Дидактическая игра «Путешествие Капельки»
Ломоносова Татьяна Викторовна
Дидактическая игра «Путешествие Капельки»
Дидактическая игра
«Путешествие Капельки»
Данная игра в занимательной форме способствует развитию познавательного интереса, памяти, мышления, речи. Игра позволяет испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.
Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, экологической культуре.
Задачи:
1. Формировать представления об экологической культуре, круговороте воды в природе, первоначальные знания о сортировке мусора по классам.
2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Описание.
Дидактическая игра «Путешествия капельки»
состоит из четырех элементов (пазлов, которые самостоятельны, но объединяются общей темой. В комплект игры, входят мелкие элементы (фишки, карточки подсказки, стрелки указатели, фломастеры.
Игра сделана из материалов, которые позволяют дополнять игру разными элементами, усложнять задачи.Методические рекомендации:
Предлагаемые варианты игры рассчитаны на индивидуальную, подгрупповую и групповую деятельность.
Игру лучше начинать под руководством взрослого, постепенно усложняя задания.
Игра «Найди одинаковые капельки»
Цель: Развивать у детей наблюдательность, умение находить в предметах сходство и различие.Активизировать словарь детей: разные, одинаковые.
Игровое правило. Отбирать только одинаковые капельки.
Игровое действие. Поиск одинаковых капелек.
Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть пазл, с изображением капель и тучки, несколько капель, вне игрового поля. Педагог просит найти и приложить одинаковые капельки друг к другу. Среди капелек могут быть похожие, но не одинаковые.
Усложнение. Посчитать количество точек на капельках.
Игра «Собери мусор на Гусином озере»
Цель: Познакомить детей с понятием «сортировка мусора», способствовать формированию экологической культуры, что беречь воду можно не только ее экономией, но и не засоряя ее. Развивать умение классифицировать предметы.
Игровое правило. Определить материал, изображенный на фишке и рассортировать фишки по корзинам.
Игровое действие. Рассортировка фишек по корзинам.
Ход игры. Педагог предлагает рассмотреть пазл с изображением мусорных корзин и фишки на игровом поле.Объясняет экологическую ситуацию: «Люди приехали на пикник на озеро и оставили после себя мусор.Помоги разобрать его по контейнерам: «Бумага»
,
«Пластик»
,
«Стекло»
,
«Металл»
и
«Пищевые отходы»
.
Усложнение. Дети называют предметы из того материала, который изображен на фишке, прежде чем положить в корзину.
Игра «Помоги Капельки, пройти лабиринт»
Цель: Развить зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику. Тренировать целеустремленность, усидчивость.
Игровое правило. Нарисовать нужную дорожку фломастером.
Игровое действие. Поиск нужной дорожки.
Ход игры. Объяснить ребенку суть игры. Для начала ребенок должен внимательно рассмотреть картинку. Затем он должен поискать нужный путь, проведя его пальчиком. И только потом можно попросить его нарисовать нужную дорожку фломастером, для работы с лабиринтом ребенку лучше давать именно легко стирающийся фломастер. Это позволит легко исправить ошибку и не запутаться в неправильно проведённых линиях. При работе с фломастером нужно следить, чтобы ребенок останавливался перед каждым поворотом и продумывал дальнейший путь, а не рисовал линию наобум. Важно, особенно на первых порах, просить маленького первопроходца по ходу движения рассказывать, почему он выбрал ту или иную дорожку.
Игра «Что можно делать с водой, что нельзя?»
Цель: Познакомить детей с понятием экономия воды, что пресная вода ресурс, ограниченный, во всем мире наблюдается нехватка чистой питьевой воды. Формировать у детей нормы и правила поведения с водой. Побуждать детей к фантазированию и творчеству, вызывать у них желание вносить свой посильный вклад в сбережение чистой воды.
Ход игры. Показать знаки, расположенные на пазле, напоминающие правила поведения с водой в детском саду и дома, и предложить детям рассказывать, что означает каждый знак. Спросить у детей, почему следует поступать, так или иначе.
Усложнение. Дети получают задание придумать свои правила, с помощью воспитателя придумывают знак к ним. В заданном элементе изображают, придуманный знак, на первоначальном этапе можно предложить нарисовать на более крупном знаке.
Игра «Путешествие Капельки»
Цель: Формирование у детей первоначальных знаний о круговороте воды в природе и ее значимости.
Ход игры: Показать карточки подсказки детям.Предложить определить свойства воды опираясь на карточки подсказки и основные чувства человека: нос-нюх, глаз-зрение, губы, язык-вкус, рука-можно потрогать.
Выполнить задание:
Понюхайте воду. Чувствуете ли вы запах? (Вода не имеет запаха)
Сделайте из стакана глоток воды. Имеет ли она вкус? (Вода не имеет вкуса)
Налейте воды в прозрачный стакан, положите любой предмет. Что видим? (Вода прозрачная)
Потрогайте воду Какая вода? (Вода мокрая)
Предложить детям описать, что изображено на отдельных пазлах и расположить стрелки указатели «Путешествия Капельки»
из тучки дальше, объясняя свой выбор. На первоначальном этапе педагог, направляет детей и подсказывает выводы.
Дидактическое пособие «Речевые тучки»
Утверждаю
Заведующий МДОУ
ДС №14 «Солнышко»
______Шевченко С.В.
Методическая разработка:
« Дидактические пособия : «Речевые тучки»
Учителя – логопеда муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинорованного вида №14 « Солнышко»
г. Будённовска Будённовского района
Дубягиной Инессы Павловны
Материал размещён в социальной сети
работников образования
Правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем лучше развита у ребенка речь, тем полноценнее его общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Ведущая деятельность детей – игровая.
Дидактические игры, оказывают положительное действие на всестороннее развитие детей и обязательно включаются в логопедическую работу. При выборе игры учитель-логопед учитывает возраст детей, их психофизические особенности, дидактические принципы, степень сложности речевого нарушения, этап логопедической работы.
На практике я сталкиваемся с разными детьми, различными речевыми нарушениями и стараемся подобрать необходимые игры для каждого ребенка индивидуально. Наш современный век хорош тем, что предоставляет нам огромное количество различной информации, готовых игр, пособий и плакатов, но не всегда они соответствуют нашим пожеланиям и ожиданиям. Поэтому в работе я практикую изготовление различных игр своими руками.
Вашему вниманию я предлагаю дидактические пособия для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий на автоматизацию разных звуков, формирование интонационной выразительности, развитие зрительно-моторных координаций и так далее. Данные пособия помогают разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.
Цели
:
Автоматизация звуков [Р],[Рь],[Л],[ЛЬ], [С],[З], [Ш],[Ж];
Дифференциация:[С-Ш],[З-Ж],[Ш-Ж],[С-З]; [Р-Рь]; [Л-Ль]; [Р-Ль]; [Л-Рь]
Задачи:
-упражнять в выделении заданного звука в слове;
-определять позицию звука;
-учить дифференцировать звуки по глухости – звонкости, твёрдости — мягкости ;
-формировать умение делить слова на слоги;
-развивать логическое мышление, внимание;
-закреплять в речи обобщающие понятия;
-развивать мелкую моторику.
Варианты игр:
Игры для автоматизации и дифференциации звуков
.
1.Игра«Твёрдые – мягкие».
Цель: дифференциация звуков
Ход игры: ребёнок называет картинку, определяет какой звук «Р»(Л), или «Рь»(Ль). Соединяет его с помощью разноцветных ленточек. На концах ленточек оценка: «хорошо», «круто».
2.Игра «Какой звук спрятался в словах?».
Цель:
дифференциация звуков в словах: [Р-Рь]; [Л-Ль]; [Р-Ль]; [Л-Рь]
Ход игры:
Ребёнок называет картинку и определяет какой звук встречается в этом слове «Л», «Ль» или «Р»,»Рь» и прикрепляет ленточку определённого цвета к картинке . На концах ленточек оценка: «хорошо», «круто»., «супер», «классно».
3.Игра «Что лишнее?».
Цель:
автоматизация звука «Л», в словах, классификация картинок по группам.
Ход игры:
Ребенок называет 4 картинки и соединяет их ленточками синего цвета. Логопед просит назвать ,что лишнее.
4.Игра: «Назови всё жёлтое, красное, синее, зелёное.»
Цель : автоматизация звуков: Л, Ль, Р, Рь.
Ход игры: ребёнка просит педагог назвать, что жёлтого, зелёного, синего, красного цвета.
5.Игра «Глухой – звонкий»
Цель: дифференциация:[Ш-Ж],[С-З];
Ход игры: ребёнок называет картинку, определяет какой звук «С», или «З».(Ш или Ж). Даёт характеристику звуку. Соединяет их с голубой или синей тучкой ленточками. На концах ленточек оценка: «хорошо», «круто».
Игры на развитие и активизацию словарного запаса:
1.Игра «Кто последний».
Ход игры: педагог и ребёнок подбирают и называют поочерёдно по одной картинке с определённым звуком, характеризующему какой-либо предмет. Чьё слово будет последним, тот и будет победителем.
Например: яблоко – сладкое, зелёное, круглое, румяное
и т.д.
2.Игра «Комплименты»
Ход игры: выбираем любую картинку, которую нужно «порадовать», т.е. сказать ей как можно больше приятных слов. Комплименты можно говорить по очереди: то логопед, то ребёнок.
3.Игра «Находим детали».
Цель: совершенствовать умения соотносить признаки с их словесным обозначением.
«Это самолёт, что у него есть?
» – «
Крылья, штурвал, сиденья, хвост, мотор
и т.д.»
«А что есть у цветка?
» – «
Стебель, корень, листики, лепестки
…»
4.Игра «Что бывает?»
Цель: совершенствовать умения соотносить признаки к предмету.
Ход игры: Логопед называет слово-признак (прилагательное), а ребёнок должен подобрать к нему несколько слов, обозначающих предмет (существительных).
Спрашиваем у ребёнка: «Что бывает большим?
» – «
Дом, гора, слон…
» «
А что больше: слон или гора?
»
«Что бывает твёрдым?
» – «
Камень, лёд, железо..
.»
Или: «Что может быть голубым?
» Ребёнок начинает перечислять:
небо, море, глаза…
Игры на формирование грамматического строя речи
:
1.Игра«Один-много»
Цель: образование множественного числа существительного.
Ход игры:
Логопед : «У меня собака», а ребёнок должен сказать: «А у меня собаки» и т.д.
2. Игра«Кого увидели?»
Цель: дифференциация звуков в словах: [Р-Рь]; [Л-Ль]; [Р-Ль]; [Л-Рь] ;учим использовать существительные в винительном падеже.
Ход игры: Логопед: «Мы пришли в лес и увидели…»
. Ребёнок называет, определяет какой звук в этом слове «Р», «Л», «Рь», «Ль».
Можно играть в эту игру, используя любой речевой материал, одновременно пополняя словарный запас: «Мы пришли на огород и увидели… огурцы, лук, свёклу и т.д.»
3. Игры :«Кого (чего) не стало?»
Цель: учим употреблению существительных в родительном падеже: развитие зрительной память.
Ход игры: Просим, чтобы ребёнок закрыл глаза, и убираем одну картинку. Затем спрашиваем: «Кого (чего) не стало?»
.
4.Игра«Гости»
Цель: учим употреблению существительных в дательном падеже
Ход игры: Можно использовать игрушки или картинки. Взрослый начинает говорить предложение, а ребёнок заканчивает его: «Белка идёт в гости … к зайцу. Жираф идёт в гости … к зебре»
и т. д.
5.Игра«Большой зверь»
Цель: совершенствование навыков словообразования.
Ход занятия: Логопед называет картинку: «Это слон. Представь, что он очень большой. Как мы его назовём?
» Ребёнок:
слонище
…
6.Игра «Кто у кого?»
Цель: образовываем название детёнышей с помощью суффиксов.
Ход игры: Логопед называет животное и спрашивает: «У козы (утки, волка и т.д.) кто?»
Ребёнок отвечает:
«У козы козлёнок» (утёнок, волчонок, бельчонок и т.д.).
7. Игра«Чьё это?»
Цель: образовываем притяжательные прилагательные
Ход игры: Задаём следующие вопросы: «Клюв птицы – чей клюв?»
. Ребёнок отвечает:
«Птичий»
.
Можно ещё спросить, например, чья лапа у собаки – собачья, чьи крылья у птицы – птичьи, чей хвост у волка – волчий и т.д.
Игры, направленные на развитие психических процессов ребенка:
1.Игра «Не пропусти растение(транспорт, игрушку, диких животных)»
Цель
: развитие произвольного внимания, способности к переключению внимания , фонематического слуха.
Ход игры:
Дети слушают и внимательно смотрят на картинки, которые произносит логопед. Всякий раз, когда среди слов встречаются названия со звуком «Р»( [Рь],[Л],[ЛЬ], [С],[З], [Ш],[Ж] ребята должны хлопать в ладошки:
трамвай, стул….
2.Игра с мячом «Запоминалка»
Цель:
развитие памяти (смысловой и механической).
Ход игры:
дети стоят по кругу. В центре логопед. Он зачитывает пары слов, которые надо запомнить. Затем бросает ребенку мяч и называет первое слово. Тот должен назвать второе и бросить мяч ведущему.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Автор дидактического пособия – учитель-логопед Чернышева Наталья Валериевна.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 170 ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА» 400015, Россия, г. Волгоград
Цель: развивать нравственное сознание дошкольников через развитие речи и игровую деятельность.
Задачи:
- формирование основ духовно-нравственных ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности у дошкольников;
- воспитание уважения и любви к своей семье, дому, сверстникам, старшим.
- побуждение детей в стремлении делать добро другим людям.
Возраст: дети 3-7 лет.
Актуальность: игра является любимым видом деятельности детей, выполняя игровые задания, ребенку легче самостоятельно достичь цели, осуществить развитие речи. В настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка, включающее в себя воспитание справедливости, ответственности и других ценных качеств.
Предлагаю рассмотреть варианты игры «Добрая тучка» применяемой в этом направлении.
Ход игры:
Вывешивается картинка тучки с ленточками. В коробке лежат капельки на липучках.
Вариант 1. «Любимое качество».
Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.
Попросить детей подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество и этому качеству предлагается поселиться на доброй тучке. Ребенок берет капельку и приклеивает ее на дождик.
Вариант 2. «Круг желаний».
Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков,
мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание делать добро.
Дети берут по одной капельке и высказывают свои пожелания. Например: «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». «Я хочу, чтобы ребята приходили в садик с хорошим настроением», «Я хочу, чтобы люди не мусорили» и т п.
Вариант 3. «Вежливые слова»
Цель: воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Детям задаются вопросы, после правильного ответа тучка получает свою капельку.
Как нужно обращаться ко взрослым людям?
Что ты скажешь человеку, который помог тебе?
Что нужно говорить, когда встречаешься с кем-то?
Что нужно говорить, уходя домой из детского сада?
Что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик?
Какие слова говорят друг другу перед сном?
Какое волшебное слово ты скажешь, если захочешь попросить игрушку у друга поиграть?
Что ты скажешь, если кого-нибудь нечаянно заденешь? и т.д.
Дети должны знать и использовать в жизни слова: здравствуйте, спасибо до свидания, доброй ночи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, извините, спокойной ночи, и др.
Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т.п.
Данную игру можно использовать на этапе автоматизации звуков.
Цель данного этапа — правильное произношение звука в связной речи. Произносить звук в слогах, словах, предложениях.
Вариант 4. «Песенка тучки»
Использование звукоподражаний.
Спеть «песенку ветра» с-с-с. «Накачать насос» с-с-с.
Позвенеть, как «комарик» з-з-з.
Как шипит змея ш-ш-ш.
Как жужжит жук ж-ж-ж.
Как рычит тигр р-р-р.
Как гудит самолёт л-л-л.
Когда наклеиваем капельки, в это время произносим определенный звук.
Вариант 5. «Придумай слова со звуком»
Придумать как можно больше слов с автоматизированным звуком. После каждого четко сказанного слова на данный звук, капелька приклеивается к тучке.
Данную игру можно использовать на этапе дифференциации звуков.
Вариант 6. «Дифференциация звуков»
На тучке имеются солнышко и гром. Ребенку предлагается набор картинок на прищепках, где даны изображения со звуками «С» и «Ш». Ребенку нужно прикрепить на солнышко слова со звуком «С», а на гром слова со звуком «Ш». Аналогично можно выполнить дифференциацию и на другие пары звуков.
Следующая > |
LiveInternetLiveInternet
«Волшебные тучки»
для детей дошкольного возраста.
Описание материала: пособие изготовлено с целью развития у детей мелкой моторики рук, сенсорного развития, творческого воображения, внимания, логического мышления, а так же навыков счета. Можно использовать для индивидуальной работы и при групповых занятиях с детьми. Данное пособие многофункционально и представляет собой изготовленные из фетра тучки разнообразных цветов, на которых закреплены веревочки.
Так же, в пособие входят капельки разных цветов, которые изготовлены из фетра.
Дидактическая игра «Сколько капель, посчитай? «
Цель: развитие навыков счета в пределах 10.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку посчитать, сколько капель на тучке. Или поместить на тучку задуманное количество капель.
Задание: «Сколько капель на тучке? », «Повесь на тучку 5 капель».
Дидактическая игра «Подбери нужную по цвету капельку»
Цель: развитие умения соотносить цвет предмета.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть несколько тучек, и предлагает подобрать соответствующую цвету тучки капельку. Ребёнок выполняет задание и называет используемый цвет капельки.
Задание: «Подбери нужную по цвету капельку».
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Цель: развитие внимания и логического мышления детей.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть тучку с капельками, где среди капель одного цвета есть одна или несколько капель другого цвета.
Задание: «Найди ошибку и исправь ее».
Дидактическая игра «Узнай, где больше? »
Цель: развитие умственных способностей детей, счетных навыков, закрепить умение находить один и много предметов.
Ход игры: воспитатель предлагает узнать, на какой тучке больше капель, предварительно посчитав их. Для младшего дошкольного возраста воспитатель помещает на одну тучку много капель, а на другую только одну и предлагает определить, где много, а где одна капля.
Задания: «Посчитай капельки и узнай, на какой тучке капель больше? », «Рассмотри тучки и скажи, где много капель, а где одна».
Дидактическая игра «Больше — меньше? »
Цель: закреплять знания о цвете, величине.
Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть тучки и сказать, на какой из них капли большие, а на какой маленькие.
Вариант игры: воспитатель предлагает соотнести размер капель с размером тучек и разместить их соответственно.
Дидактическая игра «Прояви фантазию»
Цель: развитие творческих способностей и воображения.
Ход игры: воспитатель предлагает задания: «Наряди тучку», «Сделай тучку яркой и красивой». Дети используют цветовую гамму капель по выбору, называют цвет.
Задание: «Укрась тучку яркими капельками и назови цвета».