Картотека гимнастики после сна. подготовительная группа.

Удивительные люди – воспитатели детских садов. Сколько хитростей нужно знать, чтобы целый день беречь и охранять, кормить и одевать, занимать и развивать мальчишек и девчонок, да ещё так, чтобы они при этом были дружными, весёлыми, здоровыми! Поддерживать здоровый дух в здоровом теле каждого ребёнка помогают специальные комплексы гимнастических упражнений.

День дошкольника поделён пополам дневным сном, и пробуждение становится переходным моментом, от которого весь оставшийся день будет зависеть настроение ребёнка. Именно поэтому гимнастика после сна проводится в детском саду ежедневно. Небольшая по продолжительности, почти незаметная для самих детей, она плавно и бережно помогает им наполниться бодростью и силой.

Виды гимнастики после сна

В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:

  • упражнения в кровати с элементами самомассажа;
  • игровая гимнастика;
  • гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;
  • ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.


При подготовке упражнения можно использовать любые тренажеры, которые есть в детском саду
Как видно из списка, дневная гимнастика становится мощным комплексом оздоровительных процедур, грамотно и лаконично выстроенных во времени, а главное, интересных и приятных для ребёнка.

Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна.

Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину.

Картотека гимнастик

Очень важно проводить гимнастику с ребенком в игровой форме. Сюжеты должны быть ребенку знакомы и интересны, а движения — выполнимы и понятны. Комплекс упражнений нужно периодически менять, чтобы малышу не стало скучно.

В помощь воспитателям и родителям в Интернете размещаются картотеки упражнений, например, «Картотека гимнастики после сна», «Картотека дыхательной гимнастики» и т. д. В таких подборках приводится много комплексов простых упражнений с забавным сюжетом, часто в стихах. Задания сопровождаются методикой выполнения, указан возраст, для которого комплекс разработан. Все упражнения подобраны так, что подойдут любому более-менее здоровому ребенку соответствующего возраста.

Также родителям будет очень полезно ознакомиться с книгой «Утренняя гимнастика в детском саду» (автор Харченко Т.Е), где описано много развивающих комплексов для детей двух-трех лет. Там же есть разработки для гимнастики после сна, дыхательной и пальчиковой гимнастики, упражнения для развития мелкой моторики рук. Все занятия снабжены интересным сюжетом, рекомендациями к выполнению. Найти книгу в Интернете не составляет труда.

Элементы гимнастики после сна

Гимнастика после сна – как разноцветная мозаика, которую каждый день можно собирать заново, составляя из её основных элементов новый образ. Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:

  • потягивание;
  • дыхательные упражнения;
  • махи руками;
  • поглаживание биологически активных зон;
  • прыжки;
  • приседания;
  • несложные элементы йоги;
  • пальчиковую гимнастику;
  • гимнастику для глаз;
  • визуально-акустические упражнения.

Несмотря на то, что гимнастика после сна обычно бывает непродолжительной, воспитатель может комбинировать отдельные элементы и фрагментарно использовать понравившиеся разработки.

Видео-пример утренней гимнастики:

Организация гимнастики

Все манипуляции, проводимые с детьми, должны быть тщательно обдуманы и соответствовать ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам). Это свод четких правил и требований к образованию определенного уровня. Для физического развития дошкольников существует «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста», где отражены правила проведения зарядки для различных групп с учётом возрастного, физического и психологического развития детей.

В организации гимнастики воспитатель руководствуется такими критериями:

  • возраст;
  • физические способности детей;
  • распределение нагрузки;
  • комплексность упражнений;
  • длительность;
  • место проведения.

Возраст

С учетом этого показателя различается комплекс упражнений после обеденного сна. Так, для деток младшего возраста зарядка проводится в игровой форме, и малыши изображают птичек, зверей, маминых помощников. При этом требуется обязательное выполнение воспитателем каждого из «упражнений».

В подготовительной группе дети возрастом 5–6 лет более организованы и самостоятельны, поэтому воспитатель может назначить «старшего» из детей, который будет показывать упражнений всей группе, а остальные детки будут их повторять. В это время воспитатель может уделить время индивидуальной работе с конкретными детьми.


В подготовительной группе дети запоминают упражнения, выполняемые ежедневно, поэтому часто практикуется самостоятельное проведение разминки

Распределение нагрузки

Стандартный комплекс упражнений выполняется на протяжении 15–20 минут. На распределение нагрузки влияют искривление осанки, плоскостопие и прочие физиологические проблемы. Если таковых не имеется, общая схема имеет следующий вид:

№ этапаЧто делатьОписание упражненияДлительность (мин.)
1Потягивания рук и ногВыполняется в кровати, непосредственно после пробуждения. Можно продолжить упражнение в виде поочередных махов руками и ногами возле кровати3
2ХодьбаПереход в активную фазу продолжается ходьбой, от медленной до постепенно ускоряющейся. Можно начинать в прохладной комнате3
3Активные телодвиженияДвижения для профилактики проблем опорно-двигательной системы продолжают в теплом помещении. Это могут быть активные махи, наклоны, повороты туловища, прыжки, приседания. Рекомендуется дополнять спортивными принадлежностями (скакалки, детские гири и гантели и пр.)5–7
4Дыхательные упражненияВ меру прохладной комнате осуществляют элементы, взятые с дыхательной гимнастики3–4

Упражнения для разных групп

Гимнастика после сна в младшей группе

Наиболее продолжителен дневной сон в младшей группе детского сада. Малышам бывает сложно проснуться в хорошем настроении. Если сон был крепким, они могут не сразу сообразить, где находятся. Дети плачут, капризничают, отказываются вставать, умываться, одеваться. Поэтому во время проведения упражнений акцент делается на эмоциональной составляющей гимнастики: правильном подборе музыки, речевого сопровождения, гармонизации общей атмосферы занятия. Образы, которые будет создавать воспитатель во время выполнения упражнений, должны быть притягательными.

Комплекс упражнений «Солнечный лучик»

Солнечный лучик в небе проснулся, Солнечный лучик к окну потянулся. Там, за окошком, двадцать ребят Дружно в уютных кроватках лежат.
(Дети потягиваются лёжа в постели)
Эй, просыпайтесь, девчонки, мальчишки! Платьица надо надеть и штанишки! Где у вас ручки?
(Поднимают руки, по очереди трясут ими)
Где у вас ножки?
(Поднимают ноги, по очереди делают махи)
С вами сейчас поиграем немножко! Ну-ка, представьте, что лето настало: Город проснулся
Потирают кулаками глаза).
И солнышко встало.
(Поднимают руки над головой, тянутся).
Вот и отлично! Значит, поедем Вдаль по дорожке на велосипеде!
(Делают упражнение «Велосипед»)
Ехали, ехали… — На мельницу приехали!
(Делают упражнение «Мельница»)
Дальше поехали Ехали, ехали… — К речке приехали. Помочим ножки, Потрогаем водичку!
(Встают с кроваток, поочерёдно опуская ноги на пол)
Ай, водичка холодна! Вот и ножка одна…
(Прыгают на правой ноге)
А вот ножка другая, Шустрая какая!
(Прыгают на левой ноге)
Мы в водичке постояли, Искупались, (Делаю движения руками, имитирующие плавание) Поныряли… Ай, хорошо!
(Делают приседания с вытянутыми вперёд руками)
Встали с пятки на носочек, Дружно вышли на песочек.
(На носочках выходят из спальни в общий зал, где уже подготовлены массажные коврики)
По песочку походили – На камешки наступили. Ох, горячо!
(2 минуты шагают на месте по резиновым коврикам)
А теперь мы поднялись,
(Сходятся в центре зала)
Дружно за руки взялись.
(Образуют круг)
Потянулись,
(Потягиваются),
Улыбнулись.
(Улыбаются друг другу).
Наконец-то мы проснулись!

Гимнастика после сна в средней группе

Гимнастика для воспитанников средней группы должна включать в себя большее число упражнений. Она направлена уже не только на эмоциональное сплочение ребят, но и на комплексное оздоровление детского организма. Обязательны элементы дыхательной гимнастки. Целесообразно сочетать игровые приёмы с комплексом упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки.

Значение и польза

Каждый ребенок индивидуален, и если один с легкостью пробуждается после обеденного сна, то для другого это может стать настоящим испытанием. Поэтому во многих детских садах воспитатели применяют комплекс гимнастики, который помогает малышам быстрее вернуться в активный режим. Главная цель таких мероприятий – привыкание ребенка к навыкам выполнения зарядки, которая в будущем сформирует привычку ежедневных занятий полезными упражнениями.

Для того чтобы воспитаннику было легче принимать новые для себя вещи, гимнастика проводится в группе детей. Когда с ребенком находятся рядом другие дети, ему легче вникать в суть заданий, а если что-то оказалось непонятным – всегда можно подучиться этому на примере друзей. Кроме формирования командного духа, зарядка очень полезна для здоровья, так как оказывает влияние на все системы организма:

  • повышает иммунитет;
  • формирует устойчивость к стрессовым ситуациям;
  • стимулирует нервную и дыхательную системы;
  • ускоряет обменные процессы;
  • ускоряет кровообращение;
  • оптимизирует работу сердечно-сосудистой системы;
  • тренирует мышцы, приводя их в тонус;
  • предотвращает появление плоскостопия и искривления осанки;
  • развивает мелкую моторику и координацию движений;
  • повышает когнитивные способности;
  • улучшает настроение.

Внимание! Гимнастика после дневного сна должна проводиться за час до еды или спустя некоторое время после приема пищи. В качестве локации должно быть выбрано проветриваемое помещение без сквозняков.

Сон в жизни малыша играет большую роль. Одна из его главных задач — это восстанавливать силы за прошедший день и давать энергию на будущее. Процесс пробуждения после дневного и ночного сна не менее важен. Большинство деток просыпаются с плохим настроением, а некоторых крох и вовсе не разбудить. Это усложняет жизнь молодым родителям, так как малыши могут находиться без настроения в течении всего дня. Чтобы этого не происходило, можно на постоянной основе ввести в ритуал на пробуждение оздоровительный комплекс домашних упражнений. Заниматься гимнастикой можно вместе с малышом не вставая с постели.

Во многих детских садах уже несколько лет практикуется детская гимнастика после сна. Она помогает малышам легче просыпаться, придает бодрости и помогает более комфортно проводить день. Некоторые упражнения можно выполнять в домашних условиях. Важно проводить зарядку в позитивном и игровом ключе, чтобы она доставляла удовольствие вам и вашему малышу.

Маленькие детки быстро растут, поэтому важно с раннего возраста начинать легкие физические нагрузки. Для того, чтобы расти здоровыми им понадобится много сил и энергии. Дети, которых закаляют с раннего возраста редко болеют, а также их выдает здоровая активность и любознательность. Такие малыши любят общаться со сверстниками и легко идут на контакт с людьми.

Гимнастика после дневного сна хорошо развивает:

  • зрение;
  • речь;
  • память;
  • выносливость;
  • терпение.

Бодрящая гимнастика после сна помогает легче перенести пробуждение. Перед тем, как приступить к комплексу упражнений важно подготовить спальню малыша:

  • проветрить помещение;
  • впустить свет в комнату;
  • уберите все лишнее с кровати и пола, чтобы это не стесняло движения;
  • подготовьте музыку;
  • если занятия проходят с дополнительной атрибутикой ее необходимо заранее подготовить. (мяч, скакалка, обруч, массажный плед).

Начинать выполнять упражнения можно прямо в кровати, после того как ребенок открыл глаза. Важно постепенно наращивать темп, не торопиться:

  • Медленное пробуждение. Вначале включите музыку тихо, по мере пробуждения можно увеличить громкость. Для более позитивного настроя выбирайте музыку, которая нравится малышу, даже если она не будет слишком ритмичной. Пустите свет в спальню, откройте шторы. Откиньте одеяло с малыша, проведите своими руками по всему телу ребенка начиная с плеч и заканчивая пятками. Можно сделать легкий массаж ступней и ладошек.
  • Разминка. Самое простое с чего можно начать это потягивание. Дайте малышу потянутся несколько раз. Далее можно показать малышу упражнение с подниманием по очереди рук и ног, а также аккуратно выполнить круговые движение шеей. Сделайте вместе с ребенком дыхательную гимнастику: вдыхайте и выдыхайте воздух несколько раз полной грудью. После того, как ребенок окончательно проснется, можно переходить к более серьезным упражнениям, где нужно, чтобы малыш стоял.
  • Легкие игровые упражнения. Перед началом зарядки рекомендуется проветрить спальню, где спит малыш. Это делается для того, чтобы можно было совместить процесс гимнастики с легким закаливанием. Легкая зарядка включает в себя следующий комплекс упражнений: подняться и ходить на носочках, затем на пяточках, высоко поднимать колени, перекатываться с пяточки на носок и обратно, руками можно делать небольшие круговые движения начиная с плеч, медленные наклоны из стороны в сторону, а также вперед и назад. Далее нагрузку можно постепенно увеличивать.

Как только ваш малыш начнет заниматься гимнастикой после сна, положительный эффект не заставит себя долго ждать. Пробуждение не будет даваться малышу с таким трудом как это было раньше. Для того, чтобы занятия были эффективными достаточно выполнять упражнения по 3-4 раза, чередуя нагрузку с отдыхом. Тогда мышцы малыша будут всегда в тонусе. Важно следить, чтобы дыхание ребенка во время выполнения упражнений было равномерным и спокойным.

Основная цель упражнений после пробуждения состоит в том, что ребенок, выполняя их легче переходил из сонного состояния к бодрствованию.

Гимнастика после сна имеет следующий положительный эффект:

  • улучшает настроение;
  • повышает усидчивость ребенка;
  • предотвращает различные заболевания (сколиоз и плоскостопие);
  • укрепляет систему дыхательных путей;
  • улучшает нервную систему (делает ее более выносливой);
  • делает крепким иммунитет ребенка;
  • ребенок с детства начинает вести правильный образ жизни, начиная свой день с упражнений.

Гимнастика после ночного и дневного сна не имеет принципиальной разницы. Единственное, что нужно регулировать это время. После ночного пробуждения не стоит проводить занятия больше 15 минут. А вот после дневного сна, можно уделить гимнастике около полу часа. Необходимо смотреть за состоянием ребенка, комплекс упражнений не должен быть утомительным. Важно, чтобы ему было интересно и весело. В противном случае, малышу может надоесть и в последствии он потеряет интерес. Чтобы этого не произошло, следите за состоянием малыша и регулируйте время исходя из его настроения. Уже через несколько дней практики, вы будете точно знать, что нравится именно вашему ребенку.

Для каждой возрастной группы существуют различные комплексы упражнений. То, что подойдёт для малыша 2 лет, будет уже не совсем актуально для ребенка, которому 3 года и более. Поэтому выбирая упражнения важно смотреть на физическую подготовку ребенка и учитывать возрастные ограничения.

Дети школьного и дошкольного возраста, могут выполнять более сложные физические упражнения:

  • Кошка. Ребенок становится на четвереньки и прогибается в спинке вниз и обратно вверх. Спина принимает форму колеса.
  • Колобок. Малыш ложится на спину, поджимает колени к животу, руками обхватывает ноги и катается вперед-назад, работают мышцы пресса.
  • Велосипед. Одно из самых популярных упражнений. Его часто делают не только детки, но и взрослые. Упражнение выполняется в положении лежа на спине. Ребенок поднимает ноги и начинает делать круговые движения, имитируя езду на велосипеде.

Если вы делаете гимнастику, соблюдаете все правила, а ребенок все равно просыпается капризный, без настроения или вовсе не хочет вставать. Стоит обратить внимание на ритм дня малыша. Сколько он бодрствует, спит ли малыш достаточно для своего возраста, есть ли в его режиме дня время для расслабления перед сном? В этих и во многих других вопросах касательно детского сна, поможет разобраться сертифицированный консультант по детскому сну Татьяна Кремнева. Приходите на страницу в инстаграм «Сон малыша», читайте посты, смотрите прямые эфиры.

Детки, которые выполняют физические упражнения после сна, реже болеют или значительно проще переносят различные заболевания. Прежде чем начать практиковать домашнюю гимнастику, можно проконсультироваться с педиатром на тему противопоказаний.

Автор: Татьяна Кремнёва.

Дыхательная гимнастика

Важная часть пробуждения – правильно выставленное дыхание, добиться которого поможет ряд специальных манипуляций:

  • цоканье языком, пародируя лошадок;
  • активное хихиканье;
  • надувание шарика: глубокому вдоху следует равномерное выпускание воздуха, руки при этом дети разводят в стороны, имитируя надувание шара; закончить упражнение хлопком в знак лопнувшего шарика;
  • дракон: активные вдохи через нос и выдохи ртом;
  • змейка: попытки дотронуться языком кончика носа и подбородка;
  • коровка: выдохи должны быть плавными, размеренными, сопровождающиеся протяжным «му-у-у»;
  • паровоз: согнув руки в локтях, дети ходят друг за другом по комнате (вагончики), при этом произнося «чух-чух-чух».

Все эти упражнения направлены на укрепление и стимулирование дыхательных путей, обеспечение вентиляции отделов легких.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]