Проект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Клепа в гостях с фокусами»
Библиографическое описание:
Рыбаченко, А. Б. Проект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Клепа в гостях с фокусами» / А. Б. Рыбаченко, М. Ф. Барба, Ю. В. Ачкасова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/877/ (дата обращения: 05.02.2022).
Из опыта работы:
Образовательная область «познавательное развитие», одна из пяти образовательных областей ФГОС, она особенно значима для формирования личности дошкольника, так как предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
Во время проведения образовательной деятельности необходимо насыщать предметно-пространственную среду как можно большим количеством дидактического и раздаточного материала, оборудованием для проведения опытов и экспериментов, чтобы ребенок имел возможность манипулировать предметами, переливать, перекладывать, сравнивать, сопоставлять.
Реализуя образовательную область «Познавательное развитие», мы формируем первичные представления ребенка о себе, других людях, окружающем мире, о свойствах (форме, цвете, размере, материале), движении и покое, причинах и следствиях.
Цель: формировать познавательную активность у детей старшего дошкольного возраста, по средствам экспериментирования с водой.
Задачи:
– уточнить и расширить знания детей о воде, интерес к опытно — исследовательской деятельности;
– развивать диалогическую речь детей, продолжать развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;
– развивать общую и мелкую моторику.
Первый этап: Подготовительный.
Оборудование: игровой персонаж Клепа, наборы для опытно-экспериментальной деятельность (стаканы, веревочки бельевые, фломастеры разных цветов, пакеты с водой, карандаши цветные, раствор мыльных пузырей, мельница перцовая, тарелки с водой, жидкость для мытья посуды, ватные палочки, музыкальное сопровождение, видео-мультфильм «Фиксики», проектор, карточки для рассказа о свойстве воды, защитные костюмы (перчатки, фартуки).
Второй этап:
Основная часть:
Звучит песня из мультфильма «Фиксики»
Клоун забегает в группу.
Клепа: Здравствуйте ребята! Я клоун Клепа, знаете, сейчас я был в гостях у Фиксиков в лаборатории, и мы делали опыты с водой, мне они очень понравились. Вы хоть раз были в лаборатории?
Дети: нет!
Клоун: а хотели бы побывать в лаборатории?
Дети: да!
Клепа: ребята, а что такое лаборатория, чем там занимаются?
Дети: (предполагаемые ответы: это там, где проводят опыты, исследуют что-то).
Клепа: все правильно вы говорите, молодцы! Ну что ж, сегодня я вам покажу, чему я научился и вас научу! Но прежде чем мы отправимся в лабораторию, я хотел бы у вас спросить, что вы знаете о воде (предлагаю детям картинки на выбор).
Где мы встречаемся с водой или где ее можно встретить?
Как вы думаете, воду нужно беречь?
А что произойдет, если вода исчезнет?
А как мы можем сберечь воду?
А что вы знаете о свойстве воды? (она бесцветна, прозрачна, не имеет запаха, вода растворяет некоторые вещества)
Клепа: ребята, здорово, молодцы!
Клепа: тогда предлагаю отправиться в лабораторию, только на чем?
Дети предлагают любой вид транспорта, (звучит звук выбранного транспорта) и отправляются в путь. Попадают на пункт назначения.
Клепа: ребята, чтобы зайти в лабораторию, нам необходимо вспомнить правила безопасности.
Дети: ответы детей (нельзя баловаться, брать руками посторонние предметы и. т.д.).
Клепа: хорошо, а теперь нам необходимо надеть на себя защитные костюмы, перчатки, фартуки.
Дети надевают.
Клепа предлагает ребятам занять удобное для себя место в лаборатории.
Клепа: ребята, а вот и первый опыт для вас.
Опыт № 1.«Волшебный карандаш»
В пакет набирается вода (стакан), закрываем на замочек, берем хорошо заточенный карандаш и протыкаем пакетик с водой на сквозь, вода остается в пакете и не протекает. За счет эластичности пакета, он обволакивает карандаш и не дает жидкости выбраться.
Опыт № 2. «Чудо средство»
В тарелочку наливается вода, затем насыпаем перец поверх воды, на ватную палочку наносим моющие средство и в центр нашей тарелочки с перцем подносим ватную палочку с моющим средством (все содержимое в тарелке разойдется на края, то есть жидкость отталкивает содержимое поверхности).
Клепа: Ребята, предлагаю немного отдохнуть.
Физкуль. Дети выполнят движения под музыку.
Опыт № 3. «Радуга»
Берем салфетки, разрезаем на полоски. На длинной полоске салфетки обмакиваем фломастер, делая прямую черту. Немного сделать отступ от проведенной нами полоски, делаем так же другим цветом фломастера. Теперь такое же мы сделаем и с бельевой веревкой. Затем понемногу опускаем нашу салфетку и веревочку в воду. Салфетка и веревочка начнет впитывать воду.
Клепа: ребята, посмотрите, что произошло? (Веревочка и салфетка стали цветные). Вам понравился наш эксперимент?
Дети: да
Клепа: ребята, я предлагаю последний на сегодня опыт с водой.
Перед вами стаканчики с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Дети: нет, вода в одном стаканчике чистая, а другая — грязная.
Клепа: а какую воду вы хотели бы пить?
Дети: чистую, грязную пить нельзя.
Клепа: Правильно, ребята! Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Что для этого нужно сделать? (Выслушивает предположения детей)
Возьмем стаканчик с грязной водой, накроем его тряпочкой и пропустим грязную воду через эту тряпочку. (Вода стала чистой)
А что стало с салфеткой?
Дети: она стала грязной.
Клепа: молодцы ребята! Теперь вы научились воду очищать!
Третий этап: Рефлексивно — аналитический.
Клепа: ребята, вам понравились опыты?
Дети: да
Клепа: предлагаю вам проделать все эти опыты дома, вместе с родителями! Покажете, чему научились сами или придумаете что — то новое! Ребята, я рад, что вам понравилось в лаборатории. А теперь мне хочется вам предложить поиграть с мыльными пузырями, эта самая веселое занятие для детей и даже взрослых (дети играют с пузырями).
Клепа:
— Ребята, мне хотелось бы узнать, все ли вам понравилось?
Что понравилось больше?
Что вам показалось сложным?
Хотели ба еще заняться опытами?
Будете ли вы заниматься опытами дома?
Ребята, если вам все понравилось, то возьмите на столе веселую капельку, а если не все понравилось и что-то не получалось, то грустную! Дети выбирают.
Грустный Веселый
Клепа хвалит детей за продуктивную совместную деятельность, за хорошее настроение и прощается!
Литература:
- Аджи Алла Викторовна. Новые образовательные стандарты ФГОС. Открытые мероприятия для детей детского сада «Познавательное развитие» Воронеж 2014.
- Интернет ресурсы. Сайт «Любопытная Варвара».
- Молодова Л. П. Экологические праздники для детей — Минск: Асар, 1997.
- Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации.- М.,2008.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, вод, ребята, грязная вода, лаборатория, опыт, ватная палочка, вода, образовательная область, опыт дома.