- дидактические игры;
- ориентировочно-познавательная работа;
- изучение иллюстраций;
- предметная активность;
- двигательные игры;
- самообслуживание;
- наблюдения за окружающими явлениями;
- изобразительная деятельность;
- исполнение практических поручений старшего.
Соблюдение условий позволяет воспитателю правильно организовать самостоятельное времяпровождение детей:
- Выделение оптимального количества времени для занятий.
- Создание пространства для активности и атмосферы для других видов деятельности.
- Сортировка материала, подходящего для разных видов деятельности дошкольников.
- Выбор расположения игровых принадлежностей в групповой комнате.
- Эффективно личное общение воспитателя и ребенка, для которого выбирается метод воздействия, в большей степени соответствующий особенностям развития дошкольника.
- Организация управления всеми видами занятий детей.
Одной из важных задач для воспитателя в организации самостоятельной работы детей является сохранение спокойного, уравновешенного состояния ребенка.
Для успешной сюжетной игры воспитанникам понадобится специальная атрибутика, позволяющая лучше отразить свои переживания и впечатления.
Календарный план образовательной деятельности во второй младшей группе «Игрушки. Детский сад»
Трусова Елена Сергеевна
Календарный план образовательной деятельности во второй младшей группе «Игрушки. Детский сад»
Календарный план образовательной деятельности на период 03.09.2018 – 07.09.2018г.
Тема: «Детский сад. Игрушки».
Цель: Формировать представление об игрушках. Познакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками, учить слушать и отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, дать имена куклам, разобрать в какие игры можно с этими игрушками, учить выполнять простые поручения, различать игрушки на ощупь. Развивать речь, тактильные ощущения, обогащать словарный запас по теме. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к игрушкам.
Понедельник – 03.09.2018г
Утро
Беседа со всеми детьми: «Что мы любим делать в детском саду?».
Цель: учить детей слушать собеседника, излагать свои мысли.
Утренняя гимнастика
Ежедневный комплекс «В гостях у куклы». Цель: общее оздоровление организма, развивать координацию движений, формировать двигательные навыки.
Чтение потешки «Наши уточки с утра.». Цель: формировать умение слушать текст потешки, проговаривать отдельные слова, развивать связную речь детей, поддерживать интерес к произведениям устного народного творчества.
Индивидуальная работа с Златой, Леной Е., Славой Д/И «Большая и меленькая матрешка». Цель: развивать умение выполнять действия с предметами разной величины.
Игровое упражнение «Поздоровайся с Мишуткой». Цель: формировать у детей представления и потребности в доброжелательном общении с окружающими. Воспитывать дружеские отношения, умение быть ласковым, закреплять навык употребления «Вежливых слов».
Беседа «Водичка, водичка». Цель: учить детей умываться, мыть руки, тщательно вытираться индивидуальным полотенцем. Учить повторять слова знакомой потешки. Воспитывать аккуратность, стремление быть опрятными.
Самостоятельные игры детей с матрешками, пирамидками.
Цель: побуждать детей играть в разнообразные игры, развивать умение детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине.
Дежурство в уголке природы:«Опрыскивание растений». Цель: обогащать представления детей об операциях по уходу за комнатными растениями, о труде взрослых. Учить детей оказывать воспитателю посильную помощь.
Организованная образовательная деятельность
Ребенок и окружающий мир
Тема: «Хорошо у нас в саду».
Цель: Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения, воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением, стр. 30
Музыка
Слушание музыки Л. Бетховен «Весело – грустно».
Цель: учить детей внимательно слушать, передавать свое настроение при помощи движений. Поддерживать интерес детей к музыке.
Пляска «Мишка с куклой пляшут полечку» муз. М. Качурбиной.
Цель: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, учить выполнять движения ритмично, начинать и заканчивать движения вместе с музыкой.
Прогулка
Работа перед сном.
Работа по воспитанию культуры поведения за столом в обед.
Цель: закреплять правила поведения во время обеда в детском саду.
Чтение сказки «Бобовое зернышко». Цель: формировать интерес и потребность в чтении, развивать художественный и эстетический вкус, учить слушать художественное произведение, воспитывать интерес к сказкам.
Прослушивание колыбельных песен. Цель: развивать слуховое восприятие, настроить детей на сон.
2 половина дня на каждый день.
Оздоровительная гимнастика после сна. Цель: создать бодрое радостное настроение, постепенный переход от сна к бодрствованию.
Закаливающие процедуры
Воздушные ванны, умывание лица и рук прохладной водой.
Цель: укрепить иммунитет и общее состояние здоровья.
Ходьба по дорожкам «Здоровья». Цель: профилактика и коррекция плоскостопия, развитие чувства равновесия и координации движения.
Профилактические мероприятия: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, игровой самомассаж
Пальчиковая игра «Юла»
Цель: развить мелкую моторику рук, внимание, речь.
Я юлу кручу, верчу,
И тебя я научу.
(Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой)
Индивидуальная работа С Севой, Соней М., Прохором Д/И «Что катится?» Цель: продолжать знакомить детей с формой предмета — шар и его особенностями.
Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании.
Цель: учить детей одеваться после сна самостоятельно, оказывать друг другу помощь.
Рассматривание сюжетной картины «Дети играют».
Цель: учить детей воспринимать изображение на картине, развивать познавательный интерес, учить называть знакомые игрушки, внимательно слушать товарищей. Активизировать словарный запас.
Игра по мотивам сказки «Волк и семеро козлят». Цель: развивать умение детей играть самостоятельно с фигурками настольного театра.
Вечер П/И «Догони мяч». Цель: упражнять детей в беге, учить соотносить свои действия со скоростью мяча.
Д/И «Найди игрушку». Цель: учить детей определять, где находиться игрушка по отношению к другим предметам.
Прослушивание песен из мультфильмов. Предложить детям потанцевать под веселую музыку. Цель: способствовать эмоциональной разрядке, профилактике нервного перенапряжения, повышать активность детей.
Индивидуальная работа Д/И «Что изменилось?» С Степаном, Димой, Соней Ч.
Цель: Развивать память, наблюдательность, внимание.
Беседа «Какая уютная группа». Цель: приучать детей получать эстетическое удовольствие от чистоты и порядка.
Трудовое поручение для девочек: поправить одежду на куклах, причесать их, рассадить на диванчике, расставить посудку в шкафчики.
Трудовое поручение для мальчиков:расставить машинки; собрать конструктор в контейнер.
Вторник – 04.09.2018г
Утро
Беседа «Игрушки, которые живут в нашей группе».
Цель: познакомить с игрушками в групповой комнате, определять их местонахождение, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Чтение художественной литературы
А. Б. «Игрушки». Цель: учить слушать и воспринимать текст стихотворений в сопровождении показа игрушек, побуждать производить действия с игрушками в соответствии с текстом, побуждать договаривать отдельные слова.
Индивидуальная работа С Алисой, Севой, Златой Д/И по сенсорному развитию
«Цветные фигуры» Цель: учить подбирать пары одинаковых фигур по цвету.
Формирование КГН и навыков самообслуживания
Игровая ситуация «Учим куклу вытираться полотенцем»
Цель: учить находить свое полотенце и насухо вытирать лицо и руки.
Проговаривание потешек о воде. Цель: помочь детям вспомнить знакомые потешки о воде, прививать детям интерес к устному народному творчеству, учить внимательно, слушать, повторять за воспитателем текст.
Самостоятельные игры детей в музыкальном центре. Внести барабаны, бубны, дудочки
Цель: продолжать знакомить детей с музыкальными ударными инструментами, развивать музыкальные способности детей и дыхательные возможности.
Предложить родителям принести любимые игрушки детей и рассказать детям о своей любимой игрушке.
Организованная образовательная деятельность
Развитие речи
Тема: Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка».
Цель: вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры, помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребенок, и взрослые их любят. В. В. Гербова Развитие речи в детском саду, стр 28
Физическая культура
Занятие 1 за сентябрь.
Задачи: Развивать ориентировку в пространстве при ходьбе в разных направлениях, учить ходьбе по уменьшенной площади опоры, сохраняя равновесие. Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду, стр. 23
Прогулка
Работа перед сном
Практическое упражнение «Послушная ложка». Цель: формировать навыки самообслуживания и культурно — гигиенические навыки, учить правильно, держать ложку, аккуратно есть. Развивать крупную моторику рук, воспитывать аккуратность
Чтение сказки В. Сутеева «Мышонок и карандаш».
Прослушивание колыбельных песен. Цель: развивать слуховое восприятие, настроить детей на сон.
2 половина дня
Индивидуальная работа С Соней М., Никой, Севой Развивающая игра «Разрезанные картинки. Игрушки». Цель: учить собирать картинку из 4-ех половинок, развивать мышление, логику, мелкую моторику.
Игровая ситуация «Я люблю свою лошадку», чтения стихотворений А. Барто «Лошадка». Цель: напомнить детям стихотворение Учить выразительно рассказывать стихотворение, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек». Цель: способствовать расширению круга ролевых действий в игре, учить детей использовать в игре любимые игрушки, подобрать атрибуты к игре.
Вечер
Игра «Вежливый медвежонок»
Цель: формировать нравственные качества (вежливость, внимательность, учить проявлять заботу.
П/И «Кегли».
Цель: упражнять детей в метании мяча маленького диаметра в горизонтальную цель (кеглю) правой и левой рукой.
Индивидуальная работа С Славой, Прохором, Ариной
Речевая игра «Угадай и расскажи, какая это игрушка» Цель: активизировать речь детей, учить называть игрушки.
Игровая ситуация «Кукла Катя причесывается» Чтение потешки «Расти, коса, до пояса»
Цель: формировать культурно -гигиенические навыки, учить детей причесываться. Формировать стремление быть опрятными, воспитывать аккуратность. Самостоятельные игры со строительным материалом «Мостик для бычка».
Цель: закреплять знания детей о деталях строительного конструктора, воплощать свой замысел в постройке, развивать игровые навыки, воображение, моторику.
Среда – 05.09.2018г
Утро
Рассматривание игрушек: деревянные, резиновые, пластмассовые, мягкие.
Цель: учить детей внимательно рассматривать игрушки и описывать их с помощью вопросов воспитателя, формировать умение детей при рассматривании игрушек выделять и называть их цвет, размер, особенности внешнего вида, из чего сделаны, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Чтение стихотворения А. Барто «Идет, бычок качается». Цель: учить детей внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы.
Индивидуальная работа по развитию речи С Димой, Игорем, Соней Ч. «Расскажите, хорошо ли нашим игрушкам живется в группе» Цель: активизировать словарь детей.
Формирование КГН и навыков самообслуживания
Цель: приучать детей к использованию индивидуальных предметов (салфетка, полотенце, расческа, горшок)
Ситуативный разговор во время завтрака о том, что необходимо кушать кашу, это полезно для здоровья.
Проговаривание потешки «Варись, варись, кашка». Цель: прививать детям интерес к устному народному творчеству, учить внимательно, слушать, повторять за воспитателем текст.
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Цель: Учить детей самостоятельно выбирать и организовывать игру, вступать во взаимоотношения со сверстниками. Развивать внимание, формировать умение осуществлять самоконтроль.
Дежурство по столовой: предложить детям расставить салфетницы, разложить ложки.
Организованная образовательная деятельность
ФЭМП (математика)
Цель: закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и величины фигуры. И. А. Пономарева, в. А. Позина Формирование элементарных математических представлений, стр. 11
Музыка
«Пляска с погремушками». Цель: учить детей выполнять игровые действия под музыку, развивать эмоциональную отзывчивость.
Музыкально – ритмические движения «Зайка», «Лошадка». Муз. Тиличеевой
Цель: учить детей выполнять движения по образцу, заканчивать движение с последней музыкальной фразой. Развивать чувство ритма, интерес к музыкально – художественной деятельности.
Прогулка
Работа перед сном
За обедом воспитывать умение правильно держать ложку, кушать аккуратно, над своей тарелкой, тщательно пережевывать пищу, закреплять умение пользоваться салфеткой
Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании. Учить самостоятельно, снимать одежду перед сном и аккуратно складывать на стульчик.
Чтение сказки «Кот и лиса».
Прослушивание колыбельных песен. Цель: развивать слуховое восприятие, настроить детей на сон.
2 половина дня
Индивидуальная работа С Таней, Соней М., Игорем Д/И «Игрушки, что пропало?» Цель: развивать внимание, закреплять название игрушек. Ситуативный разговор о правилах поведения друг с другом, о том, что нужно быть вежливым, нельзя драться, жадничать.
Сюжетно – ролевая игра «Семья: укладываем куклу Катю спать».
Цель: учить детей выполнять игровые действия с игрушкой в соответствии с ролью.
Рассматривание тематического альбома «Игрушки»
Цель: обогащать представления детей об игрушках, воспитывать любознательность.
Вечер
Рассказывание сказки «Теремок» с показом пальчикового театра.
Игровое упражнение «Веселые матрешки». Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, развивать мышцы ног.
Пальчиковые гимнастика «Есть игрушки у меня», см картотеку пальчиковых игр
Цель: развить мелкую моторику рук, внимание, речь
Игровая ситуация «Каждая игрушка имеет свое место». Цель: учить детей выполнять простые поручения, следить за порядком в группе, расставлять игрушки по местам. Активизировать в речи названия игрушек
Самостоятельная деятельность детей в центрах творчества: рисование карандашами. Цель: развивать цветовое восприятие, интерес к творчеству
Четверг – 06.09.2018г
Утро
Игра малой подвижности «Найди Мишку». Цель: учить детей выполнять действия, соблюдать правила. Обогащать игровой опыт детей, учить выступать в роли водящих (прятать Мишку, общаться со сверстниками в ходе игры.
Заучивание стихотворения А. Барто «Мишка». Цель: учить детей выразительно рассказывать стихотворение, передавать чувство сострадания к персонажу, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Индивидуальные беседы «Наши любимые игрушки».Цель: учить детей составлять краткий рассказ о любимой игрушке, описывать ее внешний вид, как с ней играть.
Упражнение «Чисто умываемся» Цель: совершенствовать культурно – гигиенические навыки детей, учить детей аккуратно мыть руки и лицо.
Самостоятельная двигательная деятельность детей. Цель: напомнить правила безопасности, которые необходимо соблюдать в центре.
Рассматривание иллюстраций по теме «Наши игрушки». Цель: закрепить название игрушек, учить внимательно, рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества, действия.
Дежурство в уголке природы:«Рыхление почвы». Цель: совершенствовать умение рыхлить почву.
Организованная образовательная деятельность
Аппликация
«Кубик на кубик»
Цель: учить детей раскладывать кубики и квадраты в определенной последовательности (по размеру). Продолжать знакомить со способом нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры от середины к краям, учить прикладывать смазанной клеем стороной к листу бумаги и плотно прижимать тряпочкой. Познакомить с синим цветом, учить соотносить цвет с его наименованием. Воспитывать отзывчивость и красоту. Д. Н. Колдина Аппликации с детьми 3-4 лет, стр. 14
Физическая культура
Занятие 2 за сентябрь
Задачи: упражнять детей в ходьбе и в беге всей группой в прямом направлении за воспитателем, прыжки на двух ногах на месте. Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду, стр. 24
Прогулка
Работа перед сном
За обедом продолжать учить есть аккуратно, тщательно пережевывать, доедать пищу, пользоваться салфеткой.
Учить самостоятельно, снимать одежду перед сном и аккуратно складывать на стульчик – формирование навыков самообслуживания.
Чтение художественной литературы «Маша и медведь». Цель: формировать интерес и потребность в чтении, развивать художественный и эстетический вкус, учить слушать художественное произведение, воспитывать интерес к сказкам.
Прослушивание колыбельных песен. Цель: развивать слуховое восприятие, настроить детей на сон.
2 половина дня
Индивидуальная работа С Таней, Севой, Ариной Д/И «Найди тень от игрушки».
Цель: закрепить название игрушек, учить детей находить заданные силуэты путем наложения, развивать зрительное восприятие детей, внимание, логическое мышление, усидчивость, наблюдательность.
Практическое упражнение после сна «Одевай-ка»
Цель: учить детей правильно надевать различные предметы одежды, при необходимости обращаться за помощью к воспитателю. Поощрять самостоятельность, воспитывать аккуратность.
Ремонт книг: «Книжкина больница» .Цель: организация работы по ремонту старых книг, дети наблюдают за работой взрослого.
Вечер
Познавательно – исследовательская деятельность
«Свойства песка» Цель: познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц — зернышек — песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру.
П/И «Прокати мячик». Цель: учить катать мяч в прямом направлении.
Индивидуальная работа С Никой, Алисой, Таней Д/И «Где игрушка?»
Цель: учить ориентироваться в группе, закрепить название игрушек. Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Игровое упражнение «Вымоем чисто игрушки».
Цель: воспитывать желание помогать взрослым в работе, заботливое отношение к игрушкам.
В центр сенсорного развития внести пуговицы и маты для выкладывания пуговицами
Цель: развивать желание играть с пуговицами, развивать моторику, мышление, воспитывать усидчивость, зрительное восприятие.
Пятница – 07.09.2018г
Утро
Беседа по ОБЖ «Опасные игрушки». Цель: формировать отрицательное отношение к играм со спичками, приобщать к правилам безопасного поведения.
Игра путешествие по групповой комнате «Где живут игрушки»
Проговаривание потешки «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?»
Цель: помочь детям вспомнить знакомую потешку, прививать любовь к русскому народному творчеству, эмоциональной отзывчивости на чтение потешек.
Индивидуальная работа С Соней Ч., Ариной, Златой П/И «Найди свой домик».
Цель: учить быстро, действовать по сигналу,
ориентироваться в пространстве.
Игровое упражнение «Зайка умывается» Цель: способствовать повышению самостоятельности детей, учить умываться аккуратно, насухо вытираться индивидуальным полотенцем
Работа в центрах творчества: предложить детям раскраски и восковые мелки.
Самостоятельные игры детей.
Самостоятельное рассматривание книг, фотографий с изображением игрушек, создание ситуаций для содержательного тематического общения.
Организованная образовательная деятельность
Рисование
Тема: «Знакомство с карандашом».
Цель: учить детей рисовать карандашами, правильно держать карандаш, вести им по бумаге, не нажимая сильно на бумагу и не сжимая его сильно в пальцах.
Обращать внимание детей на следы, оставляемые карандашом на бумаге, предлагать провести пальчиками по нарисованным линиям на бумаге. Учить видеть сходство штрихов с предметами. Развивать мелкую моторику руки и желание рисовать. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду, стр. 44
Физическая культура
Занятие 3 за сентябрь.
Задачи: развивать умение действовать по сигналу воспитателя, учить энергично отталкивать мяч при прокатывании. Л. И Пензулаева Физическая культура в детском саду, стр. 25
Прогулка
Работа перед сном
Воспитание культуры поведения во время обеда.
Цель: побуждать детей выполнять элементарные правила поведения во время приема пищи: не разговаривать, есть не спеша, хорошо пережевывать пищу.
Чтение Г. Цыферов «Когда не хватает игрушек». Цель: учить детей следить за развитием сюжета, формировать интерес к чтению.
Прослушивание колыбельных песен. Цель: развивать слуховое восприятие, настроить детей на сон.
2 половина дня
Индивидуальная работа С Никой, Рустамом, Алисой Д/У «Собери Матрешку»
Цель: учить сравнивать предметы по величине, располагать их в ряд по мере увеличения размера. Обогащать словарный запас.
Игровая ситуация «Мишке пора спать». Пение песни «Колыбельная», рассказать детям о том, как важно вовремя ложиться, Цель: учить выполнять игровые действия, обогащать представления детей о том, что необходимо делать перед сном. Разучить с детьми колыбельную,учить сопровождать пение соответствующими игровыми действиями.
Сюжетно – ролевая игра «Семья: одень куклу Катю»
Цель: расширять игровой опыт детей, учить одевать кукол в определенной последовательности, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, учить принимать на себя роль.
Вечер
Чтение стихотворения В. Степанова «Юла» Цель: учить детей понимать содержание стихотворения, при повторном чтении в последней строке стихотворения называть имя ребенка, который в данный момент «запускают» юлу.
Игры с водой «Достань игрушку»
Цель: развивать внимание, координацию движения.
Наблюдение из окна: наступает вечер, что изменилось за окном.
Цель: учить детей различать части суток, познакомить с основными признаками наступления вечера. Обогащать словарный запас, развивать наблюдательность.
Д/И «Чудесный мешочек. Игрушки». Цель: формирование умения находить и правильно называть игрушки, развивать тактильные ощущения, активизировать словарь по теме.
Ситуативный разговор говор о правилах поведения друг с другом, о том, что
нужно быть вежливым нельзя драться и жадничать. Самостоятельная двигательная деятельность. Цель: Помочь детям организовать игры, договориться о взаимодействии, учить ребят выступать в роли водящих, ведущих, делиться на команды, выбирать капитанов.
Значение самостоятельной деятельности для развития ребенка
Разнообразные впечатления позволяют сделать игры более осознанными и детальными. Впечатления детей обогащаются в процессе наблюдений и тематических экскурсий. Полезно проследить за работой врача в медицинском учреждении, повара на кухне, помощника воспитателя в группе. Воспитатель акцентирует внимание детей на существенных моментах, тем самым помогая малышу усвоить увиденное. Сосредоточение на определенных деталях дает возможность разобраться во взаимосвязи между действиями, в основе взаимодействия взрослых. Полученные впечатления дают воспитаннику материал для новых игр с сюжетом, которые зафиксируют полученные знания об окружающем мире.
Обогатить содержание игры помогают организованные взрослым показы — инсценировки, знакомящие ребенка с социальными шаблонами поведения. Они помогают детям отличать хорошее от плохого, разбираться в причинно-следственных связях происходящего и примерять на себя образцы поведения.
Важную роль в самостоятельной деятельности детей выполняют сюжетные игры со строительным материалом. Увлекаясь разными видами конструктора, дошкольник закрепляет и совершенствует умения и навыки, которые приобрел. Строительство позволяет познакомить участников группы с формой предметов, развивая пространственные отношения. Кроме строительного материала, детям подойдут простые конструкторы, подходящие для возведения несложных построек, например башни из деталей конструктора, соединяющихся смыканием. Игрушки для стройки сочетают с другими элементами. Подойдут фигурки животных, куклы, машинки, которые помогут разнообразить игровой сюжет. Создание новых форм развивает воображение ребенка. Также игра способствует закреплению знаний о цвете.
Использование в занятиях дидактических игр помогает уточнить знания о цвете, форме и величине предметов. Такие игры содержат материалы различной тематики, позволяющие ознакомить дошкольника с миром животных и растений, изучить профессии и основные виды транспорта.
Самостоятельная деятельность детей первой младшей группы дополняется книгами и картинками, которые развивают навык свободной работы книгой. Воспитанник учится анализировать изображения, составлять историю по ним, относится к книгам с аккуратностью, учится после занятия раскладывать книги по местам.
Развивать самостоятельную изобразительную деятельность можно с помощью специальной доски и цветных мелков. Занятие по рисованию проходит в группе или на улице во время прогулки.
Самостоятельная художественная деятельность младших дошкольников
Содержание самостоятельной художественной деятельности предусматривает применение тех изобразительных умений, которые учащиеся осваивали на занятиях. Необходимо также предусмотреть усложнение работы с учетом особенностей усвоения материала в процессе обучения. Школьникам, которые слабо овладели программным содержанием занятия, лучше предложить ту же самую поделку или похожую на нее. Тем, кто успешно справился с заданием на занятии продумать усложнение, требующее творческого подхода, смекалки.
Педагогу очень важно построить работу так, чтобы каждый учащийся мог попробовать свои силы. Например, к активному участию каждого школьника побуждают периодические выставки детских работ в школе, библиотеке (осенью – работ из природного материала, зимой – елочных игрушек и зимних композиций).
2. Формирование эмоционально-интеллектуального опыта, обогащение учащихся впечатлениями через организацию ярких досуговых мероприятий, праздников, развлечений. Прогулка в лес, посещение театра, цирка, проведение праздников, развлечений, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек оставляют след в жизни младшего школьника, вызывают у него положительные эмоции. Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в играх, художественной деятельности. Учащийся получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце. Опираясь на эти впечатления, младшие школьники сами создают какую-либо похожую жизненную ситуацию. В таких случаях они выступают и как авторы замысла и как исполнители.
Можно выделить несколько развивающих моментов самостоятельной художественной деятельности школьников: общественно-направленные и игровые мотивы деятельности; возможность осмысленной самооценки в процессе применения полученных поделок; творческий поиск учащихся при выполнении работы; продуктивное и объективно необходимое сотрудничество между собой и с взрослыми.
Самостоятельная художественная деятельность по содержанию может быть связан с играми, театрализованной деятельностью, подготовкой к праздникам и т. д. Например, на этапе развития сюжетно-ролевой игры (когда учащихся интересует роль и ролевые действия) они стараются атрибутикой обозначить, подчеркнуть свою роль (у врача есть термометр, у капитана бинокль). Недостающие атрибуты младшие школьники могут сделать сами. Это весьма полезно, так как стимулирует творчество в использовании предметов-заместителей. Поделки, изображающие птиц, животных, можно успешно использовать в настольном или пальчиковом театре. Использование поделок по назначению оказывает большое влияние на становление самостоятельной деятельности, на общее психическое и личностное развитие учащихся. Получение адекватного результата и использование его по назначению, оказывает большое влияние на становление самостоятельной деятельности.