Для чего проводятся беседы в предварительной группе
В старшей и предварительной группах диапазон тем для дискуссий значительно расширяется. При всем этом содержание беседы, определённое программным материалом (ознакомление с нужным набором способностей в различных профессиях, историей, понятиями прав и обязательств и пр.) и видами деятельности малышей (играми, трудовой активностью), расширяется за счёт обсуждения личного опыта ребят в том либо ином вопросе. Что, в свою очередь, определяет мотивированные ориентиры этого словесного приёма:
- учит делать выводы по той либо другой теме, привлекая свой практический и чувственный опыт (так, беседуя на тему положительных и отрицательных персонажей в притчах, малыши могут отыскивать отличные черты в «плохих» героях, делая упор на свои чувства, к примеру, сочувствуя волку из «Трёх поросят», который просто желал есть, потому так себя вёл, и, может быть, ему самому это было неприятно);
- активизация монологической и диалогической речи ребят (слово преподавателя должно составлять менее ? всей беседы);
- воспитывать почтение к чужой точке зрения (так как вопросы беседы в главном носят проблемный нрав, представления малышей, в особенности в отношении оценки поступков, могут отличаться).
В процессе беседы ребята обучаются разумно выстраивать монологические выражения и вовремя врубаться в обсуждение
Воплотить эти цели беседы помогает решение последующих задач:
- выстраивание беседы вокруг вопросов проблемного либо поискового нрава;
- увеличение уровня свойства речи за счёт роста толики монологов и диалогов, причём выражение ребёнка соответствует композиционным законам, другими словами имеет начало, доказательное раскрытие темы вопроса, заключение;
- формирование умения отстаивать и обосновывать свою точку зрения, привлекая личный опыт.
Виды бесед в предварительной группе, картотеки
Дискуссии с детками 6–7 лет многообразны не только лишь по теме, да и по видам. Другими словами, в предварительной группе преподаватель организует беседы всех видов, практикуемые в детском саду. И, как и в прошедшем году, повышенное внимание уделяется дискуссиям познавательного и этического направления.
В предварительной группе преобладают беседы на познавательные и этические темы
Таблица: примеры познавательных и этических бесед в предварительной группе
Создатель — Василишин Н.А., преподаватель детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганск.
- классифицировать познания ПДД для пешеходов;
- убедиться в угрозы игр на проезжей части.
Малыши играют в игру «Самокат». Под рифмовку сгибают одну ногу в колене, другой ножкой имитируют движение отталкивания, скользя ею по полу:
- Самокат! Самокат! Самокат, очень рад! Сам качу, сам качу Самокат, куда желаю!
После этого малыши отвечают на вопросы:
- «Почему небезопасно играть на мостовой?»;
- «Где можно кататься на коньках, лыжах, самокатах?» и др.
- сформировывать представление о человеке как о существе разумном, являющимся при всем этом частью природы;
- завлекать к исследовательской деятельности;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- провоцировать творческий взор на мир.
- воспитывать почтение к хлебу и людям, чьи профессии связаны с созданием хлеба;
- учить составлять рассказ, используя рисунки.
Воспитатель спрашивает, какой бывает хлеб. Малыши отвечают, что белоснежный, чёрный, мягенький, чёрствый и пр. Взрослый ведает о технологии производства хлеба. Малыши, подбирая иллюстрации в подходящем порядке, обобщают стадии этого процесса. Игра «Кто больше»: преподаватель кидает мяч детям, те именуют хоть какое хлебобулочное изделие. Физкультминутка:
- В землю зёрнышко попало (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождь землю поливал, и росточек подрастал (медлительно встают) К свету и теплу тянулся И красавчиком обернулся.
Малыши составляют по одному предложению с заглавием хоть какого хлебобулочного изделия. Результат: хлеб — всему голова.
- классифицировать представление об овощах и их значимости для человеческого организма;
- узнать, какие животные помогают вырастить неплохой сбор.
Преподаватель просит малышей разложить овощи на два коврика: один чёрный, на него необходимо положит те овощи, у каких мы едим корни, а 2-ой — зелёный, на нём необходимо расположить те культуры, у каких мы кушаем вершки. Преподаватель просит именовать животных, которые полезны для овощей. Малыши глядят на рисунки и комментируют иллюстрации:
- крот и червяки копают землю, и корни дышат;
- лягушки употребляют слизней, портящих капусту.
Результат беседы: овощи очень полезны, но чтоб их вырастить, необходимо приложить много труда.
- формирование собирательного вида матери;
- воспитывать необходимость оказывать мамам помощь в каждодневных делах.
Потом преподаватель просит детей поведать о собственной маме: что ребёнок испытывает к собственной маме, какие слова ей гласит. Воспитатель обращается к детям за объяснением понятия «золотые руки» и просит поведать, как дети помогают мамам по дому. Потом преподаватель организует игру с мячом «Как я помогаю маме»: кидает детям по очереди мяч, они ловят и молвят, как помогают. Результат: на маме держится семья, малыши должны ей помогать.
- расширять представление о понятии семьи;
- уточнить познания схожих отношений;
- сформировывать навык давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.
После этого малыши играют в лото «Семья»: каждый получает карточки с изображением матери, папы, бабушки и др. Потом по очереди достают из коробки небольшую карточку с иллюстрацией какого-нибудь занятия и кладут рядом с родственниками по порядку. К примеру, «Мы с дедушкой лепим пельмени». Если такового не было, небольшую карточку необходимо возвратить в коробку. Выигрывает тот, кто закрыл все карточки. Малыши дают определение понятию семья, вспоминают пословицы и поговорки по теме. Преподаватель ведает сказку «Семья волшебников»: «В одной обыкновенной семье волшебников как-то случилось неописуемое: мальчишка Вася закончил слушаться маму, которая попросила его почистить сапоги-скороходы. Тогда мать объявила, что не будет слушаться папу: вот придёт он с работы и попросит расстелить скатерть-самобранку, а мать и произнесет, что дала её в химчистку. Услышал это папа и объявил, что дедушку он тоже сейчас перестаёт слушаться: произнесет тот, чтобы папа ковёр-самолёт почистил от пыли, а папа ему и откажет. А дедушка тоже в долгу не остался: гласит, дескать, всё, больше не буду слушаться бабушку: поливать её магическую яблоньку либо золотую рыбку подкармливать. Бабушка поглядела на Васю и заявила, что и она больше не будет его слушаться и шапку-невидимку не свяжет. Поразмыслил Вася, поразмыслил, и решил, что маму слушаться нужно, и тогда другие будут друг дружке помогать. Вот и получится у их магическая семья». Преподаватель спрашивает ребят, чудесные ли семьи у их. Результат: семья — это любовь, забота и почтение.
- классифицировать понятия «друг», «дружба»;
- обучаться осознавать и оценивать поступки других людей;
- развивать способности коммуникации;
- воспитывать отзывчивость.
Малыши вспоминают пословицы о дружбе, а потом подбирают рисунки, подходящие по содержанию к рассказам «Три товарища» В. Осеевой, «Друг детства», «Друзья познаются в беде» В. Драгунского. Воспитатель предлагает сыграть в игру «Живые картинки»: одна мини-группа получает картину и жестами и мимикой обрисовывает происходящее на ней. 2-ая мини-группа пробует их пантомиму обрисовать словами. Заканчивается беседа игрой «Гусеница»: малыши с мячами становятся в колонну по одному, зажимая мячик меж своим животиком и спиной впереди стоящего товарища. Итак под песню «Если с другом вышел в путь» малыши передвигаются по комнате. Воспитатель с детками подводит результат: друзей необходимо сберегать.
- классифицировать познания правил воззвания с книжками;
- воспитывать почтение к печатным изданиям.
Незнайка осознаёт, что вёл себя некорректно, предлагает детям вклеить страницу, чтоб прочитать рассказ. Преподаватель дочитывает и совместно с детками подводит результат: книжки нужно сберегать.
Это любопытно. Содержание познавательных и этических бесед в предварительной группе тесновато переплетается, потому что возраст малышей позволяет рассматривать ту либо иную делему с различных сторон, затрагивая и одну, и другую области.
Тема познавательных и этических бесед в предварительной группе тесновато переплетается
Картотеки бесед различных видов в предварительной группе
Как и в старшей группе, составление картотеки бесед с детками 6–7 лет основывается на принципе группировки по темам либо образовательному направлению. Картотеки по теме комфортны тем, что преподавателю легче подобрать подходящую для определенного занятия беседу. К примеру, ознакомиться с прототипом направленной на определенную тематику картотеки на тему «Семья» можно в работе воспитателя Зарубкой О.С.
Организация картотеки по образовательному направлению в силу роста количества изучаемых тем является более комфортным вариантом. Так, с примером блока бесед по воспитанию здорового стиля жизни можно ознакомиться в работе воспитателя Тозиковой М.И.
Очень принципиально в работе с детками 6–7 лет повторять и обогащать культурно-гигиенические способности. Потому без бесед по этому направлению не обойтись. Вариант составления картотеки можно узреть в публикации воспитателя Ломовской Л.В.
Календарно-тематический план ситуативных бесед в предварительной группе на различные темы представлен в работе Лисенковой Л. тут
Беседы прецедентного нрава могут проводиться также приглашёнными спецами. К примеру, разговор с представителем правоохранительных органов о нюансах дорожного движения либо с доктором о значимости прививок.
В предварительной группе более животрепещущими остаются утренние беседы, дающие представление о теме денька, также дозволяющие подбирать делему для ситуативного обсуждения, другими словами вопроса, появившегося по ходу пребывания ребят в группе. Получить представление о таком блоке бесед можно в публикации воспитателя Нищетовой Д.С.
Это любопытно. В силу особенностей формата личных бесед, а конкретно организации при необходимости, их тема берётся из блоков по определенным образовательным областям: к примеру, из картотеки по КГН, если ребёнок запамятывает вымывать свои руки либо неаккуратно ест.
Составление картотек бесед упрощает выбор подходящего разговора под тему отрезка образовательного процесса
Картотека тематических бесед с детьми
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Старшая – подготовительная группа.
Картотека тематических бесед с детьми
старшего дошкольного возраста («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»)
Пояснительная записка.
Вашему вниманию предлагается сборник методических материалов для планирования работы в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендован он всем тем, кто работает с детьми данного возраста, а главное, он будет полезен тем, кто заботиться о расширении словарного запаса детей. Ведь именно
правильно построенная беседа, продуманные вопросы способствуют активному вхождению в лексическую тему, обогащению их знаний и накоплению лексического материала. Материал систематизирован по блокам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
Во время беседы проследить за тем, правильно ли дети строят фразы и предложения, правильно ли они согласовывают прилагательные и числительные с существительными. Развивать умение придерживаться избранной сюжетной линии в рассказе.
ОСЕНЬ |
Тема: «Осень. Что ты о ней знаешь?» Вопросы к беседе.
|
Тема: «Деревья нашего двора» Вопросы к беседе.
|
Тема: «Прогулка по саду» Вопросы к беседе.
|
Тема: «Прогулка по огороду» Вопросы к беседе.
|
Тема: «Хлеб – всему голова» Вопросы к беседе.
|
Тема: «Как мы грибы искали» Вопросы к беседе.
|
Тема: «Поздняя осень» В опросы к беседе.
(О.А.Скоролупова. Осень. Часть 2) |
ЗИМА |
Т ема: «Где живет медведь?» Вопросы к беседе.
|
Тема: «Зимние приметы» Вопросы к беседе.
|
Тема: «Весело, весело встретим Новый год!» Вопросы к беседе.
Тема:
Нарядная, забавная, на Новый год я главная! Отгадайте, кто я такая?»
|
Тема: «Забавные истории о добрых животных». Вопросы к беседе.
Во время беседы следить за тем, правильно ли дети строят фразы и предложения, правильно ли они согласовывают прилагательные и числительные с существительными. Развивать умение придерживаться избранной сюжетной линии в рассказе. |
Тема: «Обитатели скотного двора» В опросы к беседе.
|
Т ема: «Машины на нашей улице» Вопросы к беседе.
|
Т ема: «Твой сказочный корабль» Вопросы к беседе.
Придумай какую-нибудь интересную историю, которая произошла с твоим кораблем. |
Тема: «Воздушные виды транспорта» В опросы к беседе.
|
ВЕСНА |
Т ема: «На нашей улице весна» Вопросы к теме.
|
Тема: «Весна. Весенние цветы» Вопросы к теме.
|
Тема: «К нам весна шагает быстрыми шагами» Вопросы к теме.
|
Тема: «Перелетные птицы» Вопросы к беседе.
Можно предложить детям игру «Да-нет» или «какая птица» с использованием наглядного материала: ребенок из подгруппы выбирает одну из птиц, изображения которых разложены на столе. Дети задают ему вопросы, на которые ведущий может отвечать только «да» или «нет»: — Эта птица перелетная? (Эта птица оседлая?) — У нее грудка красная7 (Белая, желтоватая и т.д.) — У нее крылья заостренные? (У нее крылья закругленные?) |
Тема: «Семь цветов радуги» Вопросы к теме .
А теперь попробуй сам сочинить сказочную историю, в которой бы участвовал твой любимый цветок. П ри проведении беседы нужно обратить особое внимание на то, насколько полно и точно дети отвечают на поставленные вопросы, поощрять применение эпитетов и образных выражений. |
Т ема: «Праздник Победы» Вопросы к теме.
|
Т ема: «Моя семья» Вопросы к теме .
|
Тема: «Мебель» В опросы к беседе:
|
ЛЕТО |
Тема: «Лето красное прошло» В опросы к беседе.
|
Тема: «Вода на Земле» В опросы к беседе:
|
Тема: «Одежда» Вопросы к беседе.
|
Т ема: «Обувь» Вопросы к беседе.
|
Т ема: «Эти удивительные насекомые» Вопросы к беседе.
— Как оно двигается: летает, ползает, бегает, прыгает, плавает? — Какие оно издает звуки: жужжит, пищит, стрекочет, молчит? — Какого оно цвета: черное, серое, зеленое, желтое, в крапинку, в полоску, в узорах? — Какое у него тельце: жесткое, гладкое, мохнатое, мягкое? — Оно жалит, кусается, щекочет, безобидное? — Оно живет в большой семье или в малой? В игре можно использовать различные картинки и правила игры «Да – нет».)
|
Как составить многообещающий план бесед в предварительной группе
С ребятами 6–7 лет беседы различных видов проводятся каждый день. Потому для включения в работу различных видов дискуссий преподаватель составляет многообещающий план, в каком показывает вопросы для каждой беседы в рамках направления развития личности малыша.
Таблица: кусок многообещающего планирования бесед в предварительной группе (на сентябрь, декабрь)
Создатель — Пушкарёва И.А., воспитатель МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Радуга», г. Югорск, Ханты-Мансийский АО.
Календарно-тематическое планирование в предварительной группе по социально-коммуникативному развитию.
КТП по социально-коммуникативному развитию в предварительной группе
Содержимое разработки
Область: Социально-коммуникативное развитие Возраст: Предварительный
Лексическая тема (тема недели)
Формы и способы работы
Взаимодействие с родителями
Здравствуй детский сад
С/ролевая игра:
«Детский сад»
Дидактическая игра:
«Узнай предмет по описанию»
Шашки, Домино, «Лото. Скоро в школу».
Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.
Закрепление познаний малышей о работниках детского сада. Воспитание энтузиазма и почтения к их труду.
Развивать способности коммуникации. Сформировывать составляющие психической готовности к школе.
Воспитывать умение определять предмет по его соответствующим признакам. Закрепить познания о школьных предметах.
Беседы: «Мы сейчас в предварительной к школе группе»; «Летние воспоминания»; «Что значит слово «Дружба».
Ситуативный разговор «Жадность».
Рассматривание иллюстраций к произведениям о детях.
Заучивание пословиц и поговорок об ученье
Обогащение материалами игры «Детский сад»
Внести сюжетные рисунки о детском саде; о школе.
Приготовить рисунки к дидактической игре «Все для школы».
Советы для родителей о необходимости соблюдения режима денька для будущих первоклассников.
«Социально – коммуникативная готовность малышей к школе»
Советы родителям: «Воспитание миролюбивого дела к сверстникам».
Мой возлюбленный город
С/ролевая игра:
«Экскурсоводы»
Дидактическая игра:
«Город будущего»
«Собери из частей одно целое» (достопримечательности городка)
Развивать случайный контроль, умение подчиняться нюансам других. Расширять представление малышей о родном городке, познакомить с ролью экскурсовода. Учить брать на себя роль, вести ролевые диалоги.
Развивать чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе. Учить малышей фантазировать, выдумывать собственные наименования улиц, уметь разъяснять, почему конкретно так названа улица.
Развивать умение конструктивного взаимодействия, умение договариваться, планировать деяния. Закрепить познания о достопримечательностях родного городка.
Беседа: «Мой город»; «Мой дом, мой город», «Что такое улица»; «Что отличает город от деревни»; «Мой край родной».
Ситуативный разговор о достопримечательностях городка.
Рассматривание иллюстраций о родном городке, о его достопримечательностях.
Проблемная ситуация: «Если ты потерялся в городе…»
Знакомство с пословицами и поговорками о Родине.
Приготовить атрибуты к сюжетной игре «Экскурсовод».
Обновить центр книжки произведениями о Москве.
Восполнить центры сюжетными картинами на тему «Москва – сердечко нашей Родины».
Сделать альбом «Москва-столица нашей Родины», «Памятники Москвы».
Выставка рисунков о Москве.
Консультация для родителей: «Покажите детям Москву».
Памятка: «Что должен знать ребенок, если он потерялся в городке?»
Конспекты занятии для малышей.
Картотека дидактических игр, игровых ситуаций по развитию навыков культуры общения
«Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
«Волшебный букет цветов»
Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.
Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?
Дети. Грустное, печальное, скучное.
Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?
Дети. Цветов.
Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».
Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.
Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?
Дети. Веселое, счастливое.
Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.
«Игры-ситуации»
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
- Два мальчика поссорились – помири их.
- Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
- Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
- Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
- Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
- Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
- Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
- Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
- Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
- Ребёнок плачет – успокой его.
- У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
- К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
- Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
- Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.
«Коврик примирения»
Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».
«Изобрази пословицу»
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.
Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:
“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”
“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”
“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”
“Как аукнется, так и откликнется”
«Разговор через стекло»
Цель: развить умение мимику и жесты.
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.
«Пресс-конференция»
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”,“Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.
«Пойми меня»
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).
«Без маски»
Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.
Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.
Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:
“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;
“ Особенно мне не нравится, когда…”;
“Однажды меня очень напугало то, что…”;
“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…».
«Зеркало»
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.
«Кинолента»
Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.
Количество играющих: группа (6-7 человек).
Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый — повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.
Комментарий: вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов. Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, развития способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и пантомимой), тогда лучше использовать первый вариант окончания игры.
«Интервью»
Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.
Количество играющих: 3 и более человек.
Необходимые приспособления: стул.
Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».
Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.
«Давай поговорим»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать … (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.
На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.
Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.
«Клубочек»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Количество играющих: группа детей.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.
Ведущим может быть выбран и ребенок.
Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.
«Живая картина»
Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».
Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей.
«Небоскреб»
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Количество играющих: 5-6 человек.
Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.
Литература:
— Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г. Москва ТЦ « Сфера»- стр. 60.
— Чеснокова Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г. Москва ТЦ « Сфера» — стр. 126.
— Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. Москва ТЦ « Сфера»- стр. 61.
— Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. Москва ТЦ « Сфера»- стр. 65.
— Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва « Просвещение» 1982г.
— Г.А. Широкова «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».
Электронная литература:
— Ильясова Е.Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. https://festival.1september.ru.
— Орлова Н.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности. https://pedsovet.org.ru.