Ознакомление дошкольников с неживой природой (Николаева)

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер.

Зимним вече­ром с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки… Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объ­ектами наблюдений и игры.

Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явле­ниями неживой природы. Более того, это просто необходимо, особенно если дошкольное учреждение занима­ется экологическим воспитанием.

В природе все взаимосвязано: расте­ния, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единст­ве — живая природа

не может обхо­диться без
неживой
.

Растение сущест­вует только благодаря тому, что кор­нями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло — в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жиз­ненными потребностями, многие из которых могут удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Все жи­вотные дышат воздухом, нуждаются в воде, комфортной температуре. Жи­вотные приспособлены жить в опре­деленной внешней среде: одни роди­лись в воде и всю свою жизнь остаются в реке, море, океане — они прекрасно плавают. Другие сумели освоить два пространства, например все наземно-воздушные животные (птицы, летучие мыши, летающие насекомые) имеют крылья для полета и ноги для передвижения по твердому субстрату; земноводные освоили вод­ное и наземное пространство (напри­мер, лягушка). Есть и особо «способ­ные»: они могут перемещаться в трех разных средах — в воде, по земле и по воздуху. Примером может служить гусь: он ходит и бегает по земле, плавает и ныряет в пруду, неплохо летает (дикие гуси — перелетные птицы). Таким образом, у животных как части живой природы свои осо­бые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой приро­дой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: до­бывать уголь, нефть, руду, использо­вать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта…

Таким образом, все явления и объ­екты неживой природы, которые ок­ружают дошкольника, являются пред­метом единой системы экологическо­го воспитания.

В программе «Юный эколог» (см. кн.: Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду,— М.: Мозаика-Синтез, 1999) первый раздел так и называется «Неживая природа — среда жизни растений, животных, человека». Он включает следующие подразделы: «Мироздание (Вселенная)», «Вода», «Воздух», «Почва и камни», «Сезоны». В каждом из них представлены две задачи: познакомить дошкольников с самими явлениями, их особенностями, свойствами, характерными признаками (первая задача); показать их связь с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, живот­ных и человека (вторая — экологичес­кая — задача). Решение первой зада­чи в большинстве случаев является традиционным (так, детей всегда знакомили со свойствами снега, воды и пр.), а взаимосвязанное решение двух задач — это новый, сугубо экологи­ческий подход.

Особо следует отметить первый под­раздел, в котором представлены эле­ментарные сведения о мироздании, о Земле и ее месте в Солнечной систе­ме — это новые сведения для до­школьников, они впервые включены в программу. Экспериментальная про­верка в детских садах ниже представленной технологии показала: совре­менные дошкольники 5—7 лет готовы к усвоению этих знаний, они их воспринимают с огромным интересом и эмоциональным откликом. Это не должно удивлять взрослых: наша дей­ствительность пропитана космически­ми явлениями, а человечество, как нам представляется, выходит на уро­вень космического сознания.

Предлагаемый материал — это мето­дическая система (технология) для дошкольных учреждений

, занимаю­щихся эколого-педагогической рабо­той.

Она является дополнением к тем технологиям экологического воспита­ния детей разных возрастов, которые реализуют программу «Юный эколог» и которые были напечатаны в журна­ле в предыдущие годы. Как и все другие, эта технология разбита по месяцам, а в ряде случаев и по неделям; ее особенность — макси­мально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы благо­приятные периоды каждого сезона.

Например, познание свойств снега происходит в зимний период, а изуче­ние песка — в теплые месяцы, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом целе­сообразно организовать в ноябре, де­кабре, январе — в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д.

Явления природы осенью

Неживая природа

В неживой природе в это время года происходят следующие изменения: после летнего зноя приходит прохлада, а ближе к концу осени начинаются заморозки, нередко выпадает первый снег. Световой день становится заметно короче, все чаще наблюдает пасмурная и дождливая погода.

Живая природа

Представители живой природы воспринимают осень как время для подготовки к зиме. Деревья меняют окраску листвы, а затем и вовсе сбрасывают её. Некоторые животные занимаются поисками убежища, где можно будет пережить зимние холода, многие из них активно готовят съестные припасы впрок. Перелетные птицы сбиваются в стаи и отправляются в тёплые края. Многие лесные животные, в том числе зайцы, лисы и белки линяют, меняют свои шкурки на более тёплые.

Октябрь

Первая неделя

Воспитатели средней, старшей и подготовительной к школе групп предлагают детям собрать коллекцию камней, для чего приносить в группу любые камни (речные, морские). С дошкольниками средней группы рас­сматривает камни — они их сравни­вают по форме, размеру, цвету, по округлости, гладкости, тяжести. Вмес­те придумывают сказку, например «Как камень из моря в детский сад попал», или «Что рассказал речной камень рыбкам в аквариуме?» (Воспи­татель заранее сам придумывает не­сложный сюжет сказки, включает в нее предложения и высказывания детей.) Предлагает самим придумать игру с камнями.

Со старшими дошкольниками про­водится занятие на тему «Простые и ценные камни в природе».

Программное содержание.

Развивать интерес к камням, сенсорные ощуще­ния, умение обследовать камни, на­зывать их свойства и особенности (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.). Дать представление о том, что
камни
в природе есть в земле, в реках и морях, поэтому их называют речны­ми и морскими. Их легко узнать: речные камни неровные, разной формы, бывают с острыми углами; морские камни всегда округлой формы, гладкие — такими их сделали морские волны. Камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому используются в строительстве зданий, дорог, мостов и других сооружений.

Дать первое представление о ценных камнях, которые используются для украшения построек, в изготовлении памятников, сувениров (гранит, мра­мор), показать изделия из драгоцен­ных камней

(женские украшения, броши, браслеты и пр.).

Материал.

Набор морских и речных камней (раздаточный материал); куски мрамора и гранита (желатель­но); иллюстрации с изображением зданий, мостов, станций метро, памятников, на которых хорошо видны мраморные и гранитные детали; не­сколько сувениров или женских укра­шений из драгоценных или полудра­гоценных камней; кусок дерева, гвоз­ди, молоток, большая банка с водой.

Примерный ход занятия

1-я часть.

Каждый ребенок рассмат­ривает
камни
, сравнивает их. Воспи­татель просит детей погладить, сжать, взвесить в руке камни, задает вопро­сы, предлагает подыскивать правильные и разные слова для определения свойств. Затем демонстрирует опыты с камнями: опускает в банку с во­дой — дети наблюдают, как они па­дают на дно; пытается забить гвоздь в камень — показывает, как гвоздь согнулся (камень тверже дерева).

2-я
часть.
Дети рассматривают мини-выставку открыток и иллюстраций с изображением архитектурных соору­жений из мрамора и гранита, воспи­татель обращает внимание на их красоту, показывает эти камни, рас­сказывает о том, что они необходимы для строительства.

3-я часть.

Воспитатель показывает сувениры, женские украшения, гово­рит о красоте камней, их специаль­ной обработке. Дает задание рассмот­реть дома вместе с мамой ее украше­ния, художественные изделия из кам­ней, выяснить, как они называются, полюбоваться ими, поинтересоваться, как их изготовили. (На следующий день во время прогулки воспитатель обсуждает с детьми их впечатления.)

Перед выходными днями предлагает родителям сводить детей на выставку, в художественный салон, в магазин сувениров и показать им изделия из камней, назвать некоторые из них (малахит, яшма, лазурит или др.); показать детям на улице гранитные и мраморные детали архитектурных со­оружений, памятник из гранита.

Вторая неделя

Воспитатели всех групп знакомят детей с обыкновенной глиной

. Начи­ная со средней группы, выясняют у детей, чем
глина
отличается от песка (она не сыплется, плотная, может быть сырая и сухая; мокрая глина липкая, вязкая, мягкая — из нее можно лепить разные предметы; сухая глина твердая, похожа на камень, но не такая прочная — при ударе или падении разбивается на куски).

Со старшими дошкольниками педа­гоги обсуждают следующее свойство глины: в отличие от песка, не про­пускает воду, впитывает ее и стано­вится мягкой. Во время прогулки воспитатель с детьми обходит терри­торию детского сада, находит места с преобладанием в почве песка и глины, предлагает подумать и сказать, почему в первом случае нет луж от осенних дождей, а во втором — вода застаивается.

Во всех группах дети практически познают свойства мягкой глины

— лепят разные изделия. С младшими дошкольниками воспитатель создает коллективную работу «Ваза с яблока­ми» или «Блюдо с помидорами (кар­тошкой)»: каждый ребенок мнет глину и катает из нее шарик, а воспитатель на глазах у детей лепит блюдо или вазу. Со средними до­школьниками работа может быть ана­логичной, но все лепят разные фрук­ты и овощи, создают композиции «Ваза с фруктами» и «Блюдо с овощами». Вылепленные предметы воспитатель просушивает, дает детям их потрогать, подержать, обнаружить твердость глины. Затем сам или с их помощью раскрашивает фрукты и овощи, расписывает вазу и блюдо, обыгрывает эти предметы с детьми в простых сюжетных играх.

Со старшими дошкольниками воспитатели лепят более сложные фигур­ки — животных, например «Кролики на поляне». Дети подготовительной к школе группы могут лепить по образ­цам дымковской игрушки. Если глины много, можно сделать коллек­тивную работу на одном подносе, например, по сказке «Теремок»: вос­питатель лепит терем, а дети — разных животных. Можно создать «Скотный двор», «Зоопарк». В любом случае во время лепки воспитатель напоминает, чем глина отличается от песка, вместе с детьми высушивает работы и раскрашивает их, а затем обязательно обыгрывает.

В старших группах воспитатель об­суждает вопрос, кому нужна глина для жизни: вспоминает ласточек-бере­говушек, которые устраивают гнезда-норки в отвесных глиняных берегах рек.

Третья неделя

Воспитатели осуществляют с детьми наблюдения за погодными и атмо­сферными явлениями, ежедневно ведут календарь природы. В солнеч­ные дни обращают внимание на свет и тень, поддерживают любую инициа­тиву в проведении опытов, игр, разго­воров.

Особое внимание уделяется наблю­дениям

и обсуждению с детьми при­мет укорачивающегося дня. Со стар­шими воспитатель ведет на прогулке примерно следующие беседы: «Кто из вас заметил, что происходит сейчас (осенью) со светлой частью суток? День увеличивается или уменьшается? А ночь увеличивается или умень­шается? Я что-то не пойму, чувст­вую, что все меняется, а вот как меняется? Расскажите, кто что заметил».

Воспитатель внимательно выслушивает высказывания детей, поддерживает правильные сообщения, хвалит за наблюдательность и умение хорошо рассказать. Дает задание каждому ре­бенку пронаблюдать, что сейчас по утрам и вечерам делают они в темно­те, а раньше (в сентябре, летом) делали это же самое при ярком дневном свете. Через 1—2 дня воспитатель возобновляет разговор с деть­ми, которые делятся своими наблюде­ниями за изменениями дня и ночи. Все вместе делают вывод: света стало меньше, а темноты больше, день укорачивается, а ночь удлиняется. С детьми подготовительной к школе группы воспитатель выясняет, влияет ли уменьшение светового дня на жизнь растений и животных, стано­вится лучше или хуже растениям на , участке, птицам и другим животным оттого, что день стал короче, а ночь длиннее.

Явления природы зимой

Неживая природа

С приходом самого холодного времени года явления неживой природы дают о себе знать очень ощутимо. Температура воздуха существенно понижается, увеличивается количество морозных дней. Землю покрывает снег, и он продолжает падать весь сезон. Нередко случаются снежные бури, вьюги и метели. На водоёмах устанавливается сплошной ледяной покров. Всё чаще возникают гололед и гололедица, на многих зданиях образуются опасные сосульки. На земле, деревьях и различных уличных предметах появляется иней, на окнах можно увидеть необычные узоры.

Живая природа

Живой мир на время зимы также изменяется. Растения погружаются в состояние покоя, отдыхают, чтобы набраться сил к следующему вегетационному периоду. У кустарников и деревьев замедляется обмен веществ и прекращается видимый рост. Некоторые животные впадают в спячку, например, медведи и ежи, другие – продолжают вести активный образ жизни, но добывать пищу им становится все сложнее. Многие оседлые птицы, не улетающие зимовать в тёплые страны, в поисках корма временно перебираются в города, среди них сороки, снегири и синицы.

Организация наблюдений в природе

Библиографическое описание:

Чикаткова, А. А. Организация наблюдений в природе / А. А. Чикаткова, Т. А. Колегова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (17). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3736/ (дата обращения: 05.02.2022).


Взрослым иногда так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть как изменяется небо перед дождем или снегопадом, как появляется радуга после дождя, чувствовать, как дует ветер, падает первая снежинка. А теперь представьте, как радуются этим явлениям природы маленькие дети. Дошкольники очень любознательны, тянуться к новым знаниям, им интересно все вокруг. Наблюдение доставляет детям всевозможные положительные эмоции и яркие впечатления, позволяет всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Одной из задач воспитателя при знакомстве детей с живой и неживой природой является организация наблюдений за природными явлениями и объектами. В течение года мы проводим наблюдения на территории детского сада, на участке группы во время прогулки.Дети наблюдают за изменениями в природе, погодой, солнцем, облаками, деревьями, птицами, растениями и т. д. Во время наблюдений мы помогаем ребёнку увидеть красоту природы, научиться наслаждаться ею, беречь и охранять ее. В зависимости от того, за чем мы наблюдаем, наблюдения могут быть кратковременными, продолжающимися несколько минут, например: за птицей у кормушки, за бабочкой, сидящей на цветке, и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель.Встарших и подготовительных группах нашего детского сада в основном используются длительные наблюдения, где дети следят за ростом растений из семян, созреванием плодов, сезонными изменениями в природе и т. д.Наблюдение за ростом растений начинается ещё в группе, где происходит посадка рассады. А благодаря «Огороду на окне» наблюдение за ростом посаженных растений становится намного интереснее и увлекательнее, так как дети ежедневно ухаживают и наблюдают за ними. Рассаду овощей высаживаем на приусадебном участке детского сада, где дети продолжают свои наблюдения за ростом растений, созреванием плодов, участвуют в уборке урожая.

Начиная с младшей группы, дети с интересом следят за тем, как из семян появляется росточек, как распускаются первые листочки. Детей знакомят с необходимыми условиями для роста растений — свет, тепло, земля, вода. Весной совместно с детьми, рассаду цветов высаживаем в клумбы на территории детского сада. Клумбы с разнообразными цветами используются для длительных наблюдений — цветок растёт, появляется бутон, бутон распускается и превращается в цветок и т. д.

Пример ещё одного длительного наблюдения — наблюдение за сезонными изменениями в природе. На прогулке дети наблюдают, какие изменения происходят в природе, отмечают сезонные признаки. В каждом наблюдении за объектами живой и неживой природы, мы используем загадки, художественное слово, пословицы и поговорки, приметы, которые помогают активизировать внимание детей и носят познавательный характер.

Для того, чтобы активность детей не снижалась, во время проведения наблюдений, а интерес к ним возрастал, необходимо соблюдать некоторые правила.

  1. Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить, чтобы все находились в одном ряду.
  2. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение — это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей 3–10 минут, этим временем и ограничивается наблюдение.
  3. Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец. Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю: • Призыв вместе смотреть что — то интересное; • Ласковая интригующая интонация; • Загадка — описание, загадка — действие о предмете наблюдения. Вторая часть — основная, обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2–3 секунды. Эти секунды позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основную часть нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух секунд наблюдения предложить детям показать порывы ветра, как ветер наполняет ветряной рукав, шум слабого и сильного дождя и др. В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки о наблюдаемом объекте.
  4. Необходима специальная подготовка к наблюдению: осмотр места, проверка исправности оборудования. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного наблюдения или домашние задания: понаблюдать со взрослыми (мамой, папой, бабушкой).

Важной составной частью по организации наблюдений стало оборудование метеостанции на территории детского сада. Поддержка проекта осуществляется в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». Детская метеостанция, это комплекс различных приборов измеряющие погодные условия. Для изучения состояния погоды и наблюдений за природными явлениями, а также для умения предсказывать ее изменения мы используем оборудование на метеостанции, которое позволяет дошколятам расширять кругозор, учиться быть внимательными, анализировать происходящие процессы в природе, делать соответствующие выводы и весело проводить свое время. На метеостанции используются приборы: термометр, барометр, ветряной рукав, флюгер, солнечные часы, осадкомер. Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводим наблюдение за погодой: наблюдаем за небом и облачностью, даем относительную оценку силы ветра с помощью ветряного рукава, определяем направление ветра с помощью флюгера, измеряем количество осадков с помощью осадкомера, определяем температуру воздуха с помощью термометра, с помощью барометра делаем предполагаемый прогноз погоды и измеряем атмосферное давление. Данные заносим в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: детский сад, наблюдение, ребенок, рост растений, ветряной рукав, время наблюдений, время прогулки, неживая природа, организация наблюдений, основная часть.

Явления природы весной

Неживая природа

С приходом весны преображается всё, даже неживой мир. День становится значительно длиннее, все сильнее греет Солнце. Наступает долгожданное потепление, температура атмосферы повышается до положительных значений. Такое явление называется оттепель. Снег начинает активно таять, становится рыхлым, а к концу весны от него не остаётся и следа. На реках начинается ледоход, вызывая половодье. В некоторых населенных пунктах, расположенных на берегах рек, сильное повышение уровня воды, может привести к наводнениям. Также весной начинают лить дожди, возникают первые грозы.

Живая природа

Явления живой природы, происходящие весной, можно охарактеризовать одним словом – оживление. Всё вокруг начинает просыпаться и наполняться жизнью. У деревьев и кустарников возобновляется движение соков, набухают почки, чуть позднее происходит активное цветение и появляются первые листья. Повсюду расцветает мать-и-мачеха, в лесах зацветают и другие многолетние травянистые растения. Появляются летающие насекомые, возвращаются птицы, пробуждаются те, кто впадал в зимнюю спячку. Пушистые животные снова линяют, меняя зимний мех на летний. У многих зверей в это время года проявляется потомство.

Значение наблюдений за животными и растениями в экологическом образовании дошкольников

Определение 1
Экологическое образование – это мероприятия по формированию экологического сознания, включающего навыки взаимодействия с природной средой, а также уважительного отношения к природному миру и его особенностям функционирования.

Экологическое образование не является обособленным процессом. Оно тесно связано с воспитание экологической ответственности ребенка, формированием у него основ творческого мышления, знаний и убеждений в области экологии.

Экологическое сознание и культуру поведения в природной среде необходимо формировать у ребенка с дошкольного возраста. Если они закрепятся, как свойства личности, то станут ориентирами социального поведения взрослого человека.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Экологическое сознание имеет важное значение в жизнедеятельности дошкольника. Оно проявляется в следующем:

  1. Проявление интереса ребенка к миру природы и законам ее функционирования.
  2. Рассмотрение природы, как эстетической среды, эстетического совершенства. На этой основе формируются эстетические представления ребенка, развивается эстетическое восприятие мира, чувство прекрасного и т.д.
  3. Получение экологический знаний, позволяющих ребенку осознанно относится к природе, не вредить ей.
  4. Развитие нравственного отношения к природной среде. Формируется чувство долга и ответственности перед природой и ее обитателями, а также развивается добродушие, сострадание, осознанная потребность помогать «братьям меньшим».
  5. Экологическое сознание формирует навыки предвидения последствий совершения того или иного действия в природе.

Экологическое образование дошкольников основывается на использовании метода наблюдения. Этот метод способствует лучшему восприятию природы, ее объектов и процессов. Яркие представления закладываются в сознании дошкольника, как образы, которые всплывают в конкретных обстоятельствах.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Роль циклов наблюдений за животными и растениями в экологическом образовании дошкольников 440 ₽ Реферат Роль циклов наблюдений за животными и растениями в экологическом образовании дошкольников 280 ₽ Контрольная работа Роль циклов наблюдений за животными и растениями в экологическом образовании дошкольников 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Использование данного метода имеет следующую значимость в экологическом развитии дошкольника:

  1. Наблюдение актуально использовать в познавательном процессе дошкольников, поскольку оно отвечает возрастному этапу развития их психических процессов. Лучше всего информация усваивается при ее реальном видении.
  2. Наблюдение развивает концентрацию внимания, повышает умственную активность дошкольника.
  3. Наблюдение является увлекательным методом знакомства с природой, поэтому оно мотивирует к дальнейшему изучению ее устройства и процессов.
  4. Наблюдения за природой развивают понимание ее процессов, формируют навыки видения природы и основ ее устройства.
  5. Наблюдение заложено в основу разнообразных видов деятельности, направленных на изучение и преобразование природы, активизацию трудовых навыков в природной среде.
  6. Наблюдения за природными процессами помогают в развитии речи дошкольников. Педагог комментирует детям то, что они видят, помогает в правильном назывании природных объектов и процессов, за которыми наблюдают дошкольники.

Явления природы летом

Неживая природа

Неживая природа в это время года радует жаркой, сухой погодой. Сильно греет Солнце, температура воздуха повышается до максимальных значений. Дожди и грозы также случаются, иногда возникает град. После выпадения осадков на небе часто можно наблюдать радугу. Ближе к утру в тихую погоду на земле, растениях и различных предметах, находящихся на улице, образуется роса.

Живая природа

В живой природе летом также происходят изменения. У растений наступает время активного цветения и плодоношения. В конце лета приходит пора грибов и ягод, в лесах созревают орехи. Животные в это время года растят свое потомство, учат детенышей добывать себе пропитание и защищаться в случае опасности. Насекомые летом очень активны, некоторые из них (комары, мухи, мошки и другие) начинают досаждать людям. Также активизируются и опасные паукообразные, в том числе ядовитые пауки и энцефалитные клещи.

Циклические наблюденияметодическая разработка на тему

Циклические наблюдения.

Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.

Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками — это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний , чтобы к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы — бойко и интересно рассказывать о его обитателях. Этим требованиям отвечает прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдении, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

Цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.

Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления.

Достоинством цикла является и его протяженность во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. И в результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И, на конец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

Цикл проводится в течение длительного времени — на неделю планируется одно, два наблюдения. Таким образом, представленный цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1,5-2 месяца. Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с обитателями аквариума способствует развитию у них интереса к данному объекту природы.

По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений — дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира — комнатным растениям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.) на участке ДОУ, первоцветам, а 1акже зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.

Цикл наблюдений за хомяком

1.Здравствуйте, я хомячок!

Цель. Вызвать эмоциональное положительное отношение к хомяку, желание наблюдать за ним.

Ход наблюдения : Посмотрите. Кто это? Хомяк большой или маленький? Это взрослое животное или детеныш? Какого цвета хомяк? Чем покрыто его тело? Какая у него шерстка? Погладьте его. Похож ли хомяк на мышонка? Чем похож? Чем отличается? Назовем его Пик, как и мышонка, про которого мы читали у Виталия Бианки. Согласны? Что хомяк делает? Как он себя ведет? Боится ли он нас? Куда он лезет? Что ему помогает? Посмотрите и запомните, где Пик. Закройте глаза, а теперь откройте. Где он сейчас? Что делает? Хомяк спокойное животное или подвижное? Легко ли его поймать?

Задание для самостоятельного наблюдения. Хомяк очень интересное и забавное животное. Понаблюдайте за ним. Если увидите что-то интересное в его поведении, расскажите всем нам.

2. Устроим хороший дом для хомячка.

Цель. Показать, что хорошие условия для хомячка, при которых он будет себя нормально чувствовать, не болеть — это просторная клетка (или аквариум), подстилка из песка или опилок, домик или норка, в которых хомяк устроит гнездо, лесенка, колесо для бега, приспособление для туалета. Учить оказывать помощь в оборудовании (квартиры) для зверька.

Ход наблюдения: Посмотрим, где живет Пик? В каком домике ему удобно жить — в просторном или тесном? Что на дне домика? А песок чистый? Что надо сделать, чтобы он был чистым? Света, помоги мне собрать песок из клетки и просеять его. Зачем вообще в клетке нужен песок? Где Пик устроил себе гнездо? Верно, в домике. Этот домик как норка. В нем он любит прятаться, спать. В нем складывает свои запасы. Что есть еще в клетке хомяка? Пользуется ли он лестницей? А что это за баночка? Правильно, туалет. Хомяк — очень чистоплотное животное, и мы должны помогать ему, поддерживать чистоту. Хорошо ли жить Пику в его домике, если созданы все условия для того, чтобы он ни в чем не нуждался? Чтобы Пик не скучал, поставим в домик колесо и посмотрим, что он с ним будет делать?

3.Хорошо ли хомяку в новых условиях?

Цель. Учить замечать, как хомяк ведет себя в новой обстановке (воспитатель заранее переносит хомяка в новый домик), какие совершает действия, правильно оценивать их. Определять самочувствие хомяка, учить делать выводы, отвечая на вопросы хорошо ли устроено его жилье? Чего не хватает, что можно улучшить?

Ход наблюдения: Где живет Пик? Чем является клетка для хомяка? Хороший ли у него домик? Как можно это определить? (понаблюдать за его поведением). Давайте понаблюдаем за хомяком. Что делает? Чем занят? (Ходит вокруг стенок, обнюхивает, шевелит носиком и усиками. Все осматривает, везде лазает. Знакомится с обстановкой. Все выяснил, ему нечего опасаться. Ему не страшно.) Что видите на дне клетки? Зачем мы туда насыпали песок? Что за баночка в клетке хомяка? (Туалет). Можно ли его назвать чистоплотным? Чем для него является домик? (Норкой). Для чего норка хомяку? кто еще живет там же, где и Пик, то есть в норке? (Мышонок). Что делает Пик в норке? Какие действия совершает с колесом? Не боится ли Пик? Не болеет ли он? Как это определить? Когда чаще можно увидеть хомячка, днем или вечером? С чем это связано?

В конце наблюдения можно предложить детям нарисовать Пика в его домике.

4. Что и как ест хомяк.

Цель. Выяснить, что и как ест хомяк? Какую еду предпочитает? (До наблюдения хомяка не кормить).

Ход наблюдения: Отгадайте загадку:

— Серый зверек, в группе живет,

Дружит с ребятами,

Морковку, зерно грызет.

Как зовут нашего хомяка?

Что он делает? Как думаете, что он ищет? (Еду.) Да, мы его еще не кормили, и он проголодался. Что мы можем ему предложить? Чем угостить? Давайте дадим ему хлеба. Саша, положи в домик Пика хлеб. Что он его ест?

Давайте дадим Пику овса. Будет ли он его есть? Как он себя ведет? Куда он его носит? Зачем? (Делает запасы.) Угостим его морковкой. Пришлась она ему по вкусу? Как он ест морковку? Что он с ней делает? Какие у него зубы?

Как вы думаете, что больше всего ему понравилось из корма? Почему?

В конце наблюдения дать задание понаблюдать за тем, какой корм Пик любит больше всего.

5. Как хомяк делает запасы

Цель. Показать, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо — запасать ее.

Ход наблюдения: Что больше всего из еды любит Пик? Давайте проверим. Света, положи ему на блюдечко разный корм. Что он делает? Какой корм взял первым? Любит ли он его? Что делает теперь? (Набираем корм.)Посмотрите, что с ним происходит (Он как шарик надувается). Куда он пошел? Каким вернулся из домика? (Похудевшим). Чем Пик занялся снова? Каким он опять стал? Как думаете, что делает хомяк в домике? ( Оставляет корм, делает запасы). Что ему помогает переносить корм (Защечные мешки.) На что они похожи? а в чем мы переносим продукты? (В сумке). Запасливый ли хомяк. Кто еще, как и хомяк, делает запасы? (Мыши). Какие у него зубы? Верно, острые — ему обязательно надо давать веточки деревьев, чтобы он мог точить зубы. В конце наблюдения предложите детям положить веточку в клетку хомяка.

6. Хомяк — чистоплотный зверек.

Цель. Учить замечать, как Пик ужинает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно пользоваться туалетом, какие при этом совершает действия.

Ход наблюдения: Давайте угостим Пика. Расскажите, как он ест. (Вытираем салфеткой) . Вот Пик и поел, давайте посмотрим, что он стал делать? (Умываться.) покажите как. А как он чистит свою шерстку? Погладьте хомяка. Какая у него шерсть? (Белая, мягкая, короткая). А что это за баночка? (Туалет.) Пользуется ли ей Пик? Кто видел? Аккуратно ли он пользуется туалетом? Каким одним словом можно назвать Пика, который следит за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно ходит в туалет? (Чистоплотным). Хорошо ли он себя чувствует? ( Пик весел, подвижен, шерстка гладкая, блестит.) Предложите детям зарисовать, как хомяк ухаживает за собой.

7. Как хомяк отдыхает?

Цель. Выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течение дня. Наблюдать, в каком месте.

Ход наблюдения: В какую часть суток мы чаще всего видим Пика? Как он себя ведет? Что делает? Вывод. Днем хомяк больше спит, более активным он становится к вечеру, а вот ночью — бодрствует. Значит, хомяк ведет ночной образ жизни.

8.Чем хомяк отличается от мышонка?

Цель. Закрепить представления о внешнем облике зверька (туловище круглое, толстенькое, голова большая, шеи почти нет, на голове небольшие уши, глазки как бусинки, подвижный нос, вокруг которого множество усов. Лапки короткие, пальчики маленькие с острыми когтями. Тело покрыто мягкой пушистой шерстью рыжеватого цвета.) Хомяк отличается от мышонка (и от других животных) тем, что не имеет хвоста.

Ход наблюдения: Где живет наш Пик? Расскажите, какой он. Какая у него шерстка? Погладьте его. Что он сейчас делает? Что ему помогает бегать? Какие лапки у хомяка? Что вы видите на его лапках? Что помогает ему бегать, не наталкиваться на предметы? Какие у него глаза? Что сейчас делает хомяк? (Обнюхивает все.) С помощью чего он это делает? Какой у него нос?

Что еще помогает ему узнать об опасности? Какие у него уши? Как он прислушивается? В каком положении при этом у него уши? Все тело? А есть ли у него шея? На кого похож Пик? Чем он отличается от мышонка? У каких животных тоже нет хвоста, как и у Пика?

9. Как передвигается хомяк?

Цель. Уточнить способы перемещения хомяка (ходит, бегает, спрыгивает, ловко бегает в колесе; может лазать. Бегает не очень быстро: ноги короткие). Молодой хомяк много двигается, взрослый больше спит (особенно днем).

Ход наблюдения: Что делает Пик? (Бегает по клетке) Посмотрим на его лапы, какие они у него, длинные или короткие? Как вы думаете, на каких лапках удобнее и быстрее бегать, на коротких или длинных? Что у хомяка на лапках? (Коготки) Какие они? (Загнутые.) Что они позволяют хомяку делать? (Хорошо лазать, крепко держаться за перекладины клетки.) Кто из вас больше назовет движений, которые совершает хомяк? (Ходит, бегает, лазает, спрыгивает, бегает в колесе). Можно ли назвать хомяка юрким, подвижным зверьком. Наш Пик взрослый или молодой хомяк? Как ведут себя молодые зверьки? А маленькие дети? (Много двигаются, играют.) А как ведут себя взрослые хомяки? (Больше спят.) А наш хомяк? Предложите детям понаблюдать за поведением зверька и составить рассказ «Наш забавный хомячок».

10. Когда хомячка трудно заметить?

Цель. Уточнить представления о маскировочной окраске хомячка. Развивать наблюдательность, умение отражать в речи причинно-следственные связи.

Организация. На дне песок. С боков клетки — листы бумаги, красной, белой, коричневой.

Ход наблюдения: Дети наблюдают и отмечают, когда хомяк хорошо заметен, когда — не очень. Посмотрим, что делает хомячок? Хорошо ли мы его видим? Давайте посмотрим, когда Пик будет незаметен, на каком фоне? Какая бумага по цвету ближе к окраске хомяка? Вот Пик стоит на белом фоне. Хорошо ли мы его видим? Вот он подошел к другой стенке и стоит на красном фоне. Как мы его видим? На каком же фоне Пик незаметен? Почему? Скажите, как называется окраска, которая делает зверька незаметным? А когда зверек незаметен, — когда он неподвижен или когда бегает по клетке? Давайте посмотрим. Закройте глаза, теперь откройте. Видите Пика? Где он находится? Что делает? Песок на дне тоже помогает хомячку, — делает его малозаметным. На воле хомяки живут в песках.

Предложите зарисовать хомячка и то, что ему помогает стать невидимым.

Другие удивительные явления природы

В мире иногда происходят необычные и порой загадочные явления природы. Приведем примеры некоторых из них.

Шаровая молния

По свидетельствам очевидцев, это редкое явление представляет собой некий светящийся шар, перемещающийся в воздухе по непредсказуемой траектории. В научном мире до сих пор нет единого мнения, что такое шаровая молния и каким образом она возникает.

Северное сияние

Это явление характерно не только для Земли, оно происходит и на других планетах Солнечной системы, обладающих магнитосферой. Люди воспринимают его как быстро изменяющееся разноцветное свечение в небе в темное время суток. Образуется оно в результате взаимодействия верхних слоёв атмосферы с заряженными частицами солнечного ветра.

Снежная гроза

Это необычное явление происходит в холодное время года. Чаще наблюдается у морского побережья или над крупным озером, изредка случается в городе. Для него характерно выпадение осадков в виде сильного снега или ледяного дождя, при этом процесс сопровождается громом и молниями.

Смерч

Данное разрушительное природное явление возникает в грозовом облаке. Столб воздуха, совершая вихревые движения и образуя воронку, спускается к земле. Его диаметр может составлять десятки и даже сотни метров. В нижней части смерча всегда наблюдается облако из пыли, грязи и предметов, поднятых с земли, либо водяные брызги, если торнадо образовался над водой.

Цикл наблюдений за птицам во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах

Автор: Григорова Наталья Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ детский сад комбинированного вида № 27 (г.Липецк).

Вторая младшая группа

Наблюдение 1. Знакомство с птицей.

Цель: познакомить детей с птицей, живущей в уголке природы, сообщить ее название, дать ей кличку. Обратить внимание на то, что она — красивая, веселая, живет в клетке, бойко скачет и щебечет.

Наблюдение 2. Что птичка ест.

Цель: показать детям, что птицу кормят зерносмесью (зерна мелкие, разного цвета), тертой морковью, крошками творога, яйца, дают воду. Корм кладут в кормушку, воду наливают в поилку. У птицы есть клюв, которым она клюет корм и пьет воду.

Наблюдение 3. Птицу кормят каждый день.

Цель: В течение нескольких (пяти) дней демонстрировать детям, что птица живая, ее надо кормить каждый день с утра.

Наблюдение 4. Что птица делает в клетке (задание детям).

Цель: побуждать дошкольников к самостоятельным наблюдениям, учить замечать разные действия птицы, называть их словами.

Наблюдение 5. Кто заботится о птице.

Цель: обратить внимание детей на то, что птица не может сама себя накормить. О ней заботятся воспитатель и дети – дают корм, наливают чистую воду, чистят клетку. В чистой клетке с кормом и водой птичка хорошо себя чувствует, поет, радует всех.

Наблюдение 6. Что есть у птицы.

Цель: Уточнить особенности внешнего вида птицы. У нее есть голова, туловище, ноги, хвост, крылья. На голове – глаза, клюв, которым она клюет корм, пьет воду. С помощью ног скачет по клетке, сидит на жердочке; машет крыльями.

Наблюдение 7. Как птица купается.

Цель: показать детям, как птица может купаться в воде, если ей поставить купалку. Она ногами залезает в воду, приседает, бьет крыльями. Ей нравится купаться.

Средняя группа

Наблюдение 1. Знакомство с птицей.

Цель: познакомить детей с птицей, которая будет жить в уголке природы. Выявить, чем она отличается от той птицы, которую дети наблюдали в прошлом голу (размер, окраска и пр.) Установить черты сходства во внешности птиц — есть головка, туловище, хвост, крылья, ноги; на голове – глаза, клюв.

Наблюдение 2. В каких условиях живет птица.

Цель: познакомить детей е условиями содержания птицы: она живет в просторной клетке, в которой есть жердочки, песок на мелкие камни, кормушка с кормом и поилка с водой. Показать детям необходимость таких условий; в большой клетке птица может летать, порхать; на жердочки она садится, скачет по ним; песок клюет, глотает его; кормом питается; воду пьет, купается в ней.

Наблюдение 3. Кто и как ухаживает за птицей.

Цель: показать дошкольникам, что жизнь плицы зависит oт человека (воспитателя и детей). Чтобы она хорошо себя чувствовала, была здоровой и веселой, за ней надо постоянно ухаживать: чистить клетку, просеивать песок, мыть кормушки, не оставлять птицу без корма и воды. Все надо делать осторожно, чтобы не пугать ее, — все птицы пугливы.

Наблюдение 4. Как птичка ведет себя после уборки (задание для самостоятельного наблюдения).

Цель: приучить детей проявлять инициативу в наблюдениях, учить замечать особенности поведения птицы, связывать их с хорошими условиями, которые ей создаются трудами людей, ухаживающих за ней. Поощрять высказывания детей об увиденном.

Наблюдение 5. Как птица поет.

Цель: учить детей самостоятельно прислушиваться к звукам, издаваемым птицей, слушать пение, чувствовать его красоту. Объяснить: пенис птицы — это ее радостное состояние, которое бывает при хорошем уходе.

Наблюдение 6. Сколько чего у птицы.

Цель: уточнить с детьми представления о ее внешнем виде. У нее одна голова, один хвост и клюв, два крыла, две ноги, два глаза, много перьев, которые покрывают все тело, кроме клюва и ног. Перья разного цвета, они мягкие и легкие.

Наблюдение 7. Как птица купается (задание детям).

Цель: поощрять самостоятельные наблюдения детей и высказывания об увиденном. Учить замечать действия птицы во время и после купания. Обращать внимание на то, как, сидя на жердочке, она укладывает клювом перышки, сушит их. Прихорашивается.

Наблюдение 8. Зачем птице ноги и крылья.

Цель: уточнить с детьми функции органов передвижения птицы. При помощи ног она прыгает по клетке, сидит на жердочке, почесывает тело; при помощи крыльев порхает, перелетает с места на место, купается в воде.

Старшая группа

Наблюдение 1. Знакомство с новой птицей.

Цель: выявить отличительные особенности новой птицы во внешнем строении в сравнении с птицей предыдущего года, найти черты сходства.

Наблюдение 2. Условия жизни птицы.

Цель: уточнить с детьми, что жизненно важно для птицы, какие предметы составляют условия ее обитания (клетка, жердочки, песок, корм, вода). Показать значение каждого из атрибутов: в клетке птица живет (это ее дом), на жердочках она отдыхает, скачет по ним, кормом питается, воду пьет, песок клюет (при его помощи птица переваривает пищу). Чтобы птица была здоровой, веселой, условия, в которых она живет, должны быть хорошие: большая клетка, несколько жердочек, чистый песок и чистая вода, разнообразные корма: зерносмесь, мягкие корма (творог, яйцо, морковь), зелень (букетики трав), минеральная подкормка (уголь, мел, скорлупа).

Наблюдение 3. Труд дежурных – забота о птице.

Цель: показать дошкольникам, что трудом дежурных по уголку природы создаются все необходимые условия для птицы. Продемонстрировать последовательность трудовых действий, качественное их выполнение, осторожное поведение возле клетки.

Наблюдение 4. Какая зелень лучше (задание детям).

Цель: продолжать учить детей самостоятельно наблюдать за поведением птицы: предложить выяснить, как она будет реагировать на поставленные в клетку коробки с зеленым овсом и черенками традисканций, что из зелени будет клевать, что склюет раньше.

Наблюдение 5. Какие ноги у птицы.

Цель: уточнить особенности строения ног птицы, их приспособительное значение: ноги тонкие, вверху покрыты перьями, внизу без перьев, покрыты чешуйками. На ногах 4 пальца, они широко расставлены – 3 вперед, один назад (у попугая 2 вперед, 2 назад), поэтому птица стоит устойчиво. На пальцах тонкие загнутые когти. Пальцы могут сгибаться, ими она обхватывает толстые и тонкие ветки. При помощи когтей птица легко удерживается на ветках и жердочках.

Наблюдение 6. Есть ли у птицы шея.

Цель: показать детям, что короткая, почти незаметная шея птицы может вытягиваться и тогда ее хорошо видно. С помощью шеи птица легко поворачивает голову в разные стороны и все замечает.

Наблюдение 7. Слышит ли птица.

Цель: выяснить с детьми, как птица реагирует на звуки; сообщить, что она хорошо слышит, что уши у нее расположены по бокам головы под перьями, их не видно. Птица на звук поворачивает голову, замолкает, перестает есть, прислушивается. Неожиданных громких звуков она боится.

Наблюдение 8. Когда поет птица (задание детям).

Цель: предложить самостоятельно выяснить, когда поет птица: до еды (купания), после, в пасмурную или солнечную погоду, какие издает звуки, приятно ли ее слушать, отличаются ли ее трели от пения других птиц.

Наблюдение 9. Как птица отдыхает и спит.

Цель: показать детям, что птица отдыхает, сидя на жердочке, крепко обхватив ее пальцами. При этом она распускает перья на теле и закрывает глаза. Засыпая. Птица прячет голову под крыло, во сне крепко держится за жердочку. Засыпает она с наступлением темноты, просыпается с рассветом.

Аналогичным образом цикл наблюдений за птицами (парой волнистых попугаев) в подготовительной группе включает: рассматривание и уточнение особенностей внешности птиц, детальное знакомство со способами передвижения по твердой основе и по воздуху, знакомство со свойствами перьев (маховых, пуховых), их расположением на теле, различным назначением (маховые – для «маха», опоры на воздухе, пуховые – для обогрева). Дошкольникам этого возраста интересно наблюдать и за механизмом взлета и посадки, увидеть, как веером раскрываются хвост и крылья. Несколько наблюдений посвящается вопросам общения: как попугаи относятся друг к другу, как дети могут общаться с попугаями, приучать их. Особый цикл наблюдений в этой группе связан с появлением потомства, гнездование, высиживание яиц и выкармливание птенцов.

Одновременно с работой в уголке природы во всех возрастных группах проводятся наблюдения за птицами участка. Дети знакомятся с их разнообразием, учатся различать по размеру, цвету оперения, крику; наблюдают за поведением в естественной обстановке: как передвигаются по земле, как летают, как купаются в песке и лужах, что клюют, куда садятся для отдыха, как осторожны и пугливы (быстро реагируют на все окружающее), как в весеннее время строят гнезда, выводят птенцов.

Нетрудно заметить, что циклы наблюдений – это конкретизированная для каждого возраста единая система представлений о птицах, в которой органически увязаны знания об их взаимосвязи со средой обитания, о многообразии видов, росте и развитии потомства. На протяжении 4 лет дети знакомятся с внешним строением, поведением птиц, с условиями их жизни. При этом на каждом следующем возрастном витке дети расширяют и углубляют представления об уже знакомом, устанавливают морфофункциональные связи сначала на уровне организма, а затем и в единстве с внешними условиями. Постепенно приближаясь к пониманию общей приспособленности птиц и их зависимости от жизненно необходимых условий внешней среды.

Следует отметить, что при этом дети рассматривают как целое, так и детали. С общего осмотра птицы начинаются циклы наблюдений в каждой возрастной группе, затем идет ознакомление с отдельными «деталями» — конкретными частями тела. С внешними органами и, что особенно важно, их функциями. От общих, первоначальных (во 2-й младшей группе), совсем недифференцированных представлений, ребенок в процессе наблюдений постепенно достигает все большей детализации. На завершающем этапе цикла наблюдений в подготовительной группе он приходит снова к общему, но реже к качественно иному общему, насыщенному знанием конкретных деталей, пониманием их свойств и назначения. Такое общее знание обеспечивает возможность полноценного осознания приспособленной взаимосвязи животного (конкретно птиц) со средой, в которой оно обитает (для птиц – это приспособленность к наземно-воздушному образу жизни и определенной климатической зоне).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]