Занятие на тему «Овощи и фрукты»
Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим
для детей с ОНР 3 уровня 3 года обучения
по теме «Овощи и фрукты»
Задачи:
Закреплять представления детей о фруктах (яблоко, груша, апельсин) и овощах (помидор, огурец, морковь): название, внешний вид, место произрастания, кто сажает.
Упражнять детей в определении качеств овощей и фруктов: форма (круглый, вытянутый), цвет (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый), образовывая словосочетания (существительное + прилагательное).
Закреплять умение дифференцировать овощи и фрукты.
Закреплять умение образовывать существительные единственного и множественного числа в речи.
Развивать зрительное, тактильное восприятие, концентрацию, устойчивость внимания, вербальную память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Способствовать закреплению умения отвечать на вопросы полным предложением.
Способствовать закреплению умения действовать в соответствии с инструкцией педагога.
Воспитывать желание помогать другим.
Интеграция образовательных областей:
физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа:
много
,
садовод, огородник.
Предварительная работа:
Рассматривание сюжетных картин по теме «Овощи и фрукты»
Чтение сказки «Репка»
Индивидуальная работа:
С Ксюшей
по совершенствованию умения в назывании овощей и фруктов и раскладывании их по тарелкам
С Катей
по совершенствованию умения в составлении простых предложений по вопросам
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: олимпийский зайка, мешочек, мяч, картинки грядок и деревьев
Раздаточный: 2 тарелки, натуральные фрукты и овощи (яблоко, груша, апельсин, морковь, помидор, огурец), подарки детям.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент:
Стук в дверь, вбегает олимпийский зайка
Здравствуйте, ребята, я олимпийский зайка принёс вам с олимпиады чудесный предмет, а чудесный он потому, что дают его только победителям.
Зайка показывает мешочек.
Что это за чудесный предмет? (ответы детей). Мешочек.
Никто не знает, что в мешочке, кроме победителей, они мне дали подсказку, только я не могу разгадать её. Помогите мне, ребята.
Основная часть:
По ходу проведения всех игровых упражнений стимулирую речевую активность детей, задавая уточняющие вопросы, вопросы на описание своих действий.
Игровое упражнение «Что внутри?»:
Давайте поможем узнать Зайке, что лежит у него в мешочке.
Сейчас каждый из вас засунет руку в мешок и попробует, не глядя, определить, что же ему попалось в руку, и рассказать, почему вы так решили.
Дети по очереди помещают руку в мешок и с помощью тактильного обследования предполагают, что попалось в руку. Данные предметы оставляют у себя на тарелках.
Ребята, так что же лежало у Зайки в мешочке? (ответы детей). В мешочке лежали овощи и фрукты.
Давайте расскажем, какие они.
Дети по очереди составляют словосочетания, описывающие конкретный фрукт или овощ, например, зелёное яблоко.
Игровое упражнение «Что где растет?»:
Для осуществления индивидуальной работы задаю вопросы как опору для составления предложения
Зайка: – Теперь я знаю, что лежало в моем мешочке. Но я не знаю, где растут все эти овощи и фрукты.
Давайте расскажем и покажем Зайке, где растет каждый овощ и фрукт.
Где растут овощи? (ответы детей). Овощи растут на грядке.
Где растут фрукты? (ответы детей). Фрукты растут на дереве.
Вешаю на доску картинки грядок и деревьев.
Где растут овощи? (ответы детей). Овощи растут в огороде.
Ребята, кто выращивает овощи? (ответы детей). Овощи выращивает огородник.
Где растут фрукты? (ответы детей). Фрукты растут в саду.
Кто выращивает фрукты? (ответы детей). Фрукты выращивает садовод.
Показываю картинку фрукта или овоща, дети его называют. Спрашиваю, кто его выращивает. Затем, кто правильно назвал, выходит и вешает на доску.
Теперь ты понял, Зайка, где растут овощи и фрукты, и кто их сажает?
Заяц: понял, спасибо, ребята.
Игровое упражнение «Разложи»:
Посмотрите, у нас на столе все продукты смешаны, давайте поможем Зайке разложить предметы так, чтобы он смог лучше понять. У меня есть две тарелки: в одну тарелку мы положим фрукты, в другую – овощи.
Распределяю детей на 2 команды: 1 команда раскладывает овощи, 2 – фрукты. В конце их деятельности проверяем, правильно ли всё разложено.
Игровое упражнение «Один-много»:
Олимпийский Зайка хочет посмотреть, какие вы ловкие и сообразительные.
Я бросаю каждому из вас мяч и называю фрукт/овощ в количестве одного предмета, вы должны поймать мяч назвать этот же фрукт/ овощ так, чтобы их стало много.
Например: Яблоко одно, а много… (яблок); Огурец один, а много… (огурцов); Груша одна, а много… (груш) и т.д.
Бросаю мяч каждому ребёнку по очереди и называю фрукт или овощ в единственном числе; дети ловят мяч и, произнося этот же овощ или фрукт во множественном числе, кидает мяч обратно.
Посмотри, Зайчик, какие ребята ловкие и сообразительные, не сделали ни одной ошибки!
Заключительная часть:
О чём мы сегодня говорили? (ответы детей). Мы сегодня говорили об овощах и фруктах.
О каких овощах и фруктах? (ответы детей). О яблоке, груше, апельсине, помидоре, огурце, моркови.
Где растут фрукты? (ответы детей). Фрукты растут в саду.
Где растут овощи? (ответы детей). Овощи растут в огороде.
Кто выращивает овощи? (ответы детей). Овощи выращивает огородник.
Кто выращивает фрукты? (ответы детей). Фрукты выращивает садовод.
Качественная оценка деятельности детей: хвалю, отмечаю тех, кто был более активным и принимал в занятии непосредственное участие.
Зайчик, понравилось тебе, как наши ребята занимались на занятии?
От лица Зайца:
Ребята, какие вы молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Вы все были такими смышлёными и сообразительными! Вы помогли мне разгадать, что же лежит у меня в мешке. За это я хочу подарить вам на память небольшие подарки.
Заяц раздаёт детям подарки.
А теперь мне пора возвращаться на Олимпиаду.
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Фрукты»
Конспект занятия по развитию речи
в первой младшей группе «Фрукты»
Фрукты.
Цель:
систематизировать знания детей о фруктах
Задачи:
— совершенствовать навык составления описательного рассказа;
— активизировать в речи слово «разноцветные»;
— ввести в активный словарь понятия «фруктовые деревья» , «фруктовый сад».
— совершенствовать коммуникативные навыки
Оборудование:
макеты деревьев картинки с изображением фруктов макеты фруктов конверт с письмом мяч тарелки вырезать из бумаги фрукты для деревьев
Ход занятия
— Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.
— Ребята, сегодня нам пришло письмо от наших друзей из другого детского сада.
— Ребята, они предлагают нам поиграть, отгадать загадки. (Дети сидят на стульчиках полукругом и смотрят на доску ИКТ)
1.
Круглое, румяное
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки (яблоко)
(На ИКТ картинка яблока и рассказать какое оно по схеме; далее картинки отгаданных фруктов)
.
2.
Яркий, сладкий
Весь в обложке налитой!
Не с конфетной фабрики
Из далекой Африки. (апельсин)
3.
В садочке есть плод, Он сладок, как мёд, Румян, как калач, Но не круглый, как мяч, Он под самой ножкой Вытянут немножко. (груша)
4.
Синий мундир,
Желтая подкладка
А в середине сладко. (слива)
— Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.
— Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, грушу, сливу ? Что это? (фрукты)
.
— Ребята, где растут фрукты? (на деревьях)
.
— Как называются деревья на которых растут фрукты? (фруктовые)
— Где растут фруктовые деревья? (в саду)
— Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад)
.(ИКТ фруктовый сад)
— Молодцы!
— Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице у нас сейчас какое время года? (поздняя осень)
. А мы побываем в саду где всегда бывает лето.
— Но дорога у нас, ребята, будет не простая, по дороге мы будем играть. Я буду называть вам фрукты и овощи, когда назову овощи – мы должны идти на корточках, когда назову фрукты – мы идем на носочках руки тянем вверх к солнцу.( звуки птиц и насекомых)
— Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на лавочку.
— Ребята, какие деревья растут в саду? (яблони, сливы, вишни, груши, апельсиновое дерево)
— Какие фрукты растут на яблони, груши, вишни, сливе и т. д. ?
— Молодцы!
— Ребята, скажите пожалуйста зачем мы люди выращивают столько много фруктов? Ведь если их не есть все сразу они испортятся? Давайте поговорим о том, как можно хранить фрукты (варить, сушить, замораживать)
. А что можно готовить из фруктов?
(варенье, компот, сок, повидло)
— Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Угощения» (игра с мячом)
Дети встают в круг. Я – ведущая, бросаю мяч, например Кате С. и спрашиваю: «Сок из апельсина какой?», Катя – «апельсиновый», и т. д, должна поиграть с каждым ребенком.
— А теперь давайте потихоньку сядем на лавочку. Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые? (нет)(ИКТ картинка с разными фруктами)
— Чем отличаются фрукты друг от друга? (форма, цвет, размер)
— Например, Женя, назови нам фрукт круглой и овальной формы. Молодец!
— Ребята, какого цвета фрукты? (красные, желтые, синие, оранжевые и др.)
— Как одним словом сказать про цвет фруктов? (разноцветные. Это слово повторить хором с детьми)
Давайте мы все вместе пройдём к столу.
-Ребята, сейчас нам с вами предстоит выполнить следующее задание: я вам раздам разрезанные на 4 части две картинки; вам нужно их сложить. У вас должно получится две картинки.(описание по схеме груша, апельсин)
— Ребята, давайте поиграем в игру «Найди лишнее».
Работа в парах. Дети садятся парами. Я раздаю тарелки на которых лежат макеты фруктов и овощей, дети должны найти лишнее. Например:
- яблоко, груша, лук,
слива;
- апельсин, картофель
, лимон, виноград
- помидор, огурец, банан
, морковь
- баклажан, перец, груша
, капуста
Проверяю ответы детей. Добиваться полного ответа.
— Ребята, давайте, вернемся в фруктовый сад, сядем на лавочку и поиграем в игру «Один – много». Например, я говорю: (одна — груша, много – груши; лимон – лимоны; слива — сливы; и т. д.)
— Посмотрите, у меня есть яблоки разноцветные: красные, зеленые. Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно, не трудно. Красное яблоко возьмет тот кому было интересно, но немного трудно выполнять задания. Давайте теперь ваши яблоки прикрепим на дерево в саду и увидим какая яблоня будет расти в нашем саду.
— Посмотрите, ребята, какая красивая яблоня у нас получилась.
-А сейчас, нам нужно с вами, вернуться в наш детский сад. Помните игру, в которую мы уже играли, я буду называть вам фрукты и овощи, когда назову овощи – мы должны идти на корточках, когда назову фрукты – мы идем на носочках руки тянем вверх к солнцу.( звуки птиц и насекомых)
— Вот мы и вернулись, садитесь на стульчики. Занятие наше подходит к концу.
— Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
— Где мы путешествовали?
— Почему сад называется фруктовый?
Уходим под музыку.
Список используемых источников:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/02/17/konspekt-zanyatiya-frukty