Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной игрушкой

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/13учебный год)

Номинация конкурса: педагогические идеи и технологии: дошкольное образование.

Консультация для педагогов: «Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной игрушкой»

Автор:

Зуева Ольга Анатольевна, воспитатель

Место выполнения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9»

Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной игрушкой.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что полноценное их развитие во многом зависит от личности педагога, культуры воспитания, условий в семье. Особая роль в этом процессе принадлежит эстетическому воспитанию. Ознакомление детей с искусством в детском саду не может в полном объёме сформировать умение понимать, принимать и чувствовать прекрасное. Необходима встреча ребёнка с его подлинными произведениями.

Экскурсии детей в музей необходимы. Образная память ребёнка сохранит впечатления, полученные в детстве, и он сможет снова к ним обратиться в более зрелом возрасте.

Музей способен обогатить ребёнка впечатлениями подчас совершенно новыми, от незнакомых предметов, которые он никогда не видел, да и не мог встретить в доступной ему действительности.

Очень интересны детям выставки игрушек. Это может быть и студия мастера прикладного искусства: рассматривание художественных предметов быта, скульптурок, игрушек, что доставит ребёнку огромное эстетическое удовольствие. Каждый экспонат по отдельности и все они вмести создают приподнятое, жизнерадостное настроение детям. Эти экспонаты надолго запомниться детям, а потом найдут отражение в изобразительном творчестве юных художников.

На сегодняшней день в дошкольных учреждениях сложилась определенная система работы с детьми, включающая несколько этапов:

1. Подготовка детей в детском саду к посещению музея. Сначала педагог рассказывает, показывая иллюстрации, репродукции, слайды. Создав у детей определённые представления, он переходит к диалогу с ними. Это позволяет дошкольникам впоследствии легко непринуждённо общаться с экскурсоводом, отвечать на вопросы, поддерживать беседу. Возможно использование дидактической игры, игры беседы.

2. Экскурсия в музей. По приходу в музей встречает экскурсовод.

3.Работа с детьми в детском саду по закреплению музейных впечатлениях.

Посещение музея группой дошкольников происходит в сопровождении педагогов. Дети знают, какие единые правила поведения они должны придерживаться, а педагоги организуют предварительную работу и закрепляющую работу по согласованию с экскурсоводом.

Единственной проблемой является транспортировка детей к музею, так как их перевоз в городских экскурсионных автобусах запрещён. Решением этого вопроса мог бы стать транспорт, непосредственно приписанный к музею.

Многолетние наблюдения позволяют сделать выводы о том, что привлечение детей старшего дошкольного возраста к музею в высшей степени целесообразно.

При этой работе решаются важнейшие задачи по формированию:

— познавательной мотивации;

— потребности посещать музей;

— культуры поведения в музее;

— эстетического вкуса.

Дети, не обладая абстрактным мышлением, очень восприимчивы к конкретике. Например, работники музеев художественного профиля отмечают, что дети обычно с интересом рассматривают мелкую пластику, а при восприятии живописи сосредотачиваются на лице изображаемого. Таким образом, способность к зрительному переживанию у детей развита едва ли не в большей степени, чем у взрослых. Поэтому в работе с маленькими посетителями особенно важно идти постепенно от экспоната к доступным их пониманию обобщениям.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребёнка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.

Работающие с детьми специалисты должны вводить в экспозицию или специально приносить на занятия экспонаты (копии, дубликаты), которые ребёнок может взять в руки. Психологи выявили, что использование такого приёма в работе с детьми 6-7 лет увеличивает запоминание ими информации более чем на 40% и обеспечивает точность описания и изображения исторических предметов и ситуаций.

Музейная информация может быть активно освоена и другими способами, например в игровой деятельности. Игра в жизни ребёнка – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленно манипулирования с предметами; пробуждается творческое начало, развивается воображение.

Вариантов игры в музей или с музейными предметами много. Педагог начинает рассказывать сказку об «оживших» экспонатах, а дети должны продолжить её, представить себе, что именно старинные вещи могут вспомнить о своём прошлом, своих прежних хозяевах, какие поведали друг другу истории. Возможно коллективное придумывание небольшого сказочного действа, исполнители которого дети, а действующие лица – музейные экспонаты. Игра «Живая скульптура» направлена на развитие пластического чувства, зрительной памяти и наблюдательности: кто-то из детей принимает позу наиболее запомнившейся скульптуры, а остальные пытаются отгадать это произведение.

Создание ситуации ролевого употребления, да вообще проведение музейных игр, требует, как подчеркивают психологи, очень большой работы музейного педагога. Он должен дать детям чёткое и одновременно доступное их пониманию представление о том контексте, в котором протекает игровое действо.

В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети этого возраста особенно расположены к общению.

Вопросы, которые им задаются, носят отнюдь не риторический характер: каждый из них обычно подразумевает конкретный ответ, который дети дают хором или по одиночке. Его можно оспорить, с ним можно согласиться, но главное он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знание (хотя они тоже необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращение к собственному жизненному опыту и, что более важно, побуждают к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребёнок. Экскурсия – монолог неприемлема в работе с детьми дошкольного возраста.

Для экскурсии необходимо:

— При составлении маршрута желательно предусмотреть возможность отдыха через 15-20 минут после начала экскурсии (на скамейках или принесённых с собой маленьких подушках, разложив их на полу).

— Для удобства общения желательно использовать бейджики с крупно написанными на них именами детей.

— Рассказ экскурсовода должен быть эмоционально насыщенным, ярким.

— Многие дети затрудняются описывать переживаемые ими впечатления, поскольку их словарный запас не содержит необходимых понятий. Поэтому в подготовки экскурсии предметом специального внимания должны стать слова, которые позволят описывать как сам экспонат, так и вызываемые чувства, а также личное отношение.

— Экскурсоводу необходимо осознано дозировать передаваемую детям познавательную информацию.

— Необходимо продумать вопросы. Хорошо продуманные вопросы позволяют нацелить детей на восприятие произведения, подвести к самостоятельным открытиям.

Непринуждённая беседа, в форме которой протекают занятия с детьми, вносит в экскурсию немалый элемент непредсказуемости. Поэтому музейному педагогу необходимо обладать даром импровизации, быть находчивым, но одновременно и достаточно строгим. Атмосфера свободы и раскованности, которая создаётся благодаря живому диалогу, не должна мешать сосредоточенной работе детей. Не случайно опытные экскурсоводы более трети всего времени тратят на поддержания дисциплины, что, конечно, достигается чёткой организацией занятия.

Восприятие музейной информации требует большого умственного и физического напряжения даже от взрослых посетителей. Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешает ребёнку долго стоять у музейной витрины, рассматривать большое количество экспонатов, впитывать все новые и новые сведения. Именно поэтому при работе с детьми нужно очень чётко знать, сколько времени займёт экскурсия, что им показать и в каком объёме.

Наиболее эффективно дети воспринимают информацию только первые 15-20 минут, после чего внимание снижается. Поэтому при продолжительности экскурсии 40-45 минут её первую половину рекомендуется сделать информационно более насыщенной, тогда как во вторую – внести элементы игры, творческой работы, двигательной разрядки.

Последняя может быть связана непосредственно с осмотром экспоната, (экскурсовод предлагает детям самим рассмотреть крупногабаритный предмет: они обходят его, наклоняются, приседают, заглядывают внутрь), но может стать своеобразной паузой в экскурсии. Чрезвычайно важно не забывать, что детям очень трудно стоять на одном месте. Время остановки у одной витрины не может быть очень долгим: обычно это 1-3 минуты.

Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости, особенно у детей. Поэтому количество демонстрируемых предметов следует ограничить 7-10, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».

Методика рассматриваемой работы предполагает постоянную организацию аудитории. Решая такие вопросы, как на что обращать внимание, как размещаться около стенда или витрины, в каком темпе идти, как задавать вопросы, экскурсовод, по существу, преследует весьма важную цель – воспитание музейной культуры маленького посетителя.

Для того чтобы ребёнок обогатился новыми знаниями, необходимо постоянное закрепление музейного материала, возращение к уже увиденному и услышанному.

Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации. Творческая работа происходит, как на занятии, так и в свободное время. Во многих музеях стало традицией, чтобы каждое занятие с детьми заканчивалось в студии, где посетители могут, к примеру, смастерить или раскрасить игрушку. Так возникает ситуация «знания через руки», дающая наибольший эффект в работе с дошкольниками.

На сегодняшний день музеи сделали большой шаг в развитии концепции наглядности, применяя новые и современные средства.

Широко применяется сотрудниками музея принцип учёта возрастных особенностей детской аудитории.

Сделать мир музейных экспонатов понятным, значимым для ребёнка помогает тесное сотрудничество педагогов детского сада и музейных работников. Характер такого взаимодействия определяется типом музея и предусматривает разные формы совместной деятельности.

Это может быть:

— Семинары, в ходе которых обсуждаются основные направления работы с детьми.

— Ознакомление музейных работников с воспитательными мероприятиями, проводимыми в детском саду.

— Консультации по конкретным вопросам музейной педагогики.

— Лекции научных сотрудников музея для воспитателей; тематические экспозиции.

— Совместное проведение игр – путешествий в музее, в ходе которых роль экскурсовода в определённый момент берёт на себя воспитатель.

Многообразны и формы работы сотрудников музея с детьми.

— Экскурсии, структура которых предусматривает дидактические игры, практическую деятельность детей по изготовлению кукол.

— Выезд в детский сад с музейными экспонатами для проведения занятий.

— Выставка одного экспоната (по теме занятия).

— Создание «исторической гостиной», в которой изучаемая эпоха, культура того времени представлена историческими или сказочными персонажами.

— Тематическое коллекционирование, в котором принимают участие сотрудники детского сада, дети и их родители, создание на этой основе мини-музеев с обязательным педагогическим сопровождением – «паспортом», включающим исторические сведения. Литературную подборку, фотографии по теме коллекции.

— Встречи с краеведами, архитекторами, народными умельцами.

— В конце каждой темы – заполнение творческих тетрадей для закрепления материала и развития интереса к познанию.

Приобщение к красоте, стремление пробудить фантазию в ребёнке – вот главные задачи, которые ставит и успешно решает народный умелец, вкладывающий в своё творение всю душу, всё тепло, свои представления о прекрасном.

Основные порталы (построено редакторами)

Справочная информация

Документы • Законы • Извещения • Утверждения документов • Договора • Запросы предложений • Технические задания • Планы развития • Документоведение • Аналитика • Мероприятия • Конкурсы • Итоги • Администрации городов • Приказы • Контракты • Выполнение работ • Протоколы рассмотрения заявок • Аукционы • Проекты • Протоколы • Бюджетные организации Муниципалитеты • Районы • Образования • Программы Отчеты
: • по упоминаниям • Документная база • Ценные бумаги
Положения
: • Финансовые документы
Постановления
: • Рубрикатор по темам • Финансы • города Российской Федерации • регионы • по точным датам Регламенты
Термины
: • Научная терминология • Финансовая • Экономическая
Время
: • Даты • 2015 год • 2016 год Документы в финансовой сфере • в инвестиционной • Финансовые документы — программы

«Красота в глазах смотрящего»

Музей – это место, где собраны частички искусства, культуры в широком смысле этого слова. Сегодня существуют музеи, в которых представлены не только классические картины или статуи. Разнообразие музеев огромно: одни рассказывают про искусство, которому несколько столетий, другие же о современном. Какие-то об истории или науке. Однако функция у них одна: развитие человека в ментальном плане.

Всё, на что смотрит человек, обрабатывается его мозгом и превращается в ассоциативную связь. Ассоциации делают людей совершенно непохожими друг на друга, они – ключ человеческой индивидуальности. Чем больше и лучше ассоциативные связи, тем более развит мозг. То есть главный орган человека можно развить, читая или рассматривая то, что сложно понять. Мозг как мышцы: без тренировки приходит в негодность. При нагрузке на мозг, которую создаёт искусство, нейронная сеть человека улучшается физиологически.

Со школы большинство людей усвоили определённый ход мыслей, общепринятые алгоритмы, и всё, что выходит за их рамки, вызывает различные сложности при восприятии. Чем старше человек, тем больше сложностей. Искусство не поддаётся ни одному алгоритму, поэтому выступает «тренажёром» для мозга. Во время простого рассматривания музейного экспоната совершается гигантская работа. Сложная, но необходимая каждому.

Самое активное образование ассоциативных связей идёт в детстве. То, с чем контактирует ребёнок, определяет его будущую жизнь. Индивидуальность, потенциал умственных способностей, взгляды – всё это формируется под влиянием окружающего мира. Особенность в том, что мозг ребёнка знает небольшое количество алгоритмов, поэтому всё принимает за основу.

Если коротко – качество того, что видит, слышит и чувствует малыш, равно качеству его мозга. Предметы «высокого качества» находятся в музеях. Там не придётся разбираться, что полезно, а что нет. Знакомство с любыми экспонатами музея принесёт только пользу. На экскурсиях в музеи формируется качественная основа, благодаря которой ребёнок в будущем сможет воспринимать сложные, многим непонятные вещи.

Экспонаты будут восприниматься ребёнком по-своему, возможно не так, как это принято у взрослых. Скорее всего, он не сможет в будущем как профессионал рассказать, например, о классических картинах, которые видел в детстве. Они несут другую функцию: не удивить окружающих «эрудированностью», а заложить в ребёнка красивый, устойчивый, индивидуальный внутренний мир.

Исходя из всего вышесказанного, ответ на вопрос прост, может быть даже банален: водить детей в музеи необходимо для развития. Походы в музей развивают ум ребёнка, как спортивная секция тело. Однако нужно помнить, что баланс необходим везде. Нельзя заставлять ребёнка постоянно контактировать с искусством в музее: этот процесс должен быть приятным, маленькому посетителю должно быть интересно. Иначе вместо пользы можно получить обратный эффект.

Образование и наука

Наука
: Контрольные работы • Научно-технический прогресс • Педагогика • Рабочие программы • Факультеты • Методические рекомендации • Школа • Профессиональное образование • Мотивация учащихся
Предметы
: Биология • География • Геология • История • Литература • Литературные жанры • Литературные герои • Математика • Медицина • Музыка • Право • Жилищное право • Земельное право • Уголовное право • Кодексы • Психология (Логика) • Русский язык • Социология • Физика • Филология • Философия • Химия • Юриспруденция

Цели школьной экскурсии

Каждая организованная экскурсия для школьников преследует свои цели и задачи. Экскурсионное мероприятие проводится в соответствии с намеченным планом. Обратимся к анализу целей, которые ставят педагоги перед проведением экскурсий.

По следам древних славян

«В гостях у Чуковского»

Интерактив «Красная стрела»

«Москва спортивная»

В зависимости от направленности мероприятия и с учетом возраста участников группы цели школьной экскурсии могут быть сведены:

  • К мотивации учащихся к активному участию в практической деятельности;
  • К духовно-нравственному воспитанию учащихся путем их приобщения к нормам социума и осознания ответственности за сохранение природы;
  • К расширению общего кругозора воспитанников;
  • К формированию практических навыков и умений путем осуществления определенных действий во время мероприятия;
  • К мотивации школьников на участие в исследовательской деятельности, проявлению творческого и научного потенциала;
  • К развитию основных компетенций, необходимых для выстраивания межличностных отношений, привития норм поведения в обществе и т. д.

«Московский школьник»

Интерактив «На пути к Олимпу»

«Первый раз в первый класс»

«Посвящение в пионеры»

Выше были приведены общие цели школьной экскурсии, теперь обратимся к их видам. Итак, существуют следующие виды целей:

  • Получение дополнительных знаний о культуре, науке и т. д.;
  • Воспитание патриотизма, уважения и любви к родине;
  • Трудовое воспитание и демонстрация достижений города в общей экономике страны;
  • Экологическое воспитание и знакомство с природой родного края.

Новый год с Чебурашкой и Геной

«Широкая масленица»

Интерактив «Школа Джунглей»

«Эхо прошедшей войны»

Исходя из цели школьной экскурсии, их достижение осуществляется путем решения определенных задач. К примеру, для цели патриотического воспитания и приобщения учащихся к природе и культуре родного края задачи сводятся:

  • К развитию творческих способностей и расширения у воспитанников кругозора;
  • К формированию интереса школьников к изучению культуры и истории родного края;
  • К знакомству с обликом города в разные временные периоды для формирования устойчивого мнения о его неповторимости и своеобразии.

Квест «Тайна лесной поляны»

Путешествие по сказкам Чуковского

Масленица «Краденое солнце»

Мастер-класс «Юный кондитер»

В соответствии с выбранными целями и поставленными задачами педагогом готовится план экскурсии. Достижение целей и решение задач происходит ресурсов и возможностей, предоставленных в рамках мероприятия.

Бизнес и финансы

Бизнес
: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность
: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство
• Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Фотоблоги

Искусство

• Детское творчество • Картины • Искусство • Поздравления • Кинобзор • Музыкальный мир • Русский рок

Мир

• Люди мира • Мир вокруг нас • Моя родина — СССР • Канал «Природа» • Камни и минералы • Кулинария, еда • Строительство и архитектура • Строимся • Транспорт • Оружие • Военный транспорт

Красота

• Fashion Pandia.ru • Girls and Girls

Школа

• Тесты к ЕГЭ • Решебники • ЕГЭ • 10 и 11 классы • Разные учебники • 4 класс • Русский язык 5-9 классы • 5 класс • 6 класс • 7 класс • 8 класс

Мудрость

• Клипарты • Цитаты

Каталог авторов (частные аккаунты)

Авто

Автосервис • Автозапчасти • Товары для авто • Автотехцентры • Автоаксессуары • автозапчасти для иномарок • Кузовной ремонт • Авторемонт и техобслуживание • Ремонт ходовой части автомобиля • Автохимия • масла • техцентры • Ремонт бензиновых двигателей • ремонт автоэлектрики • ремонт АКПП • Шиномонтаж

Бизнес

Автоматизация бизнес-процессов • Интернет-магазины • Строительство • Телефонная связь • Оптовые компании

Досуг

Досуг • Развлечения • Творчество • Общественное питание • Рестораны • Бары • Кафе • Кофейни • Ночные клубы • Литература

Технологии

Автоматизация производственных процессов • Интернет • Интернет-провайдеры • Связь • Информационные технологии • IT-компании • WEB-студии • Продвижение web-сайтов • Продажа программного обеспечения • Коммутационное оборудование • IP-телефония

Инфраструктура

Город • Власть • Администрации районов • Суды • Коммунальные услуги • Подростковые клубы • Общественные организации • Городские информационные сайты

Наука

Педагогика • Образование • Школы • Обучение • Учителя

Товары

Торговые компании • Торгово-сервисные компании • Мобильные телефоны • Аксессуары к мобильным телефонам • Навигационное оборудование

Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 814»

(ГБОУ ШКОЛА № 814)

Конспект консультации для воспитателей и родителей

Тема: «
Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель : Дудникова Н.В.

Москва 2015

Консультация для воспитателей и родителей «Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Одной из форм работы с детьми по формированию любви к родному краю являются экскурсии в музей.

Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определённом объекте или явлении. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсии для дошкольников, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми практикуются сейчас не так часто. В первую очередь это связано с трудностями организации подобной работы. Однако мы должны понимать, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке…

Экскурсии в музеи помогают по-новому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному.

Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера или читая книгу, но и рассматривая скульптуры, картины, общаясь с экскурсоводом.

Цель

: создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.

Задачи:

— сформировать представление о музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного края;

— развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

— воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей района или города

Посещение музея с дошкольниками – дело не простое, требующее вдумчивой подготовки и чёткой организации.

Чтобы экскурсии получились интересными и продуктивными, требуется:

Установить контакт с экскурсионным бюро или администрацией музея (

представитель музея может порекомендовать обратиться к экскурсоводу, который работает с детьми дошкольного возраста: он умеет просто, но при этом занимательно и увлекательно рассказать малышам о многих экспонатах музея и о самом музее).

Провести работу с родителями (оповестить родителей о походе в музей, сообщить тему экскурсии, предложить посетить музей вместе с детьми).

Подготовить детей к посещению музея.

Дать представление о том, что такое музей . Провести беседы на темы «Зачем нужны музеи».

Кто из вас был в музее? Что означает слово «музей»?

(Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.)

В мире очень много разных музеев.

— Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

(Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.)

Познакомить с правилами поведения в музее

Правила поведения в музее мало чем отличаются от правил в других местах культуры — на выставках, в театре или библиотеке. Однако и здесь есть свои существенные особенности. — Не шуметь, не бегать по залам, не расталкивать посетителей, не трогать экспонаты

эти правила знают все, но ими нормы поведения в музее не ограничиваются. Все музеи мира распахивают свои двери для посетителей в надежде на то, что в ответ получат уважение и восхищение сокровищами нации.

Поход в музей — всегда маленький праздник. Посетитель заходит в это учреждение культуры в особом состоянии духа и души, предвкушая встречу с прекрасным и вечным искусством, желая получить вдохновение и восторг.

Потому с первого же шага в музее нужно сдать всю верхнюю одежду и громоздкие вещи в гардероб.

Задача стоит конкретная — получить как можно больше информации об экспонатах или же увидеть самые дорогие сердцу картины и скульптуры.

После посещения музея дети, бывшие на экскурсии, рассказывают своим друзьям об этом событии, делятся впечатлениями.

С чего начать?

Какой бы музей вы ни выбрали для первого посещения, малыша необходимо подготовить. Прежде всего, нужно подробно объяснить ему, что такое музей вообще и что выставлено в залах музея, встреча с которым вам предстоит. Например, собираясь в зоологический музей, вы можете рассказать ребенку о повадках животных, о том, что они едят, как заботятся о потомстве. Можно перед походом в этот музей вместе с малышом вспомнить «Доктора Айболита» и предложить найти среди экспонатов всех вылеченных им зверей. Можно поиграть дома в художественный музей: подготовить вместе с ребенком экспозицию из открыток и репродукций, сделать паспарту из бумаги, подписи к картинкам. Затем предложите ребенку оформить его собственные рисунки и оборудуйте для них «зал современного искусства». Собираясь в музей, связанный с сельским хозяйством, можно рассказать малышу, как растут овощи, еще лучше — придумать сказочную историю, например, о приключениях зернышка, выбравшегося из колоска и отправившегося бродить по свету. Пофантазируйте вместе с ребенком, как зернышко и на элеваторе побывало, и на мельнице, и, в конце концов, стало вкусной булочкой. Включив воображение, можно подобным образом подготовить ребенка к посещению исторического, этнографического или технического музея.

Вспомните себя в детстве. Поделитесь с крохой своими воспоминаниями. Расскажите, что вы почувствовали, когда сами пришли в этот музей первый раз, что больше понравилось, хотелось ли вам прийти сюда опять. Ваша задача — максимально заинтересовать малыша, чтобы в будущем встреча с музеем ассоциировалось у него только с приятными эмоциями.

Для первого посещения лучше выбрать утро буднего дня, когда посетителей не так много и вашего малыша ничто не будет отвлекать от рассматривания экспонатов. Пусть наш совместный поход в музеи будет торжественно обставлен, а настроение будет приподнятым.

Экспозиция, на которую вы ведете ребенка, должна подходить ему по возрасту и быть интересной. Если тема, которую вы выбрали для просмотра, окажется скучной, малыш начнет капризничать. Не забывайте, что кроха быстро устает, легко отвлекается и не может усвоить сразу много информации. А чтобы вам не пришлось искать свое чадо среди экспонатов и извиняться за его поведение, ни на минуту не оставляйте его одного.

Не устраивайте маленькому ребенку экскурсий с экскурсоводом: его объяснения интересны детям постарше. Тщательно подготовившись к посещению музея, вы сможете заменить своему малышу самого лучшего экскурсовода.

Спокойно и коротко расскажите, как надо вести себя в музее. Старайтесь не пугать кроху длинными наставлениями. Объясните, что в большинстве музеев нельзя трогать экспонаты руками, так как их можно сломать или испачкать. Сообщите, что разговаривать в музее надо тихо, потому что крики и лишние эмоции могут помешать другим детям рассматривать экспозиции или слушать экскурсовода. Подайте пример своему малышу, покажите, как надо себя вести, — и постепенно даже самый эмоциональный ребенок станет спокойнее и внимательнее.

Следите за поведением малыша. Как только вы заметите, что прежнего интереса уже нет, постарайтесь побыстрее закончить экскурсию.

Коллективное посещение музеев — полезный досуг для детей, родителей и воспитателей

наталья павлова

Коллективное посещение музеев — полезный досуг для детей, родителей и воспитателей

Знакомство с музеем должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного возраста. Не случайно, эстетическое воспитание рассматривается, как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире (Н. А. Ветлугина)

.

Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы — храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры (открытый урок рф/статьи/578638/)

.

Прежде всего, посещение музеев даёт дошкольнику возможность приобщиться к миру общечеловеческих ценностей и развивает познавательно – исследовательские умения.

Музей — это особая образовательная среда, это замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Ведь семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи.

Посещение музеев поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство, позволит приобщиться к музейной культуре, усвоить правила поведения, умение понимать образный язык предметов, даёт символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания.

В дошкольном возрасте наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Именно поэтому приобщение детей к музею проводится в тесном контакте с родителями.

Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению. Однако есть родители, которые считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить»

. Также, некоторым папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, но
коллективное посещение музея всегда приветствуется, заставляет оставить какие – то дела и пойти с коллективом.
Опираясь, именно на эти аспекты мы и решили создать в нашей подготовительной к школе группе семейный клуб «Калейдоскоп музеев»

. Хотим поделиться опытом своей работы и подтвердить тот факт, что
коллективное посещение музеев полезный досуг для детей, родителей и воспитателей.
Работу в клубе мы начали с анкетирования на тему коллективного посещения музеев и создания клуба. Опрос родителей показал, что 25% родителей против участия в клубе и лишь 60% поддержали создание клуба. На первом заседании присутствовало 8 человек — родители, которые всегда поддерживают начинания воспитателей. Мы решили, что для создания клуба этого достаточно и начали работу.На заседании участники клуба приняли:

1. Девиз клуба «В прекрасный мир шагаем мы, чтоб быть в созвездии красоты»

. 2. Выбрали актив,который состоял из единомышленников: председателя, его помощника, фотографа. 3. Познакомили с тематикой заседаний клуба на год и предложили названия
музеев, которые планируем посетить в этом году. Родители и дети были активны, предлагали свои варианты. Поступило предложение – коллективно посетить музей хлеба, воды, зоологический, музей Ижорских заводов, планетарий. Исходя из интересов детей и рекомендаций родителей, была принята технологическая карта с целями и задачами клуба на год, темами заседаний.
Первое наше посещение состоялось в музей «Ижорских заводов»

.Перед собой мы ставили следующие задачи: познакомить
детей с музеем, помочь детям адаптироваться в музейном пространстве, способствовать формированию навыков музейной культуры.
Задачи работы с детьми были следующие:

Познакомить с историей возникновения г. Колпино, легендами о происхождении названия города.

Содействовать формированию у детей интересов,любознательности и познавательной мотивации: осваивать средства и способы получения информации.

Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых.

Развивать умение делиться впечатлениями со своими друзьями.

Задачи работы с родителями:

Развивать умения родителей анализировать деятельность и поведение ребенка. Изучить особенности педагогической осведомленности и возможностей родителей участвовать в образовательном процессе группы посредством участия в работе семейного клуба. Дать представления родителям о методах и средствах решения проблем ребенка в рамках семейного клуба.

Для нас, педагогов, первая экскурсия носила диагностический характер.Важно было выяснить:

Как дети будут вести себя в другой обстановке?

Как долго они смогут удерживать внимание?

Что больше всего заинтересует детей?

Будут ли дети задавать вопросы экскурсоводу?

Так как экскурсия длилась в течение часа, мы заметили, что некоторые дети начали утомляться, отвлекаться и экскурсоводу приходилось переключать внимание детей на что-то новое, интересное. Большинство детей были заинтересованы музейными экспонатами, они уставали, но экскурсия очень хорошо была продумана, экскурсовод всё время поддерживал внимание детей. Чувствовалось, что детей заинтересовал рассказ экскурсовода об истории, а особенно рассказ о войне. Когда мы вернулись в группу, дети вспоминали о том, что им понравилось больше всего, а мы записывали их рассказы на видео. После посещения музея был запущен проект «Есть городок на реке Ижора»

,целью которого:

увлечь историей возникновения и развития города

познакомить с улицами, рекой и перекинутыми через неё мостами.

В рамках этого проекта дети вместе с родителями знакомились с городом, давались маршрутные листы, помогающие родителям в сопровождении ребёнка на экскурсии. Дети делали зарисовки, выполняли задания,например: «Найти в интернете информацию о мостах города»

, узнать, в честь кого названа улица, например
«Веры Слуцкой»
,
«Ижорского батальона»
,
«Анисимова»
и т. п.Также давались задания: составить рассказ о каком – то объекте города и рассказать своим друзьям. Например, составить рассказ о
«Доме творчества»
,
«Колпице»
, о памятнике – Меньшикову и т. п.

Мы считаем, что музей поспособствовал увлечению историей возникновения нашего города, инфраструктурой города, историей названия улиц, мостов не только детей, но и их родителей, так как для родителей некоторая информация о городе была новой. Вся эта работа развивает исследовательские умения детей, учит находить нужную информацию, воспитывает уважительное отношение к своей малой Родине, учит общаться, умению делиться впечатлениями со своими друзьями. Для родителей эта работа играет положительную роль в том, что родители и дети вместе. Они видят своего ребёнка, его достижения, недостатки, трудности, тем самым воспитывая у детей самостоятельность. Проект длился в течение года. И мы заметили, что дети и родители с интересом подходили к заданиям, которые им предлагались. Исходя из этого, мы решили продолжить проектную деятельность. Темы подбирали исходя из интересов детей, а также учитывали план работы клуба.

Следующим нашим проектом был краткосрочный проект «Откуда хлеб пришёл?»

На занятиях рассказывали детям о злаках, о хлебе, о том какой путь проходит зерно, собранное на полях, чтобы хлеб попал на стол. Показывали презентацию
«От колоска до булки»
, рассматривали злаки, сравнивали рожь и пшеницу, овёс и рожь, рассматривали картину
«В пекарне»
и составляли по ней рассказ. Пробовали сами замесить тесто и испечь печенье. Учили
детей уважать нелёгкий труд хлебороба, пекаря, бережно относиться к хлебу, потому что, как раньше на Руси говорили «Хлеб – всему голова»
! Все эти занятия способствовали знакомству с выращиванием злаков в современных условиях, когда труд облегчили машины.

А как же выращивали хлеб раньше? Чтобы помочь ответить на этот вопрос, мы поехали в музей хлеба.

Задачи работы с детьми мы поставили следующие:

Познакомить с орудиями труда, которые использовали крестьяне, выращивая хлеб, с каторжным трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге.

Способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба как основного продукта питания человека.

Развивать у детей познавательную активность, связную речь.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарность к людям, которые выращивают и пекут хлеб.

Развивать умение делиться своими впечатлениями после посещения музея.

Задачи работы с родителями:

Попробовать побыть экскурсоводом для своего ребёнка, самостоятельно показать экспонаты, выполняя при этом задания сопроводительного листка.

Понаблюдать за своим ребёнком, как он умеет внимательно слушать, любознателен ли он?

Нам важно было понять:

Все ли родители смогут терпеливо провести по музею своего ребёнка и помочь выполнить задания сопроводительного листа.

Обратить внимание на поведение детей и взаимодействие родителей с детьми.

Музей хлеба предстал в несколько необычной форме, он предполагает тесный контакт ребёнка и его родителя. Экскурсовод познакомила детей с нелёгким трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге, рассмотрели картину «Бурлаки на Волге»

, Сурикова. Дальше
родители каждый со своим ребёнком получили сопроводительный листок (буклет)
и, выполняя задания, знакомили
детей с экспонатами музея. Дети увидели русскую печь, в которой выпекали хлеб. Познакомились с орудиями труда, которые нужны были для выращивания хлеба в разное время года. Выполняли задания,например:составь слово из букв: Т, Б, Е, С, Е, А, Р и узнаешь, из чего сплёл Домовой лапти. Выбери каждую третью букву Р, Ш, Д,У,С,Р,Ж,Е,О,Я,З,В,П,Г,А и ты узнаешь, что заготавливают из древесины. Родители и дети выполняли ещё множество интересных заданий, они были полезны и детям и их родителям. Советуем посетить музей хлеба!
Итак, побывав в музее хлеба, мы ещё раз убедились в том, что коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей:

дети расширили свой кругозор, поупражнялись в умении рассуждать;

дети увидели орудия труда для выращивания хлеба;

пополнили свой словарный запас за счёт слов,обозначающих кухонную утварь: жернова, цеп, помело, решето, ухват, ночва. А также за счёт слов,обозначающих кондитерские изделия: шаньги, крендель, кулебяка.

поупражнялись в умении общаться с экскурсоводом;

провели выходные вместе с родителями.

Родители ещё раз понаблюдали:

за поведением своего ребёнка и поведением других детей,

увидели, как ребёнок общается с друзьями,

поняли, насколько любопытен ребёнок,

почувствовали, как непросто удерживать внимание детей на протяжении всей экскурсии.

При посещении этого музея мы увидели, как взаимодействуют мамы со своим ребёнком, дети друг с другом. Здесь необходимо было проявить терпение, умение рассуждать, самостоятельно находить ответы, умение читать, решать ребусы. Мы наблюдали, как мамы с детьми рассматривают экспонаты, ищут ответы на вопросы буклета и понимали, что все дети и родители неодинаково терпеливы, любознательны, внимательны и наконец, трудолюбивы. Некоторые родители не постарались понять цель посещения музея и, поприсутствовав на мастер-классе по плетению косички, быстро удалялись.

После посещения музея мы собрались на заседание клуба, чтобы обобщить знания, полученные на экскурсии, а также обсудить, что нам удалось, над чем нужно работать. Перед заседанием дали задание родителямподумать и ответить на вопросы:

1. Что понравилось больше всего?

2. Что запомнилось?

3. Чему научились?

4. Что узнали нового?

5. Помочь детям нарисовать понравившийся экспонат.

Всех мам мы попросили что-то испечь вместе со своим ребёнком, весь процесс фотографировать. Затем мы собрались в группе детского сада на чаепитие, где дети представляли кондитерские изделия, рассказывали, как помогали маме, а потом обменивались рецептами понравившихся пирожных. Пока дети пили чай, родители делились впечатлениями о поездке в музей. Были сделаны выводы, что родители сами должны проявлять интерес и участие в экскурсии, чтобы дети могли взять положительный пример. После заседания клуба в группе оформили кондитерскую книгу, в которую поместили коллажи изготовления кондитерских изделий.

Целью современного общества является воспитание «человека культуры»

, развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству и культурно-обусловленному взаимодействию с окружающей средой. Именно в этот период важно создать условия для развития у
детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре и искусству. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет музейная среда.
Согласно исследованиям А. Вербенец, используемый в современных исследованиях термин «интерес к музею»
(над чем мы работаем в клубе)
применительно к решению проблемы в дошкольном возрасте подразумевает:

• Интерес к музейному предмету (его характеристикам, свойствам)

и через него освоение культурных ценностей, познавательной информации, исторических и социальных связей;

• Интерес собственно к музею как к некоторому познавательному объекту (его внешним характеристикам, сущности и функциям, устройству, правилам организации, истории возникновения музея как феномена и создания некоторого конкретного музея;

• Интерес к посещению данной структуры как новой среды, источника получения познавательной информации и эмоционально — эстетических впечатлений.

Своеобразие интереса для дошкольного возраста заключается в том, что, зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на всё новое (любопытство, он постепенно переходит в любознательность, и далее потребность убедиться в истине. (Л. М. Маневцова, П. Г. Сирбиладзе, А. И. Сорокина)

.

В рамках проблемы формирования интереса к посещению музея особо значимым является проявление познавательной и эстетической заинтересованности. Познавательные интересы характеризуются направленностью на познание нового содержания.

Каждый раз анализируя работу клуба, задачи для детей, родителей и воспитателей, были с учётом изменившихся условий, с учётом специфики музея, который собираемся посетить.

Следующим по плану работы клуба было посещение зоологического музея, оно было взаимосвязано с проектом «Разнообразие животного мира»

. Главной задачей проекта было не только познакомить с животными разных климатических зон, но дать представления о способности животных приспосабливаться к различным условиям жизни.

В группе были изготовлены макеты «Тундра»

,
«Антарктида»
,
«Пустыня»
, показаны презентации, играли в настольные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, составляли рассказы о животных, очень много читали детям об удивительных способностях животных. Много знаний дети получили, работая в этом проекте, но увидеть животных можно или зоопарке или в зоологическом
музее.
Перед посещением зоологического музеяперед детьми были поставлены следующие проблемные вопросы:

Продолжать развивать навыки общения с экскурсоводом, развивать умение правильно задавать вопросы по ходу экскурсии.

Развивать навыки самостоятельности.

Развивать коммуникативные навыки: умение вести себя в общественном месте, с уважением относиться к взрослым и сверстникам.

Продолжать развивать умение рассматривать экспонаты.

Родители – главные помощники воспитателям в организации экскурсии, в запечатлении хода экскурсии на видео или фотографирование.

Перед родителямистояли следующие задачи:

Способствовать возникновению у родителей активного желания включаться в работу воспитателя с детьми по посещению музея.

Формировать у родителей умение самостоятельно организовать содержательное общение с детьми в досуговой деятельности, связанной с посещением музеев.

Развивать исследовательские умения детей: находить нужную информацию,используя разные источники: художественную литературу, энциклопедии, справочники, Интернет, общение со взрослыми.

После экскурсии давались творческие задания:

— Дали детям понятие о Красной книге и вместе с детьми и родителями собрали информацию о животных, которые занесены в Красную книгу.

— угадать животное по словесному описанию внешнего вида и ответить на вопрос: В какой климатической зоне оно живёт?

— воссоздавать внешний облик животного на основе какой-то его части (напр.: «Веселые закорючки»

— дорисовать закорючку до осмысленного изображения или сюжета);

— узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули)

различные знакомые животные.
«Чья это тень?»
— превратить пятно в рисунок.

«Несуществующее животное»

— нарисовать и назвать несуществующее животное, рассказать о нем.

«История жизни»

— придумать рассказ от имени нарисованного животного.

В течение года нам удалось ещё побывать в «Планетарии»

и в
«Музее воды»
. От
посещения каждого музея у детей оставались положительные впечатления от общения с друзьями, дети получали новые знания, умение вести себя в общественном месте, общаться с новыми людьми. Конечно, мы привозили множество фотографий и брошюр на память.
В конце учебного года мы собрались на заключительное заседание клуба, которое прошло в форме КВН по результатам посещения экскурсий.

От родителей мы услышали слова благодарности о работе клуба.

Подводя итоги за год, мы обратили внимание, что дети и родители стали более открытыми, стали чаще откликаться, с пониманием относиться к нашей работе. Дети, благодаря экскурсиям стали более любознательными, научились общаться с взрослыми и сверстниками, задавали вопросы к экскурсоводу, расширился у детей кругозор, обогатились свои представления об окружающем мире, приобщились к культуре своего народа. Посещение детьми экскурсий способствовало развитию связной речи.Многие дети научились связно рассказывать: Где были? Что видели?

Для родителей посещение музеев со своим ребёнком тоже имеет огромное значение: родители и дети стали ближе друг к другу, появляется ещё одна тема для совместного разговора, дети заняты полезным делом.

Таким образом, мы убедились в том, что коллективное посещение музеев – это полезный досуг не только для детей, но и родителей и воспитателей. Поэтому мы намерены продолжить работу в клубе «Калейдоскоп музеев»

с вновь поступившими детьми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]