Открытое занятие в подготовительной группе ДОУ «Осень золотая»
- 27 октября 2016
Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы
Конкурс «Методическая копилка педагога»
Открытое занятие «Осень золотая» в старшей – подготовительной группе детского сада. Занятие направлено на развитие познавательного и эстетического опыта, художественного вкуса, поэтического слуха посредством материала, относящегося к одному из времен года – осени.
Программное содержание
Ребенок и окружающий мир.
Природное окружение. Экологическое воспитание
- Наблюдать явления природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных.
- Формировать представления о зимующих и перелетных птицах.
- Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря и др.
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Поощрять стремление детей отражать свои впечатления в аппликации.
- Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания об окружающем.
Художественная литература
- Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
- Помогать внимательно и заинтересованно слушать рассказы, стихотворения.
- С помощью разных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к воспринимаемому.
Художественно-эстетическое воспитание
- Аппликация
- Закреплять умение создавать изображения.
- Продолжать формировать навыки аккуратного и бережного отношения к материалам.
Предварительная работа:
- Рассматривание картин об осени.
- Разучивание стихотворений.
Материал:
- Картины.
- Фрукты, цветы.
- Портрет осени.
- Ножницы, клей, цветная бумага, кисточки, тряпочки, клиенки.
- «Чайная гостиная».
Ход занятия
Воспитатель:
«Унылая пора, очей очарованье… Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увядания, В багрец и золото одетые леса. В их сенях ветра шум И первые морозы И отдаленные седой зимы грозы.
Сейчас мы поговорим об осени. После какого времени года наступает осень?
Дети: После лета.
Воспитатель: Назовите все месяцы осени.
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Звучит песня Пугачева «Лето».
Воспитатель: Можно, что-нибудь сделать, чтобы лето не кончалось.
Дети: Нельзя.
Ребенок 1: В природе 4 времени года: зима, лето, весна, осень. 12 месяцев. Каждое время года длится 3 месяца. Все в природе по порядку: 3 месяца – зима, 3 месяца – весна, 3 месяца – лето, 3 месяца – осень. И опять все сначала, потому что солнце меньше греет, не как летом. Дни стали короче, солнце светит меньше.
Воспитатель: Все времена года хороши, но осень особенно.
Рассматривание картин с изображением периодов осени.
Воспитатель: Осень – это праздничное и нарядное по цвету время года – всегда радовала поэтов и художников. Посмотрите на картины, на них художники каждый по своему рассказал о любви к осени. Настоящий художник способен почувствовать и понять настроение природы – радостное или грустное, ликующее или спокойное.
Вот, посмотрите как рассказал о любви к осени художник в своей картине.
Рассматривание картины «Тишина», худ. Подляский.
Ребенок 1: Пришла осень, завыл осенний ветер и сорвал желтые листья с деревьев. Полетели листья, закружились и упали на землю разноцветным багряным ковром. Посмотрите, на краю озера стоят тонкие березки. Около самой высокой березы стоит стол и две скамейки. Никого нет.
Ребенок 2: А еще вчера мы с дедушкой сидели на них и любовались озером, рвали цветы и собирали грибы вон в том зеленом лесу. Пройдет осень, наступит зима, весна, потом лето, и мы опять придем с дедушкой сюда.
Рассматривание картины«Вечерний звон», худ. Левитан.
Воспитатель: А сейчас обратите внимание на эту картину. Чьи это смелые краски и кисти? Кто из художников чудо принес? Это картина Левитана «Вечерний звон».
Ребенок: На этой картине красота несказанная. Все деревья стоят в золотом уборе. Березы с длинными косичками, в нарядных желтых сарафанах в тихую речку глядят. Модничают подружки красавицы. А что это слышно?
Звучит музыка: Колокольный звон.
Ребенок:
В глаза бревенчатым лачугам Глядит синеющая мгла, Над колокольчиковым лугом Собор звенит в колокола. Звон колокольный и окольный, И колокольчиковый звон. И колокольцем каждым в душу До новых радостей и сил Твои луга звонят не глуше Колоколов твоей Руси…»
Воспитатель: Действительно, вон там вдали за речкой купала виднеются и колокольни белого монастыря. Звенит колокол на службе людей зовет. А как туда попасть? Придется переплыть через речку. В речке вода чистая, прозрачная, хрустальная – и все в ней отражается: и деревья, и берега, и небо.
Так художники признались в любви осени, а вот как рассказали о своей любви русские поэты.
Ребенок 1 читает стихотворение Плещеева «Осень».
Ребенок 2 читает стихотворение Чусовитина «Осенний листок».
Воспитатель: Многие художники влюбились в осень и рисовали ее осенние пейзажи, а другие осенние натюрморты.
Ребенок 3:
Если видишь на картине Ноготки в корзине Или астру в хрустале Или хризантему в вазе Или розу на столе Или все предметы сразу– Знай, что это натюрморт.
Ребенок 4:
Если видишь на картине Вазу фруктов на столе Или грушу или сливу Или персик в стороне. Может, грозди винограда Ты увидел здесь сейчас Или все фрукты сразу – Знай, что это натюрморт.
Воспитатель: Вот и живой натюрморт, а вот и натюрморт на картине. Смотришь на натюрморт, на нем все как живое. Виноград спелый ягодка к ягодке. Дыня огромная, спелая, желтая, овальная. Так и хочется попробовать.
Быстро пролетел сентябрь, вот и октябрь подходит к концу.
Скоро белые метели снег подымут от земли. Улетают, улетели, улетели журавли. Не слыхать кукушку в роще И скворечник опустел. Аист крыльями полощет – Улетает, улетел.
А что происходит с птицами осенью?
Дети: Улетают на юг.
Воспитатель: Многие птицы питаются насекомыми, а их нет. Вот они и улетают на юг.
Ребенок 1:
Листья осенью облетают, Высыхают травы на болотах, Собираются птицы в стаи И уже готовы к отлету.
Ребенок 2:
И прощаясь с родными местами, С золотыми березами, ивами, Долго кружат они над лесами, Над крутыми речными обрывами.
Ребенок 3:
Возвращайтесь, птицы, весною, Когда зеленью лес оденется, Зашумят молодой листвою Каждый куст и каждое деревце.
Воспитатель: Улетает осень, улетают птицы, но еще долго у нас в памяти у нас будет стоять рыжая осень. А на память об осени мы оставим ее портрет в солнечных осенних красках.
В осеннем венке из разноцветных листьев, в осеннем венке из ароматных фруктов. Давайте закончим портрет и украсим им наше кафе, в котором нас ждет смородиновый морс с прощальными осенними листочками.
Автор: Першина Екатерина Викторовна, воспитатель МДОУ ЦРР — Детский сад № 46, Г. Апатиты Мурманской области.
Конспект занятия «Осень золотая»
Тема недели «Осень золотая» Ознакомление с окружающим миром1.Дети должны знать: *названия осенних месяцев, основные приметы осени;
*изменения, происходящие осенью в растительном и животном мире; *чем занимаются осенью люди, как одеваются; *отличительные особенности ранней и поздней осени. 2.Дети должны уметь: *обобщать, сравнивать признаки, конкретизировать понятия, выделять основные приметы осени, анализировать явления, использовать имеющиеся знания об осени в решении задач, выполнении упражнений, заданий; *интересоваться явлениями живой и неживой природы; *уметь устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлёт птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоёмов). 3.Игра «До-между-за». Закрепление представлений о временах года, упражнение во временной ориентации. (Какое время года перед осенью, за осенью наступит, между летом и зимой (осень), между зимой и летом (весна) и т.д.) 4.Игра «Эхо». Упражнять в образовании по образцу сложных слов методом сложения основ. Листья падают. – Это листопад. Звёзды падают. – Это звездопад. Вода падает. – Это водопад. Камни падают. – Это камнепад. Снег падает. – Это снегопад. 5.Игра «Я начну, а ты закончи» Люди осенью одеты (во что?) -…; школьники идут с портфелями (куда?) — …; листья на деревьях стали (какими?) — …; цветы на клумбах (что сделали?) — …; птицы улетают (куда?) — …; звери делают на зиму (что?) — …; люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — … . 6.Составь описательный рассказ на тему, «Какую одежду мы носим осенью» по плану: а)Почему мы осенью одеваемся теплее, чем летом? б)Что мы носим на ногах (в сухую погоду и в дождь)? в)Что надеваем на тело? г)Что мы носим на голове, шее, руках? д)Когда берём с собой зонт? Развитие речи1.Словарь. Существительные: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, куртка, плащ, сапоги, шапка, перчатки, свитер, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь. Глаголы: лить, дуть, наступать, вянуть, моросить. Пожухнуть, хмуриться, накрапывать. Прилагательные: Холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный. Золотая (осень), серые (дни), промозглый, проливной, моросящий. Наречия: Мокро, сыро, ненастно, пасмурно. 2.Игра «Скажи иначе». Упражнение в подборе синонимов. Унылая пора – скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная. Небо серое – тёмное, холодное, пасмурное. Деревья нагие – голые, обнажённые (без листьев). Высохли цветы – завяли. 3.Игра «Скажи наоборот». Поиск антонимов. Осень ранняя – осень поздняя. День весёлый – день грустный. День солнечный – день пасмурный. Облако белое – туча чёрная. 4.Образовать качественные прилагательные. Осень – осенний; ноябрь – ноябрьский; солнце – солнечный; сентябрь – сентябрьский; дождь – дождливый; холод – холодный; октябрь — … ; облако — … ; тепло — … . 5.Подобрать действия (что делает?). Дождь – капает, льёт, моросит, идёт… . Ветер – дует, задувает, сносит, ломает … . 6.Игра «Один – много». Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных (скажи по образцу). Наступил осенний день – наступили осенние дни; на дереве жёлтый лист – на деревьях жёлтые листья; плывёт тёмная туча – плывут тёмные тучи; стоит большое дерево – стоят большие деревья; идёт холодный дождь – идут холодные дожди; дует сильный ветер – дуют сильные дожди; висит тёплая куртка – висят тёплые куртки; летит птичья стая – летят птичьи стаи. Обучение грамоте Тема «Гласный звук О, буква О» 1. Определение на слух места звука в словах: осы, сом, эскимо, усы (звука О нет). 2.Вспомнить, чем отличается звук от буквы. Звуки произносим, а буквы пишем. 3.Анализ буквы О. На какой предмет похожа эта буква? В этой букве нет угла, Оттого она кругла. Посмотри на колесо — И увидишь букву О. 4.В воздухе «прописать» эту букву. 5.Загадка На кустах в саду растет, Запах сладкий, словно мед, Но нередко льются слезы Тех, кто рвет руками… (Розы) Можно немного рассказать ребёнку о розе. (Роза называется царицей цветов. Она самая ароматная и самая красивая.) *Как можно сказать о розе? Ребёнок сам даёт определения, синонимы. Например: красивая, прекрасная, очаровательная, великолепная и т. д. Затем идет анализ этого слова, деление на слоги (устно). Рисуем схему: 6.Фонетическая игра «Кто внимательнее?» Дидактическая задача. Развивать фонематический слух; формировать умение слышать в словах звук О. Ребёнок, прослушав скороговорку: На то Хавронье и дано рыло, чтобы она землю рыла, — подсчитывает и называет слова со звуком О. Запомнить и назвать как можно больше слов. Вариант. Ребёнку можно предложить слова со звуком О в разных позициях — не только в начале слова. (Например: окна, сапожки, кино и др.) 7.Игра «Поймай звук «О»» (хлопнуть в ладоши) *Выделение звука: -из звукового ряда: о, а, у, и, о, и, а, о, а, у, о, и, э и т.д.; -из слогового ряда: ат, от, оп, ип, ик, ок и т.д.; -из ряда слов: забор, капуста, овощ, хвост, старик, кошка, петух, стакан, жаба, жук, такси, торт и др. ФЭМП 1.Закреплять состав числа 6, графически изображать цифру 6. 2.Развивать логическое мышление и пространственное воображение. 3.Упражнять в решении задач, выявление частей в задаче. 4.Игровые упражнения: «Кто знает, пусть продолжает» (цель: упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке), «Назови соседей числа». 5.Закрепление состава числа 6 (3да3; 5 да1; 4 да2; 2 да 4; 1 да ещё 1, да1, да1, да1;да1). 6.Работа с числовым отрезком. 7.Работа на листе «Продолжи закономерность». (Например, рисуется на листе круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат. Ребёнок должен дальше продолжить сам рисунок до конца строчки)