ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Словарная работа: Посуда кухонная, чайная, столовая, сахарница, салатница, хлебница, конфетница. Оборудование: Иллюстрации, модели, мяч, картинка с зашумленным изображением. Индивидуальная работа: Закреплять с Настей умение отвечать полным предложением.
Ход занятия: Организационный момент: — Скажите, о ком это стихотворение? Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла Вдоль по улице пошла. (Это стихотворение про Федору.) — Что с ней случилось? (От нее ушла посуда, потому что она ее не любила.) — Сегодня мы в гостях у Федоры, поможем ей разобраться с посудой и расскажем все, что мы о посуде знаем, научим пользоваться посудой. Возьмите по одной картинке и скажите что это? (Это сковорода, чайник и т.д.) — Как назвать одним словом, Ваня? (Это посуда.) — Какая бывает посуда? (Кухонная, столовая, чайная.) — Расставьте посуду у Федоры на кухне. Какая посуда будет стоять на плите? (Кухонная.) — А на столе? (На столе будет стоять столовая посуда.) — А что поставим в шкаф? (Чайную посуду поставим в шкаф.) — Расставляйте. Ваня, какая посуда стоит на плите? (На плите стоит сковорода и чайник, потому что это кухонная посуда.) — Настя, что стоит на столе? (На столе супница и тарелка, потому что это столовая посуда.) — Паша, какую посуду убрали в шкаф? (В шкафу сахарница и чайник, потому что это чайная посуда.) — Вот какой порядок теперь у Федоры, а она принесла картинку и просит рассказать, что на ней нарисовано. Слава, что ты видишь, и из каких частей состоит этот предмет? (Я вижу чайник. У него есть дно, стенки, носик, ручка, крышка с ручкой.) — Что в чайнике делают? (В нем кипятят воду.) — Ваня, что увидел ты? (Кастрюлю. У нее есть дно, стенки, две ручки и крышка с ручкой. В кастрюле варят суп.) — Теперь Леша скажет. (Я увидел сковороду. У нее есть дно, стенки, ручка. В сковороде жарят блины). — Марк, скажи ты. (Здесь нарисована чашка. У нее есть дно, стенки, ручка. Из нее пьют чай). — Ну и Паша скажет. (Здесь нарисован заварочный чайник. У него есть дно, стенки, носик, ручка, крышка с ручкой. В нем заваривают чай.) — Молодцы, ребята. У Федоры так много посуды, она запуталась из чего она сделана. Мы расскажем ей об этом. Встаньте со стульчиков. Я вам буду говорить из чего посуда сделана, а вы мне какая она. Кастрюля из алюминия – Кувшин из глины – Стакан из стекла – Чашка из фарфора – Ваза из хрусталя – Сковорода из чугуна – Ложка из дерева – Поднос из золота — — Молодцы. Послушайте стихотворение Жила была посуда: чайник, чашка и блюдо, Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка. Кастрюля дружила с едой, кастрюля дружила с водой, И с человеком дружила. Его она вкусно кормила. — Посуда — это дом для продуктов. И сейчас мы об этом Федоре расскажем.
Игра «Домик для посуды». Сахар живет … (в сахарнице) Хлеб живет … (в хлебнице) Салат живет … (в салатнице) Масло живет … (в масленке) Перец живет … (в перечнице) Селедка живет … (в селедочнице) Конфеты живут … (в конфетнице) Сухари живут … (в сухарнице)
— Молодцы. Следующая игра «Назови признаки и действия». Мы научим Федору рассказывать с помощью моделей. Что это? (Это чашка.) — Какая чашка? (чайная, фарфоровая, чистая, новая) — Леша, что делают с этим предметом и как он называется? (Это кастрюля. Кастрюлю моют, чистят, покупают, выбрасывают, ставят, вытирают, убирают, сушат.) — Хорошо а что, Ваня, можно делать в этой посуде? (В сковороде жарят, зажаривают, обжаривают, поджаривают.) — Вы справились со всеми заданиями, теперь отдохнем. Встаньте в круг. Физкультурная пауза: Вот большой пузатый чайник, Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос, Он посуду нам принес. — Давайте вспомним, как мы составляли сложные слова и объясним Федоре, что они обозначают. Мясорубка -… (мясо рубит) Хлеборезка — … (хлеб режет) Овощерезка — … (овощи режет) Самовар — … (сам варит) Сырорезка — … (сыр режет) Соковыжималка — … (сок выжимает) Сладкоежка — … (сладкое ест) — А сейчас будем составлять предложения по моделям и научим этому Федору. Посмотрите на первую модель. Марк, составь предложение. (Маша ставит чашку на стол.) — Молодец, теперь, Паша, попробуй второе предложение. (Маша купила чайник и сахарницу.) — А еще как можно? Леня? (Мама принесла чайник и сахарницу. Мама унесла чайник и сахарницу.) — Настя, составь третье предложение. (Папа поставил кастрюлю на плиту.) — Что мы составляли? (Предложения.) — Что выражает предложение? (Мысль.) — Какой знак стоит в конце предложения? (В конце предложения стоит точка.) — Предложения составлять вы умеете, и сейчас составим рассказ, а о чем рассказ отгадайте: Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела». (Это чайник.) (Выставляется картинка.) — Про него мы будем составлять рассказ с помощью наглядного плана. Раздаются картинки с наглядным планом и составляется описательный рассказ. Итог: — О чем мы сегодня говорили? (О посуде.) — Какая бывает посуда? (Чайная, столовая, кухонная.) — Вы помогли Федоре навести порядок на кухне и расставить правильно посуду. За это она вас хочет угостить.
Следующая > |
Игровое занятие по развитию речи на тему «Посуда»
- 20 февраля 2013
Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
В условиях различных игровых ситуаций на логопедических занятиях дети получают навыки правильной речи. В ходе предварительной работы дети приобретают достаточный опыт ориентации по данной теме.
Поэтому итоговые занятия в каждый из периодов логопедической работы я провожу как праздничное мероприятие. Оно носит не развлекательный, а обучающий характер. Это своеобразный итог, обобщение всех наработанных знаний, умений, навыков. Ведь наиболее полно и отчётливо воспринимается и запоминается ребёнком то, что больше всего его затронуло эмоционально, что было ему интересно.
В отличие от обычных детских праздников, где заняты, как правило, самые бойкие и способные, здесь участвуют все дети. Для приобретения уверенности в собственных знаниях детям предоставляется возможность показать себе и окружающим свою осведомлённость по данной теме.
Подготовка к заключительному занятию идёт в течении 3 – 4 дней. Сопровождается тематическими беседами, дидактическими речевыми играми, показом наглядного материала, чтением художественной литературы: стихов, сказок, рассказов, загадок; заранее обучаю составлять описательные рассказы о любом предмете посуды по плану-схеме.
Занятие построено в форме проблемной ситуации, в виде «провокационного» диалога с детьми, что позволяет дошкольникам задуматься о свойстве и качестве материалов из которых изготавливается посуда, лучше усвоить тему, расширить кругозор, обогатить словарный запас.
Эфективность данного занятия достаточно велика всвязи с тем, что базовые знания дошкольников по теме «Посуда» находят в нём своё применение. Дети наглядно ощущают ценность накопленных ими навыков и применяют их на практике (в беседе, дидактических играх, изо-деятельности и т.д.).
В представленном конспекте прослеживается межпредмнтная связь занятий по «Окружающему миру», «Развитию речи», «Математике», «Изо-деятельности», «Музыке». Индивидуальные раздаточные карточки с заданиями, развивающими логику и детское мышление являются авторскими, выполненными конкретно для данного занятия и нигде ранее не использовались и не применялись.
Занятие рекомендуется проводить весело, эмоционально, задорно, вызывая у детей положительные эмоции от данных ими правильных ответов. Всё должно способствовать радостно-приподнятому настроению у детей и их свободному речевому общению.
Програмное содержание
Цели:
- Продолжать прививать интерес к быту русской деревни.
- Закрепить знания детей о современной и старинной посуде.
- Закрепить знания о различных видах посуды, её назначении.
- Расширять активнвй и пассивный словарь детей.
- Формирование лексико-грамматического строя и связной речи.
- Развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение и
- эмоционально-волевые процессы.
- Развивать графические навыки.
- Воспитывать бережное отношение к посуде.
Задачи:
- активизировать словарь по теме «Посуда», словарь синонимов, побуждать упражняться в словообразовании.
- совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже.
- активизировать мыслительную деятельность, учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации.
- закрепить умение составлять описательные рассказы о предметах посуды.
Приёмы познавательно-речевого развития:
- словесный приём: беседа, вопрос – ответ;
- решение проблемной ситуации;
- дидактические игры: «Добавь в каждую группу нужный предмет посуды», «Найди закономерность», «Сосчитай и назови», «Раскрась контур самовара»;
- наглядный приём.
Словарная работа:
- Активный словарь: чугунок, самовар, ухват, железный, деревянный, стеклянный, блестящий, прозрачный.
- Пассивный словарь: расписные, фарфор, пластмасса, глина.
Предварительная работа:
- Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе».
- Игры по теме «Посуда»;
- Музыкальная игра «Бай –качи – качи – качи».
- Знакомство детей со свойствами дерева, стекла, железа, глины, чугуна.
- Обучение составлению описательных рассказов о любом предмете посуды по плану-схеме.
Оборудование:
- костюм для Федоры,
- самовар,
- чугунок,
- кастрюля,
- железные и деревянные ложки,
- любая эстетично выполненная посуда,
- индивидуальные задания (карточки),
- наглядные пособия (фото самоваров),
- контуры самоваров, краски, карандаши.
Приложение 1: Конспект логопедического занятия.
Автор: Зыкина Татьяна Александровна, учитель-логопед МБДОУ № 312 «Катюша», г. Ростов-на-Дону. Стаж работы по специальности 10 лет.