Проведение занятия по трудовой деятельности в старшей группе детского сада


Таблица: картотека тем по трудовой деятельности в старшей группе ДОУ

АвторСавина П. И.
Вид трудаТемаЗадачиПримеры работыПримечание
Хозяйственно-бытовой труд«Наведение порядка в шкафах и на полках»
  • Воспитывать в детях чувство прекрасного и трудолюбие.
  • Научить видеть непорядок и исправлять его.
  • Развивать эстетический вкус, умение расставлять всё на свои места и систематизировать объекты.
  • Сформировать умение трудиться на благо других.
Попробуйте сподвигнуть детей на то, чтобы они разобрали полки с книгами или навели порядок в шкафчиках с игрушками.Расскажите ребятам историю о неряхах и объясните, что так делать нельзя.
«Аккуратно заправленные кровати»
  • Выработать привычку застилать кровать по утрам.
  • Развивать собранность.
  • Формировать умение доводить дело до конца.
  • Способствовать возникновению желания работать над собой и прививать любовь к трудовой деятельности.
После «тихого часа» расскажите детям о важности содержания их кровати в порядке. Объясните им в игровой или сказочной форме о микробах, которые могут появиться в кровати, если её не заправлять.Можно вырезать из картона фигурки микробов и класть их на постель к ребёнку, который её не заправил.
Труд в природе«Полив растений»
  • Обучить детей базовым навыкам ухода за растениями, закрепить знания о свойствах растений.
  • Объяснить принцип работы с лейкой, лопаткой, перчатками.
  • Развивать осторожность при взаимодействии с водой и землёй.
Предложите ребятам поухаживать за комнатными цветами, которые находятся в группе. Если таких цветов нет, то можно вывести детей на улицу и рассказать о поливе растений на примере уличных кустов, травы или клумб.Можно представить лейку как «тучку». Благодаря этому вы не только покажете детям принцип работы с растениями, но ещё и объясните, что такое дождь.
«Влажное протирание листьев крупнолистных растений»
  • Учить детей оказывать возможную помощь педагогу в уходе за растениями.
  • Воспитывать желание ухаживать за природой и помогать остальным людям в этом.
  • Улучшать трудовые навыки и умения.
Расскажите детям о пыли, которая летает в воздухе и оседает на растения. Объясните им, как нужно аккуратно протирать листья.Попробуйте использовать не только тряпки, но и влажные губки. Они гораздо лучше впитывают жидкость и сохраняются мокрыми. Затем их легко сушить.
Коллективный труд«Общая работа над уголком»Учиться создавать коллективные поделки и фигурки для украшения их «детского уголка».Используйте несколько видов творческих материалов: краски, карандаши, пластилин, картон и т. д. Основной задачей педагога помимо наставлений и объяснений детям, как нужно работать, является контроль всех действий с опасными инструментами.Предложите детям порисовать пальцами. Вы можете помочь раскрасить их руки и приложить к бумаге.
«Совместные и общие игры»
  • Улучшить взаимоотношения.
  • Научить добиваться общих целей путём сотрудничества.
  • Рассказать о правилах общения друг с другом.
Попробуйте провести коллективную игру «Чай-чай выручай». Выбирается игрок, который будет «водящим». Он бегает за другими ребятами и ловит их. Ребёнок, которого он коснулся, становится «заколдованным». Другой игрок может дотронуться до «заколдованного» и освободить его. Игра завершается, когда все игроки становятся «заколдованными».Проведение игр со спортивным инвентарём по типу мячей или скакалок полезно не только в аспекте развития социальных навыков, но ещё и улучшает физические способности.
Самообслуживание«Самостоятельный поиск ответов на поставленный вопрос»
  • Развивать умение воспринимать информацию и анализировать.
  • Сформировать способность к решению задач и выявлению проблемной ситуации.
Задайте ребёнку вопрос из разряда: «Как звали курочку, которая снесла яичко?». Попросите ребёнка найти ответ в самой сказке. Это хорошо подготовит его к будущим заданиям в школе.Варианты вопросов: «Где спрятана жизнь Кощея?», «Сколько витязей выходит из моря в сказке Пушкина?», «Кто такая русалка?».
«Самостоятельный уход за собой»
  • Научить детей следить за своей одеждой и самостоятельно одеваться.
  • Сформировать внимательное отношение к своему внешнему виду и умение правильно следить за собой.
Предоставьте ребёнку одёжную щётку и расскажите о том, как правильно чистить одежду. Объясните, почему это надо делать («чтобы выглядеть опрятно»).Попробуйте рассказать о том, как сохранять свою одежду в порядке, чтобы чистить её приходилось как можно реже.
Дежурство«Дежурство в столовой»
  • Сформировать организованность и уважение к труду повара.
  • Развить навыки сервировки и уборки посуды.
Выберите нескольких детей и приведите их в столовую. Затем расскажите им, как сервировать стол и расставлять тарелки. После этого можно приступать к практической работе и разрешить ребятам сделать всё самостоятельно.Попробуйте придумать какие-нибудь поощрительные мелочи для тех ребят, которые дежурили особо хорошо.
«Дежурство на улице»
  • Научить ребёнка работать с определённым типом инвентаря.
  • Рассказать о необходимости поддержания порядка, объяснить принцип работы.
Дайте нескольким ребятам венички и предложите смести листву с дорожек, если на дворе осень. Зимой можете попросить помочь убрать небольшие кучки снега с помощью лопаток. А весной можно показать ребятам, как поливать цветы на клумбах.Всегда следите за тем, чтобы ребёнку поручалась лишь та работа, которую он точно в силах выполнить.
Ручной и художественный труд«Создание поделок»
  • Развивать творческое мышление.
  • Улучшить навыки работы с определёнными художественными материалами.
  • Сформировать положительное отношение к оригинальности.
  • Рассказать о свойствах разных материалов и разъяснить принцип работы с ними.
Попробуйте собрать небольшую группу ребят и сделать вместе с ними поделку из пластилина. К примеру, поделка «Ёжик»:
  1. Катаем из пластилина овал.
  2. Кончиками пальцев лепим маленькие треугольнички.
  3. Наклеиваем треугольнички на овал.
  4. Добавляем вылепленные носик и глазки.
Такой вид труда позволяет воспитателю лучше узнать детей.
«Художественная работа»
  • Обучить ребёнка работе с кистью, карандашом, красками, ручкой.
  • Научить основным приёмам рисования.
  • Научить работать с раскрасками.
Раздайте детям раскраски и предоставьте карандаши.Попробуйте показать детям несколько рисунков, которые вы способны нарисовать самостоятельно.

Диагностика результатов трудовой деятельности в старшей группе ДОУ

Диагностическая карта помогает воспитателю оценить результаты работы с детьми, подвести итоги за полугодие. Кроме того, с помощью этого документа педагог систематизирует информацию и определяет, чего добился каждый ребёнок, а с чем он не справляется.

В диагностической карте зафиксированы все виды трудовой деятельности воспитанников старшей группы.

Таблица: пример диагностической карты

АвторСавина П. И.
Показатели развитияДействия и задачиПоложительный результат (ребёнок справляется с заданием)Отрицательный результат (ребёнок не справляется с заданием)
МотивацияИметь желание участвовать в трудовой деятельности
Получить навык инициативного подхода к делам
Представление о работе взрослыхЖелание оказывать посильную помощь взрослым людям
Отношение к трудуСтремление узнать о будущих профессиях
Уважительное отношение к чужой работе
Бережное отношение к результатам своего труда
Рабочий процессАккуратная работа с материалами
Использовать наиболее продуктивные методы работы
Доводить начатое дело до конца
Коллективная работаДружелюбие и умение работать в команде
Развивать коммуникативные навыки
ОбязательностьГрамотно оценивать результат работы
Иметь привычку ответственно относиться к поручениям
Труд в природеЦенить и уважать природу, её дары
Обладать базовыми навыками об уходе за растениями
Уметь высаживать семена
СамообслуживаниеУметь следить за своим внешним видом
Поправлять причёску и волосы
Ручной трудУметь склеивать картон и бумагу
Закреплять навыки работы с ножницами
ДежурствоОбладать базовыми навыками сервировки стола
Развивать самостоятельность
Хозяйственный трудУметь стирать вещи
Заправлять кровать после сна

Трудовая деятельность — важнейший аспект обучения дошкольников. У детей формируются навыки, необходимые для дальнейшей жизни в обществе. Педагог должен стараться помогать ребёнку и направлять его, прививать любовь к труду. Главное — не выполнять всю работу за воспитанников и позволять им проявлять себя, чтобы они могли в полной мере раскрыть свои способности и потенциал.

Конспект организации и руководства хозяйственно-бытовым трудом детей в старшей группе

Тема:«Моем и ремонтируем игрушки младших»

Цель: учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.

Задачи руководства: формировать культуру труда; формировать знания детей о последовательности трудового процесса; поощрять желание заботиться о младших ребятах, воспитывать желание трудиться

Предварительная работа: беседа о труде, заучивание пословиц и поговорок о труде, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций и альбомов о различных профессиях взрослых, закрепление представлений о труде через дидактические игры, непосредственное участие детей в трудовой деятельности.

Материалы и оборудование: таз, щетки, губки, мыло в мыльнице, поднос, три полотенца, фартуки для детей, половая тряпка

Организация хозяйственно-бытового труда и руководство им: создание проблемной ситуации «Грязные игрушки у малышей», беседа, интригующее начало, вопросы проблемного характера, художественное слово, практическая работа, опора на знания детей, разъяснение, показ, анализ.

Мотивация на трудовую деятельность:

В.: — Ребята помните, к нам вчера обратилась за помощью Людмила Вениаминовна – воспитатель младшей группы? Ее ребята еще слишком малы, чтобы самим мыть и ремонтировать игрушки. Мы же с вами отзывчивые ребята?

Постановка цели:

Она попросила нас вымыть игрушки для детей ее группы, и мы ей поможем и покажем ее маленьким ребятам, как правильно это делать. Для этого мне нужны шесть желающих. Кто это будет делать, подойдите ко мне. Еще нам нужны ребята для того, чтобы отобрать игрушки, подлежащие ремонту. Подошло 8 ребят.

— Я предлагаю вам разделиться на подгруппы. Для мытья игрушек мне нужно 6 детей (дети по желанию подняли руки).

— Другим ребятам я предлагаю отложить игрушки, нуждающиеся в ремонте это: Таня и Алеша.

В.: — Я горжусь тем, что у нас в группе такие помощники!

Распределение работы:

Саша: — Нам нужно между собой распределить обязанности.

В.: — Молодцы, сами догадались, что это задание будет удобнее выполнять, если всю работу распределить между собой: кто-то будет мыть игрушки, кто-то вытирать. Ребята, вытирать игрушки дольше, чем мыть, а споласкивать еще быстрее. Поэтому, надо поручить двоим детям, мыть игрушки, троим – вытирать, а одному споласкивать.

— Подумайте, в каком порядке будете выполнять работу, как должен действовать каждый из вас?

Таня.: — Мы с Алешей будем перебирать игрушки, и подавать ребятам.

В.: — Здорового. (дети быстро рассказали дальнейшие действия)

Дети: — Кто вымыл игрушку, ее надо поставить на поднос, чтобы стекла вода; другой сполоснет игрушку, и переставит на другой поднос, а потом с этого подноса возьмут игрушки те, кто будет вытирать их и складывать в корзину.

В.: — Теперь надо договориться, кто какую часть работы будет выполнять. Когда трудятся вместе, нужно обязательно распределять работу и вместе решить вопрос, кто и чем будет заниматься. (ребята самостоятельно, по силам и возможностям распределили «должности»). Дети приступают к работе, помогая друг другу одеть фартуки.

Руководство процессом труда. Роль педагога:

Я, контролирую последовательность осуществления трудовых действий, напоминаю правила совместных действий на основе доброжелательного отношения к сверстникам.

Завершение трудового процесса и оценка результата работы:

Закончив задание, я напоминаю детям, о том, чтобы они не забывали навести порядок на своих рабочих местах.

В.: — Молодцы ребята, игрушки просто блестят чистотой, надеемся, малыши будут довольны вашей работой. (в это время подошла и воспитатель младшей группы, Людмила Вениаминовна)

Л. В.: — Спасибо вам ребята за слаженную, быструю работу. Наши малыши передают вам угощения, за отличную работу.

— До свидания дети, надеюсь, что вы нам в следующий раз, не откажите в помощи.

Дети.: — до свидания!

В.: — Вспомните, ребята, какая изначально цель стояла перед нами?

Ксюша.: — Воспитатель младшей группы попросила нас вымыть игрушки для малышей.

В.: — Правильно, вы большие молодцы. Каждый потрудился немножко, а вместе большое дело сделали. Сделал дело, гуляй смело! Кто еще знает пословицы о труде? (ответы детей)

В.: — Спасибо, вы хорошо потрудились.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]