Ознакомление детей 5-6 лет с родным городом через виртуальные экскурсии — Методы ознакомления дошкольников с достопримечательностями


Методы ознакомления дошкольников с достопримечательностями

В дошкольном возрасте дети впитывают информацию обо всем, что их окружает. Для ознакомления детей с достопримечательностями родного города уместно применение различных методов работы. Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно применять наглядные и игровые методы формирования представлений. При ознакомлении с родным городом воспитатель использует различные средства воспитания: произведения устного народного творчества, ближайшее окружение, природа родного края, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, киноискусство, самостоятельная деятельность ребенка, обстановка, в которой проживает дошкольник, общение. Экскурсия – это наглядный метод формирования представлений о достопримечательностях родного города. Традиционная экскурсия позволяет интегрировать развитие детей по различным образовательным областям. В современных условиях традиционные экскурсии применять стало сложно. Но развитие информационных технологий позволяет применять в работе экскурсии виртуальные.

В дошкольном возрасте чувства доминируют над всеми сторонами жизни детей. В современном обществе растет необходимость в людях, любящих и знающих свою Родину. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, нужно знакомить детей с историей, традициями и культурой малой Родины. Ознакомление с родным городом является важнейшей задачей патриотического воспитания дошкольников. Воспитательное значение представлений о малой Родине исследовано в многочисленных педагогических исследованиях прошлого и настоящего, имеется современный опыт педагогов – практиков по данному вопросу. Основными формами краеведческой работы являются прогулки, экскурсии, путешествия и походы, эстафеты, слеты, экспедиции. Однако необходимо отметить, что большинство из представленных форм относятся к школьной краеведческой работе. В силу особенностей дошкольного возраста и условий работы детского сада не всегда есть возможность познакомить дошкольников с родным краем с помощью этих форм. Альтернативой могут стать виртуальные экскурсии. В последние годы проблеме использования виртуальных экскурсий в учебной деятельности уделяли внимание Е.В. Александрова, О.В. Алексеева, М.В. Лисейко, В.В. Рябова, О.Ю. Токарева, Н.В. Устюжанинова и другие. Проблема формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования детей рассматривались в трудах авторов И.В. Волкова, Т. Богданец, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Л.В. Моисеевой, Л.П. Симоновой, И.Т. Суравегиной и т.д.

Нравственно-патриотическое развитие детей, по единому мнению, представляет собой одну из главных задач дошкольного образования и включает в себя развитие у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, развитие бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение взглядов о стране, формирование чувств ответственности и гордости за успехи страны, чувство почтения к другим народам. Работа по данному направлению проводится постепенно, от близкого, знакомого — семейный круг, детский сад, к далекому – город, страна.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников

Библиографическое описание:

Князьевская, С. В. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников / С. В. Князьевская, Л. В. Демидова, Э. Р. Канапеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1213/ (дата обращения: 05.02.2022).


В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, формирования социальной компетенции, социальный опыт

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народной. Так К. Д. Ушинский о. считаяфольклор блестящим средством раскрытиянациональной самобытности и формирования патриотических чувств.

В. А. Сухомлинский утверждал,что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества,их красоты и величия. Большой вкладвнаучное обоснование нравственно-патриотическоговоспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е. И. Радина и др.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов формирования знаний о трудовой деятельности взрослых и т. д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане (И. А. Колесникова и др.). Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, и определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации — «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик) — является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, па любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно ориентированной дидактики — принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим». Ныне эта деятельность рассматривается как самостоятельная. Вместе с тем анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о неразработанности проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения.

В то же время нам представляется правомерным убеждение педагогов в том, что внравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее.

‒ Ознакомление дошкольников сродным городом должно естественно входить в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

‒ Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому — культурно-историческим фактам.

‒ Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребенка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» (В.И, Слободчиков) и является необходимым условием развития его субъектности.

‒ Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

‒ Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. п.).

‒ Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество. Пасха и др.), познакомиться с жителями города — носителями социокультурных традиции в области ремесел, песни, танца и т. п.

‒ Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.), позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты.

‒ Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к городу должны передаваться детям.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы.

Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания; они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событии.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Новокуйбышевска.

Интеграция в педагогическом процecce ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлении и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педпроцесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок. При этом старшие могут поделиться с младшими опытом, подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, сделать подарки для них и т. п. Так создается детское сообщество.

Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. I1ри этом необходимо помнить следующее.

‒ Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

‒ Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать? Как можно догадаться, что кремль — это крепость?).

‒ Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда наши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или: «Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете».

‒ Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов (князь, старейшина…) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.

При работе с предлагаемой моделью необходимо учитывать, что «круг тем» подвижен. При повторном возвращении к материалу краеведческое содержание постепенно наполняется новыми понятиями, смыслами и ценностями.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием и уважения к человеку — труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города. Его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познания ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

‒ Формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему Самарской области.

‒ Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

‒ Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

‒ Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

‒ Формировать умение ориентироваться в природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Литература:

  1. Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» стр. 45.
  2. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. — Москва: Линка-Пресс, 2003.
  3. С любовью к России: методические рекомендации. — Москва: Воспитание дошкольника, 2007. — 128 с.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир, ребенок, вид деятельности, жизнь города, педагогический процесс, составление рассказов, Формирование.

Задачи патриотического воспитания

Задачи патриотического воспитания в Программе рассматриваются в рамках образовательной области Социально-коммуникативное развитие по возрастам. Рассмотрим их более подробно в старшей группе (с 5 до 6 лет):

  • в этом возрасте предусматривается расширение взглядов детей о малой Родине. Воспитатель рассказывает детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о великолепных людях, которые прославили свой край. Расширяются взгляды ребенка о том, что такое родная страна, о том, какие государственные праздники традиционны для страны (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитатель занимается формированием чувства любви к Родине;
  • формировать взгляды о том, что Российская Федерация (Россия) – большая, многонациональная страна. Говорить ребятам о том, главным городом, столицей нашей Родины является Москва. Детям рассказывают о флаге и гербе Российской федерации, знакомят с мелодией гимна;
  • расширять взгляды ребенка о Российской армии. Воспитывать почтение к защитникам отечества. Рассказать о сложной, но почетной обязанности защищать Родину, защищать её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн героически боролись и оберегали нашу страну от врагов деды, прадеды, отцы. Приглашать в детский сад боевых, ветеранов из числа близких членов семьи детей. Воспитатель рассматривает с детьми картины, репродукции, альбомы на военные темы.

К методам формирования представлений, традиционно относятся:

  1. Наблюдения (к примеру, наблюдать трудовую жизнь жителей города, перемены облика города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т.п.);
  2. Рассказ, пояснения воспитателя в сочетании с показом необходимых объектов и непосредственными наблюдениями ребенка;
  3. Беседы с ребятами о стране, родном городе;
  4. Чтение детских художественных произведений, рассматривание репродукций картин;
  5. Воспитатель разучивает с воспитанниками песни, стихотворения, поговорки, пословицы, детям читают сказки, с ними прослушиваются соответствующие музыкальные произведения;
  6. Детей знакомят с видами народных декоративных росписей;
  7. Детей возможно привлекать к участию в общественно полезном труде в окружении, которое является ближайшим для детей (дети могут трудиться на участке в детском саду, участвовать в коллективном труде с родителями, целью которого является благоустройство территории детского сада и т.д.);
  8. Детям высказывают одобрение, если они инициативны и стремятся к самостоятельному сохранению порядка в ближайшем окружении, если бережно относятся к общественному имуществу, если честно выполняют поручения, хорошо ведут себя в общественных местах;
  9. Воспитатель должен показывать собственный пример любви к своей работе, своей улице, своему городу и сам он должен активно участвовать в социальной жизни (немаловажно не забывать, что взгляды на жизнь педагога, его убеждения, суждения, активная жизненная позиция – очень сильный фактор воспитания);

Важным является вопрос о содержании представлений детей о родном городе. Рассмотрим на примере знакомства детей с городом Белая Холуница.

Город богат достопримечательностями и памятниками, к которым можно организовать виртуальные экскурсии: к памятнику погибшим солдатам в Великой Отечественной войне; к памятнику чернобыльцам из Белой Холуницы; к мемориалу погибшим жителям Белой Холуницы в центре города в годы Великой Отечественной войны; к монументу павших в борьбе за Советскую власть в 1918 году; посетить Краеведческий музей.

В работе следует активно применять дидактические игры, которые могут помочь не только лишь зафиксировать приобретенные познания о родном крае, но и познать много нового.

Так, к примеру, дидактическая игра «Достопримечательности Белой Холуницы» содействует активизации интереса у ребенка к историческим памятникам города, историко-культурному наследию; содействует зарождению чувства гордости за архитектурные памятники города Бела Холуница.

Сюжетно-ролевая игра «Заколдованный город» ориентирована на закрепление у ребенка познаний о достопримечательностях родного города; содействует зарождению чувства гордости за архитектурные памятники города. Эти и многие прочие игры смогут быть применены самостоятельно и в совместной деятельности.

План-конспект образовательной деятельности с детьми 5-7 лет на тему «Путешествие по родному городу»

План-конспект образовательной деятельности с детьми 5-7 лет на тему: «Путешествие по родному городу».

( в соответствии с тематической неделей «Мой любимый город ».)

Цели:

Знакомство детей с родным городом и его достопримечательностями, расширение кругозора детей.
Задачи:
Развивающие: ОО «Речевое развитие»

-Продолжать развивать связную речь детей, умение размышлять и полным предложением отвечать на вопросы. -Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком. -Совершенствовать художественно — речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов. -Упражнять детей в словообразовании. — Обогащать словарный запас дошкольников.
ОО «Познавательное развитие»
— Формировать представление о достопримечательностях родного города и его основателем. — Способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса, мыслительных способностей, внимания, памяти, наблюдательности, нравственности. -Расширять представления о спорте, о Волжском автомобильном заводе и его выпускаемых моделей машин.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
— Развивать чувство гордости за собственные успехи и успехи других. — Строить деловой диалог в процессе самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. -Вежливо откликаться на предложение общения, совместной игры, занятия со стороны других людей.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
— Формировать всесторонне развитую личность ребенка (художественно-музыкальный образ, эстетическое оформление, совместная практическая деятельность детей и взрослого) — Развивать творческие умения и навыки, воображение, фантазию, самостоятельность, мелкую моторику пальцев рук.
ОО «Физическое развитие»
-Продолжать развивать потребность в двигательной деятельности.

Воспитательные: -Воспитывать любовь к родному городу, чувство сопереживания, взаимопомощи, чувство патриотизма. Материалы и оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация с изображениями достопримечательностей нашего города, билеты и фотоаппараты по количеству детей, стулья, расставленные в 2 ряда — «автобус», фото для выполнения заданий (спортивные виды спорта) , д/и « Назови правильный ответ», «Найди достопримечательности этого парка», аудиозапись песни «День Победы», стихотворение про ВАЗ, разрезные фото с изображением Преображенского собора , ватман, фото с изображением с родного города и его достопримечательностями, ножницы, клей, кисточки, цветные карандаши, мелки, фломастеры. Предварительная работа:

Чтение рассказов и стихотворений о родном городе, беседы о городе, рассматривание альбома, книг, фотографий, иллюстраций о городе Тольятти и достопримечательностях, заучивание стихотворений, разучивание физкультминутки, пальчиковой гимнастики.
Словарная работа:
Достопримечательности, путешественники, туристы, экскурсовод, памятник, мемориал, столица, сооружения, ВАЗ.
Взаимодействие с родителями:
Выставка совместного творчества на тему: «Мой любимый город», предложить родителям совместно с детьми изучение дополнительную интересную информацию о городе и его достопримечательностях, экскурсия по городу в выходные дни и праздники, д/и «Назови правильный ответ», «Загадки и отгадки», консультирование родителей по вопросам ЗСТ.
Формы организации совместной деятельности:
№п/п Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности 1. Коммуникативная Рассказы детей и воспитателя Диалог Чтение рассказов, стихов. Д/И «Загадки и отгадки», «Назови правильный ответ», «Найди достопримечательности этого парка», 2. Продуктивная Изготовление альбома «Мой город», стенгазеты «Достопримечательности города Тольятти». Выставка рисунков 3. Познавательно-исследовательская Просмотр презентации Эксперимент 4. Двигательная Физкультминутка Пальчиковая гимнастика Использование ЗСТ

Используемые технологии и средства реализации задач:

ИКТ Личностно-ориентированное взаимодействие Развивающее обучение ЗСТ
Содержание образовательной деятельностиХод деятельности:
В: — Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей). Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по родному городу. Познакомимся с его достопримечательностями. Что означает это слово? (Это место, куда могут приходить люди, чтобы отдохнуть, полюбоваться на красивый дом, памятник). Молодцы! А путешественники, какие должны быть?(Ответы детей). Также мы будем развивать память и наблюдательность. Но для того чтобы оправиться в путешествие надо приобрести билеты. Билеты получит тот, кто правильно ответить на мои вопросы. Проводится д/и « Назови правильный ответ». В: — Как называется страна, в которой мы живем? Д: — Россия. В: — А людей живущих в ней? Д: — Россияне. В: — Ребята, как называется наш город? Д: — Наш город называется Тольятти. В: — Значит, нас как можно назвать? Д: — Горожане, тольяттинцы В: — Кто из вас назовет область, в которой находится наш город? Д: — Самарская область. В: — Правильно, а теперь давайте пройдем и посмотрим на карту нашей области и найдем город, в котором мы живем. Покажите на карте наш город. (Желающие с помощью воспитателя показывают город на карте Самарской области.) Слайд 1 (Карта города Тольятти)

В: — Сколько районов в нашем городе? Д: — Три. В: — Назови их . Д: — Автозаводской, Центральный, Комсомольский В: — В каком районе мы живем? Д: — В автозаводском. В: — У каждого города, как и у человека, есть свой возраст. У вас же тоже есть возраст. Сколько тебе лет? (указывает на ребенка, тот отвечает), А тебе? (спрашивает у нескольких детей). И у меня есть возраст. Кто знает, сколько лет нашему городу (Ответы детей.) Хорошо. В: — На чём можно приехать в наш город ? Куда прибывают автобусы? (Ответы детей) В: — Сегодня я предлагаю вам побыть туристами. Туристы – это люди, которые приезжают в разные города, чтобы полюбоваться ими, отдохнуть. А я буду экскурсоводом. – Это человек, который сопровождает экскурсии и рассказывает обо всём увиденном? В: — Я предлагаю вам отправиться в путешествие по городу, вы будете не просто туристами, но еще и фотокорреспондентами. Все, что вам понравится, можете фотографировать. Для этого я вам раздам фотоаппараты. (Раздает игрушечные фотоаппараты.) Предлагаю вам пройти в автобус, садитесь поудобнее. Я вам буду рассказывать о нашем замечательном городе. А начнем мы свое путешествие с автовокзала Центрального района.
Слайд 2 (Автовокзал Центрального района.)
Давным — давно, родился наш город с удивительным, красивым именем — Тольятти. Наверно редко кто бывает в Центральном районе. Я хочу познакомить с памятником, который находиться между Центральным и Автозаводским районами.
Слайд 3 (Памятник В.Н. Татищева.)
В: Первая остановка–памятник основателю нашего города Татищеву Василию Никитичу . Он был историком . В 1737 г. Татищевым был основан г. Ставрополь — ныне г. Тольятти. Татищев был разносторонним ученым. Написал «Историю русского государства с древнейших времен», многие труды по географии составил первый русский энциклопедический словарь. Высота памятника 21,5 м. Сфотографируйте памятник. Отправляемся дальше. Продолжим нашу экскурсию. Тольятти – город молодой и справедливо считается одним из самых спортивных в России. Вторая остановка — универсальный спортивный комплекс «Олимп».
Слайд 4 (У. С. К. «Олимп».)
В: — Что это? Чем в нем занимаются? Я предлагаю вам пройти к столу и отобрать фотографии тех видов спорта, которыми занимаются в универсальном спортивном комплексе «Олимп» (Дети выполняют задания.) Молодцы! (виды спорта — плавание, хоккей, прыжки в воду, гандбол с мячом) Отправляемся дальше. Следующая остановка — Парк Победы.
Слайд 5 (Парк Победы.)
Мемориал в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. Это памятное, можно сказать, святое место. (Звучит песня «День Победы».) Сюда приносят цветы и благодарят тех, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны. (Дети фотографируют памятник) Большое количество людей приходят сюда отдохнуть в воскресные дни. Я предлагаю поиграть в игру «Найди достопримечательности этого парка». Рядом с Парком Победы находится это сооружение
Слайд 6 (Дворец спорта «Волгарь».)
В: — Что это? Для чего построено это сооружение? (Ответы детей). С малых лет здесь прививают любовь к спорту, воспитывают упорство, веру в победу. (Дети рассматривают иллюстрации здания и фотографируют.) Предлагаю немножко размяться, мы ведь в спортивном городе живем. Представьте, что мы с вами тоже спортсмены. Физкультминутка. Вместе весело шагаем Раз — два-три-четыре. Дружно ножки поднимаем Раз — два – три — четыре. Руки выше, ноги шире Влево, вправо поворот Наклон назад, наклон вперед. Молодцы ребята! Едем дальше. Занимайте свои места в автобусе. Следующая остановка » Угадай — ка».
Слайд 7 (1/2 слада Фанни-Парка.)
Едим дальше. В: — Ребята, чтобы узнать, куда мы приехали, что это за сооружение вам надо сложить разрезные картинки. Проходим к столу, делимся на две команды (по 4 чел.) В: — Совершенно верно — это Преображенский собор.
Слайд 8 (Преображенский собор)
В: — Отправляемся дальше. А без этого сооружения наш город не существовал бы. С него начиналось строительство этого сооружения и строительство нашего города.
Слайд 9 (Фото старого ВАЗа, 2-3фото настоящего ВАЗа.)
В: — 31.10.1967 был заложен первый блок АВТОВАЗа , а 19 апреля 1970 года был выпущен первый автомобиль 2101 « Жигули» или как ее звали «копейка».
Сайд10 (Первый автомобиль 2101 « Жигули».)
В: — Открылась эра реальной автомобилизации нашей страны (стихотворение про ВАЗ) В: — А как расшифровать слово ВАЗ? Вам повезло, вы родились и живете в городе, в где рождаются автомобили ВАЗа. Д: — «Волжский Автомобильный Завод». В: — Как вы думаете, можно ли назвать наш город — столицей? Д: — Да. В: — А какой? Д: — Автомобильной. Ваши родители работают на ВАЗе и их называют: (ответы детей — вазовцы, заводчане.) В: Я вам предлагаю рассмотреть и назвать модели наших популярных автомобилей.
Слайды 11-14 (Модели автомобилей ВАЗ.)
В: — Следующая остановка
Слайд15 (Детский сад № 63 «Весняночкака».)
В: — А вы знаете, как называется наш детский сад и его адрес. (Ответы детей). Давайте с вами вспомним места, где мы побывали. Мы с вами сделали много интересных снимков. Для этого я предлагаю сделать стенгазету о нашем путешествии, чтобы ребята других групп могли познакомиться с достопримечательностями нашего города. Мы с вами эти снимки наклеим на ватман. Я вам предлагаю пройти к столу и взять все необходимое для работы. (Выполнение работы).

Формирование развивающей среды в группе

Серьёзное внимание должно уделяться формированию развивающей среды в группе, которая содействует познавательному развитию ребят, обогащению и закреплению его познаний о родном крае:

  • в книжном уголке расположены коллекции открыток о городе, книги-самоделки «Улицы нашего города», «Памятные места Белой Холуницы», литература о городе и тематические альбомы.
  • в уголке художественного творчества может быть размещён большой материал белохолуницких художников, таких как, художник-пейзажист Белорыбкин В.П., художник Школдин Л.П.

В плане работы с родителями нужно применять всевозможные формы: родительские собрания с применением презентаций, разговора, консультации, опрос, совместные викторины, конкурсы поделок и рисунков и т.д. Так же смогут быть оформлены папки-раскладушки и консультации с информацией об улицах города, памятных местах, трудовых буднях жителей города, истории создания герба и флага Российской Федерации, подобрана библиотека познавательной литературы для родителей о культурных ценностях города. Вместе с родителями возможно сформировать фотовыставку «Мы – жители Белой Холуницы», выполнить совместную викторину «Знатоки родного города», а кроме того организовать выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: «Мой родной город», «Природа родного края глазами ребёнка».

Виртуальная экскурсия – это вид продуктивного метода интерактивного обучения. Виртуальная экскурсия – это такая экскурсия, в экскурсионной программе которой предусматривается не только процесс восприятия слов и наглядности, но и привлечение детей в деятельность посредством разного рода средств и участников мероприятия. Благодаря виртуальной экскурсии вносится разнообразие в процесс усвоения учебного материала, происходит развитие кругозора, закрепляется новый материал через использование наглядных методов. Дети дошкольного возраста, за счет применения виртуальных экскурсий, имеют возможность полного погружения в новый материал через использование интересной для них формы. Когда у детей есть возможность прочувствовать всю атмосферу, дети могут больше и глубже разбираться в новом учебном материале.

Современная виртуальная экскурсия больше напоминает увлекательное путешествие или сказку, в которой дети могут участвовать в спасении главных героев, разгадывании необычных загадок, рисовании, конструировании, лепке из различных материалов и многого другого. Воспитатель может принять на себя роль экскурсовода или главного героя путешествия, в чем и заключается отличие обычной экскурсии от виртуальной.

Если проводить работу по ознакомлению с родным городом систематически, подходить к ней разумно, то у детей обогатится запас знаний о мире, который их окружает, об особенностях города с позиции истории и природы, сформируется познавательный интерес к изучению города, будет воспитываться любовь к городу, гордость за выдающихся людей, простых работников, живущих и работающих ради блага города. Целенаправленно проводимая работа в данном направлении может стать базой для того, чтобы сформировать у детей истинный патриотизм.

НОД в старшей группе «Наш родной город»

НОД в старшей группе «Наш родной город».

Цель:

воспитание у детей интереса к истории своего города, чувства любви и гордости за город в котором мы живём.

Задачи:

Образовательные:

Упорядочить, закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях.

познакомить детей с понятием «Малая Родина».

Воспитательные:

Формировать у детей чувства любви к своему городу.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес, познавательные способности;

развивать словарный запас.

Оборудование и материалы:

ноутбук для демонстрации презентации достопримечательностей города, альбомные листы для рисования, карандаши, музыкальное сопровождение песня про город.

Предварительная работа:

Беседы о родном городе, достопримечательностях города;

чтение литературных произведений о Родине;

просмотр мультфильмов из цикла «Гора Самоцветов», «Легенды о городе

Ход занятия.

Дети выходят на ковёр и образуют круг.

Ребята, покажите мне, пожалуйста, свои ладошки. А теперь потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (тепло). Правильно – тепло. Это тепло ваших добрых рук. Возьмите друг друга за руку и подарите тепло друзьям.

Дети присаживаются на свои места.

1.Как называется наш детский сад? Дети: «Солныщко». 2. В каком городе мы живём? Дети: город Алапаевск 3. Наша страна называется… Дети: Россия 5. Какие улицы нашего города вы знаете? Дети называют улицы, на которых они проживают. 6. На какой улице находится наш детский сад? Дети: Пушкина.

Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по нашему городу. Готовы? (демонстрация презентации достопримечательности города).

Игра «Угадай что изображено». Дети по слайдам пытаются вспомнить что за здания нашего города изображены. Может быть какие-то достопримечательности дети посещали со своими родителями и они им знакомы. Рассказы детей из личного опыта.

Физкультминутка

Утром рано мы встаём,(поднять руки вверх и опустить через стороны) Город видим за окном.(показать руками на окно) Он проснулся, он живёт,(руки на поясе, пружинки в обе стороны) Нас на улицу зовёт.(ходьба на месте) Дома бывают разные: Высокие и низкие, (поднять руки вверх и опустить) Далёкие и близкие, (вытянуть руки и приблизить к себе) Деревянные, панельные, кирпичные, (передвигать одной рукой как будто бы считаем) Вроде бы обычные. (развести руками) Мы живём, мы растём В нашем городе родном. (постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.) Для кого-то — небольшой, (показать руками маленький предмет) А для нас – огромный. (поднять руки вверх и опустить через стороны) Пусть растёт, Пусть цветёт (руки на поясе, пружинки в обе стороны) Городок наш скромный (развести прямые руки в стороны).

А сейчас предлагаю вам сыграть в игру «Что? Где? Когда?».

Отгадайте-ка, ребятки, Вы о городе загадки. Я начну стихи читать, Вам придётся продолжать. Шумят повсюду поезда, И едут люди кто куда. Со всех сторон, со всех концов, Кто ждёт прибытий поездов. Того мы приглашаем в зал, Что называется… (вокзал

) 2. Здесь можно опустить письмо, Отправить телеграмму. По телефону позвонить В командировку маме. Ты можешь здесь купить конверт Послать посылку срочно. Всем передать большой привет Ведь это здание- … (
почта
) 3. Люди в белом, не скучают, Не сидят без дела, Курс леченья назначают Эти люди в белом. Если кто- то заболел Все идут лечиться В городскую, областную, Детскую… (
больницу
) 4. Это что за чудный дом? Сто детишек в доме том, Дом детишкам очень рад Что же это… (
детский сад
) 5. Если холодильник пуст, Кушать если нечего, Нет ни хлеба, ни капусты, Масла нет и гречки. Ты сюда входи скорей И бери корзину, Покупай, что повкуснее В нашем… (
магазине
)

Игра «Можно — нельзя».

Дети встают в круг. — Дети давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак. Хлопок- правильно, руки вниз — нет. • Переходить улицу на красный свет. • Рвать цветы на клумбе. • Любоваться цветущей клумбой. • Сажать деревья и цветы. • Бросать фантики от конфет. • Переходить дорогу на зеленый свет светофора. • Кричать, шуметь в общественных местах. • Разговаривать в спокойном вежливом тоне.

Предлагаю вам изобразить наш город и устроить выставку рисунков «Мой любимый город».

Молодцы ребята!!! А сейчас наше виртуальное путешествие подошло к завершению. Скажите пожалуйста, что вам больше всего запомнилось и понравилось?! Вспомните название улицы нашего с вами города, на которой вы живёте?!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]