Конспект занятия по развитию речи в первой ясельной группе на тему «В гости к бабушке»


Теоретические основы изучения развития речи у детей раннего возраста

Этапы развития речи в раннем возрасте

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

Развитие речи у ребенка можно разделить на несколько этапов:

Период младенческих криков (0 мес. — 2-3 мес.)

Первый крик ребенка возникает как компонент оборонительной реакции, обусловленной прекращением плацентарного кровообращения и охлаждением его тела во внешней атмосфере. Новая сложная синергия голосообразования образуется на наших глазах как побочное следствие врожденных синергий терморегуляции и дыхания. Существенно, что голосовая реакция во время первых дыхательного фактора недостаточно для голосообразования.

Период гуления (2-3 мес. — 5-6 мес.)

Наблюдения показали, что младенец уже на первой неделе жизни реагирует на речь человека и к концу второй прекращает его. Как только младенец прекращает крик, он внимательно следит за матерью — её поведением и разговором, запечатляя в памяти неторопливые и плавные движения рук, головы и глаз, медленный темп и громкость ее речи.

К 2,5-3 месяцам жизни общение взрослого с ним становится потребностью ребёнка, поэтому он снова и снова использует комплекс поведенческих реакций, который стимулирует взрослого к эмоциональному общению с ним.

На третьем месяце жизни у ребенка появляется новое умение — он способен сам искать взрослого взглядом и намекать ему на общение. Ребенок останавливает на нем длительный, сосредоточенный взгляд и улыбается.

На четвертом месяце жизни ребенка самым значимым приобретением является развитие общения между ним и взрослым с помощью речевых звуков.

За пятый — шестой месяцы происходят изменения и в нервно-психическом развитии ребенка. К инициативным обращениям ребенка к взрослому добавляются различные речевые звуки и движения, имеющие целенаправленный характер.

Во время второго полугодия жизни малыша появляется деловой стиль общения, в котором главную роль занимает его игра с предметами. Это общение остается главным примерно до 3-4 лет.

В период от 6-7 до 9-10 месяцев ребенок начинает понимать речь взрослого, что кардинально изменяет его обычное поведение, влияет на развитие движений и речи.

На 8-9 месяцах малыш начинает подражать многим незнакомым ему звукам. Ребенок реагирует, если слышит свое имя и может показать кого — либо из членов семьи. Его реакция на свое имя рефлекторно связана со звучанием слов, только так ребенок сможет научиться понимать смысл слова.

Период лепетных псевдослов (9-10 мес. — 12-14 мес.)

К концу первого года жизни малыш понимает смысл более 10 слов и как минимум 5 может произнести самостоятельно. У него намного лучше получается повторять за родителями слоги и даже слова.

На десятом месяце ребенок может связать услышанное слово со знакомым ему предметом. Такие ассоциации способствуют говорению, а малыш уже воспринимает простые команды.

Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет жизни.

Для развития понимания речи на этом возрастном этапе характерным является то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Однако, связь между ними не сразу становится устойчивой. Возможно, что на правильно понятое ребенком задание, он может отвечать не совсем правильно.

С возрастом у ребенка возникает потребность в общении — ему хочется что-то показать, рассказать или спросить. Если развитие происходит нормально, то после первого года у него развивается активная речь, появляются первые слова. Правда, они могут быть понятны только ребенку, в зависимости от того, какие звуки у него получается произносить, а какие нет.

Период, когда ребенок начинает говорить

В каком возрасте ребенок начинает говорить? В большинстве случаев это происходит к двум годам, даже если свои первые слова ему удаётся произнести намного раньше.

В 3 года совершенствуется восприятие чужой речи ребенком. Но в некоторых случаях ребенок слышит неправильно произнесенные новые слова от его сверстников. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком, ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок стремится к тому, чтобы правильно его произносить. Дети начинают использовать более сложные слова, состоящие из трех и более слогов, хотя у них не всегда удается правильно произнести все звуки.

Развитие речи у младших дошкольников (4-5 лет)

В возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и разговаривает со взрослым на определённые темы, становится возможно начать познавательное общение. Ребенок приобретает достаточный словарный запас и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки.

На четвертом году жизни у детей наблюдаются улучшения в произношении, речь становится более понятной и отчетливой. В речи детей преобладают простые распространенные предложения.

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш способен выделять и называть признаки и качества предметов (например, размер и цвет), устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и содержательнее. Возрастает устойчивость к вниманию и способность спокойно дослушать окружающих до конца.

Становление речи у старших дошкольников (6-7 лет)

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может передать смысл сказки, стихотворения или конкретной ситуации. При составлении рассказа он концентрирует свое внимание на основных деталях, а второстепенные в большинстве случаев упускает. На шестом году речь ребенка всё ещё совершенствуется, фразы становятся более развернутыми и точными, произношение чище.

На седьмом году речь ребенка становится все более точной, развернутой, последовательной. Во время пересказа ребенок говорит не только об основных событиях, но и затрагивает всё, о чём он читал сам. У него получается в точности описать игрушку или картинку, ответить на поставленные родителем вопросы после чтения сказок.

Вывод по 2 главе

Наиболее эффективным методом развития речи ребёнка раннего возраста является его участие в разных видах деятельности.

Продуктивная деятельность ( аппликация, лепка, рисование ) формируют у ребёнка представление о форме, цвете или свойствах того или иного предмета. В процессе занятий у ребёнка развивается воображение, мелкая моторика и самое главное — речевая активность. Ребёнок открывает для себя много нового и ему хочется обо всём узнать, так формируется диалог малыша со взрослым или педагогом.

Игровая деятельность позволяет ребёнку улучшить не только координацию движений во время игры с предметами, но и качество и количество слов в его активном словарном запасе, так как ребёнок даёт имя предмету/игрушке, придумывают ситуацию,в которой находится и поясняет свои действия. Таким образом, мы можем сказать, что игра является плодотворным способом развития речи у детей.

Все предложенные нами методы способствуют развитию и совершенствованию речи ребёнка, а также позволяют предотвратить её задержку.

Способы развития речи у детей раннего возраста

Игровая деятельность как средство развития речи

Игра имеет большое значение в развитии речи у детей раннего возраста. Они очень любят играть в короткие подвижные игры, которые способствуют развитию их речи. Чем больше детям понравится игра, тем эффективнее будет результат.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Слово является для ребенка частью действительности. Очень важно правильно организовать игровую обстановку, совмещая интересы детей и предметы, которые будут помогать в развитии речи.

Пассивный словарь — это слова, значение которых ребенок понимает, но не говорит в силу возраста или из-за задержки речевого развития. Дети произносят слова и звуки так, как они их слышат.

Игры и упражнения для развития пассивного словаря:

  • «Поручения». Выбрать игрушку, которая находится перед ребёнком и попросить его выполнить какое — либо действие с ней. Например, причесать куклу, покормить медвежонка.
  • «Сделай». Попросите малыша похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть, покрутиться, поднять руки вверх, закрыть глаза, открыть рот и т. д.

Речевые игры, направленные на развитие словаря:

  • «Шарики и кубики». Предложите соотнести предметы по цвету и разложить их по корзинам. Необходимо сделать обозначение цвета на корзине.
  • «Большой – маленький». Предлагается положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие — в маленькую.
  • «Чудесный мешочек». Рассмотрите с ребёнком игрушки : кубики, мячики, обязательная проговаривая их форму, после чего спрятать в мешочек. Затем ребёнок должен на ощупь определить форму предмета и вытащить его.

Развитие речи с помощью художественной литературы

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Первое знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.

Книга рассматривается как средство развития речи детей, совершенствует её содержание. Она оказывает ребёнку умственное и нравственное воспитание.

Стихи

Как известно, самый лёгкий и эффективный способ обучения ребёнка — игра. Справедливо это и для ситуации, когда нужно отработать правильное произношение звуков. Интересная авторская методика на развитие произношения и подготовки ребенка к чтению описана ЗДЕСЬ: «Интересные игры для детей 3 лет«

Логопедические стишки — это отличный способ потренироваться, если у малыша не получается произносить той или иной звук. Начинать учить эти стишки можно уже с 2–3 лет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]