Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему «Домашние животные»


Формы работы по развитию речи

Развитие речи в саду происходит на специально организованных занятиях и в повседневной жизни. С малышами 2-3 лет педагог играет в разные игры, предлагает крохам выполнять речевые упражнения, рассказывает сказки, читает наизусть потешки и короткие стихи. Занятия проводятся по подгруппам.

Воспитатель беседует с детьми утром, на прогулке, во время игр, после дневного сна или в другое свободное время. Разговор возникает спонтанно или планируется (педагог ставит задачи повторить выученное стихотворение, автоматизировать неподдающийся звук и т. д.). Если воспитатель разговаривает с одним ребёнком, то это индивидуальная работа. Так происходит развитие речи у детей.

Когда и как происходит развитие речи

Развитие речи рекомендуется начинать с рождения ребёнка. Уже в младенческом возрасте малыш вычленяет человеческую речь из потока других звуков, прислушивается к словам взрослых, пытается подражать услышанному. До года ребёнок «гукает» (издаёт звуки, похожие на [г], [к], [х]), «гулит», лепечет, а после первой в своей жизни круглой даты пытается произносить слова.

В дошкольном учреждении речи воспитанников уделяется пристальное внимание. Целенаправленная работа по формированию речевых умений начинается уже в группах раннего возраста. Развитие речи в первой младшей группе – одна из важнейших образовательных задач, от решения которой зависит обучение ребёнка на следующих возрастных этапах.

Коммуникативная деятельность развивается в процессе общения. Чтобы понять, как работает воспитатель над развитием речи детей, необходимо рассмотреть формы общения, характерные для дошкольников.

Планирование работы по развитию речи

Развитие речи в ДОУ осуществляется на основе перспективного плана, который составляет педагог в соответствии с программой воспитания в детском саду или иным программным документом. Перспективный план оформляют в виде списка или таблицы. Указываются название месяца, тема и программное содержание занятия. Пример перспективного плана показан в таблице 1.

Таблица 1. Перспективный план работы на октябрь

Тема занятияПрограммное содержание
1К нам пришёл котик Закреплять представления об игрушке, расширять активный словарь в области звукоподражательных слов («мяу», «бух»), существительных («киса», «котик», «уши», «хвост»), прилагательных («гладкий», «пушистый»), глаголов («иди», «дай»). Развивать внимание, мышление. Воспитывать отзывчивость, доброту.
2На прогулку в осенний лес Формировать представления об осеннем лесе, расширять активный словарь в области существительных («осень», «лес», «дерево», «листья»), прилагательных («жёлтый», «красный»), глаголов («желтеют», «падают»), предлогов («с», «на»). Развивать внимание, восприятие, мышление. Воспитывать любознательность.
3

На основе перспективного плана составляется конспект по развитию речи. Помимо темы и программного содержания занятия, в конспекте указывается используемый материал (игрушки, картинки и т. д.), описывается предварительная работа (если проводилась), подробно расписываются реплики и действия педагога, предполагаемые ответы детей. Конспект – это тоже своего рода план. Развитие речи происходит системно. Молодые специалисты пишут развёрнутые планы-конспекты, а опытному педагогу достаточно перспективного плана.

Рекомендации родителям по развитию речи у детей

Чтобы развитие речи в первой младшей группе было успешным, усилий воспитателя недостаточно. Многое зависит от родителей и близких родственников ребёнка. Педагоги советуют мамам и папам чаще разговаривать с детьми, обсуждать различные вопросы («почему растёт цветок?», «какого цвета небо?», «чем покормим котика?» и т. д.).

Речь взрослого должна быть чёткой и умеренно громкой. Нельзя копировать высказывания ребёнка, произносить слова так, как это делает малыш.

С помощью родителей можно разыгрывать кукольные спектакли по сюжетам знакомых произведений, заучивать короткие стихотворения. Перечень книжек и тексты стихов воспитатель размещает в родительском уголке.

Следует внимательно относиться к детским вопросам. Если не получается сразу удовлетворить любознательность малыша, то ответ можно дать позже, поискать нужную информацию в книгах.

К речи ребёнка нужно относиться очень внимательно, выполнять рекомендации воспитателя, при необходимости обращаться к логопеду.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]