Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность


Возможности театрализованной деятельности для развития речи

Несложно представить театрализованное действо и предположить, каково его значение в развитии речи участников. Актеры выразительно и эмоционально произносят монологи, ведут содержательные диалоги, демонстрируют богатый словарный запас, пестрят синонимами и эпитетами… Безусловно, этому красивому звучанию предшествуют многочисленные репетиции.

Но, если взрослые могут с помощью театральной деятельности так шлифовать свою речь, то почему бы не использовать элементы театрализации для формирования речевых навыков детишек, которые находятся только на первых ступенях речевого развития?

На самом деле, специалисты и воспитатели давно взяли на вооружение элементы театрализованной деятельности, чтобы развивать речь дошкольников и младших школьников.

Речевые навыки детей развиваются в театрализованной игре, в декламации, при озвучивании кукол в небольших постановках, которые вполне доступны в дошкольном возрасте.

Включая ребенка в проигрывание небольших сценок, или предлагая ему исполнить роль сказочного героя, взрослые создают условия для развития важнейших речевых умений:

  • Использовать готовые речевые обороты
  • Тренировать произношение
  • Грамотно строить предложения
  • Логически формулировать свои мысли
  • Интонационно выразительно высказываться
  • Осмысливать логические ударения в фразах

Систематические занятия с элементами театральных постановок, а также театрализованные игры оказывают заметное влияние на развитие речи дошкольников. Дети обучаются говорить связно, а развитие связной речи у детей дошкольного возраста это и есть та главная цель, которую необходимо достигнуть в речевом развитии.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Развитие выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности

Речевое развитие детей тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, воспитательные возможности которой могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Особое внимание в работе с детьми в театрализованной деятельности необходимо уделять взаимодействию с семьей. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно совместно с детьми они посещают театры и музеи, читают произведения и просматривают видеофильмы, рекомендованные по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное — учит членов семьи взаимопониманию, сближает их, является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоциональная насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий. Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонациии, модуляция голоса). Театрализованная деятельность включает в себя драматизацию, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи. Психическое состояние некоторых детей не всегда дает возможность каждому ребенку в полной мере реализовать свои способности, такие дети нуждаются в особом внимании. Вначале детям читают маленькие тексты, разбирают содержание, объясняют непонятные слова, обсуждают поступки персонажей, затем делят тексты на эпизоды и пересказывают текст (стихи, песенки, потешки, мини – сценки, сказки). Следующий этап работы – пересказывание по ролям. Дети становятся участниками маленького спектакля. Детям были предлагаются разные виды театра по одному и тому же произведению. В процессе работы педагоги постоянно следят за речью детей – звукопроизношением, постановкой слов в предложении, произношением падежных окончаний, последовательностью пересказа. Детям с ОВЗ необходимо дать возможность адаптироваться, не навязывать участие в театрализованных играх, но приглашать, например, дать кукол для свободного манипулирования ими. Работая над выразительностью речи очень важно заниматься артикуляционной гимнастикой: 1.Почистим зубки языком, и верхние, и нижние. 2.Закройте глаза, представьте ночь. Сели на лошадку и поехали. 3.Нарисуйте закрытыми глазами солнце и т.д. Поскольку эти упражнения проводятся в игровой форме, большинство детей с удовольствим выполняют артикуляционную гимнастику. Для развития выразительности речи очень важны этюды, способствующие творческому развитию детей. Например, этюд «Любящие родители»: Звучит колыбельная. Мама – медведица и папа – медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама – медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа – медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже покачивается. Потом мама передает папе сына. Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачивая под музыку вправо – влево, на лице улыбка. Этюд «Бабушка заболела». Очень важно развивать моторику рук, необходимую для свободного кукловождения. Предлагаем следующие упражнения: 1. «Флажок» (большой палец вытянут вверх, остальные соединены вместе) 2. «Птички» (большой палец поочередно соединяется с остальными) 3. «Гнездо» (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты) 4. «Цветы» (то же, но пальцы разъединить) Речевое развитие детей происходит в процессе индивидуальной работы с детьми. Эта работа помогает в дальнейшем принять участие в совместной игре, так как ребенок чувствует себя увереннее. В данное время мы отмечаем положительные изменения в эмоциональном развитии детей, повысился интерес к театрализованной деятельности, самостоятельность. В игре с детьми выбираем спокойный, доброжелательный тон, что помогает наладить контакт с детьми, расположить их к себе, дать почувствовать уверенность в себе. В любом высказывании или его части (предложении) можно выделить следующие компоненты: логическое ударение, мелодику, темп, ритм, паузу, тембр. Очень важно научить детей понимать и правильно расставлять логическое ударение во фразах. Это необходимо для того, чтобы яснее и эмоциональнее донести смысл своих высказываний до других людей. Один из видов музыкально – игрового творчества в театрализованной деятельности — инсценирование песен — очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из песенного репертуара, народных попевок, шуток — прибауток, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. Полученный положительный эмоциональный заряд, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Дети учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. Опыт убеждает, что совместная работа музыкального руководителя и всех педагогов может привести к желаемому результату: позволит решить многие педагогические задачи, касающиеся речевого развития детей. Вместе с педагогами я обсуждаю те или иные проблемы в речевом развитии детей, которые встречаются в работе. Поэтому наряду с упражнениями для развития музыкальности детей, я использую ряд дополнительных упражнений, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, постановке голосового аппарата; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определённому музыкальному звуку; распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Эффективное взаимодействие педагогов — это совместная разработка и проведение логоритмических занятий, основанных на связи движения, музыки и слова. Например, ходьба под музыку разного характера: как волки, как ёжики, как лисички. Дети беседовали с педагогом о признаках этих животных, слушали музыку соответствующую характеру этого персонажа и самостоятельно выполняли движения со сменой частей музыки. Беседуя с детьми о музыке, я активизирую в их словаре такие определения как » музыка- спокойная, ласковая, задушевная, вдохновенная» или «музыка — задорная, искристая, радостная, игривая». Изучая симфоническую музыку, дети знакомятся со звучанием различных музыкальных инструментов и их названиями. Например, в ритмопластических этюдах по музыкальной сказке С. Прокофьева «Петя и волк», дети закрепили названия музыкальных инструментов симфонического оркестра- «флейта», «кларнет», «гобой», «фагот». Имея сложности произношения, не все дети могут обогатить свой словарный запас такими сложными словами, но показать на иллюстрации данный музыкальный инструмент, изобразить с помощью музыкально – игрового творчества, используя мимику, жесты характер и жанр музыки не только возможно, но и очень интересно для детей. Работа по развитию речи вообще, и по развитию интонационной выразительности в частности, очень трудна, но крайне необходима. И легче, интереснее ее проводить, интегрируя с театрализованной деятельностью. Именно интеграция позволяет развивать индивидуальные способности и становление самостоятельной художественно – речевой деятельности детей, развитие их творческих способностей. Развивая творческие способности детей совместно с педагогами, объединяя наши усилия, мы не ставим задачи сделать из них художников, артистов или музыкантов. А ведь в последующей их жизни перед каждым из них откроется возможность творческого труда. И очень важно, чтобы ребенка не покидала эмоциональная отзывчивость, восхищение прекрасным, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Следующая >

Формы театрализованной деятельности в речевой практике детей

Часто родители настороженно воспринимают рекомендации использовать возможности театрализованной деятельности в развитии своего ребенка. Прежде всего, взрослых отталкивает подготовительный этап: создание нужной атмосферы, подготовка необходимых атрибутов. Но для использования театральных методов не обязательно создавать полноценный домашний театр.

Можно применять как постановку сюжетных сценок с соответствующими реквизитами, или кукольный театр, так и упрощенные методы, которые сводятся к выразительному пересказыванию и дополнению известных сказок и историй. Сказка — поистине эффективный учитель в жизни ребенка и может активно использоваться для развития речи.

Рассказывание сказок с дополнением

Те же любимые сказки и детские рассказы можно просто читать ребенку, но гораздо больше возможностей для развития откроется, если малыш приобщится к повествованию. Участие в рассказывании (чтении) произведений для детей можно отнести к простейшему виду театрализованной деятельности.

Взрослый, как правило, читает ребенку с соответствующей выразительностью, подчеркивая голосом и интонацией характерные роли. Слушая историю, дошкольник благодаря наглядно образному мышлению выстраивает образный ряд сюжета. Взрослые иногда даже не представляют, как много интересных поворотов в сюжетной линии может добавить их юный слушатель.

Причем, ребенок стремится дополнять, подражая стилю рассказа. Литературный текст демонстрирует ребенку грамматический строй речи, развивает звуковую культуру, помогает почувствовать красоту звучания и богатство языка. И дошкольник пытается соответствовать, чтобы его импровизированные вставки звучали подобным образом.

Иногда инициатива внедриться в сюжет исходит от самого ребенка. Но не стоит дожидаться самопроизвольной активности. Взрослые могут побуждать дошкольника соответствующими вопросами. Например:

  • Как мог поступить наш герой?
  • Почему главный герой совершил такой поступок?
  • Кто бы мог еще прийти на помощь?

В старшем дошкольном возрасте можно практиковать групповое сочинение своих коллективных сказок. Каждому ребенку предстоит придумать небольшую часть (2-3 предложения). От этого задача становится посильной даже для тех дошкольников, которые испытывают речевые затруднения.

Дети получают возможность слышать, как формулируют высказывания и раскрывают сюжет другие, как интонационно стараются подчеркнуть характер роли или напряженность событий. Это служит действенным примером для каждого участника, а также развивает слуховое восприятие.

Участие в театрализованном обыгрывании сюжета

Театральные постановки требуют хотя бы минимального костюма. А в дошкольном возрасте любой атрибут помогает войти в роль. Обратите внимание, насколько лучше ребенок изобразит зайчика, если ему надеть шапочку с заячьими ушками, нацепить хвостик…

Исполнение роли накладывает на ребенка важные обязательства. Он должен говорить не то, что вздумается, а то, что предусмотрено сюжетом заранее или то, что соответствует разворачиванию действий, если имеет место импровизация.

В таких условиях говорить и сложнее, и проще одновременно. Сложнее, потому что нужно формулировать отражающие содержание фразы, подбирать подходящие слова. Если это монологическая речь, то она должна быть связной, чтобы окружающие понимали смысл сообщения. Проще, потому что есть готовый текст, много раз рассказанный-пересказанный. А значит, многие фразы воспроизводятся малышом автоматически.

У маленького артиста благодаря разучиванию и исполнению роли обогащается словарный запас, развивается выразительность речи. Ребенок стремится передать интонацию, соответствующую его герою, пытается делать смысловые акценты.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]