Цели:
уточнить знания детей о животных; знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.; образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса
-ищ;
подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме.
Оборудование:
демонстрационный материал — картинки с изображением диких животных и их частей тела.
Ход занятия
1. Организационный момент
— Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в лесу.
2. Беседа по картинкам о диких животных
. Логопед выставляет картинки животных.
— Как называются эти животные? (Дикие.)
Почему? а) Логопед загадывает загадку:
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса — А зовут ее … (Лиса.)
Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая…)
Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.)
Дидактическая игра «Чье это?» (по картинкам)
(Лисья морда, лисьи уши и т.д.) Образование сложных прилагательных:
У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.)
У лисы длинный нос.
У лисы острые уши.
У лисы короткие усы.
У лисы рыжий хвост.
У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный — волк.
б) Логопед загадывает загадку: Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу. (Медведь.)
Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый …)
Дидактическая игра «Чье это?». (По картинкам.) (Медвежья лапа и т.п.)
Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.)
Как называется жилище медведя? (Берлога.)
У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это — медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.
в) Логопед загадывает загадку: Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк.)
— Продолжите предложение по смыслу: Волк — это папа в семье волков. Мама — … (волчица).
Дети — …
(волчата).
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса -ищ:
— У волчицы усы. У волчонка — усики. У волка — усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)
— Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый…)
Дидактическая игра «Чье это?»
— Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.
г) Логопед загадывает загадку: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в шкурке серой — летом.(Заяц.)
—
Какой заяц?
(Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий…)
Дидактическая игра «Скажи наоборот»: черный — белый, смелый — трусливый, быстрый — медленный, веселый — грустный, умный — глупый, длинный — короткий.
— У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом, ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой — сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.
3. Физкультминутка
4. Продолжение беседы о диких животных.
Логопед загадывает загадку:
Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.)
Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая,рыжая…)
Сосчитайте, сколько белок на картинке? (одна белка, две белки…)
Большая белка — это мама. Как ее называют? (Бельчиха.)
А маленькие — это дети. Как их называют?
(Бельчата.)
А один —
(Бельчонок.)
Дидактическая игра «Чье это?»
— Белка — маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая, рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.
б) Логопед загадывает загадку: Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Еж.)
— Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный…)
— Назовите его семью. (Еж, ежиха, ежата, ежонок.)
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Ты увидел в лесу (кого?) … ежа. Мы любуемся (кем?) … ежом. Нам понравился (кто?) … еж. Мы молока дадим (кому?) … ежу. Я вам рассказала (о ком?) … о еже.
Еж — удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.
в) Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе.
— Лось — очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове — рога. Окраска лося буровато-черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.
5. Итог занятия
Материал для закрепления
I. Уточнить, почему они называются дикими животными, чем питаются, как передвигаются, где живут. Знать названия детенышей, семью. Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить рассказ о любом животном.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Например:
волк — волки — волков и т.д.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Например:
белка — белочка и т.д.
3. Образование сложных прилагательных.
Например:
У лисы длинный хвост. Какая лиса? — Длиннохвостая.
У зайца короткий хвост — … тонкие лапы — … , короткие лапы — … , толстые лапы —
… , длинные уши — … , острые уши — … , короткие усы — … .
4. Образование притяжательных прилагательных. Например:
Нора лисы. Чья нора? — Лисья. Берлога медведя. — …
Дупло белки. — … Логово волка. — … Морда лисы. — … Хвост зайца. — …
Образование существительных с помощью суффикса -ищ. Например:
нос — носище и т.д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы).
Подбор слов-антонимов.
Например:
У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы … и т.д.
7. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».
8. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.
С этими предлогами составить предложения и записать в тетрадь.