Методика ознакомления дошкольников с историей родного края
Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей со взрослыми (родителями и воспитателями). Так экскурсии, совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно.
Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.
4. Этап Практический
Первоначально план работы включал в себя:
Сотрудничество со школьной библиотекой, с музеем школы, с сельским домом культуры.
Экскурсии по улицам села, к памятникам.
Встречи с интересными людьми.
Познавательные игры, викторины, конкурсы, музыкально-литературные вечера.
Сбор материалов об истории села, его улиц, детского сада.
Выставки рисунков, фотографий, поделок на краеведческие темы, собирание коллекций.
Для повышения уровня знаний детей о родном селе и их мотивации к дальнейшей деятельности, в план работы были включены мероприятия краеведческого характера. Вместе с детьми мы совершали прогулки по селу, обращали внимание на красоту и чистоту улиц, зданий, цветников, отмечали, какие новые постройки, детские площадки появились. Детям было интересно узнать, почему та или иная улица носит такое название, какие интересные здания, учреждения есть на ней и т.д. Также дети посещали пожарную часть, библиотеку, школу, почту и др.. Дети знакомились с профессиями людей, с трудом своих родителей. Принимали участие в межрайонном мероприятии «Моя малая родина!» на территории СДК с. Жедяевка.
Все это помогло лучше узнать своё село, профессии. Труд людей, ценить и уважать этот труд. 9 мая дети ежегодно возлагают цветы к памятнику павшим героям, участвовали в акции «Солдатский треугольник», посещали ветеранов ВОВ и детей войны, вместе с родителями принимали участие в шествии «Бессмертного полка».
В своей работе использовала материалы печати Ульяновской области (журналы «Симбик», «Мономах») , а также издание Ю. Мордвинова «Взгляд в прошлое» (из истории селений Старомайнского района), где автор на протяжении многих лет кропотливо собирал в архивах и библиотеках разбросанные по разным фондам сведения и факты.
Экологическое воспитание является составной частью проекта. Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Природа Старомайнского района изумительна, совершенно удивительна по своей красоте. Здесь самые красивые реки. Славятся грибами и ягодами леса. Самые чистые родники и богатые рыбой пруды, уникальные памятники природы. Задача взрослых- помочь увидеть все это и вызвать гордость и любовь к своему городу, родному краю. Поэтому мы рекомендуем родителям чаще бывать с детьми на природе. Это выставки поделок из природного материала, выставки рисунков «Мы вместе рисуем осень(зиму, весну, лето), участие в акциях милосердия, природоохранных акциях (озеленение участков детского сада), походы к реке, на луг, лесную поляну, участие в праздниках природы, проводимых в детском саду. Вся эта работа не только учила чуткости, доброте, отзывчивости, но и служила сплочению детей, развивала их активность и творческие способности.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Педагогическая концепция Воспитателя первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 29 комбинированного вида» г. Петропавловска — Камчатского Полищук Оксаны Владимировны по теме: «Организация краеведческой работы с дошкольниками».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.
Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности.
В дошкольном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада — с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
На мой взгляд, ощущения ребёнка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании детей, которые возникли в последнее время.
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.
Хочется напомнить замечательные слова известного русского ученого Д.С. Лихачева: «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это — самый массовый вид науки».
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Знакомство дошкольников с культурными и природными истоками малой Родины становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к малой Родине.
Особое внимание уделяю развитию любви к родному краю, познавательных способностей и потребностей посредством знакомства детей с растительным и животным миром, формирую у детей интерес к народному искусству, обеспечиваю условия для воспитания детей в духе толерантности.
Все мы знаем пословицы «Велик белый свет, да теплее своего края нет», «Родной дом дороже золота», «В своем краю и вода слаще» — эти мудрые слова, ставшие пословицами и поговорками, не требуют доказательств. Они были нравственным мерилом, образом жизни наших предков
А что эти слова значат для наших детей? С этим вопросом я обратилась к моим воспитанникам. Ответы, которые я получила (это интересно; это важно знать, чтобы уважать историю предков; всегда интересно, откуда ты родом; не зная истории родного края нельзя считать себя культурным человеком), позволили мне сделать вывод: ребятам это интересно.
Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Используя краеведческий материал на занятиях, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет разнообразить методику занятий, участвует в патриотическом воспитании дошкольников.
Главной целью моей работы по краеведению является: формировать знания ребенка о мире природы родного края, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать. Активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями. Познакомить с общественной жизнью Камчатки, с бытом и культурой народов, ее населяющих, историей, литературным наследием, символикой.
На достижение этой цели направлена реализация следующих задач:
- Расширять кругозор воспитанников новыми знаниями о Камчатском крае.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;
- Воспитывать бережное отношение к животному миру, чувство сопереживания и сопричастности природе.
- Показать детям значение биоразнообразия животного мира для человека.
Я считаю, что решению задач по ознакомлению дошкольников с родным краем будут способствовать:
- создание в группе расширенного центра по краеведению с различными дидактическими и игровыми пособиями;
- раннее начало обучения дошкольников;
- включение элементов краеведения во все виды деятельности детей.
Развитие работы по краеведению должна осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Изучением краеведения я занимаюсь не только на занятиях, но и в свободную деятельность.
Таким образом, организация краеведческой деятельности есть введение маленького человека в мир малой родины.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Камчатская природа полна очарования не только сама по себе.
Знакомя детей с Камчатским краем, я рассказывала о том, чем он славен: Вулканами, заповедниками, необыкновенной природой, животными. Большое внимание уделяю знакомству с Кроноцким заповедником.
Составила план знакомства детей с Камчатским краем, и план знакомства с Кроноцким заповедником. Подобрала множество литературы для ознакомления детей с камчатским краем, дидактический материал.
Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем являются занятия по познавательному развитию.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим, в группе, мною оформлен центр краеведения, где созданы условия для совместной и самостоятельной деятельности детей. В центре имеется разнообразный материал: тематические альбомы о Камчатке, о городе Петропавловске — Камчатском, о селах Камчатского края, фотографиями достопримечательностей, материал по Заповедникам Камчатского края.
В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материала и оборудования в уголке способствуют расширению познавательного, коммуникативного, художественно-эстетического опыта детей.
Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего края, познакомить предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира Камчатской земли.
Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта.
Были подобраны и разработаны презентации к каждому занятию по ознакомлению детей с родным краем и Кроноцким заповедником:
Презентации о Камчатском крае:
- Вулканы Камчатки.
- История города.
- Мир дикой природы Камчатки.
- Народы севера.
- Наш город.
- Озера камчатки.
- Памятники камчатки
- Камчатская мода и т.д.
- Животные Камчатки.
Презентации о Кроноцком заповеднике:
- История Кроноцкого заповедника.
- Кто работает в заповедника.
- Долина гейзеров.
- Долина смерти.
- Вулканы Кроноцкого заповедника.
- Вулкан Узон.
- Бурые медведи.
- Дикие северные олени.
- Кроноцкое озеро.
- Морские млекопитающие.
- Пихтовая роща.
- Растения Кроноцкого заповедника и т.д.
Также были подобраны фильмы о Кроноцком заповеднике и о Камчатском крае.
Учитывая ведущую деятельность детей, широко использую различные виды игр в краеведческой работе. Разработала ряд дидактических игр по ознакомлению с Камчатский краем ( «Где я нахожусь», «Узнай и расскажи», «Когда это было»), природой Камчатской земли ( «Экологический светофор», «Кто живет в лесу» «Съедобное — несъедобное» и др), трудом земляков ( «Кто потрудился?», «Чем богата Камчатская земля?»).
Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт ( «Моряки», «Рыболовы», «Экскурсовод», «Стройка» и т.д)
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей я оформляю в форме тематических выставок.
Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе,) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.
Мною проведены такие мероприятия как «Праздник хололо», викторина «Люби и знай Камчатский край», «Камчатские народные сказки», «Традиции коренного населения».
Во время моей работы с детьми мы посетили Камчатский краевидческий музей и Камчатский выставочный центр, Камчатский музей «Военной славы», где дети были познакомлены с общественной жизнью Камчатки, бытом и культурой народов Камчатки, историей Камчатки.
Я веду тесное сотрудничество с Кроноцким заповедником. В подготовительной группе с Кроноцкого заповедника приходили гости и провели замечательное занятие о лососях Кроноцкого заповедника и медведях Кроноцкого заповедника.
Важным условием в решении задач по краеведческой работе с дошкольниками, является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. В своей работе опираюсь на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Родители так же участвуют в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников, организации выставок народного прикладного искусства.
Анализ результативности
Результативность педагогического опыта в том, что краеведение пробуждает интерес к культуре родного края. Я считаю, что у детей формируются:
- правильность и полнота представлений о родном крае, о своей национальной принадлежности, о традициях родного края;
- понимание и уважение иных народов, культур;
- интерес к традициям коренного населения;
- осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами.
Следующая > |
Знакомство с родным краем в детском саду на занятиях физкультуры
ПОХОД В КРЫМСКИЕ ГОРЫ.Задачи:
- Совершенствовать умения и навыки в ходьбе, беге, спрыгивании, перепрыгивании, ползании в игровой, сюжетной форме;
- Формировать знания об окружающей природе в процессе двигательной активности.
- Развивать мелкую моторику во время подвижной игры «Солнечные лучики».
Оборудование:Тренажёр «Трапеция» — 4 шт., «рюкзачки» — самодельные корректоры осанки, наполненные гречневой крупой – по количеству детей. Индивидуальные коврики, гимнастические скамейки – 2 штуки. «Радуга» — авторский мягкий модуль, обруч с лентами (красные, жёлтые, оранжевые). Кегли – «ромашки», 3 кегли для игры (жёлтая, красная, оранжевая). Куб высота 40 см, гимнастический мат. Физическая карта Крыма, грецкие орехи для самомассажа.
ХОД ЗАНЯТИЯ.Инструктор:Здравствуйте ребята, посмотрите, что я вам принесла. Вы знаете, что это такое? Правильно, это карта Крыма. А как вы думаете, что это за тёмная полоса? Правильно, это горы, наши Крымские горы. Это гора – Ай- Петри, а это гора Бойка. Это они на карте такие тёмные, а на самом деле они все покрыты растительностью и именно сейчас, весной, они становятся зелёными, очень красивыми и увлекательными. Сегодня, я хочу пригласить вас в поход, на самую удивительную и красивую гору – на Ай-Петри. Вы готовы стать туристами? Ну, тогда надеваем рюкзаки, и в путь!!! (Дети становятся в круг и берутся за руки.)Мы ребята смелые,Молодцы!Все зарядку делаем,Молодцы!Мы в поход отправимся,Молодцы!С трудностями справимся,Молодцы!(Ходьба друг за другом в колонне по одному)- Путь в горы начинается с горного серпантина, т.е. извилистой дороги.(Ходьба «змейкой»)- Дорога в горы очень опасная и узкая, поэтому идти надо «след в след»(упражнение «тропинка»)- Сильный горный ветер наломал много веток.(Ходьба с высоким поднятием колен)- Смотрите, какая чудесная поляна, это начало Большого Каньона, сделаем привал.(Перестроение в две колонны. Сняли «рюкзаки», заняли места на трапециях.)
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ТРАПЕЦИЯХ.
- Как приятно отдохнуть на свежем воздухе, на зелёной травке! Давайте закроем глаза. Спокойный выдох ртом, при этом говоря: «Ах-х», небольшая задержка дыхания, спокойный вдох носом. А теперь откройте глазки, давайте посмотрим по сторонам.
И.П.: лёжа спиной на трапеции, плавно поворачивать голову вправо, влево. 2. Тихо в лесу. Только что прошёл дождь, с мокрых веточек капают капельки. И.П.: лёжа спиной на трапеции, поднять руки в верх и постепенно опускать кисти, произнося: «кап-кап-кап». 3.Сухие, сломанные веточки, упавшие на землю, хрустят под ногами. И.П.: то же. Сгибать и разгибать руки в локтях, ноги в коленях одновременно.
4. Сколько разных деревьев растёт в лесу: стройные берёзы (поднимание прямых ног вверх, прижатых друг к другу), могучие дубы (разведение поднятых вверх ног в стороны).
5. И берёзы, и дубы клонятся от ветра. И.П.: лёжа на спине, руки за головой, держатся за вершину трапеции. Поворачивать ноги, согнутые в коленях, вправо, влево.
6. А вот колючий ёжик, увидел нас и решил напугать: сворачивается клубочком и пыхтит. И.П.: лёжа спиной на трапеции, согнуть ноги в коленях, обхватить их руками, выгнуть спину и произнести: «Ф-ф-ф».
7. А вот любопытная белочка, вытянула хвостик и смотрит вперёд, как будто ищет что-то. И.П.: стоя на коленях, опираясь на согнутые в локтях руки, которые находятся на трапеции. Прогнуться назад, поднимая махом правую ногу – вдох, вернуться в и.п. – выдох. То же левой ногой.
— Ребята, ползите сюда, посмотрите, вот, что искала белочка. (Инструктор достаёт корзинку с орехами). Эти орехи она спрятала ещё осенью, и мы их обязательно ей отдадим.
МАССАЖ ЛАДОНЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК ОРЕШКАМИ.
— А теперь давайте положим назад орешки, чтобы белочка смогла их забрать.Продолжаем наш путь. Ребята, дальше нам придётся идти по берегу горной реки. Река быстрая и шумная и вы меня не услышите, поэтому вам следует смотреть на указатели, они вам помогут.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ.
- Ходьба на носках по трапеции – ходьба по камешкам – ходьба на пятках по трапеции.
- Прыжки в «ВАННУ МОЛОДОСТИ» — спрыгивание с куба на гимнастический мат.
- Перепрыгивание скамейки (с боку), с продвижением вперёд.
- Подтягивание по скамейке – ВХОД В СКЕЛЬСКУЮ ПЕЩЕРУ (на животе – девочки, на спине – мальчики).
- Ходьба по мягкому модулю – ходьба по реке БЕЛЬБЕК.
Пройдя два круга, заходят на поляну под РАДУГОЙ ЖЕЛАНИЙ на корточках (под ней загадывают желание, подпрыгивают и хлопают в ладони).
Построение в круг, выполнение дыхательной гимнастики:«РАДУГА ОБНИМИ МЕНЯ!»
Приказало солнце: стой!Семицветный мост крутой!Крепко мост меня обнял – Ещё ярче сразу стал.
И.П.: о.с.1 – сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны;2 – задержать дыхание на 3-4 секунды;3 – растягивая губы в улыбке, произносить «с-с-с», выдыхая воздух.
ГИМНАСТИКА ДЛА ГЛАЗ «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»
Солнечный мой заинька,Прыгни на ладошку.Дети вытягивают вперёд ладошку.
Солнечный мой заинька,Маленький как крошка.Ставят на ладонь указательный палецдругой руки.
Прыг на носик, на плечо.Ой, как стало горячо!Прыг на лобик, и опятьНа плече давай скакать.Следить взглядом за пальцем,касается в соответствии стекстом.Голова в фиксированном положении.
Вот закрыли мы глаза,А солнышко играет.Щёчки тёплыми лучамиНежно согревает.
Закрывают глаза руками.
П/И «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»
Мы весело шагаемИ ноги поднимаем, Веселимся от души,До чего ж мы хороши!
К солнцу быстро подойдём,Солнца лучики возьмём,На палочки накрутим,Посмотрим, кто быстрее будет.
1-2-3 – начни!
РЕЛАКСАЦИЯ.(Дети ложатся на пол или облокачиваются на опору, закрывают глаза. Звучит запись – звуки леса).Мы в горы поднимались,Здоровья мы набрались.Дышится легко, ровно, глубоко.Наши ручки отдыхают,Ножки тоже отдыхают.
Мы спокойно отдыхали,Сном волшебным засыпали.Хорошо нам отдыхать!Но пора уже вставать!Крепче кулачки сжимаем,Их повыше поднимаем.Потянулись! Улыбнулись!И совсем уже проснулись!
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.