Ход наблюдения
Поспевает брусника, стали дни холоднее,
И от птичьего крика в сердце только грустнее. Стаи птиц улетают прочь, за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево. Рассмотреть ствол молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев.
Трудовая деятельность: вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрых-лить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить для чего это делается.
Цели:
— воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;
— прививать бережное отношение к природе.
Подвижные игры
1. «Птицы в гнездышках»
.
Цели:
— учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
2. «Наседка и цыплята»
—Цель :развивать у детей умение прыгать, активно двигаться.
Выносной материал: детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр с песком, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки.
НОЯБРЬ
Прогулка №1
«Наблюдение за морозными узорами»
Цель: рассмотреть на окне морозные узоры.
Ход наблюдения
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой,не утаи: ты же видишь — мы свои.
По дороге в лес остановить детей в таком месте, где лес виден издали и хорошо просматривается. Полюбоваться разноцветным лесом, обратить внимание детей на красоту пейзажа. Уточнить, какой цвет характерен для осенних деревьев.
Трудовая деятельность: уборка участка леса, где дети будут играть.
Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок в лесу.
Подвижные игры
1.«Птицы в гнездышках»
.
Цели:
— учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
— приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
2.«Найди свой домик»
.
Цель: учить быстро действовать по сигналу, приучать ориентироваться в пространстве.
Выносной материал: корзинки для шишек, ведерки для сбора мусора.
Прогулка № 4
«Наблюдение за птицами во время кормления»
Цели:
— прививать желание заботиться о птицах;
— формировать знания о повадках птиц;
— воспитывать любовь к природе.
Ход прогулки
В теплый ясный осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку,обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья — все желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья шуршат под ногами)
. Слышите, как они шуршат? Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья шурша полетели на землю. Это листопад.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе».
Воспитатель кладет сухой листик на столик,предлагает любому ребенку: «Подуй!»
Лист летит со стола,все согласны: легкий лист. Все желающие самостоятельно отбирают понравившийся лист и дуют.
Воспитатель просит каждого ребенка отобрать один самый красивый, понравившийся листик. С каждым ребенком уточняется окраска листика. Воспитатель демонстрирует его всем,восхищается: «Какая добрая осень, постаралась, получился такой красивый листик! А ты его отыскал, молодец!»Потом начинает собирать листья: «Один листок, еще листок и еще. Получилось много листьев — целый букет! Посмотрите, какой у нас букет — пышный, нарядный! Кто повторит, какой у нас букет?»Воспитатель уточняет: «Осень старалась, трудилась, раскраси-ла все в желтый цвет. Золотая осень!»Обращается к детям: «Кому мы подарим этот пышный букет?»
Все вместе решают, что подарить его нужно нянечке помощ. воспитателю — она не пошла на
прогулку.
Воспитатель предлагает: «Посмотрите вокруг и скажите, какого цвета осень?»
(Ответ детей: желтая.)«Золотая осень!»
— конкретизирует педагог.Можно пропеть детям припев песни:
Листья желтые над городом кружатся,
С тихим шорохом нам под ноги ложатся,
И от осени не спрятаться, не скрыться,
Листья желтые, скажите, что вам снится?
«Как вы думаете, что будет сниться осенним красивым листьям?» — обращается к детям воспитатель, предлагая каждому задуматься, высказаться;приходит на помощь: «Наверное, листьям будет сниться, как они медленно летели на землю, как легко кружились, а солнышко улыбалось, и детишки радовались им».
Трудовая деятельность: поливка дождевой водой растений в группе.
Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями.
Подвижные игры
«Листопад»
Цель:: закрепить знания детей о цвете, величине
осенних листьев; учить детей передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие — листопад.
Выносной материал:для игр в зале: кубы, скамейки, емкости для воды.
Прогулка № 3
«Наблюдение за осенним лесом»
Цели:
— расширять представление о лесе;
— учить любоваться красотой родной природы.
Ход наблюдения
Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце, отметить, какое небо (хмурое, какая погода (хмурая)
.
Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи темные.
Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются, дует ветер, раскачивает деревья. У деревьев расцвеченная листва. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы полетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время осенью зовется.
Трудовая деятельность: поливание песка для игры.
Цели:
— приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать
оказывать помощь взрослым;
— закреплять знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить пирожки для кукол.
Подвижные игры
«Воробушки и автомобиль»
.
Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
«Береги предмет»
.
Цель: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Выносной материал: лейки, кубики и формочки на каждого ребенка для игры с
песком, кукла, машинки.
Прогулка № 2 «Листопад»
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад»
.
Ход наблюдения
В солнечный день предложить детям посмотреть в окно. Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.
Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.)
Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену.
Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком — пусть бегут к тебе.
Вот он светленький кружок, вот, вот, левее, левее — убежал на потолок.
По команде «Ловите зайчика!»
дети пытаются поймать его.
Трудовая деятельность: сбор камней на участке.
Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.
Подвижные игры:
1. «Мыши в кладовой»
.
Цель: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.
2. «Попади в круг»
.
Цели: совершенствовать умение действовать с предметами;
— учить попадать в цель;
— развивать глазомер, ловкость.
Выносной материал: мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, печатки, карандаши, ведерки, совочки.
Прогулка №2
«Наблюдение за кошкой»
Цели: — расширять представление о домашнем животном — кошке;
— воспитывать желание заботиться о животных.