Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование (из опыта работы)
Автор: Некрасова Ирина Васильевна
Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование
(из опыта работы)
Некрасова Ирина Васильевна
Воспитатель МДОБУ №53 «Рябинка»
П. Чунский
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурным формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо – видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности детей – одна из актуальных проблем современности. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем детскую любознательность и желание заниматься поисковой деятельностью, а именно – экспериментированием. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
Решающую роль в работе с детьми играет организуемая образовательная деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций» или элементы экспериментирования. Это позволяет развивать у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого; также конкретно формируется представления об объектах и явлениях и через опыт или эксперимент доказывает подлинность получаемых детьми знаний и представлений.
Мыслительные эксперименты (или игры) достаточно широко использую в исследовательской деятельности детей. Такие игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения
Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализую в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности дети изучают и лучше запоминают свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет детям изучать их свойств, состав, возможности.
В музыкальной деятельности процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает у детей инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями природы или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдая на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности планирую кратковременные опыты уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставим поисковую задачу, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке
В рамках трудовой деятельности провожу основную работу по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличиваю этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. У детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогают запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой, во время уборки снега, беседуем с дошкольниками о защитных свойствах снега. Осенью, во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудован экологический уголок, присутствует и мини-лаборатория, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов.
В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:
Ø приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;
Ø разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
Ø природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
Ø бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;
Ø технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. Д.;
Ø разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
Ø красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
Ø медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
Ø прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:
Ø безопасность для жизни и здоровья детей;
Ø достаточность;
Ø доступность расположения.
Необходимо упражнять действовать детей в уголке экспериментирования, опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.
Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная.
В книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература.
Картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения.
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.
Игровая среда даёт детям возможность свободно проявлять свои склонности, не нарушая при этом нормы общепринятого поведения. В группе созданы игровые «центры», которые способствуют полноценному общению детей, удовлетворяется потребность каждого ребёнка в движении, в желании поиграть, порисовать, полепить.
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
· Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
· Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
· Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
· Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
· Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
· В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Опытно-экспериментальную работу строю по трем взаимосвязанным направлениям:
· живая природа (характерные особенности сезонов многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др);
· неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
· человек (функционирование организма, рукотворный мир: материал и их свойства, преобразование предметов).
Воспитанники группы с удовольствием создают из камушков различные композиции, украшения, строят сказочные дворцы, изучая при этом свойства камней и их разнообразие.
В работе с почвой ребята становятся настоящими исследователями почвы. Они изучают, для чего почва нужна человеку и растениям, как ее сделать мягкой и плодородной. Они с любопытством заглядывают в специальный стеклянный домик в надежде увидеть там дождевого червя, жующего листья.
Также для изучения такого явления, как воздух, созданы необходимые условия. Здесь дошкольники изучают воздух: учатся надувать пузыри и ловить их в пакеты, исследуют его свойства.
Дети с удовольствием экспериментируют с водой. Им особенно нравится менять ее цвет, вкус, проводить опыты со снегом и льдом.
Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты с водой, как: «Если воду заморозить в бутылке», «Почему сосульки растут вниз головой? Как они растут?», «Какой лёд быстрее тает: колотый или пластом?», «Почему грязный и цветной лёд тает быстрее?», «Не все вещества растворяются в воде».
В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.
При знакомстве со свойствами песка дети рассматривают песок через лупу, наблюдают и описывают крупинки: они круглые, жёлтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга. Затем устраивают «бурю в пустыне», дуя через трубочку в банку с песком. Дети приходят к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый.
Детям также очень нравятся эксперименты, на которых они знакомятся с магнитом и его свойствами. Так, в ходе НОД «Этот удивительный магнит» дети определяют материалы, взаимодействующие с магнитами, знакомятся со свойствами магнита ‒ прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества; выявляют такую особенность при взаимодействии двух магнитов, как притяжение и отталкивание, способность металлических предметов намагничиваться.
Для того, чтобы ребенок после проведения опытов совместно с воспитателем смог самостоятельно продолжить исследования по изучаемой теме, в группе есть все для экспериментирования в доступном для детей месте.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.
Длительное наблюдение за ребенком в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях. Также для родителей проводятся консультации об исследовательской деятельности, были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю».
После занятий по экспериментированию дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Многие из них занялись поиском интересных материалов для осуществления опытов. Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребёнком стало увлекательным занятием для всей семьи.
Используемая литература:
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. – М.:АРКТИ, 2004.
4. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
5. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2. 8. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
7. Интернет ресурсы
comments powered by HyperComments
Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника
Рябкина Ирина НиколаевнаДенисова Юлия СергеевнавоспитателиГольцова Марина Вячеславовнаинструктор по физической культуреМБДОУ детский сад №16 «Ивушка»
Народная мудрость гласит – «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», а педагоги-практики утверждают – «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками».
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Задача педагога – не пресекать, а наоборот, активно помогать.
Когда мы развиваем у детей дошкольного возраста познавательную активность, вместе с ней и развивается детская любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». По его мнению, детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний [17].
В настоящее время согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности [3].
Рекламное сообщение
В опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ перед педагогом стоит цель: формировать и расширять представления детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Чтобы вызвать заинтересованность и познавательную активность детей и достичь цели нами были поставлены следующие задачи:
- Привлечь внимание детей к участию в исследованиях и обобщению результатов опытов.
- Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
- Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества:
- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
- Любит экспериментировать.
- Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе [25].
Понимая, значение экспериментирования для психического развития ребенка и работая по программе «Детство», мы оборудовали центр экспериментальной деятельности необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы. Это дает возможность педагогу работать с детьми малыми группами по интересам, использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей. Стараемся, как можно чаще пополнять наш центр новыми предметами. Предоставляем их в распоряжение детей, которые толкают наших юных исследователей на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность [37].
При организации исследовательской деятельности обязательно применяем ИКТ. Ведь оно позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
В течение дня во время разных режимных моментов используем разнообразные формы организации детского экспериментирования. Дети очень любят сюрпризные моменты и проблемные ситуации. Любая экспериментальная деятельность происходит под присмотром взрослых и при соблюдении определённых правил безопасности.
В своей работе по организации познавательно-исследовательской деятельности мы делимся не только с коллегами, но и с родителями своих воспитанников. Рекомендуем проводить наблюдения, вместе путешествовать, вести беседы, смотреть передачи, мультфильмы познавательного характера, читать познавательную литературу. Ведь мы, педагоги, должны стать для родителей компетентными помощниками при создании не только предметной среды, но и знакомить их с разными формами работы по экспериментальной деятельности. В течение всего учебного года используем не только консультации, беседы, тренинги, но и проводим совместные экспериментирования вместе с детьми и родителями. Родители с удовольствием откликаются на такие формы работы. Ведь очень важно, чтобы педагоги и родители были готовы к неформальному, живому контакту.
Таким образом, данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров). При этом создается особая атмосфера, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность и любознательную. Все мы знаем, что активность детей связана с активностью, идущей от взрослого. В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе – умение обобщать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Презентация по теме доклада
Список литературы
- Волчкова, В.Н., Степанова, Н.В. Развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста: Практ. пос. для воспит. дет.садов [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2014. – 392 с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.-244-СПб.: Детство – ПРЕСС, 2014. – 155 с.
- Крашенинников, Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников: для работы с детьми 4-7-и лет: [Текст] / Е.Е. Крашенинников, О. Л. Холодова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 75 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации [Текст] / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2015. — 64с.
- Павлова, Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие: метод. пособие [Текст] / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 152 с.
- Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Текст] / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014. — № 4. — С. 31.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakon-ob-obrazovanii.ru/
Участие – очное
Секция 1. «Методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников»