Организация прогулок в детском саду в соответствии с ФГОС


Организация прогулок в детском саду в соответствии с ФГОС

Организация прогулок в детском саду.
Описание: В этой статье рассказывается о проведении прогулок в ДОУ. Перечисляются теоретические основы проведения прогулок в ДОУ, задачи, приемы, виды, типы, структурность, временной промежуток и выносной материал, используемый для прогулок с детьми. Этот материал (статья) будет полезен прежде всего воспитателям в ДОУ, т. к. прогулки в детских садах проводятся ежедневно. Воспитатели разных возрастных групп могут воспользоваться этой статьей, подчеркнуть что-то полезное для себя и конечно же для своих подопечных!
Содержание Образовательной Программы согласно ФГОС должно обеспечивать формирование и развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и содержать
следующие образовательные области: • социально-коммуникативное развитие • познавательное развитие • речевое развитие • художественно-эстетическое развитие • физическое развитие Интегрирование данных областей в образовательном процессе совершается в течение всего дня в детском саду. Правильная организация прогулок в ДОУ позволяет правильнее осуществить детские потенциальные и творческие проявления. Теоретические основы проведения прогулок в ДОУ Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией. Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям. Запрещается: • Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения; • Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки. • О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости при-влечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи. В соответствии с требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки либо мешают проведению занятия на площадке). Проведение прогулок должно опираться на здоровьесберегающие виды деятельности, должно происходить закаливание. После интенсивной физической деятельности, занятия на свежем воздухе следует начинать в спокойном темпе, и наоборот ,после творческих занятий, планируются активные физические упражнения. Во время прогулки ,должна происходить мотивация к различным видам деятельности. В нормативных документах указано 10 основных видов деятельности для дошкольного обучения: • игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры); • коммуникативная (общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми); • трудовая; • познавательно — исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними); • восприятие художественной литературы и фольклора; • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал • изобразительная (рисование, лепка, аппликация) • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально — ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) • двигательная (овладение основными движениями) Задачи прогулок • Развитие мыслительных способностей. Ребята учатся самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, строить выводы. • Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю. • Развитие наблюдательности, познавательной активности, поисково-исследовательской деятельности, любознательности . • Познавательная, расширение знаний об окружающем мире: явлениях природы, животном и растительном мире. • Пополнение активного словарного запаса посредством изучения предметов и явлений природы. • Формирование коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками во время совместной игровой и трудовой деятельности. • Способствование художественно-эстетическому и речевому развитию. • Повышение уровня физической подготовленности дошкольников. • Оптимизация двигательной активности. • Создание положительного эмоционального фона. Приёмы (структурные компоненты) прогулки • Наблюдение. (Группа, подгруппа, индивидуально). Наблюдать с детьми можно за природными явлениями и ситуациями в общественной жизни. Для привлечения внимания воспитанников к наблюдательному процессу применяются: постановка педагогической задачи, игровые и проблемные ситуации, загадки, сюрпризные моменты, сравнения, привлечение личного опыта ребят, проведение беседы с поисковыми вопросами • Подвижные игры и физические упражнения, в том числе проведение спортивных игр с элементами состязания в старших группах (бадминтон, футбол, городки и др.) • Творческие задания и упражнения по речевому развитию. Они проводятся в условиях хорошей погоды, с использованием выносного материала (прослушивание сказок о природе, беседа по картинкам, изготовление поделок с природного материала и т. д.) • Трудовые задания: привлечение ребенка к сбору игрушек, оказание помощи в наведении порядка на площадке (уборка листвы, • сухих ветвей, расчистка дорожек и оборудования от снега, песка, уход за посадками). Трудовая деятельность должна вызывать радость от ощущения важности проделанной работы.
Типы прогулок

Выделяется 2 вида прогулок с дошкольниками , согласно месту их проведения: • На участке детского сада. Здесь проводятся прогулки каждый день, реализуются все без исключения ключевые педагогические задачи. Разнообразить занятия на площадке группы возможно различными заданиями, новыми играми, использованием непривычных выносных материалов. • Пешеходные прогулки за границы ДОУ. С воспитанниками должен быть проведён инструктаж о плане маршрута и соблюдении мер без-опасности во время его прохождения. Цель: наблюдения за представителями растительного и животного мира (птиц, белок, разных деревьев, цветов) и за жизнью людей (работой, занятиями, спортом, шоппингом и др.). В случае если детям предстоит пересечь проезжую часть, для того чтобы добраться до места прогулки, необходимо накануне повторить с воспитанниками правила поведения пешеходов (где разрешено переходить дорогу и как это делать).
• Виды прогулок по тематике: • Прогулки-походы. С детьми 5–7 лет возможно проводить пешие прогулки в территории детского сада либо за его границами с учётом продуманного маршрута и конечной цели. Данный вид прогулки тренирует выносливость дошкольников, пробуждает способность наблюдать за окружающим миром, выделять то, что поставлено задачей похода (поиск природного материала, узнавание видов птиц, повтор правил дорожного движения). Осуществлять прогулки-походы нужно несколько раз в учебном году (по одной в каждое время года), для того чтобы воспитанники не потеряли заинтересованность к данному виду активности. • Прогулка с персонажем. Данный вид прогулки включает в основе развлекательный элемент и направлен на создание отличного настроения у воспитанников. В качестве персонажа-ведущего прогулки как правило представляет сказочный персонаж (его роль выполняет педагог либо иной работник ДОУ согласно договорённости), он поручает ребятам увлекательные задания, формируя проблемную ситуацию и вовлекая к участию в подвижных играх. • Прогулка-мероприятие. Задания должны соответствовать предметной направленности события, формировать важность и сопричастность ребенка. Прогулка-мероприятие может быть посвящена как праздничному так и индивидуальному случаю в жизни группы. • Трудовые акции направлены на реализацию поддержания порядка на территории детского сада, облагораживание площадок и участков. Хорошо, чтобы аналогичные прогулки с преобладанием общественной трудовой деятельности закреплялись в памяти детей. Можно создавать стенгазеты с информацией о проведенной работе, выполнять фотоколлажи для информативного стенда ДОУ. • Спортивные прогулки имеют целью пропаганду здорового образа жизни. Ведутся подобные прогулки в разное время года, акцентируя интерес детей в важности закалки. Выносной материал для прогулок Для проведения занятий на улице, воспитатель ,исходя из плана проведения прогулки ,определяет необходимые предметы и материалы. Правильный сезонный и возрастной подбор дополнительного оборудования и инструментов, способствует развитию положительному стремлению ребят к познавательной деятельности, физической активности, трудовым поручениям. Варианты выносного материала: • Для песочницы: совочки, ведёрки, формочки, ситечки, машинки (гру-зовики, экскаваторы). Для украшения построек из песка пригодятся флажки, кубики, пластиковые окошки и др. • Для подвижных игр и спортивных упражнений: наборы для лапты, городков, маски, кегли, мячи, скакалки, обручи, в зимнее время — санки и ледянки. • Для наблюдений: сачки, ветрячки, безопасные цветные пластиковые стёкла, солнцезащитные очки, лупы. • Для трудовых поручений: лопатки, веники, тачки, лейки, грабельки. • Для игр: куклы, игрушечные коляски или санки, машинки, кубики, набор кукольной посуды, набор для игры в магазин, наборы для игр с водой. • Для творческой деятельности: листы бумаги или картона, раскраски, краски и кисти для рисования, пластилин. • Для развития речи: книги для чтения и обсуждения, альбомы и открытки с иллюстрациями для рассматривания. Временная организация прогулок в детском саду Существует пять структурных элементов для прогулки, каждый из которых длится 7–15 минут: • наблюдение • труд • двигательная активность • индивидуальная работа по различным направлениям развития до-школьников, • самостоятельная игровая деятельность Эти виды деятельности выстраивается в соответствии с предшествующими занятиями детей, их эмоциональным состоянием, обучающими задачами и календарно-тематическим планированием. Последовательность видов деятельности и их образовательная наполненность должна отображаться в конспекте по прогулкам.
Составление конспекта прогулки

В конспекте прогулки педагогом указываются образовательные задачи, оборудование и выносной материал, место организации занятия , детально описывается проведение прогулки. Далее следует осуществить самоанализ занятия, отметив реализованные задачи , обнаружить предпосылки неудач и обозначить методы улучшения педагогической работы в прогулке. Временной план прогулки Длительность пребывания дошкольников на прогулке составляет 3–4 часа ежедневно и формируется из утренней и вечерней прогулки. На каждый из пяти компонентов прогулки требуется 7–15 мин., остальное время приходится на самостоятельную деятельность детей. На прогулке первой половины дня физическая активность продолжается 6–10 мин. в младшей группе (с увеличением на 5 мин. для следующих возрастных групп), в вечерней прогулке — 10–15 мин. для любого возраста воспитанников. Зимой продолжительность прогулок уменьшается. В плохие погодные условия прогулка отменяется, но заменяется на проведение двигательных занятий в помещении. Организация наблюдений на прогулке в детском саду В соответствии с ФГОС, главным направлением формирования до-школьника считается познавательное развитие . Оно осуществляется в разных конфигурациях: экспериментальная, исследовательская, проектная деятельность, опыты, игры (сюжетные, ролевые, дидактические), рассматривание, разрешение проблемных ситуаций. Наилучший способ познавательного развития в прогулке — наблюдение. Наблюдение — это процесс изучения объектов и явлений природы путём сенсорного восприятия, выявления качеств и свойств, сравнения, обобщения, установления связей. Наблюдение может проводиться как со всеми воспитанниками ,так и индивидуально. В зависимости от поставленных педагогом задач исследовательской деятельности детей, наблюдения делятся на эпизодические, длительные и фронтальные..
К наблюдениям на прогулке в детском саду предъявляется несколько условий с целью результативного развития каждого ребёнка: • Цикличность. Многоразовое возвращение к наблюдению изученных ранее природных предметов и явлений способствует лучшему усвоению знаний дошкольниками. • Непродолжительность. В период выполнения наблюдения педагог должен следить за эмоциональным состоянием ребенка, остерегаться переутомления у воспитанников. Начать и завершить исследование дети должны с позитивными чувствами. • Доступность. Любому ребёнку предоставляется вероятность проанализировать и изучить предмет. • Структурность. Наблюдение формируется с трёх элементов: начало (концентрация внимания воспитанников, создание благоприятной атмосферы), основная часть (получение информации об объекте или явлении), завершение (подведение итогов, обобщение полученных знаний). Подготовка к проведению наблюдения состоит из следующих моментов: • Определение места наблюдения в системе знаний воспитанников о природе: какие умения и навыки будут совершенствоваться, какие знания окажутся впервые приобретёнными, какие — расширятся. • Выбор объекта или явления для наблюдения: объект живой природы (растение, животное, птица, насекомое), объект неживой природы (ручей, сосульки, камни), природное явление (гроза, метель, листопад, капель), объект или субъект социальной жизни (наблюдение за людьми определённых профессий, за общественным транспортом, за движением на дороге). • Подготовка инструментов и дополнительного оборудования: миски и корм для животного, кормушка и зерно для птиц, специальные инструменты (термометр, лупа, вертушка).
Временной план наблюдений на прогулке

Наблюдение проводится на прогулках с детьми всех возрастов и организуется ежедневно 7–15 мин. от общей продолжительности прогулки. На прогулках в младших группах проводятся кратковременные наблюдения, рекомендовано заниматься изучением объектов природы в несколько коротких этапов, чередуя подвижными и интеллектуальными играми, спортивными заданиями, беседами. В старших группах наблюдения становятся длительными, что позволяет развивать аналитические способности у детей, помогает накаливать представления о природе и общественно-бытовом устройстве жизни.
Прогулка — один из компонентов образования в детском саду. При правильной организации и использовании педагогом разных приёмов обучения, занятия формируют в детях любознательных ученых, внимательных наблюдателей, специалистов природной красоты и богатства окружающего мира, приверженцев здорового образа жизни.

Рекомендуем посмотреть:

Организация прогулок в детском саду в соответствии с ФГОС

Похожие статьи:

Наблюдения за живой и неживой природой в младшей группе детского сада

Дидактические задания на прогулке в детском саду. Младший дошкольный возраст

Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за водой»

Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за снегом и льдом»

Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Май

Индивидуальная работа на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста.

Индивидуальная работа на прогулке

с детьми старшего дошкольного возраста

  • Совершенствовать прыжки с продвижением вперед.
  • Улучшать технику прыжков на двух ногах к игрушке и обратно.
  • Закреплять умение прыгать на одной ноге.
  • Совершенствовать прыжки через длинную скакалку. (неподвижную и качающуюся).
  • Упражнять в быстром беге.
  • Добиваться улучшения техники ходьбы по извилистой линии, сохраняя равновесие.
  • Закреплять прыжки «ножницы».
  • Совершенствовать навыки бросания мяча в цель.
  • Развивать чувство равновесия при ходьбе по лавке, умение спрыгивать с возвышенности, приземляясь на обе ноги.
  • Учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге.
  • Закреплять навыки равновесия в ходьбе по бревну с поворотом.
  • Улучшать технику ходьбы приставным шагом.
  • Упражнять в беге с выполнением заданий.
  • Упражнять в прыжках (подскоках на двух ногах).
  • Закреплять навыки метания предметов вдаль.
  • Закреплять умение отстукивать мяч об пол двумя руками.
  • Закреплять умение бросать мяч вверх и ловить его.
  • Улучшать технику ходьбы, переход с пятки на носок, активные движения рук. Воспитывать выносливость.
  • Отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.
  • Закрепить навыки сильного отталкивания и мягкого приземления во время прыжков в длину с разбега.
  • Упражнять в прыжках в высоту с разбега. Воспитывать уверенность в своих силах.
  • Совершенствовать умение ударять мяч о землю и ловить его двумя руками. Развивать координацию движений.
  • Закрепить навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой.
  • Учить прыгать через скакалку, вращая ее вперед и назад.
  • Упражнения на скольжение. Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам.
  • Метание снежков вдаль и в цель. Цель: развивать координацию движений.
  • Ходьба на лыжах. Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке.
  • «Кто дальше?». Цель: упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении.
  • Закрепление навыков ходьбы на лыжах. Цель: учить спускаться с горки.
  • Развитие движений. Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижени­ем вперед на расстояние 2—3 м.
  • Прыжки на одной ноге. Цель: учить энергично отталкиваться и правильно приземляться.
  • Выполнение упражнений на сохранение равновесия. Цель: развивать координацию движений.
  • «Хоккей». Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах.
  • Упражнять в равновесии при переносе мешочка на голове.
  • Вырабатывать координацию движений во время бега между предметами.
  • Упражнять в подпрыгивании на двух ногах к цели.
  • Развивать двигательную активность во время прыжков на скакалке.
  • Совершенствовать метание снежков в цель. Развивать меткость, глазомер.
  • Учить прокатывать шайбу в заданном направлении, забивать в ворота.
  • Развивать силу броска во время метания снежков вдаль.
  • Учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.
  • Упражнять в прыжках в длину с места.
  • Конкурс на лучшую фигуру из снега. Учить лепить из снега простые фигурки.
  • Упражнять в скольжении по льду. Учить приседать во время скольжения.
  • Закреплять умение держать равновесие при ходьбе по бревну.
  • Совершенствовать прыжки с места на двух ногах, энергичное отталкивание и правильное приземление.
  • Учить выполнять повороты на санках при спуске с горки.
  • Упражнять в беге и прыжках, умении действовать по сигналу.
  • Закреплять умение двигаться приставным шагом.
  • Учить разбегаться по снегу и скользить по ледяной дорожке как можно дальше.
  • Упражнять в беге на скорость.
  • Совершенствовать технику прыжка в длину с места.
  • Совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.
  • Закреплять умение бросать мяч вверх и ловить его двумя руками.
  • Закреплять навыки метания предметов вдаль.
  • Развивать умение концентрировать усилие во время прыжков в длину с места.
  • Обучать самостраховке при выполнении движений в равновесии.
  • Развивать прыгучесть во время прыжков на месте.
  • Учить ездить на велосипеде.
  • Упражнять в бросании мяча вверх и ловле его обеими руками.
  • Тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.
  • Закреплять навыки ходьбы, преодоления различных препятствий.
  • Учить прыгать, не задевая и не сдвигая палки с места.
  • Совершенствовать прыжки с хлопками перед собой, над головой, за спиной.
  • Упражнять в метании предметов.
  • Закреплять навыки мягкого приземления во время прыжков с возвышенности.
  • Упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.
  • Учить прыгать в длину с разбега.
  • Закреплять умение быстро бегать во время игры «Пустое место». Развивать глазомер.
  • Закреплять умение бросать мяч в цель.
  • Закреплять навыки мягкого приземления на полусогнутые ноги в прыжках в высоту с разбега.
  • Совершенствовать умение в беге и прыжках.
  • Совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.
  • Формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5-9 м; совершенствовать координацию движений.
  • Упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни; развивать силовые качества.
  • Совершенствовать прыжки на двух ногах с зажатым предметом между ступнями.
  • Совершенствовать навыки лазания по гимнастической лестнице.
  • «Кто дальше?». Совершенствовать технику прыжка в длину с места (сильный толчок, энергичный взмах рук).
  • Закреплять прыжки через два предмета.
  • Совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.
  • Совершенствовать навыки метания предметов вдаль.


Важным структурным компонентом прогулки является выпол­нение детьми посильных трудовых действий. В процессе их выпол­нения важно сформировать положительное отношение, уважение к труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и проявлять самостоятельность, инициативу.

Начиная работу по приобщению детей к посильным трудовым действиям, следует помнить, что это трудоемкая и кропотливая ра­бота, требующая много терпения, внимания, творчества самого пе­дагога. Несмотря на то, что выполнение трудового задания по вре­мени занимает от 10 до 20 минут, детям интересно быть рядом со взрослым, чувствовать себя соучастником увлекательных дел.

Увидев работающих, малыши охотно откликаются на предложе­ние взрослого принять участие в совместных трудовых действиях, но вскоре переводят их в более привычные, понятные и интересные для себя: опавшие листья подбрасывают вверх и с улыбкой наблю­дают, как они опускаются на головы окружающим; снег сыплют на ноги себе и товарищам, закапывают в него ведерки, лопатки вски­дывают на плечо и начинают маршировать: «Мы солдаты!»; воду несут, стараясь расплескать ее, оглядываясь на дорожку из образо­вавшихся лужиц на асфальте, намеренно толкают ведерки, чтобы облиться самому или облить идущих рядом, а то и просто вылива­ют воду в лужу, встретившуюся на пути.

Иногда всерьез относятся к предложению поработать (построить мишке дом), но начинают суетиться, громко говорить — приходят в возбужденное состояние: «Давайте быстрее, мишке надо!» На пред­ложение взрослого принести снег реагируют положительно, быст­ро расхватывают ведерки и бегут, могут разрушить находящуюся рядом постройку, чтобы использовать этот снег. Взрослый с трудом останавливает детей, чем вызывает их недовольство.

В следующий раз, включившись в совместные со взрослым дей­ствия и увидев, что их собственные двигательные навыки далеки от совершенства, дети разочаровываются, отказываются от дальнейше­го участия и уходят.

Поэтому первые действия детей по выполнению какого-то пору­чения должны быть простыми, понятными, конкретными и кратки­ми по времени: отнеси на веранду, поставь на место и т. д. Можно несколько усложнить задание, включив два этапа в выполнение по­ручения: собери разноцветные листья и принеси их на веранду.

Педагог из листьев делает шапочку. Всем хочется такую же. Взрос­лый предлагает: «Наберите листьев, а я сделаю!» Педагог обязатель­но подчеркивает, для чего нужно собрать листья (для игры), уточ­няет, как играть, где играть. В этом случае отказов нет. Интерес, возникающий в результате действий взрослого и его эмоциональ­ных пояснений, теперь уже поддерживается и закрепляется понят­ным, желанным для каждого и быстрым по исполнению результа­том. Если раньше интерес детей удерживался на протяжении действий взрослого в ожидании результата (взрослый говорит: «По­смотрите, что я вам сейчас сделаю.»), то теперь уже сам результат служит толчком для включения детей в выполнение необходимых действий.

Главным для самого взрослого остается условие как можно бы­стрей достичь результата, пока внимание детей сконцентрирова­но на его непосредственных действиях, не исчез интерес к ним, пока дети в ожидании конечного результата: «Принеси песок и будем играть с ним!»

Как только дети убедятся в том, что их непосредственная помощь приводит к интересному для всех результату, можно получение это­го результата постепенно отодвигать на более длительный срок. Например, взрослый начинает сгребать снег лопатой и объясняет: «Сейчас сгребу много снега и начну лепить что-то интересное. Уга­дайте, что получается? Правильно, снеговик. Но он необычный, с ним можно играть: закидывать в его корзинку снежки. Еще немного осталось, и будем играть!»

Цель достигнута: у детей появился стойкий интерес к сооружае­мому объекту, никто не уходит. Эмоциональным рассказом о буду­щей игре педагог концентрирует внимание детей на сооружении корзины, той самой корзины, с которой развернутся интересные иг­ровые действия. Но именно для этой корзины, которую все ждут, снега и не хватило. Педагог обращается за помощью к детям. Отказов нет. Все берут лопатки и ведерки, пытаются побыстрее принести снег.

Взрослый останавливает, убеждает каждого, что торопиться не сле­дует, так как набирать снега нужно побольше, а то не хватит для постройки. Снег доставлен, корзина вылеплена, взрослый благода­рит за помощь, дети начинают играть.

Главное на данном этапе работы, чтобы у детей сформировалось представление о значимости собственных усилий для достижения общего результата действий. Важно, чтобы момент этого ожидания не был растянут во времени. Поэтому на первых порах взрослый включает детей в активные совместные действия только к самому концу завершения постройки.

Достигнутый совместными усилиями желанный результат под­держивает формирующуюся в сознании ребенка уверенность в соб­ственных силах, в собственных умениях, в собственной значимос­ти. Это уже не только помощь в выполнении трудовых действий, это уже желание самому сделать что-то полезное, нужное для кого-то.

Теперь уже ребенок готов действовать рядом со взрослым на парт­нерских отношениях с самого начала сооружения постройки.

На предложение построить домик для Снегурочки откликаются все, разбирают лопатки, ведерки и спокойно идут за снегом.

На участке должен быть уголок, где хранится весь необходимый инвентарь. Этот инвентарь должен быть настоящим, не игрушеч­ным и соответствовать росту и силам ребенка. В летнее время это ведерки для песка и воды, совочки к ним, лейки. В специальной стойке — грабли, венички. Ведерки желательно подобрать цилинд­рической формы, они более устойчивы. Дужка должна быть дере­вянной, удобной для захвата. Объем ведерка — до 0,8 л, с внутрен­ней стороны масляной краской отмечен уровень его наполнения (для младшей подгруппы 0,2—0,3 кг, для старшей подгруппы не более 0,3-0,4 кг).

Носить груз (лейки с водой, ведерки с песком или водой) разре­шается ребенку одновременно в обеих руках. Время выполнения поручения — от 7 до 10 минут, расстояние, которое могут преодоле­вать дети, следует ограничивать 100—150 м. При желании можно выполнять эти же трудовые действия второй раз.

В зимнее время детям предлагают пластмассовые ведерки объе­мом до 2 л, так как снег легкий, объемный. К ним деревянные ло­патки, чтобы снег не соскальзывал (площадь 20×25 см), движки (30×40 см), грабли. Длина черенка этого инвентаря 60—70 см.

Перед началом выполнения задания взрослый подчеркивает, что успех дела зависит от того, как внимательно дети будут слушать его объяснения и как выполнять каждое требование.

Взрослый кратко перечисляет, напоминает очередность необхо­димых действий: наполнить ведерки снегом до определенной отмет­ки, воткнуть лопатку аккуратно в сугроб, чтобы она не упала, затем нести снег всем вместе, не обгоняя друг друга. В ходе выполнения задания взрослый будет напоминать и неукоснительно следить за выполнением этих действий в их строгой последовательности.

Такое деление на циклы последовательных действий, во-первых, дисциплинирует детей, во-вторых, облегчает взрослому руководство детской деятельностью. А главное — поддержать стойкий интерес малышей на протяжении выполнения всего задания.

Каждый отдельный цикл действий имеет промежуточный резуль­тат. Например, нужно насыпать снег до отметки (один из циклов действий). Педагог в данный момент добивается, чтобы дети научи­лись зрительно фиксировать уровень наполнения ведерок и пра­вильно выполняли требуемое. Эта конкретная задача, стоящая пе­ред детьми в данный момент, зрима, понятна им, что, в свою очередь, стимулирует активность каждого малыша.

Необходимость деления трудового поручения на циклы обуслов­лена и тем, что дети младшего дошкольного возраста в силу соб­ственных возможностей не в состоянии длительно удерживать в памяти общую задачу и конечный результат всех действий. Педа­гог, добиваясь результативности в определенном цикле действий, обязан увязывать этот промежуточный результат с конечным ре­зультатом: «Наберешь снег ровно до отметки, тогда его хватит для сооружения черепахи. У нас будет огромная черепаха». Взрослый обязательно должен продолжить свое высказывание: «Все обраду­ются, начнут съезжать с нее. Весело будет!»

При этом не следует забывать и обучать детей бережно относить­ся к инвентарю: не бросать лопатку, а втыкать ее в сугроб, не забы­вать относить лопатки и ведерки после завершения всех дел на мес­то и др.

Выполнившим задачи конкретного цикла малышам предлагать самим проверить, все ли выполнено правильно, и только тогда пе­реходить к следующему циклу действий. Такое последовательное обу­чение детей вскоре приносит свои положительные результаты. Стар­шие не только сами правильно выполняют все условия, но уже могут контролировать и действия товарищей: «Тебе Зинаида Петровна не разрешит нести снег, ты набрал полное ведро, полоски не видно».

Если результаты промежуточных действий и конечный резуль­тат на протяжении всего трудового процесса неоднократно подчер­киваются и оцениваются взрослым, дети смогут понять и удержать в памяти, для чего они прикладывают усилия. Дети помнят и дово­дят начатое дело до конца.

На первых порах обучения конкретному действию педагог пока­зывает и объясняет: лопатку надо держать прямо, чтобы снег не соскальзывал, демонстрирует технику движения: «Нужно снимать лишь «шапку» сугроба, а то лопатку не поднимешь». Далее идет уточнение: снег высыпать следует не торопясь, чтобы не просыпать мимо, не перевернуть ведерко. Часто приходится брать руку то од­ного, то другого ребенка, действовать вместе, объясняя правильность выполнения действий остальным.

Процесс обучения трудоемкий, поэтому вначале для выполнения задания привлекают одновременно не более 3 человек. С ростом объема умений детей их количество при выполнении поручения увеличивается до 7—8 человек.

Малыши пока еще выполняют порученное только при условии, что взрослый рядом, что он всегда поможет, поощрит, подбодрит улыбкой, словом, ласковым жестом. Чуть отвернулся педагог, вов­ремя не обратил внимания, не поддержал — и тут же малыш теряет­ся, разочаровывается, уходит. Видимо, не сами трудовые действия и их результат, а совместные со взрослым дела, близость к взросло­му, его оценка, поощрение составляют стержень активности млад­ших дошкольников.

При систематической и планомерной работе движения детей ста­новятся более уверенными, целесообразными, проявляется интерес к выполнению собственных действий, а также положительное от­ношение к результатам промежуточных циклов. «Посмотрите. Я правильно набрал снег, до полоски?» — обращаются дети к взросло­му, ожидая его поощрения.

Теперь уже они начинают проявлять интерес к самой постройке: «А стены домика будут толстые, пусть мишке будет тепло!», «Да­вайте сделаем большие окна, тогда мишутка всех увидит!» Прой­дет еще немного времени, и дети начнут проявлять инициативу, опережая предложения взрослого вопросом: «А что сегодня будем лепить?»

Теперь уже не пример взрослых, выполняющих трудовые дей­ствия, а собственные умения, уверенность в собственных силах, ре­зультаты своих действий поддерживают их стойкое желание вклю­чаться в трудовой процесс. Дети сами приглашают взрослого заняться интересным для них делом.

Изменяется и поведение детей при переносе груза. Можно наблю­дать, что при первых попытках нести ведра с песком, снегом поход­ка детей шаркающая, поза напряжена, дети молчаливы, идут сгор­бившись, руки согнуты в локтевых суставах, дужки ведер обхватывают одним большим пальцем или указательным и сред­ним. Упражняясь в переносе груза, дети очень скоро обучаются без напряжения выполнять это действие. Теперь при ходьбе они улыбаются, часто вступают в контакт со взрослым и сверстника­ми, идут легко, непринужденно, ведра держат свободно (иногда вы­ражают недовольство их легкостью), захват дужек правильный, все­ми пальцами.

Систематичность и планомерность работы дает возможность взрослому изменить тактику собственного поведения. Взрослый может руководить действиями детей на расстоянии, лишь конк­ретизировать, уточнять, напоминать. Дети даже обижаются, ког­да он хочет что-то сделать рукою самого ребенка, протестуют: «Я сам! Я могу!»

Если при первых попытках набрать снег дети держатся как мож­но ближе к взрослому, толпятся около него, толкаются, мешают друг другу, не замечают никого, кроме воспитателя, то теперь все дер­жатся свободно, не ждут помощи от взрослого. Начинают замечать, как действуют рядом с ним товарищи, и советуют им: «Ты набирай снег с той стороны, тебе удобно будет и мне мешать не будешь!», сами контролируют действия сверстников: «Ты не воткнул лопатку в снег. Так нельзя!», проявляют инициативу: «Можно мы одни схо­дим за снегом?» и даже: «Давайте маленькую Олечку возьмем с со­бой. Я ей помогу правильно снег набрать!»

В зимнее время трудовые поручения несколько однотипны: на­полнить ведра снегом до определенной полоски, отнести его к мес­ту постройки, а затем весь инвентарь расставить по местам. Дети каждый раз упражняются в одних и тех же действиях, быстро усва­ивают все правила и начинают действовать со взрослым на равных условиях от начала до конца.

В летнее время при переносе песка они уже не испытывают ника­ких затруднений.

В жаркую погоду детям предлагаются аналогичные действия с водой и сразу же возникают трудности. Сам материал приводит де­тей в возбуждение. Им хочется активно действовать с водой, брыз­гаться, плескаться, переливать его из одной емкости в другую. По­нимая состояние детей, взрослый предоставляет им такую возможность в конце прогулки при купании кукол, при мытье иг­рушек, с которыми играли, в играх с песком, при проведении неко­торых занятий.

В начале при переносе воды дети стараются идти, поливая соб­ственные ноги и ноги идущих рядом, приходится останавливать каждого и предупреждать: «Будешь баловаться, вода прольется, в ванночке будет мало воды. Как купать кукол?» И все понимают це­лесообразность требований взрослого, подчиняются им.

Дети часто видят, как поливают клумбу дворник или дети стар­ших групп. Малыши тоже хотят принять участие в общей работе, но новый инвентарь — лейка — вызывает затруднения в обращении.

У детей не хватает терпения ждать, когда вода выльется мягкой стру­ей, и они просто выплескивают воду через край, не понимая, что при таком поливе можно поломать хрупкие стебли цветов.

Методика обучения обращения с лейкой имеет строгую последо­вательность. Сначала учат детей приносить воду и увлажнять ею песок в песочнице. Проводится такое игровое упражнение: каждый должен лить воду как можно осторожнее. Кто закончил полив пос­ледним, тот и победил. Детям трудно перестроиться, ведь всегда побеждал тот, кто был первым, а здесь все иначе. Но пусть каждый упражняется и в такой постановке задачи. Это всем по силам.

Но вот дети уже научились лить воду мягкой струей. Каждый раз они завороженно следят за этим процессом и забывают обо всем, только в конце вдруг обнаруживают, что под ногами образовалась солидная лужа. Поэтому детям предлагают поливать и одновременно медленно двигаться вдоль песочницы, чтобы вода впитывалась рав­номерно по всей поверхности песка. Тогда не будет луж.

Соединив воедино все эти требования, следует предлагать детям встать, не мешая товарищам, начинать полив песка струей, двига­ясь вокруг песочницы друг за другом, и напевать при этом, чтобы было веселей:

Ты, водичка, лей, лей! Ты, песочек, пей, пей!

Темп движения определяет взрослый, встав впереди.

Как только вода в лейке закончилась, ребенок отходит в сторону, чтобы не мешать другим, и следит за действиями товарищей. Всем понятно: победил тот, кто последним остался у песочницы. Обид нет ни у кого.

Убедившись, что дети научились правильно пользоваться лейкой, можно перейти к поливу огородных гряд. Во-первых, смена места действия и объекта действия положительно влияет на активность детей. К тому же стебли у растений не такие хрупкие, как у цветов.

Двигаясь вслед за воспитателем вдоль огородных гряд, дети на­певают:

Ты, водичка, лей, лей!

Ты, морковка (капуста, картошка и т. д.) пей, пей!

И в последнюю очередь детям разрешается поливать клумбу с цветами:

Ты, водичка, лей, лей! Ты, цветочек, пей, пей!

Свобода движений, относительно большое пространство для пе­редвижений, свежий воздух — все это благотворно сказывается на самочувствии ребенка, способствует укреплению его организма, за­каливанию. Эмоциональное влияние на него оказывают сами объек­ты живой природы, их многообразие и неповторимость, доступность в обращении, возможность разнообразно и достаточно длительно общаться с ними.

Активно действуя в природном окружении, ребенок учится чут­ко относиться ко всему живому, проявлять заботу и внимание, бе­речь и охранять природу, любить родной край.

В зимнее время трудовые поручения завершаются украшением сделанной постройки цветными льдинками. Это интересное заня­тие для детей, развивающее фантазию каждого малыша, его актив­ность, инициативу.

Льдинки интересны детям разнообразием окраски и формы. Нужно подобрать емкости для изготовления льдинок: кружки с полукруглым дном, формочки для печенья, тортов, пирогов, ме­дицинские лотки, крохотные горшочки и т. д.

Взрослый каждый раз, приступая к изготовлению льдинок, при­влекает внимание детей. В большой стеклянной банке с водой (что­бы детям было видно) он растворяет ту или иную краску, помеши­вает воду, обсуждает с детьми интенсивность окраски, заливает формы, опускает в каждую один хвостик тесемочки, другим захлес­тывает через край (зачем? Дети уже знают: за хвостик можно выта­щить готовую льдинку).

Часть льдинок на другой день дети используют по назначе­нию сразу, часть зарывают в сугроб на будущее, чтобы они не растаяли.

Льдинки нужны и удлиненной формы (лепестки цветов, лучи солнца, перекрытия построек), и круглой (середина цветка, солнца, часть узора и т. д.), и полусферической (шляпка гриба, крыша до­мика мышки-норушки и т. д.). В молочных пакетах получаются разнообразные кирпичики, конусообразные крыши и т. д.

Дети фантазируют, раскладывая по склону снежного вала всевоз­можные узоры, выкладывая фигурки лодочек, самолетов, домов. На снежной клумбе «вырастают» цветы разнообразной формы, вели­чины, цвета. Под березой разравнивается снег и появляется полян­ка с грибами, цветами, куда могут слетаться птицы, прибегать лес­ные звери (специальный подбор игрушек, вылепленные старшими из цветного теста, глины фигурки.) В другом конце участка вырас­тают всевозможные постройки (дома, мосты, дороги) полупрозрач­ные, чуть подкрашенные, переливаются на солнце, радуют детей. Сказочный город получается!

Если при переносе какая-то льдинка и раскололась — не беда. Осколки, и мелкие и крупные, тоже идут в дело: ими украшают со­оруженные из снега дома трех медведей, Снегурочки и т. д.

Существенным признаком того, что детям нравится действовать вместе со взрослыми, а также нравится процесс, где можно прило­жить и собственные знания, и собственные умения, является их положительный эмоциональный настрой на всем протяжении вы­полнения поручения, устойчивый интерес не только к тому, что делает или говорит педагог, но и к собственным практическим дей­ствиям, к действиям сверстников, а также к достигнутым резуль­татам. Гордость за достигнутый результат повышает самооценку каждого малыша.

Таким образом, включение детей в выполнение первых трудовых поручений обогащает каждого из малышей. Он учится уважать и ценить труд других людей и приходить к ним на помощь, познает правила выполнения трудовых заданий, приобретает навыки пользо­вания орудиями труда, к тому же учится бережно обращаться с ин­вентарем. В процессе выполнения действия с разнообразным при­родным материалом закрепляются знания об их свойствах и различиях. Обогащаются речь ребенка, его память, внимание, вооб­ражение, фантазия. А главное — при выполнении трудовых дей­ствий, как ни в каком другом виде детской деятельности, успешно формируются такие личностные качества, как уверенность в соб­ственных силах, самостоятельность, инициативность, умение дове­сти начатое до конца. Формируются положительные взаимоотно­шения со сверстниками.

Каждый раз в конце прогулки дети должны упражняться в целе­сообразных действиях по самообслуживанию: в зимнее время пе­ред входом в помещение тщательно вытирать ноги, обмахивать ва­ленки веничком. В слякоть счищать остатки грязи с подошв. Может быть, старшим нужно будет предложить самим обмыть свои сапо­ги. (Младшим делает это сам взрослый.) В летнее время дети долж­ны сполоснуть руки после игр с песком, после лепки. В конце про­гулки все моют игровой материал.

Организация проведения прогулок (из опыта работы)

Что такое прогулка? И как ее организовать? Многие начинающие воспитатели испытывают затруднения в планировании прогулки. Насколько должна быть различна деятельность детей на участке детского сада. Это подвижные наблюдения игры и спортивные развлечения, труд, самостоятельные занятия детей.

Чем лучше продуманы условия на участке, чем более четко осуществляется режим, тем плотнее, шире интереснее деятельность детей. Планирование прогулки помогает молодому воспитателю равномерно распределить программный материал, избежать часто повторяющихся тем, обогащает дошкольников знаниями, развивает любознательность, побуждает поиску, оказывает влияние на формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников. Педагог — организатор наблюдений, участник игр и забав, руководитель детской деятельности.

Организация проведения прогулок.

Процесс воспитания детей непрерывен.

Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Основная цель педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении активной содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдения, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни.

Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе систематических проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулках обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.

Таким образом, наблюдение — один из главных компонентов прогулки.

Детей следует привлекать к активной мыслительной деятельности, к выполнению заданий совершенствовать их навыки, умения ориентироваться на участке детского сада и т. п.

На прогулке планируют наблюдения предметов и явлений общественной жизни и природы, наблюдения за трудом взрослых, жизнью города, животных, а так же за трудовой деятельности самих ребят. В календарном плане воспитатель конкретно указывает, что дети будут наблюдать, с какой целью, каким видом труда будут заняты как будут распределены между ними обязанности.

Таким образом, структура прогулки состоит из следующих компонентов:

— Разнообразные наблюдения (цель) (дидактические задачи);

— Трудовые действия самих детей (цель);

— Подвижные игры и игровые упражнения;

— Индивидуальная работа по физкультуре;

— Самостоятельная деятельность детей.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минуты осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. последовательность и продолжительность разных видов деятельности, должны изменяться с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать ее целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физические и музыкальные занятия, то начать ее лучше со спокойной самостоятельной деятельности.

Главное — каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формировании личных качеств дошкольников.

На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры — развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами. Главное — сделать так, чтобы на прогулке не было скучно.

Прогулка «У природы нет плохой погоды»

Цель прогулки

— активизировать имеющиеся у детей знания о животных и растениях, познакомить с понятием «погода», с влиянием изменений погоды на растения, животных и людей, способствовать формированию умения оценивать состояние окружающих растений и животных, учить вести фенологические наблюдения.

Перед прогулкой следует рассказать детям о факторах, составляющих погоду. Сделать образец дневника природы, показать, как фиксировать известные явления природы в дневнике при помощи условных знаков. Рассказать, как нужно одеваться на прогулку в разную погоду. Выяснить, каких птиц, насекомых, обитающих на пришкольном участке, знают дети. Рассмотреть иллюстрации, изображающие известных птиц и насекомых.

С этой прогулки следует начать ежедневное наблюдение за погодой, за сезонными явлениями природы. В начале и в конце прогулки педагог может спросить детей, какова погода, произошли ли какие изменения в состоянии погоды за время прогулки, как дети определили это. Учли ли они состояние неба (чистое, наличие облаков и туч), присутствие ветра (тихо, ветрено), температуру (тепло, холодно, прохладно). Как выглядят растения (веселые, грустные, поникшие), птицы (нахохлились, радостные, тревожные), летают ли насекомые, как влияет погода на человека (зябко, жарко, какое настроение). Затем попросить детей отметить приметы осени.

Выполнить игровое задание «Природные несуразности» и поиграть в игру «Жмурки в кругах».

«Природные несуразности»

Во время прогулки по определенному маршруту детям предлагается найти предметы неприродного происхождения, которые педагог заранее расположил на этом участке. После прохождения маршрута по количеству увиденных несуразностей определяется самый зоркий путешественник. Затем педагог с детьми ещё раз идет по маршруту, отмечая вместе с ними эти несуразности.

«Жмурки в кругах»

Водящему, выбранному по считалке, завязываю глаза. В радиусе 3–5 шагов вокруг водящего играющие чертят небольшие круги и встают в них. Кто-нибудь из играющих кружит водящего на месте, чтобы он потерял направление, в каком искать круги.

Водящий идет наугад, а играющие перебегают из круга в круг, пока он не подошел близко к одному из кругов. По команде руководителя все останавливаются и больше не сходят с места. Водящий вытягивает руки вперед, стараясь дотронуться до стоящего в круге, а тот приседает, увертывается, не сходя с места. Найдя, наконец, прячущегося, водящий ощупывает его и называет имя. Если водящий ошибся, то он продолжает водить. В случае трех неудач подряд выбирают нового водящего.

Играющий, который сдвинулся с места после того, как водящий подошел к кругу, должен его сменить.

После прогулки дети заносят свои наблюдения за погодой в дневник природы.

Я как старший воспитатель систематически изучаю работу воспитателей с детьми на прогулке, оказываю им методическую помощь в планировании ее содержания, приемов и методов руководства разнообразной детской деятельности. Так же слежу, чтобы в календарном плане воспитатели указывали, какие атрибуты, игрушки будут нужны для игры детей, т. е. материал на вынос. Потому что, исходя из этого у детей возникает желание играть в ту или иную игру (матросские бескозырки, бинокль — «моряков», руль — «шофера» и т. п.

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

Литература:

1. Т. Г. Кобзева. Организация деятельности детей на прогулке.

2. Холодова И. А. Детям о природе.

3. М. В. Лучич. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые, перелетные птицы».

4. Е. А. Бабенкова, Т. М. Параничева. Подвижные игры на прогулке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]