Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ


Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Кузенкова

Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Консультация на педагогический совет на тему: «Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ«

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества. В это время закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть и взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей.

Методы работы с детьми по экологическому воспитанию.

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателей и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом воспитании детей широко используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе. В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда – при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

Организованная образовательная деятельность (занятия)

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.

Экскурсии. Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, а также развитию

Экологические праздники и досуги. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное»

содержание. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы — их организует
воспитатель.
Экологические акции. Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Ознакомление детей с природой в повседневной жизни. Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в повседневной жизни. Педагоги широко используют для экологического воспитания детей прогулки. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагоги знакомят воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность.

А также в группах детского сада необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду, которая предусматривает построение вариативного развивающего пространства, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, участников совместной деятельности. Она должна быть доступной, т. е. обеспечивать свободный доступ воспитанников к материалам, пособиям, объектам природы. Безопасной, т. е. все ее элементы должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования. И включать в себя не только природный уголок, но и центр познавательной активности для экспериментирования с различными материалами, наблюдения за природными явлениями и объектами неживой природы.

Труд детей в природе. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.)

. Эта
работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.
Работа с родителями — одна из важнейших форм экологического воспитания. Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются различные формы:

• Анкетирование, проведение опросов

• Родительские собрания, мастер-классы, консультации;

• Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

• Участие в тематических выставках, смотрах-конкурсах.

• Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке детского сада, озеленение территории детского сада;

• Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов,

Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.

Заключение. Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее. А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Экология и воспитание — суть понятий

Часто самым непонятным кажется наиболее очевидное. Понятие «экология» давно уже стало обычным, привычным, а главное — универсальным. Проблема состоит в том, что экология — это очень сложная наука, сформировавшаяся на стыке биологии, географии, химии и, в некоторой степени, физики. А если еще точнее, то экология — это частное проявление общей теории систем.

Если спросить человека, далекого от науки, что такое экология, то обычно мы получим ответ: « Это что-то про чистоту на планете». Как-то так получилось, что это понятие от сложной системной науки низвели до действий по очищению территории от мусора.

Не вдаваясь в подробности такой трансформации, приведем сугубо научное определение экологии: это наука о закономерностях функционирования экологических систем. Логично продолжить это определение понятием экологических систем. Это такие живые системы, функциональными единицами которых являются организмы разных видов в их взаимодействии друг с другом и с компонентами неживой природы. Таким образом, объектом науки экологии является вся живая материя планеты.

Однако не стоит путать биологию с экологией. В биологии объектом является организм во всех его проявлениях кроме психики. В экологии объектом является процесс взаимодействий организмов друг с другом. Поскольку эти взаимодействия носят постоянный характер, они и образует экологическую систему.

Таким образом, если упростить определение, то экология — это система знаний о том, как организмы, взаимодействуя друг с другом, образуют экологическую систему.

Прежде чем перейти к проблемам экологического воспитания, необходимо затронуть еще одно понятие — экологическая среда. Многие полагают, что экологическая и окружающая среда — это синонимы. Однако это не так. Окружающая среда — это понятие не совсем корректное. Среда — это то, что посередине, что окружает объект. Таким образом, мы получаем тавтологию.

Корректнее было бы применять термин экологическая среда, который трактуется как специфическая среда, созданная взаимодействием живых объектов. Поскольку любой организм может жить только в такой среде, то это определение можно трактовать несколько иначе. Экологическая среда — это такие параметры внешней для данного организма среды, которые сформированы деятельностью различных организмов в их взаимодействии друг с другом.

А понятие «окружающая среда», несмотря на свою некорректность, вошла в учебники и законы. По этой причине оно является скорее юридическим термином, касающимся безопасности жизни человека, чем научным понятием.

Воспитание: разнообразие подходов к определению

Понятие «воспитание» столь же многогранно и противоречиво. Оно может включать следующие варианты определения.

  • свойство личности, сформированное его окружением (воспитанный и не воспитанный ребенок);
  • комплекс технологий, направленных на формирование личности ребенка, которому должны быть присущи определенные качества;
  • целенаправленный процесс изменения личности в соответствии с требованиями общества или иной системы (например, государства);
  • формирование навыков, ценностных установок, социально значимых привычек, мотиваций, системы самоограничений, которые адекватны состоянию общества на данном этапе его развития.

Несколько слов о критериях экологической воспитанности старших дошкольников

Критериями экологической воспитанности отмечают следующие компоненты:

  1. Ценностно-мотивационный. Здесь речь идет о понимании детьми всей ценности природы. Немаловажен мотив для проявления интереса и получения знаний о проблеме экологии в мире.
  2. К когнитивному компоненту относим наличие представлений и знаний, осознанных и достоверных по рассматриваемой проблеме.
  3. В эмоционально-чувственном компоненте проявляются чувства ответственности. Дети хотят проявлять заботу о природе. Тут же важно проявление позитивных эмоций к окружающему.
  4. Практико-деятельностный компонент характеризуется наличием практических умений в заботе о природе.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]