.

6 6

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Особенности организации творческой мастерской в дошкольной образовательной организации

Для развития творчества в ребенке, необходимо всего лишь создать благоприятную атмосферу, обогатить ее предметами и стимулами, которые будут способствовать развитию любознательности ребенка. Важно поощрять оригинальные идеи ребенка и проявление самостоятельности в творческом процессе. На творческих занятиях царит атмосфера дружелюбия, творчество поднимает настроение – это неоспоримый факт, поэтому творческая мастерская для детей приносит множество позитива и радостных моментов. Правильная организация творческой мастерской позволяет педагогам решить следующие задачи:

  • развить творческие способности, внимание и усидчивость.
  • развить умение творчески мыслить, находить оригинальные решения.
  • расширить знания детей о свойствах материалов (бумага, ткань, шерсть, воск и др.)
  • сформулировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом.
  • развить художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление.

Рассматривая творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта. Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка. Основа любого творчества – воображение.

Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления. Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество.

От чего зависит новизна творческих решений?

Новизне творческих решений способствует широкая ориентировка в материале до предъявления каких – либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов деятельности побуждает детей “встраивать” присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению как новых способов, так и новых образов, и новых смыслов, основанных на познавательно – эмоциональном переживании.

Чему же способствует творческая деятельность детей?

Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами.

«Творческие мастерские» — одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской»? Здесь есть все для того, чтобы творить. «Творческая мастерская» — это одна из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

Творческие мастерские могут использоваться в различных направлениях деятельности детей: например, театральные мастерские, в которых дети могут сами создавать костюмы и атрибуты для представлений, могут применяться для развития коммуникативных, эстетических, художественных способностей детей. Мастерские по развитию коммуникативных способностей с использованием проблемных ситуаций и чтением художественной литературы могут применяться в деятельности по развитию речи. Художественные мастерские дают детям возможность самостоятельно выбрать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка. Мастерские добрых дел помогут организовать работу по ремонту книг, игрушек, трудовому воспитанию, например, помощи младшему воспитателю. Краеведческая мастерская поможет ознакомить детей с достопримечательностями родного города, научить ценить свою малую родину и быть патриотом. Познавательные мастерские обладают возможностью создавать макеты и схемы, которые помогут усвоению детьми естественных знаний, таких, как основы математики, химии, узнать об окружающем мире, его строении и закономерностях. Таким образом, использование мастерской, как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской, в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.

Работа строится поэтапно, где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично: “Работа с бумагой”, “Работа с природным материалом”, “Работа с нитками и тканью”. Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы.

При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т. е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется.

Например, если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей.

Занятия в «мастерской» помогают сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой: умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие».

Творчеству принадлежит особая роль, что важно на всех этапах деятельности мастерской. Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации в мастерской используются для актуализации личного опыта участников, развивают работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при большом количестве участников.

Особенность «мастерской» в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Материалы для совместной деятельности в форме мастерской могут быть самыми разнообразными: краску, бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый» материал: фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания

Творческий процесс — это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]