Тематический контроль «Организация сюжетной игры»учебно-методический материал на тему


Тематический контроль «Организация сюжетной игры»учебно-методический материал на тему

План проведения тематического контроля по теме:

» Организация сюжетной игры»

Сроки: 10 – 21 апреля 2022 г.

Исполнители: заведующий Харчикова Е.Ж., зам.зав ВМР Стороженко Э.Я., старший воспитатель Гамолка С.Ю.

Цель: определить эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по организации сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить документацию педагогических работников по планированию и руководству сюжетно-ролевой игрой дошкольников.

2. Дать оценку работе педагогического коллектива по организации руководства сюжетно-ролевыми играми детей в разных возрастных группах.

3. Обобщить систему работы и определить перспективы деятельности педагогического коллектива по организации сюжетно-ролевой игры.

Вопросы, подлежащие проверке:

  1. Анализ руководства педагога игровой деятельностью детей.
  1. Анализ условий, созданных в группе для игровой деятельности детей.
  1. Профессиональные знания и умения воспитателя в организации игровой деятельности детей.
  2. Оценка форм взаимодействия с родителями по проблеме игры.

Основные формы и методы контроля

  1. Наблюдение за педагогами
  2. Собеседование с воспитателями

Оценочный инструментарий

  1. Анализ руководства педагога игровой деятельностью детей.
  2. Анализ условий, созданных в группе для игровой деятельности детей.
  3. Выявление уровня игровых знаний, умений и навыков у детей.

Заведующий МБДОУ

«Иланский детский сад № 50» Е.Ж. Харчикова

Итоговая справка о результатах

тематического контроля

Тема: «Организация сюжетной игры»

Тематическая проверка проходила с 10 по 21 апреля 2022 года согласно годового плана воспитательно-образовательной работы на 2016-2017 учебный год во всех возрастных группах.

Приказом по ДОУ №15 от 3 апреля 2022 года была создана комиссия в составе:

Харчикова Е.Ж.. — председатель комиссии, заведующий МБДОУ;

Гамолка С.Ю. — член комиссии, ст. воспитатель

Сторженко Э.Я. – член комиссии, зам.зав. ВМР

  1. Оценка руководства педагога игровой деятельностью детей показала:
  • Осуществляя руководство игровой деятельностью, педагоги используют приемы руководства игрой, педагогический такт, эмоциональный фактор.
  • Методика проведения игры соблюдается. Но итоги не подводятся и прошедшая игра не обсуждается, так же во всех группах не проводится предварительная работа перед игрой. В старшей группе, воспитатель Сухарькова Н.М., были ошибки в методике проведения игры: не было постановки задач и целей игры, проектирования развития игры, мало применялось приемов на развитие активности и привлечения к игре всех детей.
  • Взаимосвязь с другими видами деятельности осуществлялась частично.
  • Педагоги почти все в достаточной мере владеют особенностями организации сюжетной игры в каждой возрастной группе. Но если настольные игры широко применимы в нашем детском саду и популярны у педагогов, то в сюжетно-ролевые дети большей частью играют, предоставленные сами себе, а воспитатели следят в это время за дисциплиной, занимаясь своими делами.
  1. Оценка условий, созданных в группе для игровой деятельности детей, показала:
  • Условия для игровой деятельности детей созданы во всех группах ДОУ. Игровые центры оборудованы всем необходимым, находятся в эстетичном состоянии, расположены и хранятся в доступном для использования детьми месте. Но нет разнообразия, изюминки в создании условий для ролевых игр.
  • Во всех группах педагоги развивают у детей чувство ответственности за сохранение игрушек и умение приводить их в порядок, соблюдать правила пользования игрушками.
  • Во всех группах родители принимают активное участие в изготовлении атрибутов для игровой деятельности: это и шитье специальной одежды для ролей, постели и одежды для кукол, и приобретение контейнеров для хранения атрибутики, и изготовление самих атрибутов для игр.
  • Сюжетно-ролевые игры планируются систематично во всех группах. Рекомендации по планированию необходимого количества игр, тематическом разнообразии, соответствии целей к играм относительно возрастных особенностей учитываются и выполняются педагогами.
  1. Оценка игровых знаний, умений и навыков у детей показала:
  • Уровень развития игровых качеств во всех группах соответствует возрасту. В младшей группе идет активное обучение детей умению придумывать и обыгрывать несложный сюжет, принимать на себя роль и выполнять ролевое поведение. Навыки по самообслуживанию полностью не сформированы, дети не умеют самостоятельно прибирать используемые атрибуты, оборудование, игрушки после завершения игры. В старшей группе дети обыгрывают только один сюжет, введение дополнительного сюжета и ролей затрудняет развитие игры. Распределением ролей владеют не все дети – просто вклиниваются в игру и, если играющие не возражают, играет согласованно с ними или параллельно. Активно используются в этой группе предметы-заместители. Дети играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы. В подготовительной к школе группе дети умеют четко распределять роли и выполнять ролевое поведение, ставить перед собой цель и находить средства для ее осуществления. Дети испытывают чувство ответственности за выполнение порученной ему роли, но без подсказок педагога сюжет игры не развивается, дети увлекаются одним игровым действие, представляющим для них интерес.
  • Во всех группах дети обладают чувством ответственности за выполнение полученной им роли, выполняют этические нормы поведения во время игры, соблюдают правила пользования игрушками, не умеют завершать игру.

По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:

  • Уровень развития сюжетно-ролевой игры и работы в этом направлении педагогического коллектива можно оценить как средний. И условия для игры, и подготовленность педагогических кадров, и планирование, и сотрудничество с родителями — все эти направления требует пристального внимания и углубленной работы всего коллектива.
  • Оценка условий, созданных в группе для игровой деятельности детей, показала, что условия созданы во всех группах ДОУ, но требуют разнообразия.
  • В основном игровые знания, умения и навыки у детей сформированы. Дети активно и с интересом играют, соблюдая правила.

Рекомендации:

  1. Совершенствовать условия игровой деятельности, обеспечивающих новое качество воспитания.
  1. Изучить теоретическую базу по организации сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС.
  1. Вовлечь родителей в организацию игрового процесса в ДОУ.

Заведующий МБДОУ

«Иланский детский сад № 50» Е.Ж. Харчикова

Зам.зав. ВМР Э.Я. Стороженко

Старший воспитатель С.Ю. Гамолка

Мой детский сад

  1. Название. «Состояние развития игровой деятельности детей младшего и раннего возраста»
  2. Цель. Выяснить состояние работы по игровой деятельности в дошкольном учреждении N
  3. Сроки поведения. С ___ по ___
  4. План тематического контроля.
NРазделы планыСодержаниеМетоды
1Обследование уровня развития детей-Соответствие уровня развития игровой деятельности детей программным целям и задачам -Умение детей совершать действие в воображаемом плане как средство развития символической функции мышления и формирования плана представлений. -Умение детей воспроизводить в игре человеческие взаимоотношения -Умение детей согласовывать свои игровые действия с партнерами по игре.-Обследование уровня развития игровой деятельности детей путём длительного наблюдения за самостоятельной детской игрой, организации сюжетно-дидактических игр. Анализ общения детей в процессе игры.
2Оценка профессионального мастерства воспитателя-Умение применять знание программных целей и задач в практической работе с детьми -Владение методами и приёмами организации детской игры. Знание классификации детских игр (игры, возникающие по инициативе взрослого; игры, возникающие по инициативе детей; народные игры) и умение организовывать каждый из этих видов игр.-Анализ организации воспитателем детских игр -Анализ умения воспитателя воздействовать на детскую игру путём создания и обогащения игровой среды -Анализ умения воспитателя применять игровые приёмы на занятиях по различным видам деятельности детей. -Собеседование с воспитателем . -анализ самообразования воспитателя. -анализ прдметно-развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при её создании)
3Создание условий: -в группе -в методическом кабинете В ДОУ-Умение воспитателя создать предметно-развивающую игровую среду в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам. -Укомплектованность методического кабинета диагностическим материалами по развитию игровой деятельности детей.– Посещение групп -Анализ предметно-игровой среды (с точки зрения её содержания)
4Планирование работы-Эффективность планирования (стратегического, тактического и оперативного) по развитию игры для детей.-Проверка планов с точки зрения планирования детских игр: сюжетно-ролевых ( путём создания и обогащения соответствующей игровой среды, обогащения опыта детей); сюжетно-дидактических и дидактических игр; игр с правилами; подвижных игр; игр-драматизаций; народных игр и игровых забав.
5Работа с семьёй-Эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с родителями по вопросам развития игровой деятельности детей: понимание родителями важности развития игровой деятельности детей для их успешного развития. -Наличие наглядной и справочной информации для родителей по организации игр детей в домашних условиях-Анализ наглядной информации для родителей в группе. -Опрос или анкетирование родителей.

Рабочие материалы контроля: – Показатели развития игровой деятельности на разных этапах дошкольного детства. -Диагностика развития игры. -Анкета профессионального мастерства воспитателя. -Карта анализа самообразования воспитателей -Протокол обследования предметно-развивающей среды. -Карта анализа наглядной информации для родителей.

Карта анализа наглядной информации для родителей

N Критерии анализа Группы
N 1 N 2 N 3 N 4
1 Конкретность информации
2 Доступность предлагаемого материала
3 Краткость материала
4 Эстетичное оформление наглядных материалов
5 Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов
6. Форма подачи материала
-папки- передвижки
-стенды
-ширмы
-Информационные письма-памятки для родителей
7. Востребованность предлагаемого материала у родителей

Карта анализа самообразования воспитателей

N Критерии анализа Ф.И.О. педагогов
1. Тема самообразования
2. Содержание работы
-Посещение проблемных семинаров
-Посещение курсов квалификации, связанных с темой образования(72часа)
-Посещение модульных (12-36)курсов повышения квалификации по теме самообразования
-Самостоятельное изучение вариативных программ
-Изучение публикаций в периодической печати
3. Форма отчётности
-Подготовка тематической консультации
-Подготовка семинара-практикума
-Открытый показ занятий с детьми
-Выставка результатов продуктивной деятельности детей
-Выступление на педагогическом совете
4. Результат самообразования
-аттестация
-Обобщение опыта работы
-Наставничество

Показатели развития игровой деятельности раннего и младшего возраста

N п/п Возраст Задачи развития игровой деятельности Критерии владения игровыми замыслами
1 Ранний -Развивать самодеятельную игру-экспериментирование с различными подходящими для этого предметами и природным материалом. -Способствовать овладению орудийными действиями в игре. -Способствовать возникновению и развитию сюжетно-отобразительных игр. -Поощрять детей к подвижным и досуговым играм -владение предметно-игровыми способами игры. -Совершение одного игрового действия с разными игрушками и разных действий с одной игрушкой -Владение предметами-заместителями -Владение предметно-игровой средой. -Умение детей играть вместе (характер взаимоотношений в игре) -Умение детей занять себя игрой
2 Младший дошкольный возраст. 2-я младшая группа. -Создавать условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых детей. -Обогащать содержание самодеятельных игр детей через пополнение запаса знаний и обогащение их опыта. -Поддерживать совместные игры детей, развивать умение взаимодействовать с партнёрами -Владение ролевым поведением: умение взять на себя роль, обозначить её перед партнёрами по игре. -Использование разнообразных игровых средств для реализации игровых замыслов: мимика, жесты, предметы-заместители, игрушки -Умение играть с одними и тем же детьми ( с некоторыми) и общаться со всеми.

Карта профессионального мастерства воспитателя

N Критерии оценки Ф.И.О.воспитателя
1 Умение воспитателя играть вместе с детьми, умение:
-занять позицию « играющего партнёра»
-вовремя включиться в игру и взять на себя инициативу
-незаметно выйти из игры, предоставив инициативу детям
Передавать детям новые способы построения игры: -в раннем возрасте -действия с предметами заместителями -в младшем возрасте -игра, выстроенная в виде цепочки ролевых диалогов
-Пояснить детям-партнерам по игре- свои игровые действия
-Свободно развертывать сюжет того или иного строения (одноперсонажный или многоперсонажный) в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей
–принять вовремя предложения детей в процессе игры
-ввести новый персонаж (и новую роль)
-Развернуть предложенное партнёром-ребёнком событие
2. Владение методом комплексного руководства игрой
-планомерное обогащение опыта детей для формирования источника возникновения замысла игры
-Использование обучающих игр (дидактических, театральных) для формирования у детей способов перевода реального опыта в игровой, условный план
-умение своевременно изменить игровую среду
-Умение выстроить общение с детьми во время игрового процесса
3. Рациональное и педагогически целесообразное оформление игровой среды
Рекомендации:

Протокол обследования предметно – развивающей среды

N Вопросы на контроле Группы
N1 N2 N3N 4
1Условия развития сюжетной игры
*Игровые модули (жёсткие и мягкие)
*Сюжетно-образные игрушки
*Предметы-заместители
*Наличие в группе пространства, игровых зон, в которых дети могут играть по личной инициативе
2.Условия для развития театрализованной игры
*Атрибуты для игр, шапочки-маски
*ширма
*Различные виды театров:
-настольный
-плоскостной
-пальчиковый
-куклы би-ба-бо
-ростовые куклы
3.Условия для развития игр-экспериментирований
*природный материал:
-разнообразие
-безопасность
-доступность
*Строительный материал:
-разнообразие
-безопасность
-доступность
4.Достаточное количество дидактических игр по всем направлениям развития детей
*Эстетичность оформление игр
*Доступность для детей
*Сменяемость
*Соответствие игр возрасту
*Картотека с описание речевых игр
5.Условия для развития подвижных игр детей
*Организация физкультурного уголка
*Доступность для детей
*Атрибуты для разнообразных подвижных игр
*Картотека подвижных игр
*Соответствие игр возрасту
*Наличие места для подвижных игр
6.Педагогическая целесообразность и эстетичность оформления пособий, размещения игрушек.
Рекомендации:

Анкета профессионального мастерства педагогов на тему «Развитие игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Уважаемые педагоги! Отметьте наиболее подходящий на ваш взгляд вариант ответа

1. Какая деятельность является ведущей у детей раннего возраста?

А. Предметная деятельность Б. Учебная деятельность В. Игровая деятельность Г. Коммуникативная деятельность

2. Какая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста?

А. Предметная деятельность Б. Учебная деятельность В. Игровая деятельность Г. Коммуникативная деятельность

3. На чём основываетсяигра ребёнка раннего возраста?

А. На стремлении научиться новому Б. На желании получить радость от игры В. На стремлении общаться с другими детьми Г. На желании исследовать игрушки и предметы

4. На чём основываетсяигра ребёнка дошкольного возраста?

А. На стремлении научиться новому Б. На желании получить радость от игры В. На стремлении общаться с другими детьми Г. На желании исследовать игрушки и предметы

5. В чём, по-вашему, состоит цель детской игры?

А. Целью является сам процесс игры Б. Целью является умение ребёнка играть с предметами В. Целью является умение делить игрушки и общаться с другими детьми Г. Целью является развитие фантазии ребёнка

6. Когда игра ребёнка раннего возраста является наиболее эффективной?

А. В самостоятельной деятельности ребёнка Б. В партнёрском взаимодействии ребёнка со взрослым В. С обучающим руководством взрослого Г. Нейтральное наблюдение взрослого и помощь по необходимости

7. Когда игра ребёнка дошкольного возраста является наиболее эффективной?

А. В самостоятельной деятельности ребёнка Б. В партнёрском взаимодействии ребёнка со взрослым В. С обучающим руководством взрослого Г. Нейтральное наблюдение взрослого и помощь по необходимости

Дальнейшие вопросы подразумевают свободный ответ

8. Перечислите виды игр, которые вы знаете

_____________________________________________________________

9. Какие методы и приёмы вы используете в работе для развития игровой деятельности детей?

_____________________________________________________________

Автор: Тарасова Юлия Николаевна, старший воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N2107 структурное подразделение N1277, г. Москва.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

План проведения тематического контроля

по теме: «Состояние работы структурного подразделения детского сада «Жемчужинка» по развитию конструктивной деятельности дошкольников и формированию предпосылок развития технического творчества» с 5 по 16 ноября 2022 года

Тематический контроль «Состояние работы по развитию конструктивной деятельности дошкольников и формирование предпосылок развития технического творчества»

Авторы: Фаттахова Наталья Вячеславовна, старший воспитатель

Григорьева Ирина Николаевна, методист

МБУ «Гимназия № 39» структурное подразделение Детский сад «Жемчужинка» город Тольятти Самарская область

Цель контроля: Выяснить состояние работы детского сада «Жемчужинка» по развитию конструктивной деятельности дошкольников и формированию предпосылок развития технического творчества, определить причины и факторы, влияющие на качество педагогической работы по данному направлению

Вопросы контроля

Методы контроля Рабочие материалы Сроки Ответственный
1. Обследование уровня развития конструктивной деятельности дошкольников и предпосылок развития технического творчества; —Мониторинг уровня развития конструктивной деятельности дошкольников Карта мониторинга (на основе возрастных достижений в области конструирования И.А. Лыковой) 5-9.11 Руководитель с\п, методист, ст. воспитатель, педагог-психолог
—Диагностика интересов и склонностей к техническому творчеству Карта мониторинга Руководитель с\п, методист, ст. воспитатель, педагог-психолог
2. Система планирования воспитательно-образовательной деятельности с детьми в группах по направлению; —Анализ рабочих программ работы с детьми по данному направлению, планирования, методических материалов, проектов Карта проверки 12-13.11 Руководитель с\п, методист, ст. воспитатель, педагог-психолог
3. Уровень профессионального мастерства воспитателей по направлению. —Анализ организации и проведения открытых мероприятий (занятий) Карта анализа открытого мероприятия (занятия) 5-9.11 Руководитель с\п, методист, ст. воспитатель, педагог-психолог
—Анализ методической грамотности педагогов в разработке конспектов и содержания занятий по конструированию и развитию технического творчества Положение о конкурсе методических материалов, протокол
—Анализ профессионального мастерства (знаний) воспитателей по направлению Тест для диагностики знаний и представлений воспитателей по направлению развития технического творчества
4. Создание условий для формирования конструктивной деятельности дошкольников и формирования предпосылок развития технического творчества дошкольников; —Анализ условий развития конструктивной деятельности и технического творчества Карта самообследо-вания условий для формирования конструктивной деятельности и предпосылок развития технического творчества 15-16.11 Руководитель с\п, методист, ст. воспитатель, педагог-психолог
—Смотр уголков конструирования и технического творчества и методических материалов по направлению работы Положение о смотре, карта
5. Работа с родителями по направлению —Анкетирование родителей по направлению Опросник для родителей по данному вопросу 5-9.11 ст. воспитатель, педагог-психолог
—Анализ родительских уголков по направлению Карта оценки материалов родительского уголка 15-16.11 ст. воспитатель, методист, педагог-психолог

Положение

о смотре уголков конструирования и технического творчества

1. Общее положения

1. 1. Смотр уголков конструирования и технического творчества (далее Смотр), а также материалов педагогов, обеспечивающих работу по направлению, проводится в соответствии с годовой задачей работы детского сада (и годовым планом работы детского сада.

1. 2. В рамках Смотра будут изучаться материалы, игровое оборудование, строительные наборы и конструкторы, информационные материалы для детей, дидактические и развивающие игры, способствующие развитию конструктивной деятельности с разными материалами, инженерного мышления, представлений о технических профессиях взрослого человека, развитию предпосылок технических способностей (пространственное мышление, мелкая моторика и координация движений, качества ума и проч.)

  1. 3. Настоящее положение определяет порядок и условия организации Смотра.
  2. Цели проведения

Целями проведения Смотра являются:

  • оценка и анализ работы педагогов всех возрастных групп по направлению развития конструктивной деятельности дошкольников и формированию предпосылок развития технического творчества;
  • пополнение в группах предметно – развивающей среды, побуждающей к развитию конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников.

3. Сроки проведения Смотра

3. 1. Смотр проводится с «15» ноября 2022 г по «16» ноября 2022 г.

3. 2. Подведение итогов «20» ноября 2022 г.

4. Организация Смотра и условия его проведения

4. 1. Участниками Смотра являются воспитатели всех возрастных групп детского сада, в том числе групп раннего возраста

4. 2. Для проведения Смотра и оказания методической помощи педагогам утверждается состав организационного комитета в лице:

  • Ф.И. О. — руководитель структурного подразделения
  • Ф.И. О. – методист

— Ф.И. О. – старший воспитатель

— Ф.И. О. –педагог-психолог.

4. 3. Члены организационного комитета выступают также в качестве экспертов (жюри) Смотра

5. Критерии оценки

5. 1. Уголки конструирования и развития технического творчества, работа воспитателей в уголках, оцениваются по следующим показателям:

  • Наличие и многообразие конструкторов, их соответствие возрасту;
  • Наличие современных конструкторов (Лего и аналогичных) с движущимися деталями, элементарными узлами (шестерни, рычаги) для создания механизмов;
  • Наличие бросового материала разного вида, который рекомендован детям для конструирования;
  • Наличие (хранение) образцов конструктивного творчества детей группы;
  • Наличие схем, алгоритмов, планов, рисунков как основы для строительства и конструирования в соответствии с возрастом;
  • Наличие альбомов с изображениями разнообразных конструкций и построек для рассматривания;
  • Наличие в группе сложных игрушек (автомобилей и спецтехники, анимированных запрограммированных и интерактивных игрушек, детских нетбуков и т.п.);
  • Наличие в группе дидактических и развивающих игр, способствующих развитию творческих способностей и мышления (на классификацию, сравнение, ранжирование и т.п.);
  • Наличие в группе развивающих игр Никитина, Воскобовича, Дьенеша, аналогичных, способствующих развитию качеств ума и логических операций;
  • Наличие в группе технически ориентированной литературы для детей, энциклопедий, историй открытий и т.п.;
  • Наличие в группе игр, предметов и головоломок, подборок материалов с заданиями, способствующих развитию мелкой моторики рук, достижению целенаправленности и точности движений (в соответствии с возрастом);
  • Наличие материалов для экспериментирования, выдвижения гипотез, обобщения, анализа;
  • Наличие материалов для организации технически-ориентированных сюжетно-ролевых игр, связанных с профессиями строителя, инженера, архитектора, водителя и проч.;
  • Наличие материалов по ознакомлению с группой технических профессий – иллюстраций, видеоматериалов, текстов;
  • Наличие результатов проведения проектов по направлению, оформленных в виде «копилок» материалов,
  • Наличие места для экспонирования построек дошкольников.
  • Наличие методических материалов, пособий, обеспечивающих целенаправленную работу по направлению.

5. 2. Оценка производится коллективно всеми экспертами Смотра;

5. 3. Выполнение каждого пункта оценивается по пятибалльной системе, замечания заносятся в протокол.

5. 4. Смотр и оценивание производится на основе и с учетом возрастных особенностей детей, отраженных в рабочей программе педагога, в программах и методических рекомендациях к организации деятельности в соответствии с возрастом

6. Подведение итогов Смотра

6. 1. По результатам Смотра составляется протокол и аналитическая справка; результаты представляются на педагогическом совете по теме контроля

6. 2. По результатам Смотра руководитель ОУ назначает поощрения или взыскания

6. 3. По результатам анализа материалов Смотра участники получают рекомендации по совершенствованию работы по направлению.

< ПредыдущаяСледующая >

Справка-анализ «Организация игровой деятельности в режиме дня»

Справка-анализ

по теме: «Организация игровой деятельности в режиме дня»

В соответствии с годовым планом работы МБДОУ д/с «Колосок» ст. Красноярской на 2017-2018 уч. год был проведен контроль.

Форма контроля: оперативный контроль

Цель проверки: изучение состояния воспитательно-образовательной работы воспитателя с детьми в процессе совместной игровой деятельности в разных возрастных группах.

Срок проведения: с 08.11.2017г. по 09.11.2017г.

Объект контроля: воспитательно-образовательная работа с детьми в процессе проведения игр в разных возрастных группах.

В МБДОУ д/с «Колосок» ст. Красноярской 4 дошкольные группы:

Младшая группа — воспитатели Харитонова Е.А., Соловьева В.В.

Средняя группа – воспитатели Аверьянова Т.В., Туманян О.А.

Старшая группа — воспитатели Рязанцева Н.В., Сидорова Е.Ф.,

Подготовительная группа — воспитатели Рогова Г.А., Шкода С.Н.,

Разновозрастная группа кратковременного пребывания.

Проверку проводил: старший воспитатель Маленькая Н.А.

1. Изучение предметно-развивающей среды

показало, что во всех группах детского сада созданы определенные условия для организации игровой деятельности детей. В частности, предметно-развивающая среда отвечает эстетическим, гигиеническим требованиям, требованиям техники безопасности. Во всех группах достаточно места отведено для игр детей. В игровой зоне оформлены и выделены различные тематические уголки. Имеется разнообразная атрибутика для сюжетных игр, игр-драматизаций. Все группы ДОО обеспечены игрушками и материалами для сюжетных игр. Имеются игрушки для режиссерской игры: маленькие куклы, одежда и предметы для оперирования с ними.

Уголки для игр детей зонированы, в атрибутике для каждого вида игр имеется необходимый набор игрового оборудования, как купленного в магазине, так и изготовленного руками педагогов. Имеются уголки ряжений, большие коробки с предметами – заместителями. Игрушки находятся в свободном доступе для детей и соответствуют возрасту детей. Игровое оборудование тщательно подобрано по тематике, соблюдаются правила пользования детьми игрушками, после игр они убираются на свое место.

Все воспитатели ДОО, по возможности, стараются обновлять предметно-развивающую среду и пополнять её новыми игрушками и пособиями. Однако при этом наблюдается недостаточное проявление инициативы и творческого поиска педагогов, отсутствие нестандартного мышления по обновлению предметно — развивающей среды.

2. Наблюдение за игровой деятельностью воспитанников

разных возрастных групп:

При организации игровой деятельности в младшей группе воспитателем Харитоновой Е.А. было организовано несколько игр, которые гармонично сменяли друг друга. Педагог осуществляет руководство игровой деятельностью, в самостоятельной строительной деятельности поддерживает инициативу детей, если нужно корректирует их действия. В соблюдении структуры игры были недочеты: педагог упустил такие моменты, как мотивация и анализ результатов. Инструкции и объяснение правил игры были четкие, доступные и контролировались на протяжении всей игры. Материал для игр был заранее подготовлен.

Рекомендации:

придерживаться структуры игры.

Организация сюжетно-ролевой игры в средней группе осуществлялась педагогом Туманян О.А. в групповой форме. Педагог организовал игру «Поездка в цветочный магазин», в ходе которой решались следующие социально-коммуникативные задачи: умение уступать друг другу, общаться со сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда. Педагог был участником и партнером в игре, осуществлял соответствующий подбор игровых ролей, предложил тему для игры. Структура игры была соблюдена, однако мотивация детей больше напоминала целеполагание. Педагог недостаточно ориентировал детей друг на друга, больше использовал ориентировку на действия и правила. Не было создано условий для проявления детьми инициативы.

Рекомендации:

активно использовать мотивацию детей; создавать условия для проявления инициативы, детского замысла, творческой выдумки; больше ориентировать детей на взаимодействие друг с другом.

В старшей группе воспитателем Сидоровой Е.Ф. была организована сюжетно-ролевая игра «Семья» с использованием строительного материала и игрушек. Педагог помог детям распределить роли, избегая конфликта, был участником и активным партнером в игре. В процессе игры педагогом были решены задачи социально-коммуникативного развития: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование уважительного отношения к семье, чувство ответственности, эмпатии и отзывчивости; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитатель, задавая вопросы, побуждает детей развивать сюжет, инициирует у них творческие действия. Не хватало ориентации детей друг на друга, на взаимодействие между собой. Дети больше были ориентированы на взаимодействие с педагогом, обращались к ней, перебивали друг друга. Некоторые дети были заняты в основном действиями с игрушками.

Рекомендации:

ориентировать детей на взаимодействие друг с другом; стимулировать собственно-речевые умения детей.

Воспитатель подготовительной к школе группы Рогова Г.А. Организовала сюжетно-ролевую игру «Космонавты» в групповой форме. Качество организации и проведения игры было на высоком уровне: полностью была соблюдена структура игры, дети были замотивированы, воспитателем был внесен элемент неожиданности (письмо, пришедшее от Инопланетян), что всегда очень привлекает детей. В игре педагог выполнял наблюдательную и направляющую функцию, что стимулировало у детей самостоятельность, саморегуляцию поведения и, что самое важное необходимость общаться друг с другом и самостоятельно планировать свою деятельность, решать проблемные ситуации. Воспитатель переводит внимание ребенка с игрушек на взаимодействие с партнером, ориентирует детей друг на друга, стимулирует детей вносить интересные предложения, вовремя замечает назревающие конфликты, помогает детям решить их. На протяжении всей игры осуществляет обучение детей собственно-речевым умениям, технике безопасности, правилам поведения.

Анализ показал, что в каждой возрастной группе созданы условия для проведения дидактических игр. Просмотр дидактических игр показал, что воспитателями был подготовлен необходимый материал к запланированным играм, продумано размещение детей. Предложенные детям игры содержали основные структурные компоненты: дидактическую задачу, состоящую из игровой и обучающей; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов.

Всеми педагогами ДОО ведется постоянная и целенаправленная работа по обучению детей различным видам игр.

Вместе с тем, следует больше внимания уделять индивидуальной работе с воспитанниками при обучении их играм и проведении игр. Редко проводятся музыкально-дидактические игры. Не используется полностью время, отведённое на игровую деятельность.

3. Анализ планов воспитательно — образовательной работы педагогов

на 2022 – 2022 учебный год показал, что игровая деятельность воспитанников в режиме дня планируется целенаправленно, систематически. Педагоги осуществляют работу по развитию сюжетно – ролевой игры в соответствии с ООП МБДОУ д/с «Колосок» ст.Красноярской, разработанной на основании программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, с использованием технологии игровой деятельности Н. Михайленко. Различные виды игр планируются на неделю в календарных (ежедневных) планах педагогов. В каждой группе имеются перспективные планы сюжетно-ролевых игр. Документация по календарным планам воспитателей ведется аккуратно.

Анализ планирования игровой деятельности во всех группах показал, что не всегда при планировании учитывается предшествующая и последующая деятельность детей, которая должна быть представлена в виде чтения художественной литературы, рассматривания картин, картинок, иллюстраций в книгах, на занятиях познавательного цикла, различных беседах, ситуациях, при ознакомлении с профессиями взрослых. А данные виды деятельности обогащают познавательный опыт детей, увеличивают их словарный запас. Игры-фантазии планируются в перспективном плане, а в календарном не отражаются. В задачах отсутствует обучение детей игровым действиям, что сказывается на содержании самой игры. Недостаточно уделяется внимание планированию индивидуальной, предшествующей работы с детьми, не раскрываются четко методические приемы организации игр. Кроме этого, не прослеживается взаимосвязь деятельности педагога и самостоятельной деятельности детей в процессе организации игр во вторую половину дня. Мало планируется музыкальных игр. Воспитатели почти не планируют организацию театрализованной игры.

4. Взаимодействие детского сада и семьи

по вопросам организации игровой деятельности детей осуществляется в соответствии с годовым планом ДОО и планом воспитательно-образовательной работы воспитателей групп. В родительских уголках имеется информация о значении игры в жизни ребенка (папки-передвижки, буклеты). Однако, в планах воспитательно — образовательной работы воспитателей групп недостаточно освещена работа с родителями по обучению детей различным играм, и игровой деятельности в целом.

На основании проведенного контроля можно сделать следующие выводы:

1. В группах созданы необходимые условия для развития игровой деятельности детей, но не всегда соблюдаются основные требования к организации предметной среды.

2. У воспитанников ДОО обнаруживаются достаточные знания и навыки для организации игровой деятельности в соответствии с возрастом детей. Однако уровень развития игровой деятельности детей в старшей группе не соответствует возрастным особенностям и требованиями ООП.

3. Имеются определенные недостатки в руководстве педагогами самостоятельной игровой деятельностью детей во второй половине дня.

4. Планирование осуществляется целенаправленно, систематически, в соответствии с требованиями реализуемой программы и с учётом возрастных особенностей детей. Недостаточно уделяется внимание планированию предшествующей и индивидуальной работы с детьми в ходе совместной игровой деятельности.

5. Мало планируется музыкальных дидактических игр. Воспитатели почти не планируют организацию театрализованной игры.

6. При организации работы с родителями по данной проблеме обращается мало внимания проведению совместных встреч по обмену опытом среди родителей.

По результатам контроля и сделанным выводам рекомендовано:

Воспитателям:

1. Работу по развитию игровой деятельности дошкольников:

— планировать в соответствии с программными требованиями, возрастными особенностями детей;

  • придерживаться структуры игры;
  • активно использовать мотивацию детей;
  • создавать условия для проявления инициативы, детского замысла, творческой выдумки;
  • больше ориентировать детей на взаимодействие друг с другом;
  • при распределении ролей обращать внимание на личностные особенности;
  • стимулировать собственно-речевые умения детей.

Срок – постоянно.

2. Продолжить работу по наполнению игровых зон бросовым материалом, предметами-заместителями. Срок – до 31.12.2017г.

3. Работу по развитию игровой деятельности дошкольников планировать в соответствии с программными требованиями, возрастными особенностями детей. Срок – постоянно.

4. Особое внимание уделять предшествующей и индивидуальной работе с детьми в процессе игровой деятельности: проводить предварительную работу перед обучением игровым действиям: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, беседы о труде взрослых, о взаимоотношениях людей в быту и на работе. Срок – постоянно.

5. Рекомендовать воспитателям старшей группы для индивидуального изучения методическое пособие: «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я. Михайленко. Срок – до 31.12.2017г.

6. Со старшими дошкольниками планировать обязательное изготовление и ремонт игровых атрибутов.

7. Работу с родителями проводить в тесном сотрудничестве. Использовать современные формы взаимодействия (встречи за круглым столом, просмотр видео, наглядные «журналы» и пр.). Срок – постоянно.

Старший воспитатель ________Н.А.Маленькая

09.11.20107г.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]