Здоровьесберегающие технологий
В ДОУ чаще всего используют три группы здоровьесберегающих технологий:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
- Технологии обучения здоровому образу жизни.
- Коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- игровой стретчинг;
- динамические паузы;
- подвижные и спортивные игры;
- релаксация;
- гимнастика пальчиковая;
- гимнастика для глаз;
- гимнастика дыхательная;
- гимнастика бодрящая;
- гимнастика корригирующая.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Физкультурные занятия;
- занятия в бассейне;
- ритмика;
- биологическая обратная связь (БОС);
- коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье»;
- точечный самомассаж.
Коррекционные технологии:
- технологии развития эмоционально-волевой сферы;
- коррекция поведения;
- психогимнастика;
- арт-терапия;
- артикуляционная гимнастика;
- технология музыкального воздействия;
- сказкотерапия;
- технологии воздействия цветом.
Реализацию этих технологий на практике осуществляют инструкторы по физической культуре в тесном взаимодействии с воспитателями ДОУ, в условиях специально организованных форм оздоровительной работы и в разных формах организации педагогического процесса: в ходе НОД, в свободной деятельности детей, в процессе режимных моментов, на прогулках.
Одним из важных компонентов двигательного режима является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6-10 мин. на воздухе (при благоприятных климатических условиях) или в помещении. Существуют разные типы и варианты утренней гимнастики.
Например:
- комплекс музыкально-ритмических упражнений;
- утренняя гимнастика игрового характера;
- утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки;
- комплекс упражнений с тренажерами простейшего типа (диск «Здоровье», детский эспандер, детские гантели, гимнастический ролик и т.п.);
Обычно комплекс утренней гимнастики повторяется в течение двух недель.Комплекс утренней гимнастики проводится под руководством инструктора по физической культуре. Дети подготовительной группы вполне могут самостоятельно воспроизводить весь комплекс целиком после нескольких повторений. Во время организации необходимо музыкальное сопровождение.
Непосредственно организованная образовательная деятельность по физическому развитию является основной формой физического воспитания дошкольников, обязательной для всех детей, проводимой круглый год.
Физкультминутка является обязательной частью НОД. Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. В тот момент, когда у детей появляются первые признаки переутомления воспитателю целесообразно провести физкультминутку. Это набор общеразвивающих упражнений (упражнения для рук, наклоны, приседания, прыжки, подскоки, ходьба ) с текстовым сопровождением, или танцевальные, импровизационные движения с музыкальным сопровождением.
Во время большого перерыва между занятиями проводится двигательная разминка. Обычно она состоит из 3-4 общеразвивающих упражнений, или же произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Продолжительность разминки не более 10 мин: 6-8 мин. для активного движения и 1-2 мин для упражнений на расслабление.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Подвижные игры предназначены для совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. Подвижные игры подразделяются на подвижные игры с правилами (сюжетные и бессюжетные) и игры с элементами спортивной игры (футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, городки );по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание и др.) и по степени мышечного напряжения (большой, средней и малой подвижности). Проводятся ежедневно и во всех возрастных группах. Подвижные игры и упражнения на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Основной целью семейного и общественного физического воспитания дошколят является подготовка к труду, жизни. Детям необходимо до поступления в школу получить ряд знаний и двигательных навыков, которые помогут им лучше усваивать школьную программу на разных этапах обучения, меньше болеть, правильно формироваться физически. В этом им помогут физические упражнения.
Основными задачами физического воспитания, роль которого сложно переоценить, являются:
- охрана здоровья ребенка, укрепление иммунитета, закаливание организма;
- создание необходимых условий для формирования двигательных навыков, приучение к регулярной физической активности;
- полноценное физическое развитие (пропорциональное телосложение, повышение выносливости, как физической, так и умственной);
- воспитание интереса к активной физической деятельности, формирование потребности в ней;
- отработка основных видов двигательной деятельности (бег, прыжки, ходьба, бросание, метание, плавание и так далее);
- профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки;
- развитие выносливости, ловкости, силы и скорости;
- формирование у ребенка комплекса знаний о пользе занятий физкультурой, правилах и требованиях гигиены.
Развитие гибкости
«Эстафета с обручами»
Отмечается качество выполнения задания и скорость. Играющие встают в 2 колонны. На расстоянии 5 – 6 метров от колонн кладутся обручи – по 1 против каждой команды. По сигналу воспитателя: «1,2,3 – беги!» первые в колонне бегут к обручам, поднимают их вверх, пролезают в обруч, кладут его на место, бегут к своей колонне, дотрагиваются до руки следующего игрока и встают в конец колонны. Бежит следующий игрок. Выигрывает та группа детей, которая раньше пройдет полосу препятствий.
«Сделай фигуру»
Отмечается выразительность фигуры. Выбирается ведущий. Дети свободно передвигаются по площадке. На сигнал ведущего (удар в бубен или слово: «Стоп!» все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются. Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим.
«Маленький затейник»
Все упражнения выполнять в медленном темпе.
- Наклоны вперед и назад:
- вперед сидя;
- назад, стоя на коленях;
- вперед и назад стоя.
- «Ласточка». Стоя на одной ноге. Тело прогнуто, голова приподнята, руки в стороны. Носок поднятой ноги оттянут. Время удержания можно увеличивать до 10-20 сек.
Эстафета с мячами
Обращается внимание на правильность выполнения упражнений. Играющие делятся на 2 отряда и встают в 2 колонны. Ноги расставлены на ширину плеч. Первым в колонне дается по мячу. По сигналу воспитателя: «Вверх!» — дети поднимают руки вверх и стоящий первым передает мяч через голову стоящему сзади, тот следующему и т. д. Когда последний ребенок получает мяч, он бежит к воспитателю и отдает ему мяч. 1-2 раза мяч передается над головой, затем дается команда: «Вниз!» (мяч передается между расставленными ногами).
Методы
Выделяют две основные группы методов:
1. Специфические. К этой группе относят строго регламентированные упражнения, при помощи которых ребенка обучают двигательным действиям, совершенствуют их, формируют новые физические навыки, повышают выносливость. К специфическим относят игровые и соревновательные методы.
2. Общепедагогические. Делятся на вербальные и наглядные. В первом случае информация подается ребенку в форме объяснений, как выполнять то или иное упражнение, инструкций, команд, лекций, замечаний. Наглядные методы подразумевают пошаговый показ тех или иных двигательных действий, которые малыш должен повторять (на собственном примере, путем показа обучающих видеороликов, специальных картинок, создания зрительных ориентиров). Методику подачи материала подбирают исходя из специфики возраста. Например, если дети младшего возраста лучше всего воспринимают наглядные объяснения, то дошколята уже прекрасно понимают вербальные указания.
Развитие ловкости
«Горячая картошка»
Передавать мяч друг другу аккуратно в руки. Дети встают в круг, руки за спиной. В кругу стоит ведущий. По сигналу воспитателя дети начинают передавать «картошку» (мяч) друг другу. В это время ведущий просит показать игроков руки. Если в руках ребенка оказался мяч, он встает в круг (становится ведущим) и игра начинается сначала.
«Мышеловка»
После того, как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих в кругу.
Играющие делятся на неравные группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку, идут по кругу, приговаривая:
«Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели.
Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки – переловим всех сейчас!»
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя: «Хлоп!» стоящие в кругу дети опускают руки, приседают- мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они встают в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, они меняются ролями и игра возобновляется.
«Охотники»
Охотникам не разрешается выходить за черту. «Звери» свободно ходят по площадке. Три или четыре «охотника» стоят в разных местах, держа в руках по маленькому мягкому мячику. По сигналу все «звери» останавливаются, и каждый «охотник» легко бросает в них свой мяч. Задетые мячиками заменяют «охотников». Разрешается, стоя на месте, увертываться от мячей.
«Хоккей»
Стараться провести мяч к воротам, не мешая другому. Игроки 2-х команд находятся на площадках прямоугольной формы. На противоположных сторонах площадки обозначаются ворота. Игроки с клюшками или гимнастическими палками стремятся забить в ворота соперника маленький мяч. Игра проходит в пределах площадки на время. Вратарей не ставят.
Развитие быстроты
«Мы веселые ребята»
Если ловишка никого не поймал, то после 2-3 перебежек выбирается новый ловишка. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно в середине между линиями, находится ловишка.
Дети:
«Мы веселые ребята, любим бегать и скакать.
Ну попробуй нас догнать. 1,2,3- лови!»
Дети бегут на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3-х перебежек производится подсчет пойманных, и выбирается новый ловишка.
«Перелет птиц»
Соблюдать осторожность, стоя на снаряде. Дети бегают врассыпную по площадке, изображая птиц. По сигналу воспитателя: «Ветер, буря!» — поднимаются на гимнастическую стенку или становятся на скамейки. По сигналу: «Хорошая погода!» — дети бегают по площадке.
«Падающая палка»
Поощряется быстрая реакция на сигнал. Играющие рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Водящий ставит в центре круга палку, придерживая ее рукой. Выкрикнув чей-либо номер, он отпускает руку и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, должен выбежать и успеть схватить палку до ее падения. Если ему удалось это сделать, он возвращается на свое место, а прежний водящий продолжает водить. Если же игрок не успеет удержать падающую палку, он меняется местами с водящим.
«Пустое место»
Дети, стоящие в кругу, не препятствуют передвижению бегущих. Играющие образуют круг. Водящий бежит за кругом, кого-нибудь пятнает и продолжает бежать в ту же сторону, а запятнанный игрок бежит в противоположную сторону. Каждый старается скорее обежать круг и встать на пустое место. Не успевший занять место становится водящим, и игра продолжается. Пятная игрока, ведущий обязан уступить тому дорогу, отходя на шаг от круга.
Развитие силы
«Кто дальше»
Выполнять только по 1 толчку. Дети разбиваются на несколько команд и выстраиваются параллельными колоннами перед линией, за которую переступать нельзя. Первые номера толкают вперед набивной мяч. В месте остановки мяча проводится новая линия. Следующие участники толкают мяч уже от новой линии. Побеждает команда, у которой мяч окажется на большем расстоянии от начальной линии.
«Не задень мяч»
Контролировать силу движения рук. Трое или четверо ребят становятся вокруг мяча, лежащего на полу, и кладут руки на плечи рядом стоящим партнерам. По сигналу они начинают толкать друг друга так, чтобы кто-либо коснулся мяча. Коснувшийся выбывает из игры. Оставшийся последним – побеждает.
«Кто устоит»
Контролировать силу удара. Играющие в парах располагаются лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Пятки и носки вместе. Каждый старается ударами одной или обеих рук в ладонь соперника вывести его из равновесия. Можно уклоняться от ударов, убирая ладони. Игрок, оторвавший ступни ног от земли или сдвинувшийся с места, считается побежденным.
«Перетягивание каната»
Стараться удержаться на ногах. При падении одного из игроков игра останавливается. Две команды с равным числом игроков берутся за концы каната. На земле проводятся 3 линии на равном расстоянии между ними. На середину каната привязан бант, который совмещен со средней линией. По команде игроки стараются перетянуть канат на свою сторону. Побеждает команда, перетянувшая бант на канате до своей линии.
Развитие выносливости
«Кто дольше»
Дети прыгают до тех пор, пока не сделают ошибку. Прыжки через скакалку на месте, с продвижением вперед.
«Веселые эстафеты»
Отмечается качество выполнения упражнений и быстрота.
Эстафеты с разными вариантами заданий:
- прыжки;
- бег;
- передача мяча;
- подлезание;
- подтягивание по скамейке на животе и др.
«Пятнашки»
Стараться сохранить положение полуприседа во время игры. Игроки располагаются в пределах площадки в положении полуприседа. Один из игроков («салка») ловит, а остальные убегают. Как «салка», так и убегающие должны перемещаться в положении полуприседа. Догнав кого-либо из игроков, «Салка»касается его рукой. Возможен вариант, когда водящий пятнает других игроков не рукой, а мячом. Тот, кто выпрямиться или выбежит за пределы площадки, становится «салкой».
«Прыгуны»
Игроки, коснувшиеся линии или остановившиеся, выбывают из игры. Игроки располагаются лицом к стене и поднимают руки кверху. На расстоянии 15-20 см. выше пальцев каждого игрока проводятся линии. Игроки по команде начинают безостановочно прыгать вверх, стремясь коснуться ладонями стены выше соответствующих линий. Побеждает тот, кто выполнил больше всего прыжков.
Зарядка после дневного сна позволяет поднять активность детей, улучшить эмоциональный настрой, провести активную профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Она имеет вариативный характер, и разную степень продолжительности от 7-15 минут. После проведения 3-4 общеразвивающих упражнений лёжа в постели (на спине, на боку, на животе) ежедневно осуществляются пробежки по массажным дорожкам (дорожки здоровья).
Закаливание является важнейшей частью физического воспитания дошкольников. В системе работы ДОУ закаливание нужно рассматривать как сознательное применение системы мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.
Принципы закаливания: постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, личностно-ориентированный подход.
Виды закаливания:
- ежедневные оздоровительные прогулки на свежем воздухе;
- водные процедуры: местные (умывание, мытьё рук прохладной водой, полоскание рта после каждого приёма пищи и после сна прохладной водой или водой комнатной температуры, ножные ванны, обтирания или обливания до пояса) и общие (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейне);
- воздушные ванны и ходьба по «дорожкам здоровья» после сна; — ходьба босиком.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется взрослым в разное время дня: утром до завтрака, в перерыве между занятиями, в свободное время после дневного сна, во время прогулки. При планировании самостоятельной двигательной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды: выделить достаточное для активного движения пространство, иметь достаточно разнообразные физкультурные пособия (для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды, чередования активной и спокойной деятельности детей).
Музыкально-ритмическая деятельность так же благотворно влияет на физическое развитие детей: происходит общее укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развитие органов дыхания, кровообращения, сердечно- сосудистой и нервной систем организма; формируется правильная осанка, повышается работоспособность, жизненный тонус организма, совершенствуется развитие координации движений. Она тесно связана с физической культурой, из которой выбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения для верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т.д.) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т.д.), необходимые для хороводов, танцев. Они хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов.
Психогимнастика показана как детям с нарушениями характера, так и детям с нормой развития с целью психофизической разрядки. Она может использоваться воспитателями в повседневной работе с детьми, не требует специальной подготовки, при проведении психогимнастики не используются атрибуты. Элементы психогимнастики в ДОУ применяются при проведении НОД (помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость и снять усталость), на коррекционных занятиях с логопедом и психологом, в ходе свободной деятельности детей, или как специальные занятия (этюды, упражнения, игры) направления на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики человека.
Принципы воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста
Базовыми принципами для формирования физических качеств у дошкольников являются:
- гармоничное развитие личности — достигается путем сочетания физического воспитания и развития умственных способностей ребенка;
- связь физкультуры с реальной жизнью — занимаясь спортом малыш накапливает большую базу двигательных навыков, физических умений, которые в будущем способствуют формированию активной жизненной позиции и ведению здорового образа жизни;
- оздоровительная направленность — необходимо наглядно (желательно на собственном примере) показывать детям, как правильно выполнять те или иные упражнения, составлять тренировки таким образом, чтобы они соответствовали возрасту и уровню физического развития малыша, постепенно увеличивать нагрузки, но при этом следить, чтобы увеличение не было чрезмерным и так далее.