Картотека заданий по лексической теме «Мебель»
Рекомендации для родителей по лексической теме: «Мебель»
Дети должны усвоить: названия основных видов мебели и их частей; назначение.
Лексика
Расширение словарного запаса:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: мебель, стул, табурет, стол, кровать, диван, кресло, шкаф, ножки, столешница, спинка, сиденье, подлокотники, дверца, полки, гостиная, спальня, кухня, ножка, комната, вешалка; комод, сервант, буфет, стенка, тумба.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: обеденный, письменный, журнальный, компьютерный, мебельный, кухонный, платяной, высокая, большая, маленький, круглый, длинный, красивый, гладкий, блестящий, удобная, деревянная, светлая, плетёная, железная, мягкая, твёрдая, модная, комнатная, книжный; дубовая, березовая, ореховая, сосновая, мягкая, зеркальная, кожаная, полированная, пластмассовая.
ГЛАГОЛЫ: делать, продавать, закупать, ставить, вносить, выносить, передвигать, сидеть, спать, лежать, убирать, вытирать, беречь, мечтать, отдыхать, играть, храниться, висят, стоит.спать, работать, открыть, протереть, сломать, починить; расставлять.
НАРЕЧИЯ: удобно, мягко, жестко, справа, слева, посередине.
Грамматический строй
1. «Один — много» (употребление существительных в единственном и множ. числе)
Стол – столы (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
2. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно — ласкательной форме)
Стол – столик (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
3. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
4. «Для чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»)
Для чего нужен стул? Стул нужен для того, что бы сидеть (учите детей отвечать полным предложением)
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
5. «Найди нужную часть» (усвоение предлога для)
Крышка нужна для … (стола)
Спинка нужна для …(стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна .. .для (шкафа, тумбочки)
Ящики нужны для …(стола, тумбочки, комода)
Матрац нужен для… (кровати)
Подлокотники нужны для… (кресла, дивана)
6. «Из чего сделана мебель?» (образование относительных прилагательных)
Мебель из кожи — кожаная Мебель из дерева — … Мебель из пластмассы — … Мебель сплетена — … Мебель из пластика — … Мебель из металла -.. | Стол из дерева – деревянный стол Диван из кожи – кожаный диван Полка для книг – книжная полка Комод из дуба – дубовый комод Стол на кухне – Полка для обуви – |
7. Употребление существительных во множественном числе в родительном падеже
Стул – нет стула
Диван – нет дивана
Кровать – нет кровати
Письменный стол – нет письменного стола и т.д.
Связная речь
1. Составление рассказа — описания «Обставляем комнату (гостиную, спальню, кухню)» Использовать предлоги: в, под, на, над, около, за; наречия: справа, слева, посередине и т.д.
2. Составление рассказа «Как я убрал в комнате».
3. Нарисуй свою комнату.
Итоговое мероприятие: презентация рассказа описания «Обставляем комнату»
Уважаемы родители! Если у вас есть мебель для игрушек (резиновая , деревянная, пластмассовая), пожалуйста, принесите в четверг. В пятницу сможете забрать ее домой. Спасибо за сотрудничество!
Загадки на тему «Мебель»
Под крышей — четыре ножки, А на крыше — суп да ложки. (Стол) На него ты сможешь сесть Коль к столу позвали есть. (Стул) На мне пишут и едят, Дети все вокруг сидят (Стол) Прибили к стенке ловко, Теперь я стала… (Полка) Если ты устал играть, То ложишься на… (Кровать) Днем спит на ней покрывало и подушка, А по ночам там спит – Андрюшка. (Кровать) День прошел, пора и спать, Расстелю свою… (Кровать) Как приятно нашей Тане Поваляться на… (Диване) Перед телевизором стоит, Папа, отдыхая, на нем лежит. (Диван) | Я на стол чуть-чуть похожа, Есть на кухне, и в прихожей, В спальне я бываю редко, А зовусь я … (Табуретка) Ваши вещи сберегу, И по полкам разложу. Я высокий, как жираф Угадайте кто я… (Шкаф) На диван оно похоже И на стул немного тоже. Нам вдвоем сидеть в нём тесно. Догадались? Это… (Кресло) Четыре сестрички день-деньской Сидят под крышею одной. (Стол и стулья) Смастерил вчера Николка Для своих игрушек… (Полку) В нашем парке на аллейке Стоят ажурные… (Скамейки) Свитер, кофту, тёплый шарф Аккуратно сложим в… (Шкаф) У чистюли Любочки Всегда порядок в… (Тумбочке) |
Пальчиковая | гимнастика |
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре,
Много мебели квартире. Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле. Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили
Много мебели в квартире. Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками.
Кирюшкина кроватка
Вот Кирюшкина кроватка, (Разводят руки в стороны.) Чтобы спал Кирюшка сладко, (Приседают, кладут сложенные ладони под левую щечку.) Чтоб во сне он подрастал, (Медленно поднимаются.) Чтоб большим скорее стал. (Встают на носочки, тянутся руками вверх.)
Платяной шкаф
Мне купили для одежды Шкаф вместительный, большой. (Показывает, какой большой шкаф.)
Он красивый и удобный И зовется «платяной». Уберу в него одежду: Майки, шорты и трусы, Брюки, куртки и рубашки, (Загибает пальцы на двух руках.) Свитера и пиджаки. И носки с футболками Уберу на полки я.
Стол
У стола четыре ножки. (Левый кулачок ставится на стол.) Сверху крышка, как ладошка. (Накрыть кулачок сверху ладонью правой руки.)
Стул
Это стул. Сиденье, спинка, (кулачок, ладошка) А на спинке две картинки, (показывает 2 пальчика) А еще четыре ножки, (показывает 4 пальчика) чтоб сидеть под стулом кошке. (показать ушки)
Ножки, спинка (Левая рука опирается локтем на стол.) И сиденье (Кулачок прижат к левой ладошке.) Вот вам стул На удивленье!
Раскраски по теме «Мебель»
Игры по теме «Мебель»:
Где сидит котенок?
«Соедини предметы мебели по образцу»
Куда нужно положить игрушки?
Куда спрячем собаку (кошку, машину, тапочки, мышку)?
Назови кто, где сидит?
Куда забрался котенок?
Где сидит мишка?
Назови предметы мебели.
Чего не хватает?
Развиваем связную речь
Обведи по пунктирным линиям (развиваем мелкую моторику)
Конспект занятия в старшей группе детского сада с презентацией. Мебель
Конспект занятия по формированию лексико-грамматической системы языка в старшей группе комбинированной направленности
Автор: Василенкова Татьяна Сергеевна Тема: «Поможем Сибирячку» Возрастная группа детей: старшая группа (5 – 6 лет) Речевое заключение: ОНР (III уровня) Цель: Создать условия для расширения и закрепления знаний детей по теме «Мебель». Задачи: 1. Коррекционно – образовательные:
Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «мебель»; развивать умение классифицировать, сравнивать и обобщать; закреплять умения использовать слова, противоположные по смыслу; совершенствовать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении; учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
2. Коррекционно – развивающие:
Развивать вербальную память, развивать словесно-логическое мышление, развивать зрительное восприятие и связную речь; развивать любознательность и положительное отношение к процессу обучения.
3. Коррекционно – воспитательные:
Формировать у детей навыки сотрудничества и доброжелательности; воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Словарь: пенал, комод, жёсткий Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Перечень видов деятельности и соответствующих им форм работы: коммуникативная деятельность (беседа, загадки, словесные игры), игровая деятельность (дидактические и словесные игры), двигательная (физминутка, игра с мячом). Ожидаемый результат: Дети научатся обобщать понятие «мебель», расширят словарный запас по данной теме. Научатся классифицировать, сравнивать и обобщать предметы мебели, использовать слова, противоположные по смыслу; научатся образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дети поупражняются в согласовании слов в предложении. Научатся правильно собирать целое из частей. Оборудование: Мультимедиа, колонки, ноутбук, волчок, конверт, письмо в форме шишки от Сибирячка, разрезная картинка из 6 частей, массажный мячик, музыка для физминутки, видеозапись Сибирячка.
Ход занятия
I. Орг. момент Приветствие — Закружился наш волчок, пригласил ребят в кружок. Дружно за руки возьмемся, всем вокруг мы улыбнемся. II. Основная часть — Ребята, сегодня я к вам пришла не с пустыми руками, у меня для вас письмо от Сибирячка! А вы знаете сказку про Сибирячка, кто это? (Сибирячок – это мальчик, который появился из шишки, он живет в Сибири, а Сибирь – это наша малая Родина.) — Итак, послушайте, что пишет Сибирячок: «Здравствуйте, ребята! Мой друг отправил мне фотографию своей комнаты, которую обставил новой мебелью. Но фотография распалась на кусочки, мне очень хочется ее увидеть, но собрать я ее не могу, потому что подул сильный ветер и кусочки разлетелись в разные стороны. Помогите мне, пожалуйста, найти все части фотографии и собрать ее!» — Ребята, поможем Сибирячку? (Да) — А как мы можем помочь собрать фотографию? — Нам нужно отыскать все части фотографии, но для того, чтобы найти каждую из частей, необходимо выполнить задания, вспомнив мебель! — Подождите, в конверте еще что-то есть.. Я думаю, это подсказка, где можно найти следующую часть фотографии. — Следующая часть фотографии находится в месте, где вы занимаетесь физическими упражнениями. Ребята, пойдемте поищем там часть фотографии. В уголке физического развития дети находят часть фотографии, на обороте этой части задание: отгадать загадки — Если ответ будет правильный, отгадка появится на экране. 1. Загадки. Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги, а не ходит. Сам всегда стоит, а другим сидеть велит. (Стул) Я удобный, очень мягкий, Вам не трудно угадать, — Любят бабушки и внуки Посидеть и полежать. (Диван) На рассвете и закате Сладко спится на… (Кровати) Четыре брата Под одной шляпой стоят. (Стол) — Загадки вы отгадали, а как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель) — Ребята, тут тоже есть подсказка: «Третья часть фотографии находится в уголке у пчелки» — Молодцы ребята, быстро отыскали! Теперь нужно выполнить задание, посмотрите на экран. Что здесь лишнее? Почему? 2. Дидактическая игра «Четвертый лишний» На экране — Мы картинки посмотрели, глаза наши устали, давайте их расслабим. 3. Гимнастика для глаз «Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят наши глазки все!»
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
— Наши глаза отдохнули, и нам пора отыскать 4-ую часть фотографии. Давайте посмотрим подсказку. — Следующая часть находится там, где вы любите рисовать. — Ребята, а где-то место, где вы любите рисовать? — Молодцы! И эту часть мы тоже отыскали! Теперь нужно выполнить задание. — Закончите предложение словом наоборот, например шкаф высокий, а комод … 4.
Упражнение «Скажи наоборот»: — Шкаф высокий, а комод … низкий. — Стол большой, а тумбочка … маленькая. — Диван мягкий, а табурет … жесткий, твердый. Повторяем новое слово жесткий. — Табурет жесткий, а кресло … мягкое. — Тумбочка низкая, а шкаф … высокий. — С вами мы сейчас играли и немножечко устали, давайте разомнемся! 6. Физминутка «Мебель» Утром в магазин пойдём, (ходьба на месте)
Мебель там приобретём: Высокий шкаф
(встают на носочки, тянутся руками вверх)
И табурет,
(приседают)
Кровать – на ней мы будем спать
(кладут сложенные ладони под левую щёку)
Купим стул
(к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул»)
И стол большой
(разводят руки в стороны)
Отвезем скорей домой
(крутят руль)
— Мы размялись, отдохнули, но нам нужно все-таки еще отыскать одну часть, смотрим подсказку! — 5-я часть находится в месте, где вы учитесь красиво говорить, занимаетесь с логопедом. — Молодцы! Теперь у нас 5 частей фотографии. Давайте выполним задание. — я вам буду бросать мяч и называть предмет, а вы возвращая мне мяч, называете это предмет ласково, например — У меня кресло, а у тебя? (Креслице.) 5.
Игра «Назови ласково» (с мячом) — У меня диван, а у тебя? (Диванчик.) — У меня шкаф, а у тебя? (Шкафчик.) — У меня стул, а у тебя? (Стульчик.) — У меня стол, а у тебя? (Столик.) — комод-комодик — пенал-пенальчик — кровать-кроватка — полка-полочка — кресло – креслице — Вы хорошо справились и с этим заданием, давайте прочитаем подсказку, где спряталась следующая часть фотографии. Уж очень нам не терпится помочь Сибирячку увидеть фотографию новой мебели в комнате его друга. — 6-ая часть находится в месте, где вы любите делать постройки. Идем искать. — Хорошо, молодцы, выполним задание. — Я вам прочитаю предложение, а вы послушайте, может в нем что-то не так? Есть ошибка? 7. Упражнение «Исправь меня» — Я купила красивая шкаф. — Я купила новую диван. — Я купила удобный кресло. — Я купила черная стол. — Я купила большой кровать — Ах, какие молодцы, части все уже нашли! Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями, и все фрагменты фотографии комнаты с мебелью нашли. — Как вы думаете, что нам осталось сделать? (Собрать) Собираем фотографию и уточняем какая мебель на этой фотографии есть. — Как одним словом назвать все эти предметы? III. Итог — Ребята, помогли мы с вами Сибирячку? — А что мы с вами для этого сделали? — Посмотрите на экран. Запись Сибирячка, он благодарит детей. — Передаю вам подарок Сибирячка, и тоже хочу вас поблагодарить, вы такие молодцы, мне было очень приятно с вами общаться! До свидания!
Презентация на тему: Мебель. Занятие в старшей группе детского сада
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку» Конспект занятия по математике для детей старшей ортопедической группы Конспект учебно-игровой деятельности в старшей группе по разделу программы «Детство» Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада
Похожие статьи:
Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы
Конспекты занятий по математике в старшей группе
Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе