Нравственное воспитание детей дошкольного возраста


Направления нравственного развития дошкольников

Определение 1
Нравственное развитие – это формирование у человека основных нравственных свойств, осмысленного восприятия собственной личности и ее места в социальной среде, понимания своего предназначения и потребности в непрерывном совершенствовании своей личности.

Нравственное развитие осуществляется в ходе нравственного воспитания.

Нравственное воспитание – это усвоение индивидом основ нравственности, выработка нравственных ориентиров поведения, усвоение основ морального функционирования общества и привычек поведения, присущих ему.

Нравственное воспитание основывается на моральных нормах и принципах социального поведения. Оно отражает преемственность поколений и передачу социального опыта.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Рисунок 1. Нравственное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Если моральные нормы являются категорией социальной т.е. они отражают требования общества к поведению отдельной личности, соблюдению ею норм социального взаимодействия, то нравственность является категорией внутренней т.е. она является внутренним регулятором поведения личности. От того, насколько развит данный регулятор, зависит моральное поведение личности в социальной среде и ее общее развитие.

Нравственное воспитание начинается с раннего возраста ребенка. Это актуально потому, что сформированные привычки поведения в дошкольном возрасте, становятся устойчивыми основами поведения человека на протяжении всей его жизнедеятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 470 ₽ Реферат Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 230 ₽ Контрольная работа Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Нравственное воспитание дошкольников нацелено на формирование самобытной личности, обладающей навыками социального взаимодействия и самоконтроля поведения. Ребенок должен научится контролировать свои действия и поступки, выражать мнения, учитывать потребности и интересы другого человека, выработать адекватную самооценку и выражать свое мнение и свои взгляды, а также конструктивно отстаивать свои интересы в обществе.

Нравственное развитие дошкольника ориентировано на формирование его нравственного облика. Основными направлениями нравственного развития дошкольника являются:

  1. Формирование личностных свойств воспитанника. Необходимо создать условия для раскрытия природных задатков личности и раскрытие ее потенциала.
  2. Моральное развитие личности. Здесь происходит формирование морального опыта жизнедеятельности дошкольника, освоение им опыта социального поведения и взаимодействия.
  3. Выработка адекватного отношения к окружающим: уважения чужого мнения и точки зрения, принятия чужой точки зрения, отличной от своей, в качестве верной, равноправия и равнозначности всех участников социальной сферы деятельности.
  4. Патриотическое воспитание. Оно ориентировано на формирование гражданских качеств личности: любовь к Родине, уважение к обычаям и традициям своего народа, осознание своей принадлежности к конкретной культуре.
  5. Усвоение этических норм поведения. Они отражают ценности социальной среды и правила поведения в обществе, являющиеся негласными. Они основаны на соотношении интересов личности и общества.

В дошкольном возрасте происходит выработка основ моральных суждений и оценок. Ребенок осмысливает их и учится применению в практической деятельности. Чтобы поведение ребенка формировалось на основе его обусловленности нравственными нормами, требуется организация системы нравственного воспитания, которая учитывает возрастные особенности развития дошкольников и ориентируется на социальное становление личности воспитанника и его всесторонне гуманистическое развитие.

Особенности нравственных качеств детей дошкольного возраста

  1. Человечность означает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, сочувствие. Поэтому показателем сформированности личностного качества является характер отношения к людям, природе, к самому себе. В основе человечности ребенка-дошкольника лежит способность понимать другого, переносить опыт другого на себя. Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается в раннем детстве. Систематическая работа, направленная на воспитание у дошкольников гуманного отношения к людям и окружающей природе, ведет к формированию у них гуманизма как нравственного качества. Другими словами, гуманизм — это качественная характеристика личности. В то же время развитие гуманистических чувств и установок — сложный и противоречивый процесс. Способность сопереживать, сочувствовать, радоваться, не завидовать, искренне и охотно делать добро развивается особенно в дошкольном возрасте.
  2. Коллективизм — это нравственное качество детей дошкольного возраста, основанное на формировании положительных, доброжелательных, коллективных отношений. Главная и единственная функция детского коллектива — воспитательная: дети вовлекаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них. Для формирования коллективных отношений появление такого явления, как дружба, имеет существенное значение. Дружба как самая тесная связь между детьми ускоряет процесс эффективного восприятия социальных отношений. Взаимная поддержка и отзывчивость — неотъемлемые черты коллективных отношений. Взаимоотношения детей определяются моральными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает вхождение ребенка в мир себе подобных, в мир людей.
  3. Патриотизм и гражданственность еще не полностью сформированы в дошкольном возрасте, а только заложены их основы. Поэтому воспитание начал патриотизма и гражданственности является одной из важнейших частей нравственного воспитания дошкольников. Чувство любви к родине связано с чувством любви к родине. Эти чувства связаны с общей основой — привязанностью и чувством безопасности. Таким образом, если мы воспитываем в детях чувство привязанности как таковой и чувство привязанности к дому, то при соответствующей педагогической работе это в конечном итоге будет дополнено чувством любви и привязанности к своей стране.
  4. Ценностное отношение к труду — это осознание важности трудовой деятельности в жизни человека. Отличительной особенностью ценностного отношения к труду является то, что это нравственное качество дошкольника, которое интегрирует такие моральные качества, как терпимость, эмпатия и услужливость. Отношение к труду у дошкольников включает в себя уважение к другим.
  5. Диалогичность — готовность дошкольника взаимодействовать с другими людьми, слушать и понимать их.

Кроме того, в большинстве исследований самыми важными моральными качествами считаются доброта, вежливость, чуткость, тактичность, скромность, услужливость, общительность, дисциплинированность.

В результате систематического формирования нравственных качеств личности дошкольников их отношения с другими людьми приобретают черты нравственной направленности, развивается способность управлять своими действиями и чувствами на основе моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и отношений детей с окружающими. Активно формируются самостоятельность, дисциплина, ответственность и самоконтроль, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные и дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это, как правило, свидетельствует об успешном нравственном развитии и составляет необходимую морально-волевую готовность к школьному обучению.

Задачи нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников ориентировано на выработку у них нравственных чувств, представлений и ориентиров социальной деятельности, а также привычек поведения и мотивов социальной деятельности.

Нравственное воспитание дошкольников ориентировано на решение двух групп задач:

  1. Задачи по разработке механизма нравственного развития ребенка. Эта группа задач является постоянной и устойчивой. Механизм нравственного развития связан с выбором форм, методов и технологий организации воспитательной деятельности, ориентированных на выработку у воспитанников нравственных идеалов, которые соответствуют конкретному этапу социально-экономического развития общества.
  2. Задачи по формированию у личности определенных качеств, социальных навыков. Эти задачи отражают необходимость достижения определенного уровня развития общества и удовлетворение его потребностей. На каждом историческом этапе развития общества, ему требуются люди, наделенные определенными качествами. Поэтому, задачи данной группы меняются в соответствии с динамикой развития социальной среды.

Нравственное воспитание дошкольников ориентировано на:

  1. Воспитание основ культурного поведения и культурного взаимодействия в социальной среде;
  2. Воспитание навыков коллективного взаимодействия;
  3. Воспитание основ гуманизма и гуманных качеств личности;
  4. Воспитание трудолюбия;
  5. Воспитания патриотических качеств.

Роль общения со сверстниками в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста

В последние десятилетия сфера коммуникации в целом привлекает внимание исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы его протекания и изменения стали объектом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон), психолингвистов (А.А. Леонтьев), специалистов социальной (Г.М. Андреева, Б.Ф. Поршнев), детской и возрастной психологии (Ю.Л. Коломинский, В.С. Мухина).

Проблема общения дошкольников со сверстниками, то есть роль и функции общения со сверстниками в жизни и психическом развитии ребенка, становится все более актуальной.

Рассмотрим некоторые сведения о жизненно важной функции общения, которые можно найти в отечественной и зарубежной литературе. Б. Спок, указывая на важность общения со сверстниками, советует родителям облегчить контакты между детьми: «Систематически учить детей обмениваться игрушками и делиться угощениями, при любой возможности приводить ребенка в компанию других детей (хотя бы 1-2 раза в неделю на 2-3 часа); и даже годовалого ребенка, считает автор, следует водить туда, где есть дети».

Согласно идее Ж. Пиаже, общение со сверстниками является важнейшим фактором развития ребенка, который способствует разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только разделяя взгляды сверстников ребенка — сначала других детей, а по мере взросления ребенка — взрослых — подлинная логика и мораль могут заменить эгоцентризм, присущий всем детям, как в их взаимодействии с другими людьми, так и в их мышлении (Piaget, 1965).

С.Л. Рубинштейн, напротив, предупреждал, что любовь к ближнему, «с которым ладишь», легко может превратиться в «расширенный эгоизм», а «эгоизм» в двойном смысле — это … отстраненность от всех людей. Вполне вероятно, что общение с другими людьми позволяет преодолеть замкнутость социального мира ребенка и произвести изменения в его психике.

Г.А. Цукерман считает, что общение со сверстниками способствует развитию критичности мнений, слов и действий, их независимости от суждений и желаний других. В.С. Мухина, отмечая многократное влияние общения со сверстниками на развитие личности ребенка, пишет, что в дошкольном возрасте впервые формируется общественное мнение и появляется феномен комфорта. «…Дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняться мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям».

А.Н. Леонтьев отмечал, что в первые 7 лет жизни у детей последовательно формируются четыре формы общения со взрослыми: интуитивно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-когнитивная и внеситуативно-личностная. Подход к анализу общения дошкольников со сверстниками может быть основан на теоретическом положении о том, что природа обеих сфер общения дошкольников одинакова. Общение ребенка со взрослым и сверстником — это варианты одной и той же коммуникативной деятельности. Главное, что объединяет обе сферы, — это субъект деятельности, которым в обоих случаях является другой человек, коммуникативный партнер ребенка. Следовательно, общение со сверстником для дошкольника — это коммуникативная деятельность, сходная по своей сути с общением со взрослым, и для ее анализа можно применить схему и приемы, разработанные при изучении общения со взрослыми.

Таким образом, потребность в общении со сверстниками формируется у дошкольников на третьем году жизни, она формируется на основе ранее функционировавших потребностей и формируется в реальном взаимодействии детей.

М.И. Лысина и Л.Н. Галигузова отмечают, что после выявления коммуникативных навыков ребенка речь идет не о развитии коммуникативной потребности в целом, а о качественном преобразовании содержания потребности ребенка в общении.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]