Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей подготовительной группы
Автор: Мартюхина Ирина Федоровна Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Автор:
Мартюхина Ирина Федоровна
Перспективный план
по воспитанию культурно-гигиенических навыков
у детей подготовительной группы
Режимные процессы | Содержание навыков | Методические приёмы | |
Сентябрь | |||
Питание | Совершенствовать умение держать вилку большим и средними пальцами, придерживая сверху указательным пальцем. | Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». | |
Одевание-раздевание | Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. | Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду». | |
Умывание | Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, насухо вытирать полотенцем. | Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. | Учить просушивать и чистить свою одежду и обувь, закреплять умение заправлять свою кровать. | Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель». | |
Октябрь | |||
Питание | Приучать есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. | Чтение Н.Литвинова «Королевство столовых приборов». | |
Одевание-раздевание. | Совершенствовать навыки правильно размещать свои вещи в шкафу, закреплять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии. | Беседа «Каждой вещи своё место». | |
Умывание | Совершенствовать навыки умывания, мыть лицо, насухо вытираться индивидуальным полотенцем. | Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться». | |
Заправка кровати | Продолжать учить заправлять кровать: расправлять одеяло, предварительно поправив простыню. | Чтение С. Михалков «Я сам». | |
Ноябрь | |||
Питание | Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски. | Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как нужно правильно пользоваться ножом». | |
Одевание-раздевание | Закреплять умение одеваться и раздеваться в определённой последовательности, пользоваться разными видами застёжек. | Чтение И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду». | |
Умывание | Продолжать учить правильно умываться, своевременно пользоваться носовым платком. | Чтение К.Чуковского «Мойдодыр» (отрывки). | |
Заправка кровати | Совершенствовать навыки заправки постели, умение аккуратно накрывать кровать покрывалом. | Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро заправит постель». | |
Декабрь | |||
Питание | Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой , а вилку в левой руке. | Беседа «Как правильно есть второе блюдо». | |
Одевание –раздевание | Закреплять умение аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности. | Упражнение «Как мы умеем наводить порядок». | |
Умывание | Совершенствовать навыки правильного умывания, пользования индивидуальным полотенцем. | Чтение А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. | Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, протирать обувь | Беседа «Как заботиться о своей одежде». | |
Январь | |||
Питание | Закреплять умение есть второе блюдо. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости. | Беседа «Культура поведения во время еды». | |
Одевание-раздевание | Учить детей самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды. | Беседа «Как мы наводим порядок в своём шкафу для одежды». | |
Умывание | Совершенствовать умение быстро и правильно умываться. | Игра-драматизация по произведению А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Продолжать учить мыть, протирать, чистить свою обувь. Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья. | Чтение Д.Крупской «Чистота». | |
Февраль | |||
Питание | Закреплять умение пользоваться за обедом ножом и вилкой, салфеткой по мере необходимости. | Игра –соревнование «А я умею…». | |
Одевание-раздевание | Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу | Игра – соревнование «Наведём порядок в шкафчиках». | |
Умывание | Совершенствовать умение насухо вытираться только своим полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках. | Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое….». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. | Совершенствовать умение просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать , чистить обувь. Продолжать учить одевать на подушку чистую наволочку, расстилать простыню. | Дидактическое упражнение «Поможем младшему воспитателю сменить постельное бельё». | |
Март | |||
Питание | Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки. | Беседа «Почему второе блюдо не едят ложкой». | |
Одевание-раздевание | Закреплять умение выворачивать снятую одежду на лицевую сторону, аккуратно ставить обувь | Чтение М. Зощенко «Глупая история». | |
Умывание | Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета. | Беседа «Микробы – наши враги». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. | Формировать привычку следить за своим внешним видом. Продолжать учить принимать участие в смене постельного белья. | Беседа «Чистота – залог здоровья». | |
Апрель | |||
Питание | Продолжать учить есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом. | Беседа «Культура еды – ответственное дело». | |
Одевание-раздевание | Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава, расправлять одежду. | Игра-соревнование «Чей стул самый аккуратный» | |
Умывание | Закреплять правила умывания, соблюдения порядка в умывальной комнате. | Чтение Е. Винокуров «Купание детей». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Продолжать формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде. Учить принимать участие в смене постельного белья: надевать чистую наволочку, с помощью взрослого надевать пододеяльник на одеяло. | Дидактическое упражнение «Помогаю товарищу». | |
Май | |||
Питание | Продолжать учить детей есть с закрытым ртом, пережёвывать пищу бесшумно. | Дидактическое упражнение «За столом едим культурно». | |
Одевание-раздевание | Продолжать учить детей поддерживать порядок в шкафчиках для одежды, закреплять умение пользоваться разными видами застёжек на обуви и одежде, завязывать шнурки. | Дидактическое упражнение «У кого в шкафу порядок». | |
Умывание | Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости | Беседа «Чистые руки – здоровые дети». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. | Формировать привычку напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им, совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду. Продолжать учить менять постель: стелить чистую простынь, надевать наволочку и пододеяльник. | Продуктивная деятельность: шитьё кукольного белья. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». | |
Июнь | |||
Питание | Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой. | Чтение О. Григорьев «Варенье». | |
Одевание-раздевание | Продолжать учить детей оказывать помощь товарищам в одевании: застегнуть пуговицу, расправить воротник. | Чтение С. Михалков «Всё сам». | |
Умывание | Закреплять и совершенствовать привычку следить за чистотой тела | Чтение Т. Кожомбердиев «Всё равно». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. | Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки. | Дидактическое упражнение «Кто самый аккуратный». | |
Июль | |||
Питание | Совершенствовать умение во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол. | Сюжетно-ролевая игра «В кафе». | |
Одевание-раздевание | Закреплять умение аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле. | Чтение Я. Аким «Неумейка». | |
Умывание | Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела. | Дидактическое упражнение «Чьё полотенце чистое, тот правильно умывался». | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. | Учить пришивать оторвавшиеся петли. Полностью заправлять кровать после сна. | Показ, напоминание, указание. | |
Август | |||
Питание | Закреплять и совершенствовать умения культурно есть, правильно пользоваться приборами, салфеткой. | Сюжетно-ролевые игры: «Мы на дне рождения», «В кафе». | |
Одевание-раздевание | Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, поддерживать порядок в шкафу, помогать товарищам. | Игра – соревнование «Кто быстрее всех», «Кто самый аккуратный». | |
Умывание | Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости. | Напоминание. | |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати. | Постоянно следить за своим внешним видом, помогать товарищам устранять неполадки во внешнем виде, принимать участие в смене постельного белья. | Продуктивная деятельность: помощь помощнику воспитателя . |
comments powered by HyperComments
Предварительный просмотр:
Конспект проведения режимных моментов в 1 половине дня в средней группе (утренний прием, умывание, кормление, подготовка к прогулке (одевание), возвращение с прогулки (раздевание), подготовка ко сну и укладывание спать).
Цель: способствовать эмоциональному настроению на весь день, обеспечить спокойное расставание детей с родителями.
Оборудование: различные игрушки.
За 10-15 минут я прихожу в группу, проветриваю помещение, готовлю игрушки.
Доброжелательно встречаю каждого ребенка, с улыбкой здороваюсь с ним и родителями. Спрашиваю родителей: «Как спал ребенок?», «Как его самочувствие?», «С каким настроением шел в садик?» или задаю вопрос самому ребенку: «Ну, как дела? Будешь сегодня с нами играть?».
Затем завожу ребенка в группу, и предлагаю ему занятие (куклы, машинки, кубики, мозаику). Во время приема, если ребенок не хочет расставаться с родителями, использую музыкальные и ).
Цель: способствовать укреплению здоровья, формировать правило умывания.
В то время, когда няня расставляет завтрак на столы, я подзываю к себе 2-3 детей, которые медленно едят и говорю: «Ребята, хотите, чтобы ваши руки были чистыми? Давайте их помоем».
Я веду детей в умывальник и говорю: «Закатываем рукава, чтобы не намочить их, а теперь открываем кран с теплой водой. Слежу (если надо помогаю), чтобы дети открыли кран. Когда во всех кранах потекла вода, использую художественное слово:
Льется чистая водица Мы умеем с вами мыться — Ставим под воду руки лодочкой (показываю детям). А теперь возьмите мыло и намыливайте руки круговыми движениями. Мыли мылом ушки, Мыли мылом ручки, Вот такие ладушки Ладушки – ладошки.
— Снова подставляем руки под воду и хорошо смываем мыло. Стряхиваем оставшуюся воду в раковину и закрываем кран. Теперь каждый подходит к полотенцу и насухо вытирает руки со всех сторон, полотенце обратно вешаем на свои места. Вот и стали чистыми наши руки!
Так же я продолжаю подзывать поочереди оставшихся детей, помогаю им и использую художественное слово.
Цель: способствовать формированию правило поведение за столом.
Проведение : — «Дети, все, кто помыл руки, садитесь за столы. Сядьте ровно, ноги поставьте прямо, локти на стол не кладем. Все ровненько сидят, Ножки вместе стоят, Глазки в тарелку глядят, Локти убраны со стола, Тихо кушает детвора. Дети! Пришел сегодня в гости
Пришел сегодня в гости- Хороший Аппетит! Всем приятного аппетита!»
Во время еды я слежу, чтобы дети правильно держали ложку, ровно сидели, кушали молча.
Рассказываю, как полезно, когда дети кушают: они быстро растут, никогда не болеют.
Детей, которые не едят, я пытаюсь убедить в том, что нужно хотя бы немного покушать (если у них нет причины не есть).
Тех ребят, которые едят медленно или не умеют есть, я помогаю.
Ребенку, который поел, я говорю: «Даша, возьми салфетку и вытри рот, не забудь сказать «спасибо» и задвинуть стул».
Подготовка к прогулке (одевание)
Цель: обеспечить своевременный сбор на прогулку всех детей.
Перед выходом на прогулку напоминаю детям посетить туалет. Затем беру группу детей и все вместе выходим в раздевалку.
Слежу, чтобы дети правильно одевались на прогулку, соблюдая принцип постепенности: колготки, носки, штаны, ботинки., кофту, шапку, куртку, варежки, шарфик.
Во время этого использую художественное слово:
Одеваемся по порядку,
Привыкаем к порядку.
— Данила, а какого цвета у тебя штаны?
— Ваня, а что мы одеваем на голову?
Если дети не могут ответить, помогаю им.
Побуждаю детей одеваться самим: «Коля, покажи, как ты умеешь одевать штаны».
— Дети, чтобы одежда была чистой, нам нужно аккуратно гулять, не бегать по лужам.
Возвращение с прогулки (раздевание)
Цель: обеспечить своевременный приход с прогулки.
Всех детей при входе в садик прошу вытирать ноги (показываю, как это нужно делать).
— Какие вы все веселые пришли с прогулки! Хотите пойти в группу поиграть? Давайте аккуратно разденемся.
Я слежу, чтобы все дети правильно и аккуратно разделись, кому из детей нужна помощь помогаю.
— Сначала снимаем куртку, затем шапку, кофту, штаны, ботинки, колготки и, наконец, носки.
Слежу за опрятностью детей после прогулки: «Даша, посмотри, какие у тебя грязные штанишки! А какие ты надевала штанишки?» (чистые).
Обращаюсь и к другим детям: «Юля, а что ты сейчас снимаешь? Кристина, а куда ты повесишь свою курточку?»
Цель: способствовать формированию правила поведения.
Веду детей по очереди в туалет, затем в спальню.
— Ребята, сегодня мы так хорошо поиграли и наши руки, глаза и ноги устали и хотят отдохнуть. Возьмите свои стулья, и будем раздеваться. Дети, а все помнят, как нужно складывать свою одежду на стул? Помогаю детям раздеваться. Первых в кровать кладу детей, которые дольше засыпают. Положим под спинку мягкую перинку Сверху на перинку чистую простынку Положим под ушки белые подушки. И накроем одеялом, Чтобы дети крепко спали.
— Ребята, кто разделся, ложитесь в кровати и укрывайтесь одеялом. Когда все дети лежат в кроватях, спокойным, тихим голосом говорю: Вот и люди спят, Вот и звери спят. Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках, Зайцы спят на травушке, Утки – на муравушке, Детки все по люлечкам… Спят –поспят, всему миру спать велят. Теперь ложимся на бочок и закрываем глазки. Приятных снов! Во время сна детей слежу за ними (чтобы не раскрывались, чтобы не упали).