Методическое пособие «Лэпбук по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников»
Методическое пособие
ЛЭПБУК ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Направление
– Нравственно-патриотическое воспитание
Образовательное учреждение
— Детский сад
Возрастная группа
– Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Тема лэпбука
— «Наша Родина»
Автор-составитель
—
Наливайко Анна Олеговна
(воспитатель ГУ ЛНР «Луганское дошкольное образовательное учреждение ясли-сад комбинированного вида №107 «Кораблик»)
Актуальность выбранной темы:
Тема «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» тесно переплетается с понятием «моя Родина». Ребенок должен как можно раньше понять, что его Родина – это страна со своими собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями.
Актуальность патриотического воспитания состоит в том, чтобы воспитать детей в духе любви к своей Родине и уважения ценностей, привязанности к месту своего рождения, гордости за свой народ.
Цель:
формирование представлений и систематизация знаний о Родине (ЛНР) и о малой Родине (Луганске)
Задачи:
1. Формировать и закреплять знания о главе государства, государственной символике, о значении родной стороны для человека;
2. Продолжать знакомство с малыми фольклорными жанрами, со стихами о родном городе;
3.Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять любознательность детей;
4. Познакомить детей с достопримечательностями (памятники, архитектурные здания) родного города;
5. Развивать познавательные способности;
6. Развивать патриотические чувства: любовь к родному краю, бережное отношение к его природным ресурсам ,уважение к труду людей.
Содержание методического пособия:
Страница 1. Название пособия
1 БЛОК «ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА»
Страница 2.
Портрет главы Луганской народной Республики Леонида Пасечника. Государственный флаг ЛНР, герб.
Цель:
формирование и закрепление знания о главе государства, закрепление знания о цвете, последовательности цветов в государственном флаге, о значении каждого из них. Способствовать закреплению знаний флага и герба своей страны.
Страница 3.
Гимн Луганской Народной Республики. Пословицы о Родине.
Цель:
развитие слухового восприятия, внимания и патриотизма, продолжать знакомство с малыми фольклорными жанрами, о значении родной стороны для человека, о важности и необходимости защищать и ценить свою Родину.
Страница 4.
Животный и растительный мир родного края
Папка «Красная книга ЛНР»
(исчезающие растения, насекомые, птицы и животные).
Цель: познакомить с редкими представителями флоры и фауны родного края, рассказать о значении Красной книги, воспитывать бережное отношение к природе.
Природные богатства родного края.
Цель: изучить полезные ископаемые родного края, их значении в жизни людей (профессии, связанные с добычей ресурса; значение в разных областях применения ископаемого, редкость в мире).
Д/и «Найди животное по силуэту»
Цель: ознакомить с представителями животного мира Луганщины, развивать восприятие, внимание и память.
2. БЛОК «РОДНОЙ ГОРОД ЛУГАНСК»
Страница 5.
Папка «Известные люди Луганщины».
Цель: познакомить детей с прославившими родной край деятелями культуры и искусства (актеры, певцы, поэты, архитекторы, скульпторы), военными (участники ВОВ), спортсменами, учеными.
Стихи про родной город
Цель: ознакомить с малой родиной, её достопримечательности через художественное слово.
Страница 6.
Дидактическая игра: «Третий лишний».
Цель: знакомить детей с символикой родной страны, учить выделять флаг и герб Луганской Народной Республики из числа флагов и гербов других стран.
Дидактическая игра: «Пазлы».
Цель: закрепить знания детей о символике ЛНР и города Луганска (о флаге, гербах), о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.
Страница 7.
Портрет главы администрации города Луганска Манолиса Пилавова. Герб города Луганска.
Цель:
формирование и закрепление знания о главе города, закрепление знания о значении элементов герба. Способствовать закреплению знаний герба своей малой родины.
Страница 8
Настольные игры «Путешествие по родному городу»
В набор входят 3 поля: «Путешествие по улице Советской», «Путешествие по улице Оборонной», «Путешествие по интересным местам города Луганска».
Цель: познакомить детей с достопримечательностями (памятники, архитектурные здания) родного города, формирование и закрепление знаний о достопримечательностях.
В методическом пособии охватывается 4 образовательных области дошкольного образования по ФГОС:
Познавательное развитие
– знакомство с государственными символами республики и города Луганска; с главными достопримечательностями города, известными личностями, полезными ископаемыми и красной книгой ЛНР.
Речевое развитие
— мир родной речи через художественное слово, фольклор (стихи о Луганске, пословицы о Родине).
Социально-коммуникативное развитие
– развитие познавательной активности, развитие чувства патриотизма.
Художественно-эстетическое развитие
– изучение гимна ЛНР, фотографий родного города.
Данное методическое пособие можно использовать в разных видах деятельности: в непосредственно-образовательной деятельности, с группой детей, в занятиях по подгруппам, в индивидуальной деятельности и обучении, в самостоятельной деятельности детей.
Методическая разработка ЛЭПБУКА «Мы разные-но мы вместе»
Корепанова Любовь Геннадьевна
Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 92»
Березники, Пермский край
Методическая разработка ЛЭПБУКА «Мы разные-но мы вместе»
Цель:
формирование установок толерантного сознания учащихся, формирование умений жить в многокультурном обществе.
Задачи:
1. Формировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам, их родителям , сотрудникам учреждения.
2. Познакомить с национальными костюмами, подвижными играми разных народов России.
3. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей национальности, толерантное отношение к представителям других национальностей.
4. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.
Актуальность:
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Причин этому много — средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, — еще недостаточен. Большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Возникла проблема: Как лучше заинтересовать и увлечь детей деятельностью, направленной на исследования родной страны? Как сохранить найденный материал так, чтобы и по завершению деятельности он продолжал привлекать детей, побуждая их к дальнейшим самостоятельным исследованиям. Такой находкой оказался лэпбук.
Лэпбук (lap – колени, book – книга).
Если переводить дословно, то
лэпбук — это книга на коленях
. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка в которой учебный материал собран в виде кармашков, мини-книжек, окошек, подвижных деталей, вставок, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Также лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания.
Лэпбук, на первый взгляд, очень похож на большую аппликацию. Что происходит с аппликацией после того, как она уже сделана? Она занимает свое место среди прочих работ в шкафу и не приносит никакой пользы. Ребенок не может поиграть с ней, поэтому не все дети любят делать аппликации – они просто не видят особого смысла делать что-то, что потом навсегда пропадает из их жизни. Дети очень практичные. Ведь лэпбук, прежде всего – это средство обучения! От постоянного контакта с книгой ребенок усваивает материал просто великолепно и без всяких усилий. Причем, без усилий, как со стороны ребенка, так и со стороны родителя/педагога – все происходит само собой. Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Совместная поисковая деятельность ребенка и взрослого (воспитателя, родителей) позволяет ребенку активно действовать самостоятельно и стимулирует навыки работы в коллективе.
Форма занятий:
Лэпбук – итоговый продукт совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно сыграет свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо воспитатель распределяет задания между воспитанниками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо воспитатель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки с помощью родителей.
Размер готового лэпбука
стандартный по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде. Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку.
Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам
— 5 лет и выше. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.
Практическая значимость:
Реализация данного проекта повысит знания родителей в области воспитания толерантности у своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
Участники проекта:
дети, педагоги, родители.
Возраст:
дети 5-6 лет
Тип проекта:
познавательно — творческий.
По количеству участников:
коллективный.
По продолжительности:
краткосрочный.
Продукт проекта:
Лэпбук : «Мы такие разные, но мы вместе!»
Предварительная работа:
Создание картотек подвижных игр и развлечений народов России.
Создание в группе библиотеки произведений переводной литературы разных народов, сказок, пословиц и поговорок о мире, дружбе, доброте, доме и Родине.
Оформление интерьера помещений группы иллюстративным материалом по теме. Внесение предметов быта, предметов народно-прикладного искусства, кукол в национальных костюмах, музыкальных инструментов.
Практическая деятельность:
-Рассматривание государственных символов Российской Федерации.
-Чтение и заучивание отрывков стихотворений о дружбе народов, их единстве.
-Игра-лото «Россия – народов дружная семья!»
-Подвижные игры народов России.
-Раскрашивание раскрасок «Россия – многонациональная страна!» родителями и детьми (костюмы народов России)
Работа с родителями:
Блиц-опрос для родителей: «Что вы понимаете под словом толерантность?», «Семейные традиции». Экскурсия в историко-этнографический музей.
Ожидаемые результаты:
-В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей.
-У детей постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей.
-Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений и что важнее всего, претворят их в жизнь.
Фотоотчет