Цикл музыкальных занятий по слушанию музыки во 2 мл.гр.план-конспект занятия по музыке (младшая группа) на тему


МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ Первая младшая группа

В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, кото­рые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслу­шиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связы­вать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.

Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повсед­невной жизни.

Как правило, музыкальные занятия состоят из трех частей.

1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.

Цель — настро­ить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных дви­жений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

2. Основная часть. Слушание музыки.

Цель — приучать ребенка вслуши­ваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пе­ние.
Цель — развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пе­ние вместе с воспитателем.

В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические иг­ры,

направленные на знакомство с детскими музыкальными инструмента­ми, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.

3- Заключительная часть. Игра или пляска.

Цель — доставить эмоцио­нальное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индиви­дуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особен­ностей каждого ребенка.

Восприятие музыки.

Музыкальный руководитель, развивая интерес к му­зыке, перед исполнением любого произведения рассказывает о том, что он будет исполнять, о чем говорится в пьесе, приучает детей к тому, что каждое музыкальное произведение имеет свое название и свое звучание. В первой половине года дети лучше воспринимают вокальные произведения, благо­даря тому что в них яркая музыкальная основа художественного образа со­четается с художественным словом.

Перед началом прослушивания новой песни следует подвести ребенка к ее восприятию, настроить на то, что он сейчас услышит. Например, плани­руется спеть песню «Кошка» (муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель). Педагог показывает игрушку, дает детям возможность рассмотреть ее, погладить ки­соньку, вспомнить, как она мяукает, и только после этого предлагает послу­шать песню о том, как «кошка просит молочка»; при этом необходимо пред­ложить детям показать, как она это делает.

Формирование интереса к восприятию музыки и устойчивого внимания зависит от того, умеет ли музыкальный руководитель поставить задачу перед ребенком, насколько она посильна и выполнима. С целью развития умения вслушиваться в слова и мелодию песни, музыкальный аккомпанемент и му­зыкальные характеристики можно показать исполнение песни на разных инструментах.

На третьем году жизни малыши с интересом слушают инструментальную музыку, для которой характерны богатые выразительные средства и яркие образы. Обычно она быстро запоминается детьми. Как правило, уже на третьем занятии дети узнают мелодию и могут ответить на вопрос: «О чем это произведение?».

Для формирования основ музыкальной культуры в этом возрасте можно использовать метод контрастных сопоставлений, который способствует ак­тивизации эмоциональной отзывчивости и развитию мышления.

Метод контрастных сопоставлений

позволяет использовать произве­дения с одним названием, но разные по художественному образу; произве­дения одного жанра и разных жанров, сочетающих пение и инструменталь­ное сопровождение. Так, например, звучат сначала русская народная песня «Петушок», а затем латвийская народная мелодия «Петушок».

При восприятии музыки

важно вызвать активность ребенка, которая про­является в узнавании музыкальных произведений, положительных эмоциях, способности «подобрать» к музыке игрушку, иллюстрацию. Особый вид слу­шания музыки представляют рассказы с музыкальными иллюстрациями. Ме­тодика проведения такого слушания предполагает, как правило, работу со знакомыми музыкальными произведениями, но иногда можно включать и новые, но не более двух. Музыкальный руководитель дает сначала словесный, а затем музыкальный образ, обязательно включая задания на активизацию музыкальной памяти, воображения и музыкального творчества. Этот вид слу­шания проводится в качестве развлечения или в начале занятия, когда ребе­нок еще не утомлен и живо воспринимает то, что происходит.

Пение и подпевание

имеют особое значение, так как предполагают актив­ную музыкальную деятельность самих детей, для чего необходимо соблю­дать ряд правил. Песни должны быть интересными по содержанию, просты-

ми по построению мелодии, легкими по произношению, иметь короткий текст с повторяющимися фразами. Перед разучиванием новой песни дети должны услышать ее в выразительном исполнении, чтобы у них появился к ней интерес.

При разучивании песни музыкальный руководитель, стремясь облегчить ее восприятие, четко произносит все слова; при этом артикуляция не долж­на быть утрированной, иначе дети, подражая педагогу, станут ее копировать. Педагог хвалит детей за то, что они стараются подпевать. Поощряются и те дети, которые пока не поют, но готовы к подпеванию, т.е. губами артикули­руют слова. Можно погладить ребенка по голове, сказать добрые слова.

Следует постепенно подводить детей к согласованному пению. Если стройное пение пока не получается, то прерывать малышей нецелесообраз­но. Лучше дать им допеть до конца, а затем вернуться к тем фрагментам, где дружного пения не получилось.

При формировании умения чисто передавать звучание мелодии необхо­димо предлагать ребенку спеть вместе с музыкальным руководителем; при этом последний от раза к разу поет все тише, давая ребенку возможность петь самостоятельно и чисто. Опыт показывает: малыши поют чище, если разучивают песню с голоса взрослого без музыкального сопровождения. При разучивании песни используются различные методические приемы: объяснение, показ, игра и т.д.

Целесообразно включать песни в различные формы работы с целью со­здания песенного репертуара.

Игры и игровые упражнения.

Дети этого возраста, играя, с удовольствием исполняют роли птиц, животных, передавая особенности их повадок. Для расширения сюжета игры следует использовать музыкальное сопровожде­ние. Дети, вслушиваясь в музыку, уже способны передавать особенности ее характера, но еще нуждаются в поддержке взрослого. Перед проведением игры используется музыкально-двигательный показ, который проводится с целью уточнить, почему в данный момент следует вести себя определенным образом, а не иначе. Передавать художественный образ детей учат посте­пенно. Если у них что-то не получается, эти моменты можно отрабатывать посредством специальных тематических упражнений.

Новыми являются построение в круг и движение по кругу. Навыки, необ­ходимые для этого, будут сформированы впоследствии.

Пока же речь идет о том, что детей только начинают учить делать такие построения.

Чтобы добиться эффективных результатов в развитии музыкально-рит­мических движений,

необходимо шире использовать подражание действи­ям взрослого. Педагог обращает внимание детей на то, что начинать дви­гаться надо с началом звучания музыки, а заканчивать — с ее окончанием; учит выразительно исполнять движения, чувствовать контрастность звуча­ния музыки и в соответствии с ней менять движения. После того как дети ус­воят движения танца или пляски, содержание и действия игры, им дают воз­можность действовать самостоятельно (взрослый оказывает помощь толь­ко тем, кто в ней нуждается).

Музыка должна звучать и в повседневной жизни детей в детском саду, в

процессе выполнения режимных моментов, в ходе занятий, во время само­стоятельной деятельности, на развлечениях и праздниках. Например, малы­ши днем ложатся спать, а воспитатель напевает им колыбельную песенку. Когда дети собираются на прогулку, можно спеть веселую песенку. Иногда музыкальное сопровождение используется на занятиях по изодеятельности и физическому воспитанию.

Музыкально-эмоциональная активность

у детей к 3 годам проявляется в следующем. Они называют любимые песни до начала музыкального заня­тия, просят их сыграть или спеть, тем самым настраиваясь на слушание. Уз­нают знакомые песни уже по фортепьянному вступлению. С интересом слу­шают рассказы педагога, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями, запоминают музыку и узнают, о каком персонаже или эпизоде она «гово­рит». Громко смеются, дают советы героям комических сценок, разыгрывае­мых взрослыми, охотно играют в прятки и жмурки с музыкальным руково­дителем. «Помогают» (по одному или по двое-трое) взрослому петь незна­комые песни, выражая удовольствие от своего участия в пении. Быстро запо­минают и воспроизводят в соответствии с музыкой новые движения, пока­занные взрослыми. К концу года в плясовых движениях и групповой марши­ровке появляется ритмичность.

В процессе самостоятельной деятельности или игры дети пытаются из­влекать звуки из музыкальных инструментов, на которых играет музыкаль­ный руководитель в их присутствии; воспроизводят движения, разученные на музыкальных занятиях, напевая при этом знакомую песню, и дополняют зрительные впечатления песней соответствующего содержания.

Вторая младшая группа

Развитие детей этой группы позволяет проводить с ними планомерную работу по формированию основ музыкальной культуры на занятиях и в по­вседневной жизни.

Музыкальные занятия имеют ту же структуру (вводная часть, основная и заключительная), что и в первой младшей группе, и проводятся два раза в не­делю; при этом занятия могут быть разных видов: типовые, тематические, до­минантные, комплексные и интегрированные. Музыкальному руководителю следует помнить: содержание любого музыкального занятия должно обучать и развивать ребенка, а главное — формировать основу базовой культуры. Му­зыкальные занятия включают несколько видов деятельности: слушание, пе­ние, музыкально-ритмическая, игровая. Педагогу необходимо создать такую эстетически развивающую среду, которая содействует целенаправленному обучению, развитию и вызывает у детей интерес к тому, что они делают.

Любое музыкальное занятие в данной возрастной группе будет успеш­ным, если оно заранее продумывается музыкальным руководителем, а вос­питатель знаком с материалом, который отвечает требованиям Программы. Знания, умения и навыки формируются таким образом, что они содейству­ют развитию музыкальных способностей детей. Соблюдается последова­тельность в разучивании материала, обеспечивается взаимодействие всех видов музыкальных деятельностей. Используются разные методические

приемы, выбор которых зависит от этапа разучивания музыкального произ­ведения.

Слушание музыки.

Здесь следует исходить из того, что дети уже имеют не­которые навыки в данном виде деятельности. Восприятие музыки становит­ся более эмоциональным и более дифференцированным.

Произведения, предлагаемые для слушания, по своей музыкальной ха­рактеристике должны быть ярко эмоциональными. Их лучше давать попар­но: вначале — с резко контрастным характером, затем — с менее выражен­ным. Детей учат сравнивать произведения, для чего целесообразно прослу­шивать их несколько раз, подсказывают соответствующие эпитеты для их характеристики. Первое прослушивание — знакомство с произведением и эстетическое восприятие его в целом. Второе и третье прослушивания -восприятие музыкального произведения с более подробным обсуждением его характера и содержания, исполнение наиболее ярких фрагментов. На последующих занятиях дети, как правило, узнают произведение по вступле­нию, заключению и отдельным фрагментам.

С целью совершенствования умения вслушиваться в музыку педагогу сле­дует больше внимания уделять выразительному, грамотному исполнению музыкального произведения.

В этой группе более широко, чем ранее, используются музыкально-ди­дактические игры

с целью развития музыкального слуха и сенсорных спо­собностей. Технология разучивания игры следующая. Музыкальный руково­дитель знакомит детей с игрой и разучивает ее; затем дети разучивают игру с воспитателем. На последнем этапе дети уже могут играть самостоятельно, проявляя инициативу. Задача взрослого — помочь им, чтобы игра вошла в повседневную деятельность детей.

Пение.

Являясь яркой образной формой музыкальной деятельности, пе­ние способствует углублению представлений детей об окружающей дейст­вительности. Это наиболее доступный детям вид музыкальной деятельнос­ти, развивающий умение воспринимать музыку, а также музыкальные спо­собности в целом. Дети этого возраста пытаются петь естественным голо­сом, без напряжения, правильно передавать мелодию в диапазоне
ми — си.
Чтобы развить голос ребенка, приучить его петь чисто, правильно и согла­сованно с другими, необходимо строить обучение на следующих принци­пах: как можно больше петь с детьми, развивая у них любовь и интерес к пе­нию (на занятиях, в быту, играх, на прогулках). До разучивания песни необ­ходимо сформировать целостное представление о ее мелодии. С этой целью сначала с детьми слушают песню, уточняют ее характер и содержание, а за­тем идет работа над чистотой интонации: звукообразованием, дыханием, дикцией.

Вокальные навыки формируются в процессе работы над распевами. Сна­чала поются упражнения, попевки. С целью достижения легкого и чистого звука пропевают слоги: га, ка, ку, го, гу;

используют упражнения для правиль­ного формирования гласных, например звука
а
(кукла плачет
«а-а-а-а»;
ука­чай мишку
иа-а-а-а-а»),
звука о (курочка зовет цыплят
«ко-ко-ко»).
Чтобы проявилась вокальная специфика песни и была решена учебная задача, надо использовать комплекс методических приемов, которые дополняют друг друга: подчеркнуто явное начало исполнения песни, четкий ритм пения, выделение трудных для произношения слов, интонационных оборо­тов, протягивание концов музыкальных фраз и т.д. В зависимости от постав­ленной задачи изменяется характер пения. В процессе обучения важное значение имеют указания музыкального руководителя, предшествующие показу. Указания могут быть образные (обращены к эмоциям) и прямые (на­правлены на понимание детьми требований педагога).

Для чистого звучания песни необходимо соблюдать певческую установ­ку, т.е. правильную позу во время пения: дети сидят на стуле прямо, присло­нившись к спинке, не наклоняя корпус и голову вперед. Дети разучивают песни сидя на стуле, а стоя поют те песни, которые им знакомы.

Чтобы развивать детский голос, репертуар должен отвечать следующим требованиям: ясность ладового строения мелодии, соответствие текста для пения и мелодии голосовым возможностям детей; при этом не надо торо­питься с расширением диапазона песенного репертуара.

В целях развития песенного творчества детям предлагают творческие за­дания, дидактические игры типа «Позови кошечку», «Курочка и цыплятки», «Покачай и убаюкай куколку».

Занятия музыкально-ритмическими движениями

направлены на разви­тие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства ритма. Ребенок этой группы уже способен обращать внимание на качество выполнения движения, главным образом при ходьбе, беге, на со­гласованность движений рук и ног при ходьбе.

Во время разучивания музыкально-ритмических движений музыкальный руководитель использует различные методические приемы с учетом возра­стных особенностей детей: выразительное исполнение музыки, наглядный показ отдельных движений; объяснения, как следует выполнять то или иное ритмическое упражнение; показ движений детьми или воспитателем.

К концу года дети уже способны слышать трехчастную музыку, громко и тихо звучащую, эмоционально реагировать на разнохарактерную музыку (веселую, грустную).

В целях эффективного развития музыкально-ритмических движений пе­дагогу целесообразно придерживаться следующих методических рекомен­даций.

• Обучение движением должно начинаться с восприятия музыки к игре (танцу, пляске) — это помогает сформировать общее представление о ней.

• Разучивание игр, плясок начинается с показа, и, только увидев, что де­ти хорошо двигаются под музыку, педагог может ограничиться указаниями по ходу исполнения танца, пляски или игры. При этом следует добиваться не только правильного, но и выразительного выполнения движений, для че­го хорошо использовать образные сравнения (идем, как солдаты; прыгаем, как зайчики; летаем, как птички), помогающие детям передавать характер движения.

• В процессе разучивания музыкально-ритмических движений следует использовать такие методические приемы, как выразительное исполнение музыки, игра, упражнения, пояснения, художественное слово, показ.

• На занятиях и во время праздника не следует использовать аудиозапи-

си. Детям нужно двигаться под живую музыку, чтобы испытывать удовольст­вие от того, что они делают.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Во второй младшей груп­пе продолжают закреплять знания детей о музыкальных игрушках и детских инструментах — металлофоне и барабане. Новым является то, что малыши уже могут различать звуки по высоте в пределах октавы
(до
1 —
до 2),
реаги­ровать на тихое и громкое звучание, различать тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен и погремушка).

Знакомство с инструментом надо организовать так, чтобы возник интерес к нему. Поэтому вначале можно провести беседу, но построить ее так, чтобы музыкальный инструмент, с которым знакомят детей, был преподнесен в при­влекательной форме. Так, показывая металлофон, следует рассмотреть плас­тинки, молоточек, сыграть веселую плясовую мелодию, знакомую песенку, предложить детям самим попробовать извлечь звуки. В ходе обучения игре на инструментах большое значение имеет развитие чувства ритма и музыкаль­ного слуха. С этой целью проводятся музыкальные дидактические игры.

Если программные задачи будут решены в полном объеме, то музы­кальная активность детей проявится в следующем: они заинтересованно слушают музыку и эмоционально реагируют на нее, узнают знакомые песни и пьесы, стремятся чисто интонировать мелодию, умеют переда­вать элементарную ритмичность в основных, образных и танцевальных движениях, подыгрывать на ударных инструментах ритм знакомых му­зыкальных произведений.

Средняя группа

Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благо­даря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах и творчество.

Занятия являются основной формой обучения, структура их та же, но ха­рактер несколько иной. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то сте­пени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 25 минут. Их построение основывается на об­щих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе.

Выбор методических приемов зависит не только от этапа разучивания произведения, но и от особенностей возраста и возможностей детей. По-прежнему активно используется показ: у детей еще недостаточно развита коордиггация движений, они не очень хорошо ориентируются в прост­ранстве, у них мал запас танцевальных движений. Вместе с тем детям уже предоставляется право на самостоятельный поиск выразительных средств передачи художественного образа. Активно используются также наглядные и игровые методы, которые позволяют вызвать интерес к деятельности, эмо­циональное отношение к ней и активность.

Слушание музыки.

Дети данного возраста проявляют значительно боль­ший интерес к инструментальной музыке. Они различают не только

характер произведения, но и его жанр (танец, марш, песня), начинают вы­сказывать свое отношение к нему.

В этой группе у детей продолжают формировать навыки восприятия; при этом немаловажным является создание непринужденной обстановки во время слушания музыки. Положительно-эмоциональный настрой возника­ет в том случае, если ребенку интересно, если он соучастник того, что про­исходит, поэтому педагогу следует исполнять произведение эмоционально. Разбудить фантазию и воображение детей помогут строчки из поэтических произведений, показ иллюстраций или краткая беседа. Последняя должна быть нацелена на развитие эмоций у ребенка при восприятии художествен­ного образа. Мастерство педагога заключается в том, чтобы словами и действиями вызвать у детей активность при восприятии и обсуждении му­зыкального произведения.

Чтобы научить ребенка прислушиваться к музыке, развивать его слуховое восприятие и музыкальную память, следует широко использовать музыкаль­но-дидактические игры («Буратино», «Узнай песню по риПодумай и уз­най»). Методика их разучивания имеет свою специфику: сначала дети слуша­ют произведение, обращая внимание на выразительные средства, затем запо­минают мелодию, под которую будут действовать, на последнем этапе при помощи воспитателя включаются в игру и затем играют самостоятельно.

Пение.

Особенность данного этапа заключается в том, что дети уже могут петь выразительно и чисто брать дыхание между фразами, произносить слова правильно и ясно, петь согласованно, начинать и заканчивать вместе.

Для правильной организации работы над песней необходимо знать воз­можности и особенности своих воспитанников, их голосовой диапазон, а также то, на каких звуках им удобно петь. В данном возрасте дети поют от до 1 доля 1.

Обучать пению необходимо в благоприятной психологической обстановке (педагог должен вселять в детей уверенность в том, что у них все получится, что они могут и умеют петь выразительно и красиво). Следует ра­ботать над чистотой интонации и звукообразованием, настраивать детей на нужную тональность, пропевать для образца начальные звуки песни с по­следующим их повтором детьми. При разучивании мелодии можно дать ее пропевание на различные слоги
(ля,ма, но),
что одновременно способству­ет развитию дикции.

Для улучшения артикуляции можно использовать скороговорки, четве­ростишия, произнесение шепотом коротких фраз, пропевание куплетов, исполнение припева группой, а запева — сольно.

Если пропевание какого-либо интервала не удается, можно поупражнять детей, используя характерную для данного художественного образа интона­цию. Например, если разучивается песня «Кукушечка» (муз. М. Красева), то используется звукоподражание «ку-ку».

Для развития координации голоса и слуха целесообразно использовать попевки и песни, состоящие из слоговых сочетаний. Регулярное их пропе­вание содействует развитию диапазона, но петь их необходимо без сопро­вождения. Целесообразно также использовать музыкальные дидактические игры для различение звуков по высоте («Эхо», муз. Е. Тиличеевой; «Дождик», муз. М. Красева и др.).

Необходимо развивать детское песенное творчество, для чего следует да­вать задания типа «Спой собственную колыбельную», «Допой песенку», «По­зови подругу или друга», «Вопросы и ответы».

Музыкально-дидактические игры

способствуют развитию сенсорных способностей, так как стимулируют детей на прослушивание произведения, узнавание, сравнение и выделение выразительных музыкальных средств (высота звучания, тембр, динамика, ритм). В среднем за год детей знакомят с 10-12 играми; при этом каждая из них разучивается как на занятиях, так и вне их. После того как игра разучена, она переносится в самостоятельную музыкальную деятельность детей.

Музыкально-ритмические движения.

Дети 4 лет уже могут проявлять са­мостоятельность при исполнении танцев, игр и упражнений: начинать дви­жения после вступления, менять их в зависимости от формы произведения (двух- или трехчастной), динамики (громко — тихо), регистра (высокий -низкий); выполнять движения согласованно, соблюдая заданный темп, пере­давать игровые и танцевальные художественные образы, двигаться по кругу.

На занятиях по-прежнему активно используются игровые методы и при­емы, которые помогают обратить внимание ребенка на характер музыки, добиться более выразительного и эмоционального исполнения. Использо­вание атрибутики способствует повышению и качества движений, и эмо­ционального настроя. Например, при исполнении вальса детям можно дать в руки шарики, цветы; а в русской пляске — платки, ленты и др.

Обучая детей музыкально-ритмическим движениям, следует осуществ­лять индивидуально дифференцированный подход, что позволяет учиты­вать возможности каждого и оказывать помощь слабым и застенчивым.

Детей пятого года жизни целесообразно учить инсценированию

неслож­ных песен, музыкальных сказок, плясок. Для развития творческого потенци­ала необходимы определенные условия: умение детей выполнять различ­ные движения, яркая атрибутика, которая вызывает желание проявлять творческую активность в различных ситуациях. В этом возрасте можно ин­сценировать песни «Конь» (муз. Е. Тиличеевой), «Лиса и гуси» (муз. Ф. Герше-вой), «Воробей» (муз. А. Филиппенко).

Особенность обучения игре на детских музыкальных инструментах

за­ключается в том, что оно происходит и на занятиях, и в повседневной жиз­ни. Методика обучения игре на любом инструменте состоит из следующих этапов: знакомство с инструментами (рассказ об истории создания каждо­го), постановка корпуса, рук, освоение основных приемов звукоизвлечения, разучивание музыкального произведения.

Детей учат держать инструмент без напряжения, но крепко, при этом мышцы кисти руки не должны быть напряжены. При игре на ударном инст­рументе главная роль принадлежит кисти, хотя — в той или иной степени -задействованы плечо и предплечье. Основным способом звукоизвлечения является удар, который складывается из нескольких фаз: взмах руки, ее на­правленное движение к инструменту, соприкосновение с источником звука и воспроизведение звука, отскок и возвратное движение руки. Детей следует приучать к постоянному слуховому контролю, что позволяет получать кра­сивый звук. Развитие мышц кистей рук, координация движений достигаются в результате систематических занятий; в процессе специальных упражне­ний вырабатываются умения. Очень важный момент — сформированность интереса и желания музицировать на детских инструментах.

При правильной постановке работы по музыкальному развитию дети к концу пятого года жизни способны высказывать суждения о музыке, оцени­вать ее и качество пения, имеют любимые произведения, проявляют само­стоятельность при исполнении песен, танцев и интерес к коллективному пению песен с сопровождением фортепьяно, без него и восприятию музы­ки, узнают мелодии по вступлению и заключению, предпочитают ритмиче­ские движения, а в играх, упражнениях и танцах передают характер произ­ведения, исполняют программные танцевальные движения и могут исполь­зовать их в свобдной пляске.

Старшая группа

Дети старшего дошкольного возраста не просто с большим интересом относятся к занятиям: практически у каждого ребенка есть свой любимый вид деятельности. Интересы детей имеют устойчивый характер. Главное внимание педагог уделяет формированию умения воспринимать и сравни­вать различные музыкальные произведения, дальнейшему развитию музыкальных способностей, что приводит к усложнению содержания заня­тий: расширяется репертуар и возрастают требования к качеству выполне­ния заданий. Длительность занятий составляет 25-30 минут; проводятся они два раза в неделю. Выделяются следующие разделы: слушание музыки, исполнение (песни, движения, игра на детских музыкальных инструмен­тах), творческая деятельность.

Слушание музыки.

При организации слушания музыки мы рекомендуем вести работу по трем направлениям, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

1. Знакомство с жанрами, характером музыки: детям предлагают слушать произведения контрастного характера, что помогает им научиться пони­мать чувства, выраженные в музыке.

2. Знакомство с особенностями произведения: детей учат понимать, что музыка всегда передает и выражает чувства, настроение, переживание чело­века, учат вместе с педагогом рассказывать о смысле произведения. Так у ре­бенка вырабатывается индивидуальность суждений и высказываний. Дети должны научиться чувствовать отношение композитора к изображаемым событиям, поэтому, характеризуя музыкальное произведение, необходимо детально анализировать особенности выразительных средств, показывать их связь с содержанием.

3. Знакомство с приемами музыкальной выразительности, основными и сопутствующими художественными средствами, что помогает ребенку осо­знать и воспринять произведение в целом.

Целостное восприятие произведения остается одним из основных методов работы: это дает педагогу возможность учить детей дифференцированному восприятию музыки, показывать им, как постепенно развивается музыкально-художественный образ и каким его видел и чувствовал сам композитор в про-

цессе творчества. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если про­слушивание пьесы сопровождается действиями. Например, слушание «Пляски птиц» (муз. Н. Римского-Корсакова) может сопровождаться творческим зада­нием — изобразить танец птиц и передать радость прилета в родные края.

Восприятие формируется не только в процессе музыкальных занятий, но и в повседневной жизни: на праздниках, во время развлечений, на занятиях по развитию речи, математике, изобразительной деятельности и т.д.

Пение.

Дети данной возрастной группы, имеющие музыкальный слух и голос, уже могут петь, чисто интонируя мелодию, и способны освоить ряд певческих навыков. Первоосновой вокального воспитания является подра­жательное пение, поэтому ребенку нужно показывать хорошие образцы пения; продолжать учить его слушать, повторять услышанное, сравнивать свое пение с оригиналом и исправлять недостатки.

Пение педагога должно отвечать высоким требованиям с точки зрения вокальной техники, чистоты интонирования, выразительности, образнос­ти. Каждый вокальный образец должен звучать многократно и в разнообраз­ных вариантах, т.е. в разных тональностях, различных темпах, в исполнении педагога и хорошо поющих детей.

Музыкальному руководителю следует придерживаться ряда советов, ко­торые выработаны практикой. При первом показе произведения дети слу­шают молча, сосредоточенно, не пытаясь подражать. Это необходимо для того, чтобы избежать неправильного пения некоторыми детьми, что может оказать негативное влияние на других. Вокальный образец может звучать в двух вариантах — с музыкальной поддержкой (подыгрывание или подпева­ние) или без него. Постоянное подыгрывание или подпевание педагога ме­шает развитию слуха детей. Однако музыкальная поддержка обязательно должна звучать, не заглушая пения самого ребенка.

В процессе обучения пению необходимы объяснения педагога; при этом особое внимание уделяется работе над певческим дыханием, которое долж­но быть спокойным, бесшумным, регулироваться музыкальными фразами; дети должны научиться брать дыхание не разрывая слова. Для отработки ды­хания следует использовать игровые упражнения: понюхай розу или гвозди­ку, задуй свечу; кто дольше гудит (как паровоз или пароход).

Музыкальному руководителю следует помнить: у каждого ребенка есть звуки, которые ему удобнее петь естественным голосом, — это так называе­мые примарные зоны. Наиболее естествен для детей старшего возраста диа­пазон в пределах квинты (ре 1 — си 1).

Если ребенок поет выше или ниже этих звуков, то у него теряется чистота интонации. Вот почему необходимо определять примарные зоны каждого ребенка.

В ходе поэтапного разучивания песни применяются приемы, которые содействуют развитию голоса и музыкальных способностей в целом.

Первый этап

обучения включает вступительное слово педагога, художе­ственный показ, беседу и повторный показ. Чем ярче и эмоциональнее про­ходит данный этап, тем большую активность проявляют дети. В ходе беседы они учатся отмечать звуковые особенности песни и высказывать свое мне­ние. Все это завершается коллективным исполнением песни.

Второй этап

— собственно разучивание. Он начинается с пения вме-

сте с педагогом. Сначала лучше спеть песню один-два раза от начала до конца без фортепьянной поддержки. Это позволит педагогу выделить де­тей, на которых можно опираться во время пения. Затем начинается длительный процесс разучивания мелодии по фразам. Темп пропевания фраз должен быть таким, чтобы он обеспечивал нормальное певческое дыхание.

При разучивании хорошо использовать следующие приемы: педагог по­ручает детям исполнение одной фразы, а сам поет всю песню. Смысл данно­го приема заключается в том, что ребенок исполняет одну фразу, но активно слушает всю мелодию и учит ее. Более сложный прием — распределение от­дельных фраз между несколькими исполнителями. С одной стороны, это со­действует целостному восприятию песни, а с другой — помогает показать тождество и различие фраз. Например, песню «Прогулка» (муз. Е. Тиличее-вой, сл. Н. Найденовой) можно петь по фразам: один ребенок — первую му­зыкальную фразу куплета, другой ребенок — вторую, а затем наоборот.

На третьем этапе

идет работа над выразительностью пения, и перед пе­дагогом стоит задача активизировать всех детей. Для ее осуществления ис­пользуется пение всей группой, индивидуально и по подгруппам в сопро­вождении фортепьяно или без него.

Дети старшей группы проявляют повышенный интерес к песенному творчеству,

которое начинается с обучения звукоподражанию голосам птиц и домашних животных, музыкальным инструментам (с изменением высоты звучания, ритма, музыкальных интонаций), а также с импровиза­ции несложных музыкальных вопросов и ответов типа: «Где ты?» — «Я здесь!». Непременной чертой импровизации является то, что она должна быть схожа с образцом, но отличаться от него мелодическими и ритмиче­скими оборотами.

Наряду со слушанием музыки, пением важное место занимает дидакти­ческая игра,

которая направлена на развитие сенсорных способностей де­тей, т.е. умения воспринимать и воспроизводить высоту, силу, тембр и дви­жение музыкальных звуков. Разучивание игры происходит на занятиях, по­том дети играют в нее вместе с взрослым или друг с другом («Узнай песню по вступлению», «Сколько нас поет?», «Звенящие колокольчики»). Технология обучения дидактической игре та же, что и в средней группе.

Музыкально-ритмические движения.

Обучение ритмике направлено на развитие музыкального восприятия, стремления двигаться в соответствии с характером музыки, формой произведения, формирование любви к танце­вальным и ритмическим движениям, формирование умения двигаться легко и пластично, получая от этого наслаждение.

Занятия традиционно содержат упражнения для усвоения движений гим­настики, бега, шага, подскоков, игр, хороводов, плясок, танцев, а также тан­цевальное и игровое творчество. В процессе разучивания упражнений сле­дует следить за осанкой, координацией рук и ног, взаимосвязью движения с музыкой, пластичностью, ч

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]