«Экологическое воспитание во второй младшей группе» Беляева Елена Александровна воспитатель I категории 2012 г. 2012 г. — презентация


Конспект занятия по экологии во второй младшей группе » Чудесница вода».

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» 607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97,

8(83177) 3 — 55 – 11, электронная почта: [email protected]

Конспект занятия

по экологии в младшей группе детского сада

«Чудесница-вода».

Выполнила :воспитатель высшей квалификационной категории КрасоткинаМ.А

Цели:

1.Уточнение представлений детей о важности воды для всего живого: растений, животных, человека.

2. Рассказ о значении воды в нашей жизни. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Задачи:

1. Образовательные задачи.

Дать детям знания о свойствах воды (вкусе, цвете, запахе).

2. Развивающие задачи.

Развивать зрительно-двигательную координацию, память, внимание.

3. Воспитательные задачи.

Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

Материал:

стаканчики с кипячёной водой по количеству детей, 3 прозрачных стаканчика, один стаканчик с соленой водой, один со сладкой, стаканчики с теплой и холодной водой.

Ход занятия:

Под музыку входит воспитатель в костюме «Воды» под синим зонтом и приветствует детей.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости.

Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу!

Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу.

Я не камень, не песок,

Мой сыночек ручеек

Догадались вы, друзья,

Как зовут меня? (Вода)

Стихотворение о воде
Автор: Светлана Олегова Что такое вода?
Что такое вода? Это струйка из крана, Это волны и шторм на морях-океанах. В запотевшей бутылке напиток в руке, И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном. В жидком, твердом она. Даже в газообразном. Мы не видим ее или не замечаем. Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.

Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы).

Воспитатель: Ребята, а откуда бежит водичка, когда мы умываемся? Правильно, из крана. Но чтобы попасть к нам в дом, вода проделывает долгий путь. Посмотрите — это родничок. Родничок маленький, он вытекает из-под земли. А из родничка течет ручеек веселый. Давайте поиграем с вами в ручейки.

Подвижная игра «Ручейки».

Воспитатель: течет ручеек и попадает в речку. Речка сначала маленькая, а потом становится все больше и больше. Река впадает в море. Море очень большое, волны бьются о берег. Послушайте музыку. (Играет музыка).

Пока мы с вами играли, вам наверняка захотелось пить, подойдите к столу, посмотрите вот вода, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода, каждому). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с детьми младшей группы»

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.

В. А. Сухомлинский.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – это одна из важнейших задач работы детского сада.

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.

Я думаю, что только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Приступая работать по этой теме, мы поставили перед собой цель — воспитать защитников природы, дать им первоначальные экологические знания, научить милосердию, привить им любовь к живому. Кроме того, мы стремимся сформировать у детей умения и навыки ухода за растениями и животными.

В нашей группе в основном вновь прибывшие дети из дома и только 7-ро детей перешедшие с первой младшей группы. В течение первого месяца мы наблюдали за детьми, вели с ними беседы: рассматривали картинки с изображением домашних и диких животных и их детёнышей, беседовали о птицах, насекомых и их внешнем виде, рассматривали деревья, кустарники, цветы, рассматривали картины с изображением времён года, беседовали о пользе фруктов, овощей и ягод и т.д. В результате наблюдений, мы пришли к выводу, что в группе есть дети, которые не всех животных и их детёнышей могут назвать, не все знают названия времён года, не могут определить по картине явления природы, не называют птиц, не отличают дерево от кустарника и не могут их назвать, не все знают названия овощей, фруктов, и ягод. У детей бедный запас активного словаря. Оказалось, что с высоким уровнем знаний нет ни одного ребёнка, со средним уровнем знаний три ребёнка, а у остальных — низкий. Таким образом, нами были намечены следующие задачи:

— Научить ребенка воспринимать окружающий мир через понимание закономерностей природных процессов.

— Продолжать знакомить с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения и их питания.

— Расширять представление о диких животных (медведь, лиса, белка, ёж и др.), о земноводных (на примере лягушки).

— Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

— Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).

— Учить отличать и называть по внешнему виду овощи, фрукты и ягоды.

— Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Показать как растут комнатные растения, дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

— Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

— Дать представления о свойствах воды, песка, снега.

— Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

— Развивать эстетические чувства, умение видеть и чувствовать красоту природы родного края.

-Воспитывать у детей желание участвовать в посильном труде по уходу за растениями и животными.

Работу по экологическому воспитанию мы планируем и проводим в организованной образовательной области » Познавательное развитие » в соответствии с программой » От рождения до школы » под редакцией И.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, опираясь на рекомендации С.Н. Николаевой и О.А. Соломенниковой.

Экологическое воспитание с дошкольниками мы осуществляем в соответствии с ФГОС ДО, интегрируя образовательные области — «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Худ. эстетич. развитие», «Социально-коммуникативное развитие”, «Физическое развитие».

1-2 раза в месяц проводим ООД, а совместную деятельность с детьми организуем ежедневно через различные формы работы (наблюдения, труд в природе, чтение художественной литературы, игры разного характера и т. д.)

Для того чтобы экологическое воспитание осуществлялось постоянно и целенаправленно, очень важно создать соответствующую предметно — развивающую среду. Прежде всего — это уголок природы в группе . При подборе обитателей уголка природы в нашей группе мы учитывали, прежде всего, особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а так же образовательные задачи. Для ознакомления детей с растениями мы разместили в уголке природы фикус, герань, колеус, где чётко можно рассмотреть стебель, лист и цветок, а для сравнения добавили фиалку, у которой имеются только цветы и листья. Вносили сезонные объекты: веточки, букеты из листьев различных деревьев, цветы, травы. Оформили календарь погоды и его методическое обеспечение (карточки с изображением времени года, суток, погодных особенностей), наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее, альбом «Времена года». Выделено место для поделок из природного материала, так же имеется материал для труда, а для поделок природный и бросовый материал.

Для обогащения детских знаний используем большое количество настольно – печатных игр. Изготовили и систематизировали дидактические игры и пособия экологического содержания: «Кто это?», «Собери картинку», «Кто, где живет?», «Кому нужна вода?», «Чей детёныш?», «Зоологическое лото» и т. д

В книжном уголке подобрали литературу по возрасту наших детей: стихи и сказки о животных и птицах, книжки про овощи, красочные иллюстрации.

В работе по ознакомлению детей с природой мы используем разные методы в комплексе, правильно сочетая их между собой:

— Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет нам сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.

— Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов помогает нам закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

— Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.

Экологическое воспитание дошкольников проходит непрерывно в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни.

Понятие «повседневная жизнь» предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома — это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы. Мы обращаем внимание детей и показываем, как необходимо ухаживать за растениями: учим поливать цветок, протирать крупные листья влажной тряпочкой, привлекая их к несложным трудовым действиям (н-р: учим правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно). В процессе ухода за растениями учим рассматривать растения и отличать по внешнему виду. Для закрепления знаний о комнатных растениях проводим дидактические игры: «Найди такое же», «Найди растение с большими и маленькими листьями», «Угадай по описанию». На прогулке ведём наблюдения за деревьями, цветами на клумбах, выделяя основные части. В совместной деятельности с воспитателем играем в дидактические и подвижные игры.

Особое значение мы уделяем наблюдениям на прогулке. Н-р: при ознакомлении с сезонными изменениями мы наблюдали за деревьями, за небом, за дождём, солнцем, за цветочными клумбами, за людьми. Продолжали знакомить с характерными особенностями осеннего периода, познакомили с отличительными особенностями листьев клёна, дуба и берёзы, как изменяется окраска листьев. Проводили игры «От какого дерева лист?», «Найди такой же листок», «Ветер и листочки» и т.д. Предлагали собрать осенние букеты из необычных листьев. Вместе организовывали коллективный труд по уборке осенней листвы с участка, на цветочных клумбах рассматривали созревшие бутоны семян, а затем вместе их собирали. Во время наблюдений, обратили внимание на сезонную одежду людей, как она поменялась, предложили одеть кукол на прогулке по сезону.

Для закрепления полученных знаний рассматривали, предметные картинки, иллюстрации и сюжетные картины. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности.

Для воспитания положительных эмоций в своей работе используем художественное слово: знакомим с русской поэзией (А. Плещеев «Осень», И. Белоусов «Осень», И.Бунин «Льёт дождь», Н. Некрасов «Перед дождём»), читаем детскую литературу. После чтения проводим беседу, уточняем содержание прочитанного и закрепляем знания, задаём вопросы.

Во время комплексных и тематических занятий предлагали детям украсить дерево осенними листьями, используя нетрадиционную технику рисования.

Во время знакомства детей с овощами и фруктами, наблюдали за тем, что выросло на огороде и в саду д/с. Рассмотрели, как растет морковь и свекла, какой вырос на грядке кабачок и тыква, как созрели яблоки на деревьях. Провели беседу о том, что можно кушать только мытые овощи и фрукты. Проводили д/и «Определи на вкус», «Чудесный мешок».

Для закрепления знаний, при рассматривании изображений на картинках, даём сравнительную характеристику по форме, величине и цвету, решая задачи других образовательных областей.

Познакомили со сказкой «Репка», которую с огромным удовольствием инсценировали, используя шапочки героев.

Продолжаем знакомить детей с некоторыми домашними животными, особенностями их передвижения, поведения и питания; даём элементарные понятия о жилище собаки (конуре); формируем чувство ответственности за животных, которые живут рядом с человеком.

На прогулке наблюдали за людьми, которые гуляют со своими собаками, за кошками которые приходили на территорию сада. В группе рассматривали пособия о домашних животных и их детёнышей, познакомили с некоторыми особенностями жизни животных (чем питаются, какие звуки издают – лошадь ржёт, свинья хрюкает, собака лает, кошка мяукает…)

Закреплению знаний способствуют различные игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические), а также инсценирование сказок, в которых встречаются разные животные.

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

В нашей группе дети в процессе игры гораздо активнее идут на контакт, легко и с удовольствием воспринимают новую информацию, закрепляя уже полученные знания. В игре «Путешествие», где мы играем роль экскурсовода, гида или путешественника, а дети являются участниками происходящих событий. С огромным интересом дети слушают экологические сказки. Экологическая сказка учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, дает ребенку возможность стать членом интересного общества верных друзей (животных, растений), научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой. Большую роль играют такие факторы, как доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, закладываются начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес у ее познанию, сочувствия ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

На прогулке и в другие режимные моменты систематически планируем и проводим индивидуальную работу по экологическому воспитанию: это и дидактические игры, и рассматривание картины, и чтение худ. лит-ры.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.

Мы советовала родителям обратить внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняли, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой.

Привлечь внимание родителей к экологическому воспитанию детей помогает и наглядная информация для родителей. Были предложены консультации «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка», «Игры экологического содержания», предложен список детской литературы, которая поможет в экологическом воспитании детей, а также совместно с родителями сделали гербарий из листьев деревьев. Надеемся, что наша совместная работа даст хорошие результаты.

Подводя итог, хочется отметить, что ООД с более активными детьми всегда проходят плодотворно, динамично, они легко справляются с требованиями программы. А с вновь пришедшими детьми работать сложнее, требуется больше индивидуальной работы. Наша задача на будущее — постараться помочь этим детям быть активнее. Работу по экологическому воспитанию будем продолжать.

Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет

Плакат «Береги природу». Совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста


Плакат «Береги природу»

. Совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста. С ранних лет детям нужно прививать понятия о том, что планета — наш общий дом, о ней нужно заботиться , беречь всеми силами: надо охранять воздух, которым мы дышим, нужно беречь воду, которую…

Конспект занятия по экологии «Берегите природу» (вторая младшая группа) В МБДОУ 288 группе 5 проходили обучающие экологические уроки в рамках проведения Всероссийской акции «Эколята — молодые защитники природы«. В работе с детьми затронули тему » Берегите природу«, формировали ответственного отношения к природе, повышали уровень экологической

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]