«Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»»
—Артикуляционная гимнастика:
«Лошадка», «Чистим зубы», «Заводим мотоцикл» и т. д)
— Составление описательных рассказов;
— Развитие
связной речи посредством художественной литературы.
Художественная литература является одним из основных средств
речевого развития ребенка
. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой надо знакомить детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Значительно чаще рассказываю им о писателях, знакомить с историей произведения, расширяю и усложняю круг чтения
детей
. Художественная литература
развивает
мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас.
— Изобразительнаядеятельность
имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество — уникальное средство для
развития
мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет
развитие речевой функции
. Функция руки и речь
развиваются параллельно
. В процессе продуктивной
деятельности детей
учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
— Развитие речевого
общения через
игровуюдеятельность
. Через игру побуждать
детей
к общению друг с другом. А сюжетно-ролевая игра способствует:
— закреплению навыков пользования инициативной речью,
— совершенствованию разговорной речи,
— обогащению словаря,
-формированию грамматического строя языка и т. д.
— Развитие
речи
средствами дидактической игры
. Дидактическая игра
развивает речь детей
: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение,
развивает связную речь
, умение правильно выражать свои мысли. С помощью дидактических игр обогащается словарный запас
детей
. Так же они используются для закрепления словаря
детей
(существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.).
Развивается речь
, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
— ШНУРОВКА, ПАЗЛЫ, МОЗАИКА.
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики являются:
1.Игрушки-шнуровки — дают возможность придумать множество игр;
2.Кубики и пирамидки – развивают не только мелкую моторику и пространственное мышление, но и внимание и логику;
3.Конструкторы — развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
4. Пазлы – дают возможность развития внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
Сначала непосредственно-эмоциональное общение, а затем деловое сотрудничество определяют появление у ребенка потребности в общении. Возникая в общении, речь сначала выступает как деятельность, разделенная между взрослым и ребенком. Позднее в результате психического развития ребенка она становится формой его поведения. Развитие речи связано с качественной стороной общения.
В исследованиях, проведенных под руководством М. И. Лисиной, установлено, что хар акт ер общения определяет содержание и уровень речевого развития детей.
Особенности речи детей связаны с достигнутой ими формой общения. Переход к более сложным формам общения связан: а) с увеличением доли внеситуативных высказываний; б) с ростом общей речевой активности; в) с увеличением доли социальных высказываний. В исследовании А. Э. Рейнстейн выявлено, что при ситуативно-деловой форме общения 16,4% всех коммуникативных актов осуществляется с помощью неречевых средств, а при внеситуативно-познавательной – только 3,8%. С переходом к внеситуативным формам общения обогащаются словарный состав речи, ее грамматический строй, уменьшается «привязанность» речи к конкретной ситуации. Речь детей разного возраста, но находящихся на одном уровне общения, примерно одинакова по сложности, грамматической оформленности и развернутости предложений. Это свидетельствует о связи между развитием речи и развитием коммуникативной деятельности. Важное значение имеет вывод, что для развития речи недостаточно предлагать ребенку разнообразный речевой материал – необходимо ставить перед ним новые задачи общения, требующие новых средств общения. Нужно, чтобы взаимодействие с окружающими обогащало содержание потребности ребенка в общении (См Общение и речь развитие речи у детей в общении со взрослым/Под ред М И Лисиной – М., 1985)
Поэтому первостепенное значение имеет организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами.
Формирующая речевая среда
Формирующая речевая среда дает большие возможности для речевого развития.
Детям можно предлагать самостоятельно рассматривать картинки, игрушки, книги, рассказывать им об этих предметах, а также о разных событиях. С помощью поручений можно давать детям возможность общаться с ровесниками и со взрослыми. Для того, чтобы развивать инициативную речь, нужно предоставить детям возможность самостоятельно рассказать о предметах из ближнего окружения. Также нужно подсказывать детям образцы обращения к взрослым.
Также обсудим игры и игровые упражнения.
Предметные игры в развитии речи
Игры с игрушками или предметами используются для того, чтобы формировать тактильные ощущения, манипулировать разными игрушками и предметами, формировать творческое мышление и воображение. Когда дети знакомятся с разными частями тела, я стараюсь провести игру «Олины помощники». В этой игре ребята не только знакомятся с разными частями тела, но и учатся образовывать множественное число у глаголов.
Играя в «Что это за предмет?», дошкольники учатся правильно называть предметы. Дети достают из мешочка предметы и называют их. Подобным образом проводится игра «Разноцветный сундучок».
Дети должны достать картинку из сундучка и назвать то, что на ней нарисовано.
Чтобы закрепить приобретенные знания и четкое звукопроизношение, я применяю игру «Волшебный кубик». Дети бросают кубики так, чтобы те крутились. Затем дети изображают то, что выпадает на верхней грани и стараются произнести подходящий звук.
Чтобы сравнить предметы по размеру, мы предлагаем детям находить для трех медведей каждому свою тарелочку.
Чтобы дети запоминали специфические особенности разных животных и птиц, проводится игра «Чья это шубка?».
Обогащение словаря и лексического запаса
Развитие словаря осуществляется при помощи разных предметов.
Формировать способность находить предметы по размеру, цвету и по названию. Также нужно обогащать названия предметов быта и игрушек, детенышей и домашних животных. Формировать способность понимать обобщенные слова, обращать внимание детей на похожие по значению слова. Также нужно называть существенные детали предметов, детенышей и домашних животных.
Для формирования лексического запаса у младших дошкольников используются разнообразные приемы и методы обучения.
Для того, чтобы обогатить словарь, используются наблюдения, рассматриваются игрушки и картины, проводятся игры-беседы, чередуются игровые и речевые действия.
Чтобы уточнить и активизировать словарь, необходимо использовать игры, рассматривать картинки, рассказывать по картинкам, организовывать практическое и чувственное восприятие, проводить речевые упражнения и ситуации для употребления разучиваемых словосочетаний и слов. Также нужно использовать приемы эмоционального воздействие: сюрпризность, динамику действий, элементы драматизации.
Чтобы развивать понимание значения слов, нужно применять лексические упражнения, активизировать прилагательные, существительные и глаголы, внедрять широкий спектр наглядных материалов – игрушек и картин. Большое значение в этом играет речь самого воспитателя, являющаяся важнейшим источником обогащения речи ребенка.
Чтобы дети осваивали обобщающие понятия, необходимо играть, подбирать предметы из одной родовой принадлежности.
Речевая активность на интегрированных занятиях
Интегрированные занятия – это объединение разных типов деятельности, что вызывает у детей интерес и помогает им снять перенапряжение, разгрузить детей, переключив их на разные типы деятельности. Обычные занятия могут способствовать формированию речи, расширять детский кругозор, помогают развивать гармонически и интеллектуально развитую личность.
Интегрированные занятия позволяют ребенку получить возможность использовать свои творческие способности. Дети сочиняют и фантазируют, размышляют, познают особенности своего родного языка.
Ряд обстоятельств определяют значение занятий для обучения родному языку и формирования речи:
- обучение во время занятий дает возможность выполнять все программные задачи планомерно, систематически и последовательно;
- во время занятий детское внимание можно целенаправленно фиксировать на конкретных языковых явлениях, которые могут постепенно стать предметом осознания;
- целый ряд речевых навыков и умений, которые составляют основу языковой способности, развиваются лишь в специальных условиях обучения;
- во время занятий кроме воздействия преподавателя на детскую речь осуществляется взаимное воздействие на речь детей друг у друга.
Также в игровой форме можно активно обогащать лексический словарь детей, формировать у них грамматическую речевую структуру и коммуникативные умения. Дети учатся свободно высказывать свои мысли, делиться впечатлениями, рассказывать о чем-то.
Также у дошкольников формируется познавательная активность, ведь задания и вопросы требуют от них активизации существующего речевого опыта и использования его в реальной жизни.
Настолько-печатные игры
Эти игры позволяют расширить детский кругозор, формируют их внимание и сообразительность, помогают им ориентироваться в меняющихся игровых условиях, учат их предвидеть результаты своих действий.
Принимая участие в игре, дети проявляют выдержку, стараются строго придерживаться правил и доставляют детям много радости. Для этого проводятся игры с подбором картинок, с собиранием разрезных кубиков и картинок, с нахождением похожих предметов и с забавными человечками.
Эти игры помогают детям сравнивать предметы, находить среди них одинаковые, закреплять знания о фигурах, о цветах, сравнивать предметы на иллюстрациях с определенными предметами.
Чтобы активизировать бытовой словарь детей, нужно организовывать игры с дидактической куклой.
Занятие как стимулирование речевой активности
Важной формой педагогического процесса в детском саду становятся занятия. Они позволяют конкретизировать и уточнить детские знания, которые они получают на практике и которые они получали, когда действовали с предметами из своего окружения.
В младших группах дошкольники еще не могли заниматься в коллективе, не относили к себе речь, которая была бы обращена ко всей группе, не могли слушать товарищей. Большим раздражителем, которые был способен привлекать детское внимание, становится речь педагога.
В этих группах нужно широко использовать наглядность, эмоциональные приемы обучения, сюрпризные и игровые моменты. Перед дошкольниками нельзя ставить учебную задачу. Занятия должны быть оформлены в индивидуальные и групповые формы.
Структура занятий должна быть простой и не требовать от дошкольников индивидуальных ответов. На вопросы воспитателей должны отвечать те, кто захотят или же вся группа одновременно. Общение детей в этом возрасте носит ситуативный характер, часто инициируется взрослыми. Оно обычно кратковременное и неустойчивое.
При этом появляется новый вид общения со взрослыми – это познавательное общение, которое обычно включается в совместную деятельность, а затем и в самостоятельную.
Консультации для родителей в детском саду по речевому развитию
Проведение педагогами образовательных работ— важная, но не единственная сторона, от которой зависит успешность развития речи ребенка. Семья, по праву, играет решающую роль в формировании речевого поведения малыша. Важное значение имеют объединение усилий педагогов и родителей, своевременные консультации и совместные решения проблем.
В распоряжении родителей и педагогов есть универсальный инструмент как для первичного, так и последующего речевого развития детей: фольклор.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста
Осваивать богатую, образную, логично выстроенную речь помогает устное народное творчество.
Хороводы, скороговорки, пословицы и поговорки, потешки, загадки, былины, колыбельные песни, сказки — это все не просто можно, а нужно использовать во взаимодействии с ребенком как родителям, так и педагогам.
Важно понимать! Фольклор расширяет словарный запас, повышает уровень связности, развивает воображение и логику.